=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 01 августа 2008 г. ст.ст., четверг 9-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.14:6-19; Мф.20:17-28.


к апостольскому чтению:
 + + + свящ. Вячеслав Резников:
        дар языков. богослужение первых христиан
             www.messia.ru/rasylka/004/867.htm#0
 + + + Прп. Симеон Новый Богослов: приобщение сущности Бога
                        www.messia.ru/rasylka/002/167.htm#0
 + + + Общество друзей Священного Писания:
        'Чтобы церковь получала назидание'
         www.bible-center.ru/book/corinthians/023
 + + + Разные авторы (М.Поснов, еп. Кассиан, Н.Афанасьев и др.)
        о глоссолалии   www.messia.ru/rasylka/rzerv/glossol.txt

по теме евангельского чтения:
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_19.htm
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_22.htm
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm
   +  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_26.htm        



чтения дня в переводе "Радостная Весть":
 www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/094.htm#0


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080814/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-08-2008



----------------------------------------------------------------------
 
Этот  выпуск посвящен стихам 1:18-29
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.


>              1.18-25 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ МУДРОСТЕЙ

> 18   Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
>    погибели, а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила.
> 19 Ведь в Писании сказано: "Погублю мудрость мудрых и разум разумных
>    отвергну".
> 20   И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого
>    века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
> 21 Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью
> 22 не познал Бога, Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.
> 22 Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес,
> 23 а греки ищут мудрости, • мы возвещаем Христа, распятого
>    на кресте! Для евреев это камень преткновения, для язычников -
> 24 глупость, • а для тех, кто призван - и евреев, и греков, -
>    это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость.
> 25 Потому что Божья "глупость" мудрее людей, и Божья "слабость"
>    сильнее людей!


>               -----------------------------------------------------
>               1.19 Ис 29.14
>               1.20 Иов 12.17; Ис 19.12; 33.18; 44.25
>               1.21 Мф 11.25
>               1.22 Мф 12.38; Ин 4.48; Деян 17.18,32
>               1.23 Рим 9.32; 1Кор 2.14
>               1.24 Кол 2.3
>               1.25 2Кор 13.4


> Этот  отрывок  -  один из важнейших для понимания богословской мысли
> апостола. <...>

> Ст.  18  -  =Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
> погибели,  а  для  нас,  идущих  путем  спасения  - это Божья сила.=
> =Проповедь  о  Распятом= - дословно: "Слово о кресте". Павел говорит
> здесь  не  о  кресте  как орудии казни, но о спасительной жертвенной
> смерти  Христа,  распятого  на  кресте.  Это и есть Радостная Весть,
> которую  Бог  послал  его  возвещать  людям.  Сама  мысль о распятии
> вызывала  содрогание даже у тех,  кто,  будучи римским  гражданином,
> не  мог  быть  казнен  на  кресте.  Люди даже заменяли слово "крест"
> различными эвфемизмами, например,  "плохое   дерево".  Многие видели
> эту  казнь, потому что в древних цирках, наряду с боями гладиаторов,
> также  совершались  казни: осужденных обычно отдавали на растерзания
> диким зверям или распинали.

> Апостол   не   пытается   приуменьшить   тот  факт,  что  Основатель
> христианства  был  осужден  судом как преступник  и казнен,   причем
> на  кресте,  где казнили рабов и мятежников, что не могло не смущать
> многих  слушателей.  Ср.   Флп 2.8. Напротив,  он делает это центром
> своей  проповеди. Это его единственная тема, ему не нужно ее менять.
> В  то   время  как  ораторы  того  времени  постоянно  подчеркивали,
> как  много  они знают, апостол сознательно утверждает: "Ведь я решил
> для себя, что я, будучи у вас, ничего не знаю, кроме Иисуса Христа -
> распятого  на  кресте  Иисуса   Христа"  (2.2). Слово о кресте  есть
> в сжатом виде всё содержание Вести. Даже Христос воскресший остается
> Христом   распятым.   Смерть   и   воскресение   Христа   не  должны
> восприниматься  как  события прошлого. Христиане должны помнить, что
> всё,    что    случилось    с Христом,    непосредственно   касается
> и их самих. <....>

> Таким образом, крест обличает земную мудрость и спасает мир.

> Апостол  утверждает,  что  Бог  и  Весть  о кресте - и человеческая,
> земная  мудрость   абсолютно несовместимы. Человек  стремится к силе
> и славе, крест же -  это слабость,   провал, позор и смерть. Никогда
> ни  один  человек  в  здравом  уме  и  рассудке не смог бы придумать
> подобного  способа спасения мира. Такой парадоксальный план спасения
> человечества  мог  осуществить  один только Бог. "О Боге люди вообще
> мыслят   как   о  Существе  Всемогущем,  Которое  действует  в  деле
> достижения   намечаемых    Им     целей   путем  совершения    чудес
> и  необыкновенных знамений. Напротив, распятый Христос спасает людей
> Своим    унижением,           Своею    кажущеюся         слабостью".
> {Толковая Библия, т. 3, Первое Послание к Коринфянам, с. 17.}

> =Глупость  для  тех,   кто   идет  путем   погибели=   -   дословно:
> "для  погибающих".  =Идущих путем спасения= - дословно: "спасаемых".
> Апостол  делит  человечество  на две большие   группы.   Если раньше
> это  были  евреи, народ, которому Бог открыл себя, народ, отделенный
> для   Бога,   обладающий  Законом,  и  язычники,  не  знающие  Бога,
> "беззаконные",  то  есть не имеющие Закона, поклоняющиеся не Творцу,
> но  творению,  -   то  теперь  деление   происходит не по этническим
> и  религиозным  параметрам.  Есть  погибающие,  не  принявшие Божьей
> мудрости,  воплощенной  в  распятом  Мессии,  и  отвергнувшие ее как
> глупость. В  их  число входят как евреи,  так  и  язычники.  Но есть
> и  спасаемые,  те,  кто  поверил в Христа, и покорился преображающей
> силе  Креста.    И эти  люди  принадлежат   к разным национальностям
> с разной религиозной историей.

> Но  Павел  не называет их спасенными и погибшими, потому что "первые
> могут стать последними,  а последние  первыми" (Мф 19.30;  Мк 10.31;
> Лк 13.30).    Если христиане,  забыв о кресте, выберут путь гордости
> и превознесения, они тоже окажутся идущими по пути погибели.

> Ст. 19 - =Ведь в Писании сказано:  "Погублю мудрость мудрых  и разум
> разумных  отвергну"=  - Апостолу очень важно показать, что это вовсе
> не  какая-то  новая,  неслыханная  доселе  Божья мудрость, явившаяся
> только  сейчас, так что люди должны приложить к ее усвоению всю свою
> человеческую      мудрость.     Нет,     Божья   мудрость     всегда
> резко  контрастировала  с  земной, и ее нельзя постичь человеческими
> средствами.  Об  этом  свидетельствует  Священное  Писание, а именно
> пророк  Исайя,  цитату  из которого приводит Павел для подтверждения
> своих слов.

<...>

> Ст. 20  -  =И  где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель
> этого века?= <....>.

> <...>  В  свете Креста от человеческой мудрости не осталось и следа.
> =Мудрец=  -  вероятно,  имеются  в виду мудрецы греко-римского мира.
> =Знаток=  -  буквально:  "книжник,  писец";  вероятно,  так  названы
> знатоки  Закона  Моисея,  учителя  Закона, хотя это может быть общее
> наименование    образованных   людей,   профессионалов,   экспертов.
> =Мыслитель=  -  дословно:  "спорщик"; вероятнее всего, философ, хотя
> под это определение подходят обе вышеупомянутые категории людей, так
> как они обычно обучали своих учеников методом спора. Ср. также 1.26,
> где   мудрецам,   знатокам   и   мыслителям   соответствуют  мудрые,
> влиятельные,  родовитые.  =Этот  век=  -  Еврейское  слово  "ол`ам",
> переведенное  на  греческий  как  "ай`он"  (традиционно произносится
> "э`он"),  означает  и  временное ("век"), и пространственное ("мир")
> измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям,
> вся   история   человечества   делилась   на  два  века,  или  мира:
> "олам-хаз`э" ("этот, нынешний век") и "олам-хаб`а" ("грядущий век").
> Этот  век  во многом подчинился власти Сатаны, противостоящего Богу,
> так  что  в  Письме галатам Павел назвал его "миром, в котором царит
> зло" (Гал 1.4), то есть безбожным миром (дословно: "злым веком").

> =Разве  Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?=  -  Эта мысль
> о посрамлении человеческой,   земной  мудрости  восходит к пророкам.
> Ср.  Ис  44.25:  "Знаменья гадателей Я обращаю в ничто, прорицателей
> обвожу вокруг пальца, мудрецам наношу пораженье, все их знания делаю
> глупостью"   и   Иов  12.17:  "Советников  Он  гонит  босыми,  судей
> выставляет глупцами". Этого мира - то же, что "этого века" <.....>.

<.....>

> <Ст.  22-24>  =Мы  возвещаем  Христа,  распятого на кресте= - В этом
> христиане  кардинально отличаются от людей  этого  мира,  потому что
> эта Весть неприемлема для них. =Для евреев это - камень преткновения,
> для  язычников  -  глупость, а  для  тех, кто призван -   и  евреев,
> и  греков,  -  это  Христос,  явивший  собой  и  Божью силу, и Божью
> мудрость=.  =Камень  преткновения= - Этим библейским словосочетанием
> часто   переводят   использованное   здесь  Павлом  греческое  слово
> "скандалон".  Оно  трудно  для  перевода.  Первоначально оно значило
> "силок,   ловушка,   западня",   затем  слово  приобрело  переносное
> значение: "то,  что толкает на грех,  отвращает от веры,  направляет
> на  неверный  путь".  Для  евреев  смерть от повешения на деревянном
> столбе  (распятие   есть форма повешения)  означала,  что  казненный
> был проклят Богом. Именно так истолковывался отрывок из Второзакония
> (21.23).  Когда-то  тела  казненных  преступников  (у евреев не было
> обычая  вешать живых людей) вывешивались на дереве или на деревянном
> столбе   на   публичное   обозрение  для  посрамления  и  устрашения
> остальных. Закон требовал, чтобы тело было похоронено в тот же день,
> иначе  непогребенное  тело  навлекло бы проклятие на землю. Но потом
> эти  слова  были  истолкованы  в  том  смысле, что всякий повешенный
> человек  проклят   Богом.    См. Гал 3.13:  "Христос   избавил   нас
> от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на себя, потому что
> сказано:  "Проклят тот, кто повешен на дереве"". Вероятно, еврейские
> власти  передали  Иисуса римлянам по ложному политическому обвинению
> потому,  что они знали,   что римляне вешают  мятежников на крестах.
> Для   многих  людей,  симпатизировавших  учению  Иисуса,  это  стало
> решительным  доказательством  того,   что Он не Мессия,  а лжепророк
> и  самозванец,  и  отвратило их от веры. Помазанник, по мнению очень
> многих, должен был освободить Свой народ от ига язычников и даровать
> ему  успех и процветание. Вот почему "униженный Мессия" стал для них
> камнем преткновения. См. также Гал 5.11.

> =Для  язычников  - глупость= - Для язычников боги - это прежде всего
> воплощение   силы,  могущества,  плодородия,  разума  и  бессмертия.
> Христианская  Весть  о  "поражении"  Бога,  о  смерти  Божьего  Сына
> граничит  с  безумием.    Она противоречит всему, что является целью
> и  смыслом  жизни людей, живших в греко-римской культуре. Эпикурейцы
> были  уверены  в  том, что боги не вмешиваются в человеческую жизнь.
> Даже  стоики,  во  многих отношениях сходные с христианами, не могли
> принять  такого Бога, потому что они не могли себе представить Бога,
> который   жаждет  спасения  людей,    который  посылает Своего  Сына
> на  смерть за них. Цельсу, критику христианства, жившему во II веке,
> поклонение христиан "схваченному и казненному" казалось варварством.
> Августин говорил, что он нашел у греческих философов параллели почти
> ко   всем   идеям   христианства,  но  никогда  не  встречал  у  них
> утверждения: "Слово стало плотью и жило с нами".

> Таким   образом,  и  евреи,  и  язычники  оказываются  в  одинаковом
> положении  по  отношению  к  Божьей  мудрости,  воплотившейся  в Его
> замысле спасения мира: они ее отрицают.

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.45-54 ]


к 1:18-24:
(читается в праздники "Изнесение Честных Древ Животворящего Креста
Господня" и  Воздвижение.)


   +++ свт. Кирилл Иерусалимский: Крест Христа
           www.messia.ru/rasylka/004/880.htm#0
   +++ митр. Сурожский Антоний: Ап. Павел. Крест и Воскресение.
        Встреча со Христом, знание Христа
         www.messia.ru/rasylka/003/521.htm#0
   +++ он же: Смерть Бессмертного
        www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#0
   +++ свтт. Лев Великий, Августин Гиппонский:
        Таинство нашего искупления
         www.messia.ru/rasylka/005/1276.htm#0
   +++ Клайв Льюис: Он творит мир, чувствуя, как роятся мухи у креста,
        как больно касаться дерева израненной спиной,
        как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело,
        как нестерпимо болят р`уки, когда приходится вздохнуть
                           www.messia.ru/rasylka/003/383.htm#0
   +++ свт. Мелитон Сардийский: Бог на кресте...
             www.messia.ru/rasylka/002/202.htm#0
   +++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом
           www.messia.ru/rasylka/002/185.htm#0
   +++ С.Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать?
                    www.messia.ru/rasylka/003/581.htm#0
   +++ свящ. Александр Мень: живоносное Крестное Древо
                   www.messia.ru/rasylka/002/247.htm#0
   +++ Томас Мёртон: жизнь в тайне Креста
        www.messia.ru/rasylka/006/1629.htm#0
                 
     
к 1:26-29:
(чтение субботы 12-й по Пятидесятнице)
   +++ свящ. Александр Мень: Истинное основание Церкви
                  www.messia.ru/rasylka/006/1604.htm#0
   +++ Тертуллиан: Божья "глупость"
        www.messia.ru/rasylka/005/1259.htm
   +++ Саймон Тагуэлл: Надо признать, что мы никуда не годимся...
                              www.messia.ru/rasylka/003/544.htm#0
   +++ протопресвитер Николай Афанасьев -
            УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ
                        www.messia.ru/r2/2/030.htm
   +++ свящ. Николай Афанасьев:
            Где евхаристическое собрание, там Церковь
   +++ Общество друзей Священного Писания: Хвались Господом!
   +++ разные авторы
        www.messia.ru/rasylka/rzerv/1co1_26-29.txt







# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Представьте себе, братья,
 что я пришел к вам и говорил на неведомых языках.
 Какая была бы вам от меня польза?
 Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл,
 ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чём не наставил. ...
 Жаждете даров Духа -
 добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви. ...
 Если я молюсь на таком языке,
 Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
 Как же быть?
 Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
 но буду молиться и разумом!
 Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом! ...
 Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
 но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных,
 чтобы наставить и других,
 чем тысячи на непонятном языке! ...
 Когда вы собираетесь вместе,
 пусть у одного из вас будет гимн,
 у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
 у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
 Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
 Пророки же пусть говорят двое или трое,
 а остальные пусть проверяют, что они сказали.
 А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога,
 то пусть первый тогда замолчит.
 Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
 чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
 Пророки должны уметь управлять своим духом,
 потому что Бог - это Бог не беспорядка, а мира. ...
 Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
 но не препятствуйте говорить и на языках.
 Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
                             (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40)
                                * * *
"Кто только на себя надеется - глуп,
                а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр.28:26)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2273.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
            www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»