=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!


/продолжение текста из предыдущего выпуска/


>                      О ЧЁМ ГОВОРИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ?


> Прежде  чем  спрашивать  себя  вместе  с  Бонхеффером:  "Кем для нас
> сегодня  является  Христос?"/*/,  -  мы должны остановиться и прежде
> задаться  вопросом,  что же в действительности говорит об этом Новый
> Завет,   что  мы  должны  истолковать  заново?   Ибо  я уверен,  что
> как  супранатуралистическое,   так и натуралистическое представление
> о Христе  независимо  от  намерений   их  приверженцев   склоняют их
> к  искажению библейской истины.  Я  не утверждаю, что это происходит
> с      неизбежностью,     поскольку     мифологически-метафизическое
> мировоззрение, очевидно, способно, как это и было в прошлом, служить
> основой  для формулирования вполне  ортодоксальной христологии.   Но
> на   практике  в  популярной  проповеди  и  в  популярном  понимании
> вероучения    представлено   супранатуралистическое    представление
> о  Христе,  которое  невозможно обосновать, исходя из Нового Завета.
> Это   представление   состоит попросту в том,  что  Иисус - это Бог,
> так  что выражения "Христос" и "Бог" взаимозаменяемы. Но в Библии вы
> этого  нигде не найдете. В Новом Завете говорится, что Иисус - Слово
> Божие,   что  Бог явился  во Христе, что Иисус -  Сын Божий;  но тут
> нет ничего похожего на утверждение, что Он - Бог/**/.

        /*/ Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность.
            // Вопросы философии. 1989. # 11. С. 111.

>       /**/ Во всяком случае, нет ни одного текста, который
>            определенно требовал бы такой интерпретации. Есть тексты,
>            которые при желании можно так истолковать, - это Римл.9:5
>            и Евр.1:8. Однако прочтение этих текстов в старых
>            переводах теперь поставлено под сомнение (см., напр.:
>            Revised Standard Version и New English Bible).

> С максимальной краткостью и точностью новозаветное учение выражается
> в  первом  стихе  Евангелия  от  Иоанна.  Но мы должны быть столь же
> точными в переводе этих  слов.  Греческий  текст гласит: кай геос эн
> `о логос.    Английская   Authorized  Version передает это  словами:
> "И  Слово  было  Бог"/68/.  При этом действительно получается, будто
> "Иисус" и "Бог" - это тождественные взаимозаменяемые слова. Но тогда
> в  греческом  тексте слово "Бог"  должно  было бы стоять  с артиклем
> `о  геос, а не просто геос. Однако апостол Иоанн говорит и не о том,
> что  Иисус   -   "божественный"  человек  в том ли  смысле,  который
> был   известен  в  античном  мире,  или  в  том,  какой  употребляли
> представители  либеральной  теологии.  Тогда  он  употребил бы слово
> геос.   Греческий   оригинал  тщательно избегает и того,  и другого.
> На  другом  языке  передать  это  одним  словом невозможно, но Новая
> Английская   Библия,  как мне кажется, вполне  точно передает смысл:
> "И  чем  был  Бог,  тем  было  и Слово" ("And what God was, the Word
> was").  Другими словами, кто смотрел на Иисуса, тот видел Бога - ибо
> "видевший Меня видел Отца" (Ин.14:9). Он был полным выражением Бога,
> Его   Словом. Через Него,   как  ни через  кого    иного,    говорил
> и действовал Бог. Кто встречал Его - тот встречался с Богом, Который
> спасает  и  судит. Именно об этом свидетельствовали апостолы. В этом
> Человеке,  в  Его жизни,   смерти    и  воскресении     они  познали
> дело  Господне;  и  на языке своей эпохи они, как и сотник у креста,
> исповедали:  "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк.15:39). Это был
> не  просто  человек - Он стал окном туда, где действует Сам Бог. Ибо
> "Бог был во Христе, примиряя с Собою мир" (2Кор.5:19)/69/.

> Существенные   разногласия    вызывает  вопрос  о словах,    которые
> в Евангелиях Иисус говорит Сам о Себе. Нам часто предлагают признать
> божественность  Иисуса   на основании этих слов, и расхожий аргумент
> при  этом таков: "Человек, который всё время заявляет, что он - Бог,
> должен  быть  либо Богом, либо безумцем или шарлатаном (aut deus aut
> malus  homo)".  А прочитав евангельское повествование, действительно
> трудно заподозрить Иисуса в безумии или лукавстве. Значит, ясно, что
> Он - Бог.

> Но  меня не удовлетворяет такое доказательство. В Евангелиях ни один
> из учеников  Иисуса     не признает   Его  на  том основании,    что
> Он  объявляет    Себя Богом;    и    апостолы никогда   не заявляли:
> "Этот  человек объявил Себя Богом, поэтому вы должны в Него верить".
> Напротив,  Иисус  неоднократно  на разные лады повторял: "Если Я Сам
> свидетельствую  о Себе, если Сам славлю Себя  -  не верьте мне"/70/.
> И  вопрос о том, называл ли Себя Иисус когда-либо Сыном Божиим (и уж
> тем   более  -  Богом),  в  действительности  остается  открытым/*/.
> Возможно,  Он  не  возражал,  когда  это  говорили другие, но Сам Он
> предпочитал называть Себя "Сыном Человеческим". В Евангелии от Марка
> (14:61-62)  говорится,  что  на вопрос, заданный Ему судьями: "Ты ли
> Христос,  Сын  Благословенного?"  -  Он  ответил   коротко: "Я".  Но
> в  параллельном  месте  у  Матфея  (Мф.26:63-64)  Он дает уклончивый
> ответ:  "Ты  сказал"  (как  отвечает Он во всех Евангелиях на вопрос
> Пилата),   а что за выгода была Матфею смягчать свидетельство Иисуса
> о  Себе?/**/ Мы не можем знать наверняка, какие титулы усваивал Себе
> Сам  Иисус,    поэтому мудрее будет последовать   примеру  апостолов
> и  не  на  титулах  основывать  свою  веру.  Апостольская  проповедь
> состояла  в  том,  что  "Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса,
> Которого   вы   распяли"  (Деян.2:36).  Иными  словами,  посредством
> Воскресения  Бог  утвердил  и  запечатлел,  что через этого Человека
> говорил  и действовал  Он Сам,    окончательным  и решающим образом.
> Он  облекся всецело и совершенно в человека Христа Иисуса, в Котором
> обитала вся Его полнота (Кол.1:19). Чем был Бог, тем было и Слово.

>       /*/ Косвенно он даже +отрицал+, что Он Бог: "Что ты называешь
>           Меня благим? Никто не благ, как один только Бог"
>           (Мк.10:18).

>       /**/ Я думаю, что в оригинальном тексте Марка было нечто вроде
>            "Ты сказал, что Я". Матфей сократил это до "Ты сказал",
>            ответ у Марка впоследствии стал более кратким (и более
>            сильным): "Я". См. мою книгу "Иисус и Его пришествие"
>            Robinson J.A.T. Jesus and his coming: The emergence
>            of a doctrine. ..., 1957. P. 43-51).

> Через  всё Евангелия проходит красной нитью  некий  парадокс:  Иисус
> не заявляет  никаких  собственных  притязаний,     но  в то же время
> Он  заявляет  о  грандиозном  значении того, что Бог совершает через
> Него  и  только через Него. Ответить на Его призыв - значит ответить
> Богу; отвергнуть Его - значит отвергнуть Бога. И четвертое Евангелие
> просто  подчеркивает    этот   парадокс    (а вовсе не представляет,
> как  часто  говорят,   совершенно  иную  картину высказываний Иисуса
> о  Себе),  когда сочетает слова Иисуса: "Сын ничего не может творить
> Сам   от  Себя,   если   не увидит   Отца  творящего" (Ин.5:19)    -
> с  бескомпромиссным   утверждением:    "Никто   не приходит  к Отцу,
> как  только  через Меня" (Ин.14:6).  Иисус  никогда не утверждает: Я
> и  есть  Бог; однако Он всегда утверждает, что во всей полноте несет
> Бога.

> Этот   парадокс{}  и  должен  стать  отправной  точкой  нашей  новой
> христологической  интерпретации.  Вот  как  передается суть служения
> Христа в четвертом Евангелии: "Иисус... возгласил и сказал: верующий
> в  Меня не в Меня верует, но в Пославшего меня; и видящий Меня видит
> Пославшего  Меня" (Ин.12:44-45). Иными словами, Иисус открывает Бога
> благодаря  Своей     совершенной  прозрачности,  как будто Он   "сам
> по   себе"   -   ничто.  Для  Тиллиха  в  этом  критерий  истинности
> христианского  утверждения  о  том, что Иисус является окончательным
> откровением Бога:

>       "Вопрос об окончательном откровении - это вопрос о  посреднике
>       откровения, который преодолевает собственные конечные
>       возможности,  принося  в  жертву их - и себя вместе с ними.
>       Носитель окончательного откровения должен отказаться от своей
>       конечности - не  только  от  своей  жизни,  но и от своих
>       конечных сил, познаний, совершенств. Этим и подтверждается,
>       что он - носитель окончательного откровения ("Сын Божий"
>       в классических выражениях). Он стал совершенно прозрачным
>       для тайны, которую являет собой. Но чтобы совершенно
>       отказаться от себя, он должен совершенно обладать собою.
>       Обладать же - а значит и пожертвовать - собою +совершенно+
>       может лишь тот, кто нераздельно и неразрывно соединен
>       с основой своего бытия и смысла. В образе Иисуса как Христа
>       мы видим образ человека, который обладает этими качествами,
>       человека, которого поэтому можно назвать посредником
>       окончательного откровения"/*/.

>               /*/ Tillich P. Systematic theology. Chicago, 1959.
>                   Vol. 2. P. 148.

> Так  мы  приходим  к тому, что только на Кресте Иисус может являться
> носителем окончательного откровения и воплощением решающего действия
> Бога.  Именно  "Христос распятый" - "Божия сила и Божия премудрость"
> (1Кор.4:23-24).  Ибо именно  в этом  предельном  самоотказе, в любви
> "до  конца"  (Ин.13:1)  Иисус столь совершенно соединяется с Основой
> своего Бытия, что может  сказать: "Я и Отец  -  одно...  Отец во Мне
> и Я в Нём" (Ин.10:30,38).

> В  Иисусе,  и только в Иисусе мы не видим ничего от самости, но лишь
> крайнюю, безусловную любовь Божию. Он как будто совершенно опустошил
> Себя  от  всего  своего,  чтобы  понести  "имя  выше  всякого имени"
> (Фил.2:5-11)  и  стать  откровением славы Отца (Ин. 17:4-5), ибо это
> имя   и  эта  слава  есть  просто  Любовь.  Я  убежден,  что  только
> "кенотическая"/71/   христология,   основанная   на  этой  концепции
> самоопустошения,   может   сколько-то   удовлетворительно   выразить
> соотношение  божественного и человеческого во Христе.{} Но фатальная
> слабость   супранатуралистического  варианта  этой  христологической
> теории  заключается  в том, что Христос в ее изображении отбрасывает
> именно те атрибуты трансцендентности, которые делают Его откровением
> Бога.{}  Ведь   здесь    предполагается,   что  Он должен  отбросить
> Свое   всемогущество,   всеведение   и   прочие  "сверхчеловеческие"
> качества,   чтобы  стать  истинным  человеком.    На  самом же  деле
> всё  наоборот:  Он,  чтобы  открыть  Бога, отказывается не от Своего
> Божества,  но  от  Себя  Самого,  от  всякого  желания сосредоточить
> внимание   на   Себе,  от  всякого  стремления  "быть  равным  Богу"
> (Фил.2:6).  Ибо  именно  в  Своем  уничижении,  в  Своем совершенном
> самоотказе  ради  других  в  любви  Он  раскрывает  и  являет Основу
> человеческого бытия как Любовь.

                -------------------------------------
                примечания переводчика - Н. Балашова:

>       /68/ Такова же версия русского Синодального перевода.

>       /69/ Этот стих апостола Павла мы цитируем по переводу Нового
>            Завета под ред. епископа Кассиана (Лондон, 1970), который
>            в данном случае точнее Синодального передает греческий
>            оригинал и соответствует английскому переводу, на который
>            ссылается автор.

>       /70/ См.: Ин.5:31; 8:54; ср. 8:13-14,18.

>       /71/ От греч. кенwсис - опустошение, самоуничтожение.
>            По традиционному патристическому толкованию, в воплощении
>            Сын Божий являет самоумаление божественного величия
>            ради восприятия тварной человеческой природы.

        [ Джон Робинсон. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД БОГОМ.
          гл. "Человек для других"
          www.messia.ru/bibliotk/r/robinson1919/chestnym4.htm#ocgnz ]






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:
 "Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем".
 Он взял ребенка и поставил его перед ними.
 Обняв его, Он сказал ученикам:
 "Кто одного из таких детей примет ради Меня,
  тот примет Меня.
  А кто примет Меня,
  тот не только Меня примет,
  но и Того, кто Меня послал".
 Иоанн сказал Ему:
 "Учитель, мы видели одного человека,
  который Твоим именем изгонял бесов,
  и мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
 Иисус ответил:
 "Не мешайте ему!
  Кто совершит чудо, призвав Мое имя,
  не сможет сразу же начать Меня чернить.
  Кто не против нас, тот за нас!
  Кто вас кружкой воды напоит,
  потому что вы - ученики Помазанника,
  верьте Мне: не останется он без награды!"* (Мк.9:35-41)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2350.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»