=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 30 июня   2008 г. ст.ст., воскресенье  4-е по Пятидесятнице.
  память славных и всехвальных 12-ти апостолов
  литургические чтения: Рим.6:18-23;   Мф.8:5-13  (рядовые).
                        1Кор.4:9-16; Мк.3:13-19 (апостолам).



>  8       О да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи! Вы уже
>         воцарились - и без нас! Хотел бы я, чтобы вы воцарились!
>  9      Тогда и мы царствовали бы вместе с вами. • Но, думается
>         мне, Бог отвел нам, апостолам, место в самом хвосте
>         процессии, словно людям, приговоренным к смерти на арене.
>         Ведь мы стали зрелищем для всего мира - и для ангелов,
> 10      и для людей. • Мы ради Христа дураки, а вы во Христе
>         такие разумные. Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести,
> 11      а мы в бесчестье. • Мы по сей день голодаем и жаждем,
> 12      мы ходим в отрепьях, нас избивают, мы без крова, • мы
>         в поте лица зарабатываем на хлеб собственными руками.
>         Нас бранят - мы благословляем, преследуют - терпим,
> 13      на нас клевещут - отвечаем добрыми словами. Мы стали
>         для мира как мусор, мы до сих пор - отбросы общества.

>       4.8 Откр 3.17,21   4.9 Рим 8.36; Евр 10.33   4.10 1Кор 3.18
>       4.11 2Кор 11.23-28  4.12 Деян 18.3; 20.34; 1Фес 2.9; 2Фес 3.8;
>        1Кор 9.14-15; Пс 109(108).28; Мф 5.44; Лк 6.28; Деян 7.60;
>        Рим 12.14   4.13 Плач 3.45


> Ст.  9  - =Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам, место в самом
> хвосте процессии,  словно людям,  приговоренным к смерти на арене= -
> В  отличие  от  коринфян с их триумфальным мировосприятием, апостолы
> ничем  подобным  похвалиться не могут. Павел употребляет здесь образ
> триумфальной  процессии. Как известно, в Риме полководцы, одержавшие
> ряд  побед,  могли  получить  право на триумф, то есть торжественное
> шествие,   когда  впереди везли  добычу  и вели пленников, а за ними
> на  колеснице  ехал триумфатор. В самом конце процессии шли пленные,
> осужденные  на  смерть:  их  отдавали львам или сбрасывали с высокой
> скалы.  Эту  же  метафору  апостол  использовал и в 2Кор 2.14. Павел
> сравнивает  себя   и    своих   сотрудников  с этими    презираемыми
> и  обреченными  на  смерть. В то время как коринфская духовная элита
> осознает себя победителями и уже не нуждается в кресте и страданиях,
> Павел  и его спутники следуют путем Христа. Ср. 2Кор 6.4-10. С точки
> зрения  мира,  они  терпят  полный  провал,  но апостолы проповедуют
> Христа  не только  словами,  но и  подражая Ему  своей  жизнью  (ср.
> Гал  3.1).  =Отвел...  место=  -  то  есть  назначил место. Апостолы
> занимают  последнее  место,   хотя им  суждено судить  мир (6.2; ср.
> Мф 19.28).

> =Ведь  мы   стали зрелищем   для всего   мира   -   и   для ангелов,
> и  для  людей=  -  Во  время  триумфа собиралось огромное количество
> зрителей. Так и страдающие апостолы представляют собой захватывающее
> зрелище  для всего  мира.   Этот  мир  состоит  как   из людей,  так
> и ангелов. Не совсем понятно, какие =ангелы= имеются в виду - добрые
> или злые. В этом письме ангелы упоминаются еще в 6.2; 10.10 и 13.1 -
> и   каждый  раз  в  довольно  неблагоприятном  контексте.  Некоторые
> комментаторы  видят  здесь   аллюзию    на  Иова,    чьи   страдания
> были  зрелищем для Сатаны. Христиане участвуют в страданиях и смерти
> Христа,   и  это  зрелище  имеет  космическое  измерение.  Интересно
> сравнить слова  Павла с  утверждением   стоиков,   что  их    борьба
> с  бедствиями  судьбы  является  великим  зрелищем  для  богов. Так,
> Эпиктет  утверждал,  что люди и боги наслаждаются зрелищем истинного
> философа, борющегося с превратностями судьбы. Но, с их точки зрения,
> это  зрелище    исполнено  величия,  мужества,  силы и благородства,
> в  то  время  как    Павел    гордится    слабостью   и    унижением
> (ср. 2Кор 12.8-10).{}

> Ст.  10-13  -  Эти  стихи  получили  название  каталога апостольских
> бедствий.

> Ст.  10  -  =Мы ради Христа дураки,  а вы во Христе такие  разумные.
> Мы  слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье= - В этом стихе
> три  антитезы  (ср. 1.26-28). =Мы ради Христа дураки= - см. 1.25,27;
> 3.18.   С  точки  зрения  земной   мудрости,   поведение христиан  -
> это  поведение  слабых и глупых.  Но именно  такие  люди последовали
> за  Христом,  и  Он  назвал  их счастливыми (Мф 5.1-12; Лк 6.20-23).
> Коринфяне  же  держатся  земных  стандартов:   они мудры и  разумны.
> =Во Христе= - Павел не отрицает того, что коринфская церковь всё еще
> "во Христе", но у них есть опасность Его лишиться, и эти слова Павла
> лишь  усиливают иронию. Возможно, апостол удивлен, как они, уверовав
> в  Христа распятого, умудрились быть разумными и мудрыми. =Мы слабы,
> а   вы  сильны=   -   см. 1.25-27,  где   слабость   отождествляется
> с  глупостью,  а  сила  с  мудростью.  =Вы  в чести= - Это самообман
> коринфян,     считающих   себя    достигшими   высокого   положения.
> =Мы в бесчестье= - ст. 11-13 являются комментарием к этим словам.

> Ст.  11-13 - =Мы по сей день голодаем и жаждем, мы ходим в отрепьях,
> нас  избивают,  мы  без  крова,  мы в поте лица зарабатываем на хлеб
> собственными  руками=  -  Апостол перестает иронизировать и начинает
> говорить   серьезно.   Он  перечисляет  лишения,  которые  переносят
> вестники  Христа.  Ср.  2Кор  1.8-9;  6.4-5,8-10;  11.23-29;  12.10.
> =Голодаем  и жаждем= - в отличие  от сытости  коринфян (4.8). =Ходим
> в отрепьях= - Греческое слово   может  означать не только   "голый",
> но  и  "плохо  одетый".  Ср.  2Кор 11.27; Рим 8.35. =Нас избивают= -
> Возможно иное понимание:     "с  нами  жестоко,  грубо  обращаются".
> =Мы  без  крова=   - У  апостолов нет постоянного жилья, что  лишает
> их  статуса  солидных  и    уважаемых  людей (ср. Мф 8.20; Лк 9.58).
> =Мы  в  поте  лица зарабатываем  на  хлеб  собственными  руками=   -
> В эллинистическом   мире   физический  труд  считался   уделом рабов
> и  недостойным  занятием  для  свободных. Павел же был ремесленником
> (см.  Деян  18.3; 1Фес 2.9). Его работа была тяжелой, грязной и мало
> оплачиваемой,  так что коринфяне невольно стеснялись своего апостола
> и были огорчены его отказом жить за счет общины.

> =Нас  бранят  -   мы  благословляем, преследуют   -  терпим,  на нас
> клевещут  -     отвечаем   добрыми    словами= -    Такое  поведение
> в  греко-римском  мире  считалось проявлением слабости  и  трусости.
> Но   Павел  и  его  друзья  следуют  завету  Иисуса  (ср. Рим 12.14;
> Лк 6.27-28;   23.34;    Мф 5.44;    1Петр 2.23;   Пс  109(108).3-4).
> Это молитва за врагов, пример обращения зла в добро.

> =Мы  стали  для  мира как мусор, мы до сих пор - отбросы общества= -
> Апостол употребляет самые неприятные слова, какие только можно найти
> в   человеческом   языке.  =Отбросы=  -  дословно:  "грязь,  которую
> соскребают  с тела".   Возможно,   он  цитирует Плач Иеремии: "Сором
> и мерзостью Ты сделал нас среди народов" (3.45).

> Апостол  перечисляет  все  эти бедствия и лишения не для того, чтобы
> вызвать  сочувствие,  но  чтобы убедить коринфян покинуть их позицию
> "зрителей  на  балконе",    спуститься   на арену и разделить  с ним
> его жизнь и страдания.{}


>                       4.14-21 ПРИЗЫВ АПОСТОЛА

> 14       Я пишу всё это не для того, чтобы вас пристыдить, а чтобы
> 15      наставить на ум. Ведь вы мои любимые дети. • Будь у вас
>         даже несметное число воспитателей в Христе, отцов не может
>         быть много! Ведь это я принес вам Радостную Весть и тем
> 16      родил вас для Христа. • Я прошу вас: следуйте моему
> 17      примеру! • Поэтому я послал к вам Тимофея. Он мой любимый
>         сын, верный Господу, и он напомнит вам о том, как я в своей
>         жизни следую Христу Иисусу, согласно с тем, как я учу этому
>         везде, в каждой общине.

        <...>

>       4.16 В поздних рукописях стих заканчивается словами: "как я
>            Христу".
>       4.17 +следую Христу Иисусу+ - в некоторых рукописях: "следую
>            Христу", "следую Господу".

>       4.15 Гал 4.19   4.16 1Кор 11.1; Флп 3.17; 1Фес 1.6
>       4.17 Деян 19.22; Флп 2.19-22


> Ст.  14-15   -  =Я пишу всё это  не для того,  чтобы вас пристыдить,
> а  чтобы  наставить на ум= - Этими словами Павел заканчивает длинный
> раздел  письма,  призывающий  к  единству.  Он  ведет себя как отец,
> главной  целью  которого является желание =наставить на ум=, то есть
> исправить своих заблуждающихся детей, хотя, конечно, они должны были
> почувствовать    и   стыд   за  свое    поведение.    В том  случае,
> если  непослушные  дети  нуждались  в  исправлении, отцовская любовь
> включала  в  себя  и  более  суровые меры (см. ст. 21; Евр 12.5-11).
> =Ведь  вы мои любимые дети= - Павел родил их для Христа, и они стали
> его  любимыми  детьми.   В раввинистической традиции также говорится
> о  том,  что  тот, кто научил кого-то словам Торы, родил его заново.
> Долг  отца   -  воспитывать  детей,  а не смотреть  на их  проступки
> сквозь пальцы.

> =Будь  у  вас  даже  несметное число воспитателей  в Христе,   отцов
> не  может  быть  много!  Ведь это я принес вам Радостную Весть и тем
> родил  вас  для  Христа= - Действительно, у человека может быть лишь
> один отец, хотя и другие люди участвуют в его воспитании. =Несметное
> число=  -  дословно: "десятки тысяч"; десять тысяч было в те времена
> самым  большим числом. =Воспитатели= - по-гречески:    "пайдогогой";
> в древности так называли не учителей, а рабов, в обязанности которых
> входило  водить детей в школу, наблюдать за тем, как они учат уроки,
> присматривать за их поведением, иногда, по приказу учителя или отца,
> они    должны  были  наказывать   своих  подопечных за провинности.*
> См.  также  Гал 3.24. Они тоже могли воспитывать коринфян, но только
> Павел  делал  это  из  отеческой  любви.  =Воспитателей в Христе=  -
> В     данном     контексте     это,     скорее    всего,    означает
> воспитателей-христиан.

>       * В России такие обязанности возлагались на дядек (вспомните
>         Савельича из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина).


> Ст. 16  -  =Я  прошу  вас:  следуйте моему  примеру!= -  В древности
> обучение  обычно  совершалось  через  подражание.  Именно отец давал
> детям  первые уроки социального поведения, нравственности и религии.
> Ср. Ин 5.19**. Самый лучший способ научить нравственному поведению -
> поступать так самому. Иисус не раз подвергал резкой критике фарисеев
> за то, что их слова расходятся с делами (Мф 23.3).

>       ** В словах Иоанна "Сын ничего от себя не может делать, пока
>          не увидит, как делает Его Отец" многие комментаторы видят
>          притчу о таком обучении.

> Сейчас  эти  слова апостола звучат  для некоторых  читателей  письма
> не очень приятно: Павел воспринимается ими как авторитарный человек,
> требующий  от  других,  чтобы  они  стали тождественными ему. Но это
> ошибка.  Павел  прекрасно знал, что все люди разные, что Дух дает им
> разные дары  и служения.   Быть  подобным ему значит уподобиться ему
> в  его  смирении.  Перечень его страданий - вот его призыв подражать
> ему.   Кроме  того,    подражание Павлу означает  подражание Христу.
> См. 11.1: "Подражайте мне, как я подражаю Христу". См. также ст. 17.
        [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО ХРИСТИАНАМ КОРИНФА. Комментарий
          // М.: Общедоступн. правосл. ун-т, основанный
          прот. Александром  Менем; Фонд им. Александра Меня, 2007.
          Стр.90-98 ]




в связи с праздником:
 + + + свящ. Александр Мень: 12 апостолов. младенцы
        www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0
 + + + он же: апостольская Церковь
        www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
 + + + Романо Гвардини: что такое апостол?
        www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0

к еванг. чтению праздника:
 + + + еп. Томас Райт: Призыв следовать за Иисусом
        www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0


к рядовому еванг. чтению:
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        "Скажи же только слово, пока еще не приходи..."
          www.messia.ru/rasylka/007/1883.htm#0 (+ссылки!)


       

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080713/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=13-07-2008




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Иисус пришел в Капернаум,
подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион:
"Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом,
он ужасно страдает".
Иисус говорит ему: "Я приду и вылечу его".
Центурион возразил Ему:
"Господин мой, я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров.
Только повели словом - и слуга мой выздоровеет.
Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины.
И одному я говорю: 'Ступай' - и он идет;
другому: 'Иди сюда' - и он приходит;
слуге говорю: 'Сделай то-то' - и он делает".
Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:
"Говорю вам истинную правду:
еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры.
Но вот что Я говорю вам:
многие придут с востока и с запада
и усядутся за пиршественный стол
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небес.
А те, кому было предназначено Царство,
будут изгнаны вон, во тьму,
где будет плач и зубовный скрежет".
А центуриону Иисус сказал:
"Ступай домой, и пусть будет тебе по вере твоей".
И в тот же час слуга выздоровел.* (Мф.8:5-13)
                                * * *
*Вас освободили от рабства греху,
 но для того, чтобы вы стали рабами добра -
 я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости,
 чтобы вам было яснее.
 И как некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку,
 для дурных дел, -
 так теперь отдайте себя в рабство добру, чтобы посвятить себя Богу.
 Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра.
 Какую пользу вы от этого получили?
 Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге - смерть.
 Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога,
 вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге - вечную жизнь.
 Плата, которую платил грех, - смерть,
 а Божий дар - вечная жизнь
 в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.* (Рим.6:18-23)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2244.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0