=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




>                         ИОВ: ЗАВЕТ И БЕГЕМОТ

 

> Иов  - не еврей, и автор книги об Иове - не еврей. Но в Библию книгу

> Иова  включили. Оказывается, Бог "избирает" Себе народ, выделяет его

> из окружающих народов, запрещает иудеям религиозные контакты с иными

> народами. Но это не значит, что Бог ограничивает Себя, что Он и Себе

> запрещает  вдохновлять  иные народы  и открываться им.   Тогда бы Он

> не  смог  подготовить  спасение:  люди,  которым  Бог  вверяет Себя,

> слишком  быстро привыкают к Богу и перестают Его слушать - как будто

> Его  неслышный  глас  все  время  говорит  одно и то же и неспособен

> сказать  нечто новое. Иов по воле Божией поражен нищетой и болезнью,

> он  в  отчаянии обижается на Бога и упрекает Его в несправедливости.

> Тогда друзья  приходят   к Иову  -   не  утешать,   а упрекать   его

> в  богохульстве. Эти друзья рассуждают точь в точь как благочестивые

> иудеи  той   эпохи:   человек  не  безгрешен,  обижаться на Бога  он

> не  может,  он  должен   отказаться   от  вопросов   к  Богу. Иов же

> не сдается.

 

> Хорошо  плакаться  про  тупик  и скуку, когда всё есть. На "томление

> духа" есть время, когда сыто брюхо. "У кого суп жидок, у кого жемчуг

> мелок".  Даже  сегодня каждому человеку, живет ли он в Нью-Йорке или

> в  Урюпинске, беден он  или богат, есть,  чего  желать в жизни, есть

> от чего страдать. Библия была бы очень глупой книгой, если бы забыла

> про это, если бы не предвидела Нью-Йорка и Урюпинска. Она предвидит,

> и  кроме  книги Экклесиаста -   фантазии  о сверх-счастьи,  в Библии

> (как  было  бы  точнее  говорить  -  в Библиотеке) есть книга Иова -

> фантазия о сверх-страдании.

 

> Если  мечту  о счастье неизвестный еврей связал с именем величайшего

> царя  Израиля,  то  фантазию  о  несчастье разыграли на не-еврейском

> фоне.   Иов  живёт   в  стране Уц  -  подальше от Израиля.   Правда,

> Иов  выглядит совершенно иудеем по вере, но всё же он живет в другой

> стране  <...>. История есть Иова есть сверх-страдания не потому, что

> в  ней   описываются  какие-то  неимоверные  пытки  коммунистических

> или  фашистских   застенков.   На  древнем  Востоке  умели   пытать,

> но  понимали  и  то,  что  физическое  страдание  - не единственное.

> Поэтому  история  Иова написана контрастами:   был совершенно здоров

> и  абсолютно  богат - стал абсолютно болен и абсолютно нищ. Самый же

> резкий контраст не между прошлым и  настоящим,  а  в настоящем:  Иов

> как   был   праведником,   так  им   и   остаются,    только  теперь

> его праведность обмазана со всех сторон гноем, отчаянием, лишениями.

 

> Противопоставление  праведности  и  несчастности не случайно. Каждый

> человек, спрашивающий: "Если Бог есть, то почему я страдаю?", вольно

> или  невольно  держит  в уме примечательное окончание вопроса: "Если

> Бог   есть,  то  почему  я  страдаю,  такой  хороший,  а  проходимцы

> торжествуют?"   Если  бы  человек  мог  просто размышлять  о счастье

> и несчастье, тихо и кротко глядя на своих ближних! Так и размышления

> и  Экклесиаста,    и  Иова    то  и  дело с философических сбиваются

> в  базарную зависть: почему я? Почему я, хороший, страдаю, а грешник

> нет?  -  вот  что делает причитания Иова такими близкими большинству

> людей,  хотя назвать очень уж благородным такой вопль нельзя. Зачем,

> чтобы   всем   было  плохо?  Экклесиаст  так  же  пропитан  вздорной

> ревностью:    почему  лодырю   и    мерзавцу     такое же  богатство

> может  достаться,   как  и  мне  -   и если этот  лодырь и  мерзавец

> мой собственный сын, я еще больше злюсь! Зачем всем хорошо?

 

> Разумеется,  ничего  хотя бы немного религиозного или доброго в этом

> вопле  нет, а если первобытное: от сломанной ноги соседа мой перелом

> меньше  болит,  и тогда сладок сахар, когда другой смотрит мне в рот

> голодными  глазами.    От  этой  первобытности   можно   избавиться,

> или  преобразить    ее    во  что-то   мало-мальски   цивилизованное

> (так   американцы говорят    то  "крысиные гонки", то "конкуренция",

> в  зависимости  от того,   терпят  они  поражение   или выигрывают).

> Можно     построить  (хочется  верить) "цивилизация  сотрудничества"

> на   месте  цивилизации  конкуренции.   Тогда  многие   крики   Иова

> и  Экклесиаста  будут казаться вздорными - многие, но далеко не все.

> Когда  отпадёт  всё второстепенное, останется главное: почему во мне

> есть  нечто,  что  делает самое полное земное счастье недостаточным?

> Почему   во мне   есть   нечто,  что  делает самое полное   смирение

> перед  Богом недостаточным? И недостаточность эта - и в человеческих

> глазах, и в Божьих.

 

> Книга  Иова противостоит современному человеку,   который свою тяжбу

> с  Богом  облекает  в форму карамазовского вопроса: "Почему невинные

> люди  страдают?"  Иов - не ребенок, хотя он по меркам своего времени

> вполне  праведный  человек. Однако,  хоть  он и не ребёнок, а к Богу

> он  имеет  такое же право (и обязанность) вопиять, как и вымышленное

> дитё.  В  самом деле, а почему старик должен страдать? С какой стати

> обязан  мучаться в лагере насильник? Невинное страдание нас задевает

> с особенной   силой не  потому,     что  мы невиновным  сочувствуем,

> а  потому,  что  мы  себе  сочувствуем. Мы не о ребеночке, мы о себе

> спрашиваем: "Я невинен, как новорожденный, ничего никому кроме добра

> не  сделал,  почему я должен страдать, почему ко мне Бог предъявляет

> какие-то  претензии?"  На  что  и  следует  ответ, если по-честному:

> во-первых,  и младенцы   не невинны, во-вторых,  страдать  не должны

> даже  виновные  (да-да!),  в-третьих, страдание вообще не может быть

> оправдано,  и  если  оно  есть,  то  либо  как  простое механическое

> последствие  какой-то  нашей  (не Божьей) гадости, либо как духовное

> преддверие святости.

 

> Поток  жалоб  Иова  похож на причитания любого человека, справедливо

> или   несправедливо   обиженного.   Самое   примечательное  в  таких

> причитаниях  то, что они противоречивы: возмущаясь, мы ругаем именно

> того,   кого  любим,   чьим  мнением дорожим. Несправедливость врага

> не  возмущает. Иов восстает на Бога, и это ужасает его друзей, а вот

> Бога  -  радует,  и  Бог говорит, что речи Иова "вернее". Защищающие

> Бога  не  так  верны  ему, как проклинающий - такое возможно только,

> если Бог ценит не холопство, не точность, а любовь.

 

> Вопрос,   с   которого   начинаются  несчастья  Иова:  "Разве  даром

> богобоязнен  Иов?"  (1,9) есть вопрос вовсе не о деньгах, а о любви:

> "Любит  ли  Иов   Тебя   или богатство,  полученное  от Тебя?" (Увы,

> три тысячелетия детей часто считали просто частью богатства, поэтому

> их смерть оплакивается Иовом наряду с потерей дома, а рождение затем

> новых  детей  вполне  заменяет смерть прежних; впрочем, на жену Иова

> его   несчастья   не   распространились).  Иов  любит  -  и  поэтому

> случившееся  для него жестоко,  но не неожиданно: "Чего я боялся, то

> и  пришло"  (3,25).  Если  бы  это  сказал  древний  эллин или перс,

> веровавшие  в  равновесность  добра  и зла, слова эти звучали бы как

> рассудочное  признание:  Иов  боялся,  что  его процветание нарушает

> мировую  гармонию и маятник должен скоро качнуться в другую сторону.

> Но   это  говорит   верующий в Единого Бога,    Который   совершенно

> не  подвластен злу и может  дать  счастья полной мерой  и  навсегда.

> Так  что  слова  звучат  иначе:  Иов  любит  Бога,  но именно потому

> чувствует в своём богатстве нечто, что несовместимо с любовью. Иов -

> это    Экклесиаст,    заговоривший   о  самом    сокровенном,   хотя

> и не напрямую.

 

> Несчастья,  обрушившиеся   на Иова,  болезни физические и  душевные,

> не главное   в книге.  Несчастья он просто  принял:  "Неужели доброе

> мы  будем  принимать  от  Бога, а злого не будем принимать?" (2,10).

> Здесь - развилка, и большинство людей от Иова до наших дней выбирают

> совсем другой путь и другую логику: если зло есть, значит, Бога нет,

> во  всяком  случае  -  Бога  всемогущего,  Бога Библии. Иов остаётся

> верующим,  и  эта  вера  уже  дышит  любовью: "Да будет имя Господне

> благословенно!" (1,21).

 

> Иов  больше  всего   жалуется   на  несправедливость:  во-первых, он

> не  виноват,  а  во-вторых,  если  и  виноват,  то  нельзя  за  одно

> наказывать  дважды.  "Зачем бы не простить  мне  греха ... ибо, вот,

> я   лягу   в   прахе"  (7,21).  Смерть  уже  достаточное  наказание.

> Несправедливы   не  страдания,  несправедлива  смерть.  Друг  Елифаз

> рассудителен:   всё  живое  умирает,  надо  принять  смерть;  в  его

> изображении    смерть    прямо-таки    красива,   словно   в   речах

> психотерапевта, разговаривающего с раковым больным. Люди, видите ли,

> укладываются  в могилы "как укладываются снопы пшеницы в своё время"

> (5,26). Иов это благолепие отвергает: человек не всё живое, и смерть

> не  утешение. То-то и плохо, что я умру как "редеет облако и уходит;

> так нисшедший в преисподнюю не возвратится" (7,10).

 

> Разумеется,  не  сама  по себе смерть возмущает Иова; психотерапевты

> отлично    знают,    что люди прекраснейшим    образом   примиряются

> со  смертью, побунтовав. Всё та же любовь к Богу, любовь непонятная,

> неизвестная  ещё Аврааму, хотя заключённая в его вере, движет Иовом.

> Колос  пшеницы  умирает  -   да,  остаётся  от  него лишь соломинка.

> А  я умираю - так значит, я для Бога всё равно что солома? "Не сухую

> ли  соломинку преследуешь" (13,25) - этот крик Иова не означает, что

> он действительно считает себя  лишь мыслящим тростником,   напротив,

> он не хочет в растения, и ему унизительно, что Бог обращается с ним,

> словно со спичкой.

 

> Любовь  Иов  рождается  из  веры:  "К  Богу слезит око мое" (16,20),

> неверие   вмиг  решило бы проблему.  Но Иов  не бунтует против Бога,

> а плачет о Боге,  о том, что,  кажется,  Бог  его не любит.  Правда,

> само  слово "любовь" ещё не произносится, но говорится все по любви:

> не надо меня утешать, не надо мне говорить, что Бог меня любит, если

> я  вижу,  что Он не любит. Как влюблённый, которого обманула невеста

> (кстати,  и  как  Экклесиаст),  Иов  твердит: "Опротивела мне жизнь"

> (7,16).  Не страдания,  не смерть,  а жизнь,   явно ненужная Богу  -

> вот что противно.

 

> Главная заповедь Библии: "Возлюби Господа Бога твоего", оказывается,

> говорит  не о какой-то имитации любви, не о попытке перенести любовь

> с конкретного, живого существа на иноприродную абстракцию, а о самой

> настоящей  любви.  "Любить  Бога" невозможно умом, и это не метафора

> ("любить    родину",    "любить  шахматы",    "любить   природу")  -

> это   действительно  любовь,  о которой можно   было бы сказать, что

> она  подобна  любви к женщине, только на самом деле наоборот: любовь

> мужчины  и  женщины  подобна  любви  Бога  и человека. Именно против

> первой заповеди грешат утешители Иова, советующие весьма религиозно:

> "Я  бы  предал  Богу  свое  дело"  (5,8);  "Прими  из уст Его закон"

> (22,22).  Что, разве от любимого нам нужна справедливость или закон?

> Нам  нужен  сам  любимый,   по закону  или  нет.  Иов томится о Боге

> как любовник: "Он пройдет предо мною, и не увижу Его" (9,11); "я иду

> вперед,   и  нет Его,   назад,   и не  нахожу Его" (23,9). Не смерть

> ему  противна,  а  расставание  с Богом; раз мне быть в могиле, то я

> "гробу  скажу - ты отец мой" (17,14) - гробу, а не Тебе, Боже и Отец

> всех людей!

 

> Правильно  говоря  о  Боге,  Его мудрости и справедливости утешители

> Иова  совершенно  не видят  того,   что Иов  знает всё это лучше их,

> и  именно  потому  и   переживает:  раз    мучает, значит, не любит,

> раз невидим, значит презирает.  Любимую  я вижу, хочу видеть и Бога,

> и  я  вправе  Его  увидеть,  пускай сто раз скажут, что Бог невидим.

> Вправе,  потому  что  Бог  нужен  мне  и  я  нужен  Богу.  Это может

> шокировать  даже  неверующего, и именно неверующего, знающего о Боге

> лишь   из   книжек  это  должно  шокировать:  "Разве  может  человек

> доставлять пользу Богу? ...  Что  за удовольствие Вседержителю,  что

> ты праведен?" (22,3).

 

> Неверующий  может так говорить,  чего  с него  взять, а  вот Елифазу

> эти слова Бог припомнит: они - лживы. Человек нужен Богу, и творение

> человека  -  не развлечение, а  любовь, любовь жгучая.  Удовольствия

> и  пользы  от  человека  Богу, может быть, и нет, а радость, радость

> Любящего при  виде любимого - есть! Будет встреча, будет,  хотя бы я

> и  умер.    Из этой веры-любви,  безрассудной,  как  всякая  любовь,

> вдруг  рождается  в  центре  книги   Иова фантастическое  откровение

> о Боге, фантастическое  в мире, где,  как  говорил Экклесиаст, никто

> не  знал:  "дух  сынов человеческих восходит ли вверх". Оказывается,

> страдание  больше  открывает человеку, чем счастье, и Иову открылось

> более  Экклесиаст:  "А  я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний

> день  восставит  из  праха  распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти

> узрю Бога" (19,25).

 

> "Я   во  плоти   узрю   Бога"  -   высшая  точка  любви-веры.  Когда

> через  полтысячелетия  после  сочинения  книги   Иова Иисус  скажет:

> "Всё  возможно  верующему"  (Мк  9,23), это сказано не о возможности

> вымолить  дом, хорошее здоровье, автомобиль -  это сказано о встрече

> с Тем, с Кем  невозможно  встретить  твари.  Прорвавшись к этой вере

> Иов  попутно,  почти  незаметно  для  себя  самого,  обретает и веру

> в  Искупителя,   и веру в Воскресение  тела. Он  даже  не объясняет,

> что   означает  "искупитель" (хотя все  тогда  хорошо понимали,  что

> это  Освободитель,  тот,  кто выкупает из рабства). Он не объясняет,

> как   возможно  воскресение,   и уж подавно он  не подозревает,  что

> Бог  должен  стать  человеком,  чтобы  стала  возможна   и  встреча,

> и воскресение. Он просто любит и хочет  осуществления любви -   вера

> в  воскресение  и  встречу с Богом лицом к лицу  рождается из  любви

> к Богу без всяких богословских потуг и вопреки разуму.

 

> На  вопрос:   "Разве  даром богобоязнен Иов?"  книга Иова даёт ответ

> в  самом  своём  начале:  да,   даром,   что  доказывается тем,  что

> Иов  богобоязнен  и  в  страданиях,  и  в  нищете.  Но  этот  вопрос

> оказывается  малоинтересным  по  сравнению  с  тем,  что открывается

> способом ответа: в боязни Бога, в благочестии, в религии открывается

> любовь  к  Богу.  Главным оказывается не вопрос о человеке, а вопрос

> о  Боге,    и  главным   ответом  оказывается не проповедь человека,

> а явление Бога. "Я слышал о Тебе слухом уха, - говорит Иов, - теперь

> же  мои глаза видят Тебя.  Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе

> и  пепле"  (42,5-6). Правда, ответ оказывается таким, что его нельзя

> передать: слышанное можно записать, но как записать увиденного Бога?

> Иов не говорит, что же именно он увидел, что означает "увидел Бога".

> Нечто существенное остаётся невыговоренным.

 

> Для  христианина книги Экклесиаста и Иова стали, вместе с Псалтирью,

> более  близки,  чем  Пятикнижие,  более  ежедневны. И дело не только

> в  том, что  каждый христианин,    как  Иов,  как Экклесиаст,  может

> и должен пройти через абсолютное разочарование в жизни,   в религии,

> в   вознаграждении за  добродетель,    чтобы  соединить веру  в Бога

> с  любовью  к Богу,   чтобы стала возможной личная встреча с Богом -

> а   это  означает  огромный  труд,  чтобы  самому  стать  личностью,

> осуществив  подобие  Богу,  открывающемуся как человеческая личность

> в Иисусе Христе. Не только христианин подобен Иову и Екклесиасту, но

> и Христос: Царь, Которому нужен не престол, а нечто иное, Некто, кто

> был   богат и  обнищал,  стал подобен  грешнику, Страдающий  невинно

> и не желающий смиряться с законническими, фарисейскими утешениями.

 

> Происходит  чудо:  Богоявление.  Творец  мира  приходит к бунтовщику

> объясниться     начистоту.    Объяснение  это  -   не  богословское.

> Бог   объясняет,   делая ясной не мысль,   а Свой собственный образ.

> Бог  показывает  Себя  -  не  прямо,  потому что Бог невидим, а мир,

> сотворенный  Им.  Земля и море,  дождь и львица,  плодородие природы

> и  ее  красота,  - вот чем Бог отвечает обидевшемуся. Но более всего

> Творец   говорит   о   бегемоте:  "Это  верх  путей  Божиих;  только

> Сотворивший  его  может  приблизить  к  нему  меч свой ... Нет столь

> отважного,  который  осмелился  бы  потревожить  его;  кто  же может

> устоять перед Моим лицем?" (Иов 40,14; 41,2).

 

> Величие  Божие  - почему оно убеждает Иова? Каким образом гигантские

> размеры бегемота объясняют  гигантские  проблемы человека?   Неужели

> Бог  пугает:   смотри,   задавлю,  словно бегемот, тебя и не замечу?

> Не  Себя  сравнивает  с бегемотом Творец, а человека - недаром здесь

> звучат  слова   "это   верх путей   Божиих"  -  бегемот уравнивается

> с  человеком, венцом творения. Бог могуч и силен, Бог - Творец мира,

> и   стоит  увидеть  эту  истину  во всей полноте,  как мы  понимаем:

> все  наши проблемы - разрешимы. Не "задавлю", а - "вытащу". Не может

> быть  такого  болота,   из  которого  Бог   не  вытащил бы нас (хоть

> и  "тяжелая  это  работа  -  из  болота тащить бегемота" - из болота

> греха, конечно же, человека, обегемотившегося от злобы...). Не может

> быть  такой  болезни  -  даже  смерти (это гениально не сказано пока

> Богом,     но   показанное    убеждает  в Его    превосходстве  даже

> над  смертью)  - которую Бог не мог бы преодолеть. Всякое искушение,

> испытание,  проблема  -  внутри  этого  Божиего  величия,  не  могут

> разрушить  мира, нас. Вера в то, что Бог владеет тем, что сотворил -

> есть  вера в то, что Он обязательно справится со злом в мире, и если

> Он  не делает этого сразу, если Он медлит, то это потому, что хочет,

> чтобы и человек побеждал вместе с ним. А вот почему медлит человек -

> о,   на  этот  вопрос все знают ответ:  от гордыни и уныния, от лени

> и  вредности, а если он праведен - как Иов - то просто от маловерия,

> которое  само, оказывается, грех. Книга Иова учит тому, что без веры

> праведность  и  счастье  -   дешевка.  Иов  не бунтует против  Бога,

> не  отвергает  веру   отцов,  он ищет веру большую, нежели у предков

> и друзей, и Бог дает ему искомое.

 

> Бегемот  -   мерило,   гиря. Бог ставит бегемота на одну чашу весов,

> а Сам становится на другую, и бегемот взлетает ввысь - так нагляднее

> всего становится величие Бога, а не пустым буквосочетанием "велик".

                [ Яков Кротов. ИОВ: ЗАВЕТ И БЕГЕМОТ

                  www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/2b_iob.htm ]

 

 

 

Другие материалы о кн. Иова:

 свящ. Александр Мень

  + + + www.krotov.info/library/bible/comm/iov.html (+ ссылки)

  + + + проповедь на память праведного Иова Многострадального

                  www.krotov.info/library/13_m/myen/00159.htm

  + + + в книге "Исагогика"

         www.bible-center.ru/book/isagogika/002/003/002

  + + + в кн. "История религии" (т. 6)

         www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_11.html

  + + + ТЕОДИЦЕЯ В БИБЛИИ

         www.krotov.info/library/bible/comm2/teodiz.html

 

 

 

другие материалы:

 + + + комментарий к книге в "Брюссельской Библии"

        www.bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=job

 + + + комментарий в «Толковой Библии Лопухина»

        www.bible-center.ru/commentbook?comm=lopukhin_ru&id=job

 + + + Ф.Янси

        www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Yansi/02.php

 + + + епископ Иоанн. Тайна Иова

        www.bible-center.ru/article/jobsecret

 + + + из предисловия к новому переврду РБО

           www.messia.ru/r2/3/b10_140.htm#D

 + + + Питер Крифт. (проблема зла с точки зрения логики)

        www.messia.ru/rasylka/003/438.htm#0

         & www.messia.ru/rasylka/003/439.htm#0

          & www.messia.ru/rasylka/003/441.htm#0

           & www.messia.ru/rasylka/003/442.htm#0

            & www.messia.ru/rasylka/003/444.htm#0

 + + + он же: Книга Иова — загадка в ответ на загадку

                  www.messia.ru/rasylka/003/435.htm#0

 + + + Луи Буйе www.messia.ru/r2/2/002.htm

 + + + митрополит Сурожский Антоний: Иов и богоотцовство

                      www.messia.ru/rasylka/008/2206.htm

 + + + прп. Иоанн Кассиан Римлянин о терпении Иова

                www.messia.ru/rasylka/008/2196.htm

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |

|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |

|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Желаю всяческих успехов!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

Господи, крестом убивый льстиваго,

От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема,

И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити,

Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя.

                                                   (из Постной Триоди)

                                * * *

Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный голос слышен?

 На вершине холма над дорогой, / на перепутье она сто`ит;

 у ворот городских взывает, / при входе в город восклицает: ...

 - А теперь послушайте меня, дети: / блажен, кто держится моих путей!

   Слушайте наставление - и будете мудры, / не отвергайте его.

   Блажен, кто слушает меня, / у порога моего днюет и ночует,

    с двери моей глаз не сводит.

   Кто обрел меня - обрел жизнь / и снискал благоволение у ГОСПОДА.

   А кто против меня, сам себя губит:

    ненавидеть меня - значит любить смерть.

*Премудрость построила себе дом, / семь столпов поставила тесаных,

 приготовила мяса и пряных вин, / накрыла на стол.

 И послала служанок возглашать / с высот городских во всеуслышанье:

 - Простаки, обратитесь ко мне!

 Несмышленым она сказала:

 - Приходите, ешьте мои яства, / пейте пряные мои вина!

   Распрощайтесь с невежеством - и будете жить, / и идти путем разума.

  Поправишь наглеца - не миновать оскорбления,

   упрекнешь нечестивца - лишь себе на позор.

  Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,

   упрекай мудреца, и он тебя полюбит.

  Мудрого наставь - он станет еще мудрее,

   научи праведного - еще разумнее будет.

  ГОСПОДА бояться - вот начало мудрости,

   Его святость познавать - вот в чем разум!

  Со мной, Премудростью, продлятся твои дни / и умножатся годы жизни.*

*Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,

                           если нагл - сам же и пострадаешь.*

                        (Пр.8:1-3,32-9:11, нов.пер., РБО, 2000г.)

                                * * *

*Когда Господь окончит то,

 что Он свершает Он на горе Сион и в Иерусалиме,

 Он воздаст царю ассирийскому за гордость сердца его,

 за надменность его очей.

*Ибо думает царь:

 "Своею силой я сделал всё это, / своим умом - вот как я мудр!

  Я стирал границы стран, / грабил сокровищницы их,

   властителей низвергал, как дикий бык!

 Богатствами народов овладел я, будто гнездо разорил.

  Как яйца из покинутого гнезда собрал я все страны земли.

 Никто и крылом не шевельнул, / клюва не открыл, не пискнул!"

*Но может ли топор возгордиться перед тем, кто им рубит?

  Может ли пила возвеличиться над тем, кто пилит ею?

 Взмахнёт ли палка человеком, который держит ее?

  Поднимет ли дубинка того, кто живой, не из дерева?

*За это Владыка, Господь Воинств, слабыми сделает богатырей его,

  сожжёт его славу, как на костре!

 И Сам Он, Свет Израиля, станет тогда огнём,

  Он Сам, Святой Бог Израиля, сделается пламенем -

 и в один день сожжёт, истребит его, / истребит колючки и тернии!

 Лучшие леса и сады его будут опустошены,

  ничего живого не останется там -

  так жизнь покидает больного.

 Мало там уцелеет деревьев: / переписать их сумеет и ребёнок.

*И будет в тот день:

 остаток Израиля, / остаток сынов Иакова,

 не станет опираться на того, кто нанёс ему удар,

 а будет опираться на Господа, / на Святого Бога Израиля,

 и будет верен Ему.

 Остаток вернётся, / остаток сынов Иакова вернётся к Могучему Богу!*

                (Ис.10:12-21, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)

                                * * *

*Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе.

 Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти.

 Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным,

                                     но отвергнет алчущего нечестивца.

 От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство.

 Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор.

 Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие.

 Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет.

 В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды.

 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,

                                      а кто петляет - тот и попадется.

 Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды.

 Уста праведника - живительный родник,

                                      а на устах нечестивых - насилие.

 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.

 На устах разумных обретается премудрость,

                               а для спины несмышленых найдется розга.

 Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению.

 Для богатого достаток - словно крепость,

                                   а для бедных нищета - как пепелище.

 Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха.

 Следовать наставлениям - вот путь жизни,

                               а если презираешь упреки - заблудишься.

 Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп.

 При многословии не миновать греха,

                                     а кто скуп на слова, тот разумен.

 Язык праведника - что отборное серебро,

                                  а много ль ст`оит сердце нечестивца?

 Слов`а праведного оберегают многих,

                                  а глупцов губит собственная дурость.

 Благословение ГОСПОДНЕ тебя обогатит,

                                   ты с ним горя знать уже не будешь.*

                 (Пр.10:1-22, нов.пер., РБО, 2000г.)

             *********************************************

 

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2389.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0



********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»