=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 30 июня 2008 г. ст.ст., воскресенье
4-е по Пятидесятнице.
память славных и всехвальных 12-ти апостолов
литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13 (рядовые).
1Кор.4:9-16;
Мк.3:13-19
(апостолам).
> 8 О да,
у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи! Вы уже
> воцарились
- и без нас! Хотел бы я, чтобы вы воцарились!
> 9 Тогда
и мы царствовали бы вместе с вами. Но, думается
> мне, Бог
отвел нам, апостолам, место в самом хвосте
> процессии,
словно людям, приговоренным к смерти на арене.
> Ведь мы
стали зрелищем для всего мира - и для ангелов,
> 10 и для людей.
Мы ради Христа дураки, а вы во Христе
> такие
разумные. Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести,
> 11 а мы в бесчестье.
Мы по сей день голодаем и жаждем,
> 12 мы ходим в
отрепьях, нас избивают, мы без крова, мы
> в поте
лица зарабатываем на хлеб собственными руками.
> Нас бранят
- мы благословляем, преследуют - терпим,
> 13 на нас клевещут
- отвечаем добрыми словами. Мы стали
> для мира
как мусор, мы до сих пор - отбросы общества.
> 4.8 Откр 3.17,21
4.9 Рим 8.36; Евр 10.33 4.10 1Кор 3.18
> 4.11 2Кор 11.23-28
4.12 Деян 18.3; 20.34; 1Фес 2.9; 2Фес 3.8;
> 1Кор 9.14-15;
Пс 109(108).28; Мф 5.44; Лк 6.28; Деян 7.60;
> Рим 12.14
4.13 Плач 3.45
> Ст. 9 - =Но, думается
мне, Бог отвел нам, апостолам, место в самом
> хвосте процессии, словно
людям, приговоренным к смерти на арене= -
> В отличие от коринфян
с их триумфальным мировосприятием, апостолы
> ничем подобным похвалиться
не могут. Павел употребляет здесь образ
> триумфальной процессии. Как
известно, в Риме полководцы, одержавшие
> ряд побед, могли получить
право на триумф, то есть торжественное
> шествие, когда впереди
везли добычу и вели пленников, а за ними
> на колеснице ехал триумфатор.
В самом конце процессии шли пленные,
> осужденные на смерть:
их отдавали львам или сбрасывали с высокой
> скалы. Эту же метафору
апостол использовал и в 2Кор 2.14. Павел
> сравнивает себя и
своих сотрудников с этими презираемыми
> и обреченными на смерть.
В то время как коринфская духовная элита
> осознает себя победителями и уже не
нуждается в кресте и страданиях,
> Павел и его спутники следуют
путем Христа. Ср. 2Кор 6.4-10. С точки
> зрения мира, они терпят
полный провал, но апостолы проповедуют
> Христа не только словами,
но и подражая Ему своей жизнью (ср.
> Гал 3.1). =Отвел...
место= - то есть назначил место. Апостолы
> занимают последнее место,
хотя им суждено судить мир (6.2; ср.
> Мф 19.28).
> =Ведь мы стали зрелищем
для всего мира - и для ангелов,
> и для людей= -
Во время триумфа собиралось огромное количество
> зрителей. Так и страдающие апостолы
представляют собой захватывающее
> зрелище для всего мира.
Этот мир состоит как из людей, так
> и ангелов. Не совсем понятно, какие
=ангелы= имеются в виду - добрые
> или злые. В этом письме ангелы упоминаются
еще в 6.2; 10.10 и 13.1 -
> и каждый раз в
довольно неблагоприятном контексте. Некоторые
> комментаторы видят здесь
аллюзию на Иова, чьи страдания
> были зрелищем для Сатаны. Христиане
участвуют в страданиях и смерти
> Христа, и это зрелище
имеет космическое измерение. Интересно
> сравнить слова Павла с утверждением
стоиков, что их борьба
> с бедствиями судьбы является
великим зрелищем для богов. Так,
> Эпиктет утверждал, что
люди и боги наслаждаются зрелищем истинного
> философа, борющегося с превратностями
судьбы. Но, с их точки зрения,
> это зрелище исполнено
величия, мужества, силы и благородства,
> в то время как
Павел гордится слабостью и
унижением
> (ср. 2Кор 12.8-10).{}
> Ст. 10-13 - Эти
стихи получили название каталога апостольских
> бедствий.
> Ст. 10 - =Мы
ради Христа дураки, а вы во Христе такие разумные.
> Мы слабы, а вы сильны. Вы
в чести, а мы в бесчестье= - В этом стихе
> три антитезы (ср. 1.26-28).
=Мы ради Христа дураки= - см. 1.25,27;
> 3.18. С точки зрения
земной мудрости, поведение христиан -
> это поведение слабых и
глупых. Но именно такие люди последовали
> за Христом, и Он
назвал их счастливыми (Мф 5.1-12; Лк 6.20-23).
> Коринфяне же держатся
земных стандартов: они мудры и разумны.
> =Во Христе= - Павел не отрицает
того, что коринфская церковь всё еще
> "во Христе", но у них есть опасность
Его лишиться, и эти слова Павла
> лишь усиливают иронию. Возможно,
апостол удивлен, как они, уверовав
> в Христа распятого, умудрились
быть разумными и мудрыми. =Мы слабы,
> а вы сильны=
- см. 1.25-27, где слабость отождествляется
> с глупостью, а сила
с мудростью. =Вы в чести= - Это самообман
> коринфян, считающих
себя достигшими высокого положения.
> =Мы в бесчестье= - ст. 11-13
являются комментарием к этим словам.
> Ст. 11-13 - =Мы по сей день
голодаем и жаждем, мы ходим в отрепьях,
> нас избивают, мы без
крова, мы в поте лица зарабатываем на хлеб
> собственными руками=
- Апостол перестает иронизировать и начинает
> говорить серьезно. Он
перечисляет лишения, которые переносят
> вестники Христа. Ср. 2Кор
1.8-9; 6.4-5,8-10; 11.23-29; 12.10.
> =Голодаем и жаждем= -
в отличие от сытости коринфян (4.8). =Ходим
> в отрепьях= - Греческое слово
может означать не только "голый",
> но и "плохо одетый".
Ср. 2Кор 11.27; Рим 8.35. =Нас избивают= -
> Возможно иное понимание:
"с нами жестоко, грубо обращаются".
> =Мы без крова=
- У апостолов нет постоянного жилья, что лишает
> их статуса солидных и
уважаемых людей (ср. Мф 8.20; Лк 9.58).
> =Мы в поте лица
зарабатываем на хлеб собственными руками=
-
> В эллинистическом мире
физический труд считался уделом рабов
> и недостойным занятием
для свободных. Павел же был ремесленником
> (см. Деян 18.3; 1Фес 2.9).
Его работа была тяжелой, грязной и мало
> оплачиваемой, так что коринфяне
невольно стеснялись своего апостола
> и были огорчены его отказом жить за
счет общины.
> =Нас бранят -
мы благословляем, преследуют - терпим, на нас
> клевещут -
отвечаем добрыми словами= - Такое
поведение
> в греко-римском мире считалось
проявлением слабости и трусости.
> Но Павел и его
друзья следуют завету Иисуса (ср. Рим
12.14;
> Лк 6.27-28; 23.34; Мф
5.44; 1Петр 2.23; Пс 109(108).3-4).
> Это молитва за врагов, пример обращения
зла в добро.
> =Мы стали для мира
как мусор, мы до сих пор - отбросы общества= -
> Апостол употребляет самые неприятные
слова, какие только можно найти
> в человеческом языке.
=Отбросы= - дословно: "грязь, которую
> соскребают с тела". Возможно,
он цитирует Плач Иеремии: "Сором
> и мерзостью Ты сделал нас среди народов"
(3.45).
> Апостол перечисляет все
эти бедствия и лишения не для того, чтобы
> вызвать сочувствие, но
чтобы убедить коринфян покинуть их позицию
> "зрителей на балконе",
спуститься на арену и разделить с ним
> его жизнь и страдания.{}
>
4.14-21 ПРИЗЫВ АПОСТОЛА
> 14 Я пишу всё
это не для того, чтобы вас пристыдить, а чтобы
> 15 наставить на
ум. Ведь вы мои любимые дети. Будь у вас
> даже несметное
число воспитателей в Христе, отцов не может
> быть много!
Ведь это я принес вам Радостную Весть и тем
> 16 родил вас для
Христа. Я прошу вас: следуйте моему
> 17 примеру!
Поэтому я послал к вам Тимофея. Он мой любимый
> сын, верный
Господу, и он напомнит вам о том, как я в своей
> жизни
следую Христу Иисусу, согласно с тем, как я учу этому
> везде,
в каждой общине.
<...>
> 4.16 В поздних
рукописях стих заканчивается словами: "как я
>
Христу".
> 4.17 +следую
Христу Иисусу+ - в некоторых рукописях: "следую
>
Христу", "следую Господу".
> 4.15 Гал 4.19
4.16 1Кор 11.1; Флп 3.17; 1Фес 1.6
> 4.17 Деян 19.22;
Флп 2.19-22
> Ст. 14-15 - =Я
пишу всё это не для того, чтобы вас пристыдить,
> а чтобы наставить на
ум= - Этими словами Павел заканчивает длинный
> раздел письма, призывающий
к единству. Он ведет себя как отец,
> главной целью которого
является желание =наставить на ум=, то есть
> исправить своих заблуждающихся детей,
хотя, конечно, они должны были
> почувствовать и
стыд за свое поведение. В том
случае,
> если непослушные дети
нуждались в исправлении, отцовская любовь
> включала в себя и
более суровые меры (см. ст. 21; Евр 12.5-11).
> =Ведь вы мои любимые дети=
- Павел родил их для Христа, и они стали
> его любимыми детьми.
В раввинистической традиции также говорится
> о том, что тот,
кто научил кого-то словам Торы, родил его заново.
> Долг отца - воспитывать
детей, а не смотреть на их проступки
> сквозь пальцы.
> =Будь у вас даже
несметное число воспитателей в Христе, отцов
> не может быть много!
Ведь это я принес вам Радостную Весть и тем
> родил вас для Христа=
- Действительно, у человека может быть лишь
> один отец, хотя и другие люди участвуют
в его воспитании. =Несметное
> число= - дословно:
"десятки тысяч"; десять тысяч было в те времена
> самым большим числом. =Воспитатели=
- по-гречески: "пайдогогой";
> в древности так называли не учителей,
а рабов, в обязанности которых
> входило водить детей в школу,
наблюдать за тем, как они учат уроки,
> присматривать за их поведением, иногда,
по приказу учителя или отца,
> они должны были
наказывать своих подопечных за провинности.*
> См. также Гал 3.24. Они
тоже могли воспитывать коринфян, но только
> Павел делал это из
отеческой любви. =Воспитателей в Христе= -
> В данном
контексте это, скорее всего,
означает
> воспитателей-христиан.
> * В России такие
обязанности возлагались на дядек (вспомните
> Савельича
из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина).
> Ст. 16 - =Я прошу
вас: следуйте моему примеру!= - В древности
> обучение обычно совершалось
через подражание. Именно отец давал
> детям первые уроки социального
поведения, нравственности и религии.
> Ср. Ин 5.19**. Самый лучший способ
научить нравственному поведению -
> поступать так самому. Иисус не раз
подвергал резкой критике фарисеев
> за то, что их слова расходятся с делами
(Мф 23.3).
> ** В словах Иоанна
"Сын ничего от себя не может делать, пока
> не
увидит, как делает Его Отец" многие комментаторы видят
> притчу
о таком обучении.
> Сейчас эти слова апостола
звучат для некоторых читателей письма
> не очень приятно: Павел воспринимается
ими как авторитарный человек,
> требующий от других, чтобы
они стали тождественными ему. Но это
> ошибка. Павел прекрасно
знал, что все люди разные, что Дух дает им
> разные дары и служения.
Быть подобным ему значит уподобиться ему
> в его смирении. Перечень
его страданий - вот его призыв подражать
> ему. Кроме того,
подражание Павлу означает подражание Христу.
> См. 11.1: "Подражайте мне, как я подражаю
Христу". См. также ст. 17.
[ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО
ХРИСТИАНАМ КОРИНФА. Комментарий
// М.: Общедоступн. правосл. ун-т,
основанный
прот. Александром Менем; Фонд
им. Александра Меня, 2007.
Стр.90-98 ]
в связи с праздником:
+ + + свящ. Александр Мень: 12 апостолов. младенцы
www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0
+ + + он же: апостольская Церковь
www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
+ + + Романо Гвардини: что такое апостол?
www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0
к еванг. чтению праздника:
+ + + еп. Томас Райт: Призыв следовать за Иисусом
www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0
к рядовому еванг. чтению:
+ + + митрополит Сурожский Антоний:
"Скажи же только слово, пока еще не приходи..."
www.messia.ru/rasylka/007/1883.htm#0
(+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080713/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=13-07-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Когда Иисус пришел в Капернаум,
подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион:
"Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом,
он ужасно страдает".
Иисус говорит ему: "Я приду и вылечу его".
Центурион возразил Ему:
"Господин мой, я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров.
Только повели словом - и слуга мой выздоровеет.
Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины.
И одному я говорю: 'Ступай' - и он идет;
другому: 'Иди сюда' - и он приходит;
слуге говорю: 'Сделай то-то' - и он делает".
Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:
"Говорю вам истинную правду:
еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры.
Но вот что Я говорю вам:
многие придут с востока и с запада
и усядутся за пиршественный стол
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небес.
А те, кому было предназначено Царство,
будут изгнаны вон, во тьму,
где будет плач и зубовный скрежет".
А центуриону Иисус сказал:
"Ступай домой, и пусть будет тебе по вере твоей".
И в тот же час слуга выздоровел.* (Мф.8:5-13)
* * *
*Вас освободили от рабства греху,
но для того, чтобы вы стали рабами добра -
я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости,
чтобы вам было яснее.
И как некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку,
для дурных дел, -
так теперь отдайте себя в рабство добру, чтобы посвятить себя
Богу.
Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра.
Какую пользу вы от этого получили?
Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге - смерть.
Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога,
вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге - вечную
жизнь.
Плата, которую платил грех, - смерть,
а Божий дар - вечная жизнь
в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.* (Рим.6:18-23)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2244.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|