=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!




* 11 января 2009 г. ст.ст., воскресенье
  литургические чтения:
                 Еф.4:7-13; Мф.4:12-17 (воскресенья по Богоявлении);
                 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14 (о мытаре и фарисее).



об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15)
см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире
     по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                           www.messia.ru/rasylka/009/2374.htm#0
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
            www.bible-center.ru/note/20061110/odp3

о евангельском чтении о мытаре и фарисее:
 + + + свящ. Александр Шмеман: подготовка к Посту: смирение.
       свящ. Яков Кротов: без покаяния - точно  тупик
                 www.messia.ru/rasylka/010/2512.htm#0
 + + + он же: МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ
        (из сб.  Воскресные беседы) www.messia.ru/r2/2/052a.htm#0
 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
        www.messia.ru/rasylka/009/2375.htm#0 (+ссылки!)
+ + + проповедь протоиерея Георгия Митрофанова
     www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=1&day=24#sermon



к апостольскому чтению воскресенья по Богоявлении (Крещении)
(Еф.4:7-13):
 +++ Отец благоволил ко всем людям...
      www.messia.ru/rasylka/009/2366.htm#0
 +++ митрополит Антоний: подлинная природа Церкви
             www.messia.ru/rasylka/007/1972.htm#0



                                * * *

А этот выпуск посвящен евангельскому чтению
воскресенья по Богоявлении:
Мф.4:12-17 ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#4:12 ).



> "Креститься  или  нет?" - задают часто вопрос ближайшие родственники
> не  определившихся  в  вере людей, сочувствующие православной вере
> и   Церкви   и   сами   по   жизни   крещеные,  хотя  и  чаще  всего
> невоцерковленные.   И  получают очень часто ответ: "да, и поскорее",
> "жизнь  или смерть", "Божия благодать сходит" и многое другое в этом
> же духе.  Или же сами бывают непременно убеждены в этом, подталкивая
> своих родных ко крещению.

> Однако  причем  здесь  "жизнь или смерть", если сам неопределившийся
> человек  может быть теплохладен и безразличен ко Христу и Евангелию?
> После  крещения  такие  люди  часто  не  воцерковляются  и не веруют
> по-прежнему  в большинстве  случаев;   их   жизнь и   ее    ценности
> не  меняются.   Их  преображение  не  происходит,  поскольку Господь
> смотрит    не на внешнее произведенное священнодействие,  а на суть,
> на сердце   человека...     И  если  сердце  его  далеко от Господа,
> то  никакое  крещение  не  помогает.  Не маги же священники, в конце
> концов.     Тем  не  менее,    у  нас в народе  давно уже   зачастую
> самому  крещению  придается  какой-то  особый самодостаточный смысл,
> независимо  от  личной  веры  и  образа  жизни человека,   тогда как
> в  древности  люди  проходили  просто  начальные  обряды  инициации,
> становясь  оглашенными,    и  в  таком  состоянии   могли находиться
> по нескольку  лет,     прежде  чем  стать  полноценными христианами,
> членами  Церкви.   И за оглашенных Церковь молилась.  А у нас сейчас
> большинство   прихожан   храмов   как   раз  находятся  в  состоянии
> оглашенных, а уж о номинально крещеных и говорить нечего.  И всё это
> настолько  глубоко  укоренилось в народном сознании, что большинство
> священнослужителей сознают всю нелепость нынешней практики, но никто
> не решается  кардинально  ничего   менять,    дабы  не травмировать,
> не  оттолкнуть  и  не огорчить  настаивающих на крещении  при полной
> к  нему  неготовности.   Получается прямо по словам одного из героев
> Лескова:   "крещеная   вера"...    Дай   Бог,   если  хоть  на  одну
> подготовительную   беседу   пришли   бы   до  крещения!   Хотя  опыт
> показывает,  что  одной-двух  часовых  бесед  перед крещением бывает
> совершенно недостаточно.

> Квинтессенцией  такого очень распространенного подхода, как в народе
> в   целом,     так  и   в нашей  Церкви  среди  вполне   уверовавших
> и  практикующих  прихожан  и даже священников явился следующий ответ
> православной  христианки  на  вопрос  одной невоцерковленной молодой
> женщины,   следует ли креститься ее  сестре, если  ей всё равно, она
> не  верует  во  Христа,  но ее мама желает, чтобы та стала крещеной:
> +"За  всех  крещенных  церковь  молится.  Каждый раз, когда в церкви
> провозглашают  "и всех православных христиан" на Ваш "небесный счет"
> тоже  грошик переводится,  а на счет Вашей сестры  ничего.   И  если
> Ваша мама раз в год в церковь записочку подает о поминовении, то Вас
> обязательно  запишет, а сестру Вашу не сможет".+ Не понятно, правда,
> чем   такой    взгляд    отличается   от  средневеково-католического
> в  отношении  индульгенций...     Да,   многим   родным  ТАК  ЛЕГЧЕ,
> легче  думать,    что  можно  записку подать  за родного и близкого,
> он  крещеный, - неважно, что вне Церкви и не верует...  Перефразируя
> известную строку поэта Н.А.  Некрасова, согласно этому представлению
> получается:   "христианином можешь   ты    не  быть,  но    крещеным
> быть  обязан".   Но  это  не  соответствует той серьезности и высоте
> таинства,  которому  Церковь  в древности ему придавала и в принципе
> должна ему всегда придавать.

> Впрочем,  бывает  и  гораздо  более  серьезный ответ, как, например,
> такой,   вытекающий    из   определенных   впечатлений,   полученных
> в  жизненном   опыте:  +В жизни  окружающих  меня  людей многократно
> было   так,  что  после  "случайного"  и  совершенно  неосмысленного
> крещения  Бог приводил их в церковь, а один стал священником, правда
> это совсем особенный случай. Это я о взрослых.+

> И  здесь  трудно что-либо возражать, тем более что призывающая Божия
> благодать  действует везде и в то же время совершенно особым образом
> для  каждого  человека.   Правда,   если  она  вдохновила   человека
> и подвигла к вере много времени спустя после формально состоявшегося
> крещения,   это  вовсе не  означает,     что     само   ее  действие
> было следствием когда-то проведенного священнодействия.  "Дух дышит,
> где  хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда
> уходит" (Ин.3,8).  Не может быть в данном случае однозначного ответа
> и,  тем  более,  истолкования  в  виде  причинно-следственной связи,
> поэтому  лучше  всего  придерживаться Писания и предания о крещении,
> которому   следовала   древняя   Церковь.   И  здесь  также  уместно
> задуматься  о  словах апостола Павла об иудейском обрезании, которое
> явилось   прообразом    святого  Крещения:    "Обрезание    полезно,
> если  исполняешь  Закон;  а  если ты преступник Закона, то обрезание
> твое   стало   необрезанием.    Итак,  если  необрезанный  соблюдает
> постановления Закона,    то  его  необрезание   не  вменится  ли ему
> в  обрезание?    И   необрезанный  по природе,    исполняющий Закон,
> не  осудит ли тебя, преступника Закона при Писании и обрезании?  Ибо
> не  тот  Иудей,  кто таков по наружности, и не то обрезание, которое
> наружно,     на плоти;   но  тот    Иудей,  кто   внутренно   таков,
> и то  обрезание,  которое   в  сердце,  по духу, а не по букве:  ему
> и  похвала  не  от  людей, но от Бога" (Рим.2,25-29).  Если заменить
> слово  "обрезание"    на  "крещение", а  "закон" на "веру  во Христа
> и  Евангелие",  не  получится  ли  то  же самое?  "Те, кто во Христа
> крестился,  во  Христа  ОБЛЕКЛИСЬ".   А  думать,  что  само  по себе
> крещение,   независимо  от  веры,  спасительно  -  это  заблуждение.
> Спасает  вера,  приносящая  плоды,  первый  из  которых  - ПОКАЯНИЕ.
> "Покайтесь,  ибо  приблизилось  Царство  Небесное".   "Мы, служители
> Христовы,  каждого  приемлем, и состоя в звании как бы привратников,
> оставляем  дверь  незатворенною;  итак,  можно тебе взойти и с душою
> оскверненною грехами, и с намерением нечистым.  Взошел ты, удостоен,
> имя  твое  записано.   Видишь ли cиe важное церковное чиноположение?
> Созерцаешь  ли  порядок  и благочиние?  Чтение писаний?  Присутствие
> священнослужителей   и  непрерывность  поучений?       Возблагоговей
> пред   местом   сим   и  научись  из  созерцаемого.   Выйди  сегодня
> благовременно,  и  взойди  завтра  благовременнейше.  Если душа твоя
> облечена  в  одежду  сребролюбия,  то  взойди  одевшись иначе: скинь
> одежду  прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты,
> и  облекися  в  светлую  одежду целомудрия.  Я возвещаю тебе прежде,
> нежели  приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды.  Много тебе на это
> времени...    Много  способного времени  -  и раздеться и  измыться,
> и  одеться  и  взойти.   Если  же  ты останешься в злом произволении
> своем;  то  и  проповедующий  тебе не виноват будет, а ты не надейся
> получить благодать.  =Вода тебя примет, но дух не примет.= Кто видит
> на  себе  рану,  тот  да  приложить пластырь; кто пал, да восстанет,
> Никто из вас да не будет Симоном,  да не будет в вас  ни  лицемерия,
> ни  любопытства  о  сем деле" (свт.  Кирилл Иерусалимский, "Поучение
> предогласительное").   Со  свт.  Кириллом единомыслен и преп.  Иоанн
> Дамаскин:  "Не должно откладывать крещения, когда вера  приступающих
> к  нему  засвидетельствована  делами.   Ибо  тот,  кто  с лукавством
> приступает   ко  крещению,  скорее  будет  осужден,  нежели  получит
> пользу"./1/ Авраам  был некрещеный,   однако  спасся, будучи  "отцом
> всех  верующих".   Не все некрещеные погибнут, как и не все крещеные
> спасутся.   А кому  дано больше, с того больше  спрос.  Но аргументы
> от Писания   и  Священного  Предания,    как  правило, не  действуют
> на   многих   наших   соотечественников,   рассматривающих  крещение
> как неотъемлемую часть их быта при рождении детей (неважно, будут ли
> они  воспитываться  в  вере и есть ли, кому воспитывать) или всерьез
> думающих, что некрещеным переступать порог храма возбраняется.

> И вот здесь-то высшему и среднему духовенству нашей РПЦ следовало бы
> подумать,  как  переломить  этот  многовековой  сложившийся в народе
> взгляд  на  крещение,  поскольку  опыт катехизации в дореволюционные
> времена   среди  наших   предков в России  практически отсутствовал,
> ибо   распространялся   преимущественно   на  иноверцев.   Создается
> неустранимый  в  нашей  жизни  парадокс: за крещеных у нас принимают
> записки  вплоть   до  поминовения на проскомидии,   пусть даже  если
> это  были  бы  неверующие;  их  отпевают,  по ним  служат  панихиды,
> а  за  некрещеных  или   верующих инославных,    которые могут  быть
> по  состоянию  души  гораздо ближе и ко Христу, и к нашей же Церкви,
> чем   многие  номинальные  православные,      молитва    отсутствует
> (кроме  весьма  общей фразы на Великой ектенье "о соединении всех").
> И   это  одна из черт  нашей современной  церковноприходской  жизни,
> лишь способствующей консервации укоренившегося неправильного взгляда
> на крещение.  Люди хотят, и , кстати, интуитивно вполне справедливо,
> церковного  поминовения  своих  неверующих  родственников,  им нужна
> "зацепка",   которой  вроде  бы  нет,   и  тогда   они  подталкивают
> своих неверующих родных ко крещению!

> Но  есть  и  еще  более серьезная богословская проблема.  В сознании
> многих   вполне  церковных   людей укоренилось  представление о том,
> что некрещеный вообще и младенец в частности однозначно не спасется.
> Этот  взгляд  происходит от концепции наследования вины первородного
> греха,       распространившейся   на Западе    со времен    полемики
> блаж.   Августина   с  Пелагием  и  проникшей в позднейшие   времена
> в   православное   догматическое   богословие.    По   свидетельству
> современного  исследователя  истории  катехизации  в древней Церкви,
> диакона  Павла  Гаврилюка, "К середине V в.  христиане разных толков
> стали составлять большинство среди населения крупных городов Римской
> империи...   Постепенно  обычай крестить младенцев и маленьких детей
> стал  всё более и более распространенным.  Церковь всячески поощряла
> его...      В  Западной    церкви    учение   о  первородном   грехе
> было  дополнительным стимулом к скорейшему крещению детей.  Согласно
> этому  учению,  младенцы,  умершие  некрещеными, принадлежат к части
> отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные
> муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха"./2/

> Однако   греческим    отцам  не  было   свойственно    представление
> о  наследовании  вины  Адама, хотя единство всего человеческого рода
> никогда  не отрицалось.  Как пишет прот.  Иоанн Мейендорф, "Доктрина
> Павла   о  двух    Адамах  ("Как в Адаме все  умирают, так во Христе
> все оживут" (1Кор.15,22), а также платоническая концепция идеального
> человека,  навели Григория Нисского на мысль,  что  стих Быт.1,27  -
> "И  сотворил  Бог  человека по образу Своему" - говорит о сотворении
> человеческого  рода  в целом.  Поэтому понятно, что грех Адама также
> должен  иметь  отношение  ко всем людям, точно так же, как спасение,
> принесенное  Христом  всему  человечеству,  есть  спасение для всего
> человечества;  но  и первородный грех, как и спасение, не могут быть
> осуществлены в отдельной жизни какого-то одного человека без участия
> его личной и свободной ответственности.



> Примечания:

>       /1/ Преп. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение Православной
>           Веры", книга 4, гл. 9
>       /2/ Павел Гаврилюк. "История катехизации в древней Церкви";
>           М., 2001, с. 259-260



(окончание - в след. выпуске)

                [ Свящ. Филипп Парфёнов.
                  "Крещеная вера" в современном варианте:
                  Трудности катехизации перед крещением
                  www.krotov.info/lib_sec/16_p/par/fenov_f.htm#3 ]





+ + + священник Павел Адельгейм. Неделя по Крещении
       http://adelgeim.livejournal.com/26925.html?mode=reply
+ + + cвящ. Александр Мень: начался Суд над миром
       www.messia.ru/rasylka/009/2367.htm#0 (+ссылки!)





Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20100124/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=1&day=24





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
  Желаю всяческих успехов!
 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Всем нам, каждому в отдельности, был дан особый дар -
 его доля в щедром даре Христа. Поэтому Писание и говорит:
 "Взойдя на вершину, Он провел вереницу плененных;
  Он людям дал дары".
 Но что еще значит "взошел"?
 Не то ли, что прежде Он и нисходил в самые недра земли?
 Тот, кто нисходил, не есть ли Тот самый, кто взошел выше всех небес,
 чтобы наполнить собой всю вселенную?
 Он даровал кому быть апостолами, кому пророками, кому евангелистами,
 кому пастырями и наставниками,
 чтобы приготовить народ Божий к делу служения,
 к делу созидания Тела Христа,
 пока мы все не достигнем наконец единства в вере и познании Сына Бога
 и встречи с Совершенным Человеком,
 с Христом, образцом совершенной зрелости.
 Мы больше не должны быть малыми детьми,
 которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра,
 делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.*
                        (Еф.4:7-13 - апост.  чт-е воскр.  по Богоявл.)
                                * * *
*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! -
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15 - часть ряд. воскр. чт-я)
                                * * *
*Будьте готовы:
 в синагогах вас будут судить советы старейшин
 и будут вас там избивать;
 предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
 чтобы свидетельствовать обо Мне.
 Но прежде чем придет конец,
 все народы должны услышать Радостную Весть.
 Когда вас поведут на суд,
 не заботьтесь о том, что вам говорить:
 что будет дано вам в тот час, то и говорите -
 говорить будете не вы, а Дух Святой.
  Предаст смерти брат брата / и отец - свое дитя,
  дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
 Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
 Но кто выдержит до конца, будет спасен.* (Мк.13:9-13 - еванг. чт-е пн)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2513.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»