=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




(Продолжение темы предыдущего выпуска.)



                        =г= Так ли плох богач?

6> Несчастный  богач,  не  получив  облегчения своей участи, прилагает
6> просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию
6> другим,  и  тогда  как  прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего,
6> теперь  заботятся  о  других,  кои  не находятся при нём, и умоляет
6> послать  в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь
6> из  мертвых,    но  Лазаря,   чтобы  видевшие  его  прежде  больным
6> и  бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие
6> свидетелями  его  убожества сами сделались созерцателями его славы.
6> Ибо  очевидно,  он  имел бы явиться им во славе, если бы нужно было
6> быть ему проповедником, достойным <доверия>. <.....>

*
7> <....>  В этой притче звучат страшные слова, когда Авраам объясняет
7> грешнику в аду:   "Между нами и вами утверждена  великая  пропасть,
7> так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам
7> не  переходят" (Лк.16,26). Примечательно, что из этих слов следует,
7> что  в  раю  есть  "хотящие  перейти"   в  ад  -   то есть,  святые
7> не радуются, глядя на страдания грешников, а сострадают им и рвутся
7> облегчить их участь. А вот в аду нет желающих перейти в рай, и даже
7> богач  из  притчи  не  в рай просится, а лишь умоляет о капле воды.
7> Может  быть,   если  бы  он  не о воде просил,  а о том,  чтобы его
7> на  небеса  взяли,  если бы дерзновения и порыва к Богу у него было
7> больше,  чем  жалости  к себе, страдающему - и взяли бы в рай. Так,
7> бесполезно  просить  у  милиционера  на  выпивку,  а  вот от смерти
7> милиционер вас спасёт, и не только милиционер. К сожалению, слишком
7> многие  люди  думают,  что  умрут  без  выпивки  - а на самом деле,
7> умирают,  выпив  не того, что нужно, не той воды, о которой говорил
7> Христос, когда назвал Себя - источником.


                            =д= Ад? Шеол?

Слово "ад" используется в Библии в нескольких значениях. Что же
понимается под "адом" в притче о богаче и Лазаре?

12> <...> Ад - это еврейское "шеол", не место вечного наказания, каким
12> в  еврейской  мысли  считалась  геенна  ().   Ад был  тем  местом,
12> где  умершие  дожидались  Божьего  Суда  и, в зависимости от своей
12> жизни  на земле, уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским
12> представлениям  того  времени,  в  шеоле умершие могли видеть друг
12> друга (ср. Лк.13.28).

*
16> <....>  Но  выводить отсюда <...> какие-либо  догматические  мысли
16> о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы
16> в   этом   отделе   притчи   имеем  перед  собоючисто  поэтическое
16> изображение известной, развиваенмой в притче мысли, подобное тому,
16> какое  находится, напр., в 3 книге Царств гл. 22, где пророк Михей
16> описывает  <в форме> видения бывшее ему откровение о судьбе войска
16> Ахава. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что
16> богач  говорит  о  мучающей  его  жажде?  Ведь  <в  аду у него нет
16> тела... ....>

*
3> Говоря  об  аде,  Иисус  имеет в виду прежде всего потерю подлинной
3> жизни,  разлучение с Ним,  а не традиционную картину ада,  принятую
3> в Его эпоху. Поэтому участь богатого, который мучится в огне, тогда
3> как  Лазарь  пребывает  в  лоне  Авраамовом,  не  следует принимать
3> буквально,  именно  потому,  что  это  притча. Но Иисус не случайно
3> пользуется образами,   взятыми  из Писаний,  где ад  представляется
3> в самых ужасных и неумолимых тонах: "Там будет плач и скрежет зубов
3> в печи огненной" (Мф.13.42),  там  "геенна, где червь их не умирает
3> и  огонь  не  угасает"  (Мк.9.43-48;  ср.  Мф.5.22),  где Бог может
3> "погубить душу и тело" (Мф.10.28).

*
8> <.....> Но приговор последнего суда предвосхищается  уже  по смерти
8> в  притче  о  богаче  и  Лазаре  (16:19-31):  братья богача  -  еще
8> на  земле,    между  тем,   Лазарь  уже на лоне Авраамове,  а богач
8> уже  мучится  в  адском  огне.  И  то  и  другое в учении о будущем
8> свершении будет предметом и дальнейшего откровения. <....>

                                * * *
9> Мы ведь свидетельствуем иконами, преданием церковным, верой Церкви,
9> что по смерти Христос  сошел   во ад;  но мы должны понимать,   что
9> это  значит! Когда мы думаем об аде, мы думаем картинно, фольклорно
9> о месте страшных мучений.  Но самое страшное  в аде Ветхого Завета,
9> в  шеоле, о котором говорит псалмопевец или другие места Священного
9> Писания  -    не в мучении,  а в том,  что это место, где Бога  нет
9> и  не  будет никогда, это место последнего, безнадежного отсутствия
9> Божия,  предельной  богооставленности  навсегда. И в этот ад грехом
9> Адама  сходили  все.   Прочтите  притчу  Христа о богаче и  Лазаре:
9> и  богач  и  Лазарь  и  Авраам  находятся  в  этом шеоле; судьба их
9> различна, страдание их различно, а оставленность - почти одинакова;
9> между  Богом  и этим местом нет пути. И когда Христос сходит во ад,
9> потеряв  Бога  в этом ужасе боголишенности, Он, как всякий человек,
9> потерявший  Бога,   уходит   в те   глубины,  из которых  как будто
9> нет  возврата  и где нет встречи с Богом. И ад широко раскрывается,
9> чтобы  уловить  Того, Кто на земле его побеждал всё время, во всём,
9> везде.  И,  о  ужас!  - обнаруживает, что с этой человеческой душой
9> вошла  в  ад  полнота  Божественного присутствия. Это путь Христов.
9> Каков наш путь?

*
10> <.....>  Вы,    наверное,   помните  из  служб  Страстной  седмицы
10> о сошествии Христа в ад. Ад Ветхого Завета  -  не тот ад,  который
10> мы  видим описанным у Данте или в полуфольклорной-полубогословской
10> литературе;  это  не  место мучения, не место наказания, это нечто
10> гораздо  более  страшное.  Тот  +шеол+,  который  описан  в Ветхом
10> Завете,  это не место, куда идут грешники, это то место, куда идут
10> все  умирающие  -  потому  что  все  отделены  от Бога. Да, в этих
10> глубинах  есть разные как бы области. Вы, верно, помните из притчи
10> о  богаче  и  Лазаре, что Лазарь почиет в лоне Авраамовом, в месте
10> упокоения,  тогда как богач страждет,  просит милости у тех,  кого
10> он  оставил  без  милости;    и  однако  и  тот и другой находятся
10> в  страшном  отдалении   от  Бога,    в месте  Божия   отсутствия.
10> Одни   остаются  связаны  с  Богом  верой,  внутренней  верностью,
10> молитвой,  праведностью  своей  прошлой  жизни,  ожиданием  (и это
10> решающий  момент)  Мессии,  ожиданием  Спасителя, Который разрушит
10> средостение  между Богом и человеком, отпадшим от Бога собственной
10> волей. <.....>

                                * * *
Закончить этот раздел можно указанием на то, что какой именно "ад"
подразумевается в притче, не так уж важно:

7> <...> Это именно притча, то есть не репортаж с того света, а образ,
7> сотканный  из  привычных  для  иудеев  той  эпохи  трафаретов:  что
7> праведники  возлежат  "на  лоне Авраамовом", что в аду горит вечный
7> огонь. <.....>

*
12> Но  есть  и  другая  причина  <того,  что  Авраам  не может помочь
12> богачу>:  рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти.
12> Но  надо  помнить,  что  перед  нами не путеводитель по загробному
12> миру,   а  притча, так что  искать  здесь точных  сведений о жизни
12> после жизни не следует. <...>


(окончание следует)


= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
+3. JMF & JG. СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. АД, ПРЕИСПОДНЯЯ
   www.krotov.info/library/bible/comm/01a.htm#a5

+6. еп. Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
   www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo15.html

+7. свящ. Яков Кротов.
    www.krotov.info/yakov/bible/luke/lk_16_26.html

+8. еп. Кассиан Безобразов. ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
   www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html

+9. митр. Сурожский Антоний.
   О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии)
   www.mitras.ru/prop/prop_31.htm

+10. митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (II)
    www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm

+12. В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий // М., 2004.

+16. Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого
    и Нового Заветов А. П. Лопухина. Евангелие от Луки.
    www.bible-center.ru/biblecomment?txt=lu%2B12&comm=lopukhin_ru


        [ Это небольшое исследование было проведено весной 2005 г.
          для рассылки "Христианское просвещение"
          ( www.messia.ru/r2/1/141.htm#0 ). Здесь приводится в слегка
          отредактированном виде. ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
 чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
 зовущего вас в Свое Царство и славу.
 Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
 что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
 приняли его не просто как человеческое слово,
 а воистину как Слово Бога,
 как силу, действующую в вас, потому что вы верите.* (1Фес.2:12-13)
                                * * *
*Однажды Иисус в одном месте молился, и, когда Он закончил,
    кто-то из Его учеников сказал:
     - Господь, научи нас молиться. Иоанн ведь научил своих учеников.
  Иисус сказал им:
     - Когда молитесь, говорите так:
       Отец!
       Пусть прославится Твое имя!
       Пусть придет Твое Царство!
       Давай нам насущный наш хлеб
           на каждый день.
       Прости нам наши грехи,
       ведь и мы прощаем всем,
           кто причиняет нам зло.
       И не подвергай нас испытанию. /.../
 Прос`ите - и Бог вам даст, / ищите - и найдете,  
 стучите - и Бог отворит вам.
 Всякий, кто просит, получает, / кто ищет, находит,  
 и тому, кто стучит, отворяют.
 Найдется ли среди вас отец, который, если сын попросит рыбы,
 даст ему вместо рыбы змею?
 Или, если сын попросит яйцо, даст ему скорпиона?
 И если вы, люди дурные, умеете давать своим детям что-то хорошее,
 то тем более Небесный Отец даст Святой Дух тем, кто Его просит!"
*Иисус изгонял беса - это был бес немоты, -
 и, когда бес вышел, немой заговорил.
 Толпа изумилась. Но некоторые из них сказали:
 "Он изгоняет бесов с помощью Вельзевула, старшего над бесами!"
 А другие, желая испытать Его, стали требовать от Него знака с неба.
 Но Иисус, зная их мысли, сказал им:
 "Всякое царство, если его раздирают распри, запустеет,
  и дом, где есть распря, рухнет.
  И если Сатана в распре сам с собою, разве устоит его царство? ...
  А если Я Божьей силой изгоняю бесов,
  значит, Царство Бога уже пришло к вам.
  Если охраняет свой дом человек сильный и вооруженный,
  его имущество будет в сохранности.
  Но если нападет на него тот, кто сильнее его,
  то победит его, отнимет у него оружие, на которое тот полагался,
  и разделит добычу.
  Кто не со Мной, тот против Меня.
   Кто не собирает со Мной, тот расточает".* (Лк.11:1-4,9-18,20-23)
                                * * *
*Если мы не прощаем, этим мы создаем себе ад на земле.* (М.Смит)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2480.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm