=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 12 июля   2008 г. ст.ст., пятница  6-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.4:5-8; Мф.13:44-54.


к апостольскому чтению:
   +++ Романо Гвардини: что такое апостол?
        www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0
   +++ "Библия-Центр": как можно похваляться?
        www.messia.ru/rasylka/004/849.htm#0
   +++ Томас Мёртон: Смиренный человек
        www.messia.ru/rasylka/006/1561.htm#0

к евангельскому чтению:
   +++ В.Н.Кузнецова: комм. на Мф.13:24,47-50
        www.messia.ru/rasylka/003/501.htm#0
   +++ В.Зелинский: старое и новое сокровище
        www.messia.ru/rasylka/002/147.htm#0
   +++ Чарлз Гаролд Додд: притча о неводе
        www.messia.ru/rasylka/005/1217.htm#0

 
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080725/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-07-2008



----------------------------------------------------------------------

В этом выпуске - продолжение беседы о литургии
( начало: www.messia.ru/rasylka/008/2249.htm#0 ).


     
Связь  друг  с  другом  служений предстоятеля и народа, их сослужение,
выражено  в  диалогической  структуре  молитв литургиии. Каждую из них
собрание  "запечатывает"  словом  +Аминь+  -  одним  из  ключевых слов
христианского  богослужения,  связывающим  в  одно  органическое целое
предстоятеля и  возглавляемый  им народ Божий.   Каждая из этих молитв
(за лишь  исключением одной  -  "молитвы иерея о самом себе", читаемой
во время пения Херувимской песни) произносится от имени народа. Каждая
из  составных  частей  литургии  -  чтение  Слова  Божия,  возношение,
причащение   -   начинается с взаимного преподания  мира: "Мир всем" -
"И духови твоему". И, наконец, цель всех молитв - "соединение всех нас
друг ко другу во единого Духа причастие".

То  же  можно  сказать и об обрядах Евхаристии: все они в той или иной
мере    выражают   не   только   единство   предстоятеля   и   народа,
но и их сотрудничество,  сослужение  ("синэргИю").  Так,  чтение Слова
Божия  и  изъяснение  его  в проповеди, составляющие суть первой части
литургии,    очевидно   предполагают   что   есть   слушающие   и есть
воспринимающие   проповедь.   Со   временем   совершение   проскомидии
(приготовления  хлеба  и  вина)  было  перенесено  в  алтарь,  но  это
не отменило    изначальной     практики  приношения  даров    народом,
что  совершается  в теперешнем  "великом  входе".  Наконец, "целование
мира",    хотя оно и совершается  ныне как правило одним духовенством,
по  смыслу  возгласа  "Возлюбим  друг  друга!.."  относится  ко  всему
собранию, как и конечный возглас литургии - "с миром изыдем..."

Византийский   обряд   литургии  развивался  в  сторону  всё  большего
отделения   "мирян"   от  "духовенства",  "молящихся"  от  "служащих".
Византийское  литургическое  благочестие  сильно  подпало  под влияние
"мистериального"     восприятия     богослужения,         построенного
на  противоположении  "посвященных"  -  "непосвященным".  Однако и это
влияние  не видоизменило коренным образом изначальный чин Евхаристии -
он  всё  еще  каждым  словом и действием выражает идею сослужения всех
друг  другу,   каждого на своем месте,  в своем служении. Другое дело,
что  первый,  прямой  и  непосредственный  смысл  этих слов и действий
перестал  доходить  до  сознания как духовенства,  так и мирян, и  что
в этом сознании возникла своеобразная раздвоенность между чином самого
богослужения  и  его  истолкованием. Как результат этой раздвоенности,
родились  и  бурно  разрослись всевозможные "символические" объяснения
самых  простых   слов  и  действий,    с  прямым  смыслом  часто почти
не связанные.     Но  этому  новому  благочестию не удалось  извратить
до  неузнаваемости  действительно   =соборного=   характера Евхаристии
и оторвать ее от =Церкви-собрания=.

Даже   самый  наглядный  и  самый  печальный  результат  этого  нового
"благочестия" - фактическое отлучение мирян от причастия, переставшего
вытекать  из  их  участия  в  Литургии и потом ставшего для них чем-то
исключительным, - не смогло ничего против прямого свидетельства самого
евхаристического  чина:  "...нас  же  =всех=,  от единого Хлеба и Чаши
причащающихся...",  "Со  страхом  Божиим и верою приступите..." и т.д.
Всё  это  тексты, призывы, слова, относящиеся, без сомнения, ко =всему
собранию=, а не к отдельным и единичным его участникам.

"Если  отбросить  всё, что было привнесено в нашу литургическую жизнь,
особенно  в  течение  последних  столетий,  то  между  ней  и  древней
практикой  Церкви  нет особо значительных расхождений. Основной дефект
нашей  литургической  жизни  заключается в том, что мы придаем большее
значение    случайно      и     неслучайно   пришедшим    особенностям
наших  литургических  чинов, чем их сущности. Основные принципы учения
об  Евхаристии  выступают  в  них  достаточно ясно. Природа Евхаристии
сохранилась   в  них незатронутой...   Поэтому наша задача заключается
не   столько    в   том,     чтобы    произвести  некоторые   перемены
нашей  литургической  жизни,  сколько  в том, чтобы осознать подлинную
природу Евхаристии" (о. Н.Афанасьев).

                                * * *
                               
Ту   же  идею  собрания и сослужения выражает и воплощает собой место,
где обычно совершается Евхаристия - =храм=.

В  своих  лучших,  византийских или русских, воплощениях, православный
храм  воспринимается как =собор= - собрание воедино - во Христе - неба
и земли и всей твари,   в чём и состоит  сущность и назначение Церкви.
Об  этом свидетельствует и форма храма, и иконопись. Форма храма, т.е.
храм  как  организация пространства, выражает соотносительность, ту же
диалогическую  структуру, которые, как мы видели, определяют собою чин
евхаристического  собрания - это <соотносительность престола и алтаря,
с  одной  стороны, "корабля" Церкви, то есть места собрания, с другой.
Корабль направлен   к престолу,  в нём имеет  свою  цель и завершение.
Но  и  "престол"  сопряжен с кораблем, существует по отношению к нему.
Правда,    в  теперешнем  литургическом  благочестии  алтарь ощущается
как   некоторое   самодовлеющее   святилище,   доступное   одним  лишь
"посвященным",        как     сугубо    "священное"      пространство,
своей  "сакральностью"  как бы подчеркивающее "профанность" остающихся
вне его предела мирян.

Такое  ощущение  алтаря  во  многом  зависит  от  соответствующего ему
понимания  иконостаса,  как, прежде всего, стены, отделяющей святилище
(алтарь) от мирян и полагающей непроходимую преграду между ними. Между
тем,  как  это  ни странно покажется большинству православных сегодня,
возник   иконостас   из   буквально  противоположных  причин:  не  как
отделение,  а  как  соединение:  икона  есть  свидетельство или, лучше
сказать,  следствие совершившегося соединения Божьего и человеческого,
небесного   и   земного,   она   есть   всегда,   по  существу,  икона
Боговоплощения.  Поэтому  и  иконостас  возник  сначала из переживания
храма  как "неба на земле", как свидетельство о том, что "приблизилось
к  нам  Царствие  Божие".  Как и вся иконопись в храме, он есть как бы
воплощенное  вИдение Церкви  как  =собора=, как единства мира видимого
и невидимого, как явления и присутствия новой и преображенной твари.

Трагедия в том,   что произошло постепенное перерождение сначала форм,
а  затем  и  смысла  иконостаса. Из "чина", т.е. порядка и строя икон,
естественно нуждавшихся в подставках (stasis), он превратился в стену,
разукрашенную  иконами,  т.е. в обратное своей первоначальной функции.
Если  сначала  иконы  требовали подобия стены, то теперь стена требует
икон,  и  таким образом изнутри как бы подчиняет их себе. Можно только
надеяться,   что   пробуждающийся   повсеместно  интерес  к  подлинной
иконописи  и  связанное  с  ним  понимание  как  икон,  так  и  самого
иконописного  искусства,  приведет  к  возрождению подлинного значения
иконописи  в храме, к возврату  к тому,  что дано нам  бывает испытать
в  некоторых  древних  храмах: в них иконы как бы участвуют в собрании
Церкви,  выражают  его  смысл,  дают  ему  его вечное движение и ритм.
Вместе  со  всеми   этими чинами  -  пророков,   апостолов,  мучеников
и святителей, вся Церковь, всё собрание как бы восходит на небо, туда,
куда ее возводит и возносит Христос - к Его трапезе, в Его Царство.

Это  новое  ощущение  алтаря и иконостаса как разделения ложно потому,
что  оно  очевидно  противоречит самому литургическому преданию Церкви
(предание знает только чин освящения храма и престола, но не освящение
алтаря  отдельно  от "корабля"). В древности  (об этом свидетельствует
и чин освящения храма)  "царскими вратами" называли  двери  не алтаря,
а  самого храма, и когда сам храм переживался и воспринимался как небо
на  земле, как место, в котором через евхаристическое собрание Церкви,
"дверем  затворенным",   проходит  Господь,   и  с  Ним,   и  в Нём  -
Его Царство.

        /По книге:
         протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства",
         гл.1.(3-4)
         www.messia.ru/r2/1/012.htm#0
         www.messia.ru/r2/1/015.htm#0 /




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Ничему не вынос`ите приговора до времени,
 пока не придет Господь.
 Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке,
 и сделает явными даже тайные помыслы.
 Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу. ...
 И действительно, кто тебя отличил?
 Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога?
 Ну, а если получил,
 как можешь похваляться, словно ничего не получал?!* (1Кор.4:5,7)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2255.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»