=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

(окончание. см. предыдущий выпуск)



> А  вот  важное  свидетельство  авторитетного  литургиста  о.  Мигеля
> Арранца по поводу крещения и оглашения в Киевской Руси:

> "Судя  по  древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей
> крестили  лишь  по  прошествии  нескольких лет после рождения, с тем
> чтобы  (по  совету св.  Григория Назианзина/6/) они могли в какой-то
> мере  понимать  совершаемое  над  ними  действо и принимать активное
> участие в чинах оглашения и крещения.  Так было и на Руси в XI веке.

> Детей  воцерковляли  на  40-й  день  после рождения - через молитвы,
> которые  сохранились  до  наших дней и которые в Московском Требнике
> (л.   9)  правильно  печатаются  перед  крещением,  а не после него.
> Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых
> над  родившею:  чин  40-го дня был посвящен исключительно младенцам.
> Также  не  существовало  главы  "како  младенца крестити страха ради
> смертного",  ибо  этого  "страха"  не было, так как =непосредственно
> после  воцерковления  дети  считались  христианами= (выделено мной -
> свящ.  Ф.): по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха
> Филарета,   они   суть   "некрещенные   христиане";  здесь  взрослые
> оглашенные   сравниваются  с  младенцами,  находящимися  в  ожидании
> крещения"./7/

> Срок  оглашения  перед  крещением обычно занимал около двух месяцев.
> Над  взрослым,  переступившим порог храма с целью принятия крещения,
> читалась   молитва,   соответствовавшая  молитве,    произносившейся
> над  младенцем  в  40-й  день  после  рождения - при совершении чина
> воцерковления,  до его крещения.  "Через эту молитву язычник вступал
> в категорию  первого  оглашения:   он  воцерковлялся"./8/  В течение
> этого  периода,   продолжавшегося   40  дней,  предполагалась беседа
> со  священником  или  епископом,  раз  в неделю.  По истечении этого
> срока   происходило   второе   оглашение,   состоявшее   из   чтений
> запретительных  молитв  против дьявольских сил (каждое из запрещений
> прочитывалось  10  раз,  а  не однократно, как впоследствии, то есть
> занимало  не  один  день,  а  10),  отрицания  от сатаны и сочетания
> Христу.   Само  таинство Крещения обычно назначалось на Богоявление,
> Великую Субботу  или  Пасхальную   ночь,   то есть период подготовки
> к  нему  приходился  на  Великий или Рождественский посты (последний
> только начинал входить тогда в церковный календарь).


> Можно  ли  подумать  о  том,  как  частично в современных приходских
> условиях  могла  бы  быть возрождена эта некогда полезная и уместная
> предкрещальная  дисциплина?  Ведь по-прежнему на Литургии каждый раз
> слышится   ектенья   "Помолитеся,  оглашении,  Господеви...  Вернии,
> об оглашенных помолимся, да Господь помилует их... Огласит их словом
> истины...  Открыет им  Евангелие  правды",    опущенная,    впрочем,
> в настоящее время у греков.  Пусть не будет этого исхода оглашенных,
> как  в древности, пусть не будет слушаний с продолжениями Священного
> Писания  (великопостные  чтения паримий из книг Бытия и Притчей, тем
> не  менее, суть отражения той самой огласительной дисциплины древней
> Церкви).   Но составление списков желающих принять крещение взрослых
> на  каждом  приходе, присутствие их на богослужениях по крайней мере
> по  субботам  вечерами  и  на воскресных Литургиях в течение 40 дней
> перед    крещением    и   предварительная    исповедь     оглашаемых
> с   еженедельными   беседами   со   священником  или  подготовленным
> катехизатором   из мирян никак  не помешали бы и  в наше время,  что
> для  большинства  желающих присоединиться к святой Церкви не было бы
> "бременами  неудобоносимыми".  Для неопределившихся же людей в вере,
> чьи  родные непременно желают, чтобы Церковь о них возносила молитвы
> в  том  числе  и на Литургии, можно читать начальную молитву из чина
> Крещения  с возложением руки священника на голову пришедшего, только
> пытающегося сделать первый пробный шаг и прибегнуть ко святому имени
> Истинного  Бога:  "О имени Твоем, Господи Боже истины и единороднаго
> Твоего  Сына  и Святаго Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего
> Н.,  сподобльшагося  прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом
> крил Твоих сохранитися…  исполни его еже в Тя веры, надежди и любве,
> да  разумеет,  яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын,
> Господь  наш  Иисус  Христос,  и Святый Твой Дух.  Даждь ему во всех
> заповедех  Твоих  ходити  и  угодная Тебе сохранити...    Напиши его
> в  книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего".  Так можно
> было   бы  избежать  накопившейся  у  нас  формализации  и  условной
> символизации   в  приходской  богослужебной  практике.   И  о  таких
> некрещеных,  но  инициированных  сомневающихся  можно  было бы также
> молиться  в  современных  приходских  условиях  как  об  оглашенных,
> оставляя  их  в  таком состоянии на неопределенный срок.  В то время
> как их более верующие близкие могли бы за них молиться в Церкви так,
> как  это  делается сейчас за многих номинальных "анонимных христиан"
> или "метахристиан",/9/ крещеных в Русской Православной Церкви.

> Библейский  текст,    сыгравший  решающую  роль  в  споре  Августина
> с пелагианами, содержится в Послании к Римлянам 5:12.  Павел, говоря
> об  Адаме, пишет: "...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом
> смерть,   так   и  смерть  перешла   на  всех человеков, потому  что
> все  согрешили (eph ho pantes hemarton)".  В этом месте и содержится
> главное  затруднение для перевода.  Последние четыре греческих слова
> были  переведены  на  латынь выражением in quo  omnes  peccaverunt -
> "в  ком (то есть в Адаме) все люди согрешили", и этот перевод служил
> на   Западе  оправданию доктрины  о  вине,   унаследованной от Адама
> и  распространившейся  на  всех его потомков.  Но такой смысл нельзя
> было  извлечь  из  оригинального  греческого текста - византийцы же,
> разумеется,  читали  греческий оригинал.  Оборот eph ho - сокращение
> от  epi  в  соединении  с  относительным  местоимением  ho  -  можно
> перевести  как  "потому  что",  и  именно такое значение принимается
> большинством  современных  ученых, независимо от их конфессиональной
> принадлежности.   Такой  перевод  позволяет  понять мысль Павла так:
> смерть,  которая была "возмездием за грех" (Рим.6,23) для Адама, еще
> и   наказание,   применяемое   к  тем,  кто,  как  и  Адам,  грешит.
> Следовательно,  прегрешению Адама придается космическое значение, но
> не  утверждается,  что  потомство  Адама  "виновно", как был виновен
> Адам,  разве  что  и  потомки тоже грешат, как он грешил...  Eph ho,
> если  этот  оборот  означает  "потому  что",  является  местоимением
> среднего  рода;  но  он  может   пониматься  и в мужском роде,  если
> его   отнести  к  непосредственно  предшествующему  существительному
> thanatos  ("смерть").     Тогда   предложение   приобретает   смысл,
> почти невероятный  для читателя, начитанного творениями   Августина,
> но  именно так понимало рассматриваемую фразу - в этом не приходится
> сомневаться  -  большинство  греческих  отцов,  а  именно: "как грех
> пришел  в  мир через одного человека и смерть через грех, так смерть
> перешла  на  всех  человеков;  и  по  причине  смерти,  все человеки
> грешили..."/3/   Отсюда  следует,  кстати,   что  мнение о том,  что
> в  крещении смывается первородный грех, не имеет под собой серьезных
> оснований  ни  в  Писании,  ни  в восточном святоотеческом предании.
> Если  бы  это  было  так,  то  по  крещении  человек  становился  бы
> бессмертным  физически,  каким  Адам  мог быть, если бы не согрешил.
> Преп.  Иоанн   Дамаскин,   живший гораздо позже  Августина, введшего
> само понятие первородного греха, ничего не пишет, говоря о крещении,
> в  этом ключе, но делает вслед за свят.  Григорием Богословом (слово
> 40,  на святое Крещение) акцент на соучастии в погребении с Господом
> во  оставление  грехов  с  тем, чтобы с Ним и возродиться от тленной
> жизни   для Царства    Божия: "Ибо,    так как   Бог    создал   нас
> в  неистление, - а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил
> на  тление  смерти,  чтобы зло  не было бессмертным,  то,   снизойдя
> к  рабам   своим,   как  благоутробный,  и сделавшись подобным  нам,
> Он  своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного
> ребра   Своего   извел  нам  источник  отпущения:  воду  для  нашего
> возрождения  и омытия от греха и тления, кровь же, как питье, дающее
> вечную  жизнь.   И  Он дал нам заповеди - возрождаться водою и Духом
> при  наитии  на  воду Святаго Духа через молитву и призывание.  Ибо,
> так  как человек - двусоставен - из души и тела, то Он дал и двоякое
> очищение,  -   водою  и  Духом; -  Духом, возобновляющим в нас образ
> и  подобие,   водою,   очищающею  через благодать Духа тело от греха
> и избавляющего  от тления;  водою,  представляющею   образ   смерти.
> Духом  же,  подающим залог жизни"./4/ Таков же акцент и те же образы
> присутствуют    в    огласительных    поучениях    свят.     Кирилла
> Иерусалимского:  "Кто  не принимает крещения, тот спасения не имеет,
> кроме   только  мучеников,  которые  и  без  воды  получают  Царство
> Небесное.   Ибо  Спаситель,  искупляя  вселенную  Крестом  и  будучи
> пронзен  в  ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена
> мира   крестились   водой,   другие   во  время  гонений  крестились
> собственной  кровью.   Да и мученичество Спаситель назвал крещением,
> говоря:  +можете  ли  пити чашу,   юже  Аз пию,  и  крещением,  имже
> Аз  крещаюся,  креститися+  (Мк.10,38)?   И  мученики  сознают  это,
> становясь  зрелищем  для мира,    и Ангелов,   и  человеков;   и  ты
> со временем познаешь, но  сейчас еще  не время  тебе слышать  это...
> С   грехами   сходишь   ты   на  воду,  но  благодатное  призывание,
> запечатлевшее  душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным
> страшным   драконом.    Сойдя   мертвым   из-за   грехов,  восходишь
> оживотворенным  через  правду.   Ибо,  если  ты  сделался сообразным
> +подобию  смерти+ (Рим.6,5) Спасителя, то удостоишься и воскресения.
> Поскольку  Иисус,  восприняв  на  Себя грехи вселенной, умер, чтобы,
> умертвив  грех,   воскресить тебя   правдою,  то ты,  сойдя <в> воду
> и  некоторым  образом  погребшись  в  ней, как Он во гробе каменном,
> восстаешь снова, чтобы ходить +во обновлении жизни+ (Рим.6,4)./5/


>       /3/ Прот. Иоанн Мейендорф. "Византийское богословие";
>       Минск, 2001, с. 207-208
>       /4/ Преп. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение", книга 4, гл. 9
>       /5/ "Слово огласительное", 3:7,9
>       /6/ Автор дает ссылку на "Патрологию" Миня. Очевидно, имеются
>           в виду следующие слова святителя: "Возразят: "Пусть
>           всё это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения.
>           Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют
>           ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?" -
>           Непременно, если близится опасность. Ибо лучше
>           без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным
>           и несовершенным. Доказательством этому служит
>           восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном
>           смысле было некоторой печатью и совершалось
>           над неполучившими еще употребления разума, а также
>           помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее
>           первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое:
>           дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько
>           позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное
>           и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же
>           запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим
>           таинством совершения. Причина же этому следующая:
>           хотя дети тогда начинают подлежать ответственности
>           за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они
>           Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается
>           с них по причине возраста), однако же оградиться им
>           Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине
>           внезапно встречающихся с ними и никакими способами
>           не предотвращаемых опасностей" (Слово 40, на святое
>           Крещение).
>       /7/ М. Арранц, "Чин оглашения и крещения в Древней Руси",
>           "Символ", N 19, 1988.
             www.krotov.info/libr_min/01_a/ara/nz_02.htm
>       /8/ Там же.
>       /9/ Выражение "анонимные христиане" принадлежит о. Сергию
>           Желудкову (Сборник "Христианство и атеизм", переписка
>           с Кронидом Любарским).
            www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_07.htm
>           Термин "метахристиане" предложен в так наз. "Карианской
>           типологии христиан" для обозначения большинства де-факто
>           крещеных, но невоцерковленных и несведущих в вопросах
>           христианской догматики хотя бы на уровне Символа Веры,
>           либо имеющих свои собственные убеждения, отличные
>           от церковного вероучения: "Люди, связывающие себя с некой
>           христианской традицией (как правило, с той конфессией,
>           которая наиболее известна на данной территории). Их доля
>           в средней европейской стране составляет около 30%.
>           У каждого из них, как правило, свое представление
>           о христианстве (как учении и мировоззрении).
>           Это представление основано на разрозненных исторических
>           и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках
>           (так, многие знают народные приметы, связанные с датами
>           церковных праздников). Обычно они имеют слабое
>           представление о церковном учении и догматах, а также
>           о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей
>           и три-четыре афоризма из Нового завета: "Бог есть
>           любовь", "Не судите, да не судимы будете" и т.п.
>           Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими
>           источниками, а также с нехристианской исторической,
>           философской и эзотерической литературой (и понимают
>           под христианством свои философско-этические воззрения,
>           сформированные осмыслением такой литературы).
>           Соответственно, они, как правило, довольно равнодушны
>           к инициативам церкви в социально-политической сфере".

                [ Свящ. Филипп Парфёнов.
                  "Крещеная вера" в современном варианте:
                  Трудности катехизации перед крещением
                  www.krotov.info/lib_sec/16_p/par/fenov_f.htm#3 ]







# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

  

--
  Желаю всяческих успехов!
 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал: 
 'Когда увидите "кощунственную мерзость" / 
   там, где ей быть не д`олжно ... 
  тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; 
  кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; / 
   кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. 
  Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! / 
   Мол`итесь, чтобы не случилось это зимой. 
  Будут те дни полны такой скорби, / 
   какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, / 
    доныне не было и не будет! 
  И если бы Господь не сократил тех дней, / 
   ничто живое не спаслось бы. 
  Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни. 
  Если вам скажут тогда: / 
   "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" - / не верьте! 
  Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки, / 
   знаки явят и чудеса, / 
  чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных. 
  Но вы будьте бдительны - / Я всё вам сказал заранее'.
                                 (Мк.13:14-23 - еванг.  чт-е вторника)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2514.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»