=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

Выпуск посвящен стихам 10:11-42 и 11:47-57 Евангелия от Иоанна.

 

(Стихи 11:1-48 читаются в православной Церкви

 в 6-ю субботу Великого Поста, Лазареву.)

 

 

 

 

 

 

> И  в Ветхом, и в Новом Завете БОГОХУЛЬСТВО, по сути, является словом

> или действием, умаляющим силу или славу Бога.

 

<....>

 

> ~1.2.  Ветхий  Завет.~ В каноническом В.З. и апокрифах БОГОХУЛЬСТВОМ

> называются презрительные и позорящие речи или действия, направленные

> против  Бога  и отрицающие Его могущество (4Цар 19:4,6,22; Пс 74:18;

> Ис  37:6),   угнетение  Его  народа (Ис 52:5), злорадство  по поводу

> его  падения  (Иез  35:12), убийство израильтян (Тов 1:18 [S]), речи

> против       Бога     (Дан    3:29),         поклонение       идолам

> (Ис  66:3  <...>),  оскорбление  Храма (1Макк 7:38) или приверженцев

> Бога  (2Макк  12:14).    Однако   ключ  к пониманию  Б.  можно найти

> в  Лев  24:15-16:  «Кто будет злословить Бога  своего,  тот  понесет

> грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть» (ср. Лев 24:11;

> Исх 20:7).

 

<...>

 

> ~1.4.  Раввинистический  иудаизм.~    Раввины  <.>    считали,   что

> в  Лев  24:15-16  речь идет о двух прегрешениях. Они понимали первое

> предложение   в  том  смысле,  что  за  хулу  на  Бога  единственным

> наказанием   может  быть  изгнание,   ибо Бог сам  выберет наказание

> (В.Т.  Керитот  7b).  Истолковывая  второе  предложение,  Мишна дает

> единственное  в  раввинистических  текстах  определение  Б.,  и  это

> определение  схоже  с Филоновым: «В богохульстве виновен только тот,

> кто произнес само Имя» (М. Санхедрин 7:5).

 

<.....>

 

>                  3. Обвинение Иисуса в богохульстве

 

> Все Евангелия едины в том, что Иисус объявил или признал себя равным

> Богу  -  или  объявил  себя  Сыном  Божьим  (), - что было расценено

> иудеями    как  БОГОХУЛЬСТВО,      достойное   смертного   приговора

> (Мф 26:63-66; Мк 14:61-65; Лк 22:66-71; Ин 10:31-39; 19:7).

 

> ~3.1.  Богохульство  и  принадлежащее  Богу право прощать.~ В Мк 2:5

> сообщается,  что  Иисус  сказал:  «Чадо!  прощаются тебе грехи твои»

> (пар.   Мф  9:3  и  Лк  5:21).  Использование  грамматической  формы

> пассивного  залога  можно  понять, как попытку избежать произнесения

> имени  Бога:  «Бог  прощает  тебя». Эта неопределенность утверждения

> «прощаются  тебе  грехи  твои»   может   означать,   что  сам  Иисус

> лишь  заверяет  человека  (ср. Мф 9:2, tharsei, «дерзай»),   сообщая

> о  прощении  Богом  его  грехов  (ср. 2Цар 12:13). Однако арамейское

> выражение,  в  котором употреблен пассивный залог настоящего времени

> изъявительного   наклонения,   «прощаются»  (<переданное  греческим>

> aphientai),   означает  «твои  грехи  прощаются  в  данный  момент».

> Действительно, книжники, по свидетельству Евангелия, поняли из этого

> высказывания,   что   Иисус   сам   прощает   грехи:   «Что  Он  так

> богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2:7

> пар.  Мф  9:3  и   Лк  5:21).  Иисус, в свою  очередь, подтверждает,

> что простил грехи Он; т.е. Он сделал то, что книжники считали правом

> одного только Бога (Мк 2:10 пар. Мф 9:6 и Лк 5:24).

 

> Как  было  показано выше, во времена Иисуса Б. понималось достаточно

> широко.  С  одной  стороны,  в соответствии с узким раввинистическим

> определением  Б.,  Иисус  не был виновен перед Законом. В кумранском

> тексте,   известном   как  Молитва  Набонида  (4QPrNab),  говорится,

> что изгоняющий бесов простил грехи больному. С другой стороны, более

> общее определение Б., известное Филону (Vit.Mos. 2.206), показывает,

> что  свидетели деяний  Иисуса могли расценить их  как посягательство

> на  права Бога. Более того, как в В.З. (Исх 34:6-7; Пс 102:3; 129:4;

> Ис  43:25;  44:22; Дан 9:9), так и в свитках Мертвого моря (1QS 2:9;

> CD  3:18;  20:34) прослеживается традиция, в которой Бог определенно

> назван Тем, Кто прощает. Даже от Мессии () не ждали прощения грехов,

> а  считали  Его лишь тем, через кого Бог будет прощать грехи в конце

> времен (Ис 53; Иер 31; ср.). Виной в таком случае считалось умаление

> величия   и   чести   Бога,   узурпация  Его  власти,  принадлежащей

> исключительно Ему.

 

> ~3.2.  Иисус  приравнял  себя  к  Богу.~   В  Ин    есть  фрагменты,

> где  говорится,  что  заявления  Иисуса  привели  к  тому, что иудеи

> обвинили  Его  в  БОГОХУЛЬСТВЕ  и даже попытались исполнить смертный

> приговор.

 

> 3.2.1. Ин 5:16:18 является завершением рассказа об исцелении Иисусом

> хромого у купальни в Вифезде и содержит два обвинения. Первое: иудеи

> гонят Иисуса  «за то,  что Он делает такие дела» (hoti tauta epoiei)

> в  субботу (ср. Ин 9:14; 20:30). Второе обвинение вытекает из ответа

> Иисуса  на первое и заключается в том, что Он приравнял себя к Богу.

> Заявление   Иисуса,   что  Он  может  работать  в субботу,  основано

> на  утверждении  за  собой  такого же, как у Отца, права действовать

> постоянно,  включая  субботу  (2Макк 9:12;   Посл. Арист. 210; Филон

> Leg.  All.  1.5-6;  Cher.  87-88;  Сorp. Herm. 11.5, 14; Шемот Рабба

> 30:6;  Берешит  Рабба 11:10). Иудеи видели в этом Его вину не только

> из-за  объявления  Бога  своим  Отцом (patera idion), но также из-за

> того,  что,  объявляя себя способным на те же дела, что и Бог, Иисус

> заявлял о своем равенстве с Богом.  Как  и  в Мк 2:7 (см. 3.1 выше),

> Б. состояло в посягательстве на права Бога или Его уникальность.

 

> 3.2.2.  В  Ин  8:58  Иисус  говорит:  «Прежде  нежели был (genestai)

> Авраам,  Я  еcмь  (ego  eimi)».  В Ин ego eimi - это имя Бога. Таким

> образом,   в  изложении  Иоанна,  иудеи  пытаются  вынести  смертный

> приговор  за  Б.  на  основе  установления  в  Лев  24:16. Некоторые

> исследователи Н.З. сомневались в подлинности этого заявления Иисуса.

> Тем  не менее Иоанн, вероятно, прав, указывая на то, что, прежде чем

> осудить  Его  за  Б.  перед  синедрионом,  иудейские власти получили

> свидетельство о Б. в действиях Иисуса и в Его оценке самого себя.

 

> 3.2.3.  В  четвертом  Евангелии  впервые  официальное обвинение в Б.

> встречается  в  Ин  10:33.  Это не было бы Б., если бы кто-то назвал

> Иисуса  божественным.  Согласно  Писаниям,  помазанник  Божий  будет

> назван   Сыном  Божьим  (2Цар  7:14; 1Пар 17:13).  Согласно  Иоанну,

> Б.   состояло    в том,    что  Иисус   сам    утверждал   за  собой

> этот  божественный  статус;  Б.  заключалось  в «самообожествлении».

> Иисус,  отвечая на обвинение, цитирует Пс 81:6, показывая тем самым,

> что  не  является  Б.  называть людей в роли судей «богами», которые

> несут  слово  Божье.  Иисус  говорит   также,   что,   поскольку Ему

> был  дарован этот  статус (hagiazein) и Он  был  послан в мир Отцом,

> для Него не может быть Б.  сказать «Я  Сын Божий» (10:36).  Но иудеи

> не  удовлетворены таким ответом. Видимо, в Его словах они чувствуют,

> что  Иисус  претендует  на  большее, чем быть сыном Божьим в обычном

> смысле,  так  как  Иоанн сообщает о попытке иудеев арестовать Иисуса

> (Ин  10:39).   Хотя  сначала   им  это не удалось,  в конечном счете

> они привели Его на суд (Ин 19:7).

 

> ~3.3. Иисус осужден за богохульство.~ Матфей и Марк свидетельствуют,

> что на  суде  Иисусу  предъявлено  обвинение  в Б. (Мф 26:57-75 пар.

> Мк   14:53-72;  ср.  Лк  22:54-71;  см.  Суд  над  Иисусом).  Иисуса

> спрашивают, является ли Он Мессией (sy ei ho Christos; Мф 26:63 пар.

> Мк  14:61 и  Лк 22:67).   Ответ  Иисуса, состоящий  из двух  частей,

> и приводит Его к обвинению в БОГОХУЛЬСТВЕ.

 

> В Мк первой частью ответа Иисуса было, возможно, «Я еcмь» (ego eimi,

> 14:62,  ср. Codex Coridenthianus [Q]; Мф 26:63). Тот факт, что Иисус

> присвоил  себе  титул Мессии,  который может быть дарован лишь Богом

> и  подтвержден Его благословением, сам по себе мог быть расценен как

> Б. (ср. Ин 19:7; Деян 5:34-39). Это могло побудить Матфея переложить

> ответственность    на  первосвященника,    вложив   в  уста  Иисуса:

> «Ты  сказал» (Мф 26:64), а Луку - вообще не приводить ответа Иисуса.

> И  в  Мф,   и   в Лк Иисус  в результате говорит, что Бог подтвердит

> Его мессианство.

 

> По  поводу второй части ответа Иисуса - о Сыне Человеческом, сидящем

> одесную  Силы  (Лк 22:69; ср. Пс 109:1)  -  существует единое мнение

> о  его подлинности. В своей изначальной древнееврейской формулировке

> это  речение  должно  было свидетельствовать об особом благословении

> Бога.    Поэтому эти слова Иисуса усугубили первоначальное обвинение

> в Б.,  заключающееся  в присвоении  себе мессианского  титула.  В Мф

> и  в  Мк  ответ Иисуса завершается   аллюзией  на Дан 7:13,  который

> еще больше усиливает Его заявление об уникальных отношениях с Богом.

> Согласно  Мишне,  достойный ответ первосвященника на Б. -  разорвать

> на себе одежды (ср. М. Санхедрин 7:5).

                [ G. H. Twelfree. Из статьи БОГОХУЛЬСТВО

                  в словаре ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ

                  // М.: ББИ, 2003

                  www.krotov.info/libr_min/s/stragoro/b.htm#15 ]

 

 

 

 

+++ БОГОХУЛЬСТВО в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

       www.krotov.info/spravki/temy/b/bogohul.htm

 

+++ свящ. Яков Кротов. КОЩУНСТВО

     www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_4_koschunstvo.htm

 

 

к Ин.8:58; 10:30:

 + + + Филип Янси: Богочеловек

        www.messia.ru/rasylka/008/2191.htm#0

 

к Ин.10:30,38:

+ + + Ганс Урс фон Бальтазар: Сын как Отец

       www.messia.ru/rasylka/008/2192.htm#0

         (+ ссылки по темам 10:17 - 11:57!)

 

к Ин.10:31-39:

+++ Х. Яннарас: цель любовного стремления в человеке

                www.messia.ru/rasylka/009/2417.htm#0

 

по теме Ин.10:34:

 +> Владимир Марцинковский: Бог назвал нас богами...

      www.messia.ru/rasylka/007/1836.htm#1 (+ссылки)

 

 

 

 

 

(Ин.10:9-16 читается на литургии в память апостолов и святителей;

 стихи 10:17–28,27-38 читаются

                            в пятницу и субботу 5-ой седмицы по Пасхе;

       11:47–57 — в понедельник 6-ой седмицы)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Фарисеи говорили друг другу:

 - Видите, мы бессильны что-либо предпринять.

   Весь народ пошел за Ним!

 Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.

 Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,

 и обратились к нему с просьбой:

 - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.

   Филипп идет и говорит об этом Андрею,

   а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу.

 Иисус отвечает:

 - Час настал -

   Сын Человеческий облекается в славу Божью!

   Говорю вам истинную правду:

   ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ,

   ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ,

   А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ.

   Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,

   а кому в этом мире жизнь своя ненавистна,

   тот для вечной жизни ее сохранит.

   Тот, кто Мне служит,

   пусть идет за Мной следом!

   И где Я, будет там и слуга Мой.

   И тому, кто Мне служит,

   честь воздаст Мой Отец. ...

Иисус сказал:

 - Совсем недолго свету осталось быть с вами.

   Так ходите, пока светло,

   чтобы тьма не объяла вас.

   Ведь тот, кто ходит во тьме,

   не знает, куда направляется.

   А пока еще светит вам свет,

   верьте в свет -

   и станете сынами света!

   И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.

Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними,

в Него не верили.

Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал:

"Господь, кто поверил тому, что услышал от нас?

 Кому открылось могущество Господа?"

И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя:

"Бог ослепил их глаза / и отупил их ум,

 так что глазами не видят, / не понимают умом.

 А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил".

Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём.

Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса,

только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев,

чтобы те не отлучили их от синагоги.

Славе от Бога они предпочли славу среди людей.

Иисус громко воскликнул:

 - Тот, кто верит в Меня,

   не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит.

   Тот, кто видит Меня,

   видит Того, кто послал Меня.

   Я - свет,

   и в мир Я пришел,

   чтобы всякий, кто верит в Меня,

   не оставался во тьме.

   А кто слова Мои слушает, но не исполняет,

   не Я тому буду судьей;

   ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, -

   Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47/*/)

                                * * *

*Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:

 "Афиняне, я вижу по всему,

  что вы люди в высшей степени почитающие богов.

  Когда я ходил и осматривал ваши святыни,

  я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ".

  Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,

  я возвещаю вам.

  Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,

  не живет в храмах, построенных для Него руками людей.

  Он не нуждается ни в чём

  из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки.

  Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание.

  От одного-единственного человека Он произвел все народы,

  чтобы они населили всю землю,

  заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.

  Он сделал это, чтобы люди искали Бога,

  чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас,

  и могли Его найти.

  "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".

  То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:

  "Ибо мы все Его род".

  И раз мы Божий род, не пристало нам думать,

  что Бог таков, каким Его изображают -

  в золоте, в серебре или в камне -

  человеческое искусство по человеческим представлениям.

  Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.

  Но теперь Он повелевает

  всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,

  потому что Он уже определил день,

  когда будет судить вселенную праведным судом,

  и уже назначил Человека, который будет судьей.

  Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".*

                                                   (Деян.17:22-31/**/)

                                * * *

"Веровать - значит так относиться к Христу,

 чтобы Он стал основой нашего существования,

 началом и Целью жизни, мерилом и стимулом". (Р.Гвардини)

             *********************************************

 

/*/ — из еванг. чтений вторника и среды.

/**/ — частично содержит апост. чтение вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2565.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»