=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 16 июня   2008 г. ст.ст.,  воскресенье  2-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:  Рим.2:10-16; Мф.4:18-23.
  {память всех святых в земле Российской просиявших}


 + + + митрополит Сурожский Антоний: ...люди, которые выросли в полную
        меру того, что задумал о них Господь...
         www.messia.ru/rasylka/007/1871.htm#0
 + + + ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
        проповеди митр. Антония (Блума):
         www.mitras.ru/archive/040613.htm
         www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm#11

к апост. чтению - см. предыдущий выпуск рассылки

         

        18 Проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел двух братьев
        - Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея. Они были
        рыбаки и забрасывали в море сети.

        19 - Пошли за Мной! - говорит им Иисус. - Я сделаю вас ловцами
        людей!

        20 Оставив сразу же сети, они последовали за Ним. (21) Пройдя
        немного дальше, Он увидел двух других братьев - Иакова,
        сына Зеведея, и его брата Иоанна, - они в лодке со своим отцом
        Зеведеем чинили сети. Он позвал их. (22) И они, сразу же
        оставив лодку и отца, последовали за Ним.

        23 Иисус ходил по всей Галилее и учил в синагогах, возвещая
        Радостную Весть о Царстве и исцеляя народ от всяких болезней
        и недугов.

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)


>                     Призыв следовать за Иисусом

> <...>  Все  слушатели  Иисуса <призываются> стать персонажами драмы,
> жить  как  люди  Царства. Однако <...>,  по крайней мере,  некоторых
> из  своих слушателей Иисус не просто звал хранить верность Ему и его
> движению,  -  нн  звал  их  оставить дом и в самом буквальном смысле
> следовать  за   Ним.  У  Него была программа.   У Него был  замысел.
> Для исполнения замысла ему нужны были спутники и даже помощники.

> В  Евангелиях можно различить несколько различных уровней требования
> и  призыва.  Эти  уровни невозможно четко разграничить, но очевидно:
> вполне удовлетворяясь тем, что одни люди (вроде Марии и Марфы) будут
> хранить  Ему верность на расстоянии,   Иисус звал  некоторых  других
> всё  продать  и  идти  за  Ним.{}  Похоже,  что кто-то присоединялся
> к  Иисусу  время  от  времени. Кто-то из своей частной собственности
> обеспечивал  средствами  Его самого и Его учеников, - надо полагать,
> оставаясь  с  частью  имущества  для  получения  дальнейшего дохода.
> Кто-то  мог приютить этих скитальцев дома, - стало быть, самому живя
> именно  дома,  а  не  путешествуя с Иисусом. Нам неизвестно, сколько
> месяцев  в  году  Иисус с близкими учениками странствовал. Нам также
> неизвестно,  был ли местом, где они оставались на зиму, - они вполне
> могли  оставаться  на  зиму  в  одном месте, - непременно Капернаум,
> откуда происходили несколько учеников.

> Нам  известно:  к  некоторым  слушателям  Иисус  обращался  с  очень
> конкретным  призывом  оставить  всё  и  следовать  за  ним.   Начнем
> с  призвания учеников./204/ Иисус, властно велел им оставить прежние
> занятия  и  идти  за ним,  воспринять Его образ жизни,  помогать Ему
> в  программе  и  миссии.  Рассказы  о  призвании  учеников несколько
> отличаются:

> *   Марк говорит об этом коротко и просто;
> *   Лука помещает данное событие в контекст эпизода с ловлей рыбы;
> *   Согласно Иоанну, призвание произошло после крещения у Иоанна.

>       ------------------------------------------------------------
>       /204/ Мк 1:16-18 / Мф 4:18-20 / Лк 5:1-11 (ср. Ин 1:35-51;
>             Евангелие эбионитов 1); Мк 2:14 / Мф 9:9 / Лк 5:27-28.

> За этими рассказами, бесспорно, стоит реальное историческое событие:
> Иисус  призвал  Петра,  Андрея,  Иакова и Иоанна, а они послушались.
> Вспомним и  совершенно бесподобную (и, видимо, достоверную)  историю
> с призванием  Матфея (Левия):   тот  сидит  у капернаумской  таможни
> и  собирает  пошлины    с  людей, переходящих  с территории  Филиппа
> на   территорию   Антипы;     Иисус  подходит   и  велит   следовать
> за  собой./205/  Еще  один  вариант:   кого-то   Иисус мог  отобрать
> из общего числа последователей для особых задач./206/

>       ------------------------------------------------------------
>       /205/ Мк 2:14 / Мф 9:9 / Лк 5:27-28 / Евангелие эбионитов 1.
>             Параллели между призванием Матфея и призванием первых
>             учеников (Мк 1:16 сл.) не настолько сильны, чтобы
>             считать, что один рассказ выведен из другого ().
>       /206/ Мк 3:12-14 / Лк 6:13. Мф 10:1 (отчасти параллельный
>             этим отрывкам) предполагает, что Двенадцать уже избраны.

> Окружающие  могли  быть  в  шоке:  призыв  Иисуса  посягал  на такие
> семейные   обязательства,   которые   обычно  считались  священными.
> "Предоставь  мертвым погребать своих мертвецов"! Такое может сказать
> только   тот,   кто   считает  свою  задачу  первостепенной.  Такому
> подчинится  только тот,  кто и  вправду  поверит.{} Между тем призыв
> не  сулит  ничего, кроме  бродячей жизни:  у лис  есть  норы, у птиц
> есть гнезда,   а  Сыну Человеческому  негде голову  преклонить./208/
> Была   обещана   нескорая   награда,  -    как   и следует   ожидать
> от  "пророка-вождя",  тем  более,  от  того,  кто  больше пророка, -
> благословения    грядущего    великого   нового   времени,   времени
> искупления./209/

>       --------------------------------------------------
>       /208/ См. Мф 8:18-22 / Лк 9:57-62 / Фома 86.
>       /209/ См. Мк 10:28-31 / Мф 19:27-30 / Лк 18:28-30,
>             ср. Лк 22:28-30; Апокриф Иакова 4:1-5:5.


> Уместно провести ассоциацию:    некоторые  краткие   притчи  говорят
> о людях, отдающих всё, чтобы следовать за Иисусом.

> *   Драгоценную жемчужину можно купить, только всё продав.
> *   Зарытое сокровище можно получить, только всё оставив./210/

>       -------------------------------------------------------------
>       /210/ Жемчужина: Мф 13:45-46 / Фома 76; сокровище: Мф 13:44 /
>             Фома 109.

> Вспомним   и  высказывания  о  маммоне:  идущий  за  Иисусом  должен
> отбросить  прочие  перспективы  и возможности. В категорию "маммоны"
> Иисус,  видимо,  включал привязанность к наследственной земле; <...>
> это предполагалось Его переосмыслением израильских символов./211/

>       --------------------------------------------------
>       /211/ Мф 6:24/Лк 16:13; ср. Лк 12:13-15; 14:33 ...

> Отметим   также  высказывание,  перекликающееся  со  всей  традицией
> Божественной  Премудрости   (Премудрость  зовет людей довериться  ей
> и  обрести  в  ней  покой).    Иисус предложил людям  взять  на себя
> Его легкое бремя и найти "покой" в следовании именно его путем./212/

>       ------------------------------------------------------------
>       /212/ Мф 11:28-30; ср. Фома 90; далее 2 Клим 6:7; Диалог
>             Спасителя 65-68; Евангелие евреев 4. Самый очевидный
>             фон - Сир 51:23-27. Дэвис и Эллисон предложили
>             альтернативу - Исх 33:12-14 (). ... По мнению Беца (),
>             Мф 11:28-30 и заповеди блаженства в Мф 5 богословски
>             идентичны. Любопытна гипотеза Ньюзнера ():
>             это высказывание связано со спорами по поводу субботы
>             в Мф 12.

> В  числе  людей,  призванных  Иисусом  бросить  всё  и  идти за ним,
> выделялся  узкий  круг  -  Двенадцать  (большинство  ученых признаЮт
> существование  Двенадцати   исторически   достоверным  фактом/213/).
> Не  вполне  ясен   точный  состав   этой группы:      между списками
> есть расхождения. Однако не стоит придавать слишком большое значение
> этим   расхождениям:   сходства   куда   значительнее.  Кроме  того,
> противоречия  в отдельных деталях вообще характерны для свидетельств
> очевидцев   и     могут  даже     свидетельствовать    +в    пользу+
> общей достоверности./214/

>       ---------------------------------------------------------------
>       /213/ ... Помимо евангельских текстов (и Деян 1:13),
>             см. 1Кор 15:5; Откр 21:14; они свидетельствуют, что
>             группа в целом (с Иудой Искариотом или без него)
>             называлась "Двенадцатью".
>       /214/ Мк 3:13-19 / Мф 10:2-4 / Лк 6:12-14 / Деян 1:13.
>             +Первые четыре имени+ в списках одинаковые: Петр,
>             Андрей, Иаков, Иоанн. Последние три имени даются
>             в разной последовательности.
>             +Вторые четыре имени+ в списках также одинаковые:
>             Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей. Последние три имени
>             даются в разной последовательности.
>             +Третьи четыре имени.+ Всегда начинаются с Иакова, сына
>             Алфея, а заканчиваются Иудой Искариотом (кроме Деян,
>             так как он к тому моменту умер). Существенные вариации
>             есть только в случае 10-го и 11-го места: Мф/Мк - Фаддей
>             и Симон Кананит, Лк/Деян - "Симон зелот" (всегда 10-е
>             место) и "Иуда, сын Иакова" (всегда 11-е место). Проще
>             всего предположить, что "зелот" - глосса Луки
>             на "Кананит", а "Иуда, сын Иакова" - второе имя Фаддея;
>             возможно, последнее предпочиталось в некоторых кругах
>             во избежание путаницы с Иудой Искариотом (ср. Ин 14:22).
>             Еще одна важная проблема - личность Нафанаила. Нафанаил
>             обретает неожиданную значимость в Ин 1:45-49, потом
>             снова появляется в Ин 21:2, между тем как больше о нём
>             не слышно. Иоанн не говорит, что Нафанаил принадлежал
>             к Двенадцати. Если он всё же принадлежал к Двенадцати,
>             не исключена его идентификация с Варфоломеем, у Иоанна
>             не упомянутым. ...

> Избрание  Двенадцати  связано  с  идеей  воссоздания  Израиля (после
> ассирийского  нашествия   734 года до н.э.   многие  колена  исчезли
> из виду).   Видное  место  двенадцати  учеников,  -   не говоря  уже
> об  обещанных  им  двенадцати престолах, на которых они будут судить
> колена,  -  подтверждает:  Иисус  думал  именно  об эсхатологическом
> восстановлении Израиля./215/

>       -------------------------------------------------------------
>       /215/ Мф 19:28 / Лк 22:30. Лука пропускает слово "двенадцать"
>             перед "престолами": возможно, его смутил Иуда ().
>             Ср. Иак 1:1. Относительно фона см., например,
>             3Цар 11:29-37; 4 Цар 17:5-23; Иез 37:15-23.

> Не  всегда  замечают,  что  внутри Двенадцати выделяется своего рода
> внутренний  круг:  Петр,  Иаков,  Иоанн. Они особенно близки Иисусу.
> Здесь  не  исключена  аллюзия  на   историю Давида:    у Давида было
> три   близких   телохранителя./216/ Это  хорошо  согласуется с  тем,
> как  Иисус  подавал себя обществу, - скитающийся, помазанный, но еще
> не воцарившийся царь Израилев/217/ ().

>       ---------------------------------------------
>       /216/ 2Цар 23:8-23; 1Пар 11:10-25.
>       /217/ См. Мк 2:25-26/ Мф 12:3-4/ Лк 6:3-4 ...

> Картину  собравшихся вокруг Иисуса учеников можно представить в виде
> концентрических  кругов.  Внешний круг - люди, к которым предъявлено
> требование  хранить  верность Иисусу, но которые не обязаны покидать
> свою  среду.  Двигаясь  к центру, мы видим следующий круг: некоторые
> призваны оставить все и идти за Иисусом. Среди этих людей выделяется
> внутренний  и глубоко символический по значению круг. В свою очередь
> внутри  этого  круга  есть  еще  один,  также символический, - самые
> близкие  помощники  Иисуса.  Можно  спросить:  что  думали  о  своем
> предназначении  все  эти  ученики?  И  что думали обычные галилеяне,
> глядя   на   пророка,   скитающегося   с   глубоко   преданными  Ему
> последователями,  -  преданными  до  готовности  пренебречь обычными
> нормами?

> Ответ  очевиден:  у  посторонних, как, наверное, и у самих учеников,
> возникали  ассоциации  с  движениями  Иуды  Галилеянина,  Февды и им
> подобных.  Показательно, что Лука, любящий подчеркивать политическую
> безопасность  христианства,  приводит речь Гамалиила, где тот ставит
> Иисуса  в один ряд именно с Иудой Галилеянином и Февдой./218/ Призыв
> Иисуса   вполне   мог    напоминать   призывы   других    духовидцев
> и/или революционеров.  Иисус не учил браться  за оружие, - но был же
> у Петра меч в Гефсимании,  и едва ли он просто  так его купил. Весть
> о  воцарении    ГОСПОДА и   сопутствующий   призыв сплотиться  имели
> куда  больше  общего   с  основанием   революционной   партии,   чем
> с современными нам понятиями "благовестия" и "этического учения".

>       ----------------------------------------
>       /218/ Деян 5:36 сл.; ср. Деян 21:38. ...

*> Вполне  вероятно,  что ученики, по крайней мере, отчасти, не поняли
*> деятельность  и  миссию  Иисуса, истолковав их, подобно большинству
*> галилейских  слушателей Иисуса, в категориях традиционных еврейских
*> национальных мессианских чаяний./219/

>       -------------------------------
>       /219/  Hengel 1981b [1968], 79.

> Подведем  итог:  Иисус  призывал  некоторых слушателей к ученичеству
> особого  рода,  предполагавшему необходимость  всё  оставить, -  что
> не требовалось от прочих слушателей. <....>
                        [ Томас Райт. ИИСУС И ПОБЕДА БОГА
                          перевод: Г.Ястребов.
                          // М., [2004]. стр. 272-6. ]


 ++* Яков Кротов. БОЛЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ (Мф.4:23):
      www.messia.ru/rasylka/003/650.htm#0



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080629/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-06-2008




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других  -
 тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя,
 потому что других  судишь, а сам поступаешь так же, как они.
 А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.
 Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает,
 а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?
 А может, ты презираешь Его великую доброту,
 снисходительность и терпение?
 Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?
 Но ты упрям и не хочешь раскаяться,
 ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева,
 когда явится правый суд Бога, который каждому воздаст по делам его:
 тем, кто постоянством в добрых делах
 искал славы, чести и бессмертия,  - вечную жизнь;
 себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу,  - гнев и ярость.
 Горе и страдание всякому человеку, делающему зло,
 во-первых еврею, потом и язычнику.
 Слава, честь и мир всем, делающим добро,
 во-первых еврею, потом и язычнику.
 Ведь Бог беспристрастен!
 Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона.
 Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
 Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону,
 а те, кто исполняет Закон.
 Когда язычники, у которых нет Закона,
 следуя природе, делают то, что велит Закон,
 они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.
 Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах;
 о том же свидетельствует и их совесть,
 раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.* (Рим.2:1-15)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0