=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

Продолжаем серию выпусков о Символе веры.

( См. www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0

  и   www.messia.ru/rasylka/010/2527.htm#0 .)

 

 

 

 

>                       Во единого Бога Отца...

 

> +Верую  во  единого  Бога+. Это исповедание единого Бога есть начало

> всех  начал,   основа  всех   основ христианства. Христианство вошло

> в  мир,  в  котором  царило  многобожие.  Ибо дохристианский человек

> "богом"   называл   и  обожествлял  природу,  то  есть  многообразие

> действующих в ней сил. "Мир полон богов", — сказал греческий философ

> Фалес,  и  это  в  переводе  на теперешний язык означало, что в мире

> действует множество сил и "законов".

 

> Христианство  своею  проповедью,  своим  исповеданием  единого  Бога

> восставало  против  обожествления мира. Единый Бог — это значит, что

> все  силы,  вся жизнь, все "законы", всё то, что живет в мире, и сам

> мир  —  от  Бога,  но  не  Бог.  Язычество,  многобожие  чувствовало

> Божественный  источник мира, но не знало Бога. Его "боги" были всего

> лишь  отображением  самого мира. Отсюда в многобожии — соперничество

> "богов", отсюда идолопоклоннический, магический характер язычества.

 

> Поэтому  провозгласить,  исповедать  единого Бога — значит утвердить

> примат  духовного,  высшего бытия, которое одно способно явить смысл

> каждого явления жизни.

 

> И  сразу же Символ веры называет этого единого Бога +Отцом+. +"Верую

> во  единого  Бога Отца..."+ Ибо если слово "Бог" означает абсолютную

> высоту  Божества,  Его абсолютное превосходство над миром, опыт Бога

> как  Высшего,  Недостижимого,  Другого,  то  именование  Бога  Отцом

> утверждает  не только связь Бога с миром, но и такую связь, сущность

> которой  в  любви,  близости  и  заботе. Если христианство отвергает

> многобожие  и провозглашает Бога как абсолютное бытие, то с такой же

> силой  отвергает и то восприятие Бога, которое называется +деизмом+.

> Это  понимание  Бога  как  "причины",  или,  по  знаменитой аналогии

> Вольтера,  как  +Часовщика+, создавшего сложный механизм, приведшего

> его в движение, но в самом движении уже не участвующего.

 

> Именно  такое  —  отвлеченное,   чисто философское —  понимание Бога

> и  отвергается   в  именовании  Его  Отцом.    Отец  дарует   жизнь,

> но  продолжает  любить Свое создание, заботиться о нём, участвовать.

> Про  Бога  сказано  в  Евангелии,  что  "<Он есть любовь>". И потому

> в  этом  именовании  Бога  Отцом  уже  заложена, уже выражена и наша

> ответная  к  Нему   любовь,  наше  доверие, наше  любовное, сыновнее

> Ему послушание.

 

> Назвав Бога +Отцом+, Символ веры исповедует Его и +<Вседержителем>+.

> "Верую...  в  Бога Отца.  +Вседержителя+". Словом    этим   выражаем

> свою  веру  в  то,  что Бог,  Которого называем  мы Отцом,  содержит

> в  Своем  Промысле — всю жизнь, или, лучше сказать, что всё в мире —

> Его, всё от Него, всё живет Им.

 

> Ни  на  что не положило христианство столько усилий,   как на борьбу

> с так  называемым  +дуализмом+,    с  верой   многих  <...>  религий

> в  существование  двух  начал: светлого и темного, хорошего и злого.

> Дуализм  возник  из опыта  страдания,  зла,  уродства,   царствующих

> в  мире.   Поскольку  же  страдание,  зло,  в понимании дуалистов, —

> от  материи, то от нее нужно бежать в чистую духовность. "Материя" —

> от зла,   она есть  зло...    Далее  мы еще будем   говорить  о том,

> как  понимает  христианство  зло, разлитое в мире, созданном  Благим

> и  Светлым  Богом.  Сейчас  подчеркнем  только,  что  понимание  это

> исключает какой бы то ни было дуализм.

 

> Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение,

> а не сущность мира.

 

> И,   наконец,  исповедует  Символ  веры  Бога  Отцом,  Вседержителем

> и  +"Творцом  неба  и  земли,   видимого  же всего  и  невидимого"+.

> Мир  сотворен,  источник его в Боге. Он не сам из себя, не случайное

> сцепление  клеточек, не   абсурд.   Он осмыслен, у него  есть начало

> и  есть  цель,  и всё в нём отнесено к высшей Божественной мудрости:

> небо  и  земля,  видимое  и невидимое. "И увидел, что это хорошо..."

> Этим  исповеданием  отвергаются  всякое  упрощенное  понимание мира,

> всякое  сведение  его  к чистой "объективности". Созданный Богом мир

> отражает  Божественную  мудрость, Божественную красоту, Божественную

> истину.  Всё от Бога,  всё пронизано высшим  смыслом — и в этом, как

> мы увидим дальше, — и радость, но и трагизм мира и жизни в нём.

 

       [ свящ. Александр Шмеман.

         Опубликовано: Воскресные беседы

         // М.: "Паломник", 2002.

         www.messia.ru/r2/2/089.htm#0;

         www.missionerdona.ru/content/view/181/91/#_ftn3 ]

 

 

см. также:

 + + + Единственный Бог Отец (Я.Кротов, А.Мень)

               www.messia.ru/r2/4/a03_023.htm#0

 + + + Бог Всемогущий (по кн. К.Барта)

        www.messia.ru/r2/4/a04_042.htm#0

 + + + Бог — Отец (К.Барт, А.Мень)

        www.messia.ru/r2/3/a06_042a.htm#0

 + + + К.Барт: Бог всемогущий

        www.messia.ru/r2/3/a07_057.htm#0

 + + + ВСЕМОГУЩЕСТВО в СЛОВАРе БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

        www.krotov.info/spravki/temy/m/moguschest.htm

 + + + игумен Михаил Ван Парейс. Всемогущество Божие и человеческая свобода: святоотеческий подход. Бог - Отец и Вседержитель у Отцов-каппадокийцев

           www.kiev-orthodox.org/site/theology/1364/

 + + + митрополит Иоанн (Зизиулас).ОТЕЦ КАК ПРИЧИНА: личностность, порождающая инаковость
        www.krotov.info/library/08_z/iz/iulas.htm

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -------------------------------------------------------

|   Буду благодарен за материальную поддержку проекта.  |

|      Как это можно сделать, описано на странице       |

|              www.messia.ru/pomoch.htm.                |

 -------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

Господи, крестом убивый льстиваго,

От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема,

И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити,

Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя.

                                  (из Постной Триоди)

* * *

Не Премудрость ли это зовет,
                           не ее ли разумный голос слышен?

 На вершине холма над дорогой,  / на перепутье она сто`ит;

 у ворот городских взывает,
                        при входе в город восклицает: ...

 - А теперь послушайте меня, дети:
                          блажен, кто держится моих путей!

   Слушайте наставление - и будете мудры,
                                        не отвергайте его.

   Блажен, кто слушает меня,
                у порога моего днюет и ночует,

                              с двери моей глаз не сводит.

   Кто обрел меня - обрел жизнь
                         и снискал благоволение у Господа.

   А кто против меня, сам себя губит:

                   ненавидеть меня - значит любить смерть.

*Премудрость построила себе дом,
                           семь столпов поставила тесаных,

 приготовила мяса и пряных вин,     /     накрыла на стол.

 И послала служанок возглашать
                        с высот городских во всеуслышанье:

                - Простаки, обратитесь ко мне!

                    Несмышленым она сказала:

 - Приходите, ешьте мои яства,  /   пейте пряные мои вина!

   Распрощайтесь с невежеством - и будете жить,
                                      и идти путем разума.

  Поправишь наглеца - не миновать оскорбления,

                упрекнешь нечестивца - лишь себе на позор.

  Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,

                       упрекай мудреца, и он тебя полюбит.

  Мудрого наставь - он станет еще мудрее,

                    научи праведного - еще разумнее будет.

  Господа бояться - вот начало мудрости,

                 Его святость познавать - вот в чём разум!

  Со мной, Премудростью, продлятся твои дни
                                  и умножатся годы жизни.*

*Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,

                        если нагл - сам же и пострадаешь.*

        (Пр.8:1-3,32-9:11, нов.пер. РБО - чтение вторника)

*********************************************

 

 

 HTML-версия в архиве -> messia.ru/rasylka/010/2530.htm#0

     Архив рассылки + подписка  -> messia.ru/rasylka/#0

 

 

********* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»