=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 11 мая 2008 г. ст.ст., суббота 4-й седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.12:1-11; Ин.8:31-42. {Память равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), просветителей славян.} > <.....> Способность человека свободно выбирать идеи и действия - > одна из основных особенностей человеческой эволюции. Вероятно, > свобода есть даже нечто более важное, чем все специфические свойства > человека. Человеческая свобода обширнее, чем "осознанная > необходимость" - единственный вид свободы, признаваемый марксистами. > Человек свободен бросить вызов необходимости, хотя бы в своем > воображении. Этика проистекает из свободы и немыслима без свободы" > (Th. Dobzhansky. The Biological Basis of Human Freedom, 1960, > p. 134). > Макс Планк точно так же ставит свободу выше всего в человеке, даже > выше познания внешнего мира. "Не научное познание, - говорит он, - > опирающееся на обусловленные рассудком рассуждения, но свободная > воля, направленная на этические цели, является тем, что фактически > указывает направление нашим действиям" (M.Planck. Vom Wesen > der Willensfreiheit, 1955, S. 27-28). Именно свобода > как "экзистенциальная самостоятельность" делает, по мнению > М. Шеллера, человека духовным существом, т. е. подлинным человеком > (М. Scheller. Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928, S. 47). > * * * > Этот примат свободы в человеческой природе всегда утверждался > христианским вероучением, согласно которому свобода есть аспект > богоподобия человека, его причастности Царству Божию. > ВЫ ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ (Иоанн 8,32). > К СВОБОДЕ ПРИЗВАНЫ ВЫ, БРАТЬЯ (Гал 5,13). > Стремление человека к своему божественному идеалу, его любовь > к Истине, к Богу и его служение высшим замыслам - все это проявления > свободы. Но свобода была бы призрачной, если бы не предполагала > возможности +воспротивиться+ призыву Творца и избрать свой путь. > "Бог вкладывает в человеческую личность возможность любви > и следовательно - отказа" (В. Лосский). > Об этом непрестанно свидетельствует вся святоотеческая традиция, > начиная с первых веков (см.: св. Юстин. 2 Апология, 7, 6; Татиан. > Слово против эллинов, 7, 3; Афинагор. Прошение, 31; св. Ириней. > Против ересей, 4, 37; св. Феофил. К Автолику, 2, 27; Тертуллиан. > Против Маркиона, 2, 5; Ориген. О началах, 2, 10, 6; Против Цельса, > б, 5; св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, XII). > "Без свободы, - говорит Н. Бердяев, - непонятно ни миротворение, > ни грехопадение, ни искупление. Без свободы нельзя понять феномена > веры. Без свободы невозможна теодицея{богооправдание}. Без свободы > нет смысла мирового процесса" (Н. Бердяев. Философия свободного > духа. Париж, 1928, I, с. 177). > В понятии свободы нужно различать несколько аспектов. В негативном > плане она есть "неподчиненность воздействию извне" (С. Франк. > Реальность и человек. Париж, 1956, с. 308). В позитивном - она есть, > по выражению Гегеля, "бытие из себя", +самоосуществление+. > "Ее нельзя считать, - указывает Франк, - беспредельной возможностью > чего угодно, беспричинностью в абсолютном смысле. Она не только > сочетается с необходимостью, но +есть+ необходимость - именно > внутренняя, как определенность +самим собой+; она противоположна > только рабству, принуждению извне" (С. Франк, там же). > Но помимо этого существует и особый вид свободы, которая увлекает > человека от полноты Божественного бытия и от его собственной природы > во тьму хаоса и небытия. Это есть измена себе и Богу во имя > безусловной иррациональной спонтанности. Это разрыв бытия и провал > в бездну пустоты. > Мы называем этот иррациональный импульс, эту судорогу духа > "свободой", хотя, в конечном счете, она оборачивается рабством. > В ее беспредельности иссякает дух, ниспадая к границам абсолютной > Смерти. Такова трагедия ложного самоутверждения, удаляющегося > от Источника Жизни. > Но даже и в этой иррациональной смертоносной "свободе" проявляется > богоподобная природа человека. Ибо, владея безграничной потенцией, > он способен +самостоятельно+ занять ту или иную "позицию" в своем > бытии по отношению к твари и Богу. Здесь залог возможности полного > самораскрытия человека в царстве Света и одновременно - выход > в бездонную пропасть уничтожения. [ свящ. Александр Мень. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 8. БИБЛИЯ И УЧЕНИЕ О ГРЕХОПАДЕНИИ. 3) Человек и свобода. www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_pril08.html#3 ] * * * > <.....> Мы все несем за Церковь ответственность - за то сокровище, > которое нам вручено. Можем ли мы сейчас, на пороге третьего > тысячелетия, на пороге второго тысячелетия крещения Руси, > возвращаться к средневековому состоянию христианского мышления? > Некоторые люди, особенно молодые, теперь готовы к этому. Готовы > по лености мысли, по невежеству. Они полагают, что, скажем, > в XVII веке было лучше, чем теперь. А я бы их послал в какой-нибудь > застенок XVII века и посмотрел бы, каково им... Сплошь и рядом > мы встречаемся, сталкиваемся с тем, что непонимание этой мысли > о Богочеловечестве ведет к несвободе. То, что людям хочется > +несвободного+ христианства, то, что люди тянутся именно > к рабству, - это страшная вещь, и это встречается каждодневно, мы > с этим непрерывно сталкиваемся. Люди не хотят свободы. Причины > бывают разные, но, так или иначе, это факт. > Между тем Новый Завет устами апостола говорит: "К свободе призваны > вы, братья!" Мы призваны к свободе. Людям же хотелось всегда иного. > И вот, глядя иногда в купола древних соборов и видя там лик Христа > в виде Пантократора, гигантский, со страшными глазами, который как > бы нависает над толпой, я думал о том, насколько мало он похож > на Христа, Который пришел в мир, Который сказал: "Вы познаете > истину, и истина сделает вас свободными". Нет, это скорее > Зевс-громовержец, это Перун, это все, что угодно, но не Христос. > Художник, конечно, волен писать, как он хочет, но важно, что в этих > образах запечатлелась тенденция к несвободе. Я вовсе не говорю > о том, что человек должен быть фамильярен с Богом, что он должен > быть неблагоговейным. Тот, кто не знает благоговения, никогда > не приблизится к Богу; благоговение - одно из обязательнейших > условий духовной жизни. > <.....> У нас есть Господь. Он вовсе не есть +хозяин+. Он Тот, > Который умер за нас и каждого призвал быть Его соучастником. > Каждого. Вы скажете: это трудно, не все люди активны. Сказано > +каждого+ - значит, способен каждый, в той или иной степени, в той > или иной мере своего существования, найти свое место на этом пути. [ свящ. Александр Мень. Надлежить быть разномыслию www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_03.html ] * * * > Господь сказал: "И познаете истину, и истина сделает вас > свободными".{Ин 8:32} Мы не свободны. Не свободны потому, что мы - > рабы своего эгоизма, эгоцентризма, своей самости. Мы в рабстве > у мелких, ничтожных вещей, которые нас со всех сторон окружают. > +Господи дай нам идти по жизни свободно, как подобает христианину.+ > Вот это - главное. Потому что можно знать весь реестр, весь перечень > своих грехов и, не имея стремления к вере, с этим перечнем остаться > навсегда. Его можно отпечатать и каждый раз приносить на исповедь > в каком-нибудь кармане - он всегда будет один и тот же, переписывать > его не придется. Будет всегда один и тот же текст, и довольно > большой. Вот это и есть стояние на месте! [ свящ. Александр Мень. Слово перед исповедью www.alexandrmen.ru/books/prosti/prosti11.htm ] + + + **>> Яков Кротов: "Познаете истину..." www.messia.ru/rasylka/004/788.htm#0 **>> он же: Уверовавшие в христа - хотят убить Христа?!! www.messia.ru/rasylka/002/085.htm#0 **>> В.Ф.Марцинковский: Убедительность Евангелия www.messia.ru/rasylka/006/1501.htm#0 **>> из текстов свящ. Александра Меня www.messia.ru/rasylka/rzerv/in08_32-men.txt ** ** ** о свв. Кирилле и Мефодии *** *** *** *** *** *** *** *>> Андрей Десницкий: свв. Кирилл и Мефодий и дискуссия о Богослужебном языке российской Церкви www.messia.ru/rasylka/007/1855.htm#0 (+ссылки!); продолжение: www.messia.ru/rasylka/007/1856.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080524/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=24-05-2008 ***************************************************************** * * следующий день в церковном календаре: к еванг. чтению воскресенья 5-го по Пасхе (Ин.4:5-42) www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0 (митр. Антоний (Блум); ссылки на тексты cвящ. Александра Меня) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус стал говорить тем людям, которые в Него поверили: "Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики и узнаете истину - и истина вас освободит". Они возразили: "Мы - потомки Авраама и никогда ничьими рабами не были! Что Ты имеешь в виду, говоря: "Станете свободными"?" Иисус им ответил: "Говорю вам истинную правду: всякий, кто совершает грех - раб греха. Раб не всегда будет жить в семье, а сын в ней живет всегда. Лишь тогда вы действительно будете свободны, когда свободу даст вам Сын".* (Ин.8:31-36) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2201.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|