=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 28 мая 2008 г. ст.ст., вторник 7-й седмицы по Пасхе. {Попразднство Вознесения Господня} литургические чтения: Деян.21:26-32; Ин.16:2-13. к евангельскому чтению: >> Толковая Библия: Ненависть мира к свидетелям Христа. Пришествие Духа Святого www.messia.ru/rasylka/006/1517.htm#0 (+ др. ссылки: прп. Макарий Египетский; митр. Антоний (Блум); свт. Кирилл Иерусалимский; свящ. Георгий Завершинский; Фаддей Дайчер; В.В.Сорокин; ККЦ и др.) к апостольскому чтению: >> Общество друзей Священного Писания - Я сораспялся Христу [Деян.21:1-26] www.bible-center.ru/book/acts/026 >> продолжение: Омой грехи твои [Деян.21:27-22:30] www.bible-center.ru/book/acts/027 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080610/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-06-2008 ---------------------------------------------------------------------- Этот выпуск посвящен стихам 7:1 - 8:2 Послания апостола Павла римлянам. > В обычном построении посланий ап. Павла, пример которого мы уже > имели в Гал. (ср. еще Ефес., Колосс.), за первою частью, содержащей > изложение догматического учения, следует вторая, посвященная > вопросам практическим. Этому общему типу подчинено построение > и Римл. Но, изложив учение об оправдании верою (1:18-4), Павел > не тотчас переходит к практическим наставлениям, а сосредоточивает > свое внимание на предпосылках христианской нравственности (глл. > 5-8). Что этот большой отдел имеет значение перехода от учения > догматического к учению практическому, ясно из того призыва, > с которого он начинается. В русском переводе 5:1 звучит: > "...оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом." Но в лучших рукописях > греческого текста стоит не изъявительное наклонение, > а сослагательное - "да имеем". Павел считается с фактом оправдания > верою. Грешное прошлое зачеркнуто. Но остается долгий путь > возрастания в праведности. На этот путь Павел и зовет верующих и, > в первую очередь, самого себя. > Нравственное поведение христианина основано на том даре благодати, > к которому мы имеем доступ по вере (ст. 2а). Сущность этого > благодатного дара ап. Павел выражает в форме троякой хвалы (ср. стт. > 2б,3-5 и слл., 11 и слл.). В свое время было указано, что > в богословской терминологии ап. Павла понятие хвалы предполагает > обладание некоей положительной ценностью. Всякая положительная > ценность есть ценность в Боге. Облекая учение о благодати в форму > троякой хвалы, Павел хочет показать, что дар благодати, исходящий > свыше, делает верующего обладателем положительной ценности. Эта > ценность есть, прежде всего, надежда на славу Божию (ст. 2б). > Понятие славы возвращает нас к III,23: надежда должна получить > исполнение в жизни будущего века. > Вторая хвала есть хвала, скорбями (стт. 3-5). Для ап. Павла > в скорбях заключена положительная ценность потому, что скорби, > воспитывая терпение и опытность, тоже приводят к надежде. Тем самым, > вторая хвала совпадает с первою хвалою. Мы не имеем основания > понимать надежду ст. 5 иначе, как надежду славы ст. 2. Но в ст. 5 > надежда утверждается на любви, которая "излилась в сердца наши Духом > Святым, данным нам." О действовании Духа Святаго ап. Павел писал > и в Гал., а о залоге Духа - в 2 Кор. Перфектная форма излилась > говорит о неотъемлемом даре. В Римл. 5 Павел видит доказательство > любви Божией в искупительной смерти Христовой (стт. 6-10). Но, если > спасительным средством была смерть Сына Божия, то полноту спасения > Апостол ожидает от нашей жизни со Христом. Жизнью Его выражает > мистическую реальность: участие верующего в жизни Прославленного > Господа. Но Апостол не только исповедует в благодати > непосредственную надежду, в которой его укрепляют и скорби, > выпадающие на его долю. Он хвалится Самим "Богом чрез Господа Иисуса > Христа" (ст. 11). Эта третья хвала есть свидетельство неразрывной > связи, которая соединяет его с Богом, по силе искупительного подвига > Христова. Он обосновывает свою мысль в стт. 12-21. Как и в 1Кор.15, > Павел противополагает двух Адамов: первого, которым вошел грех, > и второго, Который принес благодать. Мысль о праотце Адаме, > как о началоположнике человеческого греха и виновнике смерти, > вытекает из ст. 12, каково бы ни было значение приводимых в послании > слов. Значат ли они "в котором", т.е. в Адаме, или "потому что", > они, во всяком случае, выражают мысль, что в человеческом роде грех > и смерть пошли от Адама. Первое толкование вычитывает в ст. 12 > законченную теорию первородного греха, как соучастия потомков > в грехе предков. Эта теория находится в согласии с Новозаветным > учением в целом (ср., например, Евр.7:9-10). Очень возможно, > что Павел, говоря об Адаме, действительно думал о первородном грехе. > Но даже если он о нём и не думал, его мысль в контексте отрывка > ясна. Что грех действовал в роде человеческом и до Моисея, > чрез которого был дарован Закон, очевидно из того, что и в это время > царствовала смерть, являющаяся наказанием за грех. Последствия греха > Адама, который, как нарушение заповеди, был преступлением, > распространялись на многих, не совершивших его преступления. > С дарованием Закона, грех стал преступлением, что означало > его отягчение. Но единому началу греха, в лице Адама, противостоит > преизобильный источник благодати, в лице Иисуса Христа. Ответом > на умножение греха, в связи с дарованием Закона, и было > преизобильное излияние благодати, утверждающей жизнь вечную > чрез Господа нашего Иисуса Христа. Жизнь вечная и противополагается > смерти, как последствию греха. Надежда на жизнь вечную, к которой > приводит Апостола третья хвала, есть, таким образом, та же надежда > славы, о которой он говорил в первой и во второй хвале. Надежда > славы в скорбях и в отдании себя Богу и есть, для ап. Павла, > основание христианской нравственности. > Но в 6:1 Апостол угадывает новое возражение иудейского оппонента. > Если умножение греха вызвало преизобильное излияние благодати, > не значит ли это, что мы должны искать греха для умножения > благодати? На этот вопрос Павел отвечает решительным отрицанием. > Толкуя христианское крещение, как крещение в смерть Христову, > иначе говоря, как наше погребение со Христом, ап. Павел считает, что > для греха принципиально не остается места (стт. 2-14). Участие > в смерти Христовой предполагает и участие в Его воскресении. Апостол > и здесь готов понимать наше воскресение со Христом буквально (стт. > 8-9, ср. указание на славу Отца в ст. 4). Но ударение в гл. 6 - > не эсхатологическое. И смерть и воскресение Павел толкует > по преимуществу переносно, как нашу смерть греху и жизнь для Бога > в послушании правде (ср. развитие этой последней мысли в стт. 15-25, > в ответ на новое возражение иудейского оппонента). Правда, > противополагаемая греху, и есть та святость, которая венчается > жизнью вечною во Христе Иисусе. Жизнь вечная, как дар Божий, > противостоит смерти, возмездию за грех (стт. 22-23). Таким образом, > отводя возражение иудейского оппонента, Павел существенно дополняет > учение о благодати, как основании христианской нравственности: > благодать есть стимул практического поведения верующего по ее > внутренней противоположности греху. В гл. 7 Апостол возвращается > к мысли о связи греха и закона, которой он касался раньше (5:20-21, > ср. 3:20, Гал. 3:19). Мы имели случай отметить соотносительность > Павловых понятий веры и благодати, а, с другой стороны, > принципиальную противоположность веры и Закона. Из гл. 6 вытекает, > что домостроительство благодати заступило место домостроительству > закона (ср. стт. 14-15). В гл. 7, еще раз отметив конец Закона > в смерти Христовой (стт. 1-4), Павел показывает, в чём состоит связь > греха и закона (стт. 5-25). То, что Апостол пишет о психологии греха > (ср. стт. 7-11), как влечения к запретному, о двух законах, которые > борются в человеке, о власти тела, восстающего против ума (ср. стт. > 22-25), отражает личный опыт пишущего, пережитый им в подзаконном > состоянии, но знакомый и каждому христианину. Эта страница в Римл. > принадлежит к самым сильным словам, которые когда-либо были сказаны > ап. Павлом. Она имеет, поистине общечеловеческое значение. > В ст. 25б Павел подводит итог сказанному. Но ему предшествует > победный клич, которым Апостол отвечает в ст. 25а на вопль > раздвоенности (ст. 24). Спасение от раздвоенности - в благодати. > В некоторых рукописях ст. 25а прямо говорится о благодати Божией. > Но даже в лучшей форме текста, которая лежит в основании и русского > перевода, мысль Павла, несомненно, о благодати. Греху, отягченному > законом, противостоит благодать. Благодать и спасает человека > от греха. Грех и благодать - несовместимы. [ епископ Кассиан Безобразов ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ www.krotov.info/history/01/kern/bezo_5.html ] + + + ... Бог силен за эту соломинку вытащить нас из нашей раздвоенности ... www.messia.ru/rasylka/007/1879.htm#0 (+ссылки) # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "А теперь Я ухожу к Тому, кто послал Меня. ... Но Я правду вам говорю: Мой уход вам на благо. Если Я не уйду, не придет тогда к вам Заступник; а уйду - Я пошлю Его к вам. Он, придя, мир уличит в том, что тот неправильно судит о грехе, справедливости и о Суде: о грехе - потому что не верят в Меня; о справедливости, потому что Я ухожу к Отцу и вы больше Меня не увидите; о Суде - потому что уже осужден Властитель этого мира. Я мог бы еще о многом сказать вам, но пока вы не можете это осилить. Когда же придет Дух Истины, он направит вас к полной истине". (Ин.16:5,7-13) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2218.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|