=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




Этот выпуск посвящен 40 дням со дня преставления Патриарха Алексия II.





>                     ВАШИ ПРОРОКИ - НАШИ ПРОРОКИ


> Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!

> Бога  отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине
> неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов Твоих,
> Бог  Авраама,  Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий  - Бог и Отец всех,
> а  мы  все  братья,  ибо  мы  все  дети Ветхого Завета его на Синае,
> который  в  Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом.
> Эти   два   Завета   являются   двумя   ступенями  одной  и  той  же
> богочеловеческой   религии,   двумя   моментами  одного  и  того  же
> богочеловеческого  процесса. В этом процессе становления Завета Бога
> с  человеком  Израиль  стал   избранным народом  Божиим,    которому
> были    вверены    законы   и   пророки.   И   через него   восприял
> Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.
> "Это  кровное  родство  не  прерывается  и  не  прекращается и после
> Рождества  Христова... И потому мы,  христиане,  должны  чувствовать
> и  переживать  это  родство  как  прикосновение к непостижимой тайне
> смотрения  Божия".   Очень  хорошо   это  выразил  выдающийся иерарх
> и   богослов  Русской  Православной   Церкви архиепископ  Херсонский
> и  Одесский  Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе
> более чем сто лет назад.

> Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной
> и   новозаветной  религиями.    Единение   иудейства и  христианства
> имеет   реальную   почву    духовного   и   естественного    родства
> и  положительных  религиозных  интересов.    Мы  едины   с  иудеями,
> не  отказываясь от христианства,  не вопреки  христианству, а во имя
> и  в  силу  христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству,
> а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев,
> что  мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас,
> что они  "не вполне иудеи".  Ибо полнота христианства обнимает собой
> и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.

> В    основе     выступления     архиепископа     Никанора     лежала
> идея  взаимопонимания    между Православною  Церковью и  еврейством.
> Это  стремление  к сближению  не было одиноко в нашей  Церкви.   Еще
> в  1861  г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь
> содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога
> с  евреями.    В  таком  же  духе  обращался  к евреям в начале века
> и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере.
> Ваш  закон  - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять
> заповедей  Моисея  обязывают  христиан, как и евреев. Мы желаем жить
> с  вами  в  мире  и  согласии,  чтобы никаких  недоразумений, вражды
> и ненависти не было между нами".

> Исходя  из  таких  вероучительных  и богословских убеждений, иерархи
> духовенство  и  богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали
> всякие  проявления  антисемитизма,  вражду  и  погромы  в  отношении
> евреев.  Так,  осуждая  погром  1903  года  в  Кишиневе, архиепископ
> Волынский   Антоний   (Храповицкий)   публично   заявлял:  "Жестокие
> кишиневские  убийцы  должны  знать,  что  они стали палачами народа,
> который возлюблен Богом".

> Во  время   печально    знаменитого   суда   над  Бейлисом  эксперты
> нашей  Церкви  -  профессор  Киевской  духовной  академии протоиерей
> Александр  Глаголев/*/   и профессор Петербургской духовной академии
> Иван  Троицкий  -  твердо  защищали Бейлиса и решительно высказались
> против  обвинений  евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал
> для  защиты  евреев  от  антисемитских  нападений со стороны крайних
> радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний
> (Вадковский).  Мужественно  защищали  евреев  от  вражды  и неправых
> обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи
> и  богословы:  митрополит  Макарий  (Булгаков),  епископ Гродненский
> Донат  (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион
> (Мещеряков), Архиепископ Макарий (Миролюбов)...

        /*/ см. http://ekaterina.org.ua/pages/glagolev_a.html
        (прим. ред. рассылки).

> Отдельно    надо     сказать     об   участии     в  защите   евреев
> против   антисемитизма   многих   наших   богословов   и  выдающихся
> религиозных   мыслителей,  например,  Владимира  Соловьева,  Николая
> Бердяева,   о. Сергия  Булгакова.  Соловьев  считал   защиту евреев,
> с  христианской точки зрения,   одной  из важных задач своей  жизни.
> Для  него  еврейский  вопрос  не есть вопрос о том, хороши или плохи
> евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане.

> Для  налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые
> православные    религиозные   мыслители,    евреи  по происхождению,
> Семен Франк и Лев Шестов.

> Однако  не  только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом
> благородном  деле.    Многие священники  на местах активно  защищали
> и  спасали  евреев  от  погромов  и  преследований.  Во время Второй
> мировой  войны   и   нацисткой   оккупации  духовенство  и  верующие
> нашей  Церкви,  рискуя  своей  жизнью  укрывали евреев. Классические
> примеры   этого   -   мать   Мария  (Скобцова),  священники  Дмитрий
> Клепинин/*/ и Алексий  Глаголев, многие другие, о подвигах  которых,
> о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует
> всем нам знать. <...>

        /*/ - мать Мария и иерей Дмитрий были канонизированы Священным
        Синодом Константинопольского патриархата в 2004 г. О свящ.
        Алексии (сыне свящ. Александра Глаголева) см.
        http://ekaterina.org.ua/pages/glagolev.html;
        www.pravmir.ru/article_2815.html (прим. ред. рассылки).
       

<...>

> К   сожалению,   сегодня,  в  трудное  для  нашего  общества  время,
> антисемитские настроения  в нашей жизни  проявляются довольно часто.
> У  этих  настроений,  распространенных  среди  крайних экстремистов,
> правых  шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис,
> рост  национального  обособления...  Задача  Русской  Церкви  помочь
> победить  зло  обособления,  этнической  вражды,  узкоэгоистического
> национал-шовинизма.   В  этом трудном,  но святом для всех  нас деле
> мы  надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер.
> Совместными  усилиями мы построим новое общество, - демократическое,
> свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто
> не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно и спокойно,
> в  атмосфере  дружбы,  творческого  сотрудничества  и братства детей
> единого Бога - Отца всех. Бога отцов ваших и наших.

> С  радостью  я  должен  засвидетельствовать здесь, что желание вести
> сближающий  диалог  с  Русской Православной Церковью всегда находило
> положительный  отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных
> руководителей  еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных
> можно  упомянуть  Ицхака  Бер  Левинсона, который был отцом движения
> Гаскала (первая половина XIX в.)   -  движение   высокой  духовности
> среди  евреев  России.    С предложением вести диалог  между евреями
> и  Русской  Церковью он обратился к Архимандриту Христофору, ректору
> Кременецкой  духовной  семинарии на  Волыни,   где  они   оба   жили
> и  работали.  Книга  Левинсона  о  диалоге с православными "Довольно
> крови"  была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое
> распространение.  Ее популярность напугала наших реакционеров, и они
> осудили ее в начале века как опасную для православного духовенства.

> В   связи   с  еврейско-православным    диалогом   следует   назвать
> еще   несколько  имен:  раввина  Шмуила  Александрова  из  Бобруйска
> (Беларусь)   -  знаменитого  еврейского   каббалиста,   находящегося
> под  влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина
> Лейб  Иегуда  Дон-Яхия  из  Чернигова (Украина) - он испытал на себе
> влияние  Толстого,  которого  часто  цитировал  в  своих проповедях.
> Следует  вспомнить  нашего современника профессора Михаила Агурского
> из Иерусалима,   знатока  истории  евреев в России, много сделавшего
> для нашего сближения. <....>

> Вообще  евреи в нашей стране с уважением относились  к нашей  Церкви
> и  ее  духовенству. Не случайно адвокатом Митрополита Петербургского
> Вениамина  в  1922  г.  на  суде  по  делу так называемых "церковных
> ценностей"   был   еврей   Гуревич,   который  самозабвенно  защищал
> Митрополита ...

> На  иконостасе  нашего  Русского  храма в Иерусалиме начертаны слова
> псалмопевца:  "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем
> нужно  - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог
> наш един Отец, един и неделим для всех чад Его.
        [ "Ваши пророки - наши пророки".
          Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,
          произнесенная 13 ноября 1991 г.
          в Нью-Йорке на встрече с раввинами. /в сокращении/
          www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67852;
          www.golubinski.ru/katehizis/speech.htm;
          www.pravislava.al.ru/cr2.htm (различные публикации текста
          в Сети содержат разные опечатки) ]



ссылки по теме:
 + + + Проф.-протопресвитер Виталий Боровой.
        Православное христианство в современном мире
         www.golubinski.ru/russia/borovoy/soder_08.htm
 + + + Проф.-прот. Феодор Стилиянопулос.
        Верность своим корням и приверженность будущему:
         православная точка зрения
          www.golubinski.ru/academia/soder_09.htm
         


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам,
 когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 и он и получил его из мертвых. ...
 Благодаря вере родители Моисея, когда он родился,
 прятали его целых три месяца,
 потому что видели, какой это чудесный ребенок,
 и не побоялись царского приказа. ...
 Благодаря вере Моисей покинул Египет, не убоявшись царского гнева -
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян.
 Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху,
 в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое, утонули.
 Благодаря вере стены Иерихона рухнули
 после того, как израильтяне обошли их семь раз.*
                                             (Евр.11:17-19,23,27-30)
                                * * *
"Жизнь и смерть -- во власти языка,
                     и кто с ним дружен, плоды его вкусит". (Пр.18:21)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2360.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»