=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 07 февраля 2011 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о блудном сыне.

  литургические чтения: 1Кор.6:12-20; Лк.15:11-32.

 

 

к апостольскому чтению:

 + В.Н.Кузнецова: Бегите от разврата!

    www.messia.ru/rasylka/010/2515.htm#0

 + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы

                           www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0

 

 

                                * * *

 

11       Иисус продолжал:

           — У одного человека было два сына. 12 Младший сказал отцу:

        "Отдай мне часть имущества, что мне причитается". И тот

        разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько дней

        младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далекую страну.

        И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было.

       14 После того как он всё истратил, в той стране начался сильный

        голод, и он стал бедствовать. 15 Он пошел и нанялся к одному

        из местных жителей, и тот послал его в свое имение пасти

        свиней. 16 Он уже готов был есть стручки, которыми кормили

        свиней, ведь ничего другого ему не давали. 17 И тогда он,

        одумавшись, сказал себе: "Сколько работников у моего отца,

        и все едят до отвала и еще остается, а я тут погибаю с голоду!

       18 Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: "Отец, я виноват

        перед небом и перед тобою. 19 Я больше недостоин зваться

        твоим сыном, считай, что я один из твоих работников".

       20 И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец

        увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился

        к сыну на шею и поцеловал его. 21 Сын сказал ему: "Отец,

        я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин

        зваться твоим сыном". 22 Но отец сказал слугам: "Быстрей

        принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему

        перстень на руку и сандалии на ноги. 23 Приведите и зарежьте

        откормленного теленка. Будем есть и веселиться. 24 Ведь это

        мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся".

        И они устроили праздник.

25       А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел

        к дому, услышал музыку и пляску 26 и, подозвав одного из слуг,

        спросил, что там происходит. 27 Тот ответил: "Вернулся

        твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка,

        потому что он вернулся жив и здоров". 28 Старший брат

        так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец

        и стал его уговаривать. 29 Но он ответил отцу: "Вот,

        я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя

        не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы

        я мог повеселиться с друзьями. 30 А вернулся этот твой сын,

        который проел всё твое имущество со шлюхами, — и ты зарезал

        для него откормленного теленка!" 31 Но отец сказал ему:

        "Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твое.

       32 Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат,

        был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

                                            (перевод В.Н. Кузнецовой,

                           www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#15:11)

 

 

 

> Дальше  -   богатая  притча  о блудном сыне, об отвержении им  отца,

> о  самостоятельной  жизни,  оторванной  от Бога, от правды, от всего

> святого,  и о голоде, который его охватил, когда с ним случилось то,

> что   он совершил  над отцом.   Отцу он сказал: «Старик, ты зажился!

> Я не могу дождаться времени,  когда ты   умрешь,  чтобы пользоваться

> тем  добром,  которое  ты трудом своим собрал и которое я унаследую!

> Сговоримся:  ты  для  меня  больше не существуешь!  Умри - и дай мне

> плод  твоих трудов».   И  он  взял, ушел,  расточил всё с такими же,

> как сам,  людьми,  которые при нём были, пока было что у него взять;

> а  когда не стало ничего, они ему сказали: ты не существуешь больше!

> Ты  умер,  тебя  нет...   -  и ушли.  И осталось только одиночество,

> голод, брошенность; и тогда он вспомнил, что у него есть отец.

 

> Разве  мы  не  похожи на этого юношу?  Разве мы не поступаем так же?

> Разве мы не говорим Богу постоянно: +дай, дай!  я требую от Тебя...+

> И когда Бог  отзывается:  +Я тебе дал,  Я тебе дал ценой Своей жизни

> и  смерти  на  кресте, и сошествия во ад...+ - мы отвечаем: +хорошо!

> Значит,  теперь  я  могу всё взять...+ Мы не говорим так нагло, нет!

> Но  мы  живем так нагло, мы поступаем так нагло, мы сладкими словами

> говорим  ту же самую едкую, горькую неправду.  Блудный сын покаялся,

> встал  и  пошел  обратно к отцу; он знал, что недостоин больше сыном

> называться, - может быть, отец его возьмет наемником, рабом на поле.

> Мы  так  не  идем,  когда  каемся;  мы идем в уверенности, что будем

> прощены,  что  мы  и  теперь  сыновья  и дочери, что нам надо только

> выразить  свое  сожаление  -  и  Бог  простит...   Неправда!   Даром

> прощения  никто  не  получит;  Бог простит - да, но что толку, какая

> разница,  если  наша  жизнь  от  этого  ни  в  чём  не переменилась?

> Помните,    что  Серафим Саровский сказал одному  из своих  учеников

> или   посетителей:  +если ты будешь  молиться Богу, Он тебя простит;

> но  помни,  какой  ценой Он получил право тебя прощать!+ Каждый раз,

> когда  ты  грешишь и просишь прощения, это как бы Его новое распятие

> тебя  ради, ради тебя одного...  Вот каково наше положение: что отец

> простил - это другое дело; речь идет о нас, не о благости, святости,

> жертвенности отца, а о нас самих.

               [ митрополит Сурожский Антоний.

                 из беседы О СОВЕСТИ, опубл. в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ

                 www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm#2 ]

 

 

                                * * *

 

 

<...>

 

> Прежде  всего,  это  вовсе  не  притча  об  отдельном  грехе.  В ней

> раскрывается  сама  природа  греха во всей его  разрушительной силе.

> У  человека  было  два  сына;  младший  требует  от  отца  свою долю

> наследства  немедленно.   Мы  так  привыкли  к сдержанности, с какой

> Евангелие  рисует  эту  сцену,  что   читаем  ее  спокойно,   словно

> это  просто  начало  рассказа.   А  вместе  с  тем,  если  на минуту

> остановиться и задуматься, что означают эти слова, нас поразит ужас.

> Простые слова: Отче, дай мне...  означают: "Отец, дай мне сейчас то,

> что  все равно достанется мне после твоей смерти.  Я хочу жить своей

> жизнью, а ты стоишь на моем пути.  Я не могу ждать, когда ты умрешь:

> к  тому  времени  я   уже не  смогу наслаждаться  тем,   что   могут

> дать богатство и свобода.  Умри!  Ты для меня больше не существуешь.

> Я  уже  взрослый,  мне не нужен отец.  Мне нужна свобода и все плоды

> твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить!"

 

> Разве  это  не самая сущность греха?    Не обращаемся ли  мы  к Богу

> так  же  спокойно,  как младший сын из евангельской притчи, с той же

> наивной  жестокостью  требуя  от  Бога  всё,  что Он может нам дать:

> здоровье,  физическую крепость, вдохновение, ум, - всё, чем мы можем

> быть и что можем иметь - чтобы унести это прочь и расточить, ни разу

> не  вспомнив  о  Нём?   Разве не совершаем мы снова и снова духовное

> убийство  и  Бога  и  ближних - детей, родителей,  супругов,  друзей

> и  родных,  товарищей  по учебе и по работе?  Разве мы не ведем себя

> так,     будто    Бог    и  человек   существуют  только ради  того,

> чтобы   трудиться  и давать нам плоды своей жизни, да и самую жизнь,

> а сами по себе не имеют для нас высшего значения?  Люди и даже Бог -

> уже  не  личность,  а  обстоятельства и предметы.  И вот, взяв с них

> всё,    что они могут нам  дать,    мы поворачиваемся  к ним  спиной

> и оказываемся на бесконечном расстоянии:  для нас  они  безличны, мы

> не  можем  встретиться  с ними взором.  Вычеркнув из жизни того, кто

> нам дал что-то, мы становимся самоуправными обладателями и исключаем

> себя  из  тайны  любви,   потому что больше ничего не можем получить

> и  неспособны  давать  сами.   Это и есть сущность греха - исключить

> любовь,  потребовав  от  любящего  и дающего, чтобы он ушел из нашей

> жизни и согласился на небытие и смерть.  Это метафизическое убийство

> любви и есть грех в действии - грех сатаны, Адама и Каина.

 

<...>

 

> Но  вот  наступает  время, когда иссякает богатство.  По неумолимому

> закону,   и земному и духовному (Мф.7,2 - +какою мерою мерите, такою

> и  вам  будут мерить+), все оставляют его: сам по себе он никогда им

> не  был  нужен, и судьба его отражает судьбу его отца; он для друзей

> больше  не существует,  его удел -  одиночество и нищета.  Покинутый

> и  отверженный,   он  терпит  голод,   холод   и жажду.  Его бросили

> на  произвол  судьбы,   как сам он бросил своего  отца.    Но  отец,

> хоть тоже покинут,  богат  своей несокрушимой любовью,  ради которой

> он  готов  жизнь положить за сына, принять даже его отречение, чтобы

> сын  мог свободно идти своим путем.  Сына же ждет бесконечно большее

> несчастье  -  внутренняя  опустошенность.  Он находит работу, но это

> только  увеличивает его страдание и унижение: никто не дает ему еды,

> и  он  не  знает,  как добыть ее.    А что  может быть унизительнее,

> чем  пасти  свиней!   Для  евреев свиньи символ нечистоты, как бесы,

> которых   изгонял  Христос.   Его  работа  -  образ  его  состояния;

> внутренняя   нечистота  соответствует  обрядовой  нечистоте  свиного

> стада.    Он  достиг  последнего  дна,   и  теперь   из этой глубины

> он начинает оплакивать свое несчастье.

 

> Подобно  ему,   мы   чаще оплакиваем свои несчастья,  чем благодарим

> за радости жизни, и не потому, что выпадающие нам испытания чересчур

> суровы,  а  потому  что мы встречаем их так малодушно и нетерпеливо.

> Оставленный   друзьями,  отверженный  всеми,  блудный  сын  остается

> наедине   с   самим   собой  и  впервые  заглядывает  в  свою  душу.

> Освободившись  от  всех  обольщений  и  соблазнов,  лжи  и приманок,

> которые  он  принимал за освобождение и полноту жизни, он вспоминает

> детство,  когда  у него был отец, и он не должен был, словно сирота,

> скитаться  без  крова и пищи.  Ему становится ясно, что нравственное

> убийство, которое  он  совершил, убило не отца, а его самого,  и что

> та  беспредельная любовь, с которой отец отдал свою жизнь, позволяет

> ему   сохранять   надежду.   И  он  встает,  оставляет  свое  жалкое

> существование  и  отправляется  в  дом отца с намерением пасть к его

> ногам  в  надежде  на  милость.   Но  не только воспоминание картины

> домашнего уюта - огня в очаге и накрытого к обеду стола - заставляют

> его  возвратиться;  первое слово его исповеди не "прости", а "отец".

> Он  вспоминает,   что  на него была безгранично излита любовь  отца,

> а  из нее проистекали и все блага жизни.  (Христос сказал: +Ищите же

> прежде Царства Божия...  и это всё приложится вам.+) Он возвращается

> не  к  чужому  человеку,  который не признает его, которому придется

> говорить:  "Разве  ты  не  помнишь  меня?   Когда-то у тебя был сын,

> который  предал  и  покинул  тебя  -  это  я".   Нет,  из глубин его

> вырывается слово  "отец",   оно подгоняет его  и  окрыляет надеждой.

> И  в  этом  он  открывает  истинную  природу  раскаяния: в настоящем

> раскаянии  сочетаются видение нашего собственного зла и уверенность,

> что  даже   для  нас есть  прощение,    потому что подлинная  любовь

> не  колеблется  и  не угасает.  При одном только безнадежном видении

> наших   проступков  раскаяние  остается  бесплодным;  оно  исполнено

> угрызений  совести   и  может   привести   к отчаянию.  Иуда  понял,

> что совершил; увидел,  что его предательство  непоправимо:   Христос

> был  осужден и умер.  Но  он не вспомнил,  что Господь открыл о Себе

> и   Своем  Небесном Отце; он  не понял, что Бог  не предаст его, как

> он предал своего Бога.  Он потерял всякую надежду, пошел и удавился.

> Мысль  его   сосредоточилась только  на его грехе,    на нём  самом,

> а не на Боге, Отце Иисуса - и его Отце...

 

<.....>

 

> Но  тут  появляется старший сын.    Он всегда был хорошим работником

> в  доме   отца,   и  жизнь его безупречна.   Но  он так  и не понял,

> что  главное  в  отношениях  отцовства  и   сыновства   - не работа,

> а  сердце,  не долг, а любовь.  Он во всём был верен; но отец у него

> был,  сам  он  был  сыном  - только внешне.  И брата у него не было.

> Прислушайтесь   к  тому,  что  он говорит   отцу.   Услышав    пение

> и  ликование,  он подзывает  слугу и спрашивает, что всё это значит.

> А   слуга   отвечает:   +Брат  твой  пришел,  и  отец  твой  заколол

> откормленною  теленка,  потому что принял его здоровым.+ Старший сын

> +осердился  и  не  хотел  войти.+  Отец  выходит  звать  его, но тот

> говорит:   +Вот,   я   столько  лет  служу  тебе+  (слово  "служить"

> по-гречески  и  по-латински  сильное  слово,  оно  означает  рабскую

> обязанность выполнять всякого рода неприятную   работу)  +и  никогда

> не  преступал  приказания  твоего...+  Он мыслит только в категориях

> приказаний  и  преступлений;  он  никогда  не  уловил  за  словами -

> содержания,   в  голосе  -  сердечности, теплоты  совместной  жизни,

> в  которой и у него и у отца своя роль, - для него всё это сводилось

> к приказаниям   и  обязанностям,   которые  он  никогда  не нарушал.

> +Но  ты,+  -  продолжает он, - +никогда не дал мне и козленка, чтобы

> мне   повеселиться   с  друзьями  моими;  а  когда  этот  сын  твой,

> растративший  имение  свое с блудницами, пришел, ты заколол для него

> откормленного   теленка.+ Обратите    внимание,   что   он   говорит

> "сын твой", а не "брат мой": он не желает иметь ничего общего с этим

> братом.   Я  знал подобную семью: отец души не чаял в дочери, а сына

> считал  своим  несчастьем;   он  всегда  говорил  жене:  "моя дочь",

> но "твой сын".

 

> Итак,  перед  нами  ситуация  "сын твой".  Если бы блудный был "брат

> мой",   всё  было бы иное:  он   не преступал бы приказаний отца, но

> и   не получил бы  откормленного  теленка.     Как же отвечает отец?

> +Сын  мой!   ты  всегда  со  мною, и всё мое твое.+ Отец считает его

> своим сыном.  Да, он сын ему, они всегда вместе, рядом.  Для сына же

> не  так:   они в полном согласии -  а это  не одно   и то же.  У них

> нет   общей   жизни, хотя  нет и  разделения,  -   они живут вместе,

> но  без  единства  и  глубины.  (+Всё Мое - Твое+ - слова из молитвы

> Христа  Отцу перед предательством.) +А о том надобно было радоваться

> и  веселиться,+   -  продолжает отец, - +что брат твой сей был мертв

> и ожил; пропадал и нашелся.+

 

> Итак,  путь  ведет  из  глубин греха в отчий дом.  Вот что предстоит

> нам,    когда мы решаемся не зависеть больше от общественного мнения

> и  избрать критерием поведения суд Божий, звучащий в голосе совести,

> открывающийся  в  Писании,  явленный в личности Того, Кто есть Путь,

> Истина и Жизнь.  Как только мы соглашаемся, чтобы Бог и совесть были

> нашим   единственным   судьей,    пелена  спадает   с  наших   глаз;

> мы  становимся способны видеть и понимаем, что такое грех: действие,

> отрицающее  личную реальность Бога и тех, кто нас окружает, сводящее

> их  до  положения  предметов,  которые  существуют  лишь  постольку,

> поскольку  мы  можем пользоваться ими без ограничений.  Осознав это,

> мы  можем вернуться в себя, освободиться от всего, что крепко держит

> нас,   словно в плену,  можем войти в себя и  очутиться лицом к лицу

> с  блаженством,  которое  для  этого юноши представляло его детство,

> время, когда он еще жил в отчем доме.

 

<...>

 

> Возвращение  вглубь  своего  "я"  ведет  в  глубину,  где мы впервые

> увидели  жизнь,   познали  жизнь,    где  мы были живы в Боге вместе

> с другими людьми.  Только из самой сердцевины этого оазиса прошлого,

> далекого  или  близкого,  можем  мы отправиться в дорогу, в обратный

> путь  с  обращением  "Отче",  а  не "Судия" на устах, с исповеданием

> греха  и  с надеждой, которую ничто не в силах уничтожить, с твердой

> уверенностью,  что  Бог никогда не допустит нашей приниженности, что

> Он   стоИт на страже нашего человеческого достоинства.    Он никогда

> не  позволит  нам  стать  рабами,  ибо Его творческим Словом и нашим

> предназначением   мы   призваны   быть   сынами    и дочерьми    Его

> по  усыновлению.   Мы можем идти к Нему с полным доверием, зная, что

> Он  ждал  нас  всё  то время, пока мы и не вспоминали о Нем.  Он Сам

> выйдет нам  навстречу, когда мы  нерешительно  приближаемся  к дому.

> Он  Сам  заключит  нас  в  объятия  и оплачет наше жалкое состояние,

> измерить   которое  мы   не  умеем,  потому что  не знаем, ни откуда

> мы  пали, ни сколь высокое призвание презрели.  Мы можем идти к Нему

> в  уверенности,  что Он оденет нас в первую одежду, в славу, которой

> Адам  лишился  в  раю.     Он облечет  нас   во Христа,   в  Котором

> вся  первозданность,  более ранняя, чем весенняя свежесть, в которой

> мы  были  рождены. Он  - человек,  каким его задумал, возжелал  Бог.

> В  Него  мы  должны  облечься.   Слава  Духа  Святого  покроет  нас,

> обнаженных грехом.  Теперь  мы знаем,  что как только мы возвратимся

> к  Богу,  Он   вернет   нам  Свое   доверие,  даст   нам   перстень,

> силой  которого Адам разрушил гармонию, вызванную к бытию творческой

> волей  Божией;  перстень  Единородного  Сына, Который умер на кресте

> из-за человеческого   предательства   и  Чья   смерть  была  победой

> над  смертью;   Чье  Воскресение и Вознесение   - наше возвращение -

> уже эсхатологически осуществились в полноте единения с Отцом.

 

<....>

 

                [ митрополит Сурожский Антоний.

                  из беседы, опубл. в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

                  www.mitras.ru/soul_put/put_5.htm ]

 

 

 

 

 + + + митрополит Сурожский Антоний: ...согрешили против Неба...

                 www.messia.ru/rasylka/010/2516.htm#0 (+ссылки!)

 + + + свящ. Яков Кротов: "Всё мое -  твое"

        www.messia.ru/rasylka/007/1756.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20110220/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=2&day=20;

 www.mospat.ru/calendar/2011/02/20

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Вы говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу!

 "Мне всё позволено!" - Но ничто не должно завладеть мной!

 "Пища для брюха и брюхо для пищи!" -

 Да, Бог уничтожит и то, и другое.

 Но тело не для разврата, а для Господа! И Господь для тела.

 Бог воскресил Господа, и нас воскресит Своей силой.

 Разве вы не знаете, что ваши тела - части тела Христа?

 И ты часть тела Христа хочешь превратить в тело проститутки?

 Боже упаси!

 А разве вам неизвестно, что тот, кто соединился с проституткой,

 стал одним с ней телом? Ведь "двое станут одной плотью".

 А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним.

 Бегите от разврата!

 Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела.

 Но развратник грешит против собственного тела!

 Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм,

 в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога,

 и вы не принадлежите себе?

 Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!*

                                                     (1Кор.6:12-20/*/)

                                * * *

*Борьба с грехом ценна не сама по себе,

                   а ради обретения единения с Господом.* (иг.Евмений)

             *********************************************

 

 

/*/ апостольское  чтение воскресенья.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2652.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»