=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




* 25 декабря  2009 г. ст.ст., среда -   РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
  литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12.


                            С ПРАЗДНИКОМ!



(Апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск рассылки.)


                              * * * * *

> <...>  Рождество  Христово  это праздник именно потому, что верующий
> человек  знает:  Бог  родиться    не может. Бог  другой. Бог отличен
> не  только  от  человека,   а вообще  от всего и всех. За это мы Его
> и ценим.   Поэтому возможно  веровать   в Бога - то есть, обращаться
> к  Нему,  общаться  с Ним  так,  как   ни  с кем   и ни с чем более.
> Вот зрение - оно и для того, чтобы видеть спички, птичек, инфузории,
> и  все  другие  чувства  так.   А   вера -  только  для Бога. Вера -
> для  невероятного.      И  вдруг невероятное оказывается невероятным
> в квадрате.   Точнее,  в  колыбели.  Человек  может вообразить  Бога
> на небесах, но Бога вот таким? Невообразимо, и всякие рождественские
> картинки,  мультфильмы,  сценки не могут описать того, что наполняет
> сердце   во   время   праздника  Рождества.  Как  мужчина  не  может
> вообразить, что испытывает женщина во время родов, как мать не может
> вообразить,  что  испытывает ребёнок - то есть, вообразить-то можем,
> но  это  будет  неверно.  Зато  можно  обнять  женщину  (и правильно
> поступают  там,    где  пускают  мужчину присутствовать  при родах),
> не  говоря  уж  о том, чтобы обхватить ребёнка. Рождество Христово -
> возможность  обхватить Бога и сказать Ему: "Ты больше меня не только
> как Бог, но и как человек". Это начало смирения - а потом постепенно
> мы и в каждом человеке научимся видеть новорожденного.

> О  том,   как праздновать  Рождество,  не  буду  говорить.  Конечно,
> хорошо  бы  сходить  в храм и вечером в среду 6 января, когда служат
> так    называемое "навечерие Рождества", "Рождественский сочельник".
> А  дальше...  Вы  знаете,  кто  ходит  в  храм, тот и без инструкций
> придёт, кто не ходит, того и калачом не заманишь. Да и какие в храме
> калачи?  А  всё-таки  стоит  попробовать.  Молиться вместе с другими
> людьми  -  это   всё-таки   совсем   особое  дело,   это  как   Богу
> стать человеком.
        [ свящ. Яков Кротов.
          из ХРОНИК ВЕЧНОСТИ (Для "Радио Россия")
          http://yakov-krotov.livejournal.com/495545.html.
          аудиоверсия:
          www.moskva.fm/share/2106/20100103/fromtime:23:32:22 ]

                                * * *

> В  Евангелии  не  указана  точная  дата   рождения   Иисуса  Христа.
> Не  указано  даже  время  года,  и  судя по тому, что в евангельском
> повествовании  говорится    о  пастухах,   пасущих   ночное   стадо,
> можно  подумать,  что  событие  это  произошло летом. Отсюда вопрос:
> откуда  и  как  возникла  христианская  дата Рождества – 25 декабря?
> Вопрос  этот  –  не праздное любопытство. Отвечая на него, мы узнаём
> нечто  и  о  сущности  самой христианской веры, точнее – о понимании
> христианами   своего  отношения    к внешнему,   то есть Христа  еще
> не знающему, в Него еще не верящему миру.

> Дело  в  том, что одновременно с распространением в начале нашей эры
> христианства  происходило  в  греко-римском  мире  столь  же быстрое
> распространение последней большой языческой религии – культа солнца.
> В  семидесятых годах III века римский император Аврелиан сделал даже
> эту   религию   солнца  официальной религией всей  Римской  империи.
> Она  прославляла  солнце  как  источник  жизни и потому – как высшую
> божественную  силу.  Как  и  всё  язычество, это было обожествлением
> природы,  природных  живоносных  сил.  Главным же праздником религии
> солнца  были  дни  так  называемого  зимнего  солнцестояния, то есть
> последние  дни   декабря,    когда после наибольшего отдаления земли
> от солнца    снова   начинается    наше     приближение      к нему,
> и   соответственно  –   возрастание  тепла   и  света,   приближение
> к  весеннему  воскресению  природы  и  торжеству  жизни  над  зимним
> умиранием.  Астрономических  законов  вращения  земли вокруг солнца,
> конечно,   не  знали еще люди той эпохи.  Для них эта  победа  света
> над  тьмой,  это  воскресение   природы  было   божественным  чудом.
> А   в центре   чуда   –   солнце   источник  света, источник  жизни.
> Культ  солнца и стал последней великой религией  приговоренного  уже
> к  смерти  язычества,  а  праздник зимнего солнцестояния в декабре –
> последним  большим  языческим  праздником. Поэтому именно этот культ
> был  для  христиан  главным  противником и соперником, именно он дал
> христианству последний бой.

> В  начале  IV  века римский император Константин, сам бывший сначала
> солнцепоклонником,   обратился   в   христианство.  Кончилась  эпоха
> гонений,     христианская   Церковь   получила  возможность  открыто
> и  беспрепятственно устраивать свою жизнь, строить храмы и, главное,
> проповедовать свободно свою веру. По вычислениям историков, в момент
> обращения  Константина в христианство христиане составляли не больше
> 10  процентов всего населения империи, причем принадлежали они почти
> целиком   к  городскому  населению.   Слой земледельческий был почти
> не затронут христианством. И стало необходимо проповедь о Христе как
> о  Спасителе донести до этих 90 процентов, обратить их к новой вере.
> А   для   этого  нужно  было  победить  язычество,  и  не  внешними,
> принудительными  мерами,  а изнутри, то есть явив человеку не только
> превосходство  христианства  над  язычеством, но и заключенную в нём
> универсальную и спасительную истину.

> Главным  методом   обращения   и  стало   использование  христианами
> самих  языческих  верований,  их как бы  "сублимация" – их  очищение
> и  наполнение  христианским  смыслом. В декабре язычники праздновали
> рождение,  рождество  солнца.  И  вот  в  этот  день стали христиане
> праздновать  рождество  Иисуса  Христа, праздновать его как рождение
> подлинного,  духовного солнца, вхождение в мир подлинного, духовного
> света... Ведь вот, даже и сейчас в день Рождества Христова в главном
> песнопении   этого  праздника мы  слышим:  "Рождество Твое,   Христе
> Боже  наш,  воссияло  миру свет разума... научил нас кланяться Тебе,
> Солнцу  правды..."   Как  видим,   христианство   приняло  привычную
> для язычников,    для  всей  дохристианской  культуры   тему  солнца
> как   света и жизни и ее  сделало раскрытием  веры своей  во Христа.
> "Вы  верите  в солнце, – как бы сказала Церковь миру, – но ведь само
> это  природное, физическое солнце – символ, отблеск, орудие другого,
> высшего,  духовного,  Божественного  Солнца  –  и в Нём жизнь, свет,
> победа... Вы прославляете рождение солнца физического – мы зовем вас
> прославлять  пришествие в  мир  Божественного   Солнца,   зовем  вас
> от физического, видимого возвести ваш ум к духовному и невидимому".

> Так  праздник  Рождества  Христова  стал  как бы  исполнением  того,
> что   праздновало   язычество:   праздником  события,  завершающего,
> исполняющего чаяния,  ожидания, верования всех людей.   Всему  тому,
> что  вкладывал человек  в  свое  поклонение солнцу:   вере  человека
> в смысл    мира,     в его     светоносность,  в его      разумность
> и  божественность  –  всему  этому  христианство  как  бы дало имя –
> Христос.   Так возник праздник Рождества Христова, как  одновременно
> и   увенчание    всех      человеческих    предчувствий  и   чаяний,
> всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра, и в то же время –
> как  начало  новой  религиозной  эпохи.  Эпохи  уже не обожествления
> природы и ее  слепых  сил, а поклонения Тому, Кто над природой, хотя
> и отражен  в ней.  Кто  – Сам источник   всей  жизни,  содержание ее
> и  цель.  Так  изнутри было преодолено язычество, то есть поклонение
> твари,  а  не Творцу, так освобожден был человек от порабощения миру
> и природе приятием от Христа "света разума".
                        [ свящ. Александр Шмеман.
                          Опубликовано: Воскресные беседы
                          // М.: "Паломник", 2002. стр. 147-154.
                          www.messia.ru/r2/2/017.htm ]


см. также:
 + + + В.Н.Кузнецова: Иисус, Вифлеем, Ирод, звездочеты, звезда и дары
                     www.messia.ru/rasylka/009/2357.htm#0  (+ссылки!)
 +++ священник Владимир Зелинский: История Рождества
      www.messia.ru/rasylka/007/1729.htm#0 (+ссылки!)
 +++ Карл Барт: Тайна и чудо Рождества
      www.messia.ru/r2/3/a17_169.htm#0
 +++ еп. Джон Робинсон. Рождество: миф и история
      www.messia.ru/bibliotk/r/robinson1919/chestnym4.htm#0
 +++ свящ. Александр Мень о Рождестве Христа (подробно)
                           www.messia.ru/r2/2/331.htm#0
 +++ прп. Амвросий Оптинский (Гренков); В.Зеньковский
             www.messia.ru/rasylka/rzerv/rzhdstvo.htm


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20100107/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш,
 озарило мир светом знания,
 ибо чрез него звёздам служащие
 звездою были научаемы
 Тебе поклоняться, Солнцу правды,
 и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
 Господи, слава Тебе!*
        (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота))
                                * * *
*... пока наследник в детском возрасте,
 он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба
 и до наступления срока, указанного отцом,
 находится под присмотром опекунов и управляющих.
*Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
 Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
 рожденного женщиной и подвластного Закону,
 чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
 И в подтверждение того, что вы - сыны,
 Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
 Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
 Значит, ты больше не раб, ты - сын.
 А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.*
                                                (Галатам, 4:1-7)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2503.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»