=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



Предыдущая часть текста -
в выпуске www.messia.ru/rasylka/009/2380.htm#0.



> Призыв   "<Следуй>  за Мной!"  дважды обращен к Петру. Он был первым
> и  последним  словом Иисуса к ученику (Мк.1,17; Ин.21,22). Вся жизнь
> Петра  заключена  между  этими  двумя  призывами.    В  первый  раз,
> на  Генисаретском озере,  Петр в ответ на призыв Иисуса оставил сети
> и  ремесло  и  по  первому  его  слову пошел за ним. В последний раз
> Воскресший  застает  его за прежним занятием, снова на Генисаретском
> озере, и снова раздается: "Иди за Мной!" <И между этими призывами> -
> вся  жизнь  ученика,  идущего  вслед  Иисусу.  Посреди  этой жизни -
> исповедание  Иисуса  <Христом,  Помазанником Божиим>. Петру  трижды:
> в начале, в конце и в Кесарии Филипповой - возвещается одно и то же:
> Христос  -  его Господь и Бог. Та же милость Христа и зовет его: иди
> за Мной! - и открывается ему в его исповедании Сына Божьего.

> Трижды  вставала  милость  на  пути  Петра,  единая  милость, трижды
> по-разному   возвещенная,  поэтому  она  была  собственной  милостью
> Христа,   а отнюдь не милостью,   которую ученик сам себе  присвоил.
> Это   была   всё  та же  милость Христова:    она  побудила  ученика
> всё  бросить  ради  <следования>,  она  внушила  ему то исповедание,
> которое  весь  мир  принял  за  богохульство, она призвала неверного
> Петра  <к последнему единению в мученичестве>, простив ему тем самым
> все   грехи.   Милость  и  <следование  Христу>  составляют  единое,
> неразрывное целое в жизни Петра. Он получил дорогую милость.

> С   распространением  христианства  и  <ростом>  обмирщением  Церкви
> <сознание>   дорогой   милости   <постепенно   терялось>.  Мир  стал
> христианским,  милость стала всеобщим достоянием христианского мира.
> Она  начала  доставаться  задешево. Но католическая Церковь сберегла
> остаток прежнего понимания. Решающую роль сыграло то, что монашество
> не порвало  с Церковью  и  что мудрость  Церкви  терпела монашество.
> На  окраине  Церкви  было место,   где сохранялось  понимание  того,
> что  милость  дорога,   что  милость  включает <следование  Христу>.
> Люди  бросали  всё,  что  имели,  ради  Христа и старались тщательно
> исполнить  Его заповеди в <повседневных упражнениях>. Так монашеская
> жизнь  стала  живым   протестом     против обмирщения  христианства,
> против  обесценивания    милости.  Однако,   терпя   этот    протест
> и   не   допуская   окончательного  разрыва,  Церковь  этот  протест
> обесценивала,   более  того,  именно  из  него  добывала  оправдание
>  собственной  обмирщенности;  ведь  монашеская  жизнь  <теперь стала
> подвижническим  уделом  немногих,  ни  к  чему  не  обяpывая>  массы
> церковного  народа.  Применимость заповедей <Христа> роковым образом
> ограничили <одной   определенной,   обособленной  группой    людей>,
> и  из-за  этого  стали  различать  максимальную  и минимальную норму
> христианского  послушания.    Тем самым   стало <возможным   в ответ
> на  любые  упреки  в обмирщении Церкви> указывать на монашеский путь
> внутри   Церкви,    рядом с которым путь   более легкий   оказывался
> вполне  <оправданным>. В итоге ссылка на раннехристианское понимание
> дорогой   милости,   сохранявшееся  монашеством  в  Римской  Церкви,
> парадоксальным  образом  окончательно оправдывала обмирщение Церкви.
> При  всём  при том решающая ошибка монашества состояла не в том, что
> оно   -  пусть  во  многом  неверно  понимая  волю  Иисуса  -  пошло
> <благодатным>   путем   строгого   <следования   Христу>.  Напротив,
> монашество  отдалилось  от  христианской  сути,  поскольку позволило
> своему  пути  сделаться  необязательным  достижением  немногих и тем
> самым поставило его себе в особую заслугу.

> Когда  <во  время  Реформации  Бог через своего слугу Мартина Лютера
> возобновил>  Евангелие  чистой,  дорогой  милости,  Он провел Лютера
> через  монастырь.  Лютер  был  монахом.  Он всё оставил и хотел идти
> вслед   Христу в  совершенном   послушании.    Он  отрекся   от мира
> и  приступил  к  христианскому деланию.  Он учился покорности Христу
> и Церкви, зная, что только послушный может верить. В ответ на призыв
> уйти  в монастырь Лютер готов был заплатить всей своей  жизнью.   Но
> на  пути к Богу он потерпел крушение. Бог показал ему через Писание,
> что  <следование>   Христу   -    это  не  особая заслуга избранных,
> <но>   божественная   заповедь   всем   христианам.  Смиренный  труд
> <следования>   сделался   в   монашестве   особой  заслугой  святых.
> Самоотречение   <последовавших    за  Христом    было   разоблачено>
> как   последнее     духовное   самоутверждение  <набожных    людей>.
> Мир  прорвался  в самую сердцевину монашеской жизни и действовал там
> самым  опасным   образом.    Монашеское  бегство  от  мира оказалось
> на  поверку  утонченнейшей  формой  любви  к  миру.  В этом крушении
> последней надежды на праведную жизнь Лютер усмотрел милость. В крахе
> монашеского   мира  он  увидел  спасающую   руку Божью,   протянутую
> во  Христе.  Он  усмотрел ее в вере в то, что "деянья наши все тщета
> при  жизни  наилучшей".  Дарованная ему милость обошлась ему дорого,
> она  сломала  всё  его  существование. Он снова должен был отбросить
> невод  и  пойти вслед. В  первый раз, когда  он  пришел в монастырь,
> он   бросил всё,   кроме себя самого,   кроме  своего <набожного> Я.
> На  этот раз было отобрано и оно.   Он пошел не за своими заслугами,
> а  за  милостью  Бога.  Ему   не было сказано: хоть  ты  и согрешил,
> но  теперь  всё прощено, оставайся впредь, где ты сейчас, и утешайся
> прощением!    Лютер  должен был оставить монастырь и вернуться в мир
> не  потому, что мир будто бы сам по себе хорош и свят, а потому, что
> монастырь - это тот же мир.

> <.....>   Совершенное   послушание   заповеди   Иисуса   нужно  было
> осуществлять в повседневной жизни, в повседневной работе. <....>

> Самым  губительным  и  превратным  толкованием  дела  Лютера было бы
> мнение,  будто,  открыв Евангелие чистой милости, Лютер провозгласил
> свободу  от заповедей Иисуса в мире, будто реформаторское открытие -
> это канонизация мира, его оправдание прощающей милостью. <.....>

> И  всё  же  победителем  в  истории  Реформации осталось не лютерово
> понимание  чистой,  дорогой  милости,  а чуткий религиозный инстинкт
> человека,  приводящий  туда,  где  милость  достается дешевле всего.
> Достаточно  было  совсем  легкого, почти незаметного сдвига акцента,
> чтобы сделать опаснейшее и губительнейшее дело. Лютер учил, что даже
> на праведнейших путях и делах человеку не  устоять перед Богом,  ибо
> в  сущности он ищет всегда самого себя. В этом критическом положении
> он   ухватился    за милость   свободного  и  безусловного  прощения
> всех  грехов  в вере.  При  этом  Лютер знал,  что он  сам  заплатил
> и  платит каждый день за эту милость жизнью, ибо милость не избавила
> его  от  хождения вслед,  но  впервые поставила на этот путь. Говоря
> о  милости,  Лютер  всегда  имел  в  виду собственную жизнь, которая
> только  милостью  и  могла  быть  обращена к совершенному послушанию
> Христу.  Только  так  он и мог говорить о милости. Слова Лютера, что
> всё  творит  только  милость,  за  ним  повторяли ученики - но с тем
> единственным  различием, что они очень скоро вычеркнули и из мыслей,
> и  из  слов  самоочевидную  для  Лютера  вещь,  а именно <следование
> Христу>  -  то,  о  чём  Лютеру было незачем говорить, ибо он всегда
> говорил  как тот, кого милость привела к самому трудному <следованию
> Христу>.  Так  что  доктрина  учеников была неуязвима с точки зрения
> доктрины  Лютера,  и  всё-таки  их  учение стало концом и отрицанием
> Реформации     как  откровения    дорогой милости  Бога    на земле.
> Из  оправдания  грешника  в  мире  вышло   оправдание греха и  мира.
> Из дорогой милости вышла дешевая милость без <следования Христу>.

> <....>  Ухватившись  за  прощение, он увидел в милости окончательный
> радикальный  отказ  от  своевольной жизни, и именно поэтому - первый
> по-настоящему    серьезный    призыв    <следовать    за   Христом>.
> Соответственно  милость  была   для  него "итогом",    но    конечно
> не  человеческим,  а  божественным  "итогом".  Но  этот итог потомки
> превратили  в принципиальную предпосылку <тех или иных соображений>.
> Отсюда  все беды. Если милость - это дарованный самим Христом "итог"
> христианской  жизни,  то такая жизнь   ни  на мгновение не избавлена
> от <следования Христу>. Но если милость - принципиальная предпосылка
> моей  жизни  как христианина, то, значит, мне заранее дано отпущение
> грехов,  которые  я совершаю,  живя в мире. Опираясь на эту милость,
> я могу грешить,  да  и сам мир принципиально оправдан этой милостью.
> Я  по-прежнему  остаюсь в моем <обывательски>-мирском существовании,
> всё  остается  по-старому,  и  я  могу  не  сомневаться,  что храним
> милостью Божьей.  Под такой  милостью весь мир стал  "христианским",
> но  само  христианство  под такой милостью невиданным прежде образом
> превратилось      в  мир.          Конфликт      между  христианской
> и  <обывательски-мирской>  жизнью устранен. Христианская жизнь, мол,
> именно  в том и состоит, что я живу в мире и как мир, <ни в чём себя
> от  него  не  отделяя,  даже  совсем  и не пытаясь - ради милости! -
> отделять   себя>;   состоит  в том,  что я в известное время попадаю
> из пространства мира в пространство Церкви, чтобы там удостовериться
> в  прощении  моих  грехов. От <следования Христу> я избавлен дешевой
> милостью,   которая   должна  быть  жесточайшим  врагом  <следования
> Христу>,  которая  должна  ненавидеть  и  хулить  подлинное хождение
> вслед.  Милость как предпосылка - это самая дешевая милость, милость
> как  итог -  дорогая милость.  Страшно представить,  сколько зависит
> от  того,  каким  именно  образом высказана и применена евангельская
> истина.  Слова  об  оправдании  только милостью всё те же, но ложное
> применение этих слов полностью губит их суть.

> Когда Фауст, прожив жизнь в трудах познания, говорит: "Я вижу, знать
> нам  не  дано"  -  то это итог и нечто совсем иное, чем те же слова,
> сказанные  студентом  в  конце  первого семестра в оправдание своего
> безделья (Кьеркегор). Как итог этот тезис истинен, как предпосылка -
> самообман.  То есть понимание нельзя  отрывать   от жизни, в которой
> оно   добыто. Лишь тот,   кто  <следует> Христу, отрекшись от всего,
> что  имел,  смеет  сказать, что оправдан только милостью. Сам призыв
> идти  вслед  для  него  - милость, а милость - <этот призыв>. Но сам
> себя   обманывает  тот,  кто  хочет,   чтобы  милость   избавила его
> от хождения вслед.
                [ Дитрих Бонхёффер. ХОЖДЕНИЕ ВСЛЕД
                  Глава ДОРОГАЯ МИЛОСТЬ.
                  www.krotov.info/library/02_b/bon/hofer_5.htm#10
                  (перевод: Г.М. Дашевский)
                  Существует др. русский перевод книги:
                  СЛЕДУЯ ХРИСТУ. (Перевод А.Копейкина) // 1992.
                  ( Там данная глава названа "Дорогая благодать". ) ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*/Пётр и Иоанн/ отправились ... приготовили все для Пасхи.
 Когда настало время, апостолы с Иисусом сели за стол.
 - Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! -
 сказал им Иисус.
 - Говорю вам, Я не буду есть ее,
  пока не свершится она в Царстве Бога.
 Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал:
 - Возьмите ее и разделите между собой.
   Говорю вам, отныне не пить Мне вино - плод виноградной лозы, -
   пока не придет Царство Бога.
 Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения,
 Он разломил его и дал им со словами:
 - Это Мое тело, которое за вас отдается.
   Делайте так в память обо Мне.
 И точно так же после ужина дал им чашу со словами:
 - Эта чаша - Новый Договор, скрепленный Моей кровью,
   которая за вас проливается.
   Но посмотрите! Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей!
   Да, Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен.
   Но горе тому человеку, который Его предает!
...
 Придя на место, Он сказал им:
 "Молитесь, чтобы устоять в испытании!"
 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня
 и, став на колени, молился:
 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!
 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:13-22,40-42)
                                * * *
*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                   (Иоиль 2:12-19, перевод: А.Графов)
                                * * *
*Мой любимый, не следуй дурному примеру, следуй доброму.
 Кто творит добро, тот от Бога. А кто творит зло, тот не видел Бога.*
                                                        (3Ин.:11)
                                * * *
"я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть,
 но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2382.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU йЮРЮКНЦ уПХЯРХЮМЯЙХУ пЕЯСПЯНБ «яБЕРХКЭМХЙ»