=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Выпуск посвящен стихам 11:23-34 Первого Послания апостола Павла коринфянам (www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#11:23).
синодальный перевод | перевод В.Н.Кузнецовой -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- + -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- 23 Ибо я от /Самого/ Господа | Ведь я от самого Господа узнал принял то, что и вам передал, |то, что потом передал вам: что Господь Иисус в ту ночь, |Господь Иисус в ночь, когда был в которую предан был, взял |предан, взял хлеб, хлеб 24 и, возблагодарив, |•поблагодарил за него Бога, преломил и сказал: приимите, |разломил и сказал: "Это ядите, сие есть Тело Мое, |Мое тело, которое за вас за вас ломимое; сие творите |отдается. Делайте так в память в Мое воспоминание. 25 Также |обо Мне". • Точно так же Он взял и чашу после вечери, |чашу после ужина и сказал: "Эта и сказал: сия чаша есть новый |чаша - Новый Договор с Богом, завет в Моей Крови; |скрепленный Моей кровью. Каждый сие творите, когда только |раз, когда будете пить из нее, будете пить, в Мое |делайте это в память обо Мне". воспоминание. 26 Ибо всякий |•Это значит, что всякий раз, раз, когда вы едите хлеб сей |когда вы едите этот хлеб и пьете и пьете чашу сию, смерть |эту чашу, вы возвещаете смерть Господню возвещаете, доколе |Господа - до тех пор, пока Он Он придет. |не вернется. 27 Посему, кто будет есть хлеб |Итак, всякий, кто ест хлеб сей или пить чашу Господню |Господень и пьет из Его чаши недостойно, виновен будет |неподобающим образом, виновен против Тела и Крови Господней.|перед телом и кровью Господа. 28 Да испытывает же себя |•Но пусть человек сам сначала человек, и таким образом пусть|испытает себя, а потом ест этот ест от хлеба сего и пьет |хлеб и пьет эту чашу, • потому из чаши сей. 29 Ибо, кто ест |что тот, кто ест и пьет, и пьет недостойно, тот ест |не признавая Тела, ест и пьет и пьет осуждение себе, |свой приговор. • Вот почему не рассуждая о Теле Господнем.|среди вас так много слабых 30 Оттого многие из вас |и больных, да и умерло немало. немощны и больны и немало |•А если бы мы сначала сами умирает. 31 Ибо если бы |испытывали себя, нас мы судили сами себя, то |не осудил бы Бог. • Но когда не были бы судимы. |Господь так нас судит 32 Будучи же судимы, |и наказывает, Он исправляет нас, наказываемся от Господа, чтобы|чтобы не осудить вместе не быть осужденными с миром. |с остальным миром. 33 Посему, братия мои, | Так вот, братья мои, когда вы собираясь на вечерю, |собираетесь вместе на Трапезу, друг друга ждите. 34 А если |дожидайтесь друг друга. • Если кто голоден, пусть ест дома, |кто голоден, пусть поест дома. чтобы собираться вам |Не надо, чтобы ваши встречи не на осуждение. Прочее |становились вам судом. устрою, когда приду. |Об остальных делах распоряжусь, |когда приду к вам сам.
> <.> Библия — это одно из главных блюд в меню христианского > поклонения, а не просто основа христианского вероучения. Однако > одна знаменитая история в Писании со всей ясностью говорит о том, > что даже Писание не стоит здесь в самом центре. Когда воскресший > Иисус встретился с двумя учениками на дороге в Эммаус, их сердца > загорелись в тот момент, когда он разъяснял им Библию. Но их глаза > открылись, так что они узнали Иисуса, тогда, когда он преломлял > хлеб.
> Трапеза Господня, Причастие, Евхаристия, Месса - эти слова звучат > для нас как детские стишки «царь, царевич, король, королевич, > сапожник, портной». Прежде всего, следует сказать, что названия > здесь совершенно не важны. Да, в прежние времена этот вопрос > был поводом для великих богословских, культурных и политических > сражений: как понимать словА и действия во время службы > с преломлением хлеба (если использовать нейтральное название) > и к какой категории отнести саму службу. Это время прошло. > Большинство христианских церквей на протяжении последних нескольких > десятилетий стихийно сблизились в понимании того, что происходит > во время главной христианской службы, что она значит и как в ней > лучше участвовать. Хотя некоторые проблемы с пониманием > еще остаются. <...>
> Прежде всего, я хочу сказать о трех важных вещах. Во-первых, > мы преломляем хлеб и пьем из чаши, вспоминая историю жизни и смерти > Иисуса, потому, что так повелел нам Иисус: «Делайте это > в воспоминание обо Мне». Здесь всё просто. Более того, мы можем > понять, почему он это нам заповедал: потому что эти действия > объясняют смысл Его смерти лучше, чем что-либо иное. Это не теория: > Иисус умер за наши грехи, чтобы нас спасти, а не за то, чтобы дать > нам верные представления о чём-либо, хотя верные представления > и важны.
> Во-вторых, это не просто нечто вроде симпатической магии/*/, > чего опасались подозрительные протестанты. Это действие, подобно > символическим действиям древних пророков, становится той точкой, > где небо пересекается с землей. Павел говорит: «Всякий раз, как > вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, > пока Он не придет» (1Кор 11:26). Павел не говорит, что это удобный > момент для произнесения проповеди. Подобно рукопожатию или поцелую, > здесь само действие что-то сообщает.
------------------ /*/ см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Симпатическая_магия (прим. ред. рассылки).
> И потому, в-третьих, преломление хлеба - это не просто повод > вспомнить о том, что случилось в глубоком прошлом (иногда > подозрительные католики приписывают такое понимание протестантам). > Когда мы преломляем хлеб и пьем вино, мы присоединяемся к ученикам > Иисуса в горнице на Тайной вечере. Мы соединяемся и с самим Иисусом, > молящимся в Гефсиманском саду или стоящим перед Кайафой и Пилатом. > Мы становимся едины с Ним, висящим на кресте и восстающим > из гробницы. Прошлое и настоящее соединяются. Событие > двухтысячелетней давности становится трапезой, которую мы разделяем > здесь и сейчас.
> Но не только прошлое входит здесь в настоящее. Преломление хлеба — > это один из тех моментов, когда тонкая перегородка, отделяющая небо > от земли, становится проницаемой, а потому именно здесь Божье > будущее врывается в настоящее. Как дети Израиля, всё еще блуждающие > по пустыне, могли отведать плодов Обетованной земли, которые > принесли шпионы после своей секретной экспедиции, так и мы, > преломляя хлеб, можем ощутить вкус Божьего нового творения — > того нового творения, прототипом и родоначальником которого стал > сам Иисус.
> Отчасти этим объясняются Его слова: «Это есть тело Мое» и «Это есть > кровь Моя». Чтобы это понять, нам не нужны сложные метафизические > теории с длинными латинскими терминами. Иисус — реальный и живой > Иисус, который пребывает на небесах и господствует над землей, > Иисус, который внес Божье будущее в настоящее, — этот Иисус хочет > не просто влиять на нас, но избавить нас; не просто дать нам знания, > но исцелить нас; не просто дать нам темы для размышления, но дать > нам пищу, напитать нас самим собой. Вот в чём значение этой трапезы.
> Величайшая проблема протестантских церквей в отношении этой трапезы > заключается в идее, что это «доброе дело», которое люди «исполняют», > чтобы снискать благорасположение Бога. Некоторые протестанты до сих > пор относятся таким образом к любому «делу» в церкви, хотя, если мы > не сидим молча и неподвижно, мы неизбежно «делаем» что-нибудь > во время совместного поклонения. И даже если мы выберем молитву > в молчании, как это делают квакеры, это всё равно остается > общим делом: люди собираются и хранят молчание. Разумеется, > всегда существует опасность забыть о смысле общего действия, так что > оно становится каким-то самодостаточным ритуалом. Вспомним опять > о бокалах и пластиковых стаканчиках: в некоторых церквах хранятся > самые лучшие (если можно так выразиться) бокалы для вина из тех, что > они могли себе позволить приобрести, но никого уже не заботит > качество вина. А одновременно есть церкви, которые так гордятся тем, > что отказались от бокалов и перешли на дешевые стаканчики, что в них > также люди больше думают о внешних формах, чем о подлинном смысле > происходящего.
> Так что опасность здесь, как можно понять, заключается > не в «католическом стиле» ритуала. Люди могут забыть о главном, > когда слишком много думают о том, в какой момент и каким образом > правильно сотворить крестное знамение, но то же самое происходит > и тогда, когда они озабочены тем, чтобы все воздевали руки во время > молитвы или чтобы никто не творил крестного знамения, не воздевал > рук и не делал каких-то еще жестов. Однажды я столкнулся с таким > явлением: в одной церкви прихожане отказались от хора с его > одеяниями и органиста, которые казались им «слишком > профессиональными», а вместо этого задействовали полдюжины людей, > которые во время службы нажимали на кнопки и перемещали движки, > чтобы контролировать звук, освещение и изображение на экране. Всё, > что мы делаем во время службы, может стать ритуалом, обладающим > самостоятельной ценностью. А одновременно, всё, что делается > во время службы, может стать чистым актом благодарности и радостным > ответом на дар благодати.
> Теперь нам будет легче понять, что имеют в виду представители > некоторых христианских традиций, которые называют службу преломления > хлеба «жертвой». Долгое время это слово вызывало споры, участники > которых делали две главных ошибки. Во-первых, многие предполагали, > что, принося ветхозаветные жертвы, люди пытались что-то «сделать», > чтобы снискать расположение Бога. Это неверно. За таким > представлением стоИт неправильное понимание иудейского Закона, > где жертвоприношений требовал сам Бог, а жертва была знАком > благодарности, а не попыткой подкупить или задобрить Бога. > Разумеется, мы не знаем, о чём думал каждый древний иудей, > приходивший поклониться Богу. Но жертвоприношения были не средством > давления на Бога, но давали возможность ответить на Его любовь.
> Во-вторых, бесконечные запутанные споры шли вокруг вопроса > о взаимоотношениях между службой преломления хлеба и жертвой, > принесенной Иисусом на кресте. Католики нередко говорили, что > это тождественные вещи, а протестанты видели в этом попытку > повторить то, что произошло один-единственный раз и никогда уже > не повторится. Обычно протестанты говорили, что преломление хлеба — > это иная жертва, а не та, что принес Иисус (например, что > это «жертва хваления», которую приносят собравшиеся), а католики > видели здесь попытку добавить нечто новое к уже совершившейся жертве > Иисуса, которая (как они могли бы сказать) «сакраментально» > присутствует в хлебе и вине.
> Я думаю, что мы можем выйти из тупика этих бесплодных споров, > если поставим поклонение в контекст более масштабной картины неба > и земли, Божьего будущего и нашего настоящего, помня о том, что > эти вещи сходятся в Иисусе и в Святом Духе. Согласно библейским > представлениям (которые современное мышление не столько опровергает, > сколько просто игнорирует) небо и земля пересекаются в особые > моменты и в особых местах, а особенно там, где присутствуют Иисус > и Дух. Подобным образом в некоторые моменты и в некоторых местах > Божье будущее и Божье прошлое (то есть такие события, как смерть > и воскресение Иисуса) входят в настоящее - как если бы ты сел > за трапезу и вдруг увидел, что за твоим столом сидят твои прапрадеды > и твои праправнуки. Так действует Божье время. Именно потому > христианское поклонение такое, какое оно есть.
> Я думаю, что эта картина дает нам нужные рамки и для любых > размышлений о поклонении, и для любых споров христиан о таинствах. > Всё прочее — это примечания, темпераменты, традиции и — будем > реалистами — личные симпатии и антипатии (так я их называю, > когда встречаю их в самом себе) и иррациональные предрассудки (так > я назову их, если встречу у вас). И здесь две великих заповеди > Закона (любовь к Богу и любовь к ближнему) подскажут нам, > что делать. Как христиане мы должны быть готовы проявлять милосердие > и терпение. И нам не следует лишать себя и наши церкви возможности > полноценно совершать важнейший акт христианского поклонения, > превращая эту трапезу в повод для ссор. [ Том Райт. Настоящее христианство: Простые истины, которые изменят вашу жизнь (N.Т. Wright SIMPLY CHRISTIAN: WHY CHRISTIANITY MAKES SENSE. Перевод: М. Завалов), из части 3, гл. 11 ]
+++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Трапеза Господа. "я от Самого Господа принял то, что и вам передал..." www.messia.ru/rasylka/009/2477.htm#0 +++ свящ. Александр Мень: "Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете эту чашу..." www.messia.ru/rasylka/007/1926.htm#0 (+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *С того самого дня, как услышали о вас, мы не перестаем за вас молиться и просить Бога, чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю во всей полноте духовной мудрости и понимания. Мы молимся и о том, чтобы вы жили жизнью, достойной Господа, во всём поступая так, как Ему приятно, и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды и вы всё больше и больше постигали Бога. И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас соразмерно величию Своей мощи и даст вам великое терпение и стойкость. ..... Это Он - Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало, Первенец, первым воскрешенный из мертвых, чтобы первенствовать во всём, потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества. Он всё примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте мир заключив со всем земным и небесным. И вас, некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел, Он теперь примирил с Богом через Свое земное тело, через Свою смерть, чтобы в день Суда поставить вас перед лицом Бога святыми, незапятнанными и безупречными, - если, конечно, вы и дальше будете стоять на твердом и прочном основании веры, не отклоняясь от надежды, что дарована вам Радостной Вестью. Вы ее услышали - она была возвещена всему творению под небесами, и я, Павел, стал ее служителем. Теперь я радуюсь моим страданиям за вас. Страдая в земной жизни, я восполняю недостающую меру страданий последних времен ради прихода Помазанника, Христа. Я страдаю ради Его Тела, а это Церковь. Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла: Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово Бога - тайну, веками сокрытую от всех поколений. А теперь она явлена Его святому народу, которому Бог захотел открыть всё богатство и славу этой тайны среди всех народов. Тайна в том, что Христос живет в вас, Он - ваша надежда на грядущую славу. Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом.* (Кол.1:9-11,18-29/*/) * * * "Не надейтесь на князей, на сынов человеческих -- в них нет спасения". (Пс.145:3) *********************************************
/*/ из апостольского чтения вторника и чтения среды и четверга (чтение четверга в этом году переносится на среду.) * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2625.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|