=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




15 января 2009 года скончался выдающийся французский
православный богослов Оливье Клеман
www.sedmitza.ru/news/544307.html;
www.bogoslov.ru/text/375613/index.html.





>                     Христианство и секуляризация

> <...>  Мы  наблюдаем эмансипацию различных областей жизни от влияния
> Церкви  и понятий христианства. Больше не существует господствующего
> авторитета  или  идеологии;  наука  и  философия  больше не являются
> "служанками" богословия, которому, впрочем, никто не мешает свободно
> развиваться   в   его   гетто.   Секулярная   культура   -  культура
> множественная, гетерогенная; для нее типично отсутствие тотальности.
> Всякое  знание, всякая установка по отношению к реальности опирается
> на свои собственные нормы. Идеология или религия, которые попытались
> бы   насильственным   путем   установить  диктат  над  политической,
> социальной  и  культурной жизнью, были бы восприняты как неприемлемо
> репрессивные.

>       Крушение традиционных образов Бога

> В  значительной  мере  именно  такой представляется наша современная
> эпоха:  самокритической, всегда неуверенной в собственных основаниях
> и  завоеваниях,  исполненной  живой гетерогенности, которая является
> для  нее  источником  напряженности  и  в  то  же время, быть может,
> секретом  ее  всепобеждающей  силы.  Освенцим, ГУЛАГ, "демаоизация",
> разрушение  Берлинской  стены  положили  конец  великим историческим
> и  политическим мифам.   Теперь  наступает черед  исчезнуть  критике
> этих  мифологий.  Традиционные  образы Бога, всемогущего и предвечно
> мудрого,   были    сокрушены жерновами  мировых  войн,  концлагерей,
> актов  геноцида,  голодом,  эпидемиями...  По  сообщению  Всемирного
> совета  Церквей,  в Африке, в районе Великих озер, религия сделалась
> таким же "средством ведения войны, как нож": 'одни убивают с Библией
> в  руке,  а  другие заканчивают свое дело, произнося "Аминь"'. Опрос
> общественного   мнения   во Франции,  после того  как были  оглашены
> факты  геноцида  в  этом  регионе,  показал,  что  в них усматривают
> "доказательство номер один несуществования Бога".

>       Разнузданное освобождение плоти

> На  этом нигилистическом фоне в секулярном обществе распространяется
> в качестве реакции размытая, не прибегающая к принуждению идеология,
> которая, тем не менее, пропитывает души - в первую очередь благодаря
> печати и средствам массовой информации. Здесь главенствуют три темы:
> индивидуальный  поиск  наслаждения и разнообразия (), эрос и космос.
> Поиски  наслаждения или, еще лучше, Сейшелы и наркотики, "gay-pride"
> и  "rave-party",  где  обеспеченный  наркотиками  и неистовым танцем
> транс  приносит  ощущение некоей бесконечной любви, полного слияния.
> Биотехнологии,  расшифровка    человеческого   генома,   а    завтра
> и  манипулирование   им;   убежденность  в наследственном  характере
> всех   заболеваний  придают  новый  импульс  научному  прометейству,
> евгенике, призванной обслуживать любые желания.

> Так  эрос  окончательно  берет  реванш.   В эпоху христианства  эрос
> не  столько    просветлялся   личным  отношением (с другим человеком
> и  с Богом), сколько принижался и отрицался (помимо прочего, большое
> влияние  на  традицию,  прежде  всего  традицию  монашества,  оказал
> дуализм  поздней античности). И вот - жизнь восстала... Что касается
> земных  вещей,  Церковь  оторвалась  от  них с XIII в. Эмоциональная
> сосредоточенность  на  образе Иисуса, индивидуализм отношения "между
> Богом  и  моей  душой",  муки  оправдания  -  всё это способствовало
> искажению  природных  корней;   а комплекс представлений,  связанных
> с "первородным грехом", запятнал эрос почти неизгладимой нечистотой.
> Сегодня  "плоть"  с  неистовым  и разнузданным ликованием утверждает
> свое  освобождение,  а  Церковь  стоит  перед  этим фактом с пустыми
> руками:      ее     предписания     остаются     "моралистическими",
> непристойно-мелочными,    и  встают  преградой между благом молодежи
> и евангельской проповедью.

>       Дочь Афин и Иерусалима

> Секуляризация  -  долгий  и сложный исторический процесс, в котором,
> однако,  различимы  два  основополагающих  фактора.  Первый фактор -
> наступление  инструментального  разума,  начало  которого датируется
> второй    половиной    XVII  в.    (телескоп  и представление о мире
> как  о  гигантской  машине).   Инструментальный   разум,  в  отличие
> от  античного,  более созерцательного, стремится подчинить себе мир,
> овладеть   им, использовать  его.    Отсюда   то  "расколдовывание",
> о котором говорит Макс Вебер.

> Но  этому  переходу  к  эпохе инструментального и экспериментального
> разума способствовала также библейская, иудео-христианская традиция.
> Повествование  книги  Бытия  о  сотворении  мира и борьба библейских
> пророков с идолопоклонством являют личного Бога созидающим вселенную
> своим   Словом.   "Святость"     мира     коренится   не  в  природе
> и  не  в  сексуальном экстазе. Будучи автономной, реальность вверена
> человеку.   Когда  Иисус  говорит   "Мое  Царство  не  от мира сего"
> и  "Воздавайте  кесарю  кесарево,  а  Богу  Богово", он высвобождает
> область   секулярного   из  непосредственной  включенности  в  сферу
> религиозного.

> Таким образом, секуляризация -  дочь Афин и Иерусалима.  В той мере,
> в  какой  христианство  эпохи  своего торжества стремилось построить
> вокруг  себя  "традиционное общество" - несомненно, созидая красоту,
> но также подавляя свободу и преследуя "другого" (еретика, иудея...),
> оно  попало   под  шквальный огонь  секуляризации,    которая теперь
> с ожесточенной и грубой яростью набрасывается на эти пережитки - тем
> не менее, способные к метаморфозам.

>       Исток освобождения и отчуждения

> Благоприятные   следствия   секуляризации  очевидны.    Освобождение
> от  клерикального  гнета   способствовало поразительным  достижениям
> в  исследовании  космоса  (в  пространстве  и  во  времени) и самого
> человека  (Эдгар  Морен  даже  сказал,  что таким образом совершился
> переход  от  пещерного  человека  к  пещерам  в человеке!). Получила
> свободу и обрела уверенность женщина. Безмерны творческие достижения
> искусства.  Возросла продолжительность жизни, увеличилось население.
> Планета  находится  на  пути  к  унификации;  "ноосфера",  о которой
> говорил  Тейяр  де  Шарден,  осуществляется  благодаря единству мира
> науки и почти мгновенности связи.

> Но  секуляризация  имеет также неоднозначные, тревожные последствия.
> Неолиберализм, слепой культ рынка и биржи влекут за собой нарастание
> контраста   между   "севером",   предающимся  безудержной  лихорадке
> потребления,  и  "югом"  - нищим,  опустошаемым эндемиями  (особенно
> в Африке, где отчаяние часто переходит в резню); а также "востоком",
> с  его неуверенностью и хаосом (в некоторых регионах России поражает
> рост  числа   немотивированных  убийств).  Этот   раскол   проникает
> внутрь  каждого типа общества: "север" имеет своих отверженных, "юг"
> и "восток" - своих нуворишей и мафиози...

> Секулярная  культура   разрушает  в телах и душах  другие  культуры,
> а  в  конечном счете разрушает собственное наследие. Мы присутствуем
> при  крушении    великих     символов,      непрестанно    хранивших
> и оплодотворявших человечество, - идет ли речь о полярности мужского
> и  женского  или  о  вертикальном  отношении  отцовства и сыновства.
> Инцест  вкупе  с  наркотиками  не дает личности достигнуть зрелости,
> толкает  ее   в  лоно  сомнительных  удовольствий    и  сектантства.
> Как  известно,    сама  жизнь  природы    оказывается    под угрозой
> в   результате   применения  принципа:  делай  всё,  что  технически
> осуществимо  и что приносит хотя бы кратковременную выгоду. Исчезают
> целые  виды животных и растений, сводятся экваториальные леса, самым
> причудливым  образом  меняется  климат,  в  зоне Чернобыля рождаются
> монстры, атмосфера становится настоящей свалкой отходов, разрушается
> озоновый слой, загрязняется мировой океан.

>       Двусмысленность возвращения религий

> Мы  присутствуем при двусмысленном возвращении религий - возвращении
> сакральности   гнозиса   и   сектанства,  мистики  (или  психологии)
> растворения,     куда     люди    спасаются   бегством,   погружаясь
> в  ту неразличимую трясину, где океан божественности может оказаться
> зеркалом  Нарцисса.  "Вибрации",  "энергии",  странные  переселения,
> которые   превращают   реинкарнацию   в   своего   рода   ободряющий
> индивидуальный  туризм.  А  ведь в индуизме или буддизме нет никаких
> переселений   (разве  что, с  точки  зрения  индуса,  абсолют играет
> с  самим собой),   а "путь  существований"  в действительности  есть
> путь иллюзий, поистине ад.

> Основные понятия этой "новой эры" - эрос и космос, как если бы битва
> между  эросом  и  Христом  окончилась  сегодня победой эроса и вновь
> ожили  древние хтонические культы. Сегодня, как во времена Плутарха,
> можно услышать над морем крик: "Великий Пан умер!"

> Перед   лицом   этой  современности,  воспринимаемой  как  агрессия,
> некоторые  христиане  мечтают  о  полном  возврате к прошлому. Такая
> позиция   сочетается   в  православной  Европе  с  резко  выраженным
> антизападным национализмом.   Парадоксальным образом  эта ностальгия
> по  тотальной  идеологии  является  по существу  не более  чем одной
> из форм секуляризации, банальным неофашизмом...

>       Вос-становление христианства

> Секуляризация   устраняет   один   определенный   тип  христианского
> присутствия  -  тип  господства,  авторитарной унификации под эгидой
> единой  навязанной  идеологии. Но есть и другой способ присутствия -
> взаимосвязь   с  секулярным   обществом,    пророческое партнерство.
> Это означает:

> ?  утверждать   в  обществе,    где   всё    продается,   покупается
> и  просчитывается,  той реальности, которая не измеряется в денежном
> выражении,     не  ассимилируется,       взывает      к  созерцанию,
> а   не   к   употреблению.   Сегодня   именно   в  этом  заключается
> антропологическая  потенция  подлинной религиозности. Она являет нам
> не  магическую  сектантскую   божественность,  подательницу   эмоций
> и  необыкновенных  способностей,  а "безумного" Бога, превосходящего
> собственную    трансцендентность,   чтобы   восстановить   для   нас
> существование   как  смысл и как праздник, в свидетельстве  красоты,
> в иконах <...>;

> ?  встать  на  уровень предельных узаконений. Некоторые молодые люди
> совершают  самоубийства,  "потому что жизнь бессмысленна" или потому
> что,  испытав  неслыханное   блаженство   на  "rave-parties",    они
> не  в  силах  выносить  мрачную   грубость   реальности.    Несмотря
> на громадные усилия по созданию безопасной цивилизации, где все щели
> заделаны  разными  видами  социального  страхования, люди продолжают
> страдать и умирать,  продолжают совершаться акты  геноцида,  и  рано
> или  поздно  мы обнаруживаем, что ткань бытия непоправимо разорвана.
> Что открывается в этом разрыве: небытие - или воскресение? Подлинная
> победа  дьявола  (часто  принимающего имя Бога) состоит в том, чтобы
> замкнуть человека в опийном тумане его отчаяния.

> Итак, перед христианами встают обширные богословские задачи, решение
> которых  призваны облегчить  различные   традиции Запада  и  Востока
> (ведь христианский Восток - это восток Запада). Нужно положить конец
> такой  концепции  искупления,  в которой  страдание  Сына необходимо
> для  усмирения  гнева Отца. В Боге нет идеи зла. Он - не творец зла,
> но  распятый злом.   В то же время Он открывает нам неожиданные пути
> к  воскресению.  В  дыхании  Духа, который в одном из своих аспектов
> есть  как  бы  женственность  Бога, человек вновь становится тварным
> творцом; во Святом Духе он черпает силу и способность творить.

>       Секуляризация может стать шансом для христианства

> Христианство  предстает как откровение "богочеловечества", способное
> примирить   гуманизм   современного  Запада  и  "дивинизм"  Востока,
> индийское  и семитское полушария, то есть примирить "Я" и "Другого".
> Секуляризация    может     стать шансом  для  христианства,     если
> оно преодолеет как шизофреническую духовность,  так и  соблазн  быть
> не более чем сентиментальной формой  современного  гуманизма;   если
> оно  вновь  обретет  пути к внутренней жизни и милосердию: понимать,
> видеть  общность  с  аскезой индуизма и буддизма, но и уметь держать
> глаза открытыми для другого.

> Быть   может,     секуляризация  поможет   христианству   отделаться
> от   оболочки  "религиозного"   в современном      смысле     слова,
> когда  религиозное  превращается в область культуры, стоящую в одном
> ряду  с  прессой,  политикой,   наукой;   артистической,  спортивной
> и    светской   жизнью   и   т.п.   Поможет   открыть,   отправляясь
> от  ограниченного опыта красоты, любви и смерти, что все религиозно.
> Конечно,  сперва  придется  пережить долгий период подземного мрака.
> Психоанализ,  искусство,  научное  исследование часто опережают нас.
> Эрос  подчас   становится   поэзией  подлинной встречи,   а  космос,
> через  евхаристию, -  телом  Бога.  Сквозь  молчание  придет  слово,
> чтобы провозгласить победу над смертью и славу жизни ("Не забывайте,
> что  жить - это слава", говорил умирающий Рильке), чтобы осуществить
> наконец мечту Мальро после смерти его детей: "Я жду пророка, который
> осмелится крикнуть в лицо миру: небытия нет!"
                        [ Оливье Клеман. Христианство и секуляризация
                          (Перевод с французского Галины Вдовиной)
                          www.messia.ru/r2/2/022.htm ]



Публикации из книг О.Клемана в этой рассылке:
                         
из кн. БЕСЕДЫ С ПАТРИАРХОМ АФИНАГОРОМ
 + + + ...и всё же любовь сильнее смерти...
        www.messia.ru/rasylka/006/1585.htm
 + + + Исповедовать Христа истинным Богом и Человеком
        и исповедовать Его воскресение - одно и то же
                   www.messia.ru/rasylka/006/1586.htm
 + + + "Да будут все едино!"
        www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm

из кн. ИСТОКИ
 + + + Сын Божий, ставший Сыном Человеческим
           www.messia.ru/rasylka/002/229.htm
 + + + Человек призван принять в себя вселенную
              www.messia.ru/rasylka/002/244.htm
 + + + Бог: триединство
        www.messia.ru/rasylka/005/1314.htm
 + + + сострадание всякой твари
        www.messia.ru/rasylka/002/188.htm
 + + + авва Сисой
        www.messia.ru/rasylka/006/1559.htm


22 января -
 * День рождения свящ. Александра Меня
    www.messia.ru/rasylka/008/2084.htm#0

 * День памяти аббата Пьера
    www.messia.ru/rasylka/007/1745.htm#0
            (cвящ. Георгий Чистяков о нём)
   

       


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Братья, когда на вашу долю выпадают различные испытания,
 считайте, что это великая радость.
 Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера,
 вырабатывают у вас стойкость.
 А стойкость должна привести к достижению цели,
 к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными
 и чтобы не было у вас никаких недостатков.
 А если кому-то из вас недостает мудрости,
 пусть попросит у Бога,
 который всем дает щедро, без попреков - и ему будет дано.
 Но пусть просит с верой и без сомнений.
 Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне,
 которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону.
 Пусть такой человек, двоедушный,
 нетвердый во всех своих поступках,
 не надеется что-то получить от Господа.
 Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает,
 а богач гордится, когда Бог его унижает,
 потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок.
  Солнце взошло, опалило зноем - / и увял стебелек,
  цвет опал, / и погибла прелесть цветка.
 Так и богач увянет в самый разгар своих дел.
 Счастлив человек, который стойко переносит испытания,
 потому что он, выдержав их, получит венок жизни,
 обещанный Богом тем, кто Его любит.
 И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию:
 "Это Бог меня искушает".
 Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает,
 но каждый человек искушает себя сам:
 его увлекают и манят собственные желания.
 А желание, зачав, рождает грех.
 Грех же, созрев, производит на свет смерть.
 Братья мои любимые, не обманывайте себя!
  Всё, что дается во благо, / и всякий дар совершенный -
 свыше, исходят от Отца Светил,
 у которого нет ни перемен, ни затмений.
 Это Он по Своей воле родил нас словом истины,
 чтобы сделать нас начатком Своего творения.
 Так помните, братья мои любимые:
 пусть каждый человек торопится слушать,
 но медлит с ответом, медлит с гневом.
 Гнев человеческий не способствует праведной жизни, какой хочет Бог.
 И поэтому избавьтесь от всякой грязи и обилия пороков.
 С кротостью принимайте Слово, которое укоренил в вас Бог,
 потому что оно может спасти вас.
 Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями -
 такие люди сами себя вводят себя в заблуждение.
 Ведь если кто-то слушает Слово, но не исполняет его,
 он похож на человека, смотрящего на себя в зеркало:
 он рассмотрел себя, но ст`оит ему отойти от зеркала -
 и он уже не помнит своего лица.
 Только тот, кто пристально всмотрелся
 в совершенный закон, несущий свободу,
 и уже не отступился от него,
 то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, -
 будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.
 Если кто-то считает себя набожным,
 но не умеет держать в узде свой язык,
 то он обманывает себя и набожность его не более чем пустой звук.
 Вот если ты заботишься о сиротах и вдовах в беде,
 если хранишь себя не запятнанным грязью мира,
 тогда твоя набожность чиста и безупречна в глазах Бога и Отца.
 Смотр`ите, братья, чтобы у вас,
 верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа,
 не было пристрастного отношения к людям. ...
 если вы исполняете царственный закон, данный в Писании:
 'Люби ближнего, как самого себя',
 то поступаете как должно.
 А если вы пристрастны,
 значит, вы совершаете грех и Закон уличает вас
 в том, что вы его нарушители.
 Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился,
 виновен в нарушении всего Закона.
 Тот, кто сказал 'Не нарушай супружескую верность!',
 сказал также 'Не убивай!'
 Значит, даже если ты не нарушаешь верность, но убиваешь,
 то ты всё равно стал нарушителем Закона.
 Поэтому говорите и действуйте как люди,
 которых будут судить по закону, несущему свободу,
 потому что суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия.
 А милосердию суд не страшен!* (Иак.1:2-2:1,8-13)
                                * * *
*Иисус сказал:
 "Кто разведется с женой и женится на другой,
  тот согрешит, нарушив супружескую верность.
  И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
  то она совершит тот же грех".
 К Иисусу приносили детей, чтобы Он к ним прикоснулся.
 А ученики их бранили.
 Иисус, увидев это, возмутился и сказал им:
 "Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им.
  Ведь Царство Бога принадлежит таким, как они.
  Верно вам говорю, кто не примет Царства Бога, как ребенок,
  тот не войдет туда".
 И, обняв детей, Иисус возложил на них руки и благословил.*
                                                (Мк.10:11-16)
                                * * *
"Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни,
                          а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2365.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»