=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



14/1 октября в церквях российской традиции празднуется
     Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
     
+ + + свящ. Александр Шмеман: Покров Богородицы
       www.messia.ru/rasylka/006/1645.htm (+ссылки!)
       (В этот же день празднуется память прп. Романа Сладкопевца)


С праздником!




А этот  выпуск посвящен стихам 5:9 - 7:12
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#5:9 ).




к 1Кор.6:12-20:
 + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы
                           www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0





> Итак,  первая  проблема,  которая  довлеет  над  церковной  жизнью -
> экклесиологическая.{}    Множество    реальных     нестроений,   как
> в глобальном порядке,  так и на уровне приходской и  частной  жизни,
> в  действительности  имеют  причиной нерешенность вопроса о границах
> Церкви.  Аморфное  представление  о  границах истинной Церкви весьма
> странным  образом проявляет себя в совершенно неожиданных ситуациях.
> Спонтанные  прекращения  канонического  общения  между православными
> Церквями   по   мотивам     чисто      политическим   дискредитирует
> идею тождественности канонического общения и благодатного содержания
> церковной  жизни.  Периодически  допускаемое в разных формах участие
> инославных   (католиков,    дохалкидонитов  и   даже   протестантов)
> в Таинствах Православной   Церкви (крещение,  причастие,  венчание),
> а  также  и  принятие  Православной  Церковью  действенности  тех же
> Таинств  у инославных, однозначно раздвигают границы Церкви как Тела
> Христова  за  рамки  православия.    Практика  принятия раскольников
> в  "сущем  сане"  по  соображениям "крайней икономии{} категорически
> разграничивает  административные  решения     церковной     иерархии
> и их благодатное содержание; особым парадоксом является существующая
> в  рамках  той же церковной структуры одновременно с "икономическим"
> подходом   случаи   "перерукоположения"   раскольников   по  желанию
> конкретных иерархов.{}

> На  уровне  приходской  и  частной  жизни главной экклесиологической
> проблемой       является    сам      факт  существования    приходов
> как   территориального   образования.  "Приходы"  (сменив  "общины")
> возникли  в средние  века   как  форма организации  церковной  жизни
> в  условиях  "поголовной"  крещенности  и воцерковленности населения
> христианских  стран.  В  настоящее время реальная структура общества
> такова, что положение "церковного народа" в нём аналогично положению
> первохристианской    Церкви    -   несколько   процентов   населения
> воцерковленных  христиан  и,  возможно,  до 10% "оглашенных". В этих
> условиях   административное  устроение  Церкви  по  территориальному
> принципу - бессмыслица. Кого считать членами Церкви? Тождественны ли
> понятия "прихожанин" и "член Церкви Христовой"? Кто есть в отношении
> Церкви человек в детстве крещённый и никогда более к церковной жизни
> не  "примыкавший"? Вариантов этой ситуации, понятно, множество. Член
> ли  Церкви  тот,  кто  считает  Богом  святителя Николая (так считал
> человек, некогда бывший старостой нашего храма)? Член ли Церкви тот,
> кто  не читал Евангелия? Никогда не причащался? Живет в блуде, ходит
> к  экстрасенсам  и пр. - но детей крестит на "своем" приходе? А чего
> стОит   обязанность   священников    крестить,  погребать  совершать
> пр<очие> требы  "прихожанам" только потому,   что  "это  их  Церква,
> и попа им поставили, чтобы он их обслуживал, а не условия ставил"? -
> и,  будем  откровенны,  ещё  потому,  что  без  этих  треб священник
> материально в условиях приходской жизни семью не прокормит. Так кого
> же  мы,  священники,  обязаны  -  и  имеем право - крестить (и пр.)?
> Каковы  условия "вхождения в Церковь"? Нет яснй границы Церкви - нет
> и ясных критериев решения этого и аналогичных вопросов; царит полный
> волюнтаризм  и   неразбериха.    Стоит ли умножать примеры  метастаз
> этой проблемы в практической жизни Церкви? Они проявляются на каждом
> шагу,  все  с  ними  сталкиваются  (хотя  и  не все, пожалуй, вполне
> идентифицируют);  надо  бы  эту  ситуацию ясно определить и соборно,
> молитвенно предпринять шаги к её разрешению.

> Но  один  вопрос  из  сонма возникающих в связи с экклесиологической
> путаницей  в Церкви следует выделить и обговорить особо - это вопрос
> церковного  брака,   в  частности,  размытости  границы между браком
> и    блудом.     Действительно  -  кто  определит,   что такое  брак
> для   христианина?    Правильно,    это  союз  любви   в  самоотдаче
> и  самопожертвовании,  ставящий  целью  создание христианской семьи,
> семейной  церкви.  Но  тождественен ли брак венчанию? Очевидно, нет:
> апостольское     слово     (1Кор.7,13),     позднее    происхождение
> чинопоследования  Таинства венчания, постановление Юбилейного Собора
> РПЦ 2000 г. (о признании гражданского брака в религиозно "смешанных"
> семьях законным сожительством) однозначно признают возможность брака
> вне  венчания.    Но    каково  же   в этом    контексте   положение
> брака  гражданского,  чем  он  отличается  от простого сожительства?
> Печатью  в  документе?  Абсурд. Серьезностью намерений? Но очевидно,
> что и это утверждение весьма спорно.

> Я слышал из уст опытного священника, профессора МДА, традиционалиста
> по  убеждениям,   слова   о  том,  что в сфере отношения полов  есть
> три  категории  отношений: блуд - эгоистичное "потребление" партнера
> ради   удовлетворения   своего   сластолюбия   (м.б.   и  не  только
> сексуального характера),  брак, благословенный  Господом в Таинстве,
> и  брак  законный,  но  не  облагодатствованный  Дарами любви Божией
> (гражданский).  Но,  при  неопределенности для церковного (а по сути
> дела,  и  для  светского)    сознания   понятия  "гражданский брак",
> что является внешним критерием разделения   сожительства на законное
> и  незаконное?    И почему   законное   сожительство    в "условном"
> (без  регистрации  -  при  определенных  причинах) гражданском браке
> недопустимо  для  верующего человека? Ответов Церковь на эти вопросы
> не  дает,   что способствует  распространению  крайнего  разномыслия
> в  их  практическом  разршении.  Так,  я  знаю  священника, опытного
> духовного    руководителя,     который   даже  считает    допустимым
> при   необходимости   в   определенных  условиях  разрешать  брачное
> сожительство супругов (создание семьи) без предварительного венчания
> и гражданской регистрации./*/

> Вы  спросите,  каким  образом  эта  неразбериха  связана с проблемой
> границ Церкви? Самым непосредственным. Господь в Новом Завете устами
> апостола  Павла (5  глава 1Кор) категорично разграничивает "внешних"
> и "внутренних" для Церкви.  Соответственно различаются  и требования
> к   положению   и   поведению  христианина  в  Церкви  и  в  "миру".
> Первохристианская Церковь, безусловно, жила в контексте именно такой
> системы  отношений.    При  ясной самоиндетификации церковной общины
> в  ней  могли четко применятся апостольские правила устроения жизни.
> Верующая   жена,   состоявшая   в  браке  до  своего  воцерковления,
> оставалась  и в Церкви,  и в браке.  Воцерковленной девушке вступать
> в  брак  следовало  только  с  членом  Церкви,  иначе ей должно было
> оставаться  в  безбрачии.  Церковный  брак благословлялся епископом,
> расторжение   брака   было   невозможно (кроме греха прелюбодеяния).
> При  вдовстве  было  допустимо  вступление  в новый  брак.  Правила
> были   ясны,  посильны,  и  выполнение  их,  в  условиях  достаточно
> замкнутой  церковной  общины,    было вполне естественным  явлением.
> Но  как и к кому  применять сегодня эти нормы;   кто сейчас  скажет,
> где  "внешние",  а где "внутренние"? А ведь других норм нам не дано,
> иного  благовествования  Господь   не являл.   Вот   и   получается,
> что  отсутствие четких представлений о том, где проходит грань между
> Церковью   и  миром,  между  "внутренними"  и  "внешними",  является
> причиной  множества  нестроений,  а  иногда  и трагедий. Бесконечные
> "безгодные"  венчания  - неосмысленные и неисполненные; по сути дела
> поругание  Таинства.  Бесконечные разводы;  видимо "лёгкие"  разрывы
> в   действительности   неразрываемых  связей.  Странные  "церковные"
> разводы (фактически благословения епископа на грех); странные второ-
> и,  на  практике,  многобрачные  чины.  Абсурдные повторные венчания
> благословением  епископа  (я  видел  эти  резолюции  - тоже сплошная
> икономия!)  разведенных пар чином первобрачных (Таинство!). Духовный
> надрыв   в   церковной   среде  из-за  невозможност  есения  "бремен
> неудобоносимых";  и, как следствие, "раздвоение" духовного сознания.
> Опасные  эксцессы "младостарческого" руководства (особенно вторжение
> в   семейную    жизнь    монашеского     учительства./**/   Соблазны
> и неопределенность  в  устроении   добрачных   отношений.   Перекосы
> в  устроении  семейных   отношений  из-за давления "мертвящей буквы"
> и   отсутствия   "духа  животворящего"  любви  в  нормах  церковного
> бракоустроения;     всяческие   шатания  в  Церкви   из-за неясности
> этих норм.


        -------------------------------------
>       /*/ Пример из жизни. Сошлись для семейной жизни люди уже
>       не молодые. Отношения их - подлинный брак, однако,
>       зарегистрировать его в загсе по чисто техническим причинам
>       быстро было невозможно (для расторжения супругом первого
>       гражданского брака необходимо ехать в Среднюю Азию). Началось
>       постепенное воцерковление семьи, точнее, приближение к Церкви.
>       Однако их, не утвердившихся в вере и колеблемых страстями,
>       ставить под венец - ещё рано; необходимо сначала вполне
>       воцерковиться. Печальные последствия поспешности в таком
>       вопросе хорошо известны. И к слову, опытные духовники
>       категорически не советуют пытаться укрепить шатающийся брак
>       при помощи венчания: венчание, ещё раз повторим,
>       облагодатствование брака, а не его утверждение. Итак, брак
>       тех людей назовем ли блудом? Не более ли блуд духовный
>       венчание без всякого религиозного чувства, следуя моде
>       или амбициям?

>       /**/ В том числе в вопросе устроения телесных отношений
>       супругов. Нынешние "духовники", стремясь из-за всех сил стать
>       "святее папы Римского", стараются "заруководить" всю жизнь
>       своих пасомых, вникая в самые интимные стороны
>       их взаимоотношений (особо в этом почему-то усердствуют
>       монашествующие). Наивно думают такие рьяные "руководители",
>       что тем самым делают богоугодное дело - их ревность
>       не по разуму, и рождает только смуту в душах. А вот что
>       о вопросе телесных отношений говорят мудрые Отцы Церкви
>       (тоже ведь монахи, только боговдохновенные, истинные),
>       что говорят каноны Церкви: "Вступившие же в брак сами себе
>       должны быть довлеющими судьями". (Каноническое послание
>       иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа
>       Александрийского и исповедника, к епископу Василиду,
>       правило 3).

                [ свящ. Михаил Шполянский.
                  Из статьи "Церковь земная: разрывы и обрывы"
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shpo/lyansky2.htm ]

       

 + + + В.Н.Кузнецова: брак и развод (7.1-9)
        www.messia.ru/rasylka/008/2284.htm#0
                      (+ ссылки к 6:20-7:12)
 +++ Кротов, Бердяев, Д.Ольшанский, Льюис и др. о вопросах пола
                    www.messia.ru/rasylka/rzerv/pol_razvrat.txt
 + + + свящ. Александр Мень о браке
        www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm
 + + + свящ. Александр Шрамко. ЛИЧНОСТЬ И "ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ"
              www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3988
 + + + митрополит Сурожский Антоний. ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ
        Цель брака. Богословие материи. Целомудрие и деторождение.
                                   www.mitras.ru/pered4/pb_421.htm
 + + + свящ. Иоанн Мейендорф. БРАК В ПРАВОСЛАВИИ
                www.messia.ru/r2/4/s16_183.htm#0
 + + + Ф.Н.Козырев. Церковь и пол.
        Размышление первое: о семье и Церкви
         www.kiev-orthodox.org/site/family/1340/
        Размышление второе: О седьмой заповеди
         www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/
 + + + Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
        Таинство брака  www.krotov.info/spravki/temy/t/tainstv.html#6
 + + + Брак и семья. Материалы на с. "Киевская Русь"
                  www.kiev-orthodox.org/site/family/
 + + + Сергей Троицкий. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА
        www.krotov.info/libr_min/t/toquil/troi_0.html



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*И я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше
 и больше и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием,
 а также умением выбирать то, что действительно важно.
 И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны,
 с обильными плодами праведности, что созидаются через
 Иисуса Христа во славу и хвалу Богу. ...
 Некоторые, правда, возвещают Христа из зависти и соперничества.
 Но другие - из добрых чувств.
 Эти - из любви ко мне,
 зная, что я поставлен Богом защищать Божью Весть.
 Те же возвещают Христа из своекорыстных побуждений.
 Они возвещают Христа не от чистого сердца,
 а думая утяжелить этим мои цепи.
 Ну и что?!
 Как бы ни проповедовали Христа,
 с задней мыслью или от чистого сердца, - неважно,
 главное, что имя Его возвещается! Я этому рад!* (Флп.1:9-11,15-18)
                                * * *
Сказал Господь: "Кто из вас никогда не грешил,
                           пусть первым бросит в нее камень!" (Ин.8:7)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2469.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»