=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 18 октября 2010 г. ст.ст., воскресенье 23-е по Пятидесятнице.

  (евангельское чтение - 21-го воскр.).

  Память апостола и евангелиста Луки (I).

  литургические чтения:

                        Еф.2:4-10; Лк.8:5-15 *;

                  Кол.4:5-9,14,18; Лк.10:16-21 (в честь евангелиста).

 

 

 

К апостольскому чтению:

 +++ К.Г. Врейхденгил: Бог, богатый милостью

      www.messia.ru/rasylka/008/2333.htm#0 (+ссылки)

 

 

                                * * *

 

 

4        Однажды, когда собралась большая толпа – а люди шли к Нему

        из разных городов, – Иисус рассказал им притчу:

 

 5              – Вышел человек сеять зерно.

                    И когда сеял, часть зерен упала у дороги,

                       где их затоптали и птицы склевали.

 6              Другие упали на каменистую почву,

                    проросли, но не было влаги –

                       и всходы засохли.

 7              Другие упали среди колючек –

                    разрослись колючки и их заглушили.

 8              А другие зёрна упали в землю добрую,

                    выросли и дали стократный урожай.

 

         И, сказав это, Иисус воскликнул:

 

                 - У кого есть уши, пусть услышит!

 

       Ученики стали спрашивать Иисуса, что значит эта притча.

 

10       – Вам дано знать тайны Царства Бога, – ответил Он, –

        а для остальных всё остается загадочным, так что они

 

                смотрят – и не видят,

                    слушают – и не понимают.

 

11       А притча эта значит вот что: зерно – слово Бога. (12) Зёрна,

        упавшие у дороги, это те, кто слышит слово; но потом приходит

        дьявол и уносит его из сердец, для того чтобы они, поверив,

        не спаслись. (13) Зёрна, упавшие на каменистую почву, это те,

        которые, услышав слово, принимают его с радостью; но корня

        у них нет, и поэтому какое-то время они верят, а в дни

        испытаний отступаются. (14) Упавшие среди колючек – это те,

        кто услышал слово; но жизнь идет, их душат заботы о деньгах

        и житейских удовольствиях – и колос их не вызревает.

   (15) А зёрна, упавшие в добрую землю, это те, кто, услышав слово,

        сохраняют его в своем добром и отзывчивом сердце и благодаря

        стойкости приносят урожай.

 

                        ( Лк., гл.8, перевод В.Н.Кузнецовой

                          www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#8:4 )

 

 

 

>                           ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

 

> Некоторые  из  вас,  наверно,  могут  спросить: а почему не все люди

> приняли  Радостную  Весть?   Пусть книжники завидовали Иисусу Христу

> и считали, что Он не имеет права учить. Но остальные? Ведь Его слово

> даёт людям надежду и мужество, добро и радость.

 

> В  том-то  все и дело, что Спаситель мог своей силой заставить людей

> верить  Ему,  но  не захотел.  Каждый должен  сам  решить: принимает

> он Его или отвергает. Значит, многое зависит и от нас — людей.

 

> Вы поймёте это, услышав ещё одну притчу Иисусову. Однажды Он говорил

> с людьми,   сидя  у  берега  озера. Толпа росла. Становилось  тесно.

> И  тогда  Учитель  сел  в  лодку  Петра и, отплыв немного, продолжил

> беседу.

 

> —  Вышел,  —  начал  Он, — сеятель сеять.  Он бросал зёрна в борозду

> и шёл дальше.   Вот он бросил горсть. Одно зерно попало на край поля

> у  дороги,  и  скоро его склевала птица. Другое попало на каменистую

> землю,  взошло,  а  потом  росток  увял.  Он не смог пустить корней.

> Третье  упало  там,  где  остался  нескошенный сорняк, и он заглушил

> всход. Только то, что оказалось на доброй, вспаханной земле, выросло

> и  заколосилось.    Пусть  услышат  те, — закончил Иисус, —   у кого

> есть  уши.  Иными  словами  —  кто захочет понять смысл сказанного —

> поймёт.

 

> Но  даже  ученики сначала не поняли, о чём идёт речь. Вечером, когда

> народ   разошёлся,   они   спросили   Иисуса,  что Он  имел  в виду.

> И  Он  объяснил.  Судьба  первого  зерна  означает  людей, из сердец

> которых  Евангелие  изгоняется злыми мыслями и чувствами, внушаемыми

> сатаной.  Зерно  на камне — это те, кто сначала с радостью принимают

> слово,   но в трудный момент отказываются  от него из-за легкомыслия

> и непостоянства. У них нет корней. Третьи — это люди, которые готовы

> верить,  но  суета  жизни  и земное богатство мешают им. И, наконец,

> плодоносный   колос   означает  человека,  который  поверил, принял,

> стал жить по Евангелию.

 

> Очень  важно  быть  учеником  Христовым  не  на  словах,  а на деле.

> Исполнение  заповедей,  говорит  Христос,  — это как фундамент дома.

> Если  дом  стоит на прочной основе,  буря его  не разрушит.  А  если

> под  ним  нет  ничего,   кроме  песка,   он не сможет выдержать бури

> и развалится.

        [ свящ. Александр Мень.

          Свет миру. Евангельская история, пересказанная для детей

          www.alexandrmen.ru/books/svetmiru/svetmiru.html ]

 

                                * * *

 

 

>                         Евангельские притчи

 

> Иисус  не  записывал  того,   о чём говорил. Он  создавал  не текст,

> а  новое  человечество. Но Иисус позаботился, чтобы то, что Он хочет

> сказать, было понятно на всех языках, несмотря ни на какие искажения

> при переписке или толковании, чтобы в Евангелии был запас прочности:

> превратно  поймут  одно  место, но другое   донесет  истину. Прочные

> слова  —  те,   которые   выражают  самый общий  человеческий  опыт:

> опыт  работы,  семьи,  жизни среди природы. Поэтому Иисус чаще всего

> проповедовал притчами.

 

> Славянское  слово  "притча"  происходит от слова "приткнуть". Притча

> словно  хватает  воткнутый  рядом  с  проповедником засохший прутик,

> чтобы  показать   собеседнику:    вот   на что  похожа вера без дел.

> На  галилейском  диалекте  арамейского наречения, на котором говорил

> Иисус,  называлась  "матла";  это слово означало всякий яркий образ,

> басню,  загадку,  анекдот.  Притча  шла  в дело, потому что картинка

> всегда  лучше  запоминается. "Я — свет" (Ио.8,12) запоминается хуже,

> чем  "я  —  свеча".  "Вы — соль земли" (Мф.5,13) до мудрости вежливо

> напоминает: "Не будь квашнёй".

 

> Хорошо запоминается преувеличение, к тому же   оно помогает  увидеть

> за  образом  религиозную  истину.   "Человек должен просить прощения

> у  Бога  и  прощать  ближних" —  скучно   и запоминается куда  хуже,

> чем  притча  о  человеке,  который  задолжал  хозяину  сто миллионов

> динариев  (Мф.18,24)  и всё же был прощён, а сам не пожелал простить

> другому  долг   в  сто   динариев.    Сто   миллионов    динариев  —

> сумма   фантастическая, слушатели  сразу   понимали, что   речь идёт

> не о  реальном   случае,   а  о  модели  отношений  с Богом. Поэтому

> на  греческий  слово  "матла"  часто  переводили  как  "парабола"  —

> "преувеличение".

 

> Притча  есть не просто образ,   но образ хорошо  знакомого  предмета

> или  происшествия. Сравнение с тем, что уже знакомо, помогало понять

> незнакомое  —  то  новое, что говорил Христос о Боге, так что притча

> есть  обучение  неизвестному  через  известное.  К  тому  же, притча

> говорила  о  том, что хорошо знакомо всем людям, к какой бы культуре

> они  не принадлежали,  в какое бы своеобразное время ни жили:  о еде

> и  детях, о свадьбе и долгах. Благодаря этому Евангелие преодолевает

> непонимание, неизбежное между людьми в абстрактных вопросах.

 

> Иисус  использовал  те  сравнения,  метафоры,  которые были наиболее

> в  ходу  и  в  Его эпоху, были знакомы слушателям из Ветхого Завета.

> Бога  Он сравнивал с отцом, царем, судьей, хозяином дома, владельцем

> виноградника,  а  людей  в  их отношении к Богу — с детьми, слугами,

> должниками,  гостями. Страшный  суд он  сравнивал с жатвой, спасение

> со  свадебным  пиром,  ад  с  огнем  и мраком. Притча — своеобразная

> модель:  опускается  всё  лишнее, чтобы понять существенное. Блудный

> сын может быть умным или глупым, блондином или брюнетом, — при любых

> обстоятельствах   старший брат должен  радоваться  его  возвращению,

> как радуется отец.

 

> Смысл притчей  с течением времени  обогащался.    Например,  однажды

> Иисус  сказал,  что  никто  не  зажигает  светильника,  чтобы тут же

> накрыть  его  горшком,  а  ставят  на  подставку.  Горшком накрывали

> светильник,  чтобы  он  погас;  а на подставку ставили, чтобы светом

> пользовался  не один какой-то человек, а все, находящиеся в комнате.

> Христос  при  этом  сравнил  с  лампой Самого Себя, отвечая на совет

> перестать  проповедовать, чтобы не рисковать жизнью. Евангелист Марк

> поставил     эту     притчу    в  такой     контекст,    что   лампа

> стала  символизировать  Евангелие, не Христа, а Его Слово (Мк.4,21).

> Евангелист  Матфей  сделал  светильник  символом  учеников: "Зажегши

> свечу, не ставят её  под сосудом,  но на подсвечнике,  и светит всем

> в доме. Так да светит свет ваш пред людьми" (Мф.5,15-16). Евангелист

> Лука   сделал  лампу  символом  внутреннего  совершенства  человека,

> которое   должно   служить   окружающим:   лампу   человек   "ставит

> на  подсвечник,  чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного,

> что  не  сделалось  бы  явным"  (Лк.8,16-17).  Христанам были дороги

> подлинные  слова Христа, и они предпочитали по возможности дополнять

> эти  слова  новым смыслом.  Это не мешает  понять,  что  имел в виду

> Сам Иисус.

 

> Первоначальный  смысл  притчи  мог  искажаться, потому что изменения

> затрагивают  с течением  лет все сферы человеческой жизни. Например,

> в  притче  о  сеятеле  (Мк.4,3-8)  кажется  странным:  зачем человек

> бросает зерна и на хорошую землю, и на тропинку, и на камень? Просто

> в Палестине тогда сперва сеяли,  а потом вспахивали  землю.  Сеятель

> из  притчи намеревался потом запахать тропинку, чтобы через его поле

> больше  не  ходили,  бросал  семена  в  сорняки,  потому  что  и там

> собирался  пахать.  В Палестине часто плодородная земля тонким слоем

> покрывает  каменистую,  и  различить  до вспашки, куда стоит бросать

> семена, а куда нет, было невозможно.

 

> Смысл  этой притчи изменился  и потому,   что  её образ использовали

> для ответа на вопросы уже не неверующих, а верующих во Христа людей.

> Иисус  под  сеятелем  имел в виду Себя, собирающего людей в Церковь.

> Земля   — это весь мир.  Но сами христиане,  уже попавшие в Церковь,

> со  временем стали понимать под землей конкретную человеческую душу,

> притча  превратилась в аллегорию,   где важен не только общий смысл,

> но  и  каждая   деталь. "Каменистая  почва"  — это человек,  который

> с  энтузиазмом отзывается  на Евангелие,   но не изменяет свою жизнь

> по  заповедям    Христа   и  поэтому  вскоре   энтузиазм   проходит,

> человек оставляет Церковь. Сорняки — это грехи, которые мешают добру

> преобразить  человека.  Такое  аллегорическое  понимание не отменяет

> изначального,  а  помогает  связать приобретаемый человеком духовный

> опыт с языком Евангелия для передачи этого опыта другим.

                [ Я.Кротов. Евангельская история.

                  www.krotov.info/yakov/dnevnik/1996/hvi09_01.html ]

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.13:3-13,18-23; Мк.4:3-20;

          эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию"

          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#63 )

 

 

 

 

 + + + свящ. Яков Кротов:

        птицы над головой & притча - не текст, а тест

         www.messia.ru/rasylka/009/2475.htm#0 (+ссылки!)

+++ В.Н.Кузнецова: притча-аллегория о сеятеле

     www.messia.ru/rasylka/006/1660.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20101031/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=10&day=31

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,

 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,

 покоряясь владыке поднебесного мира,

 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.

 Ведь мы все тоже из их числа,

 мы тоже жили по законам плотской природы,

 исполняя все вожделения нашего тела и ума,

 и из-за этого нашего естества

 подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.

 Но Бог, богатый милостью,

 по великой Своей любви, которой Он полюбил

 нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.

 По доброте Его вы спасены!

 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас

 и усадил в небесах рядом с Ним,

 чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости,

 Своей доброты к нам через Христа Иисуса.

 Вы спасены  -  через веру  -  Его великой добротой!

 Не за ваши заслуги  -  это Божий дар!

 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!

 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,

 создав нас, через единение с Христом Иисусом,

 для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.*

                                                        (Еф.2:1-10/*/)

                                * * *

Вследствие молитвы сыскиваются причины любить нам Бога. (Исаак С.)

             *********************************************

 

 

/*/ включает апостольское чтение воскресенья.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2628.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm