=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!


Выпуск посвящен апостольскому чтению (православной Церкви)
праздника Рождества Христова:
Галатам, 4:4-7.




> Апостол  Павел  пишет  христианам  Галатии   (области  в центральной
> и  южной  части  Малой  Азии)   об   усыновлении    Богу  во  Христе
> (Гал 3:21-4:7),      напоминая      Евангелие,    которое  он прежде
> им возвестил. Касаясь пропедевтического (подготовительного) значения
> закона*,  он  выводит следующую вероисповедную формулу новозаветного
> провозвестия,  указывающую  на  универсальность (всеобщность) церкви
> Христа,  живущей во Святом Духе: +"Ведь вы все - сыновья Божьи через
> веру  в  Христа  Иисуса.  <...> А раз вы сыновья, то Бог послал в ваши
> сердца  Духа Своего Сына, Который взывает: Авва - Отец!"+ (Гал 3:26;
> 4:6).


> Гал 3:21-4:7

> +Рабы и сыновья+

> 21 Так  что, закон* противоречит Божьим обещаниям? Ни в коем случае!
> Ведь если бы был дан закон, способный оживотворить, то праведность*,
> действительно, проистекала бы от закона. 22 Но Писание всё заключило
> под  власть греха/1/,   чтобы обещанное было дано верящим по их вере
> в Иисуса Христа.

> 23 И   прежде,   чем  придти   вере,  мы   были заключены,  находясь
> под  стражей   закона,   ради веры,  которой  предстояло  открыться,
> 24  так  что закон стал для нас детоводителем/2/ к Христу, чтобы нам
> по  вере  быть  оправданными.  25  А  когда  пришла  вера, то мы уже
> перестали быть под властью детоводителя.

> 26 Ведь    вы все -   сыновья  Божьи   через веру  в Христа  Иисуса.
> 27 Все   вы,   крестившись   во Христа,  во Христа  оделись.  28 Нет
> ни  иудея, ни язычника/3/, ни раба, ни свободного, ни мужского пола,
> ни   женского,  потому  что мы все одно  во Христе Иисусе. 29 А если
> вы Христовы, то, стало быть, вы потомки Авраама* и согласно обещанию
> наследники/4/.

> =4=  При этом скажу:   наследник, до тех пор пока он  ребёнок, ничем
> не  отличается от раба, хотя он и хозяин всего, 2 находясь до срока,
> установленного  отцом, под властью опекунов и  управляющих. 3 Так же
> и  мы, когда были детьми, находились в порабощении у стихий мира/5/.
> 4  Но  когда  наступила  полнота времени/6/, Бог послал Своего Сына,
> родившегося  от  женщины  подвластным  закону/7/, 5 чтобы освободить
> тех, кто подвластен закону, дабы мы получили усыновление/8/. 6 А раз
> вы сыновья, то Бог послал в наши/9/ сердца Духа Своего Сына, Который
> взывает:  Авва  -  Отец/10/! 7 Так что ты уже не раб, но сын, а коли
> сын, то и по воле Божьей наследник/11/.



>       /1/ =Писание всё заключило под власть греха*= - мысль
>       апостола Павла здесь сводится к тому, что человек не способен
>       выполнить все предписания закона и не согрешить, в то время
>       как грех традиционно рассматривается как причина того,
>       что человек становится достойным смерти. В связи с этим
>       выше отмечается, что закон неспособен оживотворить.

>       /2/ =детоводитель= - букв. перевод греч. слова =педагог`oс=,
>       так у греко-римских среде называл раб, приставленный в семье
>       к мальчикам и подросткам в возрасте 6-16 лет, в обязанность
>       которого входило следить за их поведением, а также отводить их
>       из дома в школу и обратно.

>       /3/ =язычника=, букв.: =эллина= - имеются в виду язычники,
>       принадлежащие к греко-римской культуре, среди которых
>       проповедовал апостол Павел.

>       /4/ =наследники= - этим наименованием апостол Павел, подводя
>       итог предыдущим рассуждениям, указывает, что обратившиеся
>       к Христу язычники являются таким же наследники обещаний,
>       данных Богом Аврааму, как и евреи, являющиеся его прямыми
>       потомками.

>       /5/ =стихии мира= - вероятно, речь идёт о небесных телах,
>       которые по представлениям древних, влияют на жизнь людей.

>       /6/ =полнота времени= - специальный термин, обозначающий
>       наступление мессианской эры.

>       /7/ =родившегося от женщины подвластным закону= - речь
>       идёт о человеческом происхождении Христа как Царя евреев.

>       /8/ Мысль апостола Павла здесь такова: Христос освобождает
>       евреев от власти закона, чтобы усыновить Богу язычников,
>       поверивших в Него.

>       /9/ Согласно другим рукописям: =в ваши=.

>       /10/ =Авва - Отец!= - арам. слово =абб`a=, приводимое здесь
>       вместе с переводом: =отец=, употребляется как правило лишь
>       в семейном кругу для обращения к отцу, обозначая тем самым
>       особую близость, какую имеют к нему родные дети. Апостол Павел
>       вслед за Господом Иисусом, Который этим обращением указывал
>       на Своё сыновство Богу (см. Мк 14:36), подчёркивает реальность
>       богоусыновления верящих в Иисуса как в Мессию*. См. также
>       Рим 8:15.

>       /11/ Согласно другим рукописям: наследник Богу через Иисуса
>       Христа.

                [ игумен Иннокентий (Павлов). ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО?
                  (Приложение. Тексты Нового Завета)
                  // М.: Эксмо, 2008. Стр. 199-201; 291-2. ]


       * * * * * * * * *  * * * * * * * * *  * * * * * * * * *



>       4.1-7 СЫНЫ, А НЕ РАБЫ

> 1     Приведу вам еще один пример: пока наследник в детском
>       возрасте, он, хотя и всем владеет, ничем не отличается от раба
>       (2) и до наступления срока, указанного отцом, находится
>       под присмотром опекунов и управляющих.

> 3     Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий
>       мира. (4) Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал
>       Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону,
>       (5) чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить
>       нас. (6) И потому что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух
>       Своего Сына, Дух, взывающий: "Абба! Отец!" (7) Значит,
>       ты больше не раб, ты - сын. А если сын, то и наследник,
>       им тебя сделал Бог.

> ----------------------------------------------------------
> 6 +наши сердца+ - в позднейших рукописях: "ваши сердца".
> +Дух Своего Сына+ - в некоторых рукописях: "Дух".
> 7 +Бог+ - в рукописях много разночтений: "Христос";
> "Бог через Христа"; "Бог через Иисуса Христа";
> "Бог через Христа Иисуса".

> ----------------------------------------------------------
> *3 Гал 3.23; Кол 2.20  *4 Еф 1.10; Ин 1.14; Рим 1.3
> *5 Гал 3.13; Рим 8.15  *7 Рим 8.17; Гал 3.29


> Этот отрывок продолжает дискуссию, начатую в 3.26-29. Павел приводит
> еще один пример из области права,   а затем применяет его к ситуации
> в Галатии.

<.....>

> Ст. 4   -  =Но  когда  исполнилось  назначенное время=  -  дословно:
> "но  когда  пришла  полнота  времени".  Время  понималось  как некая
> текучая  субстанция: когда сосуд наполнится, наступит срок какого-то
> действия,   в   данном   случае   предпринятого   Богом.  Это  слово
> соответствует  слову,  употребленному  в  ст.  2. Время, назначенное
> Небесным  Отцом, - поворотный пункт всей Священной истории спасения,
> и  вот  оно  исполнилось,  его  знаменует  приход Христа (см. 3.24).
> Настало  время  свободы  от всего того, что держало людей в рабстве.
> Христиане перестали быть рабами и стали сынами.

> =Бог  послал  Своего  Сына=  -  Вероятно, слово  "послал"  указывает
> на  предсуществование  Иисуса   (1Кор 1.24,30; 8.6; ср. Кол 1.15-17;
> 1Кор  10.4),  хотя  идея  предсуществования  не играет здесь главной
> роли.    В    этих    словах   соединены   два   важнейших   понятия
> раннехристианского     богословия:          Богосыновство     Иисуса
> и  посланничество. Так, Бог посылал людям Мудрость, пророков, Иоанна
> Крестителя, Слово,  Сына.  Ср. особенно  Ин 3.17:  "Бог послал  Сына
> в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир через
> Него был  спасен".  Многие комментаторы указывают на связь этих слов
> с Прем 9.10-17.

> =Рожденного женщиной= - Это традиционный семитский оборот, говорящий
> о рождении человека; см. Иов 14.1; Мф 11.11; Лк 7.28; он также часто
> встречается   в кумранских рукописях и Книге  Юбилеев. Иисус родился
> в  мир  как  человек,  этим  подчеркнута  Его  истинно  человеческая
> природа. Отсюда Его способность сопереживать нам (ср. Евр 4.15; 5.2)
> и  быть  нашим  Предстателем  и  Ходатаем перед Богом. Он был послан
> Богом  в  мир  в момент Своего рождения,   как ветхозаветные пророки
> и  сам  апостол Павел. Таким образом, подчеркивается как неразрывная
> связь  и  преемственность  двух Заветов, так и то, что в лице Иисуса
> исполнились  чаяния    великих   пророков древности (см.  Ис 49.1,5;
> Иер  1.5;  Гал  1.15).  Только благодаря человеческой природе Иисуса
> другие  люди  могут  получить  Божественное  сыновство  (см. ст. 5 -
> "усыновить нас"). Возможно,   апостол    хочет указать на  параллель
> между  Иисусом  и  Адамом.   Иисус  прошел  весь  путь  Адама вплоть
> до смерти,   чтобы  исполнить Божью  цель относительно человечества.
> См.  Пс  8:6-7:   "Не  много Ты  умалил его  перед ангелами;  славою
> и  честью  увенчал  его; поставил его владыкою над делами рук Твоих;
> всё положил под ноги его".
> {См. J.Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 215-216.}

<...>

> =Подвластного  Закону=  - дословно: "рожденного под законом". Иисус,
> родившись  от  матери-еврейки,  был  евреем  и  обязан был исполнять
> повеления   Закона.  Таким образом, Он тоже был  "под Законом",   но
> не "под грехом" (см.  2Кор  5.21)  и,   следовательно,  Закон не был
> для него тюремщиком, воспитателем и опекуном.

> Ст.  5   -   =Чтобы  выкупить  на свободу  подвластных  Закону=    -
> В  предыдущих  стихах  говорилось, что люди были порабощены Законом.
> Иисус  был  послан  в мир, чтобы их освободить, выкупив от проклятия
> Закона  ().  Так  реализуется принцип, который можно было бы назвать
> принципом  "взаимообмена".   Только  став  евреем, Он смог  избавить
> Своих  соплеменников от ига Закона, а тем самым и язычников, которые
> не  были обязаны становиться евреями, чтобы обрести спасение. Только
> став   Человеком,  Иисус  мог  спасти  людей.  Таким  образом  Иисус
> исполняет  волю  пославшего  Его  Отца, отдав Себя как искупительную
> жертву.  Ср.  также  Рим  8.3:  "Послав  Своего  собственного  Сына,
> облеченного  в  тело,  подобное греховному человеческому телу, чтобы
> покончить  с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом
> теле".

> =И усыновить нас= - Это вторая цель Бога. Он всегда дает нам больше,
> чем  мы  могли бы  надеяться.    Он   хочет   не только избавить нас
> от  грехов,  но и сделать нас Своими сынами. Но в отличие от Иисуса,
> предвечного      Сына   Божьего,    христиане    становятся   сынами
> через   усыновление.   И   здесь   снова   можно   увидеть   принцип
> "взаимообмена":   поскольку  Иисус -  Сын,  то и  те, кто  Христовы,
> тоже сыны.

> Хотя  в  Израиле  практика  усыновления,  вероятно, была неизвестна,
> Павел,  говоря  об  усыновлении,  мог иметь в виду избавление народа
> Израиля  из египетского плена.  Ср. Ос 11.1:  "Когда Израиль был юн,
> Я  любил  его  и  из Египта вызвал сына Моего". Но в Риме усыновляли
> очень  часто.  Например,  почти  все  императоры  вплоть до династии
> Флавиев  усыновляли  своих  наследников. См. также Рим 8.15; Еф 1.5.
> Усыновленные   получали  те  же   права,    особенно  на наследство,
> что и кровные сыновья.

> Ст. 6 - =И потому что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего
> Сына=  -  Христиане  и  раньше были названы    сынами  Бога  (3.26);
> они  получили  Дух  через  веру (3.2,14). =И потому что вы - сыны= -
> возможно  иное  понимание:  "И в подтверждение того, что вы - сыны".
> Как   известно,   в   Риме  во  время  усыновления  необходимо  было
> присутствие  свидетелей.  Возможно,  этим объясняются слова апостола
> о  том,  что  Дух  подтверждает  наше сыновство. Ср. также Рим 8.15:
> "[Дух]  сам  вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети
> Бога".

> =Сердце=  в еврейской антропологии было седалищем ума и воли. Именно
> здесь  теперь  обитает Дух. =В наши сердца= - После слов "вы - сыны"
> мы  могли  бы  ожидать,  что  будет  сказано: "в ваши сердца" (такое
> чтение   есть  в  позднейших  рукописях).  Вероятно,  апостол  хочет
> сказать, что Дух послан и "в ваши, и в наши сердца".

> =Дух Своего Сына= - В Новом Завете никто, кроме Павла, не употреблял
> такого  выражения,  хотя о Духе Сына Божьего говорится неоднократно:
> "Дух  Христа"  (Рим  8.9; 1Петр 1.11); "Дух усыновления" (Рим 8.15);
> "Дух   Господа  (2Кор  3.17);    "Дух   Иисуса   Христа" (Флп 1.19);
> "Дух Иисуса" (Деян 16.7). После Своего воскресения Христос полностью
> вошел   в  сферу  Духа.  Отныне  прославленный  Господь  постигается
> верующими  через  Дух  и как Дух. В 1Кор 15.45 апостол даже называет
> Его  животворящим  Духом:  "Последний Адам стал животворящим Духом".
> Если  раньше  под  Духом  понималась некая не имеющая формы и скорее
> безличная  духовная  сила,  то  теперь  она приобретает образ и лицо
> Христа.  Дух  Бога  и  Дух  Христа  у  Павла  -  нераздельные и даже
> взаимозаменяемые  понятия.  Ср. Рим 8.9-10: "Вы живете устремлениями
> не собственной природы,  а Духа,  если в вас  действительно  обитает
> Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его".

> =Дух,  взывающий:  "Абба! Отец!"= - Дух Сына произносит слова той же
> молитвы,  которую  во время Своего земного служения обращал к Своему
> Отцу Иисус.   =Взывающий=  -  буквально: "кричащий".  В  Септуагинте
> это   слово  употреблялось  в  значении:  "обращаться  с  молитвой".
> Следовательно,  Дух  Христа  ходатайствует  за нас,  молится  за нас
> и  вместо  нас.  Ср.  Рим  26:  "Сам Дух просит за нас воздыханиями,
> которые нельзя выразить словами". См. также Рим 8.34.

> =Абб`а=  -   этим   арамейским  словом дети  в семье называли  отца,
> это  было теплое,  интимное слово,  в отличие от более почтительного
> и   формального  "отец". Вероятно, Иисус всегда так обращался к Богу
> и  учил  Своих  учеников  называть  Бога так же. Пока что не найдено
> убедительных  примеров, чтобы кто-нибудь из соотечественников Иисуса
> рискнул назвать Небесного Отца этим именем. {Вот единственный пример
> из Талмуда: "Ханан Ганехба был сыном дочери Хони Гамеагела. Когда
> стояло бездождие, ученые посылали к нему детей из школ, которые,
> бывало, тянут его за края одежды, крича: "Абба, абба! Дай нам
> дождя!" И Ханан взывал к Господу: "Владыка вселенной! Сделай
> ради малых сих, не различающих между Аббой, посылающим дождь
> на землю, и аббой, не во власти которого посылать дождь!" Но,
> во-первых, Ханан считался в народе чем-то вроде юродивого,
> а во-вторых, он обратился к Богу "Абба" только в данной ситуации,
> обыгрывая это слово.}      Но   теперь  верующие  получили     право
> так  обращаться к Богу, потому что они - Христовы, а Христос называл
> Бога "Абба". В Новом Завете это слово употреблено только в Евангелии
> Марка (14.36) и дважды Павлом (здесь и в Рим 8.15).

> Согласно  мнению  многих комментаторов, стихи 4-6 представляют собой
> крещальный   гимн   -   краткое   исповедание  веры перед крещением,
> цель  которого напомнить новокрещаемым то,   что сделал для них Бог.
> В первой  половине гимна  говорится   о том,  что  Бог послал  Сына,
> а  во  второй  -  о  том,  что  Он  послал Дух. Павел, по их мнению,
> процитировал  гимн,  дополнив его и расширив. Ср. Рим 8.15-17, почти
> дословно  повторяющие  ст.  5-7  этого  письма. Этот отрывок насыщен
> традиционными  христологическими   формулами  (ср. 1.4; 2.20;  3.13;
> Ин   3.16).   Ср.  Рим  8.3-4:  "Послав  Своего  собственного  Сына,
> облеченного  в  тело,     подобное   греховному человеческому  телу,
> чтобы  покончить  с грехом,    Он   вынес смертный  приговор   греху
> в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо
> требует  Закон,  потому  что  мы  живем согласно Духу, а не плотской
> природе".

> Ст.  7  -  =Значит,  ты  больше  не  раб,  ты  - сын= - Павел делает
> заключительный  вывод,  связывая  этот  отрывок  с 3.29. Если раньше
> апостол  употреблял местоимение множественного числа "вы", но теперь
> перешел  к  единственному  числу  "ты". Это прямое обращение придает
> тексту  торжественную серьезность и одновременно теплоту. =Ты больше
> не  раб=  -  С приходом Христа рабство закончилось, период духовного
> детства ушел в прошлое.

> =Ты  -  сын= - Христиане - это совершеннолетние сыны Бога. Отношения
> сына  и  отца  в  древности  во многом понимались не так, как в наше
> время.  Говоря  о  них,   мы прежде всего  думаем  о взаимной любви.
> Но  тогда главным в отношении сына к отцу было его полное послушание
> воле  отца:   отец   приказывал - сын исполнял. Но сын был  послушен
> не потому, что боялся отца, но потому, что любил. И христиане должны
> жить по-новому: место страха перед Богом должна занять доверительная
> любовь, преданность и   послушание,   вызванное  любовью. Их  любовь
> к  Отцу  свободна, и они должны жить как люди, ответственные за свою
> жизнь,  за  свой выбор. Ведь рабы ни за что не отвечают, они обязаны
> выполнять   приказы   хозяина.   К   сожалению,  люди  гораздо  чаще
> предпочитают  рабство  и боятся свободы.   Но Христос освободил  нас
> для  свободы.  Основатель  методизма  Джон  Уэсли  вспоминал о своем
> прошлом:  "У  меня  и  тогда была вера, вера раба, но не вера сына".
> {Цитируется по изд.: F.F.Bruce, Commentary on Galatians, p. 200.}

> =А  если  сын,  то  и  наследник= - Истинные сыны Авраама получат то
> наследие,  которое было обещано ему и его потомкам, особенно теперь,
> когда  они  стали  сынами  Бога через веру в Иисуса Христа. =Им тебя
> сделал  Бог=  -  дословно:  "через Бога". Многочисленные разночтения
> в рукописях показывают,   что текст был непонятен  для переписчиков.
> Но смысл его в том, что Бог, усыновив нас, этим сделал нас законными
> наследниками. Ср. Рим 8.17: "А если дети, то наследники - наследники
> Бога,    сонаследники  Христа,    потому что   если   мы   разделили
> Его страдания, то разделим и Его славу".
                         [ В.Н.Кузнецова.
                           КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.
                           // М., 2003 ]


комм. к предыдущим стихам: www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#0 ;
к последующим (4:8-11): www.messia.ru/rasylka/003/564.htm#0 .
                         

 + + + священник Александр Мень: усыновление Богу
             www.messia.ru/rasylka/007/1959.htm#0




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш,
 озарило мир светом знания,
 ибо чрез него звёздам служащие
 звездою были научаемы
 Тебе поклоняться, Солнцу правды,
 и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
 Господи, слава Тебе!*
        (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота))
                                * * *
*Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
 "Каин, где брат твой Авель?"
 Оно кончится другим Божьим вопросом:
 "Авель, где брат твой Каин?"* (Бердяев)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2356.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»