=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 28 июля   2008 г. ст.ст., воскресенье 8-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.1:10-18; Мф.14:14-22.

* 29 июля   2008 г. ст.ст., понедельник 9-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.11:31-12:6; Мф.18:1-11.  




>               Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса
>               и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас
>               [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы
>               Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам
>               Духа премудрости и откровения к познанию Его,
>               и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём
>               состоит надежда призвания Его, и какое богатство
>               славного наследия Его для святых, и как безмерно
>               величие могущества Его в нас, верующих по действию
>               державной силы Его, которою Он воздействовал
>               во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную
>               Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти,
>               и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого
>               не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил
>               под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою
>               Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего
>               всё во всём (Еф.1:15-23).


> Мир вам, братья и сестры!


> Среди   многочисленных   испытаний,  ожидающих  верных  в  последние
> времена,   одним   из   самых   печальных,  без  сомнения,  является
> разделение,  от  которого  многократно  предостерегали нас апостолы,
> призывая   быть  соединенными  "в  одном  духе  и  в  одних  мыслях"
> (1Кор.1:10).  О необходимости единения христиан на протяжении многих
> веков  напоминали также отцы и учителя Церкви. И в Новое время мысль
> о  необходимости  единения  не оставляла христиан - хотя, не все они
> употребляли это слово в одном и том же значении. Более того, нередко
> оказывалось   так,  что  именно  стремление  сохранить  каноническое
> церковное  единство  любой  ценой  приводило  к трагическим расколам
> и  разделениям.  Так,  всем  нам  хорошо известно, что в свое время,
> именно  ради  преодоления  рассеяния  и  сохранения единства Русская
> Церковь  пошла   на союз  c  безбожным государством. И так же хорошо
> нам  известно,  что  именно этот шаг стал исходным моментом для всех
> новейших  расколов  <в Российском православии> - появления множества
> зарубежных, катакомбных и прочих "истинно православных" церквей.

> О необходимости  сохранения   единства   нам   продолжают   говорить
> и  сегодня.  Опасность раскола - это, как правило, крайний аргумент,
> ultimo  ratio,  заставляющий  действовать  (а чаще - бездействовать)
> священноначалие  многих  церквей  и,   в первую  очередь,    РПЦ  МП
> в различных  сложных   ситуациях.    Снова   и  снова  нам   говорят
> о  необходимости  терпения,   смирения и послушания,  о том,  что мы
> не  можем и не должны осуждать экстремальные взгляды одного иерарха,
> или  развращенность  и корыстолюбие другого.  Мы   не можем обсудить
> ни    одного   канонического   вопроса,   не   можем   реформировать
> богослужение,    устав  которого   был  когда-то  создан  в  расчете
> на  круглосуточную   монастырскую   службу,     не  можем  перевести
> это  богослужение - хотя бы частично - на понятный современным людям
> язык,  не можем расстаться  ни  с одним суеверием, не можем изменить
> ни  одного нелепого обряда или обычая, из тех, которые были завещаны
> нам   нашими   не слишком    просвещенными  и духовно   продвинутыми
> предками - потому, что всё это может вызвать РАСКОЛ.

> Такая  позиция  представляется  особенно нелепой, если поразмыслить,
> какое  именно единство мы так исступленно храним? Ради чего жертвуем
> своей  совестью  и  здравым  смыслом?  Разделение Церкви, основанной
> Христом     и   созданной  апостолами,     на бессчетное   множество
> так  называемых  "церквей"  -  свершившийся трагический факт мировой
> истории.   Более  того   - это   разделение  продолжается, и едва ли
> не  в  первую  очередь  - в православной среде, порождающей, вопреки
> "охранительным  усилиям"  Московской  патриархии,  всё новые и новые
> секты.

> Если   оставить   в   стороне   явные   недоразумения,  исторические
> катаклизмы,  а  также  интриги  и властолюбие отдельных правителей -
> светских и церковных, - то получится, что главным источником раскола
> во все времена было стремление той или иной группы верующих христиан
> абсолютизировать  свой религиозный опыт, представить себя в качестве
> единственного  носителя  "истины".   О чём бы при этом не шла речь -
> о  предании,  о  вероучении,  или  о  канонах  -  это,  к несчастью,
> автоматически  формулировалось  так,  что именно эта группа верующих
> имеет  в своих руках единственно истинный путь к спасению. Думаю, мы
> не ошибемся,  если назовем  этот  путь  "сектанским"  -   независимо
> от  того,  сколько  человек  могло  входить в эту группу - несколько
> десятков или несколько сотен тысяч.

> Время  религиозных  войн  вроде  бы  уже прошло - и сейчас христиане
> больше  не  уничтожают  своих  инакомыслящих  единоверцев,  как  это
> многократно  случалось   прежде.   Более того, наиболее просвещенные
> и  либеральные из них могут даже позволить себе пробормотать "сквозь
> зубы"  нечто  вроде  того,  что "Господь по милосердию своему спасет
> всех  верующих  в него". Однако сразу же вслед за этим снова и снова
> начинаются   разговоры   о  канонических  нарушениях,  догматических
> расхождениях  и  даже  - о так называемых "поврежденных таинствах" -
> последняя  формулировка,  к которой так любят прибегать "ревнители",
> представляется  нам  прямой хулой на Духа Святого - поскольку именно
> Его  действием,  а  не  "правильным"  соблюдением измышленных людьми
> канонов  совершаются Таинства Церкви (в противном случае они были бы
> не Таинствами, а некими магическими обрядами).

> Весь  опыт  мировой истории показывает, что разномыслия между людьми
> не  могут  быть  сведены  на нет - за ними стоят различия в истории,
> культуре, психологии общественной и личной. Однако так ли необходимо
> эти   разномыслия   преодолевать,   загоняя  всё  это  Богом  данное
> разнообразие в прокрустово ложе одной догматики,   одного вероучения
> и единственно возможного "христианского" поведения? Ведь возможность
> такого   разномыслия    -   наряду,   а   не вопреки  с единством! -
> была  признана  уже  апостолом  Павлом  в  словах:   "надлежит  быть
> и  разномыслиям  между  вами,  дабы  открылись  между вами искусные"
> (1Кор.11:19),  а  также  в его знаменитом рассуждении о разнообразии
> даров  духовных  (1Кор.12-14). Да и слова Самого Христа "в доме Отца
> Моего  обителей  много"  (Иоан.14:2),  по  традиционным толкованиям,
> указывают  не  на  обширность  Небесного  Царства, а на разнообразие
> наград,   уготованных  Его  чадам  -  в соответствии с разнообразием
> их путей и служений.

> Проблема   -  повторим  это   еще раз  - состоит  не в разномыслиях,
> как  таковых,  а  в  том,  что различные точки зрения на те или иные
> вероучебные  вопросы,  имевшие когда-то свои конкретные исторические
> (или  даже  политические!),  а  также  культурные  и психологические
> предпосылки,  ныне  в  глазах  приверженцев  той или иной конфессии,
> приобретают   статус   абсолютной  истины,  абсолютного  авторитета,
> сопоставимого  (а  иногда  и  превосходящего!)  авторитет Священного
> Писания. Причем, и в Писании, и в предании, такие "защитники истины"
> научились  за долгие века находить неопровержимые аргументы в пользу
> собственной правоты. Отметим, что подобный подход представляется нам
> не  только  абсурдным, но и противоречащим духу Священного Писания -
> ибо  оно  знает только одну абсолютную истину - истину вочеловечения
> Сына  Божия  и его спасительного жертвенного служения.   Истина  эта
> не  постигается  умом  и  не  формулируется словами - она обретается
> только верой и любовью ко Христу и во Христе. И все слова, сказанные
> Христом  во  время  Его  земного  служения - иногда странные, иногда
> гротескные, иногда - не будем этого скрывать! - по сю пору не вполне
> нам  понятные,   а  иногда  и  прямо  противоречащие друг   другу  -
> были  сказаны  отнюдь  не  для  того,  чтобы  позднейшие толкователи
> превратили  их  в новые "заповеди" по образцу Моисеева десятисловия.
> Эти слова, по замыслу Спасителя, должны были разбудить и преобразить
> наш  ум  и   нашу душу,    привести  наши сердца к той вере и любви,
> о  которых  уже  говорилось  выше.  Нет  сомнений,   что  этот  путь
> для  каждого  человека  -  сугубо  индивидуальный,  поскольку каждый
> человек  есть  единственное  в  своем  роде  драгоценное  и  любимое
> творение  Божие.    И   каждый   из возлюбленных сынов Божиих  будет
> сам  свидетельствовать о своем пути, оказавшись перед Его престолом,
> и только Сам Бог сможет оценить полноту его преуспеяния.

> Ни  один  из  нас  не  в  силах  отнять  у  другого эту возможность,
> дарованную ему Спасителем, - возможность придти к Богу и соединиться
> с  Ним.  И  нелепо  и абсурдно утверждать, что такой путь может быть
> только один - или, точнее, что только один путь может быть истинным.
> При  этом неважно, от кого исходит это утверждение - от сумасшедшего
> проповедника-самосвята,  провозглашающего Второе и Страшное Христово
> пришествие на следующей неделе, или от почтенной церковной конфессии
> с  многовековой  историей и развитым вероучением, изложение которого
> занимает целые библиотеки.

> Рано или поздно мировое христианское сообщество должно осознать, что
> у  него   есть только  два пути  -  или продолжать дробиться  вплоть
> до  полного   разделения  на индивидуальных   носителей   "истинного
> пути  спасения",    которые   будут  проповедовать  в  лучшем случае
> не слыша,  а в худшем  -  проклиная друг друга,  или признать  право
> всех  христиан  на различия   в догматике,  вероучении,   обрядности
> и  канонах,  отдавая себе отчет  в том,  что все эти  различия  есть
> лишь    многочисленные  варианты  одного  и того  же пути ко Христу,
> и  более  того - что в будущем, по великой милости Божией, человекам
> может  быть  открыто  еще множество  таких  вариантов. Признать, что
> ни одна конфессия не может обладать достаточной "полнотой" для того,
> чтобы  претендовать  на  звание  Церкви  с большой буквы, а является
> всего лишь  христианской  общиной   -   со своим  укладом, преданием
> и  традициями.  И  что  настоящая  Церковь  -  та, о которой говорит
> Писание,  та, которую  учредил Христос, обретает свою полноту только
> в  соединении  всех,    верующих в Него -  пусть  даже в "веке сем",
> по  грехам нашим, эта полнота может быть только умозрительной. И что
> достаточным  условием  для  такого соединения  является  только вера
> в Господа Иисуса Христа - Спасителя мира.

> И  если для того, чтобы признать и провозгласить эти, на наш взгляд,
> простые  и достаточно самоочевидные вещи необходимо   "разделиться",
> то есть выйти из-под какого-то конкретного канонического подчинения,
> то  значит,    таков  единственно возможный на сегодняшний день путь
> к  истинному  единству  и  истинной   полноте.   Отделиться и выйти,
> не  провозглашая себя Церковью и тем паче - не считая, что мы уносим
> с  собой  какие-то  особые  спасительные  истины  и  какую-то особую
> благодать, отличную от той, которую передал Христос своим ученикам -
> апостолам и   которая продолжает   действовать     в их  преемниках.
> Мы  остаемся    всего  лишь  христианской   общиной,   возглавляемой
> епископом  -  подобно тому, как это было в апостольские времена. Нам
> не  нужно  создавать никакой особой догматики, вероучения и канонов,
> поскольку  многовековой  опыт христианской жизни произвел достаточно
> идей  и  суждений,  чтобы  удовлетворить  самые прихотливые духовные
> потребности   -  нужно только подходить к этому опыту с трезвым умом
> и чистой верой. Мы не собираемся никого обличать в "неправомыслии" -
> по  крайней  мере,   до тех пор,  пока оно не становится  основанием
> для  служения  злу    (распознать  которое  совсем   не так  сложно,
> как   считают    некоторые    особо   продвинутые    "вероучители").
> Не  подчиняясь  никому  и не служа ничьим "интересам" мы будем гордо
> носить  звание  "самочинного  сборища"  -  твердо  помня, что первые
> апостольские общины тоже были "самочинными сборищами" с точки зрения
> тогдашних государственных и синагогальных властей. Но поступая так -
> согласно  с  нашей  верой и совестью - мы не будем противопоставлять
> себя  никому,  не  будем  ни над кем превозноситься, осознавая, что,
> только   вместе   с   остальными   существующими   на   белом  свете
> христианскими общинами и со всеми людьми, верующими в Господа нашего
> Иисуса  Христа  - Спасителя мира, мы можем составить ту самую Единую
> Святую    Соборную  (Вселенскую)   Апостольскую   Церковь,   которая
> была  учреждена Христом на земле, а в пакибытии станет Торжествующей
> Церковью Небесной.

>                                                       1 июня 2008 г.

  [ Обращение епископа Дионисия Батарчука
    и членов Общин Апостольской Традиции.
    www.ecclesia.by.ru/obr1.htm
    = http://community.livejournal.com/ceacrus/23737.html?mode=reply ]




Публикуя  в  рассылке  этот  конфессиональный  по своей сути документ,
считаю нужным заметить следующее.

Мне  близка основная идея этого обращения: разделение иногда - меньшее
из зол, не всякое единство - благо.

В   то   же   время  позиция,    представленная   в   этом  документе,
представляется мне несколько односторонней.

С   одной  стороны,  формальное,  внешнее  единство  часто  становится
препятствием  служению  Христу,  исполнению своего призвания. С другой
стороны,  НЕ ВСЁ,  что   кому-то   не нравится в практике и учении той
или  иной  конфессии,  -  достойная  причина  отделяться!  Отделение -
КРАЙНИЙ  шаг, КРАЙНЕ рискованный. Этому учит и Писание, и опыт Церкви.
В частности,   разделение  1054 года (дата эта,  конечно, - условная):
те причины,   которые тогдашние  деятели называли  основными причинами
для   отделения,   сегодня   воспринимаются  как  смешные...  А  также
Реформация:  проблемы,  приведшие  к  ней,  -  очевидны;  но всё более
очевидным  становится  и то, что "лекарство" было не вполне адекватным
болезни...  Один из очевидных минусов предложенного реформаторами пути
решения  проблем  Западной Церкви - то, что ценность видимого единства
Церкви,  самоочевидная до Реформации, перестала ощущаться почти всеми,
кто был вовлечен в этот процесс.

(Кроме  того, на всякий случай,  во избежание  недоразумений,  замечу,
что публикация здесь мной документа, составленного епископом Дионисием
и  членами Общин Апостольской Традиции, не означает, что я поддерживаю
какие  бы то ни было другие доктрины или практику авторов этого текста
и членов этого объединения христиан.)


Мои  недавние  размышления  о проблеме единства и разделенности Церкви
можно посмотреть здесь: www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0
или здесь: www.messia.ru/r2/4/ek01_040.htm#0
(там же - ссылки на др. материалы).


другие материалы к апостольскому чтению воскресенья:
         +++ Яков Кротов: церковь: семейная ссора?
                www.messia.ru/rasylka/006/1577.htm
                             (+ множество ссылок!)

   

        10 Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю вас, братья,
        будьте все согласны друг с другом. Пусть разногласия
        не разделяют вас! Пусть сплотит вас единая мысль, единая цель!

        11 А ведь мне, братья мои, стало известно от домочадцев Хлои,
        что у вас есть распри. (12) Я имею в виду, что каждый из вас
        говорит свое: "Я - Павлов", "А я - Аполлосов", "А я - Кифин",
        "А я - Христов". (13) Это что такое? Христос разделился
        на части?! Или это Павла распяли за вас?! А может, во имя
        Павла вы приняли крещение?! (14) Слава Богу, я никого из вас
        не крестил, только Криспа да Гая, (15) так что никто не может
        сказать, что вас крестили во имя меня! (16) (Впрочем,
        я крестил еще Стефанаса с домочадцами. А больше не помню,
        крестил ли еще кого.) (17) Ведь Христос послал меня
        не крестить, а возвещать Радостную Весть. И не языком
        человеческой мудрости, чтобы крест Христов не лишился силы.

        18 Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
        погибели, а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила.
        (19) Ведь в Писании сказано:

                "Погублю мудрость мудрых
                    и разум разумных отвергну".

                          (1 Коринфянам, гл.1, перевод В.Н.Кузнецовой)
   



к апостольскому чтению понедельника:
 + + + свящ. Александр Шмеман: индивидуальная подготовка к причастию
                                www.messia.ru/rasylka/006/1578.htm#0
 + + + свт. Василий Великий: не переставай судить себя самого
                         www.messia.ru/rasylka/006/1441.htm#0
 + + + Общество друзей Священного Писания: 'Да испытывает же себя
        человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего
        и пьет от чаши сей' www.bible-center.ru/book/corinthians/018
 + + + свящ. Владимир Лапшин: исполнитель Закона или судья?
                       www.messia.ru/rasylka/005/1058.htm#0
   +++ Н.Т.Райт: Триединый Бог - 1Кор.12
        www.messia.ru/rasylka/005/1234.htm#0
  +++ свящ. Николай Афанасьев: служения управления в Церкви
                         www.messia.ru/rasylka/003/518.htm#0
  +++ он же:
      "дары различны, но Дух тот же". клирики и лаики
                   www.messia.ru/rasylka/003/519.htm#0
  +++ он же - гл. ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО
       www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_07.html
  +++ он же - гл. ПОСТАВЛЕНИЕ ЛАИКОВ
       www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_08.html
  +++ он же - гл. ДЕЛО СЛУЖЕНИЯ
       www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_10.html
  +++ свящ. Павел Адельгейм: Народ Божий. Церковь Христова
                        www.messia.ru/rasylka/004/865.htm#0
  +++ свящ. Александр Мень: многообразие - судьба Церкви
                      www.messia.ru/rasylka/002/165.htm#0



Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080810/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080811/orth?cont=rv_ru


Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-08-2008
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-08-2008





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Не могу похвалить вас за ваши собрания:
 от них больше вреда, чем пользы.
 Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь перед лицом Божьим,
 у вас бывают раздоры. Отчасти верю:
 среди вас должны быть и разногласия,
 чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе,
 это нельзя назвать трапезой Господа.
 Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
 И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
 У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить?
 Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих?
 Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!
 Ведь я от самого Господа узнал то, что потом передал вам:
 Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
 поблагодарил за него Бога, разломил и сказал:
 "Это Мое тело, которое за вас отдается.
  Делайте так в память обо Мне".
 Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал:
 "Эта чаша  -  Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью.
  Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне".
 Это значит, что всякий раз,
 когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу,
 вы возвещаете смерть Господа  -  до тех пор, пока Он не вернется.
 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши
 неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа.
 Но пусть человек сам сначала испытает себя,
 а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела,
 ест и пьет свой приговор.
 Вот почему среди вас так много слабых и больных,
 да и умерло немало.
 А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог.
 Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас,
 чтобы не осудить вместе с остальным миром.
 Так вот, братья мои, когда вы собираетесь вместе на Трапезу,
 дожидайтесь друг друга.
 Если кто голоден, пусть поест дома.
 Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом.
 Об остальных делах распоряжусь, когда приду к вам сам.
*Что касается даров Духа, братья, я не хочу,
 чтобы у вас было неправильное понимание. ...
 я хочу, чтобы вы поняли: если в человеке есть Божий Дух,
 он не скажет: "Будь проклят Иисус!"
 И никто не сможет сказать: "Иисус  -  Господь",
 если в нём нет Святого Духа!
 Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух.
 И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу.
 И есть разные виды деятельности,
 но во всех действует для всех один и тот же Бог.
 Каждому дано проявление Духа для общего блага.
 Одному Дух дает дар мудрой речи;
 другому тем же Духом дается дар передавать знание;
 третьему, тем же Духом  -  дар веры;
 или дар исцелять болезни  -  тем же Духом;
 или дар творить чудеса, или пророчествовать,
 или различать, что от Духа, а что нет;
 у этого дар языков, у того  -  истолкования сказанного на языках.
 Но всё это совершает один и тот же Дух,
 дающий разным людям разные дары по своему усмотрению.*
                                                (1Кор.11:17-12:1,3-11)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2270.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0