=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





Этот выпуск посвящен стихам 17:19 - 18:28 Деяний Апостолов.


        19 Они повели Павла в Ареопаг.

            - Нельзя ли нам узнать, что это за новое учение, которому
           ты учишь? - спросили его в Ареопаге. - (20) Кое-что в нём
           звучит для нас странно, и мы бы хотели знать, что
           ты имеешь в виду.

        21 Ведь для всех афинян и иностранцев, живущих в городе,
           нет большего развлечения, чем узнавать и обсуждать
           все новейшие идеи.

        22 Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:

            - Афиняне, я вижу по всему, что вы люди в высшей степени
           почитающие богов. (23) Когда я ходил и осматривал
           ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано:
           "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ". Именно этого Бога, которого вы,
           не зная, уже почитаете, я возвещаю вам. (24) Бог,
           создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,
           не живет в храмах, построенных для Него руками людей.
           (25) Он не нуждается ни в чём из того, что могли бы
           предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал
           всем всё, в том числе жизнь и дыхание.
           (26) От одного-единственного человека Он произвел
           все народы, чтобы они населили всю землю, заранее
           определив для них и точные времена, и границы их обитания.
           (27) Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что
           Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти.

                28 "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".

           То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:

                "Ибо мы все Его род".

        29 И раз мы Божий род, не пристало нам думать, что Бог таков,
           каким Его изображают - в золоте, в серебре или в камне -
           человеческое искусство по человеческим представлениям.

        30 Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.
           Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они
           ни жили, раскаяться, (31) потому что Он уже определил день,
           когда будет судить вселенную праведным судом,
           и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал
           всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых.

        32 Услышав о воскресении мертвых, одни расхохотались,
           другие же сказали:

            - Мы бы послушали тебя еще раз.

                                     (Деян.17, перевод В.Н.Кузнецовой.
                           www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#15:35)



?> Истины христианства неизменны, но в разных исторических ситуациях
?> более важными становятся разные аспекты учения. Какова
?> специфическая весть христианства для сегодняшней России?

> Я совершенно  согласен с этой постановкой  вопроса.   Если мы думаем
> о  развитии  богословской  мысли в христианской Церкви, то мы видим,
> как  оно  проходило постепенно. Первое поколение знало Иисуса Христа
> лично. Сначала Его знали, вероятно, как юношу. Ведь Кана Галилейская
> и  Назарет  -    на  расстоянии  нескольких  километров:  невозможно
> себе  представить,    что  ребенок  или подросток Иисус Христос  жил
> в  Назарете,  и Его не знал бы Нафанаил, который жил в Кане. Поэтому
> сначала Его знали просто как живого человека и, вероятно, поражались
> какой-то   неповторимостью   Его   человеческой  личности;  а  затем
> постепенно  раскрывались   перед  людьми  новые    и  новые  глубины
> до  момента,  когда  они  поняли,  кто  Он: Живой Бог, ставший живым
> человеком.   Это  был первичный  опыт,   абсолютным центром которого
> был  живой  Иисус  Христос,  им знакомый, известный. И когда Христос
> умер  и  воскрес,  они  ходили  и  говорили о Ком-то, Кого они лично
> знали.  Зов  апостольства был обращен к тем кто знал Христа с самого
> начала,  они  могли  засвидетельствовать  всё об этом. А потом стали
> развиваться. стали ставиться вопросы о том, Кто же Он. Да, Он - Бог,
> но  Он  о  Себе говорит,   что Он Сын Божий;  Он говорит  о Боге как
> о  Своем  Отце;  - стали думать об этом отцовстве. Сошествие Святого
> Духа   было  реальностью  не  богословской,  а  чисто  эмпирической,
> жизненной.  Апостолы  стали  местом вселения Святого Духа. Они о Нём
> могли  говорить,  как  только  можно  говорить о силе, которая тобой
> движет  конкретно  и  опытно.  Поэтому  Троическое богословие начало
> развиваться,   делаться  более  и более четким. Были споры, что было
> в  каком-то  смысле очень хорошо. Апостол Павел говорит: у вас будут
> разделения, с тем, чтобы наиболее мудрые себя проявили (1Кор.11,19).
> И  православное вероучение постепенно, через искания, через полусвет
> и  полутьму, через борьбу школ, мнений, личностей, выкристаллизовало
> нечто,  что  держит  в  некоем  равновесии  то, что =можно= выразить
> словом  или  литургическим  действием,  и то, чего =никак= не можешь
> выразить,  потому что в конечном итоге,  когда встречаешь Бога лицом
> к  лицу,  ты  только молчать можешь. Английское, немецкое слова God,
> Gott - от древнего корня, который значит "тот, перед которым падаешь
> на колени"; вот это последний шаг.

> Сейчас  делается  наиболее  насущным  то,   что если история Ветхого
> и  Нового  Завета  истинна,   если действительно Бог стал человеком,
> мы  можем   говорить  о  человеке  совершенно  новым языком. Человек
> не   является  как  бы  наиболее  замечательной  обезьяной,  которая
> научилась   тому,  чего другие обезьяны  не умеют делать;  человек -
> это  существо,  которое  от начала несет в себе Божий образ, которое
> по  своей  глубине и широте может стать вместилищем Божества, причем
> вместилищем  не  так,  как,  скажем, чаша вмещает содержимое, а как,
> опять-таки  Максим  Исповедник  говорил о воплощении, что соединение
> Божества  и человечества во Христе подобно соединению огня и железа.
> Если  меч  вложить  в  жаровню  - его вкладываешь бесцветным, серым,
> мертвым,  а  вынимаешь  раскаленным. И огонь остался огнем, и железо
> осталось  железом,  но  теперь  можно  резать  огнем и жечь железом.
> Человек настолько глубок, велик и таинственен, что он может до конца
> соединиться  с  Богом, не переставая быть человеком. И этого ни один
> материалист не может сказать.

> И  еще  другое.  Когда мы говорим о воплощении, как я раньше сказал,
> воплощение значит, что  Божество соединилось  с =материей=:  говорит
> о  том, что материя всей вселенной способна на воссоединение с Богом
> в  том неописуемом чуде, которое апостол Павел называет "Бог <будет>
> всё  во  всём" (1Кор.15,28). И мне кажется, что теперь надо говорить
> гораздо  больше, чем раньше, о величии человека, о том, что мы можем
> верить  в  человека, =верить=с такой же глубиной и уверенностью, как
> мы говорим "я верую в Бога".

> И  еще  можно сказать вещь - меня она очень вдохновляет: это то, что
> Бог не безумен.  Если  Он творит какие-то твари, то и не в погибель,
> и не для того, чтобы изуродовать тот мир, который Он создал. Значит,
> каждый  раз, когда человек вступает в мир, это акт Божественной веры
> в  него:  =Бог в нас верит= - и индивидуально, и коллективно, во всё
> человечество  и   в каждого из нас.  И это замечательная мысль:  Бог
> в  нас  верит,  Бог  надеется  на  все  от  нас. И об этом мы должны
> говорить  гораздо больше. Потому что мы говорим о Боге вне пропорций
> с  человеком, как  будто человек  малюсенький, а Бог громадный.  Это
> мы  видим  на  иконах,  и  это  единственный способ выразить величие
> Божие.  Но  как  часто  видишь:  Христос восседает, а у Его ног двое
> каких-то  святых,  как  маленькие  мышата.  Это не говорит о величии
> человеческом,  а только о Божием величии. И нет у нас иконы, которая
> показала  бы  величие человека  -   кроме  иконы Христа:    смотри -
> "Се  Человек",  =это=  человек:  не  ты,  и  не она, и не мы, а Он -
> Человек,  единственный.  Если  ты  хочешь  быть  человеком  в полном
> смысле,  вот  этим  ты должен быть. И вот это, мне кажется, проблема
> наших  дней,  потому что люди изверились в человеке. Человек слишком
> много  показал  темных  своих  сторон, и только христианин, я думаю,
> может  верить  в  человека.  Помню,  один священник на Западе как-то
> написал,  что  когда  Бог  на  нас  смотрит,  Он  не  видит ни наших
> добродетелей,   ни  наших    успехов  (которых  может   и  не быть),
> но  в  глубине всякого человека Он видит сияющий Свой образ, который
> может вырасти и заполнить  всё -  преображением.  Вот,  мне кажется,
> о  чём надо говорить - в той или другой форме: я =верую= в человека,
> =Бог= верит в человека.

 
?> Наверное, Владыко, это не менее важно и в других странах, или
?> Вы считаете, что это специфически важно для сегодняшней России?

> Это  важно  для  всех  стран сейчас, потому что мы потеряли сознание
> величия  человека  везде.  Я  говорю    об этом  на Западе и  думаю,
> что  здесь  надо  говорить  об  этом  гораздо  больше.  Человек стал
> политическим зверем, или животным высшего качества; мир превращается
> в муравейник.    Но настоящий муравейник строится очень  талантливо,
> в   общем;     мы строим  наш  муравейник гораздо  менее талантливо.
> И  я  думаю,  что  христиане  должны  сотрудничать  со всеми другими
> людьми,  доброй  или  недоброй  воли, без разбора, в постройке града
> человеческого,  но  прибавляя  к этому граду человеческому измерение
> глубины,  широты  и  святости,  чтобы  он мог когда-нибудь оказаться
> градом  Божиим,  первым  гражданином  которого  был бы Человек Иисус
> Христос.  Это  относится  ко  всему  человечеству  сейчас, во всяком
> случае, христианскому или псевдохристианскому.


?> А что именно для России специфически важно?

> Для  России,  я думаю, сейчас важно возродить веру в человека не как
> раба  или работодателя, не как, скажем, научного гения или участника
> муравейника, а как неповторимую личность.

> =Нет=  человека,  без  которого  вселенная могла бы обойтись, каждый
> человек  - словно камушек в колоссальной, дивной мозаике. Вы знаете,
> что  бывает, если один камушек выпадает: постепенно мозаика начинает
> трескаться,  и  все  камни  выпадают.  И  поэтому  каждый  человек -
> единственный,  неповторимый,    не только    в его    знании   Бога.
> Есть  замечательное  место в книге  Откровения,  где говорится,  что
> в конце времен всякий человек получит имя, которое только =он= знает
> и   Бог  знает  (2,17),   то есть имя, которое его выражает  всецело
> и  которое выражает то,  что   его  соотношение с Богом неповторимо,
> что  единственно  он  знает  Бога  так, как он Его знает. И нам надо
> постепенно    внедрить    в сознание   людей    абсолютную  ценность
> =личности=  -  не  индивида  как  фрагмента  человечества,  а именно
> личности, которая может творчески соотноситься с другими личностями,
> не теряя ничего и вместе  с этим давая  всё.  Знаете:  солнце сияет,
> от  этого  светом  оно  не беднеет, а другие в сиянии света начинают
> видеть всё по-иному.

 
?> Может  ли безусловная преданность христианской истине совмещаться
?> с принятием возникшего в Новое время мировоззренческого плюрализма,
?> с серьезным отношением к чужим истинам?

> Я  думаю,    что  христианство  должно  себе отдавать  отчет  в том,
> что  плюрализм,  который  сейчас  существует  и часто антагонистичен
> христианству,  является  результатом  того, что христианство не дало
> мировоззрения,  которое  было  бы  откровением новой жизни и радости
> людям.   Мы  ответственны  за  то,  что  люди  стали  искать  других
> мировоззрений,  ибо  то, что мы говорили о христианстве, их не могло
> удовлетворить.  Это  одно,  первое;  и  в  данной ситуации мы должны
> сознавать,   что  мы  ответственны за все ереси, за все  отклонения,
> за  все несовершенства,  мы ответственны за то, что  люди обращаются
> и  на Восток, и в самые дикие секты, и в политические и общественные
> мировоззрения   -   из-за   того,  что  не  находят  полноты  в  том
> христианстве, которое мы проповедуем и которое мы проявили. С другой
> стороны,   несомненно  (то есть,  для меня  несомненно, конечно, это
> не  обязательно  для  другого  несомненно),  если  посмотреть на всё
> христианское   общество  в  его  разделенности,  что  нет  ни  одной
> христианской группировки, которая (именно потому, что она отделилась
> от  других  по признаку какой-то интуиции о том, что то или другое -
> колоссально   важно)   не  могла  бы    христианский  мир    в целом
> не приблизить   к полноте,   которая отчасти потеряна. Это относится
> и  к  Православию:  у  нас  есть,  что  давать, но у нас есть и чему
> учиться  и в нравственности,  и в делании,  и  в понимании того, что
> мы   сами проповедуем.   Так что я   считаю,  что   плюрализм -  это
> не  оскорбление  христианству, это множество голосов, которое ставит
> под  вопрос  не  христианство,  а  христиан.  Бердяев когда-то писал
> брошюру,    которая    называлась    "О  достоинстве    христианства
> и  недостоинстве христиан" - вот это-то и есть. Если бы христианство
> было  христианством Евангелия, осуществленного, реального, то все бы
> говорили:  Да,  это  полнота  жизни, этим стоит жить... Но кто может
> сказать это  о русском православии  в России,  о русском православии
> за  границей  или  о  других   вероисповеданиях?   Поэтому  я думаю,
> что  существование  плюрализма  ставит  нас  под вопрос, и мы должны
> всмотреться  в  себя  каждый раз, когда мы встречаемся со взглядами,
> мнениями или реакциями со стороны людей, которые знают христианство,
> но его отвергают. Почему я не  сумел это  открыть?  Почему я не могу
> им  дать   то,   чего они ищут  и что они находят только частично?..
> Вот  что  мне  кажется очень важным. И притом - диалог всегда был бы
> диалогом.   В   какие-то  периоды  истории  торжество  христианского
> мировоззрения  достигалось  мечем   и   огнем.   Это не   торжество,
> это  просто последнее падение. Скажем, инквизиция как идея (я сейчас
> не  делаю упрека никому в этом, то есть ни католикам, никому, просто
> инквизиция как подход), что надо человека сломать и заставить думать
> так    или  иначе,   это  грех, это просто преступление,  потому что
> Бог  хочет Себе свободно избравших Его друзей, а  не рабов.  "Я  вас
> не  называю  больше  рабами,  потому что раб не знает воли господина
> своего,  Я называю вас друзьями,   потому что Я  всё вам  сказал", -
> вот  что  говорит Христос (Ин.15,15). И нельзя ожидать, чтобы всякий
> человек  без  искания  нашел  бы окончательную форму истины, которая
> соответствует   Божественной  истине.  А  искание  неизбежно  бывает
> периодами неясно. Ставятся под вопрос вещи, которые в конечном итоге
> могут  быть  оправданы,  но  которые  на  пути  искания  должны быть
> аналитически рассмотрены, постольку, поскольку мы употребляем слова.

> И  еще  одно я скажу. Паскаль молился Богу  и  говорил, кричал,  что
> не  может Его найти, и Бог ему сказал: "Ты бы Меня не искал, если бы
> ты   Меня  уже  не нашел".   И это я перенес бы на все религии мира.
> Бога  невозможно  выдумать. Я не говорю об уродливых формах, которые
> потом  можно  придать  этому  первичному  опыту;  но  когда  человек
> говорит:  "Я  опытно  знаю, что есть Божественная сила", это значит,
> что  он  коснулся  хоть  края ризы Божественной. И поэтому мы должны
> относиться  с  глубокой вдумчивостью к тому,  что люди опытно  знают
> о  Боге, даже если они выражают это совершенно неприемлемыми формами
> благочестия  или мировоззренческими представлениями. И нам надо быть
> очень   осторожными.    Я   знаю,    у апостола   Павла  есть место,
> где  говорится,  что боги язычников - бесы (1Кор.10,20) - постольку,
> поскольку  они  отрицали  Христа.  Слово  "сатана",  как  вы знаете,
> по-еврейски  значит  "противник",  это не "черти" в нашем понимании.
> Они противники - да, и те, кто держится этих мировоззрений, особенно
> если они придерживаются их изуверчески и яростно, ошибаются, но надо
> заботиться о том, как им открыть бo льшую истину.

> Есть  рассказ  из  жизни старца Силуана о том,  как он  разговаривал
> с одним  из  православных миссионеров на Востоке и   его  спрашивал:
> Ну как же у вас идет миссия? - Очень неуспешно. Китайцы такие тупые,
> такие невосприимчивые,   ничего не воспринимают. -  Силуан  говорит:
> А  как  же  вы  с  ними поступаете? - Ну, я иду в капище, им говорю:
> смотрите   на  свои   идолы,   сбросьте  их, это камень, это дерево,
> это  изуверство!  -  А  что  случается  дальше? - Они меня из капища
> выкидывают  и  остаются   при своем... - И тогда ему Силуан говорит:
> А  знаете  что: вы могли бы пойти туда, посмотреть, как они молятся,
> сколько у них благоговения и благочестия, и позвать нескольких из их
> священников  и  сказать:  давайте  сядем  на  ступеньки и поговорим;
> расскажите  мне  о  своей вере... И каждый раз, когда они что-нибудь
> скажут  близкое  к христианству,   вы   могли  бы  им  сказать:  Как
> это прекрасно! Но у вас чего-то  не хватает. Хотите,  я вам скажу? -
> и  прибавить  ту солинку, которая может превратить приторность того,
> что  вы  слышали,  во  что-то  "вкусное", живое. Вот, если бы вы так
> делали, постепенно они усвоили бы очень многое из христианской веры;
> а когда вы им говорите,  что  всё,  во что они  верят, неправда, они
> не могут согласиться, потому что опытно знают, что многое - правда.

> Я  долго  жил  среди  людей инакомыслящих, и в течение очень долгого
> периода  у меня  было   такое     радикальное     отношение:  только
> Православие  -  и всё. А постепенно, особенно на войне, я посмотрел,
> как  люди  инакомыслящие  себя ведут: христианин,  может быть, ляжет
> за  кустом, когда стреляют, а безбожник выйдет из укрытия и принесет
> обратно  раненого.  И тогда ставишь вопрос о том, кто из них подобен
> доброму самарянину и Христу Спасителю.

> Знаете,  меня поражает тоже притча о Страшном суде в этом контексте.
> Нам  всегда  говорят:   вот,   это  Страшный   суд:   козлища  туда,
> овцы  сюда...  -  а  какие  вопросы ставит Христос? Он не спрашивает
> людей,  веруют  ли они   в Бога, не спрашивает ничего о том, как они
> к  Нему  относятся, Он их спрашивает: Одел ли ты нагого? Накормил ли
> голодного?   Посетил  ли   больного?   Не постыдился  ли   признать,
> что  тюремный заключенный - твой друг?" Он им ставит только об одном
> вопрос:   "Ты  был  человеком  -   или   ты  и не человек?   Если ты
> и  не  человек,  то  в  Царство  Божие  тебе  дороги нет, потому что
> обожиться  может  человек;   если  ты  был  человеком  -   вот  тебе
> и путь-дорога.

> Мне  кажется,  что  мы  так  должны  бы  относиться ко =всем= людям,
> которые   во   что-то  верят.  Даже  материалист  верит  в  человека
> по-своему.    У  него   образ   человека   с  нашей   точки   зрения
> очень  несовершенный,  неполный,  но  он  верит  во  что-то. И вот -
> слушай,  во  что  он  верит.  Часто он верит в какую-то нравственную
> правду, цельность, которую мы нередко заменяем благочестием. Знаете,
> гораздо легче человеку, который говорит: "Я голоден", ответить: "Иди
> с  миром,  я   о тебе помолюсь",  чем разделить с ним  то малое, что
> у тебя есть.


?> Что Вы можете сказать о терпимости Русской Православной Церкви
?> к представителям других конфессий, других этнических групп,
?> к неверующим?

> Слово  "терпимость"  можно понимать  различно.  Можно понимать  так:
> мы  их  глубоко или достаточно знаем, чтобы не произносить суждение,
> которое  не  соответствует   реальности, мы   с уважением  относимся
> к  тому,  что  эти  люди,  придерживаясь  своих убеждений, ими живут
> реально,  но  мы  остаемся  при  своем  убеждении,  что  Православие
> является     наиболее     совершенным    выражением    Евангельского
> благовествования,    хотя  относимся  к другим  с  полным  уважением
> и  вдумчивостью.  Другая  форма  терпимости заключается в том, чтобы
> сказать:  "Ну  да,   есть  столько различных мнений, - а может быть,
> и мое никуда не годится..." - знаете, такое компромиссное отношение.
> Это,  я  думаю,  никому никогда не помогает, потому что, как апостол
> Павел  говорит,   если труба  не будет звучать  ясно, то никто в бой
> не  будет   готовиться  (1Кор.14,8). И  говорить:  "Ну да,  конечно,
> ваши  взгляды,  может  быть, и завиральные,  но  вы хороший человек,
> и  быть может, и мои не такие уж совершенные" - не помогает ни тому,
> ни   другому.   Диалог  может  быть  только  между  людьми,  которые
> =убеждены=  в  том, о чём они говорят,  но  готовы слушать  другого:
> не  откроет  ли  он  им  чего-то, чего они сами не нашли и не знают.
> Поэтому  я  думаю,  что мы должны  относиться  с глубоким  уважением
> к  людям  иной  веры  или к инакомыслящим, искать в том, что они нам
> говорят  или  что  явствует из их жизни, обогащения себе и понимания
> их,  и  потом,  вот  как  Силуан  говорил  этому  миссионеру, с ними
> делиться  тем богатством, которое  у нас есть, которое,  может быть,
> ни  вы,  ни  он,  ни она не воплощаем, но которое всё равно остается
> реальным.

> Знаете,   есть  люди,  которые  не  умеют  или  не  могут  воплотить
> чего-нибудь,   но   которые могут  с убедительностью  сказать,   что
> это   правда.   Я    вам   хотел  бы   привести  пример.    Когда-то
> нашего  священника  в  Париже  немцы  арестовали. Его заменил другой
> священник,  который  бывал  в  церкви,  но  почти никогда не служил,
> потому  что  большей  частью  он  приходил вдрызг пьяный.   Я  тогда
> был  старостой,  я  его ставил в угол и становился перед ним, чтобы,
> если  он  упадет, то упал бы на меня и я мог бы его удержать. Многие
> его  осуждали.   Я  помню даже интересный разговор, когда он говорил
> о  себе,  что  он  плохой  священник,  но  кто-то другой ему сказал:
> "Знаешь,   ты  не плохой  священник, ты плохой человек, а  священник
> ты  хороший..."  И вот я с этим абсолютно согласен, потому что я раз
> был  у  него на исповеди  (когда настоятеля не было).  Я  помню, как
> он  слушал мою исповедь. Он слушал из глубины собственного покаяния,
> и  он  плакал надо мной - не пьяными слезами, он был вполне трезвый,
> но  он  плакал  о том, что вот молодой человек двадцати с чем-то лет
> борется  и может тоже разбиться.  Я помню, когда  я кончил исповедь,
> он  мне  сказал:   "Ты же знаешь,  какова моя жизнь,  ты знаешь, что
> я не имею права говорить о том, как люди должны жить и какими людьми
> они  должны  быть, но хотя я недостоин даже говорить об этом, я тебе
> скажу,  что Христос  сказал бы на моем  месте,  потому что ты  молод
> и   ты   можешь  не прийти    в то состояние,  в какое  я пришел..."
> И  он тогда мне говорил из  Евангелия.  И  вот  это человек, который
> для внешнего наблюдателя - ну, пьяница и только, да еще какой позор:
> поп  -   да пьёт!    А    он мог   сказать  Божию  правду из глубины
> своего  =страдания=.  Потом я узнал больше о нём. Он вместе с частью
> Белой  армии покидал Крым на одном пароходе, на другом пароходе была
> его   жена  и  двое детей, и  этот  пароход утонул; у него на глазах
> они  погибли, а он ничего не мог сделать. И запил. На это кто-нибудь
> может  сказать:  а  вот  Иов не запил, - ну, если вы можете сказать,
> смеете  сказать,  что  Иов не запил, так вы вырастите сначала в меру
> Иова:  он  бы  его не осудил. И вот мне кажется, что не нравственное
> совершенство,   не   житейское  совершенство,  а  внутренняя  правда
> человека  играет  большую  роль.  И  поэтому  иноверный, инославный,
> язычник  по нашим понятиям, неверующий - если он всем сердцем и умом
> живет  согласно  своей вере и верит в то, что говорит, может сказать
> слово  правды,  и  мы можем научиться чему-нибудь. За это меня можно
> осудить,  но  я  опять-таки  скажу,  что я слишком много людей видел
> достойных,   с  которыми  я никак  не могу  согласиться,  и которыми
> всё равно восхищаюсь: замечательные люди.
                        [ митрополит Сурожский Антоний.
                          из интервью ХРИСТИАНСТВО СЕГОДНЯ
                          (1990 г.; вопросы: Д.А. Черняховский.
                          Вошло в сб. "О встрече") ]




+ + + фрагменты разных авторов,
        в которых упоминается речь ап. Павла в Агеопаге
        (митрополит Георгий (Ходр), свт. Григорий Нисский,
        свящ. Александр Мень, Павел Евдокимов, Иоанн Павел II и др.)
                          www.messia.ru/rasylka/rzerv/ac17_21-28.txt

+ + + св. Михаил Новоселов: Связь догмата, этики и мистики;
       свящ. Александр Мень: ап. Павел на вершине успеха
        www.messia.ru/rasylka/008/2231.htm#0 (+ссылки)





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни,
 его звали Матфей.
 - Следуй за Мной, - говорит Он ему.
 Тот встал и последовал за Ним.
 Когда Иисус был у него на обеде,
 там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников,
 они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками.
 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам:
 - Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
 Иисус, услышав это, ответил:
 - Не здоровые нуждаются во враче, а больные.
 Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова:
 'Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений'.
 Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.* (Мф.9:9-13)
                                * * *
*Когда Иисус разговаривал с народом,
 Его мать и братья стояли перед домом: они хотели с Ним поговорить.
 Какой-то человек сказал Ему:
  -  Там на улице Твои мать и братья, хотят с Тобой поговорить.
  -  Кто Моя мать и кто Мои братья?   -  ответил этому человеку Иисус
 и, указав рукой на учеников, сказал:
  -  Вот Мои мать и братья.
     Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец,
     тот Мне и брат, и сестра, и мать.* (Мф.12:46-50)
                                * * *
*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги -
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, -
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек -
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9)
                                * * *
"всякий путь в Рай и есть Рай" (Джон Дон)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2440.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»