=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

( Выпуск за среду и четверг 12-й седмицы по Пятидесятнице.
  Евангельские и апостольские чтения среды и ссылки:
  www.messia.ru/rasylka/007/1932.htm#0 .
  Евангельские и апостольские чтения четверга и ссылки:
  www.messia.ru/rasylka/007/1933.htm#0 .
)



----------------------------------------------------------------------
 
Этот  выпуск посвящен стихам 10:28 - 11:22
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.





>           11.2-16 ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

> 2        Хвалю вас за то, что вы всегда меня помните. И за то,
> 3   что верно храните всё, что я, получив, передал вам. • Но я хочу,
>     чтобы вы знали: для всякого человека глава - Христос,
> 4   для женщины глава - муж, для Христа глава - Бог. • Всякий
>     мужчина, если молится или пророчествует с покрытой головой,
> 5   позорит своего Главу. • А всякая женщина позорит своего главу,
>     если молится или пророчествует с непокрытой головой. Ведь она
> 6   ничем не отличается от бритой женщины. • Так вот, если женщина
>     не носит покрывала, то пусть и волосы стрижет. Но раз
>     для женщины стыдно быть стриженой или бритой, пусть носит
> 7   покрывало. • Мужчина не должен покрывать головы, потому что
>     он образ Божий и отражение Славы Божьей, а жена - славы своего
> 8   мужа. • Не мужчина произошел от женщины, а женщина от мужчины,
> 9   ведьне мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины.
> 10  Вот почему женщина обязана носить покрывало как знак своей
> 11  власти, чтобы   об этом знали ангелы. • Впрочем, в новой жизни
>     с Господом как женщина ничего не значит без мужчины,
> 12  так и мужчина - без женщины. • Потому что хотя женщина
>     и произошла от мужчины, но мужчина рождается от женщины,
>     а всё происходит от Бога.
> 13       Посудите сами, пристало ли женщине молиться Богу
> 14  без покрывала? • Разве не учит вас сама природа, что длинные
> 15  волосы для мужчины - позор, • а для женщины длинные волосы -
> 16  украшение. Они ей даны как покрывало. • А тому, кто захочет
>     со мной поспорить, скажу: другого обычая нет ни у нас,
>     ни в других Божьих церквах.


>               ------------------------------------------------------
>               *11.3 Быт 3.16; Эф 5.23; 1Кор 3.23
>               *11.7 Быт 1.27; 5.1; 9.6; Прем 2.23; Иак 3.9
>               *11.8 Быт 2.21-23; 1Тим 2.13
>               *11.9 Быт 2.18

> Ст.  2 - =Хвалю вас за то,  что  вы всегда меня  помните= - Апостол,
> как хороший наставник, начинает не в порицания, а с похвалы. Правда,
> есть  мнение,  что Павел  говорит иронически, особенно если сравнить
> эти  слова с 10.32-11.1, а также 11.22.{} Во второй части этой фразы
> (в   оригинале  это  одно  предложение)  он  объясняет,  что  значит
> ="помнить"=:  =и  за  то,  что  верно  храните  все, что я, получив,
> передал  вам=  -  Если в письме христианам Галатии Павел многократно
> утверждает  свою  независимость  от  людей,  в том числе и от других
> апостолов,   здесь  речь идет о другом:  Павлу  важно  показать, что
> его  наставления  относительно    христианского  поведения, которому
> в  целом  ряде  случаев  противоречит  поведение  коринфян, являются
> частью  общей  христианской   традиции, а  не изобретены  им   лично
> и  не  предназначены  исключительно  для коринфян. Ср. ст. 16 <...>.
> =Получив,  передал= - В раннехристианской литературе эти слова стали
> обозначать   авторитетное   предание,   содержащее   в  себе  основы
> христианского учения и практического поведения.

> Ст.  3  - =Но я хочу, чтобы вы знали= - Обычно такие слова означают,
> что  апостол  хочет  привлечь  особое внимание к тому, что он скажет
> дальше.  Конечно,  он  говорил  им  об  этом  и  раньше,  но  сейчас
> напоминает еще раз.

> =Для  каждого человека  глава= - Христос, для женщины глава  -  муж,
> для  Христа глава   -  Бог  -   Перевод  и   понимание  этого  стиха
> не  перестает вызывать  споры.   На первый  взгляд может показаться,
> что  Павел  противоречит   своим  собственным     словам в Гал 3.28:
> "И  нет   уже  ни еврея,  ни язычника;     ни  раба,  ни свободного;
> ни  мужчины,  ни женщины - все вы одно существо в единении с Иисусом
> Христом".   Первый   вопрос:  о ком   идет речь  -  о человеке,  или
> о  мужчине,  или  о муже? Ведь греческое слово "`антропос" имеет все
> эти  три значения. Вероятно, апостол  сначала употребляет это  слово
> в  самом  его  общем значении ("человек"), а затем переходит к более
> конкретным.  Но еще большая проблема связана с пониманием греческого
> слова  "кефал`е". Оно значит "голова как часть тела", а в переносном
> смысле  "глава"  и  "источник,  причина происхождения"./*/ В отрывке
> 11.3-7  Павел  свободно переходит от прямого значения к переносному.
> Но  в  каком  именно   из двух переносных   значений он  употребляет
> это  слово?  Многие современные исследователи склоняются к тому, что
> это, скорее всего, "источник".

>       ---------------------------------------------------------
>       /*/ Ср. тропарь на праздник Благовещения: "Днесь спасения
>           нашего главизна".

> =Для  каждого человека глава - Христос= - Благодаря Христу христиане
> обрели  жизнь,  Он  -  причина  и  источник  их  бытия,  а не просто
> начальник, которому надо подчиняться. И, конечно же, Христос - Глава
> не  только  мужчин, но и женщин. Здесь отсутствует идея религиозного
> неравенства  мужчины и женщины, которую разделяли очень многие евреи
> и язычники того времени.

> =Для женщины глава - муж= - Апостол подразумевает историю сотворения
> Евы   из Адама.  Таким образом, женщина происходит  от мужчины  (см.
> ст. 8), мужчина - источник бытия женщины.

> =Для Христа глава  -  Бог=  -  Будучи Сыном  Божьим,  Христос  имеет
> Своим источником Бога.

> Но  мысль  Павла  будет  более  понятна,   если  помнить о том,  что
> в  еврейской   традиции   причина  (источник)    всегда    считалась
> более  важной,  чем следствие. Вот почему значение "источник" плавно
> перетекает  в значение "глава", "Так как Павел устанавливает сложную
> и     сознательную      диалектику    между  миропорядком   творения
> с   его   различием    полов   и    миропорядком   Радостной   Вести
> с его взаимонаправленностью и взаимозависимостью, то ни один из этих
> аспектов    не  может   быть избран      как  единственно     важный
> и  представляющий целое.   Павел может  апеллировать  к творению как
> для   подкрепления   наставлений  об  иерархическом  взаимоотношении
> мужчины   и  женщины,  так  и  для  утверждения  нового  социального
> равенства в Христе - без отрицания их различий". {А.С.Thiselton ...}

> Ст.  4  - =Всякий мужчина, если молится или пророчествует с покрытой
> головой, позорит своего Главу= - Интересно, что в еврейской традиции
> мужчины  молились,  покрывая  голову специальной молитвенной шалью -
> талифом.  Римляне  тоже покрывали голову во время молитвы. Возможно,
> христиане  сознательно  порывали  как с еврейской, так и с языческой
> традицией.  Но слова ="с покрытой  головой"= неоднозначны. Возможно,
> они  означают "с длинными волосами". В то время в греко-римском мире
> был  широко  распространен  гомосексуализм и длинные волосы у мужчин
> могли указывать на их гомосексуальные наклонности. Обычно считается,
> что  главным  объектом  критики  апостола  были некоторые коринфские
> женщины,   но   нельзя исключить    вероятность  того,     что Павел
> был   недоволен   также  и  мужчинами.  Сейчас  такая  точка  зрения
> поддерживается  большинством  комментаторов.   См.  ст.  14.  Только
> в  таком  случае становится понятно, почему молящийся позорит своего
> Главу. Ведь гомосексуализм рассматривался в Библии как один из самых
> мерзких  пороков,  означавших,  что  человек  извратил  Божьи  пути,
> нарушил        предписанный      Богом       миропорядок.   =Молится
> или  пророчествует=   -   Так как Павел говорит о собраниях  Церкви,
> то  речь  идет   о том,    что  человек выступает с молитвой от лица
> всей  общины  или возвещает пророчество, данное ему Богом, вероятно,
> во  время  христианского   богослужения.  =Позорит своего Главу=   -
> Эти     слова      вызывают     споры.      Следует   ли   понимать,
> что   мужчина-христианин   позорит своего  Главу   -   Христа    или
> он  навлекает  позор на собственную голову? Ведь, как уже говорилось
> выше,   в греческом слово   "кефале" значит  и "голова", и  "глава",
> да   и   заглавные     буквы    в древних  рукописях    отсутствуют.
> Одни  комментаторы убеждены, что Главой назван Христос (см. коммент.
> на  ст.  3),  но  ведь мужчины традиционно покрывали голову во время
> молитвы.     Если   же   их   длинные   волосы    могли    указывать
> на  гомосексуальные  наклонности,  то  человек  позорит  собственную
> голову.   Голова   в  данном  контексте  означает  все  человеческое
> существо.{}  =Позорит=  -  то есть лишает человека как самоуважения,
> так и уважения со стороны остальных.

> Ст.  5  -  =А  всякая женщина позорит своего главу, если молится или
> пророчествует   с  непокрытой  головой=  -  Речь  идет  не  о  любой
> представительнице  женского  пола,  но  о  замужней женщине, о жене.
> =Позорит  своего главу=    -    Здесь та же проблема понимания,  что
> и  в предыдущем   стихе:    позорит  ли она  себя  или своего  мужа?
> Если  главой  назван  ее муж (см. коммент. на ст. 3), то это потому,
> что  женщина,  демонстрирующая  свои  волосы, как бы говорит о своей
> доступности, тем самым позоря мужа в глазах остальных. Но, возможно,
> речь  идет  о  ее  собственной голове, то есть о ней самой. Допуская
> нарушение общепринятых правил, она в конце концов делает так, что ее
> меньше  уважают,    да и    саму    себя  она не уважает.   =Молится
> или  пророчествует=  -  См.  коммент. на ст. 4. Апостол не запрещает
> женского  служения,  ведь  общественная молитва и пророчество всегда
> произносятся  вслух,  а  не про себя. То, что женщины ведут молитву,
> означает,  что  они  пользуются  авторитетом  в  церкви и, возможно,
> некоторые  из  них  являются  ее  лидерами (см. Рим 16.1). В древней
> церкви  было  много   пророчиц  (см. Деян 21.9).   В своем отношении
> к  женскому служению Павел отличается от других своих соплеменников,
> которые прямо заявляли: "Женщин не приглашают читать", что означало,
> что женщины не могли молиться или читать Писание от лица общины.

> =С  непокрытой головой= - Хотя традиционно понимается, что речь идет
> о   покрывале,   вопрос   перевода   и  понимания  гораздо  сложнее.
> Действительно,  в еврейской традиции, как и во многих других древних
> традициях,  волосы  у  женщины  считались  одной  из  самых интимных
> принадлежностей  ее  красоты  и были тесным образом связаны с полом.
> Вот  почему замужняя женщина должна была скрывать их ото всех, кроме
> мужа и домашних.  Если посторонний мужчина видел  волосы  у женщины,
> ее  муж имел право и даже был обязан расторгнуть брак без разводного
> свидетельства.    Для  замужних женщин покрывало  было обязательным.
> В  позднейшей еврейской традиции необходимость для женщины покрывать
> голову  объяснялась  памятью  о  грехе  Евы.  Благочестивые  еврейки
> закрывали  даже  лицо./*/   Были   благочестивые  женщины,   которые
> не  снимали покрывала даже у себя дома и не выходили на улицу. Такая
> "сегрегация"  была  нехарактерна    для древнейших библейских времен
> и  может  рассматриваться  как  нововведение.  Покрывало  на  голове
> означало  не  только замужнее положение женщины, но и то, что отныне
> она   становилась   хозяйкой    и      госпожой и,    следовательно,
> ее  общественное  положение  становилось гораздо выше, чем положение
> незамужней.

>       ------------------------------------------------------------
>       * Когда иерусалимская еврейка выходила из дому, ее лицо
>         было скрыто под двумя головными покрывалами, повязкой на лбу
>         с лентами до подбородка, сеткой для волос, украшенной
>         лентами, так что ее лица нельзя было узнать. Рассказывают,
>         что однажды некий старший священник в Иерусалиме не узнал
>         собственную мать. (J.Jeremias, Jerusalem in the Time
>         of Jesus, p. 359.)

> Неизвестно  точно,  как  выглядели в те времена гречанки, потому что
> сохранившиеся  изображения  (статуи,  барельефы, погребальные стелы,
> рисунки  на  вазах) изображают женщин и в покрывалах, и с непокрытой
> головой.  Широко  распространенное  мнение,  что не покрывали голову
> коринфские  проститутки,  не  имеет  под  собой  никакого основания.
> Когда-то  некто  из  комментаторов  высказал подобное предположение,
> другие  же  подхватили  это  и  стали утверждать уже как непреложный
> факт.   У  нас  нет  никаких  представлений  о  том,  как  выглядели
> коринфские  проститутки.  Но  известно,  что  римские матроны обычно
> покрывали  голову,  что  свидетельствовало  не только об их замужнем
> положении,  но  говорило и об их достоинстве и самоуважении, а также
> было  знаком  того,  что к ним нужно относиться с почтением. Правда,
> эта традиция в I веке довольно часто нарушалась.

> Так  как демонстрировать волосы значило подчеркивать свой пол и даже
> свою   доступность,   во  многих   культурах   девушки   практически
> не  покидали  дом  до  замужества,  а  замужние  ходили  с  покрытой
> головой./*/

>       -----------------------------------------------------------
>       * Интересно, что в древнехристианской катакомбной живописи,
>         когда Мария изображалась девой, она представала с непокрытой
>         головой, а когда подчеркивалось ее материнство; то голова ее
>         была покрыта покрывалом.

> Такой  была  традиция  и  в  позднейшей Церкви. Но вскоре Тертуллиан
> потребовал,     чтобы   все   женщины     прятали     свои   волосы,
> иначе девственницы, не выходившие замуж из аскетических соображений,
> выделялись  бы среди других своей непокрытой головой и могли бы этим
> гордиться.

> Возможно,  богатые коринфянки,  в домах которых собиралась  церковь,
> не  покрывали  голову  потому,   что были у себя   дома, или потому,
> что   воспринимали собравшихся своей   новой, христианской   семьей.
> Есть также предположение, что в Коринфе группа "продвинутых" женщин,
> занимавших  к  тому же главенствующее положение в церкви из-за своей
> влиятельности  и  богатства,  не покрывала головы, чтобы уподобиться
> мужчинам.   Ведь   в древности  было     распространено   убеждение,
> что  женщина в глазах Бога неизмеримо ниже мужчины. Недаром и евреи,
> и  греки благодарили своих богов за то, что те создали их мужчинами,
> а  не  женщинами.  Непокрытая голова могла быть также символом новой
> свободы.    Сам Павел неоднократно говорил, что отныне в новой жизни
> в  единении    с  Христом  нет  ни мужского  пола, ни женского  (см.
> Гал  3.28),  и  его  слова  могли быть  поняты  как призыв  к отказу
> от  пола./*/  Но  апостол  имел  в  виду  равенство мужчин и женщин
> по  отношению к спасению, а не уничтожение физических различий между
> ними.  Пока  христиане  живут  в  этом  мире,  сохраняется  порядок,
> установленный  Богом  во  время  творения  и  определяющий различные
> функции полов.

>       ------------------------------------------------------------
>       /*/ В еврейских и христианских апокрифах уверовавшая женщина
>           как бы становилась мужчиной. Например, в романе об Иосифе
>           и о египтянке Асенеф, ставшей прозелиткой, сказано, что
>           у нее теперь голова юноши. Ср. также "Деяния Павла
>           и Теклы" и другие раннехристианские тексты.

> Но  слова   "с непокрытой головой"   могут быть поняты и по-другому:
> "с распущенными   волосами".   Как  правило,  женщины    в древности
> не   ходили   простоволосыми,    но    делали  прическу,  подвязывая
> или закалывая  волосы.   Но жрицы  некоторых чрезвычайно  популярных
> в  то  время  экстатических  культов  (менады Диониса, жрицы Кибелы,
> Исиды,  пифия  в  Дельфах)  распускали  волосы  в  знак  пророческой
> одержимости.  Может  быть,  коринфские христианки пытались подражать
> им,  подчеркивая  своим  внешним видом пророческий дар. Но эта точка
> зрения поддерживается не очень большим числом комментаторов.

> =Ведь  она ничем не отличается от бритой  женщины=  -  Голову  брили
> или  стригли женщинам, уличенным в развратном поведении. В еврейской
> традиции  муж  мог  развестись с женой,   если  она  сбривала волосы
> на  голове.  Сами  женщины иногда делали это в знак траура. Апостол,
> возможно  с  некоторой  долей  сарказма,  советует коринфянкам в том
> случае,  если  они хотят отринуть всякие различия пола и уподобиться
> мужчинам,  брить  или  стричь  голову,  как  это делали мужчины. Но,
> возможно,  Павел  предостерегает  их  потому,  что тогда им придется
> принять  все  последствия  своего поведения: их могут счесть считать
> женщинами,   обритыми  насильно,   чтобы  опозорить  их перед всеми.
> И  тогда они навлекут позор не только  на себя, но и на своих мужей,
> и на свою новую, христианскую семью - церковь.

> Ст. 6 - =Так вот, если женщина не носит покрывала, то пусть и волосы
> стрижет=   -   Содержание   этого  стиха повторяет  предыдуший стих.
> Это    иронический    совет. =Не  носит   покрывала=  -    дословно:
> "не   покрывается". =Но  раз   для  женщины  стыдно  быть  стриженой
> или  бритой=  -  см. коммент. на ст. 5. =То пусть носит покрывало= -
> дословно: "то пусть покрывается".

> Ст. 7 - =Мужчина не должен покрывать головы= - см. коммент. к ст. 4.
> =Потому  что  он  образ  Божий= - Апостол напоминает своим читателям
> историю сотворения человека в книге Бытия,  где  сказано, что   Адам
> был  создан  по  образу и подобию Бога. =И отражение Славы Божьей= -
> Вероятно,   слово  "Слава"  здесь   восходит  к  еврейскому "ц`елем"
> и синонимично  слову  "образ",  так  что словосочетание "образ Божий
> и  отражение  Славы  Божьей"  равнозначно выражению "образ и подобие
> Бога".  Человек  был  задуман  Богом, чтобы его жизнь и деятельность
> прославляли Творца, он во всем должен уподобляться Богу.

> =А жена  -   славы  своего  мужа=   - Так как женщина  была  создана
> из  Адама,  чтобы  быть  его спутницей и помощницей, она должна жить
> так,  чтобы  способствовать чести и прославлению мужа, а не позорить
> его. Слова Павла не следует понимать в том смысле, что женщина якобы
> не создана по образу и подобию Бога. Апостол лишь хочет подчеркнуть,
> что  у  женщины особая роль, предназначенная ей Богом. Надо помнить,
> что  Павел  писал  это  письмо  определенным  людям  в  определенной
> ситуации,  когда  коринфские женщины вели себя так, что  это унижало
> их  мужей,  и он напоминал им о значении мужчины, желая поставить их
> на место.

> Ст.  8-9  -  =Не мужчина произошел от женщины, а женщина от мужчины,
> ведь  не  мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины= -
> Павел  продолжает  говорить  об истории творения, о том, что женщина
> была  создана  позже  Адама   и  ради Адама.   Если читать этот стих
> вне  контекста,  здесь  можно  было  бы  увидеть проявление мужского
> шовинизма, процветавшего  в древности.  См., например, Сир 25.13-26,
> а также 1Тим 2.13-14. Но важно помнить о ст. 11-12.

>  Ст.  10  -  =Вот  почему  женщина обязана носить покрывало как знак
> власти=  -  Понимание этих слов представляет значительную трудность.
> Ведь  в оригинале нет слова "покрывало" и текст дословно звучит так:
> "Вот   почему   женщина   должна   иметь   власть на  голове"   (или
> "над  головой").    Существует  несколько   основных точек   зрения:
> а) традиционно слово  "власть" понималось  в значении  "власть  мужа
> над нею". Недаром в позднейших рукописях вместо слова "власть" стоит
> "покрывало".  Кто-то  из  комментаторов  сказал, что такой перевод -
> самое  чудовищное  насилие  над  греческой грамматикой; б) возможно,
> покрытая  голова  женщины, в то время как она ведет молитву от имени
> церкви  или  произносит  пророчество, означает, что она имеет власть
> это  делать (как,  например,  епитрахиль у священника означает,  что
> он  обладает  правом  совершать   священнодействия);    г) покрывало
> на голове защищает женщин  от нападения  злых  ангелов (Тертуллиан);
> д)  женщина,  в конечном  счете, сама имеет власть над своей головой
> и может ей распоряжаться по своему усмотрению; е) одно из позднейших
> толкований:    покрытая голова  женщины гарантирует ей  безопасность
> и  уважение.    Чтобы  об  этом   знали  ангелы -  дословно:  "из-за
> (или  "ради") ангелов". Это тоже очень трудные слова. Есть несколько
> толкований:  а) женщины без головного убора могут вызвать похотливое
> желание  у  ангелов  (см.  Быт  6.1-2);  такое  толкование  выдвинул
> Тертуллиан,  и  оно  стало  очень  популярным,  хотя и маловероятно,
> потому  что   в  тексте нет  никаких указаний на то, что Павел имеет
> в виду ангелов Сатаны или падших ангелов; б) так как греческое слово
> "ангел",  обычно воспринимаемое нами как сверхъестественное духовное
> существо,   означает   "вестник",  то   под  ним   может  пониматься
> как  духовный  Божий  посланец,  так и человек;  возможно, речь идет
> о посланцах других церквей, в которых женщины носят покрывало, и эти
> посланцы  будут  смущены  видом  коринфянок; в) в еврейской традиции
> междузаветного периода было представление о том, что ангелы охраняют
> миропорядок,    установленный Богом:   есть ангелы не только народов
> и наций,  но  и  звезд, и природных и социальных явлений.  Поскольку
> Бог  создал  мужчину и женщину, специальные ангелы наблюдают за тем,
> чтобы  они  отличались  друг  от друга, и, следовательно, им приятно
> видеть  покрывало  на  голове у женщины; г) толкование, предложенное
> Ефремом   Сирином   и Авмрозиастером:   ангелы   -   это    епископы
> или      священники  церквей   (ср.  Откр  2.1,8,12,18;   3.1,7,14);
> д) по мнению Августина и Фомы Аквинского, ангелы - это Божьи ангелы,
> участвующие в  богослужении  церкви;    е)  так  как в Ис 6.2 ангелы
> в  присутствии  Бога  закрывают  лица крыльями, то покрывало следует
> носить "в подражание ангелам".

> Ст.  11-12  - =Впрочем,  в новой жизни с Господом как женщина ничего
> не  значит без мужчины, так и   мужчина -  без женщины=  - Вероятно,
> сам  Павел   спохватился,  что его читатели могут неверно понять его
> и  решить,  что  он,  вопреки  прежним  убеждениям, встал на позиции
> мужского  шовинизма.   В  этом  веке женщина,  в глазах большинства,
> во  всех отношениях ниже мужчины,   и мужчина господствует  над нею.
> Но    христиане    уже     частично    живут      в   Новом    Веке,
> когда  восстанавливается  исконный  замысел  Бога: мужчина и женщина
> должны  взаимно  дополнять  друг  друга, они только тогда гармонично
> существуют,  когда они пребывают вместе. Ни у одного пола нет особых
> привилегий. И всё же эти слова противоречат  тому,  что было сказано
> в ст. 8.

> =Потому  что  хотя  женщина  и  произошла  от  мужчины,  но  мужчина
> рождается  от  женщины=  - Старшинство  в творении  не есть  причина
> для  похвальбы  у  мужчин,  ведь  женщине  дана Богом великая задача
> производить   на свет  новые  живые  существа.   =А  всё  происходит
> от  Бога= - Вот самые важные слова: ни мужчина, ни женщина не должны
> превозноситься   друг  перед  другом,   но  помнить,  что Источником
> их  бытия,  их  Творцом, замыслившим человека как мужчину и женщину,
> является Бог. Благодаря Ему, через искупительную спасительную смерть
> Его  Сына  Иисуса Христа мужчина и женщина спасены и пребывают в Его
> Церкви.

> Ст. 13-15   -   =Посудите  сами, пристало ли женщине  молиться  Богу
> без  покрывала=  (буквально:  "непокрытой")?   -  Апостол  переходит
> от  богословской  аргументации   (история  творения)    к  аргументу
> от приличия. =Молиться Богу= - см. коммент. на ст. 5.

<.....>

> Ст.  16  -  =А  тому,  кто захочет со мной поспорить, скажу: другого
> обычая нет ни у нас, ни в других Божьих церквах= - Апостол завершает
> тему  ссылкой  на  обычай,  существующий повсеместно. Действительно,
> обычай   играет огромную   роль   в жизни  людей.  Правда,  возможно
> иное  понимание: "относительно этого нет твердого правила ни в одной
> из церквей Божьих".

> Нигде,  кроме  этого  отрывка,  Павел  не  предстает  настолько ярко
> человеком  своего времени с его представлениями и обычаями. Даже его
> обычно  блестящая аргументация выглядит здесь не столь убедительной,
> в  ней проскальзывают нотки обыкновенного человеческого раздражения.
> "Конечно,    мы  должны  принимать  во  внимание  трудное положение,
> в котором  оказался   Павел.    Коринфские   женщины  были   искусны
> в   богословских спорах и апеллировали к собственному учению  Павла,
> а  именно,  к  идее, высказанной им  в Гал 3.28, о том,  что мужчины
> и женщины равны.  Разве не вытекает из  этого, что, по крайней мере,
> в  богослужении это равенство должно было осуществиться на практике?
> В ответ на это,  кроме уже упомянутых  соображений,  Павел призывает
> к  обычаю,   природе,   практике других  христианских общин  и  даже
> к мифологическим  представлениям  о возбуждении   похоти  у ангелов.
> Само  обилие  аргументов  Павла  выдает  его  растерянность.   Ясно,
> что совсем   не  так   легко   принять  последствия   "эмансипации",
> если слова Гал 3.28 должны быть восприняты всерьез".
> {Troy W. Martin ...}

> В  наше  время, когда женщина может жить самостоятельно и не зависит
> от  мужчины,  сама   зарабатывая  себе  на жизнь,  эти представления
> сильно изменились. Женщины в подавляющем большинстве стригут волосы,
> и  никто  не видит в этом позора. Попытки некоторых верующих обязать
> женщин  покрывать  голову  все  равно  ни  к чему не могут привести.
> Печально,  что  многие  христиане  из  всего наследия апостола Павла
> знают  лишь  слова     о необходимости  для женщин  покрывать голову
> в церкви,     и  при  этом не обращая никакого внимания на его слова
> о  том, что длинные волосы для мужчин - позор. А ведь они стали чуть
> ли    не    свидетельством    веры    для    некоторых   современных
> мужчин-христиан...

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.185-198. ]




к 1Кор.10:28-11:7:
 +++ митрополит Антоний:
      "Сила Божия в слабости..."; "подражайте мне..."
                 www.messia.ru/rasylka/006/1574.htm#0
 + + + О.П.Лунгу о том, что должно быть у женщин на голове
        www.messia.ru/rasylka/005/1230.htm#0 + ссылки по теме!

к 1Кор.11:8-22:
 +++ протопресв. Александр Шмеман: "Когда вы собираетесь в церковь..."
                www.messia.ru/rasylka/006/1575.htm#0 + ссылки по теме!
(11:19)
 + + + свящ. Александр Мень: Истинное основание Церкви
                  www.messia.ru/rasylka/007/1925.htm#0


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит, спасение,
 о чём жалеть не приходится.
 А огорчения мирские порождают смерть.* (2Кор.7:10)
                                * * *
*Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода,
 но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода.
 О том, что такое свобода и что такое любовь,
 нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2292.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»