=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 13 августа 2008 г. ст.ст.,
  вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 2Кор.2:14-3:3; Мф.23:23-28.
  /Отдание Преображения Господня./

к евангельскому чтению вторника:
   +++ свящ. Александр Мень:
        "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..."
             www.messia.ru/rasylka/005/1249.htm#0
   +++ Яков Кротов: Горе привратникам,  сделавшим из ворот идола...
                              www.messia.ru/rasylka/003/533.htm#0
   +++ "Фарисейство" в тематич. указателе:
        www.messia.ru/temy/f-c.htm#frsjstvo
   +++ митр. Антоний Блум: основы веры и человеческие предания
                         www.messia.ru/rasylka/002/179.htm#0
   +++ Наталья Трауберг:
        "Нет церкви без двух полюсов - без святых и фарисеев"
             www.messia.ru/rasylka/007/1923.htm#0 (+ссылки)  



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080826/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-08-2008



----------------------------------------------------------------------
 
Этот  выпуск посвящен стихам 7:10-35
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.



>                   БРАК, БЕЗБРАЧИЕ, РАЗВОД (7.1-40)

>                       7.1-16 О БРАКЕ И РАЗВОДЕ

> 1       Относительно того, что вы писали мне в письме: "Лучше
> 2  мужчине не прикасаться к женщине". • Но раз так много разврата,
>    то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины
> 3  свой муж. • И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению
> 4  к жене, а жена по отношению к мужу. • Не жена хозяйка своему
>    телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.
> 5  Не избегайте друг друга, разве только на время, по обоюдному
>    согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова сойтись,
>    иначе Сатана, нащупав слабое место, может искусить вас.
>6/7 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю.  • Конечно,
>    я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар
>    от Бога: у одного один, у другого другой.
> 8       А неженатым и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими,
> 9   как я. • А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше
>     вступить в брак, чем гореть в огне.
> 10      А тем, кто в браке, я приказываю - впрочем, не я, а Господь.
>     Жена не должна покидать мужа, • а если покинет, пусть живет одна
>     или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой.
> 12      А остальным говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь
> 13  брата жена неверующая, но она согласна жить с ним, пусть
>     не разводится с ней. • И если у женщины муж неверующий,
> 14  согласный жить с ней, пусть не разводится с ним. • Потому что
>     неверующий муж через жену посвящается Богу и неверующая жена -
>     через мужа. Иначе и дети ваши были бы нечисты, а так они
> 15  посвящены Богу. • Если же неверующий супруг уходит, пусть
>     уходит, брат или сестра им не подневольны. Но Бог призвал вас
> 16  к миру. • И откуда ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
>     муж, не спасешь ли жену?

>               ----------------------------------------------------
>               7.5 +в молитве+ - в поздних рукописях: "в посте
>                   и в молитве".
>               7.7 +Конечно+ - в некоторых рукописях: "Потому что".
>               7.14 +мужа+ - в некоторых рукописях: "верующего мужа".
>               7.15 +вас+ - в некоторых рукописях: "нас".
>                    +Но Бог призвал вас к миру+ - в ряде рукописей:
>                    "К миру призвал нас Господь".

>               *7.7 Мф 19.11-12   *7.9 1Тим 5.14
>               *7.10-11 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
>               *7.14 Рим 11.16   *7.15 Рим 14.19   *7.16 1Петр 3.1


<.....>

> Ст. 10-11  - =А  тем, кто  в  браке, я  приказываю - впрочем, не  я,
> а  Господь= - Следующая тема - разводы христиан. Если до этого Павел
> давал  лишь  советы,  то  здесь  он действует именем Господа Иисуса,
> запрещавшего  развод  (см.  Мк 10.2-12). Это один из редких случаев,
> когда  Павел приводит  слова Иисуса.   Поэтому  апостол не советует,
> а  =приказывает=.  Павел  хотел  подчеркнуть,  что  брак  - это узы,
> которые  не  могут  быть  расторгнуты разводом. В этом Иисус и Павел
> резко отличались от своих соплеменников, потому что у евреев развод,
> хотя  и  становился  всё более редким явлением, был разрешен и споры
> между  консервативной  школой  Шаммая  и  либеральной школой Гиллеля
> касались   лишь   причин,  позволявших  развод./***/  Причем  развод
> гарантировал  даже  более  очевидное право на второй брак, чем право
> вдовы  выйти  второй  раз замуж. Если в наше время большинство людей
> разводятся,  чтобы  вступить  в  новый брак, то коринфяне, вероятно,
> разводились, чтобы жить в безбрачии.

>       -------------------------------------------------------------
>       *** Согласно Шаммаю, развод допускался лишь в случае
>       нецеломудрия жены, Гиллель же считал достаточным любую причину
>       или даже повод: плохо приготовленное блюдо, разбитая посуда,
>       встреча с более красивой женщиной и т.д.

> =Жена не должна покидать мужа= - Согласно римскому законодательству,
> женщина  в  то  время  уже  получила  право на развод. То, что Павел
> начинает   с   женщин,   вероятно,   подтверждает     предположение,
> что инициаторами разводов были коринфские женщины-пророчицы. =А если
> покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем= - Если жена всё же
> ушла  от  мужа,  она  должна  сохранять  целомудрие  или возобновить
> прежние  супружеские  отношения.  Это  требование  в  равной степени
> относится и к мужу. Интересно отметить, что в еврейской традиции муж
> не  мог  снова  жениться  на  женщине, с которой он развелся. =И муж
> пусть  не разводится с женой=  -  Эти же требования распространяются
> и на мужа.

> Ст. 12-13  -   =А  остальным  говорю  уже  я,  а   не Господь:  если
> у  какого-нибудь  брата жена неверующая, но она согласна жить с ним,
> пусть  не  разводится с ней. И если у жены муж неверующий, согласный
> жить  с  ней,  пусть  не  разводится  с  ним=  -  В Церкви сложилась
> ситуация,  какой  еще не было во времена Иисуса, и поэтому Он не мог
> дать   соответствующих  повелений.  Появились  религиозно  смешанные
> семьи,  в  которых один из супругов обратился в христианство, другой
> же  остался  язычником.   Вот почему   Павел не ссылается на Иисуса,
> но говорит от своего имени: =говорю уже я, а не Господь=. Коринфяне,
> несомненно,  были  уверены в  том,   что христианин  или  христианка
> не  могли оставаться в таком браке, который, по их мнению, осквернял
> их и лишал святости.  Но апостол возражает: брак  остается нерушимым
> и в этом случае.

> Ст. 14   -   =Потому  что неверующий муж через жену посвящается Богу
> и  неверующая жена - через мужа= - Апостол выдвигает еще один довод:
> так  как  брак  дан  как  заповедь  от  Бога  (Быт 2.24), то супруги
> исполняют волю Бога. Брак не может осквернять их, напротив, супруги,
> соединяясь,  становятся  одним  существом. Поэтому святость, то есть
> принадлежность  Богу  одного  из  них,  оказывает  некое  освящающее
> воздействие и на другого. Кроме того, возможно, апостол имеет в виду
> также  и  то,   что  супруг-христианин  сможет помочь  родиться вере
> у  своей неверующей жены, а супруга-христианка - у неверующего мужа.
> Ср.  1Петр  3.1-2.  Ср. также Исх 29.37: "Жертвенник станет Святыней
> Святынь.  Все,  что коснется его, станет святыней". Так и христиане,
> ставшие храмом Святого Духа, освящают своих супругов и супруг.

> =Иначе  и дети ваши были бы нечисты,  а так они  посвящены  Богу=  -
> Для  Павла  очевидно, что дети, родившиеся в таком браке, =посвящены
> Богу=,  то  есть входят в Новый Договор с Богом. Интересно отметить,
> что,   согласно   Талмуду,   если   беременная  язычница  становится
> прозелиткой и принимает омовение как знак ее веры в Бога Израиля, то
> ее  новорожденный  ребенок  уже  не  нуждается  в подобном омовении,
> потому что родился святым, то есть вошел в народ Божий.

> Ст.  15   - =Если же неверующий супруг уходит,  пусть уходит,   брат
> или сестра   им    не подневольны=   -  Исключение   только    одно:
> если  неверующий  муж   (или  неверующая жена)  хочет разорвать брак
> по  религиозной  причине.    Так  как брак был чисто семейным делом,
> а  кроме того,  для неверующего  авторитет общины не  имел значения,
> то  такой  брак  сохранить  было  невозможно.   =Не  подневольны=  -
> в греческом более сильное слово: "не находятся в рабстве".

> =Но  Бог  призвал  вас  к  миру= - Развод - всегда болезненная вещь,
> нарушающая  мир и гармонию, а Бог призвал людей к миру. Это еще одна
> причина,  почему  подобный  смешанный  брак  следует  по возможности
> сохранить. Если же это не возможно, то инициатором развода ни в коем
> случае не должна выступать христианская сторона.

> Ст.  16  -  =И  откуда ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
> муж,  не  спасешь  ли  жену?=  -  Ср.  1Петр 3.1: "И вы, жены, также
> подчиняйтесь  своим  мужьям,  чтобы  те из них, кто отвергает Слово,
> приняли  веру без всяких слов, только благодаря поведению жен, глядя
> на вашу чистую и богобоязненную жизнь". =Спасешь= - здесь в значении
> "обратишь в христианство" (ср. 9.22; Рим 11.14).


>                  7.17-24 НЕТ СМЫСЛА ЧТО-ЛИБО МЕНЯТЬ

> 17      Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему
>     Господь, пусть остается таким, каким его призвал Бог. Я даю
> 18  те же указания всем церквам. • Был призван обрезанным - пусть
>     не удаляет обрезание; призван необрезанным - пусть
> 19  не обрезается. • Обрезание - ничто и необрезание - ничто, важно
> 20  лишь соблюдение Божьих заповедей. • Кто каким призван, пусть
> 21  таким и остается. • Если ты был рабом, когда был призван, пусть
>     тебя это не волнует. Но если можешь стать свободным, используй
> 22  эту возможность. • Ведь раб, которого призвал Господь,
>     для Господа свободен, равно как и призванный свободным -
> 23  раб Христа. • Вас купили за большую цену, так не становитесь
> 24  рабами людей! • Братья, кто каким призван, пусть таким
>     и остается у Бога!


>               ---------------------------------------------------
>               *7.17 1Кор 7.20,24   *7.19 Рим 2.25; Гал 5.6; 6.15
>               *7.22 Эф 6.6; 1Петр 2.16

> Ст.  17  - =Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил
> ему  Господь,  пусть  остается таким, каким его призвал Бог= - Кроме
> брака,  некоторые  коринфяне,   вероятно,  были   склонны уничтожить
> и   другие  различия  между людьми.   Павел отчасти с этим согласен,
> но его задача показать им, в чём они не правы. Коринфянам нет смысла
> стремиться  что-либо  поменять в своем семейном, социальном или ином
> положении,  потому  что после их избрания Богом через Христа все эти
> внешние вещи теряют всякое значение. Кем бы ни был человек - евреем,
> греком,  образованным  или  невежественным,  мужчиной  или женщиной,
> рабом или свободным, богатым или бедным - он может жить христианской
> жизнью,  для Бога  это неважно.   Ср.  Гал 3.27-28 <....>; ср. также
> Кол 3.11.   Если же  по какой-то причине статус человека  изменится,
> это  тоже  не имеет ни малейшего значения. Раньше Павел говорил, что
> женатым  не  стоит  отказываться  от  супружеской  жизни, а одиноким
> вступать  в брак,  то есть изменять свое семейное положение.  Теперь
> он  затрагивает  более  широкие  темы. Всякая перемена сулит заботы,
> тревоги,   беспокойство,   а Бог  призвал Своих  избранников к миру,
> тем  более  что  мир  в  том  виде,  в  каком  он  пребывает сейчас,
> заканчивается (см. ст. 31).

<...>

> Ст.  18  -  =Был  призван  обрезанным  - пусть не удаляет обрезание;
> призван  необрезанным  -  пусть  не  обрезается=  - Под =обрезанным=
> понимается  еврей, а под =необрезанным= - язычник. =Пусть не удаляет
> обрезание=   -   Известно,   что   некоторые   евреи,  проникнувшись
> эллинистическим  духом,  стеснялись  обрезания и делали пластические
> операции  по его удалению (см. 1Мак 1.14-15; Иосиф Флавий, Иудейские
> Древности 12.5.1). <....>

>  Ст.  19  -  =Обрезание  -  ничто  и необрезание - ничто, важно лишь
> соблюдение  Божьих  заповедей=  -  Теперь и евреи (), и язычники (),
> уверовав  в Христа, стали единым существом (см. Гал 3.28; Кол 3.11).
> Апостол  хочет  сказать,  что  обрезание,  как  и  пища,  соблюдение
> религиозных  праздников и  т. п.,  есть вещи внешние,   безразличные
> для  Бога.  Христос  Своей  смертью  разрушил  старую  стену вражды,
> разделявшую  народы,  причем "камнями" этой стены часто были внешние
> обычаи и обряды (Эф 2.14). <.....>

<...>

> Ст. 21-22 -  =Если ты был рабом, когда был  призван, пусть тебя  это
> не волнует= - В древнем мире было огромное количество рабов, которых
> свободные   люди   часто  считали  людьми  второго  сорта  или  даже
> говорящими  орудиями  (как,  например,  Аристотель). Так, в Коринфе,
> вероятно,  треть   населения была  рабами. Хотя  в Израиле отношение
> к  рабам  было гораздо мягче, чем в эллинистическом мире, всё же раб
> не  был полноценным членом религиозного сообщества. Недаром и евреи,
> и язычники благодарили в молитве Бога (или богов) за то, что Он (или
> они)  не  создал(и)   их    рабами.  =Пусть тебя это   не волнует= -
> Среди   христиан  было  много  рабов.  Конечно  же,  многие  из  них
> стремились  обрести  свободу.  И одной из причин такого желания было
> то,   что   раб   принадлежал  другому  человеку,  в  то  время  как
> христианином владел один только Господь.

> =Но  если  можешь  стать  свободным,  используй  эту  возможность= -
> Возможно  иное  понимание:     "Но   если   у тебя  есть возможность
> стать свободным,   лучше воспользуйся  своим   рабским  положением".
> Такое   понимание   сейчас   отвергается   многими   комментаторами,
> считающими,  что  Павел  не возражает против того, чтобы раб получил
> свободу,  если  ему  представится  такая возможность. Так, например,
> многие рабовладельцы предоставляли свободу своим рабам по завещанию,
> а    некоторые    рабы,    сумев    разбогатеть,    выкупали   себя.
> Вольноотпущенников   в  Римской    империи   было  к этому   времени
> очень много.

> =Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен, равно как
> и  призванный  свободным - раб Христа= - В глазах Господа раб ничуть
> не  ниже свободного человека,   так же как и свободный не выше раба.
> И  те,  и  другие  равно искуплены Богом и освобождены, чтобы отныне
> принадлежать  только Ему, быть Его рабами. Для Павла характерен этот
> парадокс:   христианство  есть  одновременно  и  свобода,  и  новое,
> добровольное "рабство", отдача себя Богу (ср. Рим 6.18-22).

> Ст.  23  -  =Вас  купили  за большую цену, так не становитесь рабами
> людей!=  -  <....> Хотя были люди, которые продавали себя в рабство,
> потому  что  рабу часто жилось легче, чем свободному бедняку, всё же
> эти  слова  надо понимать здесь в переносном смысле. Нужно хвалиться
> Богом,  а  не  людьми, не воспринимать мирского взгляда на жизненные
> ценности,  не  покоряться мирской мудрости и т. д. Кроме того, здесь
> возможен  намек      на готовность    некоторых   коринфян    видеть
> в христианских лидерах своих господ.

> Ст. 24  -   =Братья,  кто каким  призван,  пусть  таким  и  остается
> у Бога!=  -  В третий  раз апостол  призывает  христиан не посвящать
> свою жизнь заботам о изменении своего статуса (ст. 17,20).

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.122-3,128-134. ]




 + + + свящ. Александр Мень:
        Природа Церкви и ее жизнь (2) / дни "века сего" сочтены
                    www.messia.ru/rasylka/007/1918.htm#0

к 1Кор.7:24-35:
  +++ Саймон Тагуэлл: В этом мире и нельзя ничем владеть...
                      www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#0        





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Благодарение Богу -
 Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы - смертоносный запах смерти,
 для других - живоносное благоухание жизни. ...
 Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
 оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога.
 И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.*
                                        (2Кор.2:14-16; 3:2-3)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2285.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»