=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




* 31 марта 2009 г. ст.ст.,  понедельник Страстной седмицы.
  церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43;
            на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35.




        [17] Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел
             там. (18) Утром, направляясь в город, Иисус почувствовал
             голод. (19) Увидев смоковницу у дороги, Он подошел к ней,
             но ничего на ней не нашел, кроме листвы, и сказал ей:
            -  Так пусть никогда не будет на тебе плодов!

             И смоковница вмиг засохла.
        [20] Ученики, увидев это, изумились.
            -  Почему это смоковница вмиг засохла?  -  спросили они.

                                       (Мф.21, перевод В.Н.Кузнецовой)



>       Хорош святой!

> Начиная  с  XVIII,  самое раннее,  столетия,   это  место  Евангелия
> стало  вызывать  проблемы:   святость  -  это кротость   и  близость
> к природе, а Иисус тут злится и портит дерево.

> Часто   христиане   принимаются    доказывать,     что   святость  -
> не  обязательно  кротость, во всяком случае, по отношению к природе.
> Невозможно гневаться на крапиву!

> Не  слишком  убедительное  объяснение.    Во-первых,  кто пропалывал
> свой  огород,  тот  знает,  что  это  невозможно делать бесстрастно.
> Конечно,    нельзя   не сердиться на крапиву,  на колорадских  жуков
> и на природу в целом.

> Природа  только  кажется  гармоничной - пока мы на её пузе отдыхаем.
> Начнём  работать  -  ощутим,  что  природа  не просто сопротивляется
> человеческим  усилиям,  а  она  ещё  и лукава: вроде бы и податлива,
> вроде  бы  не  сопротивляется,  а  как  заманит  -  так  и  начнутся
> неприятности.

> Во-вторых  и  главных,  Иисус  сердился и гневался.  Это уж проблема
> христианских   проповедников,   которые   в   эпоху  сентиментализма
> изображали   Иисуса сентиментальным.    На заклание Иисус шёл молча,
> но   это был  один день из тридцать лет  Его жизни.  В остальные дни
> Он отнюдь   не  молчал,  проклинал,  плакал,  шутил.  Кто  призывает
> к   святости   бесстрастия,   пожнёт  не  святость,  а  истероидную,
> искалеченную  психику,  в которой потребность в эмоциях бурных будет
> реализована уродливо, лживо, и вот здесь-то и превратится в грех.

> Не  грех  дёрнуть    ногой,    когда по коленке ударили молоточком -
> это  рефлекс.    А вот если пытаться не дёргать ногой в этот момент,
> то  человек  станет  сердиться  на  своё бессилие.  Так и появляются
> бесстрастные   великие   инквизиторы,   особенно   изуверские   тем,
> что  казнят  людей  бесстрастно.     Так что  хорошо не бесстрастие,
> не  "безгневие",  хороша святость,  близость  к Богу.  Иисус - хорош
> не потому, что бесстрастен, а потому, что Он - Бог.

<.....>

>       Антисемитское толкование

> Древние  обычно  толковали это место аллегорически - под смоковницей
> понимая   иудеев,   Израиль,  Иерусалим.     Современное   понимание
> тоже аллегорично, только под смоковницей мы видим прежде всего себя.
> Кажется,   что это  вроде притчи о талантах, что Иисус призывает нас
> к  творчеству,  к  делам  веры  и  т.д.   и  т.п.   Аллегоризм  один
> заменяется  другим  -  ибо,  несомненно, сам Иисус здесь  действовал
> в  высшей  степени  аллегорически,  и  именно на таких Его поступках
> основывалось  позднейшее  юродство.  Древние толкования, безусловно,
> точнее  современных  отражают первоначальное восприятие слов Иисуса.
> Это  мессианское  событие.     Оно   недаром  идет  сразу  за входом
> в Иерусалим, перед ясно мессианистской притчей о работниках, убивших
> сына  хозяина.   Дерево,  конечно - аллегория народа, который должен
> был бы принести плоды и который их не приносит.

> Аллегория  эта   отнюдь   не акварельная  картинка.     Здесь  зияет
> пропасть  - но зияет незаметно, так что ощутить ее заставляет прежде
> всего  разум и логика.  Ведь, казалось бы, Сам Иисус - плод Израиля,
> кровь   от  крови  и  плоть  от  плоти  Пречистой.   Ведь  Евангелие
> начинается  с  родословия  Иисуса Христа, Сына Давидова.  О каком же
> бесплодии  Израиля - или Иерусалима - может, казалось бы, идти речь?
> Христос - вот плод, вот дело, вот исполнение Завета.

> Но  исполнение  -  Божие.  Таинственно: как может быть едина Троица?
> Но  не  менее  таинственно:  как  может плод не принадлежать дереву?
> Однако,   вот:   Иисус есть плод Ветхого  Завета, есть плод Израиля,
> от  корня  Иессеева,  и  всё же Израиль -  бесплоден.   Ибо его плод
> не    имеет    соединения   с  деревом  -     соединения     в вере.
> Это  действительно  плод  Духа  Святого,  который восполнил огромную
> недостачу,  отсутствие веры и творческой силы Израиля.  Если бы речь
> шла  только  о  неспособности израильского народа без Духа дать миру
> Спасителя.    Родить  Христа   не  может  ни один  народ!  Дух здесь
> не  столько     восполняет    нашу  немощь,   сколько   делает   то,
> что  принципиально  не  человеческое дело.   Бог  обещал  спасение -
> Он его и дает, не требуя, чтобы мы родили спасение.

> Израиль,  однако,  не  дает  и  веры!   Иисус находит в Израиле веру
> (впрочем,  у неизраильтян  Он  находит   веру  еще большую),  но  Он
> не   находит  веры  Израиля  как  целого.   Трагедия  ли  это?   Да.
> Спаситель   недаром  плачет    над Иерусалимом. Ему мало  апостолов,
> мало семидесяти - Ему нужен весь Израиль.  Мы готовы удовлетвориться
> малым остатком (при условии, конечно, что мы-то - в нём), Бог - нет.
> Пророки,   впервые   донесшие людям ту простую истину,  что спасется
> не весь Израиль, не смогли, пожалуй, передать трагизма этой истины -
> трагизма для Бога.    Он-то   в обетовании  и  Завете хочет   совсем
> другого - чтобы все спаслись.

> Неудача  Израиля,  неудача  всех последующих народов войти в Царство
> именно  народами,  кучей  - это триумф человека, это победа личности
> над  коллективом  и  даже  над соборностью.  История словно обдирает
> огромную  безликую  массу,  заставляя каждого из нас быть личностью,
> единственно могущей дать ответ на Евангелие.

> Апостолы,    конечно,   не  восприняли происшествие   со смоковницей
> как  экологическое хулиганство - по той простой причине, что природа
> тогда  воспринималась  не как нечто одушевленное и драгоценное.  Они
> не восприняли этот урок Христа и  как урок лично  себе - ибо личного
> в людях той эпохи было еще очень и очень мало, оно только рождалось,
> и   рождалось  прежде   всего  -  в  исповедании веры, революционной
> и  противной народу своему.  Они восприняли проклятие смоковнице как
> еще один урок Израилю.  Но мы, конечно, не имеем на это право.

> Революция  произошла.  За две тысячи лет появилась на свет личность,
> которая еще и до и  без исповедания веры  является вполне самоценной
> и  достаточно  независимой от своего народа.  И правильно мы ощущаем
> себя,  а не свой народ на месте смоковницы.    На  собственной шкуре
> всё  это   куда ужаснее.    Ведь это и есть загадка соотношения веры
> и  дел.   Но ужас начинается не тогда, когда есть "вера" и нету дел.
> Это  не ужас,  а просто  лень, а когда  лень, то и  ужасаться  лень.
> Ужас  начинается,  когда  дело  совершено,  совершено через нас или,
> лучше  сказать,  не  без нашего   участия  -  а  в мире много добра,
> в  котором  есть  и капля нашего меда -  а  у нас нет  веры, которая
> по  всем  законам  должна  была бы быть.     Нет ничего  хуже  добра
> без  доброты, дел без веры.  Вера без дел мертва, но дела без веры -
> более,   чем мертвы,   они живы,   но   живы жизнью  вампиров.  Пока
> мы  воспринимаем  рассказ   о смоковнице  как призыв к деловитости -
> мы спокойно сокрушаемся.  Но Христос всегда глубже, чем нам хотелось
> бы.   Он  зовет к вере - какое тут может быть спокойствие!  Ибо вера
> не  выдавливается   из  нас,  какими бы    деловыми   мы    ни были.
> А без веры - никакие плоды наши не являются нашими и могут проклясть
> нас  в  любой момент, как проклял Иисус дерево - а фактически, народ
> Своих отцов - и мы будем прокляты.
                [ священник Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm ]




 + + + Н.Т.Райт: изгнание торгующих из Храма
        www.messia.ru/rasylka/008/2172.htm#0
 + + + Яков Кротов: смоковница:
        жестокость Христа. Антисемитизм. Бесплодность
                 www.messia.ru/rasylka/006/1397.htm#0
     + продолжение: я - бесплодная смоковница!
          www.messia.ru/rasylka/006/1471.htm#0
     + окончание + ссылки
        www.messia.ru/rasylka/005/1237.htm#0



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090413/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=13-04-2009



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Вот, Жених приходит в полночь,
 и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
 но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
 Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
 да не будешь смерти предана,
 и заключена вне Царствия, / но воспрянь, взывая:
 Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!*
*Страдания священные в нынешний день,
 как светила спасительные восходят миру:
 ибо Христос спешит пострадать по благости;
 всё Держащий в руке Своей / благоволит быть повешенным на Древе,
 чтобы спасти человека.*
*Господь, идя на добровольное страдание, / говорил апостолам на пути:
 "Вот, мы восходим во Иерусалим,
  и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нём"!"
 Давайте же и мы, очищенными мыслями
 будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся,
 и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений,
 чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего:
 "Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать,
  но ко Отцу Моему и Отцу вашему,
  к Богу Моему и Богу вашему,
  и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, / в Царство Небесное!"*
(Из богослужения Великого Понедельника, перевод: А.Тимрот, с измен.)
                                * * *
"Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни,
 а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2401.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»