=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

                   

* 5 Января 2009 г. ст.ст.,
  воскресенье пред Богоявлением,
  навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
  литургические чтения:  2Тим.4:5-8; Мк.1:1-8.






+1>       Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога.

+2>        Как написано у пророка Исайи:
+>                'Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
+>                    который приготовит Тебе путь.
+3>               Голос глашатая в пустыне:
+>                "Проложите путь Господу,
+>                 прямыми сделайте тропы Его"', -
+4>       в пустыне появился Иоанн, который омывал водой и призывал
+>        людей возвратиться к Богу и в знак этого омыть себя, чтобы
+>        получить прощение грехов.

+5>       Вся иудейская страна и все жители Иерусалима отправились
+>        к нему. Они признавались в грехах, и он омывал пришедших
+>        в реке Иордане.


|Каждое   из  Евангелий начинается по-своему...   В Евангелии от Марка
| нет  никакого вступления, оно прямо начинается рассказом о проповеди
| Иоанна (в других Евангелиях его называют иногда Иоанном Крестителем)
| и о Крещении Иисуса Христа.

Ты  спал,  тебе  снился  сон.  Но  вдруг  в  твой сон врывается голос:
"Проснись!" Кто-то плеснул тебе в лицо холодной воды, чтобы разбудить.
Хватит спать - настал главный день твоей жизни!

Так Марк начинает свое Евангелие. Он показывает, как восприняли Иоанна
Крестителя  его  современнники-иудеи.  Служение  Иоанна  ярким потоком
обрушилось   на них.  Народ ждал мессию-вождя,  который поведет  народ
на  борьбу  против  завоевателей-римлян,  а пришел пророк, призывающий
народ Божий к покаянию - обращению к Богу.


|В самом начале евангельского рассказа (ст. 2-3) приведено пророчество
| Исайи  (Ис 40:3), жившего за шестьсот лет до описываемых в Евангелии
| событий, которое он связывал с рождением обещанного Богом еврейскому
| народу  мессии  ("помазанника",  по-гречески:  христа).  Речь в этом
| пророчестве  идёт  не  о  Самом Христе,  а о  том,  кто должен будет
| подготовить народ к  Его появлению.    Именно  это   и делает Иоанн,
| призывая   каждого  к  обращению  и   к  очищению,   к  освобождению
| от совершённых им грехов (ст. 4).

Иоанн  -  голос,  зовущий  иудеев очнуться от иудаизма Ирода и Каиафа,
пробудиться  ото сна  мертвой  религиозности,  вернуться  к реальности
свободы  -  свободы,   о  которой  все твердили, но и понятия не имели
о том, что это такое, пока она не явилась воочию.

Ярким лучем света, который Иоанн бросал в лицо приходящим к нему, была
известная всем история Израиля,   но прочитанная  по-новому.  Ежегодно
на  Пасху  евреи  вспоминали  о  событиях Исхода - о древнем эпическом
повествовании  об  избавлении  народа из египетского рабства, переходе
через  Красное  море, шествии через пустыню и вступлении в Обетованную
землю.  Этот  рассказ,  наряду  с  повествованием  о  сотворении  мира
(Шестодневе),  был  одним  из  ключевых  библейских  сюжетов, и он был
известен  каждому, к кому обращался Иоанн. Но он превратил эту историю
в  драматический рассказ, в котором участвовали его слушатели. Им тоже
предстояло пройти через воды и обрести свободу. Им предстояло оставить
позади  "Египет"  -  мир  греха  -  и войти в новую жизнь. Современный
Крестителю  Израиль  шел  в неверном направлении. Теперь настало время
развернуться,  встать  на  Божий  путь  -  именно это и означало слово
покаяние/обращение.  Настала  пора  очнуться  ото  сна и принять Божью
реальность.


|Для очищения  от греха традиционно считалось необходимым "исповедать"
| свой  грех  (то  есть  назвать  его  вслух при  свидетелях) и  затем
| "омыться"  (то  есть  окунуться  с головой в чистую проточную воду).
| Таковы  были традиционные еврейские религиозные предписания, которые
| нетрудно найти в книгах Ветхого Завета.   Именно так и поступали те,
| кто следовал  призыву Иоанна (ст. 5). Но Иоанн сразу же предупреждал
| всех,   кто к нему приходил, что это омовение было не просто обычным
| очищением  от греха, а приготовлением к встрече со Христом,  Который
| скоро придёт (ст. 7-8), так, что и само омовение становилось началом
| новой  жизни, знаком принятия того Царства, о котором будет говорить
| Иисус (ст. 15).


+6>       Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс,
+7>       питался саранчой и диким медом. Он возвещал: "Следом
+>        за мной идет Тот, кто сильнее меня. Я недостоин
+8>       даже нагнуться и развязать у Него ремни сандалий. Я вас
+>        водой омываю, а Он омоет вас Духом Святым".


|Внешне   Иоанн  был очень  похож  на тех древних пророков,  о которых
| говорится  в  Ветхом Завете  (ст.  6):   он  был одет в традиционный
| для  древних пророков плащ  из верблюжьей  шерсти  и жил  в пустыне,
| питаясь   саранчой  и  мёдом диких пчёл. Упоминаемая в ст. 4 пустыня
| находилась  на  западном берегу Мёртвого моря, где были в те времена
|  поселения  отшельников,  среди  которых, вероятно, и прошло детство
| Иоанна и его юность.


Откликнуться  на  призыв  к  покаянию - возвращению к Богу - надо было
безотлагательно.  Грядят  Другой  -  "Тот,  кто сильнее" Иоанна, и его
задача  -  подготовить  народ  к  Его приходу. Если в ваш город вскоре
должен прибыть царь, президент или какая-то важная персона, вы спешите
подготовить  город  к  его  приезду.  Иоанн  - вестник, который должен
подготовить  народ  к приходу "Сильнейшего". Всему Израилю требовалась
основательная  чистка  и  ремонт.    Каждому  нужно было привести себя
в порядок.

Кто  был   этот "Сильнейший"  по мнению  Иоанна? Вероятно, Иоанн и сам
до  конца не знал этого. Он мог уповать на то, что явится сам Господь,
или  Мессия-Помазанник.  Зато  Иоанн твердо знал, что должен совершить
этот "Сильнейший": то крещение-очищение, которое Иоанн совершал водой,
"Идущий следом" будет совершать Святым Духом.

Это  обещание  - но вместе с тем и предупреждение - продолжает древнюю
пророческую  традицию.  Марк  отсылает  к  ним,  приводя слова из книг
пророков  Малахии и Исайи. Веками Израиль лелеял надежду на исполнение
обещания   Бога  об  обновлении  событий   Исхода:    Бог  снова  явит
Свое  могущество,   освободит  Народ и будет отныне  жить среди  него.
Он  будет  Богом Израиля,  а Израиль -  Его собственным  народом.  Как
это  случится?    В  тот  первый  раз  Бог вел Народ  в виде огненного
и облачного столпа. На этот раз будет нечто  похожее,  но вместе с тем
и  иное. Дух Божий будет жить внутри людей, Он будет воздухом, которым
они  дышат,  огнем в их сердцах. Этой надеждой жили лучшие люди народа
Божия. И вот эта надежда сбывается. Но готов ли к этому Народ?

Нет,  народ  не  готов,  и  вряд ли сам Иоанн готов к тому, что должно
случиться.  Евангелист  в первых стихах своей книги говорит о том, что
это  весть  об  "Иисусе Христе (Помазаннике), Сыне Бога" ("Сын Бога" -
это в иудаизме того времени титул Помазанника).

В первых строках Марк сумел передать ощущение новизны того, что делает
Бог. И нас сегодня это должно навести на размышления о том, не спим ли
мы  - в личной и общинной жизни - сегодня, когда Господь стоит у наших
дверей.


        / составлено на основе текстов:
          * Евангелие от Марка, гл. 1, перевод В.Н.Кузнецовой:
            messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#1:1
          * Николас Томас Райт.
            МАРК. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий. // М., 2008.*
          * bible-center.ru/note/20090101/odp1 /



+ еванг. чтению из Мк.1:
 > В.Н.Кузнецова: Евангелие
    www.messia.ru/rasylka/006/1381.htm#0
 > Квинт Септимий Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст:
    путь к благодати www.messia.ru/rasylka/008/2076.htm#0
 > митр. Сурожский Антоний:
    Евангелие. Бог, достойный уважения. Обновление творения
                       www.messia.ru/rasylka/005/1034.htm#0
 > проповеди митр. Антония в воскр. перед Богоявлением:
    + Проповедь Иоанна Крестителя: 'Покайтесь!'
            www.messia.ru/rasylka/003/314.htm#0
    + Осуществлять слово Божие. Не заслонять Христа...
                   www.messia.ru/rasylka/004/678.htm#0
 > митр. Антоний - О ПРОПОВЕДИ ПОКАЯНИЯ ХРИСТОМ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ
                     www.mitras.ru/archive/070113.htm

 > свящ. Александр Мень: жизнь Иисуса Христа до Богоявления
                         www.messia.ru/rasylka/006/1380.htm
    + Предтеча (из кн. "Сын Человеческий")
       www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_03.htm#0
       www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_04.htm#0

 > "Если крещение Иоаново являлось символом покаяния, то зачем Иисус
    крестился? Он ведь был без греха?"
     www.bible-center.ru/faq/krioanna
 > "Мысли вслух" на с. Библия-центр
     www.bible-center.ru/note/20080114/orth
     www.bible-center.ru/note/20080101/odp1
     www.bible-center.ru/note/20050116/orth


 > проповедь митр. Антония в воскр. по Рождестве Христовом
          www.mitras.ru/archive/060114.htm




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090118/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы,
 делай свое дело - возвещай Радостную Весть,
 в совершенстве исполняй свое служение.
 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние.
 Приближается время ухода.
 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам.
 И теперь меня дожидается приз - венок праведности,
 который вручит мне Господь в тот День, а Он - праведный Судья.
 И Он вручит его не только мне,
 но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.'
                                                            (Лествица)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2363.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»