=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 14 августа 2008 г. ст.ст., среда
11-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 2Кор.3:4-11;
Мф.23:29-39
(за ср);
2Кор.4:1-6;
Мф.24:13-28
(за чт).
/Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Память прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р.Х.)./
к евангельскому чтению среды:
+++ С.Н.Булгаков: Тайна Израиля
www.messia.ru/rasylka/006/1594.htm
к апостольскому чтению среды:
+++ еп. Джон Робинсон: руководство к "духовной жизни"?
www.messia.ru/rasylka/003/534.htm#0
+++ Христос снимает покрывало с лица
www.bible-center.ru/book/corinthians/033
+++ прот. Александр Мень: миссия благовестника и священника
www.messia.ru/rasylka/004/883.htm#0
+++ Николай Афанасьев: священническое служение христиан
www.messia.ru/rasylka/004/878.htm#0
+++ св. Франциск Ассизский:
Пусть за познанием следует благое деяние.
& Анри Даниель-Ропс: Любить Библию
www.messia.ru/rasylka/005/1250.htm#0
+++ К.Барт: Глава Церкви
www.messia.ru/rasylka/002/180.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080827/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 7:25 - 9:18
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.
>
7.25-40 О ЖЕНИХАХ И НЕВЕСТАХ
> 25 Что касается
невест, у меня нет повеления от Господа,
> но я выскажу собственное
мнение, а я думаю, мне, по милости
> Божьей, можно доверять.
> 26 Я считаю, что
в наши тяжкие времена лучше человеку
> 27 оставаться в том же положении.
• Ты связан с женой - не ищи
> 28 развода; не связан - не ищи
жены. • Но если и женишься,
> не грех. И если девушка
выйдет замуж, греха не будет.
> Но в супружеской жизни
их ждет много бед, а я бы хотел вас
> 29 от этого избавить. • Я вот
что, братья, имею в виду: времени
> остается в обрез, и
надо, чтобы те, у кого есть жены, жили так,
> 30 словно неженаты; • те, которые
плачут, словно не плачут; те,
> которые счастливы, словно
несчастны; кто что-то приобретает,
> 31 словно ничем не владеет;
• и тому, кто занят земными делами,
> не надо в них целиком
погружаться. Потому что мир в его нынешнем
> 32 облике уходит безвозвратно.
• И мне хочется, чтобы вы ничем
> не были озабочены. Неженатый
озабочен делами для Господа, чтобы
> 33 угодить Господу, • а женатый
озабочен мирскими делами в угоду
> 34 жене и разрывается на части.
Незамужняя женщина или девушка
> озабочены делами для
Господа, чтобы быть святой и телом,
> 35 Всё это я говорю для вашего
же блага, а не для того, чтобы
> тащить вас за собой
на аркане. Нет, я хочу, чтобы вы всегда жили
> для Господа как подобает
и ни на что не отвлекаясь.
> 36 Если кто считает,
что по отношению к своей невесте поступает
> неподобающим образом,
и если не в силах совладать со своей
> страстью и считает,
что должен жениться, пусть делает то, к чему
> 37 его влечет. Греха не будет,
пусть поженятся. • Но если он твердо
> стоит на своем, никем
не понуждаем, полностью владеет своими
> чувствами и твердо решился
в душе хранить ее девственность,
> 38 он тоже поступит хорошо.
Что из этого следует? • Что и тот,
> кто вступает в брак
с невестой, поступает хорошо, и тот, кто
> не женится, поступит
еще лучше.
> 39 Жена связана
браком, пока жив муж. А если муж умрет,
> она вольна выйти замуж
за кого хочет, но только за христианина.
> 40 Но если останется одна, будет
счастливее, по моему мнению,
> а я полагаю, что и во
мне есть Дух Божий.
>
------------------------------------------------------
>
7.34 +и разрывается на части+ - в некоторых рукописях:
>
"Есть разница между женщиной и девушкой".
>
7.40 +Дух Божий+ - в нескольких рукописях: "Дух
>
Христа".
> Ст. 25 - =Что касается
невест, у меня нет повеления от Господа,
> но я выскажу собственное мнение,
а я думаю, мне, по милости Божьей,
> можно доверять= - Сейчас
речь идет о тех молодых людях, которые
> были обручены, возможно,
с детства, а теперь подошел их брачный
> возраст (девушки выходили
замуж в 12-16 лет, возраст мужчин обычно
> был больше на пять
или десять лет). Перед ними стоит вопрос,
> вступать в брак или
нет, потому что в коринфской церкви высоко
> ставилось безбрачие.
Так как Иисус не оставил никаких указаний
> на этот счет, Павел
считает себя вправе дать собственный совет.
> <...> =Невеста= -
Греческое слово "парт`енос", обычно означающее
> "девственница", может в
некоторых случаях быть мужского рода:
> "девственник". Поэтому речь,
вероятно, идет как о невестах, так
> и о женихах.
> Ст. 26-28 - =Я считаю,
что в наши тяжкие времена лучше человеку
> оставаться в том же
положении= - Апостол уже в четвертый раз дает
> всё тот же совет: лучше оставаться
в том положении, в каком призвал
> человека Господь (ст.
17,20,24), и объясняет причины. =Наши тяжкие
> времена= - Апостол уверен в близости
Конца, а перед его наступлением
> ожидались разные природные и
социальные катаклизмы (см. Лк 23.29;
> Мк 13.17). <...>
> =Ты связан с женой
- не ищи развода, не связан - не ищи жены.
> Но если и женишься, не
грех. И если девушка выйдет замуж, греха
> не будет= - Коринфяне
должны сами решать свои семейные дела,
> кроме развода. Но брак ни в коем случае
не считается грехом.
> =Но в супружеской жизни их ждет много
бед, а я бы хотел вас от этого
> избавить= - И
всё же Павел склоняется к безбрачию,
> но не по религиозным
причинам, а по чисто практическим.
> Уже упоминался голод,
кроме того, христиане часто подвергались
> притеснениям, и Павел
пророчески предвидел, что гонения будут
> ужесточаться. Наступают последние
времена, связанные со страшными
> эсхатологическими испытаниями,
и людям, обремененным семьей, будет
> гораздо труднее их переносить
(см. Мк 13.7-8,17; ср. Лк 23.29),
> потому что к тяготам прибавится беспокойство
за семью.
> Ст. 29-31 - =Я вот что,
братья, имею в виду: времени остается
> в обрез, и надо,
чтобы те, у кого есть жены, жили так, словно
> неженаты; те, которые
плачут, словно не плачут; те, которые
> счастливы, словно несчастны; кто
что-то приобретает, словно ничем
> не владеет; и тому, кто занят
земными делами, не надо в них целиком
> погружаться. Потому
что мир в его нынешнем облике уходит
> безвозвратно= - Апостол
прямо объясняет свои слова: Второе
> Пришествие состоится очень скоро,
время заканчивается, и поэтому
> все житейские ценности
теряют свою значимость. =Надо, чтобы те,
> у кого есть жены, жили, словно
неженаты= - Было бы ошибкой понимать
> эти слова как призывающие
к "духовным бракам". Брак и безбрачие,
> торговля и другие
земные дела относятся к тем вещам, которым
> не будет места в
Царстве Бога (см. Мк 12.25: "Когда
мертвые
> воскресают, они уже не женятся и не
выходят замуж"). Тем более нужно
> помнить, что в древние
времена браки очень редко заключались
> по любви, они
были скорее своеобразными экономическими
> предприятиями. Апостол не
призывает коринфян отделиться от мира.
> Христиане внешне живут,
как все остальные люди: они женятся
> и выходят замуж, занимаются торговлей
и другими делами, радуются
> и печалятся, - но
ничто из этого не определяет их жизнь.
> {G.D.Fee ...} Ср.
2Кор 6.10; 1Кор 3.22. "Павел не говорит:
> "Не плачь, не радуйся,
не покупай, не продавай, не имей дела
> с миром". Он хочет
сказать то же, о чём говорит евангельское
> речение: "Там, где
богатство твое, будет и сердце твое"".
> {С.К.Barrett ...} См.
также Мф 6.34. Павел не проповедует
> ни безразличия, ни
пассивности, ни стоической атараксии/*/
> =Мир в его нынешнем облике=
- дословно: "форма мира"; это значит
> не только внешнее изменение
облика мира, но безвозвратное
> и окончательное изменение
всего, что в нём есть, полное
> преображение.
> -------------------------------------------------------------
> * Атараксия,
(греч. "невозмутимость") - этическое понятие,
> означающее душевное
спокойствие, безмятежность как высшую
> ценность, к которой
должен стремиться мудрец. Оно было развито
> Демокритом и
Эпикуром, но особое место занимало в мысли
> философов-стоиков.
> Ст. 32-34 - =И мне
хочется, чтобы вы ничем не были озабочены= -
> Апостол дает такие советы, руководствуясь
желанием, чтобы коринфяне
> в контексте наступающего Конца
=ничем не были озабочены=, то есть
> не потеряли целеустремленности.
> =Неженатый озабочен делами
для Господа= - Традиционно эти слова
> понимались в положительном
значении: Павел стоит за безбрачие,
> чтобы христианин мог сосредоточиться
на служении Господу. Но слово
> "заботиться" в Новом Завете
чаще всего выступает в отрицательном
> значении "быть озабоченным,
обеспокоенным", то есть описывает
> состояние, не желательное для
христианина (ср. Мф 6.25,28,31,34;
> 10.19; Лк 12.22,26).
=Чтобы угодить Господу= - Можно понять
> эти слова как косвенный
вопрос: такой человек весь в беспокойных
> размышлениях, что он должен
сделать, чтобы Ему угодить. Вероятно,
> Павел полемизирует с
этой религиозной сверхозабоченностью.
> Свидетельством христианской зрелости
является доверие, а не подобное
> беспокойство.{А.С.Thiselton ...}
> =Женатый озабочен мирскими
делами в угоду жене и разрывается
> на части= - Эта озабоченность
также отрицательна, потому что раньше
> апостол призывал женатых жить так,
словно неженаты (ст. 29). Если же
> в его заботах
Господь и жена занимают одинаковое место, то
> он разрывается на части, желая угодить
и Господу, и жене.
> =Незамужняя женщина или девушка
озабочены делами для Господа, чтобы
> быть святой и телом, и духом; замужняя
же озабочена мирскими делами,
> угождая мужу= - Павел
повторяет то же самое, но уже по отношению
> к женщинам. =Незамужняя
женщина= - Это, вероятно, вдова,
> разведенная, или живущая
отдельно от мужа, или незамужняя рабыня,
> которая была вынуждена
стать любовницей господина. =Девушка= - Та,
> что никогда не была замужем,
девственница. =Быть святой и телом,
> и духом= - то есть
полностью посвятить себя Богу. Святость -
> это цель всех христиан, как состоящих
в браке, так и безбрачных. Как
> уже говорилось раньше, многие
коринфянки были уверены, что святость
> тела - это безбрачие,
а брак - его осквернение. Многое
> в их поведении указывает на
то, что они хотели бы отречься от своей
> женской природы и
стать как мужчина (). Возможно, что Павел
> даже цитирует их собственное
высказывание. Ведь Павел не только
> не против брака, но даже считает,
что верующий муж или верующая жена
> освящают своих неверующих
супругов (см. ст. 14). "Аскеты, которые
> осуждают брак...
не поднимаются выше, но
опускаются
> ниже христианских стандартов".
{С.К.Barrett ...} Воздержание
> от брака есть попытка
добиться праведности собственными усилиями,
> через соблюдение внешних вещей.
> Ст. 35 - =Всё это я говорю для вашего
же блага, а не для того, чтобы
> тащить вас за собой на аркане= - И
всё же апостол не отдает приказы,
> а лишь советует.
Он убежден, что они послужат их благу, ведь
> он любит их и не посоветует
дурного. =Тащить вас за собой
> на аркане= - Это очень сильный
образ: так ведут непокорное животное
> (ср. 2Кор 1.24). Павел никогда не
ведет себя так со своими духовными
> детьми.
> =Нет, я хочу, чтобы вы
всегда жили для Господа как подобает
> и ни на что не
отвлекаясь= - Во времена перед наступлением Конца
> неженатый человек живет
для Господа, ни на что не отвлекаясь.
> =Не отвлекаясь= - расхожее выражение
в философском словаре киников:
> истинный философ, следуя
своему призванию, не должен ни на что
> отвлекаться. Ср. Лк 9.62.
Но это не общее правило для христиан,
> потому что некоторым
именно безбрачие мешает спокойно
> и целеустремленно жить
христианской жизнью, ведь им могут помешать
> страсти (см. ст. 9,7).
> Ст. 36-38 - =Если
кто считает, что по отношению к своей невесте
> поступает неподобающим образом,
и если он не в силах совладать
> со своей страстью и считает,
что должен жениться, пусть делает то,
> к чему его влечет.
Греха не будет, пусть поженятся. Но если он
> твердо стоит на своем, никем
не понуждаем, полностью владеет
> своими чувствами и твердо
решился в душе хранить ее девственность,
> он тоже поступит хорошо.
Что из этого следует? Что и тот,
> кто вступает в брак,
поступает хорошо, и тот, кто не женится,
> поступит еще лучше= - Предыдущие
стихи (ст. 26-35) были своего рода
> отступлением, но теперь апостол
снова возвращается к теме: как быть
> с обрученными христианами,
никогда прежде не состоявшими в браке?
> Перевод этого отрывка
зависит от того, как понимать некоторые
> греческие слова, которые могут
переводиться по-разному. Из текста
> не понятно, имеется ли
в виду отец, который раздумывает над тем,
> выдавать ли ему замуж
свою дочь или оставить ее девственной,
> или жених, размышляющий над тем, должен
ли он жениться или лучше ему
> и его невесте оставаться
безбрачными./*/ Поэтому возможно и другое
> понимание: "Если кто считает,
что по отношению к своей дочери
> поступает неподобающим образом,
и если она достигла брачного
> возраста (или перезрела) и он
полагает, что должен вьщать ее замуж,
> пусть делает то, чего ему хочется.
Греха не будет, пусть поженятся.
> Но если он твердо
стоит на своем, никем не понуждаем, полностью
> владеет своими чувствами
и твердо решился в душе хранить дочь
> девственной, он тоже
поступит хорошо. Что из этого следует? Что
> и тот, кто выдает
дочь, поступает хорошо, и тот, кто не выдает,
> поступит еще лучше". Таким было традиционное
понимание, отразившееся
> в переводех XIX века.
Но большинство современных экзегетов
> и переводчиков склоняются
к варианту перевода, приведенному в этом
> комментарии. Если поступок
жениха доброволен, он твердо уверен
> в способности контролировать свою
страсть и поступает так с согласия
> своей невесты, то
они могут разорвать помолвку и стать братом
> и сестрой, а не мужем
и женой. =Никем не понуждаем= - возможно
> иное понимание: "в
состоянии сдерживать свою [сексуальную]
> потребность". =Поступит еще
лучше= - потому что остался в том же
> состоянии, в каком его призвал Бог
(см. ст. 17,20,24).
> -------------------------------------------------------------
> * Слово "хюп`еракмос"
может быть прилагательным как мужского,
> так и женского
рода и соответственно означать "пылающий
> страстью" или
"достигшая брачного возраста, перезревшая".
> Слово "парт`енос"
может быть понято как "девственная невеста"
> или как "девственная
дочь". Глагол "гам`едзо" ("выдавать
> замуж; женить")
может употребляться в значении "жениться"
> и "выходить замуж".
> В заключение следует
сказать, что "христианство никогда
> не предполагало упразднить нормальную
человеческую жизнь, оно имеет
> своей целью окружить ее
прославлением Творца... Человек не должен
> стыдиться тела, данного
ему Богом, сердца, вложенного ему Богом,
> и инстинктов, живущих
в нём, а пользоваться ими так, чтобы страсти
> были чистыми, а человеческая
любовь - самым благородным творением
> Божиим". {У.Баркли, Толкование Посланий
к Коринфянам, с. 75.}
> Ст. 39-40 - =Жена
связана браком, пока жив муж. А если муж умрет,
> она вольна выйти замуж
за кого хочет, но только за христианина= -
> Апостол не запрещает
повторный брак, но только после того,
> как женщина овдовеет. Но он
устанавливает ограничение: ее новый муж
> должен быть христианином. С
одной стороны, Павел здесь выступает
> как представитель еврейской
традиции, согласно которой вдова может
> вступить в брак лишь с единоверцем.
Но, вероятно, это условие имеет
> также и практический характер: вдруг
неверующий через какое-то время
> пожелает расторгнуть брак из-за веры
жены (см. ст. 12-13). Вероятно,
> это же требование относится
и к мужу, но в Коринфе эта проблема
> больше касалась женщин.
=Но если останется одна, будет счастливее,
> по моему мнению, а
я полагаю, что и во мне есть Дух Божий=
-
> Незамужняя будет более
счастлива, потому что ее ждет меньше бед
> и тягот (см. ст. 28 ...). То,
что в Павле =есть Дух Божий=, говорит
> о том, что к его советам стоит прислушаться
(ср. ст. 25).
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. Стр.134-141. ]
к 1Кор.7:35-8:7:
+ Cергей Фудель: Основать брак можно только на дружбе
www.messia.ru/rasylka/005/1224.htm#0
+ свт. Феодорит Киррский (V в.) о браке
www.krotov.info/acts/05/antolog/page14.htm
+ тема "Брак" в "Библиотеке свящ. Якова Кротова"
www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html
+ игумен Иларион (Алфеев):
свт. Григорий Богослов о браке и девстве (1)
www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm#0
к 1Кор.8:1 - 9:1:
+ свящ. Александр Мень:
Природа Церкви и ее жизнь: идоложертвенная пища
www.messia.ru/rasylka/007/1918.htm#0
к 1Кор.9:2-12:
+ митр. Сурожский Антоний: печать апостольства
www.messia.ru/rasylka/004/881.htm#0
+ Общество друзей Священного Писания:
Любовь не обременяет своими правами
www.messia.ru/rasylka/007/1920.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано ...
не чернилами, а Духом живого Бога.
И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.
И эта наша уверенность перед лицом Бога - благодаря Христу.
И не потому, что мы сами по себе на что-то годимся,
что мы можем что-то отнести на свой счет.
Нет, наша пригодность - от Бога.
Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора,
при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух.
Потому что буква убивает, а Дух дарует жизнь.* (2Кор.3:3-6)
* * *
"Итак, я открыл в себе закон:
каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло".
(Рим.7:21)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2286.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|