=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

Этот выпуск - продолжение серии о Символе веры.

 

 

 

> *  Возвещая  Свое  учение,  Христос говорит не как пророк - от имени

> Бога,  -  а  как  Бог.  Собственной  властью  Он изменяет и отменяет

> законы, данные в Св. Писании, указывая тем на Свой высший авторитет.

> Этим  Он  подводит  учеников  к  тайне  Сына  Божия. Это совершается

> постепенно.    Сначала   Он  выступает   как Учитель  и  Чудотворец,

> но  при этом  многозначительно называет   Себя  Сыном  Человеческим.

> Этот  титул  одновременно  означает  и   просто  человека (Иез 2:1),

> и обетованного Спасителя, Мессию (Дан 7:12-14).

 

> Это  связано  с  тем,  что многие, даже пророки, считали, что Мессия

> будет земным царем или воином. И только тогда, когда ученики поняли,

> что  Иисус  не  желает земной власти (Ин 6:5), когда Он стал гонимым

> Странником (Мф 8:20). Он больше не скрывал от них Своего Мессианства

> (Еф  6:13-21).   Но при этом Иисус объявил  апостолам, что  его ждет

> не  мирская  власть,  а  страдания  и  смерть.  Прямо назвал Он Себя

> Мессией  лишь  за несколько часов до Голгофы, перед лицом Синедриона

> (Мк  14:61-62).    Но если   Иисус именовал  Себя Спасителем-Мессией

> не  в том значении, какое  вкладывала  в это понятие толпа,  то  что

> Он Сам говорил о Себе? Он именовал Себя Сыном Небесного Отца.

 

> * +Что значит Сын Божий? Почему «Символ» называет Христа Господом?+

 

>     # а) «Сынами Божиими» в Ветхом Завете назывались ангелы,

> пророки, цари (2 Цар 7:14; Иов 1:6; Пс 28:1). Титул этот прилагался

> к Мессии, потомку Давида (Пс 109).

>     # б) На языке Библии понятие «сын» означает причастность

> чему-либо («Сын  пророческий»,  «Сын  правды»,  «Сын  человеческий»,

> «Сын  благословения», «Сын погибели» и т. д.). Поэтому, называя Себя

> Сыном   Небесного   Отца,   Иисус  имел  в  виду  Свою  причастность

> Божественной  природе.  Он выше  всех   пророков (Притча Мк 12:1-2).

> Его   отношение   к Отцу    несравнимо   ни  с  чем  (Мф  11:25-30).

> Он составляет одно с Богом (Ин 14:6-10).

>     # в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения

> и  опытом  бесчисленных   учеников  Иисусовых,  начиная с апостолов,

> есть  источник  веры  Церкви  в  то,  что  в  Иисусе Назарянине миру

> открылся  Сам  Бог  (Евр  1:1-6).  Иисус  Христос  одобрил учеников,

> называвших  Его   Господом (Ин 13:13).  Слово    это (греч.  Кириос,

> арам. Маран) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог.

 

> Примечание:

> 1. Веруя свидетельству Христа, христианин может верить

> и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку:

>   а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ

> освобождаться от всех земных желаний;

>   б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека,

> законы Которого в земной жизни должны осуществляться

> через гуманность;

>   в) учителя индуизма говорят, что в основе материального мира лежит

> мир Духа;

>   г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить

> о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе

> остается неповторимым и уникальным.

<...>

 

> * +Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным» Отцу?+

 

> Если  человеческая  природа сотворена Богом, то божественная природа

> Христа  «рождается»  непосредственно  от  Бога.  Поэтому Божье в Нём

> принадлежит высшей сущности (единое Творцу).

 

> * +Почему Сын Божий назван «Единородным», существующим «прежде всех

> веков»?+

 

> Бог  в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует

> в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог-Акт, Бог-Деяние, или,

> как называет Его евангелист Иоанн, Бог-Слово (греч. Логос). «Словом»

> в  Ветхом  Завете  именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога

> (Пс  32:6).  Это  Его  «второе Лицо» есть единое божественное Слово,

> через  Которое «все начало быть» (Ин 1:1-3). Оно «рождается» от Отца

> предвечно,  т.  е.  вне  времени,  вне тварного бытия, в сокровенной

> внутрибожественной жизни.

 

> * +Что  означают  слова  «Света  от  Света.  Бога  истинна  от Бога

> истинна»?+

 

> Это  наглядное  сравнение  поясняет  тайну  единства  Отца   и  Сына

> и  одновременно  их  различие.  Как огонь,   зажженный одним факелом

> от  другого, есть тот же самый огонь, как свет, исходящий от солнца,

> есть  часть  самого  светила,  так  и  Слово  Божие, исходя от Отца,

> всецело сохраняет полноту божественной природы (Ин 1:9-11).

                        [ свящ. Александр Мень.

                          Введение в христианскую жизнь (46-50)

                          www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter6 ]

 

                                * * *

 

* Христианство   бросило   вызов   многим  философским  и  религиозным

* системам. Но одновременно оно ответило на чаяния большинства из них.

* И самое сильное в христианской духовности - это именно не отрицание,

* а утверждение, охват и полнота.

 

* Если буддизм был пронизан страстным стремлением к избавлению от зла,

* стремлением  к  +спасению+  -  Будда  говорил,  что как воды морские

* пропитаны   солью,  так    его   учение  -   дхарма  -    проникнуто

* идеей спасения, - то эта жажда спасения, обетование спасения присущи

* и христианству, Новому Завету.

 

* Если  в  исламе есть абсолютная +преданность+ человека Богу, который

* является  суверенным  властелином  космоса и человеческой судьбы, то

* это же самое мы находим и в христианстве.

 

* Если  в  китайском  миросозерцании  небо  -  тянь  -  является неким

* ориентиром  для  человека  в +жизненных+ вещах,  даже  в мелочах, то

* и это есть в христианстве.

 

* Если  брахманизм  и  индуизм  современный  говорят  о +многообразных

* проявлениях+ Божественного, то и это есть в христианстве.

 

* Если,   наконец,   пантеизм утверждает,  что +Бог  во всём+, что Он,

* как  некая  таинственная сила, пронизывает каждую каплю, каждый атом

* мироздания,    то  христианство   и  с  этим  согласно,   хотя   оно

* не   ограничивает   воздействие  Бога  только  этим  пантеистическим

* всеприсутствием.

 

* Но  мы бы ошиблись с вами, если бы считали, что христианство явилось

* как  некая  эклектика,  которая  просто  собрала в себе все элементы

* предшествующих верований. В нём проявилась колоссальная сила чего-то

* нового,  и  это  новое было не столько в доктрине, сколько в прорыве

* +иной жизни+ в эту нашу обыденную жизнь.

 

* Великие учители человечества - авторы "Упанишад", Лао-цзы, Конфуций,

* Будда,   Магомет,   Сократ,   Платон и  другие - воспринимали истину

* как  вершину горы,   на которую они поднимаются с величайшим трудом.

* И  это  справедливо.  Потому  что истина - это не та вещь, что легко

* дается   в  руки.  Она действительно похожа  на высокую гору,   куда

* надо восходить тяжело дыша, карабкаясь по уступам, порой оглядываясь

* назад,  на  пройденный  путь,  и  чувствуя,  что  впереди еще крутой

* подъем.

 

* Простой  гималайский  горец Тенцинг,   участник  первого восхождения

* на  Эверест  вместе  с  англичанином Э. Хиллари говорил, что к горам

* надо приближаться с +благоговением+. Так же и к Богу. Действительно,

* горы  требуют  особого  настроя  душевного,  чтобы понять их величие

* и  красоту.   Истина закрывается  от тех людей,  которые идут  к ней

* без благоговения, без готовности идти вперед, несмотря на опасности,

* пропасти и расселины.

 

* Восхождение - такова история человечества.

 

* Вы легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз?

 

* Да, конечно, конечно, - и, на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз,

* больше;  людей,  которые падали и катились вниз, в бездну,   больше.

* Но для нас важно, что человек всё-таки поднимался на эти надоблачные

* вершины. И он тем и велик, человек, что способен был подняться туда,

* как говорил Пушкин, "в соседство Бога", в горы умственных и духовных

* созерцаний.

 

 

* Человек  имеет  две родины, два отечества. Одно отечество - это наша

* земля и та точка земли, где ты родился и вырос. А второе отечество -

* это  тот  сокровенный  мир Духа,   который око не может видеть и ухо

* не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы -

* дети земли и в то же время гости в этом мире.

 

* Человек  в своих религиозных исканиях бесконечно больше осуществляет

* свою  высшую  природу,  чем   когда он  воюет, пашет,  сеет, строит.

* И термиты строят, и муравьи сеют (есть у них такие виды), и обезьяны

* воюют  по-своему,  правда, не так  ожесточенно,  как люди. Но  никто

* из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом

* бытия,    никогда   не   поднимался   выше   природных,   физических

* потребностей.  Ни  одно  живое существо, кроме человека, не способно

* пойти на риск и даже на смертельный риск во имя истины, во имя того,

* что  нельзя  взять  в руки. И тысячи мучеников всех времен и народов

* являют  собой  уникальный  феномен  в  истории  всей нашей Солнечной

* системы.

 

* Но  когда  мы  обращаемся к Евангелию,   мы  попадаем  в иной  мир -

* не в тот мир, который дает нам картину волнующих  поисков,  +порыва+

* к небу; мы оказываемся перед +тайной ответа+.

 

* Двадцать пять лет принц Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, проводил

* в аскетических усилиях, чтобы достигнуть созерцания. Так трудились -

* умственно,  духовно  и психофизически - йоги,  философы, подвижники.

* Но  Иисус  Христос  приходит  из  простой  деревни, где он вел жизнь

* рядового  человека.  В Нём всё было готово. Он никуда не поднимался,

* Он, наоборот, +спускался+ к людям.

 

* Каждый  великий  мудрец  сознавал свое  неведение.  Сократ  говорил:

* "Я  знаю,  что  я  ничего   не знаю". Величайшие святые всех  времен

* и народов   ощущали  себя  грешниками   гораздо более остро, чем  мы

* с   вами, потому  что  они  были ближе к свету,  и им  каждое  пятно

* на жизни и совести было виднее, чем в нашей серой жизни.

 

* У  Христа  нет сознания греховности. И у него нет сознания того, что

* Он  чего-то  +достиг+,  Он  приходит  к людям, неся им то, что в Нём

* Самом есть изначально, от природы.

 

* Я  должен   сразу  обратить ваше внимание на то,  что  Иисус Христос

* не  начал  проповедовать +христианство+ как некую концепцию. То, что

* Он  возвестил  людям,  Он назвал +бесора+, по-гречески +эвангелион+,

* что значит "радостная весть", "радостное известие".

 

* В чём же заключалось это радостное известие?

 

* Человек  имеет  право  не  доверять  мирозданию. Человек имеет право

* чувствовать  себя  в  чужом  и  враждебном  мире.  Такие современные

* писатели,  как  Альбер Камю, Жан Поль Сартр и другие, часто говорили

* о   страшной   абсурдности   бытия.  Нас  обступает  нечто  грозное,

* бесчеловечное,  бессмысленное, абсурдное, и доверять ему невозможно.

* Холодный,   мертвый или мертвящий мир.  Правда,   я здесь оговорюсь:

* эти  писатели,   романисты,  драматурги, философы, которые выступали

* с  позиции  +атеистического+  мировоззрения  -   у  Сартра   и  Камю

* это атеистический экзистенциализм.

 

* Они  как-то  не  заметили  одной   вещи:   когда они  говорят,   что

* мир абсурден,  то есть бессмыслен,  они это знают только потому, что

* в человеке заложено противоположное понятие - понятие +смысла+. Тот,

* кто   не знает,  что такое смысл,  не чувствует,  никогда не поймет,

* что  такое  абсурд; он никогда не возмутится против абсурда, никогда

* не  восстанет  против него:  он будет в нём жить,  как рыба в  воде.

* И именно то, что человек восстает против абсурда, против бессмыслицы

* бытия, и говорит в пользу того, что этот смысл существует.

 

* Древнее  библейское  провозвестие  говорит  нам  о том, что мы можем

* совершить  внутренний  переворот  и сказать бытию +"да"+, довериться

* тому,   что   кажется страшным   и грозным.  И   тогда  через  хаос,

* через  абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи,

* глянет  око  Божие  -  Бога,  который  имеет  личность,  и личность,

* отображенную  в  каждой  человеческой  личности.  И  контакт  с  Ним

* возможен  -  как  союз  между  +подобными+  существами.  Весь  фокус

* человечества - это удивительная его аналогия с Тем, Кто создал мир.

 

* Чарлз  Дарвин  говорил,  что  хотя он воспринимает мир, так сказать,

* механически,  как процесс,   всё же, задумываясь над его сложностью,

* он  никогда  не мог понять: неужели слепая случайность могла всё это

* породить,   и  не  следует ли нам  за всем  этим видеть некий разум,

* в  чём-то  аналогичный  нашему?  (Можно  к этому добавить: не просто

* аналогичный, но безмерно превосходящий наш разум.)

 

* И   в  ветхозаветной  библейской  религии   возникло   это   понятие

* о  вере-+доверии+;  не  вере  как  некоем  теоретическом  убеждении,

* философском   или  религиозном,      а    вере  как акте   +прорыва+

* через  мертвящую  абсурдную  действительность, когда человек говорит

* Богу:   "Да,    я  принимаю и внимаю".  Так  возникает древний Завет

* между Богом и человеком, древний союз.

 

* Но,  конечно,   союз  между примитивным человеком, древним человеком

* и  Божественным  не  мог  быть окончательным и совершенным: это было

* воспитание человеческого рода,  детство   человеческого  рода, потом

* юность.  И  в  VII  в.  до н. э. пророк Иеремия сказал: "Так говорит

* Господь:  Я  заключу  с  народом  Новый  Завет" (брит хадаша - новый

* завет, новый союз), который будет не такой, как старый, как прежний.

* Он будет начертан в сердцах.

        [ По лекции  свящ. Александра Меня "Христианство" (8.IX.1990).

          Использованы 2 редакции расшифровки этой лекции:

          1) Фонд им. прот. Александра Меня

          www.alexandrmen.ru/lectures/hrist_vo.html;

          2) Александр Мень. БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ.

          // "Anno Domini", 1994; стр.17-30.

          Фонограмма: www.alexandrmen.ru/sounds/hrstnstv.wav ]

 

 

 

 

 + + + свящ. Александр Мень. Введение в христианскую жизнь

        Мессия и Завет. Ветхий Завет

         www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter3

  + Новый Завет www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter4

 

+ + + он же. Никео-Царьградский символ. Беседа вторая

        (Из сборника "Мировая духовная культура")

         www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc2_02.html

 + Беседа третья www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc2_03.html

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе.

 Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти.

 Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным,

                                     но отвергнет алчущего нечестивца.

 От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство.

 Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор.

 Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие.

 Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет.

 В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды.

 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,

                                      а кто петляет - тот и попадется.

 Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды.

 Уста праведника - живительный родник,

                                      а на устах нечестивых - насилие.

 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.

 На устах разумных обретается премудрость,

                               а для спины несмышленых найдется розга.

 Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению.

 Для богатого достаток - словно крепость,

                                   а для бедных нищета - как пепелище.

 Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха.

 Следовать наставлениям - вот путь жизни,

                               а если презираешь упреки - заблудишься.

 Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп.

 При многословии не миновать греха,

                                     а кто скуп на слова, тот разумен.

 Язык праведника - что отборное серебро,

                                  а много ль ст`оит сердце нечестивца?

 Слов`а праведного оберегают многих,

                                  а глупцов губит собственная дурость.

 Благословение ГОСПОДНЕ тебя обогатит,

                                   ты с ним горя знать уже не будешь.*

                              (Пр.10:1-22, пер. РБО - чтение четверга)

                                * * *

*Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой;

         нет и такого, который никогда над собой не властен.* (В.Леви)

             *********************************************

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2532.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm