=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 21 марта 2010 г. ст.ст., Великая Суббота - Схождение Христа во ад.

  литургические чтения: Рим.6:3-11; Мф.28:1-20.

 

 

* 22 марта 2010 г. ст.ст., ПАСХА, воскресение Христово!

  литургические чтения: Деян.1:1-8; Ин.1:1-17.

 

 

 

 

 

> Гвоздями приковав Себя к древу Креста,

> копьем же был пронзен в ребра,

> вкусил тления, Христе,

> дабы мне источит жизнь и нетление и свет,   Жизнодавче.

 

<...>

 

> Ты распялся и был оправдан разбойник.

> Быв связан, избавил связанных узников.

> Мертвым был Ты добровольно, Господи,

> дабы подать мертвецам жизнь

> и сущим в аду – Свет Света   Жизни Податель.

 

> Всё объявший творение и держащий мир в горсти Своей,

> добровольно был заключен во гробе,

> и среди мертвых словно мертвец,

> дабы подать мертвецам жизнь

> и сущим в аду – Света Свет   Жизни Податель.

 

> Воскрес Ты, Жизнь всех,   разорив державу смерти,

> и совоскресив нас,

> сотворил причастниками славы Своей   в небесах вознесением.

 

<.....>

 

> Ты был избит по плечам – я не солгу.

> На Кресте добровольно распял Себя – не утаю.

> И добровольно был погребен – исповедаю сие.

> Воскрес же Ты, и я не промолчу   о Воскресении Твоем.

 

> Пронзившись гвоздями, был вознесен распятием;

> и пронзен в ребра, быв погребенным, воскрес,

> и мертвых воскресил,

> и гроб источил нам Жизнь –   Тебя, сокровище Жизни.

 

> Христос воскрес – не заблуждайтесь.

> Низвержен ад – отчего утаиваете сие?

> Вот место и вот камень,

> послушайте же нас,   возвещающих вам воскресение Христа.

 

> Распались камни, земля потряслась, отверзлись гробы,

> ад же внизу видев, взывал:

> «Кто есть Этот, пригвожденный на Кресте

> и изводящий из ада мертвецов?».

 

<.....>

 

> За нас добровольно пострадав,

> ниспроверг смерть, Иисусе Христе,

> погребением же Своим низложил ад,

> Спаситель наш, воскресением же Своим

> совоскресил всех умерших, говоря им:

> «Дерзайте, ибо победил Я весь мир сей».

 

> Таинственно с любовью возвеселимся в сей избранный праздник,

> и протрубим делами нашими как трубами о воскресении Христа.

> В сей бо день есть оставление свету, покой от дел,

> суббота есть благословенная, в которую уснул Бог.

 

        [ из Четверопеснеца прп. Андрея Критского на Великую Субботу,

          перевод: иг. Феогност (Пушков)

  http://community.livejournal.com/prav_perevod/41810.html?mode=reply ]

 

 

                                * * *

 

 

> Христос воскрес!

 

> Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между

> ними  между  живым духом и мертвым веществом — образует, в сущности,

> всю историю   мироздания.   Хотя  и много насчитывалось побед у духа

> до   Воскресения  Христова,    но  все   эти  победы  были  неполные

> и  нерешительные,  только  половинные,  и  после каждой из них врагу

> удавалось  под  новыми  формами  торжествующей,  по-видимому,  жизни

> утвердить и упрочить свое действительное владычество. Какая великая,

> по-видимому,  была победа жизни, когда среди косного неорганического

> вещества  закишели  и  закопошились мириады живых существ, первичные

> зачатки  растительного  и  животного  царства. Живая сила овладевает

> мертвыми элементами, делает их материалом для своих форм, превращает

> механические процессы в послушные средства  для органических  целей.

> И  притом  какое  огромное  и  всевозрастающее богатство форм, какая

> замысловатость  и  смелость  целесообразных построений от мельчайших

> зоофитов  до  великанов  тропической флоры и фауны. Но смерть только

> смеется над всем этим великолепием: она реалистка; прекрасные образы

> и    символы    ее   не   пленяют,     предчувствия   и  пророчества

> не  останавливают.  Она знает, что красота природы — только пестрый,

> яркий  покров на непрерывно разлагающемся трупе.  Но  разве  природа

> не  бессмертна?    Всегдашний    обман!  Она    кажется  бессмертною

> для  внешнего  взгляда,  со  стороны,  для наблюдателя, принимающего

> новую  мгновенную жизнь за продолжение прежней. Говорят об умирающей

> и  вечно  возрождающейся природе. Какое злоупотребление словом! Если

> то,   что   сегодня  рождается, —  не то же самое, что умерло вчера,

> а  другое, то в чем же здесь возрождение? Из бесчисленного множества

> мимолетных   смертных   жизней    ни  в  каком   случае   не  выйдет

> одна бессмертная.

 

> Жизнь  природы  есть  +сделка+  между  смертью и бессмертием. Смерть

> берет себе  всех живущих, все индивидуальности и уступает бессмертию

> только  общие  формы  жизни:  это  единичное  растение  или животное

> обречено  неизбежно  погибнуть  после  нескольких  мгновений; но эта

> форма  растительности  или  животного,  этот  вид или род организмов

> остается.  Божья   заповедь  ко всем   живым   существам: +плодитесь

> и    размножайтесь+    не   для   того,  чтобы  расширить,  упрочить

> и  увековечить  свою  жизнь,  а  для того, чтобы поскорее исчезнуть,

> чтобы  было  кому   сменить  и  заменить  вас,   +наполняйте  землю+

> своими  смертными  останками,  будьте  только  мостом для следующего

> поколения,  которое,  в  свою  очередь, станет лишь мостом для своих

> преемников,  и  т.  д. Вместо жизни и бессмертия — этот нескончаемый

> ряд  мостов. Правда, они строятся недаром, правда, по этому мертвому

> пути  идет творческий дух   к предустановленной ему  цели. Но почему

> он должен непременно идти по забитым гробам, и если его цель добрая,

> то  зачем  это  дурное  средство:  постоянно  возобновляющийся обман

> смертной жизни?

 

> Нет!  Эта  кажущаяся  жизнь  есть  только  символ и зачаток истинной

> жизни; организация видимой природы не есть решительная победа живого

> духа  над  смертью,  а  только  его  +приготовление+  для  настоящих

> действий.  Начало  этих  действий  обусловлено  появлением разумного

> существа  над  царством животным. Благодаря способности отчетливого,

> обобщающегося  мышления  в  человеке  жизнь  перестает  быть  только

> целесообразным  процессом  родовых  сил  и  становится,  сверх того,

> целесообразною +деятельностью+ сил индивидуальных:

>       Всё, что колеблется в явлении текучем,

>       вы закрепляйте помыслом могучим.

 

> Война  между жизнью и смертью  вступает  в новый   фазис  с тех пор,

> как  ведется  существами  не только живущими и умирающими, но, сверх

> того, мыслящими  о жизни   и  смерти. В этих  мыслях еще нет победы,

> но  в  них  —  необходимое  оружие победы. Герои человеческой мысли,

> великие мудрецы Востока и Запада подготовляли победу. Но они не были

> победителями  смерти:  они умерли и не воскресли. Достаточно назвать

> только   двух  величайших.  Учение Будды  было, собственно, +отказом

> от  борьбы+,  он проповедовал равнодушие к жизни и смерти, и кончина

> его  не была ничем замечательна.   Сократ не отказывался  от борьбы,

> он  вел  ее   доблестно,   и его смерть была +почетным отступлением+

> в  область,  не  доступную  для  врага,  но  трофеи  победы остались

> всё-таки у этого врага.

 

> Если   сила   физическая  неизбежно  побеждается  смертью,  то  сила

> умственная      недостаточна,       чтобы      победить      смерть:

> только  беспредельность  нравственной  силы  дает  жизни  абсолютную

> полноту,  исключает всякое раздвоение и, следовательно, не допускает

> окончательного  распадения  живого  существа на две отдельные части:

> бесплотный дух и разлагающееся вещество.   Распятый Сын Человеческий

> и   Сын  Божий,   почувствовавший Себя оставленным и людьми, и Богом

> и  при  этом  молившийся за врагов Своих, очевидно, не имел пределов

> для  своей  духовной  силы.  и  никакая  часть Его cущества не могла

> остаться добычею смерти.

 

> Мы  умираем потому, что наша духовная сила, внутри связанная грехами

> и  страстями,  оказывается  недостаточною,  чтобы захватить, вобрать

> внутрь  и претворить в себя  всё наше  внешнее,   телесное существо;

> оно  отпадает,  и  наше  естественное бессмертие (до того последнего

> воскресения,   которое мы   можем   получить    только  чрез Христа)

> есть только половинное, бессмертна только внутренняя сторона, только

> бесплотный дух. Христос воскрес +всецело+.

 

> «Когда  же они это говорили, сам Иисус стал посреди них и сказал им:

> мир  вам!  Они  же в испуге и страхе +думали, что видят духа+. Он же

> сказал им: чего смущаетесь, и зачем такие помышления входят в сердца

> ваши?  Видите  руки  Мои  и  ноги  Мои — что это сам Я. Осяжите Меня

> и  рассмотрите,  ибо  +дух  плоти и костей не имеет, как видите Меня

> имеющего+.  -   И,   сказав  это,  показал им руки и ноги. А как они

> от радости еще не верили и дивились, говорил им: есть ли у вас здесь

> что-  нибудь съестное? Они же дали Ему часть печеной рыбы и сотового

> меда. +И, взявши, ел перед ними+» (Ев. Луки, XXIV, 39-43).

 

> Духовная  сила,  внутренне свободная в Христе от всяких ограничений,

> нравственно   беспредельная,   естественно   освобождается   в   Его

> воскресении  и  от  всяких  внешних  ограничений,    и  прежде всего

> от односторонности бытия исключительно духовного в противоположность

> бытию  физическому,   воскресший Христос есть  больше, чем дух,  дух

> не  имеет  плоти  и  костей,  дух  не вкушает пищи, как дух, +навеки

> воплощенный+,  Христос  со  всею  полнотою  внутреннего психического

> существа соединяет и все положительные возможности бытия физического

> без  его  внешних   ограничений.     +Всё  живое+ в Нём сохраняется,

> всё смертное побеждено безусловно и окончательно.

 

> Будучи  решительною   победою  жизни   над смертью,   положительного

> над  отрицательным,  Воскресение  Христово  есть тем самым торжество

> разума в мире. Оно есть чудо лишь в том смысле, в каком первое новое

> проявление   чего-нибудь,   как  необычное,  невиданное,    удивляет

> или  заставляет  +чудиться+. Если мы, забыв о результатах всемирного

> процесса  в его целом,   будем  только следить за различными  новыми

> его  стадиями,  то  каждая  из них представится чудом. Как появление

> первого  живого  организма  среди  неорганической природы, как затем

> появление  первого разумного существа над царством бессловесных было

> чудом,  так  и  появление  всецело  духовного и потому неподлежащего

> смерти  человека  —  первенца от мертвых — было чудом. Если чудесами

> были  предварительные  победы  жизни  над  смертью,  то чудом должно

> признать и победу окончательную. Но то, что представляется как чудо,

> +понимается+    нами   как  совершенно   естественное,   необходимое

> и   разумное   событие.  Истина  Христова  Воскресения  есть  истина

> всецелая,  полная — не только истина веры, но также и истина разума.

> Если бы Христос не воскрес,  если бы Каиафа оказался правым,  а Ирод

> и  Пилат  —  мудрыми,  мир  оказался  бы бессмыслицею, царством зла,

> обмана  и  смерти. Дело шло не о прекращении чьей-то жизни, а о том,

> прекратится  ли  истинная жизнь, жизнь совершенного праведника. Если

> такая жизнь не могла одолеть врага,   то какая же оставалась надежда

> в будущем? Если бы Христос не воскрес, то кто же мог бы воскреснуть?

 

> Христос воскрес!

                [ Владимир Соловьев. ВОСКРЕСНЫЕ ПИСЬМА

                  Пасхальные письма. XI. (13 апреля 1897 г.)

                  www.krotov.info/library/18_s/solovyov/10_001.htm ]

 

 

 

 

 

+ + + тайна Великой субботы (Патриарх Варфоломей и др.)

       www.messia.ru/rasylka/009/2404.htm#0 (+ссылки)

+ + + митр. Сурожский Антоний:

        Христос потерял Бога - из солидарности с человеком...

                www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0 (+ссылки)

+ + + прот. Александр Шмеман: благословенная суббота

       www.messia.ru/rasylka/008/2176.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

+ + + свящ. Александр Шмеман: единственное доказательство

                     www.messia.ru/rasylka/009/2405.htm#0

+ + + из богослужения:

       www.messia.ru/rasylka/005/1134.htm#0 (+ссылки)

+ + + Г.У. фон Бальтазар: на третий день умерший снова ЖИВ!

                       www.messia.ru/rasylka/006/1476.htm#0

+ + + свящ. Александр Мень: пустая гробница

       www.messia.ru/rasylka/008/2177.htm#0 (+ссылки)

+ + + он же: Пасха (лекция)

       www.messia.ru/r2/3/x_043.htm#0

+ + + Дороти Ли Сэйерс. Царь приходит к Своему народу

+ + + Мелитон Сардийский. СЛОВО О ПАСХЕ

       www.krotov.info/acts/02/03/melito1.html

+ + + ПЕРЕВОД ПАСХАЛЬНОГО КАНОНА (новый, иг. Феогност (Пушков))

   http://community.livejournal.com/prav_perevod/42637.html?mode=reply

+ + + свтт. Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский,

       Григорий Нисский, Иоанн Златоуст о святой Пасхе

+ + + еп. Илларион (Алфеев).

       Христос - победитель ада. Христианская поэзия II века

                               www.poetica.ru/text.php?t=106

+ + + он же. Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?

                      www.hilarion.ru/2010/02/25/1057

+ + + преп. Ефрем Сирин. Победа Христа над смертью

                     www.poetica.ru/text.php?t=213

+ + + "Пасха" в тематич. каталоге сайта krotov.info

          www.Krotov.info/spravki/temy/p/pasha.html

 

 

 

Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100403/orth?cont=rv_ru;

www.bible-center.ru/biblereadings/20100404/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=4&day=03;

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=4&day=04

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

Желаю мира, радости, счастья, здоровья, любви

 и великих благословений Божьих!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мы для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе?

 Или вы забыли, что, когда мы крестились,

 чтобы соединиться с Христом Иисусом,

 мы тем самым разделили Его смерть: крещением  -

 соучастием в смерти  -  мы погребли себя с Ним. И теперь,

 подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца,

 мы тоже сможем жить новой жизнью.

 И если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним,

 то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем,

 что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,

 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,

 чтобы мы перестали быть рабами греха.

 Ведь умерший освобождается от греха.

 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним.

 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,

 смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер   -

 и для греха Он мертв. Он теперь жив  -  и живет для Бога.

 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,

 считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.*

                             (Рим.6:2-11 - вкл. апост. чтение субботы)

                                * * *

*Изначально был Тот, кто называется Словом.

 Он был с Богом, / и Он был Бог.

 Он изначально был с Богом.

 Через Него всё было сотворено, / ничто не было сотворено без Него.

 Он был источником жизни, /и жизнь была светом для людей.

 Свет сияет во тьме, /и тьма его поглотить не смогла. ...

 Это был истинный свет, / освещающий всех, / кто рождается в мир.

 Он был в мире,

  но, хотя мир через Него сотворен, / мир Его не узнал.

 Он пришел к своим, / но свои Его не приняли.

 Но тем, кто принял Его, / Он даровал право / быть детьми Бога.

 Это те, кто верит в имя Его,

 кто родился не от жара в крови,

  не от плотской страсти, / не от мужского желания, / но от Бога.

 И Тот, кто называется Словом, / стал человеком и жил среди нас.

 Мы видели Его Божественное величие и силу -

  Он получил их как единственный Сын у Отца, -

   воплощение милости и истины.

 Иоанн выступает Его свидетелем, /он возвестил:

 "Он - Тот, о котором сказал я:

  'Следом за мной идущий / стал больше меня,

   потому что был прежде меня'".

 И мы все разделили Его богатство,

  Он одарил нас бессчетно по Своей доброте.

 Бог дал закон через Моисея,

  а милость и истина / пришли через Иисуса Христа.

 Никто никогда не видел Бога.

 Только Бог - единственный Сын, / пребывающий рядом с Отцом, -

  Он открыл нам Его.* (Ин.1:1-5,9-18 - из воскр. чтения)

                                * * *

*Кто благочестив и любит Бога, -

       да насладится этим прекрасным светлым торжеством!

 Кто раб благоразумный,

       пусть войдет радостно в радость Господа своего.

 Тот, кто потрудился, постясь,

       пусть получит ныне динарий.

 Тот, кто работал с первого часа,

       пусть сегодня примет справедливую плату.

 Тот, кто пришел после третьего часа, -

       пусть начнет с благодарностью праздновать.

 Тот, кто прибыл после шестого,

       пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет.

 Тот, кто опоздал и к девятому,

       пусть подойдет без всякого колебания.

 Тот, кто успел только к одиннадцатому,

       пусть не побоится, что опоздал.

 Ибо Хозяин, будучи щедр,

       принимает последнего так же, как и первого:

 Он дает отдых пришедшему в одиннадцатом часу,

       как и поработавшему с первого;

 и последнего Он милует, и о первом печется;

       и тому дает, и этого одаряет;

 и дела принимает, и намерение приветствует;

       и действие ценит, и намерение хвалит.

 Так войдите же все в радость Господа нашего, -

       и первые и вторые получ`ите награду!

               Богатые и бедные, друг с другом ликуйте!

 Воздержники и нерадивые, этот день почтите!

       Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня!

 Трапеза полна - насладитесь все!

       Телец велик - пусть никто не уйдет голодным!

 Все наслаждайтесь пиршеством веры!

       Все воспользуйтесь богатством благости Божией!

 Пусть никто не плачет о своем убожестве -

       ибо для всех явилось Царство!

 Пусть никто не скорбит о согрешениях -

       ибо прощение из гроба воссияло!

 Пусть никто не страшится смерти -

       ибо освободила нас смерть Спасителя!

 Уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти.

       Восторжествовал над Адом Сошедший во Ад.

 Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его.

        И Исаия, предвосхитив это, воскликнул:

 'Аду, - сказал он, - горько пришлось,

       когда встретил он Тебя в Преисподней'.

 Горько, ибо был он упразднен;

       горько, ибо был он поруган;

               горько, ибо был он умерщвлен;

                       горько, ибо был он разрушен;

                               горько, ибо был он связан.

 Он принял тело - и вдруг обнаружил Бога;

       принял землю - а встретил Небо;

               принял то, чт`о видел - и пал от того, чего не видел.

 Смерть, где твоё жало?

       Ад, где твоя победа?

 Воскрес Христос - и ты повержен.

    Воскрес Христос - и пали демоны.

         Воскрес Христос - и радуются ангелы.

              Воскрес Христос - и жизнь торжествует.

                   Воскрес Христос - и ни одного мертвого в могиле.

 Ибо Христос, восстав из мертвых, стал начатком воскресения усопших.

               Ему слава и власть во веки веков! Аминь.*

                        ("Огласительное Слово" свт.  Иоанна Златоуста,

                               по переводу иером.  Амвросия (Тимрота),

                                             с некоторыми изменениями)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2549.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»