=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

Выпуск рассылки посвящен апостольскому чтению

5-го воскресенья Великого Поста:

Евр.9:11-14.

 

       11 Но когда явился Христос как Первосвященник

        уже свершившихся благ, Он прошел через большее

        и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть

        не относящееся к вещам сотворенным. (12) И вошел в Святое

        Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов

        и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное

        искупление. (13) Если окропление кровью козлов и быков вместе

        с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю

        чистоту, (14) то насколько больше силы имеет кровь Христа,

        который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную

        жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,

        чтобы мы могли служить Живому Богу.

 

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)

 

 

 

 

 

>                        ХРИСТОС И НОВЫЙ ЗАВЕТ

 

> Христос  явился  в  мир  как  оправдание  творения, как смысл, Логос

> творения.  Христос  –  предвечный Сын Бога – усыновил человека Богу,

> усыновил  всё  творение,  возвратил  к  Творцу  Своей  искупительной

> жертвой.  То,  что  было  не  по  силам  человеческим,  не  по силам

> природным,  оказалось  по  силам  Сына Человеческого и Сына Божьего.

> Жертва,  принесенная  человеком,  его  кровь  и  страдания, не может

> искупить    греха,      не   спасает,     так  как  не соответствует

> всей  безмерности  содеянного  преступления  и  не есть еще действие

> совместное  с  Богом, не есть еще богодейство. Бог давно говорил уже

> избранному  народу Своему через пророка Исаию: «К чему Мне множество

> жертв  ваших?  Я  пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного

> скота;  и  крови  тельцов,  и  агнцев, и козлов не хочу». «Не носите

> больше  даров тщетных;  курение отвратительно  для Меня; новомесячий

> и  суббот,   праздничных  собраний   не  могу терпеть»[17].   Жертва

> не  искупала  греха,  и  не спасало исполнение закона. Закон Ветхого

> Завета,  как  и  всякий  закон  до  Христа, был лишь предварительным

> подготовлением  человечества  к  принятию  религии  любви и свободы.

> Религия  Христа не есть уже религия жертвы и закона, а религия любви

> и  свободы.  В  религии  Христа  кровавая  жертва заменяется жертвой

> бескровной  –  евхаристией,  приобщением к вселенской жертве Христа,

> отменившей  все другие жертвы, а Закон заменяется свободной любовью.

> Богу  нужны  не  жертвы  и  истязания,  а свободная любовь человека,

> свободное  соединение  человеческого  с божеским. Новый Завет и есть

> завет свободной любви человека и Бога.

        -----------------

>       [17] Ис. 1:11,13.

 

> Сущность  христианства,    которую многие  тщетно пытались разгадать

> со   стороны,   –     в  личности    Христа,   в космической    роли

> этой  таинственной  Личности.    Евангелие  есть   учение   о Христе

> как  Искупителе  и Спасителе мира, а не учение Христа. По Евангелию,

> путь  спасения  –   Сам   Христос,    Его   божественная   Личность,

> а  не  евангельская  мораль,  не  христианские  поучения. Если брать

> учение  Христа  и  отвергать самого Христа, то в христианстве нельзя

> найти  ничего  абсолютно нового и оригинального.   В Ветхом  Завете,

> в  Индии,  у  Сократа  и  стоиков  были  уже даны почти все элементы

> христианской морали. А моральное учение Канта некоторые даже находят

> более  возвышенным,  чем  христианское. Все христианское учение было

> уже  подготовлено  греческой  и  восточной  мудростью, даже таинства

> христианские  имеют  свой  прообраз  в  таинствах  древних  религий.

> Космическая  атмосфера  богосыновства  давно  уже назревала  в мире,

> в  разных  частях  мира  было  уже много христианского. +Одно только

> абсолютно   ново  и  оригинально  в  христианстве  –   Сам  Христос;

> Его  только  не  было еще в мире и другого Христа никогда не будет.+

> Христос есть  единственная,  неповторимая точка соединения божеского

> и  человеческого;  только  однажды в истории мира можно было увидеть

> Бога во плоти, притронуться к Нему, прикоснуться к Его телу, ощутить

> Его   близость.  Только  через  Христа  отношение  человека  к  Богу

> становится   интимным,  через  Христа  Бог  стал  родным  и  близким

> человеку.  Бог  открывался  человеку  и  в древних религиях, сообщал

> людям Свою  волю через избранных Своих  людей,  но никогда до Христа

> не воплощался Бог, не являлся в образе личности. Все уже было в мире

> по   частям, всё назрело,  всё подготовилось,   но Самого Христа еще

> не  было.  Была  в  Греции  религия  Диониса,  но  Дионис  был  лишь

> космической атмосферой, стихией, полной предчувствий. Только однажды

> в  истории  мира  была  дана возможность увидеть Бога в человеческом

> образе,  и  то  было чудом истории, единственным по своему значению,

> чудесным  фактом  искупления  и спасения. Вера в этот чудесный факт,

> любовь   к   этой  таинственной  личности,  приобщение  к  Христу  –

> спасительны.

 

> Учение   о   богочеловечестве  Христа,  христологические  догматы  –

> +факты+,   мистические  факты    вселенской  истории,  а не  теории,

> не  умственные  доктрины,  не  отвлеченные  построения, как то хотят

> представить    рационалисты.       Гарнак  видит     интеллектуализм

> в  христианской  догматике  и   призывает    к  простой  сердечности

> в отношении  к Христу,  не решая вопроса о том,  +кто+ был  Христос.

> Это  роковое  заблуждение.  Кто был Христос и что   Он  для нас, это

> не  умственный  вопрос,    не  вопрос   той  или иной теории разума,

> это   вопрос   нашего   религиозного   опыта,   нашего  религиозного

> восприятия,  вопрос  реального  факта.  Мы  хотим реально воспринять

> Христа,  сделать  Его фактом нашего опыта, и потому для нас не может

> быть  безразлично, кто Он,  что Он для нас. Не познание  наше о мире

> и  не  интеллектуальные  наши теории меняются в зависимости от того,

> что  мы  мним о Христе, а сам мир и само наше существование меняются

> от этого.   Если  Христос –  Сын Божий, Логос,  то мир  имеет  Смысл

> и у  меня есть надежда  на вечное спасение; если Христос –  человек,

> то  мир бессмыслен и нет для меня религии спасения. Догматы – факты,

> и только как факты они нам дороги.   На вселенских соборах дело  шло

> не  о  философских  теориях,  а  о  жизни  и  смерти,  о религиозном

> восприятии    таинственных   реальностей.   Догматы   –   обострение

> внутреннего  зрения,  открытие  мистических  фактов в глубине своего

> опыта.    Только  +религиозное   восприятие+  в силах решить вопрос,

> кто   Христос   и   в   чём  «сущность»  христианства;  историческое

> исследование   и   философское  умозрение  само  по  себе  бессильно

> установить +религиозный факт+.

 

> Христос не хотел никакого насилия; Он не насильственно спасал, хотел

> любви  и  свободы,  утверждал  высшее  достоинство человека. Христос

> явился  миру в образе Распятого, был унижен и растерзан силами этого

> мира.  Еврейский народ отверг Христа, не узнал в Нем Мессии, так как

> ждал  земного  царя,  могущественного и славного, устроителя земного

> царства.  Христос был распят тем миром, который ждал своего мирского

> царя,  ждал  князя  этого  мира  и не имел той любви к Отцу, которая

> помогла бы узнать Сына. И до сих пор мир не понимает, почему Христос

> не  пришел  в  силе и славе, почему не явил Своей божественной мощи,

> почему  так  бессильна религия Христа в истории, почему христианство

> получает   удар за ударом  и не удается,   не устраивает этого мира.

> Но  весь  смысл  явления  Христа миру в том и заключается, чтобы мир

> свободно  узнал  Христа,  полюбил  Царя  в  образе Распятого, увидел

> божественную  мощь  в  кажущемся  бессилии  и беспомощности. Христос

> хотел  свободной любви человека и потому не мог запугивать его своим

> могуществом, насиловать своей властью. Если бы Христос явился в силе

> и  славе,  как  Царь,  то  Он не был бы Искупителем, то спасительная

> жертва  не  совершилась бы. Кажущееся бессилие Христа и христианства

> свидетельствует  о Христе, о Его божественности,  а  не против Него.

> В конце мировой истории Христос явится как Царь, явит миру Свою силу

> и  славу,   будет властвовать  над миром,   миру обещано наступление

> Его  тысячелетнего  царства.  Но  в  царство  это войдут те, которые

> полюбили  Распятого,  в  Нем  свободно увидели Бога и Царя. +Великая

> тайна  человеческой  свободы   сокрыта  в  том,    что Сын Бога умер

> на  кресте,  был  унижен  и  растерзан.+  Этим бессилием и унижением

> Самого Бога была открыта миру тайна свободной любви, смысл творения.

> Смысл   творения  в том,  чтобы человек и  за ним  весь мир полюбили

> Бога-Любовь,   а не  устрашились Бога-Силы.  Если бы Христос  явился

> как  царь  земли,  то  этим  история  мира  закончилась  бы, никакой

> дальнейшей  истории не могло бы быть. Это было бы то же, как если бы

> Бог создал творение неспособным   к греху, насильственно совершенным

> и  потому  лишенным  свободы.  Если  тайна греха в свободе, то тайна

> искупления   и спасения  –  в свободе же, но в свободе,  соединенной

> с  любовью, с божественной любовью. Сын Божий должен был быть распят

> и  растерзан  в  мире, чтобы дитя-мир могло полюбить Отца и свободно

> спастись, вернуться в его лоно. Христос не совершал чудес в истории,

> отверг  этот  дьявольский  соблазн, так как в свободе человека видел

> смысл  истории,  так  как  чудеса  были бы насилием и не оставили бы

> места  для  достоинства   и  заслуги  любви  к Христу.  Христос  Сам

> был  чудом,   Его   жизнь  была чудесной. И все неудачи христианства

> в  истории  могут  только   подтверждать   истину  о Христе,   могут

> лишь усилить любовь к Нему.

 

> Слишком  часто  делают Христа ответственным за слабости христианина,

> не  хотят  верить в Христа, так как не доверяют христианину. Требуют

> от  христианина  великого подвига, который доказал бы, что Христос –

> Бог, что в Христа можно верить. Но сила Христова и правда не зависят

> от подвигов  христианина,  не  им доказываются, а ему  доказываются.

> Сам Христос свидетельствует о Себе, и свидетельства этого не в силах

> побороть  все  слабости христианина. Истина о Христе не доказывается

> силой  человека,  а скорее, его слабостью, так как  истина эта в том

> и     заключается,   что человек бессилен   сам спастись и спасается

> через  Христа.    Трудно  современному  человеку  поверить в Христа,

> со   всех   сторон   окружают   его  препятствия.  И  самое  сильное

> препятствие,  быть может, в том, что не видят чуда от веры в Христа,

> что  поверивший  в  Христа всё еще остается слабым человеком. В этом

> ожидании   чуда,   требовании  чуда  от  поверившего,  чтобы  самому

> поверить,   скрыт   великий  соблазн,  дьявольская хитрость.   Часто

> чудо   совершается   незримо,   а   чуда  видимого,  громового  чуда

> человечество   не  заслужило  еще.  Христианин  слишком  малого  еще

> заслужил,   а   смотрящие  со  стороны,  не  произойдет  ли  чего-то

> особенного,  чтобы  поверить,  ничего не заслужили. Порядок природы,

> которым   мы   скованы по рукам    и ногам,  не может  быть  отменен

> для  каждого  из нас; он отменяется лишь путем +вселенской истории+,

> лишь   завершенным искуплением. Великое чудо, которого ждет  человек

> и с  ним  весь  мир,  –   когда  все наши мертвецы встанут из гробов

> и  оживут,  совершится  лишь в +конце истории+, к нему все мы должны

> готовиться.  Наша  вера  и  наша  надежда,  что чудо это совершится,

> основаны  на  чуде,  которое  уже  совершилось, на чуде +воскресения

> Христа+.

 

> В  воскресении  Христа был один раз за всю мировую историю абсолютно

> отменен  порядок природы, был дан реальный пример преображения мира.

> Со  стороны  величайшее  чудо  истории  не видно, неверующему нельзя

> доказать,   что  Христос  воскрес,  тут  нет доказательного насилия,

> но  тот,   кто  увидел  это  чудо, кто  поверил  в него,  тот знает,

> что  мертвые  встанут  для  вечной жизни. И всё бессилие христианина

> перед страшным  призраком необходимости,      вся    его    слабость

> перед  законным  порядком  природы  не  может  поколебать этой веры.

> Христос  умер  на  кресте  –  эту  слабость  видит весь мир; Христос

> воскрес  – эту силу видит лишь любящий Его и верящий в Него. Свобода

> веры  и  достоинство человека в деле спасения основаны на этой извне

> видимой  слабости  Сына  Божьего и извне невидимой Его силы. И пусть

> неверующие,  смотрящие  со  стороны,  не  ждут чудес от христианина,

> чтобы  поверить,  чтобы  войти в мистический круг; они ведь не видят

> чуда,  реально уже совершившегося, чуда воскресения Христа, и ничего

> не  увидят до тех пор, пока свободная любовь не одержит в них победы

> над вынужденной силой.

 

> Христос –  центр  истории, смысл истории;  история шла к Нему и идет

> от Него.    Но   христианство   не вместило еще полностью откровения

> об  исторической  судьбе человечества на земле. Это – странная тайна

> религиозной  диалектики  бытия.  Искупляющая  сила Голгофской жертвы

> заполнила  христианское   сознание.    Ветхий мир должен был умереть

> во  Христе,   чтобы    воскреснуть   во Христе.  Смысл  христианской

> эпохи  истории  был   в  подвиге  самоотречения,    в вольном отказе

> от  самоутверждения  в  порядке  природы,   и   христианские  святые

> и  подвижники  выполняли  эту космическую по своему значению задачу.

> Человечество должно было в избранной своей части принять внутрь себя

> Христа,     обожить  человеческую   природу  слиянием   с   Христом.

> Это обожение, это преодоление порядка природы путем аскетизма должно

> было  принять  форму  индивидуального,   личного спасения во Христе.

> И  христианство,  выполнявшее  свою  историческую миссию, в сознании

> своем не вмещало понимания смысла творческой истории, смысла мировой

> культуры.  Христианство есть эпоха отрицания греховного мира, смерти

> его  с  Христом-Искупителем,  есть  антитезис,  и  этим определяется

> кажущаяся односторонность и неполнота христианской истины.

        [ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ / часть вторая /

          Глава V. Происхождение зла и смысл истории

          www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1911_05_05c.html ]

 

 

 

 

 + + + свящ. Сергий Булгаков: Искупление есть вольная жертва Христа

                    www.messia.ru/rasylka/009/2396.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Христос вступил не в рукотворное святилище,

 которое есть не более чем отпечаток истинного,

 но в само небо,

 и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.

 Он также не приносит Себя в жертву многократно,

 как это делает первосвященник,

 ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,

 иначе Ему пришлось бы страдать множество раз

 с тех пор, как был сотворен мир.

 Но Он явился один раз, в самом конце веков,

 чтобы удалить грех Своей жертвой.

 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд,

 так и Христос, однажды принесенный в жертву,

 чтобы унести грехи множества людей,

 во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом,

 но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28 - чт-е сб)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2540.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm