=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

(окончание текста из предыдущего выпуска)

 

 

> Впрочем,  если  вам  угодно,  оставим и этих, и перейдем к другим, -

> более,  по-видимому,  справедливым.  Кто  же  это?  Это  те, которые

> владеют поместьями и собирают богатство от плодов земли. Но можно ли

> найти  кого  несправедливее их?  Если посмОтрите, как они  поступают

> с  бедными, несчастными земледельцами, то увидите, что свирепость их

> превышает жестокосердие  варваров.   Тогда как земледельцы истаивают

> от  голода,  изнуряют  себя  всю  жизнь  трудами,  - они непрестанно

> налагают  на  них новые тяжкие оброки, определяют их к самым трудным

> работам  и  употребляют  их  вместо  ослов  и лошаков, и даже вместо

> камней. Не давая  им ни малейшего  отдыха, и во  время   плодородия,

> и  во  время  бесплодия  равно  угнетают  их   и  никакой пощады  им

> не  оказывают.  Есть ли кто-нибудь несчастнее этих бедняков, которые

> трудясь   всю зиму,   проводя ночи   на холоде, под дождем, без сна,

> и за всё это не получая никакой платы, но еще задолжавши, принуждены

> бывают убегать от своих господ,   не столько спасаясь и боясь голода

> и <разорения хозяйства>, сколько мучений, насилия, истязаний, тюрьмы

> и  неизбежных  работ  -  от управителей? <....> Они выдумывают новые

> роды  процентов, недозволенные законами даже у язычников; составляют

> самые  бесчестные  долговые  акты, в которых требуют не сотой части,

> но половины всего имения от должника; и хотя бы последний имел жену,

> воспитывал  детей, хотя бы был человек бедный и собственными трудами

> собирал    в свое гумно   и   точило, - они об этом   не размышляют.

> Потому  уместно  здесь  привесть  слова  пророка:  <+Ужаснися  небо,

> и  убойся  земля!+  (Иер.2:12)>  До  какого  неистовства  дошел  род

> человеческий!   Говоря   обо  всём  этом,  я  не  осуждаю  искусств,

> земледелия,  воинского звания, поместьев, - но нас самих. И Корнилий

> был  сотником,  и  Павел  был <делателем палаток>, и после проповеди

> занимался  своим  ремеслом,  и Давид был царем, и Иов был господином

> большого  имения  и получал великие доходы. Но всё это никому из них

> не  послужило препятствием к добродетели.  Итак,  рассмотрев всё это

> и  вспомнив  о тьме талантов, потщимся хоть поэтому прощать ближнему

> малочисленные   и  неважные оскорбления.   Мы  должны   дать   отчет

> в  исполнении  предписанных  нам  заповедей;  но  мы  не в состоянии

> исполнить всего,   что бы мы ни делали. Поэтому Бог и дал нам легкое

> и  удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов, - то есть

> забвение  обид.  А чтобы лучше уразуметь это,  выслушаем всю  притчу

> по порядку. <+К нему привели одного человека, который был должен ему

> десять  тысяч.  Так  как  вернуть  эти деньги он не мог, то господин

> приказал   продать    в  рабство  для уплаты   долга   и его самого,

> и  его  жену,  и  детей...+  (Мф.18,24-25)>  Почему  же велел и жену

> продать?  Не  по жестокости или бесчеловечию (в таком случае раб его

> потерпел бы новый урон, так как тогда и жена сделалась бы рабою), но

> по  особенному  намерению.  Таким строгим повелением хотел устрашить

> раба  своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения

> продать.    Если бы  он  имел это в виду, то не внял  бы его просьбе

> и  не  оказал  бы  ему  своего милосердия. Но почему же он не сделал

> этого,     и  не простил   ему    долга   прежде  такого  повеления?

> Чтобы  вразумить  его,  сколько  долгов  он  прощает ему, и чрез это

> заставить  его  быть  снисходительнее  к своему товарищу,    который

> был  должен  ему. В самом деле, если он и тогда, как узнал и тяжесть

> своего  долга, и великость прощения, стал душить своего товарища, то

> до какой бы жестокости не дошел он, если бы наперед не был вразумлен

> этим средством? Как же на него подействовало это средство? +"Потерпи

> <с  моим  долгом!>+,  -  говорит он, - <+Я всё тебе верну!" Господин

> сжалился   над   слугой,   отпустил   его   и   простил   ему  долг+

> (Матф.18,26-27).>  Не  открывается  ли  и здесь опять его чрезмерное

> человеколюбие?  Раб  просил  только  отсрочки  времени, а он дал ему

> более просимого:  он  отпустил ему весь долг и простил его. Господин

> и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было

> одним   только   даром его, - но и следствием покорности раба, чтобы

> и  со  стороны  его  что-нибудь  было сделано для получения награды.

> Впрочем  причина прощения показывает, что всё это зависело от самого

> господина,  хотя  раб  припадал к нему с своим прошением. +<Господин

> сжалился>+,   сказано,   +<простил  ему   долг>+. Однако ж  господин

> так  поступил,    чтобы   и  со  стороны раба  была причина прощения

> ему   долга  (иначе  он  был  бы  совершенно  посрамлен),  и  чтобы,

> научившись  собственным  несчастием,  был  снисходительнее  к своему

> товарищу.

 

> И  действительно,   в это  время раб  был  добр и чувствителен:   он

> ни  от чего не отрекся, - дал обещание заплатить долг  свой,  припал

> к  господину  с  прошением,  возгнушался  грехами  своими  и  познал

> великость  своего   долга.    Но последующие его поступки совершенно

> не  соответствуют  прежним.  <+Уйдя+> же тотчас, - не чрез несколько

> времени,  но +тотчас+, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, -

> он  во  зло  употребил  и  дар, и свободу, ему данную; +<встретил>+,

> говорится,  +<встретил одного из своих собратьев, который был должен

> ему  всего-навсего  сто  динариев.  Он  схватил  его за горло и стал

> душить,  приговаривая:  "Верни мне долг!">+ (ст. 28). Не очевидно ли

> человеколюбие  господина, не очевидна ли и жестокость раба? Заметьте

> это,  поступающие  так из-за прибытков! Если не должно так поступать

> во  внимание  к  греху,  то  тем более из-за прибытков. Итак, что же

> сказал  должник?  +<"Потерпи,  я  верну!">+ (ст. 29). Но тот не <был

> тронут>  этими словами, которые спасли его самого: ведь и он, сказав

> то  же самое,   прощен был в десяти тысячах талантов; он не вспомнил

> о  пристани,  спасении  его   от  потопления;   та же самая  просьба

> не  напомнила  ему  о  человеколюбии  господина. Но по любостяжанию,

> жестокосердию  и злобе, пренебрегши всем этим, душил своего товарища

> с  жестокостью,  несвойственною  даже  диким зверям. Что ты делаешь,

> человек?  Или  не чувствуешь собственного обольщения? Не вонзаешь ли

> меч  в  самого  себя,    вооружая  против  себя   милость  господина

> и  отпущение  им долга? Но он нимало об этом не размышлял, подобного

> случая,  бывшего  с ним, не припомнил, а потому и не сделал должнику

> своему никакого снисхождения, хотя последний просил о долге и не так

> важном.    Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов,

> а этот только о сотне  динариев;    последний просил у равного себе,

> а  тот  у  господина. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ

> просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, - потому

> что  сказано:   +<бросил  его  в тюрьму. Другие слуги,  увидев это>+

> (ст.  30,31),  обвинили  его  пред господином. Даже и людям это было

> неприятно:   что сказать  о Боге? Так негодовали на него  не имеющие

> на  себе  долга!  Что же сказал господин? +<"Негодный раб! Ты просил

> меня,  и  я  простил  тебе  весь твой долг. Разве не должен был и ты

> проявить  милосердие к собрату, как я проявил к тебе?">+ (ст. 32,33)

> <Заметь снова> кротость господина! Он судится с рабом своим и как бы

> защищается,   намереваясь   уничтожить     свой    дар  (или  лучше,

> не он уничтожил, но сам получивший), а потому и говорит: +<Я простил

> тебе   весь твой долг. Разве не должен  был и ты проявить милосердие

> к  собрату,  как  я проявил к тебе?>+ Хотя и тяжким для тебя кажется

> простить  долг  ближнему своему,   но  ты должен  обратить  внимание

> и  на  ту  пользу,  которую  ты уже получил и <какую тебе предстоит>

> получить.  Хотя  и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде

> за исполнение  его.   Притом  товарищ не оскорблял  тебя,  напротив,

> ты  оскорбил  Бога,  простившего  тебя за одно только прошение твое.

> Если  бы  даже  он  и  оскорбил  тебя,  и для тебя несносно быть ему

> другом,  то  еще  несноснее попасть в геенну. Если бы ты то и другое

> сравнил  между  собою,  то  увидел  бы,  что  первое  гораздо  легче

> последнего.   Когда  он  был должен  десять тысяч талантов, господин

> не  называл его  <+негодным+>,  и не укорял  его,  но помиловал его.

> Как  же  скоро  он  поступил  жестоко с своим товарищем, то господин

> сказал:   +<Негодный   раб!>+  Слушайте,  лихоимцы  (к  вам  слово)!

> Слушайте,     безжалостные   и  жестокие!  Вы жестоки не для других,

> но  для  самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь

> ее к самому себе,  а  не к другому; обременяешь самого себя грехами,

> а   не  ближнего.   Что бы  ты ни делал последнему, всё это сделаешь

> как  человек,  и  притом  в  настоящей  только  жизни. Но Бог не так

> поступит:  Он  подвергнет  тебя  большему  и вечному мучению в жизни

> будущей: +<велел пытать его  до тех пор,  пока   тот  не отдаст весь

> свой  долг>+  (ст.  34),  - т. е. навсегда,   потому что  он никогда

> не  будет  в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние тебя

> не сделало  лучшим,     то  остается   исправлять  тебя  наказанием.

> Хотя  благодеяния  и  дары Божии непреложны, но злоба так усилилась,

> что нарушила  и  этот закон.  Итак,  что  хуже памятозлобия,   когда

> оно  может  лишить нас столь великого дара Божия? Господин не только

> предал  раба  своего  мучителям,  но и  прогневался на него.   Когда

> он  приказывал  его  продать,  то  приказание  дано  было без гнева.

> Потому-то   он   не  исполнил  последнего,  и  это  служит  яснейшим

> доказательством его человеколюбия.   Но  теперь делается определение

> с  великим  негодованием,   определение   мести  и наказания.  Итак,

> что  означает  эта  притча?  +<Так  и  Мой  Небесный Отец>+, говорит

> Христос, +<поступит с вами, если не простите брата от всего сердца>+

> (ст.  35).  Не  говорит:  "Отец ваш", но: +<Мой Отец>+, - потому что

> недостойно   называться   Богу   Отцом  столь  <негодного>  и  столь

> человеконенавистного раба.

 

> Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи,

> и чтобы прощали   другим.   Чувствовать  свои  грехи нужно для того,

> чтобы  удобнее  было   прощать  их  другим,   так  как  размышляющий

> о  собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему.  Прощать же

> другим  мы   должны не словами только,  но от чистого сердца.  Итак,

> не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. Чем

> и в такой ли мере причинит тебе зло оскорбивший тебя, сколько ты сам

> себе  причинишь,    питая в себе гнев и подвергаясь  за то осуждению

> от Бога?  Если ты будешь рассудителен и  любомудр,  то зло обратится

> на  главу  оскорбившего,  и он жестоко пострадает. Если же ты будешь

> оскорбляться  и   негодовать, то   сам  пострадаешь,  -  не от него,

> а  от  самого   себя. Итак,  не  говори,   что другой оскорбил  тебя

> и оклеветал,  и  причинил большое зло:  чем больше будешь  говорить,

> тем  более  покажешь,  что  он  твой благодетель. Он доставляет тебе

> случай  освободиться  от  грехов,  так  что, чем больше наносит тебе

> обид,   тем   больше  становится  причиною  очищения  грехов  твоих.

> Действительно,   если  мы   захотим,  нас никто  не может   обидеть;

> <даже самые> враги величайшую  доставят нам пользу. Но что  говорить

> о  людях?  Может ли кто быть <злее> дьявола? Но и он может доставить

> нам удобнейший случай к нашей славе, как это показывает пример Иова.

> Если же дьявол доставляет случай получать венцы, то для чего бояться

> врага-человека?   Смотри,  сколько  получаешь  ты  пользы,  перенося

> безропотно  обиды  от врагов: первая и важнейшая - отпущение грехов;

> вторая  - терпение и великодушие; третья - кротость и человеколюбие,

> так   как  тот,     кто  не  способен гневаться на оскорбляющих его,

> тем  более  будет  кроток  в  отношении  к  любящим его; четвертая -

> совершенное   истребление  гнева,  с  чем  никакое  благо  не  может

> сравняться,    так  как  свободный  от гнева  без сомнения  свободен

> и   от  неприятностей,  с  ним  <связанных>, и   не  проводит  жизни

> в напрасных  огорчениях  и   муках.  Не умеющий враждовать не  знает

> и  печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.

> Итак,  ненавидя  других,  мы  сами  себя  наказываем, равно как любя

> других,  <делаем  благо>  сами  себе. Притом тебя будут уважать все,

> даже  и  сами  враги,  хотя  бы  они были демоны. Вернее же сказать,

> поступая  таким образом, <у тебя уже не будет и врага>. Но что всего

> важнее,  ты приобретешь милосердие Божие. Если ты согрешил, получишь

> прощение   грехов своих;  если  прав,  получишь большее  дерзновение

> к  Богу.  Итак,  не  будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим

> заслужить  любовь  от  Бога,  - и тогда, хотя бы мы десятью тысячами

> талантов  были   должны,   Он умилосердится над нами и помилует нас.

> Но   ты  обижен ближним?    Потому-то и будь  снисходителен  к нему.

> Не  питай  ненависти.  Плачь  и рыдай, а не презирай его: ведь не ты

> прогневал Бога, но он. А ты, перенесши обиду, поступил достохвально.

> Припомни,  что и Христос, идя на крестную смерть,  о Себе радовался,

> а  о  распинателях  Своих  плакал.  Подобным  образом и нам надлежит

> поступать.  Чем  более  нас  обижают, тем более мы должны оплакивать

> обидевших  нас: для нас отсюда происходит великое благо, для них же,

> напротив,  великое  зло.  <>  Ближний  тебя  обидел при всех, и даже

> ударил?  Это  значит  лишь,  что  он  при всех обесчестил и посрамил

> самого  же себя, и тысячу обвинителей вооружил против себя, тебе же,

> напротив,  приготовил  многие  венцы  и  дал многих глашатаев твоего

> великодушия. Но он оклеветал тебя пред другими? Что тебе и до этого,

> когда  Сам  Бог  будет  рассматривать  твое  дело,  а не те, которые

> слышали   клевету?  Он  только  прибавил  лишний  повод  для  своего

> наказания,  так  как  должен  будет  дать  ответ  не  только за свои

> поступки,  но и за  то,   что   осудил тебя.{}   Тебя  он  оклеветал

> пред  людьми,  а  сам сделался виновным пред Богом. Если же для тебя

> этого  недостаточно,   то  вспомни,  что и Сам Владыка был оклеветан

> и  <сатаной>,  и  <людьми>,  и притом пред теми, которых Он наиболее

> любил.   То  же самое испытал и  единородный Сын Его, Который потому

> и  сказал:  +если  хозяина дома зовут Вельзевулом, разве не хуже еще

> скажут  о  всех  домочадцах?+  (Мф.10,25). И не только оклеветал Его

> злой  тот демон,    но  даже успел  клевету свою  выдать  за истину,

> и  оклеветал  не в маловажном чём-нибудь, но в величайших и позорных

> преступлениях:  называл Его и беснующимся, и <лжецом>, и противником

> Богу.  Но  <вот>  ты,  оказав  благодеяния ближнему, терпишь от него

> обиду?  Поэтому-то особенно плачь и болезнуй о причинившем тебе зло,

> а  о  себе  радуйся:  ты  уподобился  Богу, который +<велит всходить

> солнцу   и   над   добрыми>+  (Мф.5,45).  Но  если  подражание  Богу

> превосходит твои  силы     (хотя  для  ревностного и это  не трудно,

> но пусть тебе кажется это сверх твоих сил), то мы укажем тебе пример

> для  подражания  в  подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя

> претерпел   бесчисленные   бедствия   от  своих  братьев,  однако  ж

> облагодетельствовал     их;      посмотри     на  Моисея,   который,

> после  бесчисленных против него злоумышлений иудеев, молился за них;

> посмотри  на  блаженного  Павла,  который,  не  мог  даже  исчислить

> страданий,  какие  потерпел  он  от иудеев, и при всём том желал еще

> быть  за  них  <отлученным  от  Бога>; посмотри на Стефана, который,

> будучи  побиваем  камнями,  молился об отпущении греха этим убийцам.

> Припомнив  всё это,  оставь  всякий   гнев, чтобы и тебе Бог оставил

> все  прегрешения твои, <по благодати и человеколюбию> Господа нашего

> Иисуса  Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь,

> ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

                [ свт. Иоанн Златоуст. Беседа LXI на Ев. от Матфея.

                  www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_61.html ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мы, зная, что такое страх Господень, пытаемся убедить других ...

 Ведь любовь Христа заставляет нас заключить,

 что, раз один Человек умер за всех, значит, умерли все.

 Он умер ради всех, чтобы те, кто живет, жили уже не для себя,

 но для Того, кто за них умер и был воскрешен.

 Следовательно,

 отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками.

 Если раньше мы и Христа мерили такими мерками,

 то больше этого не делаем.

 Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение.

 Старое прошло - и вот настало новое.

 А это всё от Бога, который через Христа примирил нас с Собой

 и дал нам задачу - примирять других.

 Я имею в виду, что Бог через Христа примирил с Собой весь мир,

 не вменяя им больше в вину их преступлений,

 и поручил нам нести весть о примирении.

 Следовательно, мы - полномочные представители Христа

 и в нашем лице сам Бог обращается к людям.

 Мы умоляем от имени Христа: примиритесь с Богом!

 Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом,

 чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью.*

                                                  (2Кор.5:11,14-21/*/)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольских чтений понедельника и вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2603.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»