=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


Вернемся к 1-му посланию апостола Павла к коринфянам.


                               
>        13.1-13 ЛЮБОВЬ - ГЛАВНОЕ И ВЕЧНОЕ КАЧЕСТВО ХРИСТИАНИНА

> 1       Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня
> 2  нет - я только меди звон и литавр грохот. • Если у меня есть
>    дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание,
>    или у меня такая вера, что я могу горы передавигать, а любви
> 3  нет, - я ничто. • И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже
>    тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет - ничто мне
>    не поможет.
> 4       Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива,
> 5   любовь не превозносится, • не бесчинствует, любовь
> 6   не себялюбива, не обидчива, не держит зла. • Любовь не радуется
> 7   злу, она радуется правде. • Она всё извиняет, всему верит,
>     на всё надеется, всё переносит.
> 8       Любовь никогда не пройдет. Дар пророчества - исчезнет,
> 9   дар языков - прекратится, знание - станет ненужным. • Ведь
> 10  наше знание частично, и пророчество частично. • А когда придет
> 11  совершенство, всё частичное исчезнет. • Когда я был ребенком,
>     я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок.
> 12  Стал взрослым - и всё детское отошло. • Теперь мы видим только
>     смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу.
>     Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно,
>     как знает меня Бог.
> 13      А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда,
>     любовь. Но из них больше всех любовь.

>       -------------------------------------------------------------
>       *13.3 +тело свое отдам на сожжение+ - в некоторых рукописях:
>       "отдам мое тело, чтобы этим похваляться".

>       *13.2 Мф 17.20; 21.21; Мк 11.23   *13.3 Мф 6.2
>       *13.5 Флп 2.4; Зах 8.17   *13.6 Рим 12.9
>       *13.7 Притч 10.12; Рим 15.1; 1Петр 4.8; 1Кор 9.12
>       *13.12 2Кор 5.7; Иак 1.23   *13.13 1Фес 1.3; 1Ин 4.16
>       ------------------------------------------------------


> Ст.  1  -  =Если  я  владею  языками  людей и даже ангелов= - Павел,
> вероятно,  сознательно  начинает  с  тех  даров,  которые выше всего
> ценились  коринфянами:  говорение  на  языках и пророчество (ст. 2).
> Апостол  очень деликатен и употребляет  местоимение я,  как  если бы
> он  говорил  о  самом  себе.  <...> =Языками... ангелов= - вероятно,
> коринфяне  считали,   что,   так  как  они   говорят  на языках, они
> уже  достигли  ангельского состояния  и изъясняются на языках небес.
> В  литературе междузаветного периода упоминается, что некоторые люди
> были якобы способны говорить на языке херувимов. <...>

> =Но  любви  у  меня нет - я только меди звон и литавр грохот= - Если
> нет  любви,  все  дары  обращаются  в  ничто  (ср.  Ин 13.34). Иоанн
> Златоуст  замечает,  что  апостол  называет  пустым  грохотом не дар
> языков,  но  человека,  который считает,  что  благодаря  этому дару
> Бог  поставил  его  выше  остальных.  =Медь=  здесь вряд ли означает
> музыкальный  инструмент,  но  некий  звуковой резонатор, усиливающий
> звучание.  Римский  архитектор  Витрувий  сообщает, что по периметру
> аудитории    расставлялись    медные    кувшины,   как   современные
> звукоусилители.  Известно,  что они существовали в Коринфе, но позже
> были  проданы римским  правителем  Люцием  Муммием.   =Литавры=    -
> в  оригинале:  "кимвалы";  вероятно,  это медный ударный инструмент,
> похожий   на  медные  тарелки  или  кастаньеты.  Апостол  иронически
> замечает,    что  от его  говорения  было бы много шума  и  грохота,
> но ничего больше.

> Ст.  2  - =Если у меня есть дар пророчества= - Апостол высоко ставит
> дар  пророчества  (см. 14.1), но без любви пророчество теряет смысл.
> =Или   мне  доступны  всякие тайны  и   всякое  знание= -   Возможно
> иное  понимание:  "или  я знаю всякие тайны, превышающие возможности
> человеческого  постижения".  Вероятно,  коринфяне,  как и сторонники
> мистических религий,   очень   популярных  в то  время,   стремились
> к постижению  небесных  тайн,   что  считалось признаком их  высокой
> духовности.

> =Или  у меня такая вера, что я могу горы передвигать= - Ср. Мф 21.21
> и  Мк  11.23-24. Здесь  имеется  в виду вера,  способная   совершать
> чудеса  ().  В  раввинистической  литературе  "передвигателями  гор"
> назывались  учителя,  способные  истолковывать  самые  трудные места
> Писания.   Ср.  также  Лк  17.6.   Но и такая вера без любви  ничего
> не стоит.

> Ст. 3 -  =И если я  раздам бедным всё, чем владею=  - Иисус требовал
> от некоторых Своих последователей  продать  всё и   раздать  бедным.
> Так  поступали  многие  христиане в иерусалимской церкви.   =И  даже
> тело  свое  отдам на сожжение= - В разных рукописях есть разночтения
> (см.   текстологическое  примечание).    Апостол  или  предполагает,
> что  пойдет  на  мученическую  смерть  или самопожертвование, или же
> готов  продать  себя  в  рабство,    чтобы  отдать вырученные деньги
> на  нужды  церкви.  Языческий  автор  Лукиан  рассказывает  о некоем
> шарлатане по  имени  Перегрин,   который объявлял  себя христианином
> и  публично  сжег себя, утверждая, что немедленно воскреснет. =Ничто
> мне  не поможет= -  Возможно иное понимание: "мне  это не зачтется".
> "В  очах  Божьих  такие  действия  не имеют никакой цены, потому что
> совершающий  их  думает   только  о себе  и   ищет   славы у людей".
> {Толковая Библия ...}

> "Человеческая  любовь,  подобно Божьей,  не отношение  и не  эмоция,
> но  действие (ср. "труд  любви"  в 1Фес 1.3), это свобода от самости
> и открытость     к другим...    Любовь -     это   отказ   от  себя,
> а  не  самореализация, это не поступок, в котором ближний становится
> объектом, с чьей помощью можно достичь совершенства... Любовь нельзя
> доказать,  потому  что  она  не  идентична  ни  одному из конкретных
> действий.  Она может отсутствовать в харизматических дарах, в отказе
> от имущества,   в мученичестве или отдаче себя  в рабство.   Ни одно
> из  деяний,  <упомянутых> в 13.1-3, нельзя прямо приравнять к любви.
> Но,  с  другой  стороны,  любовь  стремится  реализовать себя в этих
> формах  поведения  - не в дополнение к ним и не в противопоставление
> им.  Когда  знаки  любви  перестают  просвечивать сквозь конкретную,
> видимую жизнь, истинность любви оказывается под сомнением. Отдельные
> поступки  -  это не любовь, но любовь узнается и воплощается в таких
> поступках". {W.Schrage ...}

> Ст.  4-5  -   =Любовь  терпелива,   любовь  добра,   не  завистлива,
> не хвастлива,  любовь   не превозносится,  не бесчинствует,   любовь
> не  себялюбива,  не  обидчива,  не  держит  зла=  -  Павел не просто
> перечисляет здесь качества   любви,  в его   словах содержится укор,
> ведь  коринфяне  очень  часто  ведут  себя  противоположным образом.
> =Терпение=  проявляется  в  том, что вместо гнева любовь ждет, когда
> можно  будет вмешаться и направить другого на путь истинный. Любовь,
> будучи =доброй=, уподобляется Богу, который прощает людей и наделяет
> их  благами,  хотя  они  этого  не заслуживают. =Зависть= характерна
> для  тех,  кто  желает  занять положение выше, чем другие, но любовь
> умеет  радоваться  успеху    ближнего.  Любовь   =не превозносится=,
> но   коринфяне  делают  это постоянно. =Не бесчинствует= -   то есть
> не  ведет  себя  неподобающим  образом. Это редкое слово, оно дважды
> употреблено        в Новом    Завете  (в 7.36  и  здесь).    =Любовь
> не  себялюбива=   -   Любовь   по своей   природе есть выход из себя
> и  обращенность  к  другому.* =Не  держит  зла= -  возможен перевод:
> "не платит злом за зло".

>       --------------------------------------------------------------
>       * Как замечательно сказал Эрих Фромм, эгоисту только кажется,
>       что он любит себя, на самом деле он не любит никого, в том
>       числе себя. Только тот, кто умеет любить других, любит
>       и себя.

> Ст.  6  -  =Любовь не радуется злу, она радуется правде= - Возможно,
> правда  здесь означает "доброта" в противоположность злу. Но в любом
> случае   любовь  не  применяет никаких  хитростей,  чтобы   извинить
> свое поведение, когда оно не соответствует должному.

>  Ст.  7  -   =Она  всё   извиняет,   всему  верит, на всё  надеется,
> всё  переносит=  -  Эти качества христианской любви часто понимались
> как пассивные.     Вот почему  эти слова вызывали  такое раздражение
> у  Ницше, который считал христианскую любовь проявлением "сервильной
> посредственности",   а Маркс  называл   религию  опиумом для народа.
> Но  у Павла   любовь    всегда  активна.  Поэтому точнее   по смыслу
> такое  понимание:   "любовь   никогда    не устает помогать, никогда
> не теряет веры,  никогда  не теряет  надежды,  никогда  не сдается".
> {А.С.Thiselton ...}

> Ст. 8  -  =Любовь никогда не пройдет. Дар  пророчества   - исчезнет,
> дар  языков  -  прекратится,  знание - станет ненужным= - Даже после
> того,   как наступит  Божье  Царство,   любовь останется.  Любовь  -
> это   качество   Бога   и  тех,  кто  Ему  принадлежит,  это  вечная
> характеристика  небесного  мира. =Пророчество= не будет нужно тогда,
> когда  Бог будет жить с людьми и  будет  с ними  говорить  напрямую,
> без  посредничества пророков.   =Дар    языков=   тоже     временен,
> ведь  посредством их люди молятся и жаждут встречи с Богом. =Знание=
> о Боге наконец станет полным, а не частичным,  каким   оно  является
> на земле, поэтому такое несовершенное знание перестанет быть нужным.

> Ст.  9-10  -   =Ведь  наше знание частично,  и пророчество частично.
> А  когда  придет  совершенство,  всё  частичное  исчезнет= - Апостол
> объясняет предыдущий стих. Христиане все еще живут в этом мире, хотя
> уже принадлежат иному. Воображать, что они уже достигли совершенства
> и  переселились  в  духовный  мир,  означает отделение себя от мира,
> забвение  необходимости свидетельствовать миру о Христе  и  спасении
> и потерю любви.

> Ст. 11   -   =Когда  я был ребенком,  я говорил как ребенок,   думал
> как  ребенок,  рассуждал  как ребенок. Стал взрослым - и всё детское
> отошло=  -  Павел,  как  он часто это делает, приводит всем понятный
> пример.  Такая  метафора,  противопоставляющая детскость и зрелость,
> была широко распространена в те времена и была всем понятна.

> Ст.  12 - =Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале= - Это
> еще  одна  метафора,  основанная  на  том,  что  в древности зеркала
> делались  из  полированного  металла (серебра, бронзы) и изображение
> было  нечетким.  Известно, что Коринф был знаменит своими бронзовыми
> изделиями и, в частности, зеркалами. =Смутное отражение= - дословно:
> "в  загадке".  Надо  помнить  о  том, что зеркала имели и магическое
> значение,    они   широко   использовались   магами  и   гадателями,
> якобы  видевшими  в  них  грядущие  события ("магический кристалл").
> Поэтому  образ  зеркала  был  связан  с подобием, с тенью реального.
> Павел  же  противопоставляет такое  непрямое, опосредованное знание,
> в котором обязательно присутствуют загадки и ошибки, подлинному.

> =А  тогда  будем  видеть лицом к лицу= - Пока что христиане не могут
> видеть  Бога, им доступно лишь частичное знание Бога, но, как обещал
> Господь  Иисус  в  Нагорной проповеди, верующие увидят Бога (Мф 5.8;
> ср. Откр 22.4). =Лицом к лицу= - Это выражение подчеркивает близость
> отношений.  Христианин  не только увидит Бога,  но и  будет общаться
> с Ним, как с близким другом. Ср. также Числ 12.8.

> =Теперь  мое знание частично,   а тогда я буду знать  так  же полно,
> как  знает  меня Бог=  -  Это знание достигается не самим человеком,
> но  будет  даровано  ему Богом,   когда Он будет   жить  среди людей
> (см. Откр 21.3; 22.3-4).

>  Ст.  13 - =А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда,
> любовь=  - Дословно греческий текст звучит так: "Теперь же пребывает
> вера,   надежда, любовь   -  эти три".  Многие Отцы Церкви  понимали
> эти  слова  так,  что  вера,  надежда  и  любовь останутся навсегда.
> Согласно мнению других комментаторов, вера и надежда остаются вплоть
> до прихода Царства. Так, Тертуллиан и Иоанн Златоуст говорили о том,
> что  вера  и  надежда  также  относятся  к преходящим вещам, которые
> перестанут  быть  необходимыми,  когда  придет  совершенство Божьего
> Царства.  В  любом  случае  эта христианская триада - вера, надежда,
> любовь  -  очень  часто встречается у Павла, но порядок перечисления
> может  быть  иным  (ср. 1Фес 1.3; 5.8; Кол 1.4,5). Вероятно, апостол
> всё  же  убежден,   что  вера  как доверие и преданность,  очищенная
> от  неизбежного  несовершенства, ошибок и искажений, пребудет вечно.
> Надежда также, вероятно, приобретет какие-то новые качества.

> =Но  из  них  больше всех любовь= - Любовь - это сама сущность Бога,
> недаром  евангелист  Иоанн называет Его любовью (1Ин 4.8). По словам
> Карла Барта, любовь - "это будущий вечный свет, сияющий в настоящем.
> Поэтому он не нуждается в изменении".{}
                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. стр.224-230 ]




 + + + Преподобный Симеон Новый Богослов: Любовь - выше всего
                         www.messia.ru/rasylka/007/1928.htm#0
+ + + универсальная энергия жизни (Н.Бердяев, Ф.Янси, и др.)
                        www.messia.ru/rasylka/006/1580.htm#0
       (+ ссылки:
        свящ. Александр Мень, митр. Антоний, Дитрих Бонхёффер и др.)  



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Мол`итесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое время,
 так, как вас побуждает Дух.
 А для этого бодрствуйте,
 неотступно и усердно прося за весь народ Божий. ...
 Мир братьям,
 а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа!
 Божья милость да будет со всеми,
 кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной любовью!*
                                                       (Еф.6:18,23-24)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2315.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»