=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





Выпуск посвящен стихам 1:1-18 Первого Послания (Письма) Апостола Павла
коринфянам ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#1:1 ).


к стт. 1-4:
  + + + В.Н.Кузнецова: Великий  дар  Его  доброты
             www.messia.ru/rasylka/008/2272.htm#0
к стт. 1-9:
 + + + Томас Мёртон: благодать и общение с Богом
            www.messia.ru/rasylka/006/1558.htm#0

 

                               * * * *

> Более  сорока лет назад/*/, когда никто еще не говорил об экуменизме
> и когда  члены Патриаршей Церкви в Париже не принимали  ничего,  что
> не  было бы учением безупречной чистоты (+Я не принес мир,  но меч+:
> Мф.10,34  –  тот меч обоюдоострый, который, согласно апостолу Павлу,
> проникает  в  самые наши  глубины,  разделяя  кости от мозгов,  душу
> и  дух:  Евр.4,12-13), появилась статья,  обращавшая  наше  внимание
> на  ту ответственность, которая лежит на нас, на нашей эпохе. Соборы
> первых веков, говорилось в статье, определили с разительной ясностью
> и  законченностью  нашу веру в Бога, Господа нашего, в Матерь Божию;
> они  определили,  в  чем заключается наше спасение и последние Божии
> обетования;  но изложив, в чем состоит глубинная природа Церкви, они
> не  определили  ее  границ. В XIX веке митрополит Платон Киевский/6/
> мог сказать, что мы знаем, где Церковь есть, но мы не можем сказать,
> +где  ее  нет+;  "наши  земные  перегородки  не достигают до небес",
> заключил  он. И отец Георгий Флоровский, человек, который для многих
> из  нас  был  самим  голосом Православия, в обширной статье о Церкви
> показывает,    что  ни  одна из христианских конфессий не определила
> с окончательностью   границ   Церкви.    И нашему столетию надлежит,
> со  смирением,  строгостью и христианской любовью, глубоко продумать
> и  уразуметь  ту историческую реальность, которую представляет собой
> сегодня христианский мир.

> Ни  один православный не поставит под сомнение тот факт, что Церковь
> не  только  едина, но что она является +самим единством+: ой тайной,
> тем  местом  и   тем способом, где и которым Бог спасает Свою  тварь
> и  соединяется  с  нею  –  Тело Христово, Храм Святого Духа, Царство
> Божие  уже  пришедшее  в  силе;  чудо,  делающее из нас детей Божиих
> +(единородный   сын   в   Единородном  Сыне)+  и  дающее  нам  стать
> причастниками Божественной природы.

> И ни один православный не усомнится, что именно Православная Церковь
> единственным,   неповторимым  образом  есть эта  Тайна,  это  Место,
> это Царство.

> Тем   не   менее   остается    проблемой,   как  богословской,   так
> и  нравственной: какое место мы отводим тем, кто, будь то по выбору,
> будь  то  потому, что они родились в таких условиях, которые никаким
> образом  не  дали  им  соприкоснуться с Православием, не принадлежит
> к Православию?

> Самое  простое  решение  вопроса  –  исключить  их  из тайны Церкви;
> сказать,   что   они   не  могут более  иметь связи  с ней; заявить,
> что можно быть либо в Церкви, либо вне нее; что, поскольку Церковь  –
> само  Единство,  всякая  трещина  предполагает  исключение  из  нее,
> отсечение  от  нее  –  самопроизвольное  или хирургическое. Это было
> богословской  позицией митрополита Елевферия/7/, для которого всякое
> отклонение  от  православной  веры  предполагало  полное  отчуждение
> и  самые   радикальные  его последствия: ни благодать,  ни таинства,
> ни   священство   не  могут    существовать  не только   у еретиков,
> но и   в схизматических  общинах.   Можно ли  принять такое решение?
> Мне представляется, что история Церкви, ее богословие +несовместимы+
> с  таким  решением,  простым  и... успокаивающим, ибо оно упраздняет
> всякое  колебание,  всякую проблему, требующую решения, которое было
> бы достойно Бога.

> Самые понятия ереси и раскола предполагают какое-то отношение к вере
> и  к  Церкви  и продолжающуюся связь, как бы мучительна она ни была,
> между нею и отделившимися от нее. Мы ведь не говорим, что мусульмане
> или  буддисты  –   еретики  или раскольники:  они нам  просто чужды;
> для   того,   чтобы   быть   еретиком    или   раскольником,   нужно
> быть христианином!

> Тут кто-нибудь может возразить, что находящихся в заблуждении можно,
> в крайнем случае, считать христианами, но не членами Церкви.

> Но  возможно ли это? Можно ли быть христианином вне Церкви? Можно ли
> исповедовать  +Христа  –  Господом+    иначе,    как Духом   Святым?
> (Не  об  этом  ли  учат  и апостол Иоанн и апостол Павел? 1Ин.4,2-3;
> 1Кор.12,3).  Мыслимо  ли  и возможно ли на деле быть наученным Духом
> Святым,  быть  местом Его  присутствия – и оставаться чуждым Церкви?
> Не  убеждает  ли  нас  в противном обращение Корнилия в Книге Деяний
> (гл.  10)?  Можно ли жить по вдохновению Духа Святого – и оставаться
> чуждым  Христу?  или:  быть  +во Христе+ – и +вне Церкви+, тогда как
> +вне Церкви нет спасения+?

> Или  что  сказать,  что делать с теми, которые, примкнув к ошибочной
> вере,   приняв   ущербное богословие, живут +ради+ Христа и  умирают
> +за+  Него?  Свидетели  Его  – мученики за веру в Господа, католики,
> протестанты  и  другие,  которые жили лишь ради того, чтобы передать
> веру в Спасителя тем, кто Его не знал, прожили подвижническую жизнь,
> приняли  мученическую смерть. Неужели они могут быть признаны только
> Христом,  в вечности,   и   должны   быть  отвергнуты Его  учениками
> на  земле? В Евангелии мы читаем, что, вернувшись однажды ко Христу,
> апостолы  рассказали  Ему,  что встретили человека, творящего чудеса
> Его  именем,  и  запретили ему. Христос ответил: +Не запрещайте ему,
> ибо  никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить
> Меня+ (Мк.9,39).

> Чему  же  нас учит  о ересях история  Церкви?  В статье, появившейся
> по крайней мере за двадцать лет до зарождения экуменизма, митрополит
> Антоний   Храповицкий/8/,    которого,   не оскорбляя  его   памяти,
> можно  назвать интегристом, задает  вопрос: почему  отношение Церкви
> к   ересям   в  течение  веков   изменялось,    от акривии   перейдя
> к  икономии/9/?  Наиболее простым, наиболее циничным ответом было бы
> признать,  с  грустью  и  чувством стыда, что догматическое сознание
> верующих  ослабело,  и  они  больше  не  были в состоянии с ясностью
> распознавать истинное  от ложного,    ложное их больше не возмущало,
> и они  всё  с  большей  легкостью примирялись  с ошибочным, которое,
> по мере того, как их собственное чувство Бога и Истины притуплялось,
> становилось  в  их  глазах  всё более  относительным...  Согласиться
> с   таким  взглядом    на вещи   значило бы   отрицать   присутствие
> и  постоянное  действие  Духа  Божия в Церкви,  – значило бы отрицать
> Церковь.

> Митрополиту  Антонию  представляется более верным другое объяснение,
> которое,  как  мне  кажется,  выражает  одновременно  и историческую
> мудрость  Православия,  и  догматическую  мудрость  Церкви:  Церковь
> никогда  не сосредотачивала    свое  внимание    единственно на зле,
> на  ошибке;  с  ужасом  указывая на ошибку и на зло, она всегда была
> очень  чутка  к  той  доле  Откровенной  Истины,  которая продолжала
> оставаться в учении или практике тех,  кто  от нее отделялся:  +Свет
> во  тьме  светит,  и  тьма  не  объяла  его+  (Ин.1,5; двойной смысл
> греческого слова – +не приняла и не заглушила его+). И Церковь имела
> попечение  не только о чистоте своего учения или христианской жизни,
> но  и о спасении своих заблудших детей. Кто-то из духовных писателей
> даже  мог  сказать,  что  в  тот момент, когда самый злостный еретик
> вслух читает своему стаду заблудших овец Евангелие, он провозглашает
> слово Божие и +пребывает в Истине...+

> И Православие  с бескомпромиссной  строгостью   относилось  к первым
> ересям,  ибо они  отвергали самые основы веры: Божество Христа,  Его
> человечество,   отрицая  и свидетельство  Божие,   и  тайну   нашего
> спасения. Но  каждая последующая ересь сохраняла, унося его с собой,
> православное содержание  всё более    полное,    всё более способное
> совершать  спасение   догматически   и  духовно   обедненных  общин;
> и  Церковь,  различая  присутствие  доброго  семени  среди плевелов,
> относилась  к  этим  блуждающим  общинам  все  с большим пониманием.
> Нельзя приравнивать, ставить на одну доску заблуждения римокатоликов
> или протестантов и заблуждения гностиков, ариан или манихеев.

> В   ранней   духовной  литературе  и  в  житиях  святых  мы  находим
> свидетельства  хотя  и  спорные со строго-исторической точки зрения,
> однако  указывающие  нам  на то, как Церковь относилась к вещам; вот
> два образца, взятые из церковного предания.

> Один человек, по неведению крещенный священником-еретиком, обратился
> потом  за  крещением  к  православному епископу; чтобы не ошибиться,
> епископ призвал еретического священника – удостовериться, что именно
> он совершал крещение. Увидев его, пришедший за крещением воскликнул:
> "О нет! Этот человек меня не крестил! Меня крестил лучезарный ангел,
> а  этого,  пока  меня  крестили,  два  беса  держали  в углу церкви,
> связанным".

> И  другой  рассказ:   священник  святой   жизни,  но  мало сведущий,
> был  увлечен  в  какую-то  современную  ему  ересь;  дьякон  же  его
> оставался верным истинной вере. Он смущался, что такой благочестивый
> и  чистый  человек  живет  в  заблуждении;  и после многих колебаний
> сказал  об  этом  священнику.  "Как  же  это  возможно! – воскликнул
> священник.  –   Каждый  раз,  как  я совершаю литургию, мне сослужат
> два  ангела:  они  же  не стали бы     служить     с еретиком!  Вот,
> я  их спрошу". И на другой день, совершив освящение Даров, священник
> остановил  службу и спросил ангелов, правда ли, что он заблуждается.
> "Да",  –  сказали  ангелы.  –  "Но почему же вы  мне об этом  раньше
> не  сказали,    как же вы меня оставили  быть еретиком?" –  "Господь
> нам  велел  подождать,  пока твой дьякон, по любви Божией и по любви
> к тебе, не скажет тебе об этом; если бы он тебе не сказал, мы бы это
> сделали".  –  "Но  как  же вы тогда со мной сослужите?"  – воскликнул
> бедный священник. –  "Бог,  видя чистоту  твоего  сердца,  принимает
> твои молитвы и жертвы", – ответили ангелы...

> "Много  таких,  кто  на земле считал себя чуждым Церкви и кто в день
> Суда  обнаружит,  что был ее гражданином; много и тех, увы, кто мнил
> себя  членом  Церкви, и увидит, что был чужд ей", – сказал блаженный
> Августин.

> Итак,  чтобы  быть  еретиком,  надо  быть христианином или хотеть им
> быть! Иначе можно быть только либо язычником, либо отступником.

> Не  тех, кто говорил +Господи, Господи!+, и даже не тех, кто говорил
> +мы  ели  и  пили  перед  Тобою+,  Христос  признает Своими, но тех,
> которые творили волю Божию (Лк.13,25-27).

> Что же такое Православие,  и  в чём  заключается  "парадокс Церкви"?
> Как   разрешается   это   напряжение  между  Абсолютом,  не  могущим
> согласиться  ни  на  какой компромисс, и "становлением", постепенной
> победой Бога Спасителя над погибшим миром?

> Однажды  в  разговоре  отец Софроний/10/ сказал мне: "Никто не смеет
> назвать   себя  православным  в строгом,   абсолютном смысле  слова,
> ибо  быть  православным  означает знать Бога таким,  каков  Он есть,
> и служить и поклоняться Ему достойно Его святости". В этом отношении
> мы   одновременно   находимся  in patria  et in via: +в <отечестве>+
> и  +в пути+.  Всё  совершено Богом  и во Христе; но не всё завершено
> ни  в  нас,  ни в мире. "Церковь – это не собрание святых; это толпа
> кающихся   грешников";   и  "кающихся" означает "обращенных к Богу",
> как Петр, утопавший во время бури.   Не будет ли  законным  сказать,
> что  там,  где  есть  познание  Бога, там, где есть признание Христа
> Господом  –  Духом   Святым (1Кор.12,3), где  наличествует    отдача
> своей  жизни  и  своей  смерти  Господу,  Православие –  а,  значит,
> и  Церковь  –  присутствует,  как  свет  –  ослепительный или только
> мерцающий,  как  живая  вода,  напояющая  сухую  землю,  как дрожжи,
> квасящие всё тесто, как кровь, пробивающаяся в израненных тканях?

> Как  больно видеть Свет затемненным, но как дивно  видеть,  что тьма
> не  может  его  ни  заглушить,  ни  даже скрыть полностью! Торжество
> Православия,  которое   мы   празднуем   в  начале   Великого поста,
> это торжество,  победа Божия  +над нами+, а   не победа православных
> над  их  противниками;  и не надлежит ли нам ликовать о присутствии,
> неуловимом для  наших  глаз,   но  видимом  и Богу,  и ангелам  Его,
> и  святым,  зародыша  Жизни  среди  семян  смерти,  здоровых клеток,
> продолжающих  жить  среди омертвелых,  гниющих или раковых  тканей?
> И  не  надо  ли   нам  дорожить  этими  зародышами  Спасения больше,
> чем  возмущаться и отвращаться от признаков тяжелой болезни, могущей
> убить  тех,  за  кого Христос жил и жизнь отдал? Архиепископ Алексий
> Дюссельдорфский/11/ говорил, что Истина, Жизнь, Церковь – как свеча,
> зажженная  в  бескрайнем  мире: она, как будто, согревает и освещает
> совсем малую часть его, и, однако, во всей бескрайности пространства
> тьма уже не совершенная. С тех пор, как Христос одержал Свою победу,
> Дух  пребывает  в  мире  –  действенный,  животворящий,  побуждающий
> ко  спасению,  зовущий,  созидающий  в  сердцах  людей, которые ищут
> Абсолютного, каким бы именем они Его ни называли, образ Живого Бога,
> хранящий угольки, которые тлеют несмотря на вихри ересей и расколов,
> раздувающий их, обновляющий пламя в них.

> Быть  может,  своевременно  будет  сейчас напомнить об одном любимом
> образе  Л.А.  Зандера  из его смелой и мудрой книги, полной надежды,
> веры  и  понимания и подвергшейся несправедливой  критике   ("Vision
> and  Action")/12/.  Он  различает  – в том смысле, в котором апостол
> Павел  говорит  о  +различении  духов+  – три стадии в "разделении":
> расхождение, неподвижность, схождение. В момент, когда два убеждения
> сталкиваются, оба общества могут лишь отвернуться друг от друга. Еще
> не  разойдясь, но стоя спиной друг ко другу и обращенные к различным
> горизонтам,   они  могут  лишь взаимоотрицаться:  еще столь близкие,
> они  уже  на бесконечном расстоянии друг от друга, взгляды их больше
> не могут встретиться; они не могут больше, глядя друг другу в глаза,
> раскрыть душу, свою и чужую.

> Но  годы  молчания  проходят;  с  ними  – и личные обиды; и остаются
> только   подлинные   причины  раздора;   а    над этими  причинами –
> воля  антагонистов  оставаться  верными  Богу  и  Его  правде. Тогда
> противники могут обернуться друг ко другу, задать себе вопрос: а что
> сталось  с  другом  давних  лет,  который  теперь  является символом
> ошибки, заблуждения?  что  в нём осталось от его первозданной красо-
> ты? – спросить себя об этом сначала с любопытством, а затем с трево-
> гой – не одолел ли дьявол тех, кто мыслили себя верными Христу,  как
> бы тяжки ни были их заблуждения?..  Из тумана возникают неясные фор-
> мы,  неясные звуки;  язык, которого  больше не понять, слышится сно-
> ва... А затем  (просто ли это любопытство или же  более  возвышенная
> забота о судьбе "другого"),  после  стадии   неподвижности, общества
> движутся,  влекутся друг ко другу:   кто ты?  чем ты стал за все эти
> века разлуки? чему ты научился? что ты понял?  каким представляюсь я
> тебе? ты –  блудный сын уходящий, или уже на возвратном пути? или ты
> еще +на стране далече+? живешь ли ты там в обманчивой славе и изоби-
> лии, окруженный  ложными друзьями?  или   ты   одинокий,  обнищавший
> и  униженный?  помнишь ли ты еще Дом Отчий? можешь ли еще произнести
> священное имя +Отец!..+? достиг ли ты до той степени отчаяния, когда
> ты  сможешь признать свои ошибки,   заблуждения и  сделать тот  шаг,
> без   которого  ты  не  сможешь  стать  снова  тем,  чем всегда  был
> для  твоего  Отца:  Сыном,  Погибшей  Овцой  –  но  тоже  и  Крестом
> страдания?

> Не  так  ли  раскрывают  и  находят  себя  в  наши  дни христианские
> конфессии?  О,  мы  очень  далеки  от  того единства, о котором идет
> столько  разговоров!  Доктринальная  чуткость  в неправославном мире
> притупилась,    а    привязанность  к   концепциям,    несовместимым
> с   евангельским  благовестием  (папские  примат  и  непогрешимость;
> Filioque/14/; доктринальный и духовный антипаламизм; "теория ветвей"
> в  Церкви;  предопределение;  спасение  одной только верой) остается
> крепкой.     Но   неправославные   общины  начинают  узнавать   себя
> в  Православии.  Надо  ли этому удивляться? Мы ведь  – их собственное
> прошлое;  тогда  как  они не являются ни нашим "настоящим", ни нашим
> "будущим"...

> Нам  надлежит  вглядываться  в  ростки  жизни,  в  то,  что  в  этих
> исповеданиях  есть от подлинной истины, и не смешивать ересь, раскол
> и  отступничество...  Нужно  помнить  две  вещи,  которые  мы  легко
> забываем:  во-первых,  что  древние  и  новые  ереси  были  осуждены
> справедливо,    но  что  слишком часто не  было дано никакого ответа
> на проблемы – философские, богословские и нравственные, – из которых
> они родились; ибо ни одно заблуждение не родилось просто от недоброй
> воли.   И, во-вторых,  нельзя забывать, что  часто мы отделены  друг
> от   друга  языком,  словоупотреблением  и  что  зачастую  выражения
> родственные,     а то  и  одинаковые   обозначают   понятия   разные
> до несовместимости: дух искажается буквой.

> Нельзя   также   никогда   забывать,  что  мы  легко  и  естественно
> рассматриваем  нашу  веру и практику в целом как "меру" Православия,
> тогда как столько вещей, которыми мы  дорожим, –  только преходящее,
> а то и случайное человеческое отражение абсолютной реальности.

> Евнуху  достаточно  было  признать Христа своим Спасителем для того,
> чтобы  быть   крещенным  (Деян.8,26-39).   Не требуем ли  мы от тех,
> кто  хочет вернуться к вере отцов, чтобы они стали греками, русскими
> или еще чем-то? Не требуем ли мы от них больше, чем мы ждем от своих
> единоверцев   по  рождению?  Сколько  православных  по  имени  живет
> суевериями,  несовместимыми со здоровой    верой,  блуждает   где-то
> между    невежеством    и     ересью, появляется  в церкви    только
> на  собственные  крестины,  свадьбу  и похороны,  – но они "по праву"
> ссылаются на свою "православность" для того, чтобы получить таинства
> Церкви,  в  которых мы отказываем (справедливо, и должны отказывать)
> тем, кто принадлежит к другой христианской общине... И не предаем ли
> мы  сами  Христа нашим образом жизни (Рим.2,24), не отрекаемся ли мы
> всенародно от Его благой вести, когда попираем Его заповеди: не есть
> ли это отступничество +на деле+ (1Ин.2,9)?

> Церковь  едина;  и  на  земле  это  –  Православная  Церковь, святая
> святостью  Божией  в  ее  Богочеловеческой   природе,    в ее тайне,
> но несущая  то, что свято,  в глиняном  сосуде;  знающая Бога своего
> в    созерцательном   безмолвии;    лепечущая   свое  свидетельство,
> из  столетия  в  столетие,  словами,   хотя  для человеческого языка
> и  точными,  но которые не в силах передать ни что такое Бог, ни что
> такое пути Его.

> Апостол  Павел  о  Церкви своего времени говорит, что +надлежит быть
> разномыслиям  в  Церкви+,  но  для  того,  чтобы +открылись наиболее
> искусные+ (1Кор.11,19).

> Церковь неразрушима,  врата адовы не одолеют ее,  но путь,   которым
> она   следует,   далеко   не  прост:  Истина,  таящаяся  в  глубинах
> созерцательных душ,   находит  свое  выражение   лишь   после долгой
> и мучительной борьбы безмолвия  со словом,   бесконечного и  вечного
> с  конечным  и преходящим; это – познание Бога, которое прокладывает
> себе  путь  постепенно,  неизбежно ощупью и через заблуждения; это –
> премудрость  Божия,  которую +наиболее искусные+ должны  явить миру,
> и  тут  в  послушании  и смирении разум человеческий должен уступить
> Разуму  Божественному; тут место подвигу, отречению от себя: +Вонми,
> Израиль!+ (Втор.27,9).

> В строгом  смысле,  даже Церковь  апостолов  и  мучеников  проходила
> через  кризисы:  они были разрешены,  но  в напряжении и разделениях
> не  было  недостатка;  и,  однако,  Церковь  осталась  единой, и Бог
> восторжествовал.  Когда  мы говорим о Неразделенной Церкви, мы имеем
> в  виду эту эпоху, мы о ней мечтаем: о времени, когда, вместо бурных
> столкновений,   совместно решались и проблемы,   и  колебания о том,
> как  сформулировать Истину так, чтобы формулировка выдержала критику
> интеллекта;  когда  было  большое  и  кроткое  пастырское  смирение,
> умевшее  не  торопиться,  бывшее  чутким  к тому, чтобы не заглушить
> живых  побегов,  и  чьей заботой было спасение грешника, возвращение
> блудного.   Апостол  Павел  мог  сказать,  что  он  сначала  молоком
> вскармливал  своих  духовных   детей (1Кор.З,2);  что  он  был +всем
> для  всех+  в надежде  спасти хотя  бы некоторых (1Кор.9,22) из тех,
> за кого Христос умер  на кресте; и он мог это  сделать,   потому что
> он  верил  во  всякого  человека  доброй воли (Рим.2,14) и был готов
> погибнуть ради спасения своего народа, Народа Божия (Рим.9,3).

> Нет,  Церковь не разделена: она едина ныне, как и в прошлом; полноту
> ее  мы  видим  в  Православии верой, которая позволяет видеть сквозь
> человеческую    непрозрачность    падшего     мира,     находящегося
> "в становлении". Но ее тайна выходит за пределы ее видимых границ.

> Невозможно  говорить,  с одной  стороны,   о  Церкви,  а  с другой –
> о христианском  мире  для того только,   чтобы не вводить инославных
> в  иллюзию, от которой  они   просыпаются,  когда  лучше узнаЮт нас;
> но  и    мы  сами   не должны   забывать  о  том,  что   таинственно
> Бог  прокладывает  Себе  путь  в душах и общинах, отделенных от Той,
> Которая  есть  и навсегда пребывает – несмотря на соблазн всех наших
> трений  –  не  изолированной колонной в пустыне, но Столпом, несущим
> тяготу мира, Столпом Истины.

        -------------------------------------
        /*/ написано, видимо, в 1981 г. (прим. ред. рассылки).
>       /6/ Митрополит Киевский Платон (Городецкий; ум. 1891).
>           Это высказывание часто приписывается разным иерархам
>           Русской Церкви.
        -------------------------------------
>       /7/ Митрополит Елевферий (Богоявленский; ум. 1940),
>           с 1921 года занимал Виленскую кафедру, с 1930 года
>           управлял западноевропейскими приходами Московского
>           Патриархата.
        -------------------------------------
>       /8/ Митрополит Антоний (Храповицкий; 1863-19360,  – в России
>           занимал кафедру митрополита Киевского и Галицкого,
>           в эмиграции с 1921 года возглавил Русскую Синодальную
>           Церковь за границей (т.н. "карловацкую").
>       /9/ Акривия и икономия – два подхода к применению церковных
>           канонов. Акривия – буквально требование +точного+
>           соблюдения правил. Икономия (буквально +домоводство+,
>           церк.-слав. пер.+домостроительство+)  – "исключение
>           из правил", смягчение требования канона или его отмена.
>           Основное значение термин икономия приобретает в выражении
>           +домостроительство спасения+, и в этом смысле означает
>           обязанность решать частные, индивидуальные вопросы
>           церковной дисциплины в общем контексте Божественного плана
>           спасения мира, так, чтобы требование буквы закона
>           не становилось препятствием для спасения человека.
        -------------------------------------
>       /11/ Архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге; 1899-1980) –
>            богослов, иерарх Русской Православной Церкви.
>       /12/ Лев Александрович Зандер (1893-1964) – профессор
>            Православного Богословского института в Париже, церковный
>            деятель; упоминаемая книга вышла в 1952 году.
>       /13/ Filioque – (буквально: +и от Сына+) – особенность
>            вероучения Римско-Католической Церкви, исповедующей
>            в Символе веры исхождение Святого Духа от Бога Отца
>            и Бога Сына. Филиокве – позднейшее добавление к тексту
>            древнего Никео-Цареградского Символа Веры, принятого
>             на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах.

                        [ Митрополит Сурожский Антоний.
                          ПО ПОВОДУ ВЫРАЖЕНИЯ "НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЦЕРКОВЬ".
                          (вошло в сб. "Беседы о вере и Церкви")
                          www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm#12
                          (здесь - с некоторыми сокращениями) ]


                                * * *

10       Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю вас, братья, будьте
        все согласны друг с другом. Пусть разногласия не разделяют вас!
        Пусть сплотит вас единая мысль, единая цель!
11 @     А ведь мне, братья мои, стало известно от домочадцев Хлои, что
        у вас есть распри. (12) Я имею в виду, что каждый из вас говорит
   @@   свое: "Я  –  Павлов", "А я  –  Аполлосов", "А я  –  Кифин",
        "А я  –  Христов". (13) Это что такое? Христос разделился
   @    на части?! Или это Павла распяли за вас?! А может, во имя
        Павла вы приняли крещение?! (14) Слава Богу, я никого из вас
        не крестил, только Криспа да Гая, (15) так что никто не может
        сказать, что вас крестили во имя меня! (16) (Впрочем,
        я крестил еще Стефанаса с домочадцами. А больше не помню,
        крестил ли еще кого.) (17) Ведь Христос послал меня
        не крестить, а возвещать Радостную Весть. И не языком
        человеческой мудрости, чтобы крест Христов не лишился силы.
18       Проповедь о Распятом  –  глупость для тех, кто идет путем
        погибели, а для нас, идущих путем спасения,  –  это Божья
        сила. (19) Ведь в Писании сказано:

                "Погублю мудрость мудрых
                    и разум разумных отвергну".


                ----------------------------------------
@               1.11 +домочадцы+ – члены семьи, а также слуги и рабы.
@               1.12 +Аполлос+ – см. Деян 18.24-28. +Кифа+ – арамейское
                     имя ап. Петра, означающее "камень, скала".
@               1.13 +Христос разделился на части?!+ – в некоторых
                     рукописях: "Христос не разделился на части".


                       ( 1Кор.1. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой.
                           www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#1:10 )


                                * * *


к 1Кор.1:13:
 + + + протопр. Николай Афанасьев: единство Церкви - абсолютно
                          www.messia.ru/rasylka/007/1907.htm#0

к 1Кор.1:10-18:
 + + + Яков Кротов: церковь: семейная ссора?
         www.messia.ru/rasylka/006/1577.htm#0 (+ссылки!)
 + + + епископ Дионисий Батарчук: ...иногда необходимо разделиться...
                                 www.messia.ru/rasylka/008/2270.htm#0
 + + + Церковь - единая и разделенная
        www.messia.ru/r2/4/ek01_040.htm#0
         (+ ссылки на др. материалы по теме)








# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Возьмем для сравнения человеческое тело  -
 оно одно, а органов в нем много,
 но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело.
 Таков и Христос  -
 ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом:
 евреи и греки, рабы и свободные.
 Всем нам было дано испить одного Духа.
*Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих.
 Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу",
 разве от этого она перестанет быть частью тела?
 Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу",
 разве оно перестанет быть частью тела?
 Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало?
 А если всё тело  -  ухо, как бы оно обоняло?
 Однако Бог поместил все органы в одном теле
 и каждому из них отвел место по Своему усмотрению.
 Будь все одним органом, где же тело?
 И вот в результате органов много, а тело одно.
 Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь".
 Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь".
 Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле,
 оказываются насущно необходимыми.
 И те органы, которые кажутся наименее "почтенными",
 их-то мы и укутываем наиболее тщательно.
 И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой,
 какой не требуют более красивые.
 Но Бог так соединил органы в теле,
 чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет,
 для того чтобы в теле не было разногласий,
 а все органы заботились друг о друге.
 И если страдает один орган, плохо и всем остальным.
 Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.*
                                                (1Кор.12:12-26)
                                * * *
*Представьте себе, братья,
 что я пришел к вам и говорил на неведомых языках.
 Какая была бы вам от меня польза?
 Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл,
 ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чём не наставил. ...
 Жаждете даров Духа -
 добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви. ...
 Если я молюсь на таком языке,
 Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
 Как же быть?
 Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
 но буду молиться и разумом!
 Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом! ...
 Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
 но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных,
 чтобы наставить и других,
 чем тысячи на непонятном языке! ...
 Когда вы собираетесь вместе,
 пусть у одного из вас будет гимн,
 у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
 у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
 Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
 Пророки же пусть говорят двое или трое,
 а остальные пусть проверяют, что они сказали.
 А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога,
 то пусть первый тогда замолчит.
 Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
 чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
 Пророки должны уметь управлять своим духом,
 потому что Бог - это Бог не беспорядка, а мира. ...
 Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
 но не препятствуйте говорить и на языках.
 Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
                             (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40)
                                * * *
Иисус сказал:
"Ведь Царство Небес можно сравнить вот с чем.
 Один хозяин пошел рано утром нанимать работников в свой виноградник.
 Сговорившись с работниками о том,
 что он заплатит им за день одну серебряную монету,
 он послал их в виноградник.
 Придя в девять часов утра на рыночную площадь,
 он увидел, что там сто`ят еще люди без дела.
 Он сказал им:
 "Ступайте и вы в виноградник.
  Я заплачу вам, что будет причитаться".
  Они пошли.
  И в двенадцать часов, и в три часа дня он делал то же самое.
  И уже около пяти часов он еще раз пришел на площадь,
  увидел стоявших там людей и говорит им:
  "Что вы сто`ите весь день без дела?"
  Они отвечают: "Никто нас не нанял".
  Он говорит им: "Ступайте и вы в виноградник".
  Когда настал вечер, хозяин говорит своему управляющему:
  "Созови работников и расплатись с ними.
   Начни с тех, кого наняли последними, и закончи первыми".
  Пришли нанятые в пять часов вечера,
  и каждый получил по серебряной монете.
  Первые, придя, решили, что они получат больше.
  Но и они получили по денарию.
  И, получив, стали негодовать на хозяина:
  "Эти последние час один проработали,
   ты же приравнял их к нам,
   а мы ведь целый день надрывались под палящим солнцем".
  Но он ответил одному из них:
  "Я тебя не обидел, приятель.
   Разве ты сговорился со мной не за один денарий?
   Получай свое и уходи.
   А я хочу и этому, последнему, дать столько же, сколько тебе.
   Разве я не вправе поступать со своими деньгами, как хочу?
   Или тебе завидно, что я щедр?"
  Так последние станут первыми, а первые  -  последними". (Мф.20:1-16)
                                * * *
"Все мы много грешим.
 Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
 способный держать в узде всё тело". (Иа.3:2)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2450.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»