=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!

* 25 декабря  2008 г. ст.ст., среда -   РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
  литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12 *.

                            С ПРАЗДНИКОМ!




>                      2.1-12 ПОКЛОНЕНИЕ МУДРЕЦОВ

> 1   И вот после того как в иудейском городе Вифлееме, при царе
>    Ироде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты.
> 2   "Где новорожденный царь евреев? - спрашивали они. - Мы видели,
>    как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести".
> 3   Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь
>    Иерусалим. (4) Собрав всех старших священников и учителей Закона,
>    он спросил у них, где надлежит родиться Мессии. (5) "В иудейском
>    городе Вифлееме, - ответили они. -  Потому что так написано
>    пророком:
> 6        +"И ты, Вифлеем, земля Иуды,
>               не самый малый средь главных городов Иуды:
>            из тебя произойдет вождь,
>               пастырь народа Моего Израиля"".+

> 7   Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них
>    точное время появления звезды (8) и направил в Вифлеем, сказав
>    им: "Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда
>    найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести".

> 9   Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход
>    которой они видели, стала  двигаться перед ними, пока
>    не остановилась над тем местом, где был ребенок. (10) Когда
>    они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали.
>    (11) Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав
>    на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы
>    с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну.
>    (12) Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду,
>    они отправились в свои края другой дорогой.

>               ----------------------------------------------------
>               1 Лк 2.4-7; Лк 1.5; 3.1   2 Числ 24.12; Мф 2.9
>               5 Ин 7.42   6 Мих 5.2; 2Цар 5.2; 1Пар 11.2
>               9 Мф 2.2   11 Пс 72(71).10-11; Ис 60.6   12 Мф 2.22


> Ст.  1  -  Матфей,  в  отличие  от  Луки, не объясняет, почему Иисус
> родился  в  Вифлееме. Сын Давида должен родиться  в городе  Давида -
> и  этого  достаточно.  =Вифлеем=  (евр.  Бет-л`ехем,  "дом хлеба") -
> небольшой  городок   примерно   в  10-12  километрах   к  юго-западу
> от Иерусалима. Согласно 1Цар 16.1-13, здесь жил и помазан на царство
> пророком  Самуилом  Давид.  Люди верили, что долгожданный Помазанник
> родится  именно  здесь  (Мих  5.2;  Мф  2.5; Ин 7.42). Правда, нужно
> отметить,  что  в  I  веке  существовали и неортодоксальные взгляды,
> согласно  которым  никто  не  будет  знать, откуда явится Мессия ().
> Вифлеем назван  иудейским,   чтобы  отличить его от другого  городка
> с тем же названием, расположенного в Галилее, неподалеку от Назарета
> (Ис Нав 19.15).

> Царь =Ирод= Великий правил страной  с 37 по 4 г. до н. э.   Из этого
> мы  можем  заключить,  что  Иисус  родился незадолго до смерти царя,
> обычно  говорят  о  6  г  до н. э. Год начала новой эры от Рождества
> Христова был неправильно высчитан в VI веке монахом Дионисием Малым.
> Об  Ироде  в  основном  известно  из  "Иудейских  Древностей" Иосифа
> Флавия.   Он был  не чистокровным  евреем, а наполовину идумеянином,
> и   это давало повод его противникам считать  его не законным царем,
> а узурпатором,   тем  более,   что    он   был   ставленником   Рима
> и  не  отличался  строгим  соблюдением   заповедей   Закона.    Ирод
> был противоречивой личностью. С одной стороны, при нём воцарился мир
> и  в  стране  был  наведен порядок, были снижены налоги, кроме того,
> Ирод выстроил заново иерусалимский Храм, красоте и пышности которого
> не  было  равных.   С  другой  же стороны,   он был  крайне жестоким
> и  подозрительным тираном, от руки которого погибли множество людей,
> в  том  числе  и  родственники: тесть, теща, жена, три сына. Римский
> император  Август  шутил,  что безопасней  быть  свиньей Ирода,  чем
> его  сыном.  Матфей,  указывая на то, что Иисус родился в его время,
> вероятно, заинтересован не столько в том, чтобы дать хронологическую
> информацию, сколько в том, чтобы сравнить его с египетским фараоном,
> желавшим, согласно еврейским легендам Агады, смерти Моисея.

> И  вот в Иерусалиме появляются =звездочеты=. В греческом они названы
> магами  (традиционное  русское  название  - волхвы). Кого в то время
> называли  магами?  Геродот,  например,  пишет,  что  так  назывались
> мидийцы,    принадлежавшие к касте священников в Персидской империи.
> О  магах  упоминают  многие  древние  авторы:  Аристотель,  Геродот,
> Страбон,  Дион  Хризостом, Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др.
> Вероятнее  всего,  это зороастрийцы, толковавшие сны; они были также
> астрологами,   мудрецами,  о  которых  говорили,  что  они  обладают
> сверхъестественными  знаниями и силой, нередко их считали колдунами,
> а  иногда  просто шарлатанами. С древних времен были попытки понять,
> как  евангелист  относится  к  этим  звездочетам,  считает  ли он их
> мудрецами  или  же,  наоборот,  шарлатанами,  чья  власть  над умами
> закончилась  с  приходом  Иисуса.  Евсевий  называл  их наследниками
> Валаама.  А вот  что говорит Игнатий Антиохийский:  "Звезда воссияла
> на  небе  ярче  всех  звезд...  С этого времени стала упадать всякая
> магия,   и  всё  зло   разрываться,  и древнее  царство распадаться"
> (Еф  19).  Евангелие говорит о них чрезвычайно скупо, в то время как
> многочисленные  средневековые  легенды  сообщают массу подробностей:
> что   их было трое,  что их  звали Валтасар, Каспар и Мельхиор,  что
> они  были   царями,   причем   один из  них   был  темнокожим.    Но
> в евангельском рассказе самым важным  является, вероятно,  то,   что
> эти  звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших
> истинного  Бога,  а  теперь  пришедших  поклониться Тому, кто станет
> Спасителем   всего   мира.  Поведение  людей,  представлявших  собой
> духовную  элиту  языческого  мира  также противопоставлено поведению
> "своих"   интеллектуалов   -  первосвященников  и  учителей  Закона.
> Согласно  преданиям,  к  Зороастру  также  приходили  для поклонения
> мудрецы-звездочеты.{}   О  звездочетах   сказано,    что они  пришли
> =с   востока=   -  по  отношению  к  Иерусалиму,  конечно.  Под  это
> определение   может  подходить  Парфия,  Вавилон,  Аравия и  Египет.
> Эту проблему обсуждали Отцы Церкви, и у них не было единого мнения.

> Мудрецы-звездочеты  приходят  =в  Иерусалим=, так как, по их мнению,
> царь мог родиться только в столице.

> Ст.  2 - То, что они называют новорожденного =царем евреев=, еще раз
> говорит  об  их  языческом  происхождении,  так  как  евреи называли
> Помазанника Царем Израиля.

> Их  уверенность  основана   на  том, что   они  видели,   как взошла
> =Его  звезда=.  Люди  в  древности,   а  многие   и сейчас,    верят
> в астрологию  -    в то,  что судьба человека определяется звездами.
> В  Талмуде  есть  изречение:  "Звезды делают человека мудрым, звезды
> делают  человека богатым,  и есть  звёзды  для Израиля".  Считалось,
> что  рождение или смерть великого человека, а также всякие серьезные
> политические  перемены  предвещаются  появлением  звезд  или  комет.
> Сохранилось  множество  древних  свидетельств  подобной веры. Тацит,
> например,  говорит о том, что по всеобщему убеждению комета означала
> смену  императора.  Огромная  звезда  взошла при рождении Александра
> Севера,  комета  и  звезда  знаменовали  зачатие Митридата Евпатора.
> Позже  евреи верили, что на небе появилась новая звезда при рождении
> Авраама,  а мусульмане - что при рождении Мухаммеда и вообще всякого
> пророка.  В  Агаде говорится, что "в ночь рождения Моисея египетские
> звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали,
> что  родившийся  в  ту ночь младенец явится избавителем израильского
> народа".{}

> В  Библии  пророк  и  чародей Валаам произнес пророчество: "Восходит
> звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числ 24.17). Это место
> понималось  и евреями,   и христианами как мессианское  пророчество.
> В  Откр  22.16 Иисус говорит о себе: "Я - Корень и Побег Давида, Я -
> светлая  утренняя  звезда".  У  Матфея Иисус назван "великим светом"
> (4.16);  у  Луки  "зарей  с  небес" (1.79) и "Светом, который озарит
> язычников" (2.32).

> Итак,  и  евреи, и язычники предчувствовали некий великий переворот,
> смену эпох.  Римские  историки Светоний и Тацит свидетельствуют, что
> в  Римской  империи  было широко распространено убеждение, что вождь
> мира  должен  явиться  из Иудеи. Знаменитое выражение lux ex oriente
> ("свет   с   востока")   появилось      примерно     в то  же время.
> Это   предчувствие   лучше  всего  выразила  знаменитая  4-я  Эклога
> Вергилия.

> Согласно  Матфею,  явление Помазанника возвещает не только Священное
> Писание,    но  и   сама  природа  отзывается чудом  явления звезды.
> Среди  экзегетов,  как  древних,  так  и  современных,  нет  единого
> понимания,  что  представляла собой эта звезда. Вот основные мнения:
> согласно  Иоанну  Златоусту, это была не обычная, а чудесная звезда.
> <.....>

> Звездочеты =видели, как взошла Его звезда= (дословно: "видели звезду
> Его   на востоке").  Современные  экзегеты  убеждены, что  речь идет
> не   о  части  света   -   астрологи  наблюдали   звезду    в момент
> ее восхождения, в данном случае это астрологический термин.

> Восточные  мудрецы пришли =воздать= новому Царю =почести= (дословно:
> "поклониться  Ему"):    в  древности перед  царями простирались ниц.
> Но  евангелист,  вероятно,  видит  в  их  желании большее: они хотят
> преклониться перед Сыном Божьим.

> Ст.  3 - Царь Ирод был очень встревожен появлением соперника. Матфей
> употребляет  очень  сильный  глагол,  говорящий  о =смятении= и даже
> ужасе.  Как  уже  говорилось выше, он был чрезвычайно подозрительным
> человеком.  Кроме  того,  он не принадлежал  к царской династии,  и,
> с  точки  зрения  многих,  не имел права на престол Давида. А сейчас
> явился  законный  престолонаследник.  В  Агаде египетские звездочеты
> предупреждали  фараона  о  том,  что Моисей в будущем отнимет у него
> царскую   власть.   Непонятно,    почему  его    смятение   разделил
> =весь Иерусалим=, который, казалось бы, должен был радоваться, узнав
> о рождении Мессии, что, конечно, является некоторой гиперболизацией.
> Это,  например, подтверждается словами толпы в 4-м Евангелии: "Разве
> может  Помазанник прийти из Галилеи?.. Разве не говорится в Писании,
> что  Помазанник  -  потомок Давида, из деревни Вифлеем, откуда родом
> Давид?"  (7.41-42).   Их  смятение вызвано,   вероятно,   тем,   что
> они опасались непредсказуемого в своей жестокости царя, но некоторые
> экзегеты полагают, что в глазах Матфея Иерусалим предстает как центр
> вражды к Иисусу (см. 23.37-39).

> Ст.   4   -   Ирод   собирает   =старших   священников=  (буквально:
> "первосвященников")  и  учителей  Закона.  В  строгом  смысле слова,
> первосвященником  был только  один человек,  но свой титул сохраняли
> и  прежние  первосвященники, а также члены их семей; кроме того, так
> иногда  назывались  и  священники, возглавлявшие дневные и недельные
> священнические  смены.  Священников, служивших в иерусалимском Храме
> было очень много, около 18-20 тысяч, и они служили по очереди.

<....>

> Так  как  старшие  священники  и  учителя  Закона  входили  в состав
> Синедриона (), возможно, речь идет о том, что Ирод созвал его членов
> на заседание,   чтобы получить от них компетентный  ответ  на вопрос
> о   том,   что   говорит   Писание   о   месте   рождения  грядущего
> Царя-Помазанника, хотя с исторической точки зрения это маловероятно,
> так  как,  согласно  Иосифу  Флавию,  Ирод ознаменовал начало своего
> царствования  истреблением  членов  Синедриона. Но так как во второй
> раз  Синедрион соберется для того, чтобы погубить Иисуса (26.3-5,59;
> 27.1), возможно, евангелист уже сейчас видит в них пособников Ирода.

> Ст.  5-6 - Они отвечают, что местом рождения Помазанника должен быть
> =Вифлеем= и в подтверждение своих слов приводят цитату из Священного
> Писания.   Несмотря  на  то,  что цитата является составной (Мих 5.2
> и  2Цар  5.2),  слово  "пророк"  стоит в единственном числе. В Новом
> Завете  такое  явление,   как  составные   цитаты, встречается часто
> (см.  21.5;  27.9-10;  Мк  1.2-3; Рим 11.8-10; 1Кор 15.54-55). Слова
> Писания воспроизводятся здесь не точно, а передается их смысл.

> Ст.  7-8 - Не совсем понятно, почему Ирод призвал к себе звездочетов
> =тайно=.  От  кого  он  хотел  скрыть свои   тайные  намерения? Если
> от жителей  Иерусалима   или  от членов  Синедриона,  то значит, они
> не  разделяли его  враждебных  чувств  к новорожденному.  Он выведал
> у  звездочетов точное время появления звезды, чтобы узнать о времени
> рождения  Младенца  и,  следовательно,  о  Его  возрасте. Зная место
> рождения  и  возраст,  он  сумел  бы  разыскать  его.  Ирод  обманул
> звездочетов,  мотивируя  свой интерес к новорожденному Царю тем, что
> сам хочет отправиться к Нему на поклонение.

> Ст.  9-10   -   =И  вдруг  звезда,   восход   которой   они  видели,
> стала  двигаться  перед  ними.=  Вероятно,  это означает, что вскоре
> после восхода звезда  исчезла и появилась снова  лишь тогда,   когда
> они  направились  в  Вифлеем.    Евангелист   подчеркивает   радость
> и   ликование   звездочетов  (дословно:  "они  обрадовались  великой
> радостью  очень  сильно"),  в от отличие  от смятения и страха Ирода
> и иерусалимлян.

> Ст.  11  - Звезда остановилась над =домом=, где жили Иосиф с Марией.
> Рассказ  Луки здесь отличается: родители Иисуса оказались в Вифлееме
> в  связи   с переписью,   и  им  даже в гостинице  места не  нашлось
> (Лк 2.7). Звездочеты видят ребенка и Его мать, Иосиф же не упомянут.
> =Встав  на  колени, склонились перед Ним ниц= - на Востоке воздавали
> почести  царям,   простираясь    перед  ними.  Кроме  того,    царям
> и  влиятельным лицам обязательно преподносились дары (ср. 3Цар 10.2,
> 25;  Пс 72 (71).10 и др.; любопытно, что, согласно поздней еврейской
> традиции,  царица  Савская,  направляясь  с  дарами к Соломону, тоже
> видела  звезду.  Здесь  это  =золото,  ладан  и  смирна=.  =Ладан= -
> благовонная смола, которую получали подсечкой коры ладанного дерева,
> а  также  некоторых  других   деревьев  и   кустарников.   =Смирна=,
> или  мирра - это также ароматическая смола некоторых видов деревьев,
> растущих  главным  образом в Аравии. Оба вида применялись в качестве
> благовоний,  кроме того, ладан применялся во время служения в Храме,
> а мирра - в погребальных обрядах. Так исполнилось пророчество Исайи,
> который предсказал эсхатологическое паломничество язычников к Сиону:
> "И  придут  народы  к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою
> сиянию...  принесут  золото  и  ладан  и  возвестят  славу  Господа"
> (60.3-6;  ср.  также Пс 72 (71).10-11; Псалом Соломона 17.31; 1 Енох
> 53.1;  Откр  21.23-26).  Вероятно,  эти дары не имели символического
> смысла,   но  потом,   начиная  со II века, золото  стало пониматься
> как   указание  на  царское  достоинство  Иисуса,  ладан  -  на  Его
> божественность, а смирна - на Его смерть.

> Ст.  12  -  =В свои края= - дословно: "в свою  страну" (см. коммент.
> на  ст. 1).  После откровения, данного  звездочетам во сне, они ушли
> не на  север  в Иерусалим, а вернулись к себе =другой дорогой=  (ср.
> 3Цар 13.9-10). <...>
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.
                  // М., 2002. ]


+++ священник Владимир Зелинский: История Рождества
     www.messia.ru/rasylka/007/1729.htm#0 (+ссылки!)

+++ митр. Антоний (Блум): Если Бог так может любить...
                  www.messia.ru/rasylka/008/2069.htm#0
+++ его же - другая проповедь
     www.mitras.ru/archive/080105.htm

+++ свящ. Александр Мень о Рождестве в кн. "Сын Человеческий"
                www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_01.htm#0
+++ проповеди свящ. Владимира Лапшина
     www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=42
     www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=61
     www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=102
+++ богослужебные тексты:
     www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.htm
     www.pravoslavnyi.narod.ru/Holidays/PX/PX.htm

+ + + "Библия-центр": Мы предлагаем Вам сегодня текст,
 написанный примерно за 40 лет до Рождества Христова. Этот текст еще
  со времен ранней Церкви, у самых первых отцов считался удивительным
   пророчеством из среды языческого мира о приходе Христа.
    www.bible-center.ru/note/20090107/orth


+++ свящ. Яков Кротов о Рождестве
     www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/5a_rozhdestvo.htm

размышления священника Якова Кротова:

 + + + Христианин замечает те противоречия в Евангелии,
  которые незаметны атеисту.
   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_03.htm
 + + + Пока мы думаем, что знаем, что такое спасение и Спаситель,
  мы ещё недалеко ушли от Ирода и его советников.
   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_04.htm
 + + + Ссылки на ветхозаветные пророчества о Христе у Матфея производят
  на рационального человека неприятное впечатление...
   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_05.htm
 + + +  Беда, что там, где пастухи не пасут, а руководят, не советуют,
  а указывают, не кормят и не защищают, а кормятся и обороняются,
   там и Спаситель воспринимается не совсем так,
    как следует из Божьего Слова.
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_06.htm

 + + + В запахе - оправдание атеизма,
  оправдание пофигизма и постмодернизма,
   потому что слишком часто благочестие пахнет плохо. ...
   Грех  против  Духа  Святого  есть  вера, которая пахнет никак,
    пахнет пустым сараем, пахнет скукой и привычкой.
     И очень часто люди, отвергающие форму веры,
      обладают ее ароматом, ее духом.
       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_11.htm

  + + + Ради совершения спасения в будущем, надо отступить сейчас.
                      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_12.htm


                     
       -------------------------------------
        * еванг. чтение - эпизод N15~ по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#15 )




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090107/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш,
 озарило мир светом знания,
 ибо чрез него звёздам служащие
 звездою были научаемы
 Тебе поклоняться, Солнцу правды,
 и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
 Господи, слава Тебе!*
        (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота))
                                * * *
*... пока наследник в детском возрасте,
 он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба
 и до наступления срока, указанного отцом,
 находится под присмотром опекунов и управляющих.
*Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
 Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
 рожденного женщиной и подвластного Закону,
 чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
 И в подтверждение того, что вы - сыны,
 Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
 Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
 Значит, ты больше не раб, ты - сын.
 А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.*
                                                (Галатам, 4:1-7)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2357.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»