=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



* 24 июня    2009 г. ст.ст., вторник  5-й седмицы по Пятидесятнице.
  Рождество Иоанна Крестителя;
  литургические чтения: Рим.13:12-14:4; Лк.1:24-25,57-68,76,80.


+ + + В.Н.Кузнецова: евангелист Лука о рождении Иоанна Крестителя
                   www.messia.ru/rasylka/007/1896.htm#0 (+ссылки)
+ + + Яков Кротов - к ст. Лк.1:60
       ("На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном")
            www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_01_60.htm
+ + + он же - к ст. Лк.1:80
       ("Младенец же возрастал и укреплялся духом...")
        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_01_80.htm



Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-07-2009



                              * * * * *

Этот выпуск посвящен стихам 15:35 - 17:18 Деяний Апостолов.
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#15:35 )



>                          Поражение в Афинах

> Если  в  Македонии  апостол  встретился  с  новым для него латинским
> миром,  то Афины, куда он пришел поздней осенью 50 года, должны были
> поразить   его   еще  больше.     Это   была  уже истинная   Эллада,
> без  чужеземных примесей, гордая своим великим прошлым. Правда, пора
> ее   расцвета  осталась  далеко  позади.  Междоусобицы  и  нашествия
> завоевателей разорили страну, население поредело и обнищало. Проходя
> по  узким грязным переулкам Афин мимо обшарпанных одноэтажных домов,
> Павел  повсюду  видел  печать  упадка.  Только окруженная кипарисами
> седая  скала  Акрополя господствовала над городом, напоминая о славе
> героических времен.

> Впрочем,  Тарсянину  слава эта мало что говорила. Он с самого начала
> почувствовал   себя   в   Афинах  неуютно  и,  отпуская  провожатых,
> настоятельно  просил их, чтобы Сила и Тимофей пришли за ним следом -
> по  возможности  скорее.  Он  уже  давно не жил один, да еще в чужом
> городе, и привык, чтобы рядом с ним всюду были спутники.

> В   ожидании   друзей,   тревожась  за  судьбу  дорогих  его  сердцу
> македонских  общин,  Павел  уныло  бродил по Афинам. В центре города
> буквально  на  каждом  шагу  он видел статуи богов и героев, всё еще
> величественные,  несмотря  на  потускневшие  краски. У апостола они,
> однако,  не  вызывали  ничего, кроме возмущения. Никогда еще символы
> язычества не обступали его таким плотным кольцом. В довершение всего
> он ощущал, что снова приближается приступ его хронической болезни.

> Тем  не  менее  апостол долго не мог оставаться в бездействии. Нужно
> было сделать попытку и в этом городе идолов.

> Встреча  с  евреями  в маленькой  афинской  синагоге  прошла  мирно,
> но  бесплодно.  Больше  заинтересовала  Павла Агора, главная площадь
> Афин.   Он  наблюдал,  как по  ней  группами прохаживались  студенты
> и "туристы", как философы и ораторы, расположившись в тени портиков,
> собирали  слушателей.  Это  был своего рода древний Гайд-парк, место
> свободного обмена мнениями.

> Хотя  философский  гений  Афин  к тому времени поблек, имена и книги
> великих  мудрецов  здесь не были забыты. Их наследие изучали, вокруг
> их  идей  велись  споры.  Когда-то  в  этом  городе  жили и работали
> Анаксагор  и  Сократ,  Платон  и Аристотель. Они размышляли о тайнах
> природы,  познании, Высшем Начале, о бессмертии души, о добродетели.
> Потом  их  сменили  стоики  и  эпикурейцы,  больше  интересовавшиеся
> практическими   моральными  вопросами  морали;  скептики  и  киники,
> которые  подвергали  осмеянию  все  привычные  устои. Но в то время,
> когда  в Афинах оказался апостол Павел, там уже не было значительных
> философов. Усталость мысли проявилась и в самом подходе к проблемам.
> Красивую  фразу  стали  ценить  больше,  чем глубокую и оригинальную
> идею.  Философские  диспуты, не затихавшие на Агоре, походили скорее
> на словесный спорт. Лука, видимо хорошо знавший столицу Ахайи, метко
> обрисовал основное настроение умов, падких на интеллектуальную моду.
> По  его  словам, афиняне и посещавшие город иностранцы "ничем другим
> не  заполняли  свой  досуг,  как  тем,  чтобы  говорить  или слушать
> что-нибудь новое".

> Не  без  смущения  отважился  Павел войти в контакт с этой публикой,
> исполненной  снобизма  и   склонной  к язвительным шуткам.  Сам того
> не  подозревая, он последовал примеру Сократа: начал гулять по Агоре
> и  вступать в разговор  со случайными  людьми.  Через несколько дней
> им  заинтересовались  последователи  стоической и эпикурейской школ.
> Они заметили, то Павел знаком с некоторыми элементами их доктрин/7/.
> Но основной дух его бесед показался афинянам настолько странным, что
> они не могли взять в толк, чему он учит.

> - Что хочет сказать этот болтун? - насмешливо спрашивали одни.

> - Кажется, это проповедник чужих богов, - откликались другие.

> Слова  "Иисус"  и  "Анастасис",  Воскресение,  они  приняли за имена
> иноземных божеств.

> Но  всё-таки  Павел дождался дня, когда смог выступить перед большим
> собранием  афинян.  Городской совет - Ареопаг, заседавший на Ареевом
> холме,  согласился  выслушать  странствующего  иудейского  философа.
> Ареопаг  ведал  религиозными  делами.  В старые времена за проповедь
> новых  богов  можно было жестоко поплатиться, но теперь общественный
> климат  был  иной.  Совет  едва ли собрался с серьезной целью: более
> вероятно,  что  его  члены  лишь  хотели  доставить  себе  маленькое
> развлечение.

> Павел  же,  напротив,   подошел к делу вполне серьезно:  с волнением
> и  надеждой  готовился он произнести речь перед этой столь необычной
> для него аудиторией.  Ведь прежде он  имел дело только с "варварами"
> и плебеями из провинций.

> Высокий  холм  Арея находился близ Акрополя. Когда Павел по каменным
> ступеням  поднялся  на  площадку,  перед  ним  развернулась  широкая
> панорама:  с  одной  стороны  голубое море, с другой - горы, а между
> ними  на  равнине  -  столица  Эллады.  Парфенон  с  окружавшими его
> постройками  был  теперь  как  на  ладони.  Огромная  статуя  богини
> поблескивала, отражая солнце.

> В  этом месте, где все еще билось сердце древнего язычества, апостол
> не  мог  говорить  так, как говорил прежде. Нужно было найти хотя бы
> что-то  общее,  какую-то  точку  соприкосновения с греками. Но Павел
> пошел  на  еще более смелый шаг.  Он дал  понять,   что возвещает им
> не  "чужое  божество",  а  того  Бога,  Которого  сами эллины смутно
> чувствовали.

> Отправной темой своей речи он сделал алтарь, замеченный им в городе,
> алтарь,  посвященный  "неведомому  богу"  или  "неведомым богам"/8/.
> Такие  жертвенники  народ  ставил,  когда  не  знал,  какое божество
> благодарить  или  умилостивить.  В  глазах  Павла  он  был  символом
> духовных поисков язычества. "То, что вы, не ведая, чтите, я возвещаю
> вам", - сказал он.

> Кто  же этот таинственный Неведомый? Он есть, - продолжал апостол, -
> "Бог,  сотворивший мир и все, что в нем, Он - Владыка неба и земли -
> не  обитает в рукотворных храмах, и служение Ему воздается не руками
> человеческими,   словно  Он имеет в чём-то нужду. Он сам дарует всем
> и  жизнь,  и  дыхание,  и  всё.  Он  произвел  от  одного  весь  род
> человеческий, чтобы обитали по всему лицу земли, предустановил сроки
> и пределы  их обитанию, чтобы искали  Бога, не коснутся  ли  они Его
> и  не  найдут  ли,   хотя Он недалеко  от каждого  из нас. Ибо в Нём
> мы  живем  и  движемся и существуем. Как и некоторые из ваших поэтов
> сказали: "Ведь мы Его род"/9/.

> Всё  это  пока  мало  отличалось от того, чему учили философы. Павел
> намеренно  сослался  на  эллинских  поэтов, желая показать, что и им
> была ведома  какая-то   часть истины. Однако  апостол   пришел  сюда
> не  для  того, чтобы повторять общие места стоицизма или платонизма.
> Ведь даже его слова о том, что Бог не тождествен идолу, произведению
> искусства,  были  уже  привычны  эллинам.  Так считали, в частности,
> киники.

> Полагая,  что  мост  наведен,  Тарсянин  перешел  к самому трудному.
> "Теперь,   -  сказал  он, - Бог возвещает людям всем и всюду,  чтобы
> они  покаялись,  ибо Он определил день, когда будет судить вселенную
> по  праведности  через Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение
> всем, воскресив Его из мертвых..."

> Тут  Павла  прервали.  Одни  откровенно   смеялись:  чего еще  ждать
> от  восточных суеверий? Другие, более корректные, уклончиво сказали:
> "Об  этом мы послушаем тебя в другой раз". Они явно потеряли интерес
> к чужестранцу. Выслушивать про какого-то воскресшего - значит просто
> терять время.

> Павел  должен  был  признаться  себе, что потерпел полное поражение.
> Надменность  скептиков      оказалась   еще  более    непроницаемой,
> чем  фанатизм ревнителей Закона. За исключением двух-трех обращений,
> в  том  числе одного члена Ареопага, в Афинах Павел не имел никакого
> успеха.  Уверовавших  было  так мало,   что они не смогли образовать
> даже небольшой общины.

> Тимофей  приехал   вовремя,    чтобы   ободрить своего   наставника.
> Он  рассказал  о  делах  в Македонии: о гонениях и стойкости верных.
> Душа Тарсянина  рвалась к ним, прочь из  Афин, но состояние здоровья
> и  угроза  новых  конфликтов  остановили его/10/. Он предпочел снова
> остаться  один и отправил Тимофея назад к македонцам. Сам же апостол
> был  намерен  довести  задуманное  до конца: впереди его ждала южная
> Греция со своей столицей Коринфом.   Там Павел и условился о встрече
> с Тимофеем.

        -----------------------------------------------------
>       *7 Тарс, родина Павла, был одним из центров стоицизма.
>          В писаниях апостола встречается ряд понятий,
>          разрабатывавшихся этим учением ("совесть", "долг",
>          "добродетель", "природа" и т.д.); см.: Н. Глубоковский.
>          Благовестие ап. Павла. Т. 2, с. 982 сл. R. Bultmann.
>          Twentieth Century Theology in Making. New York, 1969, v. 5,
>          p. 167.

>       *8 Деян. 17. Памятник, где было бы написано буквально
>          "неведомому богу", не найден, но подтверждено существование
>          алтарей, посвященных "неведомым богам" (Павсаний. Описание
>          Эллады, 1,1,4; Филострат. Жизнь Аполлония, 6,3,5). Речь
>          ап. Павла в Ареопаге - не стенограмма, а вольное
>          переложение, поэтому и несет на себе печать стиля Луки.
>          Но само ее содержание апостол несомненно пересказывал
>          своему помощнику. В ней есть ряд прямых совпадений
>          с собственной мыслью Павла, например, в Рим.1:19-20.

>       *9 Цитата из поэмы стоика Клеанфа. Эта же фраза встречается
>          у греческого поэта Арата. Цитатой являются также слова
>          о том, что люди пребывают в Боге (Эпименид Критский).
>          Обе фразы не соответствуют божественной запредельности,
>          которая является основой библейской и, в частности,
>          Павловой теологии. Но как миссионер апостол мог допустить
>          эту уступку, исходя из понятия Славы Божией, которая
>          наполняет всё творение.

>       *10 1Фес. 2:18; 3:1. "Сатана" здесь может означать и болезнь
>           (ср. 2Кор.12:7), и происки врагов веры.

                [ Свящ. Александр Мень. из книги ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ,
                  из главы "Св. Павел начинает проповедь в Европе"
                  www.bible-center.ru/book/apostles/008 ]



см. также:
 + + + Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня,
        в статье ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.
         Раздел 3. Автор, дата и историческая достоверность книги.
          www.krotov.info/library/bible/comm/deyania.html
 + + + собрание изречений
(свв. Макарий Египетский, авва Исаия, Антоний Великий, Исаак Сирин,
 Иоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов, Феофан Затворник):
                               www.pagez.ru/ds/hrist_4.php

 + + + фактически-художественный объективизм книги Деяний
                    www.messia.ru/rasylka/008/2259.htm#0
                       (+ ссылки по Деян.16:16 - 17:34)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Один считает, что какой-то день важнее остальных дней.
 Для другого все дни равны.
 Пусть каждый поступает по своему разумению.
 Тот, кто особо чтит какой-то день, делает это в честь Господа,
 и тот, кто ест, ест в честь Господа,
 потому что благодарит Бога за пищу.
 И тот, кто не ест, в честь Господа не ест  - он тоже благодарит Бога.
 Ведь никто из нас не живет только для себя,
 и никто не умирает для себя.
 Если мы живем, для Господа живем. Если умираем, для Господа умираем.
 Живы мы или мертвы, мы принадлежим Господу.
 Потому что Христос умер и снова стал жить,
 чтобы господствовать над мертвыми и над живыми.
 Что же ты осуждаешь своего брата?
 А ты? Что ты презираешь своего брата?
 Все мы предстанем перед судом Божьим.
 Ведь Писание говорит:
"Клянусь Моей жизнью, говорит Господь,
   всякое колено преклонится предо Мною,
   и всякий язык воздаст хвалу Богу".
 Итак, каждый из нас сам о себе даст отчет Богу.
 Так не будем судить друг друга.
 Лучше будем стараться ничего не делать
 такого, что могло бы смутить брата или ввести его в грех.
 Я знаю, я твердо уверен благодаря единению с Господом Иисусом,
 что нет ничего, что было бы само по себе нечисто.
 Только то, что человек считает нечистым,
 становится для него нечистым.
 Но если ты огорчаешь брата тем, что ешь какую-то пищу,
 ты уже не живешь по закону любви.
 Так не губи своей пищей того, за кого умер Христос.
 Итак, пусть то, что вы считаете добрым для себя,
 не вызывает дурных толков.
 Ведь Царство Бога не есть нечто, относящееся к еде или питью.
 Оно  - справедливость, мир и радость, которые дает Святой Дух.
 И если человек так служит Христу, он угоден Богу и почитаем людьми.*
                                                         (Рим.14:5-18)
                                * * *
*Поэтому принимайте друг друга, как принял вас Христос,
 ради славы Божьей.
 Ведь Христос стал слугой обрезанных, чтобы показать верность Бога
 и подтвердить, что Бог выполнил Свое обещание их праотцам,
 а также для того, чтобы и язычники могли славить Бога за Его милость к ним,
 как об этом говорится в Писании:
 "Поэтому буду восхвалять Тебя среди язычников
   и буду петь Тебе хвалу".
 И еще говорится:
 "Радуйтесь, язычники, с Его народом!"
 И еще:
 "Восхваляйте Господа, все язычники!
   Пусть все народы вознесут Ему хвалу!"
 И еще Исайя говорит:
 "Явится побег Иессеев,
   придет править язычниками,
      и на Него они будут надеяться".
 Да исполнит вас Бог, источник надежды, радостью и миром через вашу веру,
 чтобы надежда ваша неустанно возрастала силой Божьего Духа.
 Братья мои, я совершенно уверен в том, что вы исполнены добра,
 всё знаете сами и способны наставлять друг друга.
 И всё же я позволил себе написать вам, желая напомнить некоторые вещи,
 потому что мне поручено Богом быть служителем Иисуса Христа для язычников,
 чтобы, исполняя свой священнический долг проповедью Радостной Вести,
 принести их Богу как угодную Ему жертву, освященную Духом Святым.*
                                                        (Рим.15:7-16)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2439.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»