=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Этот выпуск посвящен стихам 11:11 - 12:24 книги Деяния Апостолов
( www.messia.ru//biblia/nz/kuzn/ac1.htm#10:33 ).



> Одной   из важнейших  задач,   стоявших  перед Антиохийской общиной,
> было  определение  статуса  крещеных  язычников. Требовать ли от них
> усвоения  всей  совокупности  библейских  правил жизни? Обязывать ли
> принимать сложный конгломерат церковных уставов иудейства? Св. Павлу
> было известно, что некоторые учители иудаизма считают необязательным
> для  прозелитов  совершать  обрезание  и  блюсти все уставы Торы/5/.
> Возвещая  о Христе язычникам, апостол полностью одобрил этот взгляд.
> И  руководствовался он отнюдь   не тактическими  соображениями,  как
> это  склонны  утверждать  некоторые его  биографы.  Хотя,  в отличие
> от  Востока  для  греко-римского  мира  обрезание  являлось  обрядом
> чуждым,    его  нельзя  было   считать непреодолимым   препятствием.
> Ведь  каждая древняя религия имела свои табу и бесчисленные ритуалы.
> Требование от обратившихся  в иную  веру принимать ее обычаи  никого
> не  удивляло.  Это  считалось  в  порядке  вещей. В глазах язычников
> религия  и  священные  церемонии составляли   одно целое.  Напомним,
> что  народы,  принявшие  ислам,  приняли  вместе  с  ним  и  "печать
> Авраамову", обрезание.
>       /5/ В отличие от настоящих прозелитов (евр. +герим цадоким+,
>           прозелитов праведности) такие не принявшие обрезание
>           обращенные назывались +прозелитами врат+ (см.: J.Jeremias.
>           Jerusalem in the time of Jesus. London, 1969, p. 320 ff.).
>           Иосиф Флавий рассказывает, как некто Анания убеждал
>           неофита, что тот "может поклоняться Господу, и не принимая
>           обрезания... Такое поклонение, по его мнению, будет
>           гораздо важнее принятия обрезания" (Древн.,20:2,5).

> Следует  также  заметить,  то  массы  доверяли  только тем религиям,
> которые   имели   древнее  происхождение.  Даже  проповедник  нового
> вынужден был ссылаться на авторитеты, освященные временем. Доктрина,
> не   имевшая    исконных      корней,    казалась    подозрительным,
> чисто   человеческим   изобретением.   Такую   роль   "исторического
> фундамента" играл для крещенных язычников Ветхий Завет; одним словом
> у  них  не было слишком веских причин отрицать заповеданные в Библии
> обряды.

> Позиция  св. Павла в отношении Закона определялась, с одной стороны,
> пророческой   формулой   "милосердие   выше  жертвы",   а с другой -
> его   взглядом  на  священную  историю.  Поскольку  наступила  новая
> мессианская  эра,  когда  Бог  "творит  все  новое",  прежний  Закон
> становится  "ветхим".{}    Христос  заключил с верными +иной Завет+,
> в  свете  которого  все   древние  культовые  установления  меркнут,
> как звёзды    при восходе  Солнца.    Для  тех,   в  ком   воцарился
> Дух   Спасителя,   магические  священнодействия  политеизма - мусор,
> и  даже  сакральные  символы  Ветхого  Завета,  по  большей  части -
> пройденный этап.

> Эта решимость - пойти наперекор тысячелетним устоям - могла родиться
> только у человека, который был навсегда пленен Иисусом Христом...

> "Во  Христе  Иисусе, -  скажет   апостол несколько  лет   спустя, -
> не  имеет  никакой  силы  ни  обрезание,  ни  необрезание, но +вера,
> любовью действующая... новая тварь+". {Гал 5:6; 6:15}

>                         . . . . . . . . . .

> Итак,   этот  фарисей,  обладавший  смелостью пророка, рассуждавший,
> как  книжник,  мысливший,  как  завоеватель  мира,  принял  активное
> участие   в  начинании  Варнавы  и  эллинистов,  приобщая  к  Церкви
> множество   иноплеменников.   За   год-полтора  Антиохийская  община
> распространилась  далеко  за  пределы  Сингонской улицы и еврейского
> квартала.  Рано или поздно это должно было привлечь внимание римских
> властей  города.  Разумеется,  их мало заботило появление еще одного
> религиозного  братства:   такие  общины    в Риме   запрещались,  но
> в провинциях на них смотрели сквозь пальцы. Однако возникла проблема
> юридического свойства.

> Со  времен  Юлия  Цезаря  по  всей империи иудеям был дарован особый
> статус:   самоуправление,   независимые  суды   и так далее.  Власти
> не  знали,   нужно  ли  распространять  эти права   на  секту,  хотя
> и руководимую   евреями,    но  насчитывающую  уже немало   сирийцев
> и  греков.   А если    нет,  то  ее   следовало  как-то  обозначить.
> В   результате   стали  употреблять  латинский  термин  +христиане+,
> образованный от греческого слова +Христос+/8/.
>       /8/ Слово christianoi или, как его иногда произносили римляне,
>           chrestiani, имеет латинский суффикс. См.: И.М.Тронский.
>           Chrestiane и Chrestus. - В кн.: Античность
>           и современность. М., 1972, с.37.          

> Примечательно,  что  сами  верующие долгое время не прилагали к себе
> этого  названия.  Новый  Завет  вкладывает  его в уста иноверцев/9/.
> Последователи Христа продолжали  называть  себя  учениками,  святыми
> или   просто   братьями.     А  о  своем  учении     они    говорили
> не как  о "христианстве",  а как  о Благой Вести или  Пути. Оно было
> для  них не доктриной, а практическим жизненным путем, который ведет
> их ко Дню Господню.
>       /9/ Слово +христианин+ (христиане) встречается в Новом Завете
>           всего +три раза+: когда Лука отмечает, что учеников
>           Христовых стали называть в Антиохии христианами
>           (Деян 11:26), в словах царя Агриппы II (Деян 26:28)
>           и в 1Петр 4:14,16, где опять-таки говорится об отношениях
>           между верными и внешним миром.    

> Если  в Иерусалиме назаряне еще не отделяли себя от иудейской общины
> и  приходили молиться в Храм, то у антиохийцев положение изменилось.
> Возникло братство людей, фактически независимое от синагоги, пестрое
> по  своему  составу. Впрочем, члены его смотрели на "Израиль Божий",
> на церковь   Иудеи,   как   на свою  прародительницу. Святой  город,
> где  жили  Двенадцать, естественно признавался оплотом веры. Подобно
> иудеям  диаспоры,  антиохийские христиане поддерживали с Иерусалимом
> постоянные  контакты.    Связующим  звеном служили посланцы-апостолы
> и странствующие пророки.

> В  начале  40-х  годов  несколько  таких  пророков прибыло в столицу
> Сирии,  и один из них, по имени Агав,  возвестил наступление  голода
> по  всей  империи.  Церковь-мать  и без того находилась в стесненных
> обстоятельствах,  поэтому было решено заранее собирать пожертвования
> для  "братьев,  живущих  в Иудее". Так была продолжена ветхозаветная
> практика организованной помощи бедным/10/.
>       /10/ Забота о неимущих предусматривалась еще Законом Моисеевым
>            (ср., наприм., Втор 10:17-19). В эпоху Второго Храма
>            возник специальный институт сборщиков и раздатчиков
>            +халуки+, вспоможения бедным. См.: А. А. Глаголев.
>            Древнееврейская благотворительность. Киев, 1903, с.57 сл.

> Действительно,   по берегам  Средиземного  моря  вскоре  прокатилась
> волна  неурожаев.    Император Клавдий едва  мог  обеспечить  хлебом
> свою  столицу.{}  Но  особенно  тяжким  положение  было на окраинах.
> Бедствие вот-вот могло распространиться и на Палестину.

> Однако,  прежде чем там разразился голод, над Иерусалимской церковью
> пронеслась другая буря.
                [ свящ. Александр Мень. ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ.
                  Глава пятая. АНТИОХИЯ. 43-46 годы.
                  www.alexandrmen.ru/books/apostoly/apost_05.html;
                  www.bible-center.ru/book/apostles/005 ]

продолжение этого текста:
        www.messia.ru/rasylka/007/1847.htm#0




к Деян.11:26:
 + + + Н.Т.Райт: Иисус и мессианские чаяния
        www.messia.ru/rasylka/008/2248.htm#0

 + + + Архиепископ Аверкий (Таушев)
  - Петр объясняет, почему он крестил язычника (11:1-18)
     http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/27.html
  - Распространение христианства вне Палестины (11:19-21)
     http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/28.html
  - Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (11:22-26)
     http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/29.html
  - Помощь христианам в Иудее (11:27-30)
     http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/30.html

к Деян.12:15:
 + + + Н.Т.Райт: лучшее объяснение появления Церкви
               www.messia.ru/rasylka/008/2252.htm#0

+ + + свящ. Александр Мень: Гонение Ирода Агриппы I
               www.messia.ru/rasylka/007/1847.htm#0
+ + + Комментарии архиепископа Аверкия (Таушева):
       Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы
        www.kursmda.ru/books/deyania_averky.htm#_Toc5439438

+ + + свящ. Александр Мень: Пророчество в Новом Завете
                   www.messia.ru/r2/3/b14_177.htm#prnz

+ + + Михаил Поснов: Начало христианской миссии среди язычников
      www.krotov.info/history/00/posnov/02_posn.html#_Toc536360380



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Не все израильтяне - истинный Израиль.
 И не все потомки Авраама - его дети.
 Ведь Бог сказал:
 "Твоими потомками будут зваться те, кто родится от Исаака", -
 то есть не те дети, что родились от плотского союза, - дети Божьи,
 а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом.
 Вот это обещание:
 "Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын".
 Но это не всё.
 Так было и с Ревеккой,
 когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака.
 Дети еще не родились
 и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного,
 но Бог сказал ей, что "старший будет слугой у младшего",
 чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен
 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога.
 Как говорится в Писании:
 "Иакова Я возлюбил, / а Исава возненавидел".
 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? - Ни в коем случае!
 Моисею Бог сказал:
 "К кому захочу проявить милосердие, к тому проявлю.
  Кого захочу пожалеть, того пожалею".
 Итак, всё зависит не от желания человека и не от его усилий,
 а от милости Бога.
 В Писании Бог говорит фараону:
 "Я для того возвысил тебя,
  чтобы через тебя явить Мою силу
  и Имя Мое сделать известным по всей земле".
 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив,
 а кого захочет, ожесточит.* (Рим.9:6-18)
                                * * *
*Иисус сказал:
 "... Итак, всякого, кто слушает эти слова Мои / и исполняет их,
  можно сравнить с благоразумным человеком,
   который построил свой дом на камне.
  Польет дождь, / разольются реки,
  подуют ветры, / обрушатся на этот дом,
  но он не рухнет, / потому что сто`ит он на камне.
  А того, кто слушает эти слова Мои, / но не исполняет их,
  можно сравнить с безрассудным человеком,
   который построил свой дом на песке.
  Польет дождь, / разольются реки,
  подуют ветры, / обрушатся на дом тот,
  и рухнет он, / и останутся от него одни развалины".
 Когда Иисус закончил Свою речь, народ дивился Его учению.
 Он учил их не так, как учител`я Закона,
 а как человек, облеченный властью от Бога.* (Мф.7:24-29)
                                * * *
Иисус сказал:
 "Того, кто открыто признает Меня перед людьми, /
 призн`аю и Я перед Моим Небесным Отцом.
 А кто откажется от Меня перед людьми, /
 от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
 Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
 Не мир Я принес, / но меч рассекающий.
 Я пришел разделить! / "Разделить сына с отцом,
 с матерью дочь, / со свекровью невестку.
 И человеку врагами будут его домочадцы". (Мф.10:32-36)
                                * * *
"Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия;
 вознесшись - подарил свободу от Самого Себя для встречи с Собой".
                                                                (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2434.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm