=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

 

Продолжаем тему выпуска №2585.

 

 

 

> 1. На кресте распято Тело Богочеловека.

 

> Богочеловеческую  природу  Церкви являют её апостольство и святость.

> Вертикальный  брус  креста соединяет землю и небо. Нижним основанием

> этот брус укоренён в человеческой истории: Христос избрал апостолов,

> дал им власть связывать и разрешать, послал благовестить и крестить,

> собирая  воедино Свою Церковь ото всех концов земли. Верхняя сторона

> вертикали   являет  святость  Церкви,  укоренённую  в  Святом  Духе,

> пребывающем   в   Церкви  со  дня  сошествия  на  апостолов  в  день

> Пятидесятницы, как обещал Христос своим ученикам.

 

 

> 2. «Слишком многим руки для объятья

>     Ты раскинул по краям креста»

>                       (Б. Пастернак).

 

> Оба   конца   горизонтального   бруса   символизируют   два   других

> симметричных и тождественных признака Церкви: единство и соборность.

> Символ  Веры  формулирует  догмат  о  Церкви в таких же синонимичных

> категориях,  как  и  догмат о Святой Троице. Два греческих синонима:

> философский термин «усия» и  обиходное слово  «ипостась» -  выражают

> в   догмате   о  Святой  Троице  тождество  сущности,  соединяя  три

> необратимо  различных  Лица,   не  поглощая  их  различие единством,

> но  даруя  нам новую реальность -   христианское откровение личности

> в  божественном  и  человеческом   бытии.    Через  крещение  во имя

> св.   Троицы    все    христиане    в   равной   мере    приобщаются

> к богочеловеческой природе Церкви.

 

> Если  таинство Святой Троицы можно лишь благоговейно созерцать,   то

> в  богочеловеческой  сущности Тела  Христова мы пребываем  и  должны

> не  только переживать свою причастность,   но осознавать  содержание

> его  преображённой  жизни.  В  первосвященнической  молитве  Христос

> просит Бога Отца, чтобы множество человеческих личностей осуществило

> в Церкви своё  единство во образ св. Троицы: «Да будут  вси   едино:

> как   Ты,   Отче,   во   Мне  и  Я  в Тебе, так и они да будут в Нас

> едино». {Иоанн 17,21}

 

> Единство и соборность выявляют природу Церкви - единое Тело Христово

> во   множестве  ипостасей  по  образу  Святой  Троицы.  Символ  Веры

> определяет  догмат  о  Церкви,   описывая «целое» - Тело  Христово -

> в  терминах  единства и соборности.   Они   одновременно соотносятся

> как  синонимы  и  антонимы,  определяя  сущность  Церкви в антиномии

> единства  и  множества.  Как  единство  являет  в идеале Целостность

> (Тело),  так  множество  осуществляет  в  идеале полноту. Соборность

> обозначает  сплоченное множество. Частное бытие, прежде замыкавшееся

> в   своей   индивидуальности,   приобщается   к  церковной  полноте,

> завершаемой   единством    любви.     Сплочённость    не   окаменела

> в  однородности  монолита,  поглотившего  множественность ипостасей.

> Монолит  исключает  соборность: там, где пребывает одна единственная

> глыба,   нечего  собирать  воедино.  Соборность  сохраняет  в  Целом

> множество    ипостасей,     «во   едино    сонмище  совокупившихся»,

> ибо       первоначально       они   были    «по миру    рассеянные».

> {Стихира в неделю Ваий}

 

> Соборное единство  Церкви  не видится однородной глыбой, подавляющей

> и   растворяющей  личность.  Это  качественное  понятие,  выражающее

> преимущество   личности   перед  обезличенной  сплоченностью  массы:

> казармы  или  толпы.  Единство выражается в сознательном и свободном

> воцерковлении    личности,      отозвавшейся    на  призыв   Христа.

> Целое  является в таком единстве  как  «глава  Христос,  из которого

> всё  тело,  составляемое  и совокупляемое посредством всяких взаимно

> скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает

> приращение   для  созидания самого себя  в любви». {Еф.4,16}  Каждая

> из  многих  ипостасей,     живущих    в организме Христовой   жизни,

> может  сказать:  «Живу  же  не  к тому аз, но живёт во мне Христос».

> {Гал.2,20}

 

> В  истории  понимания  Символа  Веры  заметна тенденция к размыванию

> онтологического   смысла   екклезиологических  определений.  Понятие

> единства  Церкви  может  выражать две различные идеи. Единство можно

> рассматривать  как  онтологическую  категорию.  И в нём можно видеть

> лишь  исключительность  положения  и  служения  Церкви  среди прочих

> христианских   конфессий.  Первое  понимание  имеет  в  виду  единую

> Церковь,     собранную    из множества   членов,   как тело  состоит

> из  отдельных  органов.  В  основе такого понимания лежит буквальный

> текст  Священного  Писания  о  Церкви  как «созидании Тела Христова,

> доколе   все   придём  в  единство  веры  и  познания  Сына  Божия».

> {Еф.4,12-13}  «Вы  - Тело Христово, а порознь - члены». {1Кор.12,27}

> Идея организма Христовой жизни предшествовала Символу Веры.

 

> Она родилась из новозаветного Откровения, опосредована евангельскими

> и апостольскими  текстами и органично  вписалась  в Символ:   «Верую

> во единую...»

 

> Вторая   идея  «единственности»   опосредована  опытом  исторической

> жизни Церкви. Она сформировалась в концепцию «единственности» Церкви

> среди   множества   христианских  не-церквей.  Логика  подсказывает:

> если   Церковь   является   Телом   Христовым,   она   должна   быть

> «единственной».    Христос имел  одно  Тело,  в котором  «воплотился

> от  Духа  Свята и Марии Девы и вочеловечился». Поэтому Церковь может

> быть  лишь  одна-единственная.  «Умоляю  вас, братия, именем Господа

> нашего  Иисуса  Христа,  чтобы  все вы говорили одно и не было между

> вами  разделений,, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних

> мыслях.  Ибо  от  домашних  Хлоиных  сделалось  мне известным о вас,

> братия  мои, что между вами есть споры... у вас говорят: «я Павлов»;

> «я  Аполлосов»;  «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос?

> Разве  Павел  распялся  за  вас?  Или  во  имя Павла вы крестились?»

> {1Кор.1,10-13}

 

> Христос не может разделиться. Поэтому всё, что отделяется от Церкви,

> утверждается как ересь или схизма.

 

> Концепция «единственности» Церкви опосредована истолкованием текстов

> Священного   Писания,   богословскими   созерцаниями  и  логическими

> умозаключениями,    а    главное,    оценкой   исторического   опыта

> конфессиональных   отношений.     Идея   «единственности»    явилась

> вполне  человеческой:  опытной  и  рассудочной.  Она  сформировалась

> значительно        позднее        Никео-Цареградского       Символа,

> когда   многочисленные   разделения:  ереси  и  расколы -  разрывали

> Тело  Христово  и  ставили  вопросы  об  екклезиологическом качестве

> новообразований.    Особенно  заострили   проблему   Великий  Раскол

> 1054 года и последовавшая за ним Реформация.

 

> Для  православного  сознания  только  одна-единственная православная

> Церковь   является  подлинным  Телом  Христовым.  Для  католического

> сознания  только  одна-единственная  католическая  Церковь  является

> подлинным  Телом  Христовым. Дилемма - кто же прав? - не может иметь

> однозначного    решения,    поскольку   за   каждым   стоит   веками

> выкристаллизовавшаяся   ментальность,  исповедующая  одно  и  то  же

> Откровение, один и тот же Символ Веры, по-разному осознанные в своём

> культурноисторическом   опыте. За тысячу лет  эта  концепция выросла

> на   Западе  и  на  Востоке  в  две  трудно  различимые,  но  жёстко

> противопоставленные  друг  другу  церковные традиции,   поддержанные

> с  обеих  сторон  именами святых отцов  и  авторитетных  богословов.

> Обе   опираются  на  Символ  Веры,  исповедующий  «единую  Церковь».

> Конфессиональное понятие «единственности Церкви» смещает в неологизм

> изначальный  смысл  Символа, поскольку  оно  пришло   не из Символа,

> а из несходного исторического опыта.

                [ протоиерей Павел Адельгейм.

                  из главы 1

                  книги "Догмат о Церкви в канонах и практике"

                  www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=971&art_id=9430 ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!

  Я всегда благодарю Бога моего за вас,

 потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса,

 благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания

 и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе.

 И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров,

 пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос.

 Это Он укрепит вас до конца,

 чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа.

 Потому что верен Бог, призвавший вас к общению

 со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9/*/)

                                * * *

*Иисус рассказал им еще одну притчу:

  'Чему подобно Царство небес? Представьте:

   человек засеял отборным зерном свое поле.

   Ночью пришел его враг, когда спали все,

   сорные травы посеял в пшенице и удалился.

   Когда ж поднялись посевы и стал наливаться колос,

   сорняки показались.

   Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали:

   "Господин наш,

      ты ведь отборным засеял зерном свое поле.

   Откуда взялись сорняки?"

   -  "Это дело рук врага",  -  ответил хозяин.

   Они говорят:

   "Хочешь, пойдем мы и выполем их?"

   Он отвечает: «Не надо,

   иначе во время прополки

      вы вырвете с сорняками пшеницу.

   Пусть и то, и другое растет до жатвы.

   А в жатву я прикажу жнецам:

      "Сперва соберите сорные травы,

      свяжите в вязанки и сожгите,

      а пшеницу свезите в закрома»"'.* (Мф.13:24-30/**/)

                                * * *

"Вера  — это непрестанное взирание исключительно на Христа —

                                   Победителя греха и смерти". (Лютер)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольского чтения вторника.

/**/ из евангельского чтения вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2581.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»