=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 11 мая    2008 г. ст.ст., суббота 4-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.12:1-11; Ин.8:31-42.
  {Память равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869),
   просветителей славян.}

   


> <.....>  Способность  человека  свободно  выбирать идеи и действия -
> одна  из  основных  особенностей  человеческой  эволюции.  Вероятно,
> свобода есть даже нечто более важное, чем все специфические свойства
> человека.    Человеческая    свобода   обширнее,   чем   "осознанная
> необходимость" - единственный вид свободы, признаваемый марксистами.
> Человек  свободен  бросить  вызов  необходимости,  хотя  бы  в своем
> воображении.  Этика  проистекает из свободы и немыслима без свободы"
> (Th.  Dobzhansky.  The  Biological   Basis of  Human  Freedom, 1960,
> p. 134).

> Макс  Планк  точно так же ставит свободу выше всего в человеке, даже
> выше  познания  внешнего мира. "Не научное познание, - говорит он, -
> опирающееся  на  обусловленные  рассудком  рассуждения, но свободная
> воля,  направленная  на этические цели, является тем, что фактически
> указывает    направление   нашим   действиям"   (M.Planck. Vom Wesen
> der  Willensfreiheit,   1955,   S.   27-28).        Именно   свобода
> как    "экзистенциальная  самостоятельность"   делает,    по  мнению
> М.  Шеллера,  человека духовным существом, т. е. подлинным человеком
> (М. Scheller. Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928, S. 47).

>       * * *

> Этот  примат  свободы  в  человеческой  природе  всегда  утверждался
> христианским  вероучением,  согласно  которому  свобода  есть аспект
> богоподобия человека, его причастности Царству Божию.

>    ВЫ ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ (Иоанн 8,32).

>    К СВОБОДЕ ПРИЗВАНЫ ВЫ, БРАТЬЯ (Гал 5,13).

> Стремление   человека к  своему  божественному   идеалу, его  любовь
> к Истине, к Богу и его служение высшим замыслам - все это проявления
> свободы.  Но  свобода  была  бы  призрачной, если бы не предполагала
> возможности  +воспротивиться+  призыву  Творца  и избрать свой путь.
> "Бог  вкладывает    в  человеческую   личность   возможность   любви
> и следовательно - отказа" (В. Лосский).

> Об  этом  непрестанно  свидетельствует  вся святоотеческая традиция,
> начиная  с  первых  веков (см.: св. Юстин. 2 Апология, 7, 6; Татиан.
> Слово  против  эллинов,  7,  3;  Афинагор. Прошение, 31; св. Ириней.
> Против  ересей,  4,  37;  св. Феофил. К Автолику, 2, 27; Тертуллиан.
> Против  Маркиона,  2, 5; Ориген. О началах, 2, 10, 6; Против Цельса,
> б, 5; св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, XII).

> "Без  свободы,  -  говорит Н. Бердяев, -  непонятно ни миротворение,
> ни  грехопадение,  ни искупление. Без свободы нельзя понять феномена
> веры.  Без  свободы невозможна теодицея{богооправдание}. Без свободы
> нет  смысла  мирового  процесса"  (Н.  Бердяев. Философия свободного
> духа. Париж, 1928, I, с. 177).

> В  понятии  свободы нужно различать несколько аспектов. В негативном
> плане  она  есть  "неподчиненность  воздействию  извне"  (С.  Франк.
> Реальность и человек. Париж, 1956, с. 308). В позитивном - она есть,
> по  выражению   Гегеля,    "бытие   из себя",   +самоосуществление+.
> "Ее  нельзя считать, - указывает Франк, - беспредельной возможностью
> чего  угодно,  беспричинностью  в  абсолютном  смысле. Она не только
> сочетается  с  необходимостью,  но  +есть+  необходимость  -  именно
> внутренняя,  как  определенность  +самим  собой+; она противоположна
> только рабству, принуждению извне" (С. Франк, там же).

> Но  помимо  этого  существует и особый вид свободы, которая увлекает
> человека от полноты Божественного бытия и от его собственной природы
> во  тьму  хаоса  и  небытия.  Это  есть  измена  себе  и Богу во имя
> безусловной иррациональной спонтанности.   Это разрыв бытия и провал
> в бездну пустоты.

> Мы   называем   этот   иррациональный  импульс,  эту  судорогу  духа
> "свободой",  хотя,  в конечном счете,   она оборачивается  рабством.
> В  ее  беспредельности  иссякает дух, ниспадая к границам абсолютной
> Смерти.   Такова  трагедия   ложного самоутверждения,   удаляющегося
> от Источника Жизни.

> Но  даже  и в этой иррациональной смертоносной "свободе" проявляется
> богоподобная  природа  человека. Ибо, владея безграничной потенцией,
> он  способен  +самостоятельно+  занять ту или иную "позицию" в своем
> бытии  по  отношению к твари и Богу. Здесь залог возможности полного
> самораскрытия  человека   в царстве Света и  одновременно   -  выход
> в бездонную пропасть уничтожения.
                [ свящ. Александр Мень. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ
                   ПРИЛОЖЕНИЕ 8. БИБЛИЯ И УЧЕНИЕ О ГРЕХОПАДЕНИИ.
                   3) Человек и свобода.
                   www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_pril08.html#3 ]

                                * * *

> <.....>  Мы  все несем за Церковь ответственность - за то сокровище,
> которое  нам  вручено.  Можем  ли  мы  сейчас,  на  пороге  третьего
> тысячелетия,   на   пороге   второго   тысячелетия   крещения  Руси,
> возвращаться  к  средневековому  состоянию  христианского  мышления?
> Некоторые  люди,   особенно молодые,  теперь готовы  к этому. Готовы
> по  лености   мысли,   по невежеству.   Они  полагают, что,  скажем,
> в  XVII веке было лучше, чем теперь. А я бы их послал в какой-нибудь
> застенок  XVII  века  и посмотрел бы, каково им...  Сплошь  и  рядом
> мы встречаемся,    сталкиваемся  с тем, что непонимание  этой  мысли
> о   Богочеловечестве  ведет  к  несвободе.  То,  что  людям  хочется
> +несвободного+   христианства, то,    что    люди    тянутся  именно
> к  рабству, - это страшная вещь,  и  это встречается каждодневно, мы
> с  этим  непрерывно  сталкиваемся.  Люди  не  хотят свободы. Причины
> бывают разные, но, так или иначе, это факт.

> Между  тем  Новый Завет устами апостола говорит: "К свободе призваны
> вы,  братья!" Мы призваны к свободе. Людям же хотелось всегда иного.
> И вот,  глядя  иногда в купола древних соборов и видя там лик Христа
> в  виде  Пантократора, гигантский, со страшными глазами, который как
> бы   нависает  над  толпой,  я думал о том,  насколько мало он похож
> на  Христа,  Который  пришел  в  мир,  Который  сказал: "Вы познаете
> истину,   и   истина   сделает  вас  свободными".  Нет,  это  скорее
> Зевс-громовержец,  это  Перун,  это  все, что угодно, но не Христос.
> Художник,  конечно, волен писать, как он хочет, но важно, что в этих
> образах   запечатлелась  тенденция  к  несвободе. Я вовсе  не говорю
> о  том,  что  человек  должен быть фамильярен с Богом, что он должен
> быть  неблагоговейным.   Тот,   кто  не знает  благоговения, никогда
> не  приблизится  к  Богу;  благоговение  -  одно  из обязательнейших
> условий духовной жизни.

> <.....>  У  нас  есть  Господь.  Он  вовсе не есть +хозяин+. Он Тот,
> Который  умер  за  нас  и  каждого  призвал  быть  Его соучастником.
> Каждого.  Вы  скажете:  это  трудно,  не  все  люди активны. Сказано
> +каждого+  -  значит, способен каждый, в той или иной степени, в той
> или иной мере своего существования, найти свое место на этом пути.
                [ свящ. Александр Мень. Надлежить быть разномыслию
                  www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_03.html ]

                                * * *

> Господь   сказал:   "И   познаете   истину,  и  истина  сделает  вас
> свободными".{Ин  8:32}  Мы не свободны. Не свободны потому, что мы -
> рабы  своего   эгоизма,  эгоцентризма, своей  самости. Мы  в рабстве
> у мелких, ничтожных вещей, которые нас со всех сторон окружают.

> +Господи дай нам идти по жизни свободно, как подобает христианину.+

> Вот это - главное. Потому что можно знать весь реестр, весь перечень
> своих  грехов и, не имея стремления к вере, с этим перечнем остаться
> навсегда.    Его можно отпечатать и каждый раз приносить на исповедь
> в каком-нибудь кармане - он всегда будет один и тот же, переписывать
> его  не  придется.  Будет  всегда  один  и  тот же текст, и довольно
> большой. Вот это и есть стояние на месте!
                [ свящ. Александр Мень. Слово перед исповедью
                  www.alexandrmen.ru/books/prosti/prosti11.htm ]
                               


 + + +
 **>> Яков Кротов: "Познаете истину..."
       www.messia.ru/rasylka/004/788.htm#0
 **>> он же: Уверовавшие в христа -  хотят  убить Христа?!!
                 www.messia.ru/rasylka/002/085.htm#0
 **>> В.Ф.Марцинковский: Убедительность Евангелия
       www.messia.ru/rasylka/006/1501.htm#0
 **>> из текстов свящ. Александра Меня
       www.messia.ru/rasylka/rzerv/in08_32-men.txt



  ** ** ** о свв. Кирилле и Мефодии *** *** *** *** *** *** ***
 *>> Андрей Десницкий: свв. Кирилл и Мефодий
      и дискуссия о Богослужебном языке российской Церкви
       www.messia.ru/rasylka/007/1855.htm#0 (+ссылки!);
        продолжение: www.messia.ru/rasylka/007/1856.htm#0


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080524/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=24-05-2008





***************************************************************** * *
следующий день в церковном календаре:

  к еванг. чтению  воскресенья 5-го по Пасхе (Ин.4:5-42)
   www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0
   (митр. Антоний (Блум); ссылки на тексты cвящ. Александра Меня)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус стал говорить тем людям, которые в Него поверили:
 "Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики
  и узнаете истину - и истина вас освободит".
 Они возразили:
 "Мы - потомки Авраама и никогда ничьими рабами не были!
  Что Ты имеешь в виду, говоря: "Станете свободными"?"
 Иисус им ответил:
 "Говорю вам истинную правду:
  всякий, кто совершает грех - раб греха.
  Раб не всегда будет жить в семье,
  а сын в ней живет всегда.
  Лишь тогда вы действительно будете свободны,
  когда свободу даст вам Сын".* (Ин.8:31-36)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2201.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0