=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 19 апреля 2008 г. ст.ст., пятница Светлой седмицы.
  литургические чтения:  Деян.3:1-8; Ин.2:12-22 *.



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080502/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-05-2008



к евангельскому чтению:
 + изгнание торгующих - оправдание насилия?
    (Вл. Степанов (Русак); свящ. Cергий Желудков)
      www.messia.ru/rasylka/006/1481.htm#0
                                       (+ссылки!)

     
        -------------------------------------
        * Параллельные места к еванг. чтению:
          Мф.21:12-16; Мк.11:15-18; Лк.19:45-48;
          эпизоды NN26~, 27~ по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#26 )



---------------------------------------------------------------------

Этот выпуск посвящен 1-й главе Евангелия от Иоанна.


> <...>  тема  Пролога  есть  учение  о  Логосе,  <.>  понятие  Логоса
> вводится,  начиная  с  1-го  стиха,  без  всякого определения, иначе
> говоря  предполагается  известным читателям Евангелия, <и> мы должны
> <...>     поставить        вопрос       о     тех       богословских
> или    религиозно-исторических    ассоциациях,   которые   возникали
> в их сознании при употреблении этого понятия.

> Еще   сравнительно    недавно   Логос  <Ев.  от  Иоанна>   сближался
> в  критической науке с Логосом Филона Александрийского, современного
> Христу   мыслителя,   принадлежащего   к   кругам   эллинистического
> иудейства.  Достаточно   сослаться   на французских экзегетов начала
> XX  века,{}  не  сомневавшихся  в  том,  что  богословие  четвертого
> евангелиста  сложилось  под  влиянием  Филона. В пользу этого мнения
> можно  действительно  привести  веские  основания.  Но  тот же Додд,
> который  эти  основания  перечисляет,    принимает    и тот   вывод,
> к которому, после немалого блуждания, пришла современная критическая
> наука:{}  Логос  Филона  есть  философская  абстракция,  а  не живая
> личность. Он не может быть предметом веры и любви. С другой стороны,
> учение   о  Логосе  в <Ев. от Иоанна> получает свое полное раскрытие
> в  учении  о  Его  воплощении.  Посредствуя  между  Богом  и людьми,
> Иоанновский Логос принадлежит истории.   Как живая личность Он любит
> и  любим.  Сказанное  даст право утверждать, что в современной науке
> старое   критическое  мнение  о  влиянии  Филона  на  Иоанна  должно
> почитаться изжитым.

> Но  тем  самым поставленный нами вопрос о происхождении Иоанновского
> Логоса  остается без ответа. Его искали и продолжают искать в разных
> направлениях.  В  наше время Бультман снова обратился к гностическим
> параллелям{} и привлек для объяснения <Ев. от Иоанна>, и в частности
> его  учения  о  Логосе,  опубликованные  не  очень  давно мандейские
> тексты,    но  объяснение  его отправляется от предпосылок не только
> не  доказанных,  но,  по  всей  вероятности, порочных. Известные нам
> мандейские  тексты  восходят  к  мусульманской  эпохе и предполагают
> христианское    влияние.    Обратное    соотношение   представляется
> маловероятным.

> Большинство  современных  ученых  не  сомневаются  в  том, что корни
> Иоанновского  учения  о Логосе как Божественном  посреднике творения
> и  откровения  надо  искать в Ветхом Завете и в иудейском богословии
>  новозаветной  эпохи.  Таково  прежде  всего понятие Торы в переводе
> <Семидесяти>:   nomos,   Закон  -   как Слово Божие и как  выражение
> Его    Премудрости.     Торе,      в раввинистической  письменности,
> и  Премудрости, в Притчах Соломоновых (ср. 8:22-30) и в большей мере
> в неканонических книгах Ветхого Завета (ср. Прем. 7:24 - 8:1 и др.),
> усваивается личное, в богословской терминологии ипостасное, бытие.{}

> На    путях     религиозно-исторической      эволюции     объяснение
> этих представлений исключительно как поэтических метафор должно быть
> отвергнуто   как  недостаточное.    Они   возводят    нас к  истокам
> того  исторического  процесса,    который  получил  свое  завершение
> в  Иоанновском  учении  о  Логосе.  Последние  звенья этого процесса
> Hoskyns  пытается  проследить,  не  без успеха, в раннейших писаниях
> Нового  Завета.{}    Таково   Слово   в  значении Евангелия. И Слово
> и Евангелие - о Христе. Таково Слово и в Прологе Луки (ср. 1:2).

> И  однако  мы  не  имеем права забывать, что термин  <Логос>  возник
> в греческой  философии.    Он   встречается   впервые   у  Гераклита
> и   окончательно   закрепляется    в  стоицизме. Стоицизм    (наряду
> с  платонизмом)   представляет  собою  ту  почву, на которой выросла
> и   философия  Филона,   а значит, и его  учение  о Логосе. Но если,
> как  было  сказано,  филоновский  Логос  не является родоначальником
> Иоанновского  Логоса,   то же относится и к предшественникам Филона.
> В историческом  контексте    греческой философии  Иоанновский  Логос
> не получает надлежащего объяснения.

> И тем не менее на поставленный нами вопрос мы наконец находим ответ.
> Среда,  в которой  возникло <Ев.  от Иоанна>,  была эллинистическая,
> но  испытавшая на себе сильное  и  многообразное  влияние  иудаизма.
> Это  хорошо показал Додд. Возможно, что работа Додда не представляет
> собою  в  этом  отношении  последнего  слова.  В  науке  наблюдается
> тенденция  теснее  связывать <Ев. от Иоанна> с  его  иудаистической,
> а значит, и ветхозаветной подосновой,  чем это было сделано  Доддом.
> В   этом случае  иудейские   ассоциации, которые вызывали бы  учение
> о  Логосе  в  сознании  его иудейских или испытавших на себе влияние
> иудейства читателей, проступили бы с тем большею силой. Они знали бы
> о  чём или о Ком идет речь.  Но  иудеями  круг первых читателей <Ев.
> от  Иоанна>,  несомненно,   не ограничивался. Я не могу  согласиться
> с  Доддом, что <Ев. от Иоанна> было <пред>назначено для тех, которые
> из  него  впервые  узнавали  о христианстве. Если мне удалось в свое
> время  показать,    что  Иоанн  исправлял  своих   предшественников,
> в  частности  и в особенности Луку, это исправление теряло бы всякий
> смысл,  если  бы  читатели Евангелия не знали подлежащих исправлению
> Писаний.  И  тем не менее представляется в высшей степени вероятным,
> что  среди  читателей  Евангелия  если  не преобладали, то во всяком
> случае  были люди эллинистической культуры, которые пришли ко Христу
> иным  путем,  чем  откровение  Ветхого  Завета  в  его  канонических
> писаниях  и  каноническом  развитии,  Термин  <Логос>  имел  для них
> философское звучание,   и с ним связывались  философские ассоциации,
> не  столь далекие от Иоанновского богословия. По-своему, и они знали
> о   чем  идет  речь.  С  другой  стороны,  как  уже  было  отмечено,
> употребление      термина,        ограниченное     одним    Прологом
> и   не   распространяющееся     на   Евангелие,      свидетельствует
> об исторической точности и об осведомленности евангелиста, знавшего,
> что евангельское предание этого термина не сохранило.
        [ епископ Кассиан (Безобразов).
          ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна
          www.krotov.info/history/01/kern/page04.htm#02  ]



 + + + Луи Буйе: Божье Слово в Ветхом Завете
         www.messia.ru/r2/1/053.htm#0

к темам гл. 1:

 + + +  Яков Кротов: "благодать на благодать"
               & "агнец, ведомый на заклание"
         www.messia.ru/rasylka/007/1821.htm
                                        (+ссылки!)
+ + + Яков Кротов: "вот Агнец Божий..."
       www.messia.ru/rasylka/005/1136.htm#0
                                        (+ссылки!)
+ + + Комментарии:
       из "Толковой Библии Лопухина"
        www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+1&comm=lopukhin_ru
       из "Брюссельской Библии"
        www.bible-center.ru/biblecomment?comm=brs89&txt=joh+1


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению субботы Светлой седмицы (Ин.3:22-33)
   www.messia.ru/rasylka/007/1819.htm#0
   (СББ; ссылки на тексты
    Романо Гвардини, Г.У. фон Бальтазара,
    свт. Софрония Иерусалимского,
    свящщ. Якова Кротова, Александра Меня, митр. Антония)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Приближалась еврейская Пасха,
 и Иисус отправился в Иерусалим.
 Во дворе Храма Он обнаружил людей,
 которые продавали быков, овец и голубей,
 сидели там и те, кто менял деньги.
 Иисус, сделав из веревок бич,
 выгнал их всех из Храма вместе с овцами и быками
 и перевернул столы менял, рассыпав их деньги.
 А продавцам голубей Он сказал:
 "Уберите это отсюда! Не превращайте Дом Отца Моего в дом торговли!"
 Его ученики вспомнили, что в Писании сказано:
 "Любовь к Дому Твоему / будет пожирать Меня, как пламя".
 Но тут вмешались еврейские власти, они спросили:
 "Какой знак Ты явишь нам, чтобы доказать Свое право так поступать?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Разрушьте этот Храм, и Я в три дня воздвигну его".
 Они сказали тогда:
 "Сорок шесть лет строился этот Храм,
  а Ты воздвигнешь его в три дня?!"
 А Он, говоря о Храме, имел в виду свое тело.
 И когда Он был поднят из мертвых,
 ученики Его вспомнили эти Его слова
 и поверили Писанию и тому, что сказал Иисус.* (Ин.2:13-22)
                                * * *
"Тому, у кого нет фактов, с которыми нужно считаться,
                         легко быть простым и доступным". (К.Л.:ПХ4.2)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2180.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Запчасти для iphone
Огромный выбор дизайнов. Сделай свой iphone уникальным! Доставка в регионы
master-iphone.ru
Нагрев подшипников
Промышленные, Автомобильные и сельскохозяйственные подшипники
tm-induction.ru