=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!



      С Рождеством Христовым
      тех, кто его празднует по новому стилю!
                             


>                       РОЖДЕСТВО: МИФ И ИСТОРИЯ

> Неизменный  центр  христианского   благовестия   составляет   учение
> о  воплощении  и  божественности  Христа;  оно  и становится поэтому
> пробным  камнем  для  всякой  новой  интерпретации Евангелия. В этом
> пункте    сопротивление    любому   новому   истолкованию   окажется
> максимальным,    ведь   здесь   ортодоксия     делает   особый  упор
> на  традиционные  категории.  На  уровне  школьного богословия любая
> новая  формулировка   столкнется с  Халкидонским    определением/59/
> и  Символом  Афанасия/60/;    на  уровне  же  народного  благочестия
> ее  моментально  обвинят в принижении рождественского повествования.
> Однако,  насколько  важно  для  нас  стать на позицию "по ту сторону
> натурализма и супранатурализма/@/" в нашем понимании Бога, настолько
> же  это  важно и в наших представлениях о Христе. В противном случае
> всё,  что  нам  остается,  -  это  лишь  унылый  выбор  между  двумя
> концепциями, из коих одна другой бесплоднее.

> Традиционная     христология     разрабатывалась     в    откровенно
> супранатуралистическом   ключе.       В   народной     религиозности
> она  выражалась   на языке мифа,  профессиональные теологи прибегали
> к  метафизике.  Для приверженцев этого мировоззрения идея Воплощения
> означает,  что   Бог-Сын сошел  к нам на землю,  родился, жил и умер
> в  этом  мире  как  человек.  "Оттуда", из области "потустороннего",
> милостиво  снизошел  на  человеческую сцену Некто "не от мира", Кто,
> однако,   подлинно  и  полностью жил в этом  мире.  Как Богочеловек,
> Он   соединил  в  Своем  лице   сверхъестественное  с  естественным;
> и   проблема  христологии  сводится  к  тому,  как  Иисус  мог  быть
> совершенным Богом и совершенным человеком, и притом в одном лице.

> Ортодоксальный  "ответ"  на  сей  трудный  вопрос,  сформулированный
> в Халкидонском определении, сам  по себе не  вызывает возражений   -
> с  той лишь оговоркой, что это, собственно, не решение, а постановка
> проблемы.  Но  как  удачная  постановка, как "ограждение против всех
> ересей",  он  имел  и имеет непреходящее значение. "Христологический
> догмат спасал  Церковь, -  пишет Тиллих,  -  но весьма неадекватными
> концептуальными    средствами".{}   Если,   прибегая   к   аналогии,
> представить  себе   личность  Христа  как соединение масла  и  воды,
> то  Халкидонский   ответ   -   лучший  из  возможных.  Или,  скорее,
> это  единственно  возможный  ответ:  вопреки всем попыткам "смешения
> естеств"  настаивать  на двух различных природах и вопреки соблазнам
> разрушения   единства   утверждать   нераздельность   единого  лица.
> Неудивительно,  однако,  что  в  народном  христианстве масло и вода
> расслоились  и  один  из компонентов всплыл наверх. На деле народная
> супранатуралистическая  христология  всегда  отличалась докетическим
> уклоном/61/.  Христос  в  ее представлении только казался человеком,
> выглядел, как человек: "внутри"-то Он был Богом.

> Джон  Рен-Льюис  ярко  описывает  крайнюю форму подобных религиозных
> представлений,   присущую   рабочей   среде,   в   которой   он  сам
> воспитывался:

>       "Я не раз слышал утверждения, что простые люди воспринимают
>       Иисуса как хорошего человека и не более. Модернистское
>       духовенство указывало на это, как на причину невысокой
>       привлекательности доктрины "непорочного зачатия", а
>       англо-католики/62/ настаивали, что простых людей должно
>       научить видеть в Иисусе +более+ чем хорошего человека. Но и те,
>       и другие соглашались в своих оценках образа мыслей простого
>       человека. Я уверен, что они совершенно не правы, даже если
>       говорить о сегодняшнем человеке. Уж во всяком случае
>       до второй мировой войны Иисуса чаще всего +вообще+
>       не воспринимали как человеческое существо. Он был Богом
>       в человеческом образе, исполненным сверхъестественного знания
>       и чудотворной силы. Всё это очень похоже на рассказы о том,
>       как обитатели Олимпа в человечьем облике посещали землю".{}
>       Допустим, ортодоксальные церковники с негодованием отвергнут
>       такое представление. Но сколько б они ни настаивали, что Иисус
>       был "совершенным человеком", так же как и "совершенным Богом",
>       традиционный супранатуралистический способ описания Воплощения
>       почти неминуемо приводит к тому, что Иисус всё же оказывается
>       всемогущим Богом, Который, переодевшись человеком, разгуливал
>       по земле. Получается, что Иисус не был прирожденным жителем
>       земли - Он был Богом, на определенное время принявшим участие
>       в игре. Он выглядел как человек, говорил на человеческом языке
>       и во всём был похож на человека, но внутри, под этой оболочкой
>       был переодетый Бог - наподобие Деда Мороза. Сколько
>       ни старайся, при традиционном подходе всё же не удается
>       избавиться от впечатления, что Бог совершил космическое
>       путешествие и прибыл на эту планету в образе человека. Иисус
>       не был в действительности одним из нас; но чтобы показаться
>       таковым, Он ухитрился появиться на свет при помощи чуда:
>       рождения от Девы. На самом деле Он - "оттуда"/*/.

        /*/ -
        www.messia.ru/bibliotk/r/robinson1919/chestnymap.htm#z491

> Я  знаю, что это пародия, и, может быть, обидная. Но в дни Рождества
> большинству   людей   (в   том   числе   и   мне  самому)  внушаются
> представления,  чересчур  близкие  к  этим.  По сути дела само слово
> "воплощение"  (которое,  кстати  сказать,  в  Библии не встречается)
> почти  неизбежно  предполагает  всё  это. Оно вызывает в воображении
> представление   о  существе,   состоящем из божественной субстанции,
> но  окунувшемся  в  плоть и обернутом ею, как шоколадка - серебряной
> бумажкой.   И   если   это  слишком  грубая  картинка,  замените  ее
> рождественской   коллектой/63/,   которая  говорит  о  Сыне  Божией,
> "взявшем  на Себя нашу природу", или рождественским гимном Уэсли/64/
> со словами: "Погляди на Божество в плотяной одежде".

> Но  для  меня вопрос не в том, насколько выходят за рамки ортодоксии
> отдельные  выражения или общая  тенденция,   которая  стоит за ними,
> а в том, оставляет ли вообще супранатуралистическая система мышления
> какой-либо  иной выход, кроме христологического "tour de force"/65/.
> Потому  что  если  мы  представляем  себе  Бога  и человека как двух
> "существ",  каждое    со своей   природой,  одно  - "потустороннее",
> другое  - "посюстороннее", то мне кажется невозможным слепить из них
> что-то   иное,    нежели     Богочеловека,  божественного   визитера
> из  "потусторонности",  который  решил пожить какое-то время во всех
> отношениях  подобно туземцам.   Супранатуралистическое представление
> о   Воплощении   невозможно   до  конца  отделить  от  идеи  принца,
> переодетого  нищим.  Как бы жалок ни казался нищий, на самом-то деле
> он - принц, и это главное.

> Но  что,  если  всё это представление о Боге, Который посещает землю
> в  лице Своего Сына, столь же мифично, сколь и сказочный принц? Что,
> если  не  существует  никакого "потустороннего" царства, из которого
> прибывает  "Человек  с  неба"?  Что,  если  с  рождественским  мифом
> (вторжением  "потустороннего"  в  "посюстороннее")   -    в  отличие
> от  рождественской  истории (рождения человека Иисуса из Назарета) -
> нам  придется расстаться? Готовы ли мы к этому? Или мы должны упорно
> цепляться  за  последние обрывки мифологического или метафизического
> мировоззрения,  потому  что только в них можно нарядить полюбившуюся
> нам  трогательную  историю? Может быть, супранатуралистическая схема
> уцелеет  хотя бы как часть "волшебного обаяния рождественской ночи"?
> Конечно,  уцелеет - как миф.  Ибо у мифа есть свое,  вполне законное
> и  глубоко  важное   место.    Миф  указывает  на  значение событий,
> на  божественную  глубину истории. И мы бы несказанно обнищали, если
> бы  наши уши перестали внимать ангельскому славословию, если бы наши
> глаза  перестали  вглядываться в сияние звезды, влекущей волхвов. Но
> мы    должны   научиться,    читать   рождественское  повествование,
> не   предполагая,   что   его   истинность   зависит  от  буквальной
> достоверности  вмешательства сверхъестественного в естественный мир,
> как будто Иисус может быть Эммануилом (что значит "с нами Бог") лишь
> в  том  случае,   если   Он   пришел из иного  мира.   Ибо   теперь,
> когда  супранатурализм  пользуется  всё  меньшим и меньшим доверием,
> увязывать   действие   Бога   с  подобным  представлением  -  значит
> переносить  его  для  всё  большего  числа людей в область языческих
> мифов,  не  имеющих  никакой  реальной  связи с историей. По мере же
> того,   как  Рождество  становится  красивой  сказкой,  единственной
> альтернативой  для  образованного  человека  остается  лишь  попытка
> натуралистов  объяснить  Христа,  как  и  всё  остальное,  из  чисто
> гуманистических предпосылок.

> Натурализм   был   в   целом   удивительно  благосклонен  собственно
> христологической  части  христианства.   Стоило  отбросить   "догму"
> о  божественности  Христа,  как  образ  Иисуса  сделался  достаточно
> привлекательным  для  гуманистов  - особенно в сравнении с резкостью
> гуманистического "антитеизма". Нехристианский, секуляристский взгляд
> на   Иисуса   незаметно   проник   даже   в   оценку   Его  личности
> представителями   либеральной  теологии/66/.  Чтобы  отдать  должное
> натуралистической  интерпретации Христа,   мы рассмотрим ее в лучших
> и наиболее позитивных проявлениях.

> Натуралисты  были даже готовы называть Иисуса "божественным" - в том
> смысле,  что Он был самым богоподобным человеком из всех, когда-либо
> живших,  что  все Его слова и дела были так прекрасны и так истинны,
> как  подобает   Божьему откровению -  и даже  высшему из откровений.
> На  их  языке  божественное -  это просто человеческое,  возведенное
> в  энную  степень.  По  уничтожающей  пародии Кьеркегора, написанной
> больше  ста  лет  назад, "если что-нибудь хорошо сказано - тут видно
> гения; а если уж необыкновенно хорошо  - то верно,  Бог это сказал".
> А  посему Иисуса можно поставить "на одну доску со всеми не имеющими
> власти - с гениями, поэтами и мыслителями".{}  Он один из них,  хотя
> и самый лучший.

> К сожалению,  это совсем не то,  что говорит об Иисусе Новый  Завет.
> Не  согласуется  натуралистическая интерпретация Христа и с решающим
> критерием христианства в понимании Афанасия. Ведь сколько ни говори,
> что  у Иисуса было уникальное переживание Бога, что в Нём проявились
> все  качества  Божии, так что  Он был похож на Бога или же Бог похож
> на  Него,    -   всего   этого  недостаточно  для утверждения,   что
> Он "единосущен" Отцу. В этом смысле Афанасий был прав в своей борьбе
> за  формулу  "омоусиос",  хотя  стоит  и  пожалеть  о  том,  в какие
> категории пришлось облечь этот критерий ортодоксии/67/.

> И  всё же вполне оправданна та смелость, с какой либеральные теологи
> отвергли  супранатуралистическую конструкцию, скреплявшую до сих пор
> все  богословские  построения.  Обветшавшее  строение  было обречено
> рухнуть,  а  у  них  хватило веры понять, что христианство не должно
> рухнуть  вместе  с  ним.  Сегодня  нам  хорошо  видна неадекватность
> либеральной  теологии,   но   нельзя   забывать,  что  в свое  время
> она  несомненно  помогла  многим сохранить веру, которую в противном
> случае  они  бы  совершенно  утратили. Когда супранатурализм лишился
> всякого  доверия, натуралистическая теология оставалась единственной
> ниточкой,  связующей целое  поколение с духом и силой Иисуса.  А дух
> и  сила  во многих случаях оказывались могущественней, чем теология.
> Однако  способности  выражать дух и силу у либеральной теологии явно
> не хватало. Современный гуманистический натурализм всё менее и менее
> находит  нужным  признавать  "божественность" Иисуса  в  каком бы то
> ни  было  смысле.  Вера,  что в Его лице мы  соприкасаемся  с Богом,
> всё  более  остается  принадлежностью лишь религиозного меньшинства,
> для  которого старая мифология всё еще способна сохранять физическую
> или   метафизическую   достоверность.     Это     опасная   ситуация
> для  христианской  веры.  Нечего  и  говорить,  она  не помогает нам
> ответить   на критический  вопрос  Бонхеффера:   "Как может  Христос
> стать Господом и для нерелигиозных?"/*/

>       /*/ Бонхёффер Д. <Сопротивление> и покорность.
>       <// Вопросы философии. 1989. # 11.> С. 111.


                -------------------------------------
                Примечание редактора рассылки:

        /@/ О "супранатурализме" говорится в гл. 2 этой же книги:
        www.messia.ru/bibliotk/r/robinson1919/chestnym2.htm#0.
        В частности, автор поясняет: "Христианство /.../ традиционно
        выражалось на языке "супранатурализма". Согласно этому
        представлению, на котором все мы воспитаны, Бог определяется
        как "Высшее Существо" - потустороннее, пребывающее выше этого
        мира и за его пределами, существующее само по себе, наряду
        со своим творением. Как Тиллих формулирует это /.../
        Он представляется "одним из видов бытия, а потому - частью
        всецелой реальности. Конечно, Он рассматривается как важнейшая
        часть, но все же часть, которая, как таковая, принадлежит
        структуре целого... Он рассматривается как некое Существо,
        имеющее свой мир, как некое Я, соотносимое с Ты, как некая
        причина, отдельная от следствия, как нечто, занимающее
        определенное место, но бесконечное во времени. Он - некий вид
        бытия, а не само бытие"".


                -------------------------------------
                примечания переводчика - Н. Балашова:

>       /59/ +Халкидонское определение+ принято в 451 г.
>       на IV Вселенском соборе в г. Халкидоне. В нём изложен догмат
>       о вере в Бога-Сына как "истинного Бога и истинного человека...
>       единосущного Отцу по божеству и единосущного нам
>       по человечеству... в двух естествах (божественном
>       и человеческом. - Н.Б.) неслитно, неизменно, нераздельно,
>       неразлучно познаваемого", причем "соединением нисколько
>       не нарушается различие двух естеств, но сохраняется свойство
>       каждого". Обладая двумя естествами, один и тот же Сын
>       не разделяется, однако, на два лица.

>       /60/ +Символ+ (исповедание веры), традиционно приписываемый
>       Афанасию Александрийскому (297-373), в действительности создан
>       на латинском западе (по всей вероятности, не ранее VII в. -
>       см. Kelly J.N.D. Early Christian creeds. London, 1950). В нём
>       изложена христология, сформировавшаяся в великих догматических
>       спорах IV-VI вв. Символ, в частности, гласит: "Господь наш
>       Иисус Христос... есть совершенный Бог и совершенный человек...
>       но не два Христа, а един Христос; един же... не слиянием
>       естеств, но единством ипостаси. Ибо как душа разумная и плоть
>       есть единый человек, так и Бог и человек есть единый Христос...
>       Такова кафолическая (вселенская. - Н.Б.) вера, и если кто
>       этому не будет верно и твердо веровать, не сможет спастись".

>       /61/ +Докетизм+ (от греч. докэ - призрак) - гностическое
>       учение II-III вв., согласно которому Христос лишь внешне
>       принял человеческий облик; плоть Его была призрачна, а потому
>       Он не мог испытывать страданий.

>       /62/ +Англокатолики+ - представители реставрационного движения
>       в Англиканской церкви, имевшего целью "преодоление перегибов"
>       Реформации. Возникло движение в 1830-е годы.

>       /63/ +Коллекта+ - одна из центральных литургических молитв,
>       посвященная определенному празднуемому событию.

>       /64/ +Уэсли Чарльз+ (1707-1788) - автор множества популярных
>       в Англии духовных гимнов. Братья Джон (1703-1791) и Чарльз
>       Уэсли стали основателями методизма - духовного движения,
>       постепенно обособившегося от Англиканской церкви. Интересно,
>       что один из самых "супранатуралистических" гимнов Уэсли -
>       "О Ты, пришедший свыше" - был любимым песнопением
>       Дж. Робинсона и по его просьбе исполнялся во время
>       его бракосочетания, рукоположения в диаконский
>       и священнический сан и при его погребении.

>       /65/ Проявление ловкости (фр.).

>       /66/ +Либеральная теология+ - течение в протестантской
>       (преимущественно немецкой) богословской мысли XIX - начала
>       XX в., отошедшее от протестантской ортодоксии в сторону
>       пересмотра традиционных догматических представлений
>       и расчистки "мифологических наслоений", заслоняющих образ
>       "исторического Иисуса". Сильное влияние на становление
>       либеральной теологии оказали идеи Ф. Шлейермахера (), а также
>       новозаветные исследования Ф.Х. Баура (1792-1860)
>       и Д.Ф. Штрауса (1808-1874). Классические представители
>       немецкой либеральной теологии - А. фон Гарнак (1851-1930),
>       А. Ричль (1822-1899), Э. Трёльч (1865-1923).

>       /67/ Вероисповедную формулу, согласно которой Христос
>       +единосущен+ (греч. омоусиос) Богу-Отцу, св. Афанасий
>       Александрийский (см. прим. 60) отстаивал в христологических
>       контроверзах IV в. Его оппонентами были ариане, считавшие, что
>       Сын Божий подобен Отцу по сущности. При активном участии
>       Афанасия учение Ария было осуждено как ересь на I Вселенском
>       соборе в 325 г., а формула о единосущии включена в Никейский
>       символ веры.

        [ Джон Робинсон. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД БОГОМ.
          гл. "Человек для других"
          www.messia.ru/bibliotk/r/robinson1919/chestnym4.htm#0 ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В большом хозяйстве есть не только золотая и серебряная посуда,
 но и деревянная, и глиняная, есть и дорогой сосуд, и простой горшок.
 Тот, кто отчистил себя от всего дурного, будет почетным сосудом:
 он освящен, им пользуется Хозяин,
 он сто`ит наготове для всякого доброго дела.
 Избегай юношеских страстей и стремись к справедливости, вере, любви
 и миру со всеми, кто чистым сердцем призывает Господа.
 Сторонись глупых и невежественных споров,
 ты знаешь, что они кончаются ссорами.
 А слуге Господа не пристало махать кулаками.
 Ему полагается быть добрым и мягким со всеми,
 уметь учить, не помнить зла,
 с кротостью исправлять тех, кто ему противится.
 Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину,
 и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола,
 который держал их в плену, подчинив своей воле.* (2Тим.2:20-26)
                                * * *
*Иисус начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют,
 но через три дня Он воскреснет. ...
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2349.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»