=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Этот  выпуск посвящен стихам 1:18-29
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.



>              1.18-25 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ МУДРОСТЕЙ

> 18   Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
>    погибели, а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила.
> 19 Ведь в Писании сказано: "Погублю мудрость мудрых и разум разумных
>    отвергну".
> 20   И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого
>    века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
> 21 Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью
> 22 не познал Бога, Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.
> 22 Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес,
> 23 а греки ищут мудрости, • мы возвещаем Христа, распятого
>    на кресте! Для евреев это камень преткновения, для язычников -
> 24 глупость, • а для тех, кто призван - и евреев, и греков, -
>    это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость.
> 25 Потому что Божья "глупость" мудрее людей, и Божья "слабость"
>    сильнее людей!


>               ---------------------------------------
>               1.19 Ис 29.14
>               1.20 Иов 12.17; Ис 19.12; 33.18; 44.25
>               1.21 Мф 11.25
>               1.22 Мф 12.38; Ин 4.48; Деян 17.18,32
>               1.23 Рим 9.32; 1Кор 2.14
>               1.24 Кол 2.3
>               1.25 2Кор 13.4



> Этот  отрывок  -  один из важнейших для понимания богословской мысли
> апостола.   Главная   тема   здесь  -  это  парадокс  креста  и  его
> преображающее воздействие на жизнь людей.

> Ст.  18  -  =Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем
> погибели,  а  для  нас,  идущих  путем  спасения  - это Божья сила.=
> =Проповедь  о  Распятом= - дословно: "Слово о кресте". Павел говорит
> здесь  не  о  кресте  как орудии казни, но о спасительной жертвенной
> смерти  Христа,  распятого  на  кресте.  Это и есть Радостная Весть,
> которую  Бог  послал  его  возвещать  людям.  Сама  мысль о распятии
> вызывала  содрогание даже у тех,  кто,  будучи римским  гражданином,
> не  мог  быть  казнен  на  кресте.  Люди даже заменяли слово "крест"
> различными эвфемизмами, например,  "плохое   дерево".  Многие видели
> эту  казнь, потому что в древних цирках, наряду с боями гладиаторов,
> также  совершались  казни: осужденных обычно отдавали на растерзания
> диким зверям или распинали.

> Апостол   не   пытается   приуменьшить   тот  факт,  что  Основатель
> христианства  был  осужден  судом как преступник  и казнен,   причем
> на  кресте,  где казнили рабов и мятежников, что не могло не смущать
> многих  слушателей.  Ср.   Флп 2.8. Напротив,  он делает это центром
> своей  проповеди. Это его единственная тема, ему не нужно ее менять.
> В  то   время  как  ораторы  того  времени  постоянно  подчеркивали,
> как  много  они знают, апостол сознательно утверждает: "Ведь я решил
> для себя, что я, будучи у вас, ничего не знаю, кроме Иисуса Христа -
> распятого  на  кресте  Иисуса   Христа"  (2.2). Слово о кресте  есть
> в сжатом виде всё содержание Вести. Даже Христос воскресший остается
> Христом   распятым.   Смерть   и   воскресение   Христа   не  должны
> восприниматься   как события прошлого.   Христиане  должны  помнить,
> что  всё,  что  случилось  с  Христом, непосредственно касается и их
> самих. Их крещение - соучастие в смерти Христа, сораспятие. В Письме
> галатам  Павел   сказал,  что благодаря  кресту  Господа "мир распят
> для меня, а я - для мира" (Гал 6.14).

<.....>

> Ст. 19 - =Ведь в Писании сказано:  "Погублю мудрость мудрых  и разум
> разумных  отвергну"=  - Апостолу очень важно показать, что это вовсе
> не  какая-то  новая,  неслыханная  доселе  Божья мудрость, явившаяся
> только  сейчас, так что люди должны приложить к ее усвоению всю свою
> человеческую      мудрость.     Нет,     Божья   мудрость     всегда
> резко  контрастировала  с  земной, и ее нельзя постичь человеческими
> средствами.  Об  этом  свидетельствует  Священное  Писание, а именно
> пророк  Исайя,  цитату  из которого приводит Павел для подтверждения
> своих слов.

> Павел  цитирует  Исайю  по  греческому   переводу,   но,   вероятно,
> по  памяти,   потому  что  некоторые  слова   изменены и  приближены
> к  еврейскому  оригиналу  (в  греческом  не  "погублю", но "скрываю,
> прячу").  Кроме  того,  он  приводит лишь часть предложения, которое
> целиком  звучит так: "Господь сказал: "Народ этот близок ко Мне лишь
> на  словах, лишь словами Меня они чтят, сердца же их от Меня далеки.
> Их страх предо Мною - лишь заповедь, усвоенная ими от людей. Поэтому
> Я и впредь буду творить с этим народом небывалое, невиданные дела,  -
> и  погибнет  мудрость  их мудрецов, не останется разума у разумных""
> (Ис  29.13-14).  В  контексте Исайи Бог называет мудрыми и разумными
> политических советников царя Иудеи Езекии,   склонявших его вступить
> в  военный союз с Египтом, чтобы совместно выступить против Ассирии.
> Пророк  Исайя  возражал против этого,   и царь в конце  концов  внял
> его  словам.    Божьей   мудростью  в  данном случае была покорность
> по  отношению  к  вступившим  на  иудейскую  территорию  ассирийским
> войскам,  что  казалось  людям  национальным унижением и проявлением
> слабости. Но такова парадоксальная воля Бога: в отличие от языческих
> богов,  покровителей  городов и государств, Он не выступил на защиту
> Своего  народа.  С  точки  зрения человеческой мудрости, Бог Израиля
> оказался слабее богов Ассирии.

> Ст.  20  -  =И  где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель
> этого  века?= -  Возможно, перед нами  тоже цитата из Писания,  хотя
> эти  риторические  вопросы  взяты  из разных текстов Исайи: Ис 19.12
> ("Где  же они, твои мудрецы?");  33.18 ("Где теперь тот, кто  считал
> и  взвешивал  /дань/?"). Риторические вопросы у Исайи отнесены к тем
> завоевателям,   что   полагались  на  свою  мощь,  но  были  жестоко
> посрамлены Господом Воинств.

> Апостол  относит  слова  Писанию к современной ему ситуации. В свете
> Креста  от  человеческой  мудрости  не  осталось и следа. =Мудрец= -
> вероятно,  имеются  в  виду  мудрецы греко-римского мира. =Знаток= -
> буквально:  "книжник,  писец";  вероятно, так названы знатоки Закона
> Моисея,  учителя  Закона,  хотя  это  может  быть общее наименование
> образованных   людей,   профессионалов,   экспертов.  =Мыслитель=  -
> дословно:   "спорщик";   вероятнее  всего,  философ,  хотя  под  это
> определение  подходят обе  вышеупомянутые  категории  людей, так как
> они обычно обучали своих  учеников  методом спора.   Ср. также 1.26,
> где   мудрецам,   знатокам   и   мыслителям   соответствуют  мудрые,
> влиятельные,  родовитые.  =Этот  век=  -  Еврейское  слово  "ол`ам",
> переведенное  на  греческий  как  "ай`он"  (традиционно произносится
> "э`он"),  означает  и  временное ("век"), и пространственное ("мир")
> измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям,
> вся   история   человечества   делилась   на  два  века,  или  мира:
> "олам-хаз`э" ("этот, нынешний век") и "олам-хаб`а" ("грядущий век").
> Этот  век  во многом подчинился власти Сатаны, противостоящего Богу,
> так  что  в  Письме галатам Павел назвал его "миром, в котором царит
> зло" (Гал 1.4), то есть безбожным миром (дословно: "злым веком").

> =Разве  Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?=  -  Эта мысль
> о посрамлении человеческой,   земной  мудрости  восходит к пророкам.
> Ср.  Ис  44.25:  "Знаменья гадателей Я обращаю в ничто, прорицателей
> обвожу вокруг пальца, мудрецам наношу пораженье, все их знания делаю
> глупостью"   и   Иов  12.17:  "Советников  Он  гонит  босыми,  судей
> выставляет  глупцами". Этого мира - то же, что "этого века" , но всё
> же  есть  и  некоторое  различие:  для  Павла, как и для автора 4-го
> Евангелия,    мир  часто представляет собой  отрицательное  понятие.
> Это  человечество,  поставившее  в  центр  не  Бога,  но себя и свои
> эгоистические интересы. Мудрость этого мира есть то, что в древности
> называли  "хюбрис",  дерзость  и  наглость  по отношению к божеству.
> Апостол  подвергает   уничтожающей  критике   не  разум,  не знание,
> не  образованность,  а  неверные,  искаженные  отношения между Богом
> и человеком,    что   приводит   к  потере разума   и  в  результате
> к  самоослеплению и неспособности различать Творца и творение, добро
> и   зло,    важное   и    несущественное,    должное   и  не должное
> (ср. Рим 1.18-23).

> Ст.  21  -  =Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей
> мудростью  не  познал  Бога,  Он пожелал спасти верующих "глупостью"
> Вести=  -  Этот стих объясняет то, что было сказано выше. Существует
> много  попыток  понять,  как  именно  понимает  апостол Божественную
> мудрость  в этом стихе. Это может быть: а) мудрость, которая открыла
> себя   в Писании   (таково было  мнение   Климента Александрийского)
> и  в природе (Иоанн Златоуст)*; б) мудрость как самооткровение Бога;
> в)  мудрость  как  преображающая  сила,  противостоящая человеческим
> ценностям;   г)   мудрость   как  свободно  дарованная  благодать.{}
> Вероятно,  наиболее  правильным  будет  утверждение,  что  в понятие
> Божьей  мудрости  входят  все  эти  аспекты.  Она "воплощает замыслы
> Творца  в  мироздании и одновременно открывает Его волю в людях"***.
> =В  Своей  мудрости=  -  Греческий  текст  допускает иное понимание:
> "через Свою мудрость", "благодаря Своей мудрости".

> =Мир  своей мудростью не познал Бога= - =Мир= здесь персонифицирован
> и  представляет  всё человечество и весь тварный порядок вещей в его
> падшести.  Своей   собственной   мудростью, которая тоже принадлежит
> к  падшему  миру, люди не способны постичь Бога. Об этом лучше всего
> апостол   Павел    говорит  в  Рим  1.18-31.    Человек   проецирует
> свои   искаженные представления на богов,  так что получается,   что
> не  человек  создан  по  образу  и  подобию  Бога,  но Бог создается
> человеком  по  собственному   образу.    Его боги часто подобны даже
> не   людям,   но  зверям  и  пресмыкающимся.  Такой  "Бог,  открытый
> человеческой  мудростью,  будет  одновременно проекцией человеческой
> падшести  и  источником человеческой гордости... Боги "мудрых" редко
> милосердны  к  не  заслуживающим,  они требуют от людей значительных
> способностей познать   их,   и  отсюда  они становятся богами   лишь
> для  элиты  и "заслуживающих".{} Поэтому Бог открывает Себя человеку
> посредством  Своего  Духа.   Возможно,    Павел  здесь  полемизирует
> с  протогностическими  взглядами,  утверждавшими,  что только знание
> Бога, данное немногим избранным, дарует спасение.
        -------------------------------------
>       * См., например, Толковую Библию, т. 3, Первое Послание
>         к Коринфянам, с. 18: "Это - книга природы, в которой
>         раскрывается пред разумным человеком премудрость Божия
>         (см. Римл.I,10 и Деян XIV,17; XVII,27)".
>       *** А. Мень, Библиологический Словарь, т. 2, с. 487.

> =Он  пожелал спасти верующих "глупостью" Вести= - Согласно апостолу,
> инициатором  спасения выступил Бог, который не стал дожидаться, пока
> люди  сумеют  познать  Его.  Открыв  сейчас  Себя людям через смерть
> Своего  Сына,  Он  призвал  их  к познанию Себя через Него. Это иная
> форма  познания - вера. Причем вера - это не убежденность в каких-то
> фактах,  но  доверие. Каким бы странным ни казался Божественный план
> спасения,  верующий  доверяет  Богу.  С  точки  зрения  человеческой
> мудрости, культивирующей силу и успех, этот план есть верх глупости.

> Ст.   22-24  -     =Потому  что  в  то  время как   евреи   требуют
> в  доказательство чудес, а греки ищут мудрости, мы возвещаем Христа,
> распятого  на  кресте!=  - В греческом =чудес= - буквально: "знаков,
> знамений". В Евангелиях противники Иисуса постоянно требовали, чтобы
> Он явил им какой-либо знак в доказательство Своих прав (Мф 12.38-40;
> 16.1-4;  Мк  8.11-12; Лк 11.29; Ин 6.30). В синоптических Евангелиях
> слово  "знак" имеет отрицательную окраску: это некое демонстративное
> чудо,  как, например, странные и загадочные видения на небе. Сатана,
> искушая  Его   в пустыне,    предлагал Ему продемонстрировать  людям
> Свое могущество (Мф 4.1-11; Лк 4.1-13). Старшие священники и учителя
> Закона  издевательски  говорили  Распятому:   "Пусть сойдет с креста
> у нас на глазах - тогда  Ему  поверим!" (Мк 15.32). Людям   кажется,
> что  чудеса  есть  гарантия  истины,  но  в  Библии  требование чуда
> рассматривалось как дерзкое и наглое "испытание Бога", как недоверие
> Богу,  отсутствие  веры.  Ведь само по себе чудо еще не гарантирует,
> что  чудотворец  послан Богом (см. Втор 13.1-3). Иисус предсказывал,
> что  в конце мира появятся лжепророки, которые явят множество чудес,
> чтобы  сбить  с  пути  верующих (Мф 7.22; 24.24; Мк 13.22; см. также
> 2Фес 2.9-10; Откр 13.3, 13-15).

> =Греки  ищут мудрости = - В Новом Завете =греками= обычно называются
> не  только  люди определенной национальности, но все язычники вообще
> (как  некогда  на  Руси  всех  иностранцев звали немцами). Это видно
> также  из ст. 23, где их называют язычниками. И все же здесь имеются
> в  виду по большей части люди эллинистической культуры, прежде всего
> философы греко-римского мира. Стремление к мудрости - характеристика
> греков. Об этом некогда сказал историк Геродот: "Все греки ревностно
> устремляются  к  любому  виду знания". Слово "философия" переводится
> как  "любовь к мудрости", а "софист" - как "стремящийся к мудрости".
> Конечно,   апостол   не  обличает  философию или  образованность, но
> он   видит,   как   мудрость  превращается  для  людей  в  конечную,
> самодостаточную  цель.  Так  апостол  ставит  диагноз  падшему миру:
> парадоксальным  образом  всю  нашу человеческую  жизнь сопровождает,
> с  одной стороны,  жажда   чудес, а  с другой,  упование   на разум.
> Ср. Мф 11.16-19; Лк 7.31-35.

<.....>

> Ст.  25  -  =Потому  что  Божья  "глупость"  мудрее  людей,  и Божья
> "слабость"  сильнее  людей!=  -  Этими предельно сжатыми и прекрасно
> выстроенными   словами   завершается  вся  аргументация  ст.  18-25.
> Тертуллиан,   цитируя  эти слова Павла,  называет "глупостью" крест,
> а "слабостью"  -  воплощение Христа.  Но, вероятнее,  апостол  имеет
> в  виду  не  один  только  факт  распятия, но всю деятельность Бога,
> приведшую  Христа к кресту. "То, что Бог совершил в Христе распятом,
> есть  прямое  противоречие   человеческим представлениям  о мудрости
> и  силе,  и  всё  же это дело Божье достигло того, чего человеческая
> мудрость  и  сила  не  сумели  достичь. Оно действительно возвестило
> истину  о  Боге  (и  о  человеке),  и  оно  действительно освободило
> человека  из рабства".{} =Глупость и слабость= - буквально: "глупое"
> и  "слабое"; средний род имеет больше обобщающей силы. Апостол здесь
> применяет и другие стилистические приемы: оксюморон и параллелизм**.
        -------------------------------------
>       ** Оксюморон,  или оксиморон (греч. буквально
>          "остроумно-глупое") - стилистическая  фигура,  сочетание
>          противоположных по значению слов; ср. "живой труп", "убогая
>          роскошь". Параллелизм - тождественное или сходное
>          расположение элементов речи в смежных частях текста; один
>          из наиболее частых приемов в еврейской поэзии.

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. Стр.45-55 ]



+ + + ср. www.messia.ru/rasylka/008/2273.htm#0 (+ ссылки)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято.
 В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием,
 а оружием Божественной мощи - оно сокрушает твердыни.
 Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие,
 восстающие против познания Бога,
 и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу.
 И когда ваша покорность Христу станет совершенной,
 мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность. ...
 Если кто-то убежден, что он Христов,
 пусть подумает о том, что мы тоже не меньше его Христовы.*
                                                    (2Кор.10:3-7)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2458.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm