=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Выпуск рассылки посвящен апостольскому чтению 5-го воскресенья Великого Поста: Евр.9:11-14.
11 Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. (12) И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. (13) Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, (14) то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.
(перевод В.Н.Кузнецовой)
> ХРИСТОС И НОВЫЙ ЗАВЕТ
> Христос явился в мир как оправдание творения, как смысл, Логос > творения. Христос – предвечный Сын Бога – усыновил человека Богу, > усыновил всё творение, возвратил к Творцу Своей искупительной > жертвой. То, что было не по силам человеческим, не по силам > природным, оказалось по силам Сына Человеческого и Сына Божьего. > Жертва, принесенная человеком, его кровь и страдания, не может > искупить греха, не спасает, так как не соответствует > всей безмерности содеянного преступления и не есть еще действие > совместное с Богом, не есть еще богодейство. Бог давно говорил уже > избранному народу Своему через пророка Исаию: «К чему Мне множество > жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного > скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу». «Не носите > больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий > и суббот, праздничных собраний не могу терпеть»[17]. Жертва > не искупала греха, и не спасало исполнение закона. Закон Ветхого > Завета, как и всякий закон до Христа, был лишь предварительным > подготовлением человечества к принятию религии любви и свободы. > Религия Христа не есть уже религия жертвы и закона, а религия любви > и свободы. В религии Христа кровавая жертва заменяется жертвой > бескровной – евхаристией, приобщением к вселенской жертве Христа, > отменившей все другие жертвы, а Закон заменяется свободной любовью. > Богу нужны не жертвы и истязания, а свободная любовь человека, > свободное соединение человеческого с божеским. Новый Завет и есть > завет свободной любви человека и Бога. -----------------
> Сущность христианства, которую многие тщетно пытались разгадать > со стороны, – в личности Христа, в космической роли > этой таинственной Личности. Евангелие есть учение о Христе > как Искупителе и Спасителе мира, а не учение Христа. По Евангелию, > путь спасения – Сам Христос, Его божественная Личность, > а не евангельская мораль, не христианские поучения. Если брать > учение Христа и отвергать самого Христа, то в христианстве нельзя > найти ничего абсолютно нового и оригинального. В Ветхом Завете, > в Индии, у Сократа и стоиков были уже даны почти все элементы > христианской морали. А моральное учение Канта некоторые даже находят > более возвышенным, чем христианское. Все христианское учение было > уже подготовлено греческой и восточной мудростью, даже таинства > христианские имеют свой прообраз в таинствах древних религий. > Космическая атмосфера богосыновства давно уже назревала в мире, > в разных частях мира было уже много христианского. +Одно только > абсолютно ново и оригинально в христианстве – Сам Христос; > Его только не было еще в мире и другого Христа никогда не будет.+ > Христос есть единственная, неповторимая точка соединения божеского > и человеческого; только однажды в истории мира можно было увидеть > Бога во плоти, притронуться к Нему, прикоснуться к Его телу, ощутить > Его близость. Только через Христа отношение человека к Богу > становится интимным, через Христа Бог стал родным и близким > человеку. Бог открывался человеку и в древних религиях, сообщал > людям Свою волю через избранных Своих людей, но никогда до Христа > не воплощался Бог, не являлся в образе личности. Все уже было в мире > по частям, всё назрело, всё подготовилось, но Самого Христа еще > не было. Была в Греции религия Диониса, но Дионис был лишь > космической атмосферой, стихией, полной предчувствий. Только однажды > в истории мира была дана возможность увидеть Бога в человеческом > образе, и то было чудом истории, единственным по своему значению, > чудесным фактом искупления и спасения. Вера в этот чудесный факт, > любовь к этой таинственной личности, приобщение к Христу – > спасительны.
> Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы – > +факты+, мистические факты вселенской истории, а не теории, > не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как то хотят > представить рационалисты. Гарнак видит интеллектуализм > в христианской догматике и призывает к простой сердечности > в отношении к Христу, не решая вопроса о том, +кто+ был Христос. > Это роковое заблуждение. Кто был Христос и что Он для нас, это > не умственный вопрос, не вопрос той или иной теории разума, > это вопрос нашего религиозного опыта, нашего религиозного > восприятия, вопрос реального факта. Мы хотим реально воспринять > Христа, сделать Его фактом нашего опыта, и потому для нас не может > быть безразлично, кто Он, что Он для нас. Не познание наше о мире > и не интеллектуальные наши теории меняются в зависимости от того, > что мы мним о Христе, а сам мир и само наше существование меняются > от этого. Если Христос – Сын Божий, Логос, то мир имеет Смысл > и у меня есть надежда на вечное спасение; если Христос – человек, > то мир бессмыслен и нет для меня религии спасения. Догматы – факты, > и только как факты они нам дороги. На вселенских соборах дело шло > не о философских теориях, а о жизни и смерти, о религиозном > восприятии таинственных реальностей. Догматы – обострение > внутреннего зрения, открытие мистических фактов в глубине своего > опыта. Только +религиозное восприятие+ в силах решить вопрос, > кто Христос и в чём «сущность» христианства; историческое > исследование и философское умозрение само по себе бессильно > установить +религиозный факт+.
> Христос не хотел никакого насилия; Он не насильственно спасал, хотел > любви и свободы, утверждал высшее достоинство человека. Христос > явился миру в образе Распятого, был унижен и растерзан силами этого > мира. Еврейский народ отверг Христа, не узнал в Нем Мессии, так как > ждал земного царя, могущественного и славного, устроителя земного > царства. Христос был распят тем миром, который ждал своего мирского > царя, ждал князя этого мира и не имел той любви к Отцу, которая > помогла бы узнать Сына. И до сих пор мир не понимает, почему Христос > не пришел в силе и славе, почему не явил Своей божественной мощи, > почему так бессильна религия Христа в истории, почему христианство > получает удар за ударом и не удается, не устраивает этого мира. > Но весь смысл явления Христа миру в том и заключается, чтобы мир > свободно узнал Христа, полюбил Царя в образе Распятого, увидел > божественную мощь в кажущемся бессилии и беспомощности. Христос > хотел свободной любви человека и потому не мог запугивать его своим > могуществом, насиловать своей властью. Если бы Христос явился в силе > и славе, как Царь, то Он не был бы Искупителем, то спасительная > жертва не совершилась бы. Кажущееся бессилие Христа и христианства > свидетельствует о Христе, о Его божественности, а не против Него. > В конце мировой истории Христос явится как Царь, явит миру Свою силу > и славу, будет властвовать над миром, миру обещано наступление > Его тысячелетнего царства. Но в царство это войдут те, которые > полюбили Распятого, в Нем свободно увидели Бога и Царя. +Великая > тайна человеческой свободы сокрыта в том, что Сын Бога умер > на кресте, был унижен и растерзан.+ Этим бессилием и унижением > Самого Бога была открыта миру тайна свободной любви, смысл творения. > Смысл творения в том, чтобы человек и за ним весь мир полюбили > Бога-Любовь, а не устрашились Бога-Силы. Если бы Христос явился > как царь земли, то этим история мира закончилась бы, никакой > дальнейшей истории не могло бы быть. Это было бы то же, как если бы > Бог создал творение неспособным к греху, насильственно совершенным > и потому лишенным свободы. Если тайна греха в свободе, то тайна > искупления и спасения – в свободе же, но в свободе, соединенной > с любовью, с божественной любовью. Сын Божий должен был быть распят > и растерзан в мире, чтобы дитя-мир могло полюбить Отца и свободно > спастись, вернуться в его лоно. Христос не совершал чудес в истории, > отверг этот дьявольский соблазн, так как в свободе человека видел > смысл истории, так как чудеса были бы насилием и не оставили бы > места для достоинства и заслуги любви к Христу. Христос Сам > был чудом, Его жизнь была чудесной. И все неудачи христианства > в истории могут только подтверждать истину о Христе, могут > лишь усилить любовь к Нему.
> Слишком часто делают Христа ответственным за слабости христианина, > не хотят верить в Христа, так как не доверяют христианину. Требуют > от христианина великого подвига, который доказал бы, что Христос – > Бог, что в Христа можно верить. Но сила Христова и правда не зависят > от подвигов христианина, не им доказываются, а ему доказываются. > Сам Христос свидетельствует о Себе, и свидетельства этого не в силах > побороть все слабости христианина. Истина о Христе не доказывается > силой человека, а скорее, его слабостью, так как истина эта в том > и заключается, что человек бессилен сам спастись и спасается > через Христа. Трудно современному человеку поверить в Христа, > со всех сторон окружают его препятствия. И самое сильное > препятствие, быть может, в том, что не видят чуда от веры в Христа, > что поверивший в Христа всё еще остается слабым человеком. В этом > ожидании чуда, требовании чуда от поверившего, чтобы самому > поверить, скрыт великий соблазн, дьявольская хитрость. Часто > чудо совершается незримо, а чуда видимого, громового чуда > человечество не заслужило еще. Христианин слишком малого еще > заслужил, а смотрящие со стороны, не произойдет ли чего-то > особенного, чтобы поверить, ничего не заслужили. Порядок природы, > которым мы скованы по рукам и ногам, не может быть отменен > для каждого из нас; он отменяется лишь путем +вселенской истории+, > лишь завершенным искуплением. Великое чудо, которого ждет человек > и с ним весь мир, – когда все наши мертвецы встанут из гробов > и оживут, совершится лишь в +конце истории+, к нему все мы должны > готовиться. Наша вера и наша надежда, что чудо это совершится, > основаны на чуде, которое уже совершилось, на чуде +воскресения > Христа+.
> В воскресении Христа был один раз за всю мировую историю абсолютно > отменен порядок природы, был дан реальный пример преображения мира. > Со стороны величайшее чудо истории не видно, неверующему нельзя > доказать, что Христос воскрес, тут нет доказательного насилия, > но тот, кто увидел это чудо, кто поверил в него, тот знает, > что мертвые встанут для вечной жизни. И всё бессилие христианина > перед страшным призраком необходимости, вся его слабость > перед законным порядком природы не может поколебать этой веры. > Христос умер на кресте – эту слабость видит весь мир; Христос > воскрес – эту силу видит лишь любящий Его и верящий в Него. Свобода > веры и достоинство человека в деле спасения основаны на этой извне > видимой слабости Сына Божьего и извне невидимой Его силы. И пусть > неверующие, смотрящие со стороны, не ждут чудес от христианина, > чтобы поверить, чтобы войти в мистический круг; они ведь не видят > чуда, реально уже совершившегося, чуда воскресения Христа, и ничего > не увидят до тех пор, пока свободная любовь не одержит в них победы > над вынужденной силой.
> Христос – центр истории, смысл истории; история шла к Нему и идет > от Него. Но христианство не вместило еще полностью откровения > об исторической судьбе человечества на земле. Это – странная тайна > религиозной диалектики бытия. Искупляющая сила Голгофской жертвы > заполнила христианское сознание. Ветхий мир должен был умереть > во Христе, чтобы воскреснуть во Христе. Смысл христианской > эпохи истории был в подвиге самоотречения, в вольном отказе > от самоутверждения в порядке природы, и христианские святые > и подвижники выполняли эту космическую по своему значению задачу. > Человечество должно было в избранной своей части принять внутрь себя > Христа, обожить человеческую природу слиянием с Христом. > Это обожение, это преодоление порядка природы путем аскетизма должно > было принять форму индивидуального, личного спасения во Христе. > И христианство, выполнявшее свою историческую миссию, в сознании > своем не вмещало понимания смысла творческой истории, смысла мировой > культуры. Христианство есть эпоха отрицания греховного мира, смерти > его с Христом-Искупителем, есть антитезис, и этим определяется > кажущаяся односторонность и неполнота христианской истины. [ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ / часть вторая / Глава V. Происхождение зла и смысл истории www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1911_05_05c.html ]
+ + + свящ. Сергий Булгаков: Искупление есть вольная жертва Христа www.messia.ru/rasylka/009/2396.htm#0 (+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. Он также не приносит Себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой. Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд, так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28 - чт-е сб) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2540.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|