=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Этот выпуск посвящен стихам 11:11 - 12:24 книги Деяния Апостолов ( www.messia.ru//biblia/nz/kuzn/ac1.htm#10:33 ). > Одной из важнейших задач, стоявших перед Антиохийской общиной, > было определение статуса крещеных язычников. Требовать ли от них > усвоения всей совокупности библейских правил жизни? Обязывать ли > принимать сложный конгломерат церковных уставов иудейства? Св. Павлу > было известно, что некоторые учители иудаизма считают необязательным > для прозелитов совершать обрезание и блюсти все уставы Торы/5/. > Возвещая о Христе язычникам, апостол полностью одобрил этот взгляд. > И руководствовался он отнюдь не тактическими соображениями, как > это склонны утверждать некоторые его биографы. Хотя, в отличие > от Востока для греко-римского мира обрезание являлось обрядом > чуждым, его нельзя было считать непреодолимым препятствием. > Ведь каждая древняя религия имела свои табу и бесчисленные ритуалы. > Требование от обратившихся в иную веру принимать ее обычаи никого > не удивляло. Это считалось в порядке вещей. В глазах язычников > религия и священные церемонии составляли одно целое. Напомним, > что народы, принявшие ислам, приняли вместе с ним и "печать > Авраамову", обрезание. > /5/ В отличие от настоящих прозелитов (евр. +герим цадоким+, > прозелитов праведности) такие не принявшие обрезание > обращенные назывались +прозелитами врат+ (см.: J.Jeremias. > Jerusalem in the time of Jesus. London, 1969, p. 320 ff.). > Иосиф Флавий рассказывает, как некто Анания убеждал > неофита, что тот "может поклоняться Господу, и не принимая > обрезания... Такое поклонение, по его мнению, будет > гораздо важнее принятия обрезания" (Древн.,20:2,5). > Следует также заметить, то массы доверяли только тем религиям, > которые имели древнее происхождение. Даже проповедник нового > вынужден был ссылаться на авторитеты, освященные временем. Доктрина, > не имевшая исконных корней, казалась подозрительным, > чисто человеческим изобретением. Такую роль "исторического > фундамента" играл для крещенных язычников Ветхий Завет; одним словом > у них не было слишком веских причин отрицать заповеданные в Библии > обряды. > Позиция св. Павла в отношении Закона определялась, с одной стороны, > пророческой формулой "милосердие выше жертвы", а с другой - > его взглядом на священную историю. Поскольку наступила новая > мессианская эра, когда Бог "творит все новое", прежний Закон > становится "ветхим".{} Христос заключил с верными +иной Завет+, > в свете которого все древние культовые установления меркнут, > как звёзды при восходе Солнца. Для тех, в ком воцарился > Дух Спасителя, магические священнодействия политеизма - мусор, > и даже сакральные символы Ветхого Завета, по большей части - > пройденный этап. > Эта решимость - пойти наперекор тысячелетним устоям - могла родиться > только у человека, который был навсегда пленен Иисусом Христом... > "Во Христе Иисусе, - скажет апостол несколько лет спустя, - > не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание, но +вера, > любовью действующая... новая тварь+". {Гал 5:6; 6:15} > . . . . . . . . . . > Итак, этот фарисей, обладавший смелостью пророка, рассуждавший, > как книжник, мысливший, как завоеватель мира, принял активное > участие в начинании Варнавы и эллинистов, приобщая к Церкви > множество иноплеменников. За год-полтора Антиохийская община > распространилась далеко за пределы Сингонской улицы и еврейского > квартала. Рано или поздно это должно было привлечь внимание римских > властей города. Разумеется, их мало заботило появление еще одного > религиозного братства: такие общины в Риме запрещались, но > в провинциях на них смотрели сквозь пальцы. Однако возникла проблема > юридического свойства. > Со времен Юлия Цезаря по всей империи иудеям был дарован особый > статус: самоуправление, независимые суды и так далее. Власти > не знали, нужно ли распространять эти права на секту, хотя > и руководимую евреями, но насчитывающую уже немало сирийцев > и греков. А если нет, то ее следовало как-то обозначить. > В результате стали употреблять латинский термин +христиане+, > образованный от греческого слова +Христос+/8/. > /8/ Слово christianoi или, как его иногда произносили римляне, > chrestiani, имеет латинский суффикс. См.: И.М.Тронский. > Chrestiane и Chrestus. - В кн.: Античность > и современность. М., 1972, с.37. > Примечательно, что сами верующие долгое время не прилагали к себе > этого названия. Новый Завет вкладывает его в уста иноверцев/9/. > Последователи Христа продолжали называть себя учениками, святыми > или просто братьями. А о своем учении они говорили > не как о "христианстве", а как о Благой Вести или Пути. Оно было > для них не доктриной, а практическим жизненным путем, который ведет > их ко Дню Господню. > /9/ Слово +христианин+ (христиане) встречается в Новом Завете > всего +три раза+: когда Лука отмечает, что учеников > Христовых стали называть в Антиохии христианами > (Деян 11:26), в словах царя Агриппы II (Деян 26:28) > и в 1Петр 4:14,16, где опять-таки говорится об отношениях > между верными и внешним миром. > Если в Иерусалиме назаряне еще не отделяли себя от иудейской общины > и приходили молиться в Храм, то у антиохийцев положение изменилось. > Возникло братство людей, фактически независимое от синагоги, пестрое > по своему составу. Впрочем, члены его смотрели на "Израиль Божий", > на церковь Иудеи, как на свою прародительницу. Святой город, > где жили Двенадцать, естественно признавался оплотом веры. Подобно > иудеям диаспоры, антиохийские христиане поддерживали с Иерусалимом > постоянные контакты. Связующим звеном служили посланцы-апостолы > и странствующие пророки. > В начале 40-х годов несколько таких пророков прибыло в столицу > Сирии, и один из них, по имени Агав, возвестил наступление голода > по всей империи. Церковь-мать и без того находилась в стесненных > обстоятельствах, поэтому было решено заранее собирать пожертвования > для "братьев, живущих в Иудее". Так была продолжена ветхозаветная > практика организованной помощи бедным/10/. > /10/ Забота о неимущих предусматривалась еще Законом Моисеевым > (ср., наприм., Втор 10:17-19). В эпоху Второго Храма > возник специальный институт сборщиков и раздатчиков > +халуки+, вспоможения бедным. См.: А. А. Глаголев. > Древнееврейская благотворительность. Киев, 1903, с.57 сл. > Действительно, по берегам Средиземного моря вскоре прокатилась > волна неурожаев. Император Клавдий едва мог обеспечить хлебом > свою столицу.{} Но особенно тяжким положение было на окраинах. > Бедствие вот-вот могло распространиться и на Палестину. > Однако, прежде чем там разразился голод, над Иерусалимской церковью > пронеслась другая буря. [ свящ. Александр Мень. ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ. Глава пятая. АНТИОХИЯ. 43-46 годы. www.alexandrmen.ru/books/apostoly/apost_05.html; www.bible-center.ru/book/apostles/005 ] продолжение этого текста: www.messia.ru/rasylka/007/1847.htm#0 к Деян.11:26: + + + Н.Т.Райт: Иисус и мессианские чаяния www.messia.ru/rasylka/008/2248.htm#0 + + + Архиепископ Аверкий (Таушев) - Петр объясняет, почему он крестил язычника (11:1-18) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/27.html - Распространение христианства вне Палестины (11:19-21) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/28.html - Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (11:22-26) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/29.html - Помощь христианам в Иудее (11:27-30) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/deiania/30.html к Деян.12:15: + + + Н.Т.Райт: лучшее объяснение появления Церкви www.messia.ru/rasylka/008/2252.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: Гонение Ирода Агриппы I www.messia.ru/rasylka/007/1847.htm#0 + + + Комментарии архиепископа Аверкия (Таушева): Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы www.kursmda.ru/books/deyania_averky.htm#_Toc5439438 + + + свящ. Александр Мень: Пророчество в Новом Завете www.messia.ru/r2/3/b14_177.htm#prnz + + + Михаил Поснов: Начало христианской миссии среди язычников www.krotov.info/history/00/posnov/02_posn.html#_Toc536360380 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Не все израильтяне - истинный Израиль. И не все потомки Авраама - его дети. Ведь Бог сказал: "Твоими потомками будут зваться те, кто родится от Исаака", - то есть не те дети, что родились от плотского союза, - дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом. Вот это обещание: "Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын". Но это не всё. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака. Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей, что "старший будет слугой у младшего", чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога. Как говорится в Писании: "Иакова Я возлюбил, / а Исава возненавидел". Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? - Ни в коем случае! Моисею Бог сказал: "К кому захочу проявить милосердие, к тому проявлю. Кого захочу пожалеть, того пожалею". Итак, всё зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога. В Писании Бог говорит фараону: "Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и Имя Мое сделать известным по всей земле". Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.* (Рим.9:6-18) * * * *Иисус сказал: "... Итак, всякого, кто слушает эти слова Мои / и исполняет их, можно сравнить с благоразумным человеком, который построил свой дом на камне. Польет дождь, / разольются реки, подуют ветры, / обрушатся на этот дом, но он не рухнет, / потому что сто`ит он на камне. А того, кто слушает эти слова Мои, / но не исполняет их, можно сравнить с безрассудным человеком, который построил свой дом на песке. Польет дождь, / разольются реки, подуют ветры, / обрушатся на дом тот, и рухнет он, / и останутся от него одни развалины". Когда Иисус закончил Свою речь, народ дивился Его учению. Он учил их не так, как учител`я Закона, а как человек, облеченный властью от Бога.* (Мф.7:24-29) * * * Иисус сказал: "Того, кто открыто признает Меня перед людьми, / призн`аю и Я перед Моим Небесным Отцом. А кто откажется от Меня перед людьми, / от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом. Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, / но меч рассекающий. Я пришел разделить! / "Разделить сына с отцом, с матерью дочь, / со свекровью невестку. И человеку врагами будут его домочадцы". (Мф.10:32-36) * * * "Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия; вознесшись - подарил свободу от Самого Себя для встречи с Собой". (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2434.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|