=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Прослушать текст, приведенный в этом выпуске рассылки,
(в исполнении дикторов) можно здесь (11,7 Mb, 12 мин. 52 с.):
ftp://ftp.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/Velikii_post/Beseda_13.mp3
http://files.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/Velikii_post/Beseda_13.mp3
(оглавление:
www.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/)


> Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь.

>      Дорогие   слушатели,   наша  беседа  посвящена  двум  значениям
>      Великого Поста.

>      Мы  говорили  уже  о том, что Евхаристия несовместима с Постом.
>      Почему  же  она совершается по субботам и воскресеньям Великого
>      Поста  и  это  не  считается нарушением Поста?  Здесь как будто
>      имеется  противоречие  в  церковных  канонах:  некоторые из них
>      запрещают  пост  по воскресениям, другие запрещают нарушать тот
>      же  пост  в  течение  всех  сорока  дней.   Однако,  это только
>      кажущееся  противоречие:  оба  правила,  которые как бы взаимно
>      исключают  друг  друга,  на  самом  деле  говорят о двух разных
>      смыслах  слова.    Понять  это особенно важно,   так как  здесь
>      нам открывается православная философия поста, понимание которой
>      существенно для всего нашего духовного подвига.

>      Действительно, есть два вида или способа поста, оба укорененных
>      в  Священном  Писании  и  Священном Предании.  Первый вид может
>      быть    назван   совершенным   постом,   так   как   обозначает
>      действительно  совершенное воздержание от пищи и питья.  Второй
>      вид можно определить как аскетический пост: он состоит, главным
>      образом,  из  воздержания от некоторого рода еды и в уменьшении
>      общего   ее  количества.   Совершенный  пост,  по  самой  своей
>      природе,  продолжается недолго, он сводится обычно к одному дню
>      или   даже  части  дня.   С  самого  начала  христианства  пост
>      рассматривался как подготовление к тому, что должно совершиться
>      в  будущем,  и  как  сосредоточенное ожидание этого совершения.
>      Физический   голод   соответствует  здесь  духовному  ожиданию,
>      подготовлению всего существа к приближающейся радости.  Поэтому
>      в  церковном богослужебном предании мы находим этот совершенный
>      пост  в  виде  завершения  и  вершины  подготовления к великому
>      празднику.   Совершенный пост, более или менее продолжительный,
>      всегда  предшествует Евхаристии и является необходимым условием
>      для   приступающего   к  Святому   Причащению.     Многие  люди
>      не  понимают этого правила, видят в нем только устарелый обычай
>      и спрашивают  себя,  почему   необходимо приступать к Причастию
>      с  пустым  желудком?   Если  рассматривать  это правило с точки
>      зрения   физической   и   грубо   физиологической,   как  нечто
>      дисциплинарное, то оно, конечно, теряет свое значение.  В своем
>      подлинном  значении,   этот    совершенный  пост  -   выражение
>      того  ритма, подготовления и завершения, которым живет Церковь,
>      которая  ожидает  Христа в "мире сем" и одновременно переживает
>      преобразование  "мира  сего" в "грядущий".  В первохристианской
>      Церкви  совершенный пост обозначался словом, взятым из военного
>      словаря:   он  назывался  statio.   Это  слово означало  войско
>      в  положении военной тревоги  и  мобилизации.    Церковь всегда
>      "на   страже",   она  ждет  пришествия  Жениха  и  ожидает  Его
>      "наготове" и с радостью.  Таким образом, совершенный пост - это
>      не  только  пост членов  Церкви,   но и Церковь сама  как пост,
>      как  ожидание  Христа,  Который  приходит   к ней  в Евхаристии
>      и Который придет к ней во славе в конце времен.

>      Совершенно  другой  духовный  смысл  второго  вида поста, того,
>      который   мы   называем   аскетическим.   Цель  этого  поста  -
>      освобождение     человека    от   беззаконий   тирании   плоти,
>      от подчинения духа телу и его требованиям, ставшими трагическим
>      последствием первородного греха, грехопадения человека.  Только
>      после  продолжительных и терпеливых  усилий понимаем  мы,   что
>      "не  хлебом  одним  жив  человек",  и  восстанавливаем  в  себе
>      первенствующую  роль  духа.   По самой своей природе это должен
>      быть длительный и усиленный подвиг.  Фактор времени здесь очень
>      важен,    так  как   действительно  нужно много  времени, чтобы
>      с  корнем   вырвать   и исцелить обычную и общую  болезнь,  то,
>      что  люди  стали  считать своим "нормальным" состоянием.  Наука
>      аскетического  поста была доведена до совершенства в монашеской
>      традиции  и   затем  принята всей Церковью.      Она  опирается
>      на  примененные  к  человеку  слова  Христа,  что  силы  адовы,
>      порабощающие человека,  могут  быть побеждены  только "молитвою
>      и  постом".   Это  пост,  основанный  на примере Самого Христа,
>      постившегося   сорок  дней и затем встретившегося лицом  к лицу
>      с  сатаной.   В  этой  встрече  была  ниспровержена  покорность
>      человека   "только   хлебу"   и   положено   начало   духовного
>      освобождения  человека.   Церковь  выделила  для  аскетического
>      поста   четыре    периода:       Великий  Пост   перед  Пасхой,
>      Рождественский   -          перед Рождеством,     Петровский  -
>      перед  праздником  святых апостолов Петра и Павла и Успенский -
>      перед  Успением Божьей Матери.  Четыре раза в год Церковь зовет
>      нас  очиститься  и  освободиться  от  порабощения  телу  святым
>      лечением  поста,   и  каждый  раз  успех этого лечения  зависит
>      от   некоторых   основных   правил,   главное   из   которых  -
>      непрерывность и продолжительность поста.

>      Различие  между  обоими  видами поста помогает понять кажущееся
>      противоречие  канонов,  определяющих  правила проведения поста.
>      Устав,   запрещающий   пост по  воскресеньям,   имеет   в  виду
>      не разрешение  есть  любую пищу,   а  необходимость  совершения
>      в   этот   день  Евхаристии.   Евхаристия  же,  в  православном
>      понимании,  сама по себе - завершение поста, его конечная цель.
>      Объясняется    это тем, что    воскресенье -  день   Господень,
>      он  вне  поста,  поскольку  он  вне  времени.  Другими словами,
>      воскресенье   как  день  Царства Небесного не может  измеряться
>      в категориях времени нашей земной жизни, целью которой является
>      странствие по  пути     к  Царству  Небесному.   Пост -  символ
>      этой жизни, а воскресенье - день духовной радости.

>      Но,   нарушая   совершенный   пост,   Евхаристия   не  нарушает
>      аскетического  поста,   который  требует  постоянного  подвига.
>      Это  означает,     что Великим  Постом   даже  по  воскресеньям
>      пища  остается  постной,  ибо  Церковь  знает,  что, если нужно
>      покорить  тело духу,   оно должно быть подвергнуто  терпеливому
>      и  долгому  воздержанию.    В России,  например, монахи никогда
>      не  едят  мяса,  но  это  не значит, что они постятся  на Пасху
>      и  в другие великие праздники.  Можно сказать, что, в некоторой
>      степени,   аскетический пост присущ христианской жизни  вообще,
>      и  христиане  должны  его  соблюдать.   К сожалению, люди часто
>      считают,    что на Пасху почти необходимо предаваться объедению
>      и пить  свыше  меры;   этим они превращают настоящий дух  Пасхи
>      в  печальную  и  уродливую карикатуру.  Действительно трагично,
>      что  в  некоторых  церквах  люди на Пасху  не хотят  приступать
>      к  Причастию, принимая прекрасные слова поучения святого Иоанна
>      Златоуста   -   "Трапеза  исполнена,  насладитеся  вси.   Телец
>      упитанный,    никтоже    да  изыдет    алчай"...    (по-русски:
>      "Стол  изобилует  яствами,  наслаждайтесь все.  Телец /теленок/
>      откормлен;    пусть  никто   не  уйдет   отсюда   голодным")  -
>      как  буквальное  описание  пасхального стола.  Праздник Пасхи -
>      духовная  реальность,  и  для  того,  чтобы ощутить и правильно
>      пережить  ее,  требуется  столько  же трезвости, как и духовной
>      сосредоточенности поста.

>      Надо понять, что нет противоречия в том, что Церковь настаивает
>      на  воздержании  от  скоромной пищи по воскресным дням Великого
>      Поста   и   в то  же   время  осуждает  пост в дни  Евхаристии.
>      Ибо  только  следуя  обоим  этим правилам, исполняя все правила
>      приготовления    к    Евхаристии    и   не   ослабляя   подвига
>      "душеспасительной  четыредесятницы", то есть сорока дней поста,
>      мы можем действительно достигнуть цели Великого Поста.
        [ свящ. Александр Шмеман. О двух смыслах Великого Поста.
          (Два вида и два значения поста.)
          www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_339.html ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему подберете? ...
*Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали?
 Разве не было вам поведано от начала?
 Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется?
 Восседает Он над кругом земным,
 а жители земли - словно кузнечики!
 Он простер небеса, как тонкую ткань,
  натянул их, как шатер для жилья!
 Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое место!
 Едва лишь посажены, посеяны они,
 едва лишь разрастется вглубь их корень,
 иссушает Он их дуновеньем Своим,
 и буря уносит их прочь, как солому.
*'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?'
                        - говорит Святой.
 Ввысь поднимите взор, взгляните:
 кто сотворил всё это?
 Тот, кто выводит по счету это небесное воинство,
 всех их по имени призывает.
 Они выходят - все до одного -
 таковы Его сила и могущество!
*Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль,
 что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта,
  что тяжба твоя забыта твоим Богом?
 Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал?
 Господь - это вечный Бог, / Творец всех концов земли;
 не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима!
 Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет.
 Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают,
 а те, чья надежда - ГОСПОДЬ, обретают новые силы:
 как орел, взмахнут крылами,
 и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.*
           (Ис.40:18,21-31, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов)
                                * * *
*Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы.
 Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны.
 Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца,
                               а того, кто ищет праведность, Он любит.
 Кто сбился с пути, будет сурово наказан;
                                      кто ненавидит упреки - погибнет.
 Ше`ол и Авадд`он открыты ГОСПОДУ - / тем паче сердца человеческие!
 Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов.
 Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух.
 Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью.
 У бедняка что ни день, то невзгоды,
                                   а у счастливого - нескончаемый пир.
 Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА,
                                чем стяжать сокровище и жить в страхе.
 Лучше обед из овощей, да с любовью,
                            чем из упитанного тельца, да с ненавистью.
 Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде.
 Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге.
 Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать.
 Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.
 Нет совета - не будет успеха в деле,
                           а если советников достаточно - всё выйдет.
 Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!
 Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.
 Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит.
 Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты.
 Стяжатель на свой дом навлекает беду,
                                 а кто взяток не терпит - будет жить.
 Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло.
 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.
 Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
 Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
 Кто отвергает наставления - себе повредит,
                               а кто внемлет упрекам, обретает разум.
 Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение.
 Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ.
 Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души.
 Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся.
 Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.
 Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,
                                  ни за что не уйти ему от наказания.
 Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.
 Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов.
 Лучше малость, да с праведностью,
                              чем богатая прибыль, да с беззаконием.
 Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
                                     (Пр.15:7-16:9, новый перевод РБО)
                                * * *
*История Церкви - по фактам -
 преимущественно история отпадения людей от Христа,
 измены Ему на уровне слов и дел*. (А. Мень)
             *********************************************



 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2395.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»