=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 09 августа 2008 г. ст.ст., пятница.
  литургические чтения: 2Кор.1:12-20; Мф.22:23-33.
  /Попразднство Преображения Господня/  {Память св. ап. Матфия}


к апост. чтению:
    + + + Во Христе - 'Да'
           www.bible-center.ru/book/corinthians/031

к евангельскому чтению:
   + + + свящ. Яков Кротов: бессмертие
          www.messia.ru/rasylka/005/1245.htm
          (+ 14 ссылок по теме!)


         
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080822/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=22-08-2008


----------------------------------------------------------------------


                     Беседы о Нагорной проповеди:
                 Евангельские блаженства: нищие духом

( начало в выпусках www.messia.ru/rasylka/008/2268.htm#0
                  и www.messia.ru/rasylka/008/2277.htm#0 .)




        3       - Как счастливы те, что бедны ради Господа!
                     Царство Небес - для них.

                            (от Матфея, гл. 5, перевод В.Н.Кузнецовой)

                Блаженны нищие духом,
                        ибо их есть Царство Небесное

                                                  (синодальны перевод)


Евангелист   Матфей   и   евангелист   Лука   передают  это блаженство
по-разному.    У  Луки  оно     проще   и,   возможно, первоначальней:
"Блаженны  нищие"  (так  -  в  греческом тексте Лк.6:20; в синодальном
переводе, выполненном с рукописей, в которых тексты "гармонизированы",
версии  Мф и Лк совпадают); а противопоставлено оно словам: "Напротив,
горе вам, богатые!" (Лк.6:24).

Эту простоту, почти грубость, не надо списывать со счетов. Ту же самую
мысль  мы  находим в  притче о богаче  и Лазаре  (Лк.16:19-31):   если
ты  преуспеваешь  в  этом  мире,    ты  расплатишься  в  "мире  ином",
и  наоборот.  Суть притчи - не в том, что богач был плохим, а бедняк -
хорошим,  а  в  том,  что один был богат, а другой - беден. Вот и всё.
Горе богатым.

Эта  простота  поражает,  но соответствия ей можно найти и в иудейской
традиции.  Согласно  преданию,  раввин  Иуда,  прозванный "Царевичем",
учил:  "Тот,   кто  наслаждается  в  этом  мире,   лишится наслаждений
в  будущем;  тот,  кто  в  этом  мире  лишен наслаждений, обретет их".
По-видимому,  такая  мысль  и  породила   множество  притч,    похожих
на  анекдоты.  Например,  раввин  Ханина,  измученный своей бедностью,
помолился  о  помощи,  и  увидел руку, которая протягивает ему золотую
ножку от стола; а потом, во сне, узрел иное: на небе, в будущей жизни,
он ест за столом, у которого не хватает ножки.

Конечно,    это  совсем  не  похоже  на первые книги  Ветхого  Завета,
где  земное  благополучие  прекрасно  сочетается с праведностью, более
того,  - оказывается естественной наградой за нее (см. напр. Втор.6:3;
11:13 и др.).

Но  вот  в Книге Иова проблема поставлена иначе. Герой ее - праведник,
но  на  него  валятся всевозможные беды. Друзья настаивают на том, что
это  -   расплата   за  грехи,  но  он  так  же твердо повторяет,  что
не  провинился  перед  Богом. По замыслу автора, прав он, а не друзья.
Тем  самым  ситуация  оказывается непонятной, если не бессмысленной, -
если  смотреть    с позиций  Пятикнижия. Правда,  в конце Иов обретает
всё утраченное,  но   до этого  его  представления о Боге  поколеблены
и сменены гораздо более глубокими.

По всей вероятности,  идея о том,  что земное благополучие  не связано
с праведностью, развивалось в века, разделявшие два Завета.

Иудеи  всё  яснее  понимали,  что  человек, преданный Закону Господню,
обычно  оказывается среди изгоев этого мира. Поначалу это было простым
наблюдением,  но  со временем обобщилось, особенно потому, что мир сей
всё  больше  воспринимался  как княжество сатаны. В иудейском сознании
усилилось  резкое  разделение  между нынешним и будущим веком (эоном).
Утвердилось  представление  о  том,  что  те,  кто верен Богу, получат
награду не теперь, а "в будущем веке".

Раннее   христианство   приняло   это  деление.  Христиане верили, что
видимый  мир  подчинен  "князю  мира сего". Отсюда следует, что земное
благополучие дается   лишь   тем,   кто    удовлетворяет   требованиям
этого  князя.  Поразительно место из "Пастыря" Ермы/*/, где говорится,
что  христианин  не  может  участвовать в "экономической системе" мира
сего,  ибо  она  целиком  подчинена сатане. "Властитель этой страны, -
учит  Ерма,   -   прав,  когда  говорит:  "Или следуйте  моим законам,
или  покидайте  мою  землю".  Что  же  нам остается делать? У нас свои
законы  и  свой  град.    Неужели мы  отвергнем свой  закон ради полей
и других владений и станем жить по закону чужого града?

        ----------------------------------------
        /*/ www.krotov.info/acts/02/01/erm.html

С   точки  зрения   Ермы,   именно  это   -   самый  опасный   соблазн
для  христианина.  Самый  тяжкий  грех - нарушить завет с Богом; а это
неизбежно, если мы стремимся к земному преуспеянию, так как невозможно
служить двум господам. (Мф.6:24)

Итак,  перед каждым из нас стоит чрезвычайно серьезный вопрос: в какой
мере  мы  вправе  стремиться  к земному   преуспеянию    любого  рода,
не изменяя Богу? И ответить на него совсем непросто. "Талант", который
мы  должны  приумножить,  так или иначе приведет нас к соприкосновению
с  "маммоной  неправедным"  (Лк.16:9;  в  синод.  переводе: "богатство
неправедное").   Если  дойдет   до прямого конфликта ("или - или")   -
нам придется выбирать между отступничеством и мученичеством.

Впрочем, обычно вопрос стоит не столь явно, но все наши мирские дела -
под  вопросительным   знаком.  Поскольку   мы живем    в этом    мире,
мы  непрестанно  рискуем  послужить маммоне.   Это полностью относится
к таким "добрым делам", как, скажем, учительство. Что бы мы ни делали,
мы в той или иной степени вынуждены считаться со "здешними" законами.

Однако,  Церковь  никогда  не  могла требовать от своих членов полного
разрыва  с  миром.  В  ней всегда существовали преуспевающие и богатые
люди.  Но  Церковь  неустанно  предупреждала  их  об  опасности.  Ерма
говорит,  что  богатые  обязаны своим спасением молитвам бедных. И это
можно  сказать  о  каждом  из  нас,    в  той  или иной мере вписанных
в "приличное общество".

Мы  должны  постоянно  помнить,  что невозможно служить двум господам.
Принцип этот гораздо шире "богатства - бедности" в материальном смысле
слова.  Смотрите,  как  говорит  Господь о тех, кто выставляет напоказ
свое благополучие: "... они уже получают награду свою" (Мф.6:2,5).

С  этой  точки   зрения  неважно,    какую из земных целей мы  ставим.
Быть   может,   мы   хотели   кого-то   убить;     быть  может, хотели
построить  демократию  (или  восстановить  монархию)  в России. Раз мы
поставленной  цели  достигли,  мы  получили свою награду. По-видимому,
лучше  строить  деократию, чем убивать, но, в контексте блаженств, обе
эти  цели  -  недостаточны,  и  потому обе могут увести нас от Царства
Божия.  Вопросительный знак остается.   Если вопрос  "встанет ребром",
что будет дороже нам: Бог или демократия?

                Составлено по книге:
                 * Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ
                   (Перевод с английского Н.Л.Трау6ерг)
                   // Красноярск: "Claretianum", 1994. стр. 3-10.
                   www.messia.ru/r2/2/056.htm#0 или
                   www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g3


 + Блаженство нищих духом в тематическом каталоге сайта ХП:
                        www.messia.ru/temy/b/blzhnisc.htm#0
 + К.С.Льюис: счастливы нищие!
    www.messia.ru/rasylka/006/1644.htm#0 (+ссылки!)
 + В.Н.Кузнецова: о блаженстве бедных
    www.messia.ru/rasylka/003/465.htm#0
 + она же: всё - наше?.. (1Кор.3.18-23)
    www.messia.ru/rasylka/008/2279.htm#0
 + СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ: БЕДНЫЕ / НИЩИЕ
       www.krotov.info/spravki/temy/b/bednost.htm
 + митр. Сурожский Антоний:
    мы живем Божьей милостью... чем я богат?..
           www.messia.ru/rasylka/004/888.htm#0
 + прп. Симеон Новый Богослов: есть ли у нас блаженства Христовы?
                             www.messia.ru/rasylka/004/942.htm#0
                            www.messia.ru/rasylka/004/943.htm#0
 + www.messia.ru/rasylka/rzerv/blazhenstva-blum.txt
 + www.messia.ru/rasylka/rzerv/blazhenstva.txt



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
"Спаситель велел нам стать детьми,
 и радость наша  в том, что мы получаем дары, подарки, сюрпризы."
                                                              (Г.Гейл)
                                * * *
* Дабы ясно показать / второе Твое неизреченное пришествие,
* как Ты, Всевышний Боже, / явишься стоящим посреди богов,
* Ты на Фаворе воссиял неизъяснимо
* перед Апостолами и Моисеем с Илией;
* потому Тебя, Христе, / мы все величаем.

* Придите ко мне и веруйте, народы!
* На гору святую, небесную взойдя,
* станем духовно во граде живого Бога, / и будем созерцать умом
* невещественное Божество Отца и Духа, / в Сыне Единородном сияющее.

* Ты привлек меня любовью, Христе,
* и изменил божественным к Тебе стремлением.
* Но сожги огнем невещественным грехи мои
* и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,
* чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой.
                                 (Канон св. Иоанна Дамаскина, песнь 9,
                                    перевод иером. Амвросия (Тимрота))
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2281.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm