=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 14 марта 2010 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря

  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.

 

 

 

 

>              Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово

 

> Среди  исторических  вопросов,       встающих  перед  исследователем

> Нового  Завета, одним из самых трудных является вопрос о воскрешении

> Лазаря (Ин.11). Как известно, о воскрешении Лазаря повествует только

> Иоанн,  а  синоптики  этого  события  даже  не  упоминают.  Молчание

> синоптиков  вызывает  недоумение  не  только  потому,  что  с  чудом

> воскрешения  разлагающегося  мертвеца  не  может сравниться  ни одно

> из чудес  Христовых,   рассказываемых   у синоптиков,  но  и потому,

> что четвертый евангелист прямо свидетельствует о том, какое решающее

> влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя:

> для  Иоанна  воскрешение  Лазаря  есть ближайший повод к выступлению

> против  Господа  иудейских  начальников, закончившемуся Его крестной

> смертью (11:47-53,57; 12:10,11,17-19).

 

> Левая  критика,   констатируя   это  различие,  решает его  просто –

> чудо  воскрешения  Лазаря не принадлежит истории. Его измыслил автор

> четвертого    Евангелия,      для  которого   оно   имеет   значение

> чисто  символическое.   В лучшем случае,  это  чудо с проистекающими

> из    него    следствиями    может    быть   понято   как   развитие

> древнехристианским  преданием  мотива  притчи   о богаче  и  Лазаре.

> На Лазаре   четверодневном    исполняются   слова   Авраама   богачу

> (Лк.16:31)   –   мертвец    воскрес,    но   и   ему   не  поверили.

> Это отрицательное решение вопроса связано с общею оценкою четвертого

> Евангелия  как  исторически  недостоверного; оценкою, имеющую в наше

> время  убежденных  защитников  среди либеральных ученых. Но движение

> науки   показывает,    что  даже  среди  либеральных  исследователей

> эта  оценка  не является в настоящее время  столь  бесспорной,   как

> она   была  в  XIX  веке,  и  в  защиту  исторической  достоверности

> воскрешения Лазаря можно тоже привести серьезные соображения.{}

 

> Если  чудо  воскрешения  Лазаря  не  упомянуто у синоптиков, то есть

> чудеса,  рассказанные  у  синоптиков и не встречающиеся у Иоанна. И,

> прежде    всего,   это  относится  к  чудесам   воскрешения.   Иоанн

> не  повествует  ни  о  чуде  воскрешения  дочери Иаировой, о котором

> рассказывают все три синоптика (Мф.9:18-26, Мк.5:22-43, Лк.8:41-56),

> ни о – более поразительном – чуде воскрешения несомого на погребение

> сына  вдовы    Наинской,    о котором рассказывает   Лука (7:11-16).

> Выбор  материала   есть право  писателя,  и основания выбора для нас

> не  всегда  ясны. Оговорка Иоанна, описавшего, по его свидетельству,

> только  часть   чудес   Христовых (20:30,  ср.   21:25),   относится

> и  к  синоптикам  –  прежде  всего,  потому,  что  у каждого из трех

> синоптиков,    кроме   общих   чудес,   есть   и  чудеса,  опущенные

> в  параллельных  повествованиях (см., напр., Мф.9:27-33, Мк.7:32-36,

> Лк.17:11-19).   Не надо  преувеличивать   и того  влияния,   которое

> Иоанн  приписывает  чуду  воскрешения  Лазаря  на  события Страстной

> недели.  «Этот  человек много чудес творит», - так, по свидетельству

> Иоанна  (11:47),  понимали  иудейские  начальники  положение  вещей.

> Воскрешение  Лазаря  было только последнею каплею. Оно не вызвало бы

> выступления   иудейских  начальников,    если бы  Христос   до  того

> не   совершил   других  чудес.    Но  последнею  каплею   было  оно.

> И   поставленный  вопрос  остается  в  силе:  что  заставило  Иоанна

> приписать  такое   значение  именно   тому   чуду,    мимо  которого

> без внимания прошли синоптики?

 

> Настоящая статья должна ответить на этот вопрос. Но ответить на него

> можно   не   иначе,     как   составив   себе  общее   представление

> о символическом характере четвертого Евангелия.

 

> Начнем  с  того,  что  самоочевидно.  Целый ряд фактов,  упоминаемых

> у Иоанна, нашел свое место в Евангелии несомненно потому, что в этих

> фактах раскрывается высший духовный смысл. Чудо насыщения пяти тысяч

> (Ин.6:1-14),   вызывающее в памяти народа (6:31) ветхозаветную манну

> в  пустыне,  является  исходною точкою для поучения Христова о хлебе

> животном,  сшедшем  с  небес,  в  котором  раскрывается  глубочайшая

> сущность христианской Евхаристии (6:26-64).   Упоминание Пасхи (6:4)

> и  отдельные  подробности  (ср.  6:12  и Числ.9:12) делают эту связь

> особенно ясною.    В последний день праздника Кущей  Христос говорит

> о потоках воды живой, и Евангелист толкует эти слова, как обетование

> Святого  Духа  (7:37-39).    О  рождении  от воды и  Духа  Спаситель

> учит  Никодима (3:5). Связь воды и Духа вытекает и из беседы Господа

> с  самарянкою.  Христос  исцеляет  слепого  от  рождения  (9:1-7) и,

> обличая  жестоковыйных  иудеев, соблазняющихся этим  чудом,  говорит

> о   невидящих,  которые  узрят,  и  видящих,  которые  станут  слепы

> (9:39-41)  Слепота телесная есть образ слепоты духовной. Можно и еще

> привести  примеры столь  же  очевидного символизма.   Другие  случаи

> с  первого взгляда не столь очевидны, но сколько-нибудь внимательное

> чтение  показывает,  что  и в каждом из этих случаев для Евангелиста

> важен  не столько самый факт, сколько его символический смысл. Когда

> на  последней вечере  Иуда принял от Господа кусок,   он вышел  вон,

> и    Евангелист  прибавляет:   «была   ночь»  (13:30).  В предыдущих

> своих поучениях Иисус Христос говорил о Себе как о свете миру (8:12;

> 9:5); Он призывал иудеев ходить во свете, пока есть свет (12:35,36),

> и  предвидел  наступление  ночи,  когда  никто  не знает,  куда идет

> (там  же,  ср. 9:4; 11:9-10). Ночь, когда совершалось предательство,

> была   не   только   физическая   ночь.   Очищение  храма  в  начале

> общественного  служения  Иисуса  Христа (Ин.2:13-16) – а не в конце,

> как  у синоптиков (ср. Мф.21:12-13 и паралл.) – приводит Спасителя

> к загадочным словам о разрушении храма и его тридневном воссоздании,

> которое  ученики,  по  свидетельству Евангелиста, уразумевают только

> впоследствии в свете Воскресения (2:19-22). Ясно, что очищение храма

> имеет  какой-то глубокий символический смысл. То же относится к чуду

> в Кане Галилейской (2:1-11), как первому чуду, совершенному Иисусом,

> и к истечению крови и воды из прободенного ребра (19:33-37). На этом

> последнем  факте  Иоанн  делает  особое  ударение. Почему? Только ли

> потому,  что  таким  образом  исполнились  Писания? Мы знаем по 1-му

> посланию  Иоанна  (5:6-8),  что  воде  и  крови в христологии Иоанна

> принадлежало  большое  место.   Но  толкование этих символов во всей

> их  глубине  Иоанном  не  дается.  Оно предоставляется христианскому

> читателю  Евангелия  в  свете  общего  учения Христовой Церкви и его

> особого  преломления в Иоанновских писаниях Нового Завета. Указанный

> символизм  заставляет  искать  символическое  значение  и  в  других

> фактах, сохраненных четвертым Евангелием.

 

> Однако,  тут необходима  оговорка.  Если  сообщаемые  Иоанном  факты

> имеют   значение   символов,    то   это   символическое  толкование

> не  исключает  и  их  исторической достоверности. Здесь существенное

> отличие  предлагаемого  понимания   от понимания либеральной  науки.

> Для  либеральных  ученых Иоанновские факты-символы   часто  не имеют

> за  собою  никакой  исторической  реальности.  Это мнение совершенно

> несостоятельно.  Иоанн,  конечно, не задавался историческими целями.

> Но  об  исторической  точности,  как мы ее  понимаем,  не заботились

> и  синоптики, даже Лука. Они с разных сторон стремились приблизиться

> к  тайне  боговоплощения  и  созерцали Вечное, явившееся во времени.

> Отсюда  –  видимые  противоречия.  Но  указанное понимание Евангелия

> отнюдь   не   дает   нам   права  отрицать  историческую  реальность

> описываемых  в Евангелии фактов, как таковых. В этом отношении Иоанн

> по  существу  не  отличается  от синоптиков. Если факты евангельской

> истории  имели для Иоанна значение символическое, то о символическом

> значении  того  или  иного  факта мы чаще всего догадываемся по тому

> ударению,   которое Иоанн делает на этом факте, и которое относится,

> в  первую  очередь, к самому факту, к его фактической достоверности.

> Это  очень  ясно  на  том  же примере истечения крови и воды из тела

> распятого  Господа.  Евангелие  Иоанна есть Евангелие свидетельства.

> Свидетельство  –  о  духовном,  и  Евангелие – духовное, но духовное

> раскрывается  в  фактической  истории.  Факты  не  могли  бы служить

> символами, если бы они не были действительными фактами.

 

> Теперь  мы можем вернуться к воскрешению Лазаря. Всё построение глав

> 11  и  12  с  несомненностью  говорит  о  том,  что  в глазах Иоанна

> воскрешение  Лазаря, действительно, имело место как непреложный факт

> евангельской  истории.  С другой же   стороны,  столь же несомненно,

> что   ближайший   контекст  не только  допускает, но властно требует

> его  толкования  символического.  Узнав  о  болезни  Лазаря, Господь

> говорит  ученикам,   что   «болезнь не к смерти,  но к славе Божией,

> да  прославится   через  нее Сын  Божий» (11:4),  и не  идет  на зов

> (ст.  6).    Два дня   спустя,  объявляя   ученикам о смерти Лазаря,

> Он прибавляет:    «Радуюсь  за вас,   что Меня  там  не  было,  дабы

> вы  уверовали»  (ст. 15).  Господь,  при всей  Своей  любви к Лазарю

> и  к  его  сестрам  (11:5),  явно  попускает  его  смерть.  Он  идет

> "разбудить"   его   (11:11).   Цель  воскрешения  –  вера  учеников.

> Поставленный  ранее вопрос о причинах того исключительного ударения,

> которое  Иоанн  делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает

> теперь   более  конкретную  форму.  –  Какой  +символический+  смысл

> открывается   для   Иоанна   в   воскрешении   Лазаря,   как   факте

> +историческом+?

 

> Символическое  толкование  чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою.

> Марфа  встречает  Учителя  восклицанием:  «Господи!  Если  бы Ты был

> здесь,  не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь

> у  Бога,  даст   Тебе  Бог» (11,21-22).   Она надеется на чудо,   но

> не  решается прямо просить о нём. И Господь ей отвечает: «Воскреснет

> брат  твой»  (23)...   Воскрешение   умершего   показало  Марфе, что

> эти  слова  можно  было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять

> буквально:  «Знаю,  что  воскреснет  в воскресение в последний день»

> (24).   В  ответных  словах   Господа слышится  возражение.  Господь

> не говорит  ей прямо, что Он воскресит его.  Он говорит  ей  другое:

> «Я  есмь  воскресение  и жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет»

> (25). Словом «оживет» переведен на русский греческий глагол ζησεται.

> Переводчик  думал  при  этом  о воскрешении Лазаря. Но ζησεται может

> значить  не  только  «оживет»,  но и – в несовершенном виде – «будет

> жить».  Преодоление смерти – в вере, и Господь продолжает Свою мысль

> именно в этом направлении:  «...всякий,   живущий и верующий в Меня,

> не  умрет во век. Веришь ли сему?» (26). Марфа исповедует свою веру:

> «Так,    Господи!   εγο πεπιστευκα   –  я уверовала и  ныне верую» -

> таков точный смысл греческий перфектной  формы, -   что  Ты Христос,

> Сын Божий, грядущий в мир» (27).

 

> Ответ   Марфы  содержит прямую  ссылку  на учение Христово, дошедшее

> до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом (<гл.> 3)

> и  с  самарянкою  (6)  и в речи к иудеям в Иерусалиме (5). - Христос

> есть   начало  жизни.   Приобщение  к  жизни  происходит  через веру

> во  Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев,

> соблазненных  исцелением  больного  в субботний день, Господь ставит

> перед  тайной  богосыновнего отношения:     Иисус  есть  Сын  Божий,

> и  +потому+  источник  жизни  и  спасения. Но дарование жизни нельзя

> понимать  чисто  спиритуалистически.    «Как Отец воскрешает мертвых

> и  оживляет,  так  и  Сын  оживляет,  кого хочет» (5:21). «Наступает

> время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

> и   изыдут  творившие  добро  в воскресение  жизни, а делавшие зло -

> в воскресение    осуждения»  (5:28-29,   cр.  еще 6:39-40).  Из веры

> в  Иисуса  Христа  как  Начало  жизни  вытекает  и  вера  в грядущее

> воскресение.

 

> Христос  возражает  Марфе словом и делом. Словом – Он ей показывает,

> что в данном случае речь идет не о грядущем воскресении, а о явлении

> животворящей   силы  Сына  Божия.  Делом  –  Он  воскрешает  Лазаря.

> Возражение словом и возражение делом совпадают: в воскрешении Лазаря

> совершается явление Христа как источника жизни и воскресения.

 

> Цель чуда – вера учеников (11,15), а затем и народа, присутствующего

> при  чуде  (11,42,  ср.  45,48; 12:11,19). Словом «народ» переведено

> по-русски  греческое  слово οχλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие

> из  Иерусалима,  в  большинстве неверующие и враждебные. Но ученики?

> Разве  и  они  не верили? Однако, вера имеет разные степени и разное

> содержание.  И  Марфа  исповедует  свою  веру.  Она  ее  доказывает,

> заключая  от общего к частному: все воскреснут, воскреснет и Лазарь.

> Это  умозаключение уже предполагает веру во Христа как Начало жизни,

> со всеми проистекающими из нее следствиями. И, тем не менее, у гроба

> Лазаря,  когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего

> разложения  (11,39),  Господь  ее   призывает к вере (40).   Почему?

> Здесь ударение на силе веры.  Кто  действительно верует   во Иисуса,

> для  того  нет  разницы  между  смертью  и  сном  (11,11-15). К этой

> всепобеждающей   вере призывает  Господь. Это –  и вера Евангелиста.

> В  укреплении  веры  нуждается не только неверующая толпа, нуждается

> Марфа,  нуждаются  ученики.   С  другой стороны,   в диалоге Господа

> с  Марфою  устанавливается  +содержание+  веры,   как  она  вытекает

> из  общего  контекста  Евангелия. Установление содержания и является

> существенным для понимания места воскрешения Лазаря в плане книги.

 

> В  четвертом Евангелии  есть еще одно чудо,   которое  являет Христа

> как   Начало   жизни.  Это  –  чудо  исцеления  сына  Капернаумского

> царедворца  (4:46-54).  Оно символически завершает учение Спасителя,

> изложенное в беседах  с  Никодимом  и   с  самарянкою.     Не только

> в последующей  речи  Иисуса Христа к Иудеям   в Иерусалиме (<гл.> 5)

> это  учение  раскрывается  со стороны его догматического основания –

> единения  Отца  и  Сына – и вытекающих из него следствий – грядущего

> воскресения  мертвых.  В  такой  именно  форме  оно и предполагается

> символикою   воскрешения   Лазаря.   Здесь  различие  символического

> значения воскрешения Лазаря и исцеления Капернаумского отрока.

 

> Но  не  только  в этом.   Воскрешение и само по себе как возвращение

> к  жизни  значительнее  исцеления,  хотя бы и одержимого неисцелимым

> недугом. – Мы переходим к другой стороне проблемы.

 

> Выше  было  отмечено,  что  предательство  Иуды знаменует для Иоанна

> наступление  ночи.  Но  близость  ночи чувствуется и раньше. Страсти

> Христовы    становятся    понятны  на фоне  резкого противоположения

> Христа Спасителя и мира, которое раскрывается в главах 7-12. Господь

> воскрешает  Лазаря   при  свете дня.    Но  после  покушения иудеев,

> не  принявших учения   о Церкви (гл. 10), Иисус Христос возвращается

> на то место, где прежде крестил  Иоанн (10:40-42).  Народ вспоминает

> и    принимает  свидетельство   Иоанна,     давно  уже   уступившего

> место   Жениху,    и  повествование,   таким образом,   возвращается

> к  исходной  точке.  Круг замыкается. С воскрешением Лазаря в гл. 11

> начинается  новое.  Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение

> ночи.   Если  в страстях Христовых,   как это ясно  указывает  Иоанн

> (ср.  12:23-33;  13:31-32;  16:1  и  слл.), совершается прославление

> Господа  –  прославление в уничижении и смерти, - то и Марфе у гроба

> Лазаря Христос предвещает явление славы Божией (11:40, ср. ст. 4).

 

> Больше  того,  когда  Мария  поспешала  на  зов  Учителя (11:28-29),

> пришедшие к сестрам  иудеи  думали,  что она  пошла плакать у гроба.

> И   в  радостный   день   Воскресения другая   «Мария стояла у гроба

> и  плакала»  (20:11).  Женщины  у  гроба  Лазаря  и  женщины у гроба

> Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную

> пещеру  Учителя  (11:38  и  слл., ср. 19:41 – 20:1). И когда Господь

> воззвал  Лазаря,  то  «вышел  умерший,  обвитый  по  рукам  и  ногам

> погребальными пеленами,  и лицо его было  обвязано платком» (11:44).

> В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был

> на   главе   Его»  (20:6-7).  Русскому  слову  «плат»  соответствует

> греческое  слово  «σουδαριον».  В повествовании о воскрешении Лазаря

> оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает

> самого   серьезного   внимания.   Воскрешение   Лазаря   совершается

> в  преддверии  страстей,  а  происходящее  у  гроба  Лазаря невольно

> напоминает  христианскому  читателю  Евангелия отдельные подробности

> Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.

 

> Воскресение  Господа  Иисуса  Христа предполагает Его смерть. Смерть

> преодолевается  в  воскресении.  <.....> «Кресту Твоему поклоняемся,

> Владыко,   и  Святое  Воскресение  Твое  славим»  –  тропарь  Кресту

> свидетельствует  о неразрывной связи Креста и Воскресения в сознании

> Православной Церкви. Эта связь утверждается на Евангелии.

 

> Научая   своих   апостолов   тайне   страдающего   Мессии,   Господь

> предупреждал  их  не  только  о  Своих  страстях:  отвержении миром,

> поругании и смерти, но и о воскресении в третий день (Мк.8:31; 9:31;

> 10:32-34   и   паралл.).  После  первого  предсказания  на  переломе

> Евангельской  истории  Господь  явился  ближайшим  ученикам  в славе

> Преображения.   И Лука  свидетельствует, что предстоявшие Ему Моисей

> и Илия   «говорили  об исходе Его,  который Ему надлежало  совершить

> в  Иерусалим» (9:21). А первые два синоптика сохранили память о том,

> что,   спускаясь с  горы,  Господь повелел ученикам о видении никому

> не  рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»

> (Мф.17:9,   Мк.9:9).   На   последней  вечере  (Мф.26:32,  Мк.14:28)

> напоминание   о  воскресении  следует  за  страшным  предупреждением

> словами  пророка  Захарии: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада».

> Приобщение  учеников  к  крестной   смерти   Спасителя   совершается

> в  таинстве  Евхаристии,  но таинство Евхаристии есть и предвкушение

> новой трапезы в царстве Отца Небесного (Мф.26:29, Мк.14:25). И образ

> грядущего  прославления   стоит  пред духовным взором  Страдальца. –

> На   суде   у  первосвященника  в минуту    предельного    поругания

> и уничижения Господь предсказывает Своим  судьям,    что они   узрят

> «Сына  Человеческого,  сидящего  одесную Силы и грядущего на облаках

> небесных»  (Мф.26:64, Мк.14:62).      Еще      одна    замечательная

> подробность.  –  Все  Евангелисты связывают отречение Петра с пением

> петуха  (Мф.26:34,74,75,  Мк.16:30,68,72,  Лк.22:34,60-62, Ин.13:38,

> 18:26).  По свидетельству Марка (14:72), третье отречение было перед

> вторыми  петухами.  С  Петром  отпадает  от Господа последний. Пение

> петуха  есть  печать отпадения. Обычное обозначение времени по пению

> петуха  имеет  тут и несомненно символическое значение./**/ Призывая

> учеников  Своих  к  бодрствованию,  Господь напоминает им,   что они

> не  могут  знать, «когда придет хозяин дома, вечером, в полночь, или

> в  пение  петухов,  или  поутру»  (Мк.13,35).  Αλεκτοροφονια – пение

> петухов  – еще не утро, но уже не полночь. Утро близко. Это – чаяние

> света  во  тьме:  свет и тьма вместе. Для древних христиан петух был

> символом  воскресения.  В глубине средневековья появляются на Западе

> первые изображения петуха  на шпилях церквей.{}   Петух утверждается

> на кресте, смерть и воскресение соединяются в одном символе.

 

> Тесная связь Креста и Воскресения вытекает   с еще большей  ясностью

> из  Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия

> символически   изображается  как  ночь  (13:30)...   Она  начинается

> с омовения  ног,     тоже   имеющего значение символического   акта.

> В  омовении  ног  Господь  образно  научает  любви,  о которой затем

> пространно    говорит   в прощальной  беседе   и   взывает   к  Отцу

> в    Первосвященнической    молитве;   символ   и   его   раскрытие.

> Первосвященническая  молитва  есть молитва Первосвященника и жертвы,

> Приносящего  и  Приносимого:  она  предваряет  страсти. И прощальная

> беседа  потому  прощальная,  что предполагает разлуку,   и ее задача

> объяснить  ученикам  значение  момента: приближается соблазн Креста.

> Всё  связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног,

> относится   ко  всей цепи. «Во время вечери, когда диавол уже вложил

> в  сердце Иуде   Симонову  Искариоту  предать  Его,  • Иисус,  зная,

> что  Отец  всё  отдал  в  руки  Его, и что Он от Бога исшел и к Богу

> отходит,  • встал   с вечери...» (13:2-4).   Далее  следует  рассказ

> об  омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют

> и большое значение:   в них указана сущность  наступающей  ночи, как

> ее  понимал   Иоанн. –   Достигает своего   предела  восстание  мира

> (ср.  еще 13:1). Иисус отходит  к Отцу. Но,  так как «Отец всё отдал

> в  руки  Его»,  то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение

> Сыном  к  Отцу  уверовавших  в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон

> раскрывается  для  Иоанна  надвигающаяся   ночь:   восстание    мира

> на  Христа,  восхождение  Его  к  Отцу и возведение к Отцу учеников.

> Существенно  для  понимания внутренней связи страстей и Воскресения,

> что  у  Иоанна  ночь   не  кончается  и с Воскресением.    В отличие

> от  синоптиков   (ср. Мф.28:1, Мк.16:2),   Мария Магдалина  приходит

> ко гробу «еще сущей тьме» (20:1): σκοτιας ετι ουσης. Термин σκοτια -

> один   из  характерных  Иоанновских  терминов.    Он   употребляется

> и   в   переносном   смысле  для  обозначения  тьмы  грешного  мира,

> противостоящей  свету   (напр. 1:4-5).  Символическое указание  20:1

> не  подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего

> Марии Магдалине (ст. 17): «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел

> к  Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему

> и  Отцу  вашему  и  к  Богу  Моему  и Богу вашему». Если в четвертом

> Евангелии  ночь   изображает  не только  восстание мира   на Христа,

> но  и  Его  восхождение  к Отцу,   то для нас сейчас уже   ясно, что

> в  символике  Иоанна  ночь   не  ограничивается   соблазном  Креста.

> Она  обнимает  и Воскресение.   Отсюда следуют  и дальнейшие выводы.

> Мы  видели,  что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается

> явление  Славы  Божией,  Славы  Отца  и  Сына. Эта формула допускает

> теперь  уточнение.  Связь  Креста  и Воскресения – у Иоанна особенно

> тесная  – показывает, что прославление Божие совершается и по учению

> четвертого  Евангелия не только через Страсти, но и чрез Воскресение

> Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

 

> Сделанный  нами экскурс в область Новозаветного учения о Воскресении

> позволяет   нам  продолжить  прерванное  сопоставление  Евангельских

> повествований о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом несколько

> дальше.

 

> По  учению,    раскрываемому   в Евангелии   от Иоанна,  Воскресение

> Иисуса  Христа  –   вместе  с Его Страстями – есть  восхождение  Его

> к  Отцу.  По  свидетельству  апостола  Петра,  Иисус Христос воскрес

> потому,  что   смерти   «невозможно  было удержать Его» (Деян.2:25).

> С другой  стороны,     апостол  Петр  в той  же  речи (Деян.2:25,32)

> и   апостол Павел   в своих  посланиях и в проповедях,   сохраненных

> в  книге  Деяний  (1Кор.6:14;  15:15, Филипп.2:9, Деян.13:30 и др.),

> говорят,  что  Распятого  Господа  воскресил  Отец. Эти параллельные

> свидетельства  раскрывают Иоанновскую формулу и являют в Воскресении

> Христовом  единение  Отца  и  Сына.  Воскрешение Лазаря животворящею

> силою  Христовою   тоже  свидетельствует  о  единении Иисуса  Христа

> и  Отца.  О  нём  говорит  и  исповедание  Марфы  (11:27)  и молитва

> Спасителя у гроба усопшего друга (11:41,42).

 

> Мало   того,  предваряя  Воскресение  Христово,  воскрешение  Лазаря

> является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом

> о неразрывной связи Страстей и  Воскресения.     Единство   страстей

> и   Воскресения   предвосхищается в воскрешении Лазаря   и  явлением

> славы Божией.

 

> На фоне богословской  аналогии   фактические   совпадения   получают

> особую   значительность.   Но   это  –  одна  сторона.  Несомненному

> параллелизму  противостоит  существеннейшее  различие. – Воскрешение

> Лазаря  есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле.

> Первосвященники  замышляют  убийство  воскрешенного  Лазаря (12:10).

> Воскресение  Христово   есть   божественная  победа    над  смертью.

> Эта  двойственность  отношения  –  очевидный  параллелизм и столь же

> очевидная  несоизмеримость  –  может  быть  понимаема  как отношение

> прообраза    и    того,    что    им   прообразуется.  Прообразуемое

> есть  исполнение прообраза,   и в славе исполнения меркнет прообраз.

> В  каком   смысле    Воскресение   Христово  может  быть   понимаемо

> как  исполнение  прообраза,  воскрешения  Лазаря?  Если  воскрешение

> Лазаря  делом +закрепляет+ учение об Иисусе Христе как Начале жизни,

> заключающее  и  обетование  грядущего  Воскресения, - то Воскресение

> Христово,   как   исполнение      прообраза,       +есть+     начало

> нашего  воскресения.  Мы  видели,  что, по учению Иоанна, в единстве

> Страстей  и Воскресения мыслится не только восхождение Иисуса Христа

> к Отцу, но и возведение к Отцу учеников.

 

> Воскрешение  Лазаря   влечет  за  собой восстание   мира  на Христа.

> Мир  находится  под  властью Диавола,  князя мира, который  был лжец

> и  «человекоубийца  от  начала»  (8:44).  Восстание  мира  на Христа

> вследствие  воскрешения Лазаря есть восстание лжи и смерти на Истину

> и  Жизнь.  Символический  смысл  воскрешения Лазаря делает восстание

> неизбежным  и  объясняет то значение, которое приписывает этому чуду

> Иоанн.  Молчание  синоптиков  утрачивает  свою  остроту. Благовестие

> Христово они открывали с других сторон.

 

> Священное   Предание  Православной  Церкви  сохранило  символическое

> значение  воскрешения  Лазаря. Церковное празднование Входа Господня

> во   Иерусалим   отвечает   хронологическим   указателям  четвертого

> Евангелия  (12:1,12).    И   потому  заслуживает  особого  внимания,

> что  отнесением  памяти праведного Лазаря к Субботе Ваий иоанновская

> хронология     явно      нарушается.   (ср.   еще Ин.11:54 и  слл.).

> Это  нарушение,  сближая  –   и по времени  –    воскрешение  Лазаря

> и  Торжественный  Вход, подчеркивает внутреннюю связь обоих событий,

> из   которых   второе   почитается   Церковью   как  Предпразднество

> Воскресения  Христова.  Вайи  – пальмовые ветви – образ Воскресения.

> Воскресение Христово сделало возможным наше воскресение. Но и больше

> того.   –   В  богослужебных  песнопениях,  посвященных  воскрешению

> праведного  Лазаря, Церковь повторно останавливает внимание верующих

> на  тесной внутренней связи между воскрешением Лазаря и Воскресением

> Христовым  (ср.,  напр., Пяток Ваий, Великое Повечерие, канон, песнь

> 9,  Суббота  Ваий,  Утро, канон, песни 1 и 9) и воспевает в тропаре:

> «Общее  воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл

> еси  Лазаря».  Только  через  Страсти  Христовы: смерть, побеждаемую

> жизнью,  стало  возможно общее воскресение,  но тайна  воскресения –

> во  всей  ее неизреченности  –    еще до Страстей была  явлена людям

> в воскрешении четверодневного Лазаря.

 

        ------------------------------------------------------------

>       ** Символическое значение этой детали у синоптиков выступает

>         яснее, чем у Иоанна. У Иоанна отпадению Петра

>         противополагается верность возлюбленного ученика

>         (ср. Ин.18:15-17, 19:26), и нет противопоставления

>         света воскресения тьме страстей (см. ниже).

 

 

        [ С. Безобразов (буд. еп. Кассиан). «Путь», № 16, 1929

          http://pretre-philippe.livejournal.com/15316.html?mode=reply;

www.russned.ru/hristianstvo/voskreshenie-lazarya-i-voskresenie-hristovo.

         Ж-л "Путь" в ПДФ: http://vadiml.livejournal.com/2608.html ]

 

 

 

 

 + + + еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря

        (из кн. "Толкование на Евангелие от Иоанна")

         www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Романо Гвардини:

        воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие

               www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100327/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=27

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,

 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему

 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.

 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...

 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"

                        (Евр.12:28-29;13:8 - из апост. чтения субботы)

                                * * *

"Много замыслов в человеческом сердце, *

                      но исполнится то, что решил Господь". (Пр.19:21)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2544.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm