=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!



Этот выпуск посвящен главам 20 и 21 Евангелия от Иоанна
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#20:1 )
и 1-й главе Деяний Апостолов
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#1:1 ).




> <..>  остается  важный  вопрос,   как христианство должно относиться
> к  иудаизму,  не  признавшему  Иисуса Мессией. Об этом говорит Новый
> Завет, а особенно – Павел. Но наша деликатность не должна мешать нам
> говорить  о  воскресении  Иисуса  и  делать  из него соответствующие
> выводы,  даже  когда  они  вызывают трудности. По мысли Луки, долгая
> история  Израиля,  это  богатое повествование Писаний, в воскресении
> достигает  своей  цели,  своей  наивысшей точки, где она должна дать
> рождение, в согласии с изначальным замыслом о ней, всемирной миссии,
> предложить  всем  народам  отказаться  от идолопоклонства и получить
> прощение  грехов.  И как можно понять у Луки, ученики должны взяться
> за  это  дело,    потому  что в  Иисусе   перед  нами  предстоит Бог
> в  человеческом  виде, чему любые идолы служат пародией, а Его крест
> дает    настоящее   прощение   грехов,   относительно   чего   любые
> жертвоприношения  суть  лишь прообразы и тени. Другими словами, Лука
> не  думает,  что  воскресение  – это какое-то странное чудо, которое
> понадобилось  исключительно  для того, чтобы вернуть Иисуса к жизни,
> или  что  оно  указывает  на  то,  что мы тоже попадем на небо после
> смерти;   для  него  это,  с  одной  стороны,  исполнение  давнишних
> обетовании Писания, а с другой – начало всемирной миссии, порученной
> Богом.

> Все  эти  темы  полнее  всего  раскрываются  в Евангелии  от Иоанна,
> в  нескольких  трогательных  сценах,    написанных  рукой мастера.{}
> В главах 20 и 21 этого евангелия освещаются две основные темы: новый
> день и новые поручения.

> В главе 20 Евангелия от Иоанна дважды подчеркнуто (в стихах 1 и 19),
> что  воскресение  произошло  в  первый  день  новой  недели.  В этом
> евангелии  описаны  семь  знамений,  и  по  композиции  их  вершиной
> является  распятие   Иисуса  в шестой день недели  и  его пребывание
> во  гробе  в седьмой,   что отображает одну неделю старого творения.
> А  пасхальное  утро – это уже начало нового творения. Слово, которым
> всё  сотворено,  теперь  стало  Словом,  через  которое всё творится
> заново.  Воскресение тут ни в коей мере не представлено как странное
> или  изолированное  "сверхъестественное" явление, как знак того, что
> Бог  волен  делать,  что  пожелает,  хотя  обычно не совершает таких
> деяний.  Напротив,  у  Иоанна  – это начало нового мира, первый день
> новой  недели,  конкретный образ  того, что  Бог намерен осуществить
> во  всём   мире.    Магдалина   принимает   Иисуса    за  садовника:
> это  закономерная  ошибка,  потому  что,  подобно  Адаму,  Он должен
> поддерживать  порядок  в  новом  Божьем  мире. Он пришел выкорчевать
> тернии  и  сорняки,  чтобы вместо них насадить мирты и кипарисы, как
> это  провозвестил  Исайя  в  величественной картине нового творения,
> которое  появится,  когда  Слово Божье придет  в мир, подобно  снегу
> или дождю.{Ис.55:11-13}

> И  одновременно  эта  картина  плохо соотносится с идеей, что "после
> смерти  мы  отправимся  на небеса", но она говорит о новом поручении
> ученикам,  которые  должны   стать   для  мира тем, чем  Иисус  стал
> для  Израиля:  "Как  послал меня Отец, – говорит он, – так Я посылаю
> вас".{Ин.20:21}  В  то  же  время,  как  это было и у Луки, ученикам
> дается  необходимое  "снаряжение"  Лля  исполнения  поручения: чтобы
> стать  посланцами  Иисуса в мире, они должны проникнуться его Духом.
> Пасха  и  Пятидесятница неразрывно связаны. Пасха призывала учеников
> Иисуса  выполнять  новую  задачу,  Пятидесятница дала им необходимые
> силы, чтобы эту задачу решить.

> В частности,  как мы уже могли  видеть, Иисус призвал своих учеников
> к  новому типу +познания+.{}   Я  уже  писал об эпистемологии любви.
> Мы  привыкли  думать о познании объекта субъектом, где объективность
> достигается  за  счет  отказа  от  субъективности. Но такое познание
> невозможно,   и   большая  заслуга постмодернизма состоит в том, что
> он это  продемонстрировал.  Мы  призваны к иному познанию,  которому
> нас   учит    воскресение:   быть  субъектами,   но +отдающими себя,
> а  не  ищущими  своего+.  Такое  познание  есть разновидность любви.
> История  Фомы говорит о таком познании. Он хочет знания, над которым
> можно  сохранить   контроль,   объективных  фактов   и  всего,   что
> им  сопутствует.  Но  когда  Иисус  предлагает  ему проверить факты,
> которые Фома требовал предъявить, тот переходит от требований к вере
> и исповеданию, воскликнув: "Господь мой и Бог мой!"{Ин.20:28} Эпизод
> с  Петром  в Ин.21 раскрывает другой уровень той же темы: там звучит
> ключевой  вопрос,  отдающийся  эхом  для  всех  учеников последующих
> столетий,   которые  старались  сохранить   верность   Учителю,   но
> не смогли: "Любишь ли ты Меня?"

> <Здесь  уместно  вспомнить  знаменитое высказывание философа Людвига
> Витгенштейна>: "Только любовь может верить в воскресение". <.....>

<...>

> <...>  вернемся   к  одной   из  самых  волнующих и   глубоких  глав
> всей  Библии – к Ин.21. Тут снова на разных уровнях развивается тема
> нового  поручения,  уже  намеченная  в  Ин.20:19-23.  Ученики ловили
> рыбу,  но  ничего  не  поймали.  В дело вмешивается Иисус, и их ждет
> невероятный улов, однако затем Иисус призывает Петра стать пастырем,
> а не рыбаком.    Здесь  одновременно  происходит масса разных вещей,
> но  в  центре  всего стоит нелегкая задача: новый образ жизни, новое
> прощение,  новое  принесение  плода,  новое  следование  за Иисусом,
> которое  опаснее и масштабнее  прежнего.   Это разительно отличается
> от  гимнов,   в которых воскресение  Иисуса представлено  всего лишь
> как  доказательство  того,  что нас ждет блаженный отдых на небесах.
> Всё совсем наоборот: воскресение ставит перед нами сложные и опасные
> задачи на земле.

> Возможно,  труд  рыбака  здесь  равноценен "тому,  что ученики,  как
> и  весь  мир, делали  раньше",   а  труд  пастуха –  "новым  задачам
> в   контексте  нового  творения".  Развивая  такую  метафору,  можно
> сказать,  что  церковь  в  основном  сегодня сосредоточена на "ловле
> рыбы", а также помогает другим стать более совершенными рыбаками, но
> не  на  работе пастуха. И  действительно, в нашем мире надо помогать
> людям  лучше  в  том,  что  им приходится делать. Иисус помогает нам
> в  таких  трудах.  Действительно,   церкви   необходимо сотрудничать
> с окружающим миром. Но если мы только помогаем другим в том, что они
> уже  делают,  мы  рискуем упустить из виду самую главную задачу. Как
> это произошло с Исайей во время видения в Храме и со многими другими
> людьми  в  Библии и в истории. Петр превратился из рыбака в пастуха,
> столкнувшись со своими грехами и получив прощение, когда троекратный
> вопрос  Иисуса  напомнил  Петру о его троекратном отречении, а затем
> Иисус   дал   ему   прощение,   равносильное   преображенной  жизни,
> подчиненной  новому  поручению.  Человек,  который не готов услышать
> подобные  неприятные  вопросы, довольствуется тем, что помогает миру
> лучше  ловить  рыбу.  Но  тот,  кто  понимает,  что воскресший Иисус
> прикасается к самым корням  человеческого бунта,  неверности и греха
> и  приносит  сюда  любовь  и  прощение, может понять, что он призван
> пасти овец. Имеющий уши да услышит.

> О  том  же  многократно  говорят Деяния. Когда Иисус в последний раз
> прощался с учениками, они продолжали задавать ему всё тот же вопрос,
> который,  как   они думали,   был главным  в Его   миссии: "Господи,
> не  в  это  ли время    восстанавливаешь  Ты     Царство   Израилю?"
> {Деян.1:6.  ...}  Многие  читатели  понимают  ответ  Иисуса  в таком
> смысле:  "Нет,  вы меня неверно поняли", – то есть будто он ответил:
> "Теперь  уже  пора забыть о таких вещах, как царство, Израиль и тому
> подобное,    вместо  этого   у  нас   будет совершенно   иное дело".
> Но  я уверен, что если мы хорошо понимаем значение царства и Израиля
> и  о чём  говорится в ответе Иисуса,  то мы  поймем Его слова иначе:
> "О  да!  Только  всё будет непохоже на ваши представления, но чем-то
> совершенно иным".

> Ученики думают,   что восстановление царства в Израиле   равносильно
> национальной победе, быть может, победе в битве над врагами Израиля.
> Но Иисус думает о другом исполнении  давно  задуманного  Богом плана
> относительно Израиля  и Царства.  Он, Мессия Израиля, был воздвигнут
> из мертвых, а Мессия Израиля, по свидетельству Псалмов и пророков, –
> это подлинный Господь всего мира. "Он будет обладать от моря до моря
> и от  реки  до  концов    земли". {Пс.71:8.  Ср.  с  представлениями
> о   всемирном царствовании Давида, напр. Ис.9; 11; 42 и др.}  В этом
> и  заключается  суть  повествования о вознесении, которое идет сразу
> после  вопроса  учеников:  как понимал любой житель Римской империи,
> тот, кто восходит на небеса, становится божественным Императором.
                        [ Том Райт. Surprised by Hope
                          в русском переводе:
                          Главная тайна Библии:
                          Смерть и жизнь после смерти в христианстве.
                          Перевод с англ.: М.Завалов.
                          // М.: Эксмо, 2009.
                         (гл. 14) стр.286-291./*/ ]



        -----------------------------
        /*/ переводчик о книге:
        "книга о так называемой "эсхатологии". Пасха в полный рост"
     http://community.livejournal.com/ortho_book/83964.html?mode=reply
        Купить книгу можно, например, в этом интернет-магазине:
        www.my-shop.ru/shop/books/448778.html?partner=02491.


к Ин 21:1-23:
 + + + свящ.  Александр Мень: "любишь ли ты Меня больше, чем они?"
                              www.messia.ru/rasylka/008/2203.htm#0

к Ин.21:15-25:
 + + + Дитрих фон Гильдебранд:
        Чего требует от нас Бог прежде всего? Нашей любви!
         www.messia.ru/rasylka/007/1857.htm#0 (+ссылки!)
 + + + "Если любишь Меня, Петр..."
        (правосл. богослужение; св. Франциск Ассизский)
        www.messia.ru/rasylka/005/1177.htm#0 (+ссылки!)


                                * * *

к Деян.1:
 + + + cвящ. Александр Мень:
        Завершился мессианский путь Сына Человеческого
          www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0
                (+ ссылки по теме Деян.1:1-12)
  + + + Общество друзей Священного Писания:
        Не ваше дело знать времена и сроки [Деян.1:1-26]
                       www.bible-center.ru/book/acts/000
 + + + свящ. Александр Мень: ученики Христовы после Вознесения
                         www.messia.ru/rasylka/008/2214.htm#0







# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они?
  - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр.
  - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус.
  И во второй раз спрашивает его:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?
  - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр.
  - Позаботься о Моих овцах.
 И в третий раз говорит ему Иисус:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?
 И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его.
  - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. -
    Ты знаешь, что я люблю Тебя.
  - Паси Моих овец, - говорит Иисус. -
    Говорю тебе истинную правду:
    когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел.
    А когда состаришься, то раскинешь руки  свои
    и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь.
 Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога.
 И, сказав это, говорит Петру:
  - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2424.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm