=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

Выпуск посвящен стихам 10:11-42 Евангелия от Иоанна

(www.messia/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#10:11).

 

 

 

 

 

> Первый  антропологический тезис Библии  гласит,   что человек создан

> по образу и подобию Божию.  Этот тезис сформулирован в I главе Книги

> Бытия.   Нет оснований интерпретировать его в грубонатуралистическом

> смысле, как делал Людвиг Келер,   исходя  из угаритских  параллелей.

> По  мнению большинства библеистов, Шестоднев (Гексамерон)  Кн. Бытия

> представляет   собой   часть   Священнической  традиции  Пятикнижия,

> записанной сравнительно поздно,   в эпоху  Плена или  близко  к ней.

> А   в  то время    идея  иноприродности   и трансцендентности   Бога

> уже  настолько укоренилась  в сознании  ветхозаветной  общины,   что

> едва  ли  кто-нибудь  мог понимать слова "целем"  и "демут",   образ

> и  подобие,  в  чувственно-осязаемом смысле.  Но если и не принимать

> поздней датировки Гексамерона, очевидно, что в качестве канонической

> Книги  Бытие  было  признано  в  период,  когда  мыслить Бога в виде

> зримого  Существа,  с  Которого  можно  сделать  "слепок", считалось

> кощунством.

 

> То  же соображение следует отнести к образно-символическому сказанию

> 2  главы Кн. Бытия,  где изображено творение человека из двух начал:

> "праха  земного"  (афар им хаадама) и "дыхания жизни" (нишмат хаийм)

> от  Бога.    Суть сказания  в том, что  структура человека двуедина.

> С  одной  стороны,  он  сопричастен  миру  природы,  а  с  другой  -

> сверхприроден.   "Дыхание жизни" взято не из окружающего Адама мира,

> а вложено в него непосредственно   Творцом. Действительно,    только

> при  крайнем  предубеждении  можно  отрицать  наличие в человеческом

> существе  некоего  стержневого  элемента,    который   отличает  его

> от  других  созданий  и  который  отсутствует   в царствах  неживого

> и живого.

 

> Впрочем, двуединство человека не означает того радикального дуализма

> тела  и души, который был присущ античной антропологии.  Собственно,

> на   древнееврейском  языке  нет  даже  слова  "тело",  аналогичного

> греческому  "сома";  вместо  него  мы находим термин "басар", плоть,

> означающий  психофизический  континуум одушевленного живого существа

> ("кол  басар",  всякая  плоть,  есть  в  Библии  синоним живой твари

> вообще).  Отметим, что в Новом Завете понятия "жизнь" и "душа" часто

> употребляются как эквиваленты.

 

> Психофизический  континуум  в Библии не трактуется как гробница души

> (платонизм) или творение сатаны (гностицизм).  Подобно всей природе,

> одушевленная плоть есть создание божественной благости.  Поляризация

> возникает  лишь  в том случае, когда Писание говорит о "руах", духе.

> Именно  дух  реализует  "образ  и  подобие",  являясь тем внутренним

> пространством,  где  возможна  встреча Творца и твари, Богопознание.

> "Жизнь  в  духе"  есть сверхприродная прерогатива человека.  Поэтому

> апостол  Павел,  противопоставляя  "сарке"  и "пневму", плоть и дух,

> имеет  в  виду два  состояния  бытия:  природное и высшее.   Поэтому

> и  конечная  судьба  человека в библейской эсхатологии послепленного

> периода  не ограничивается "бессмертием души", а учит о преображении

> плоти, воскресении мертвых.

 

> Итак,  "руах",  дух,  есть  тот самый аспект человеческого существа,

> который  несет  на  себе  образ и подобие Божие.  Каковы же основные

> черты богоподобия?

 

> Прежде  всего,    оно  проявляется  в потенциальной власти  человека

> над   остальным  тварным  миром.   Эта  власть,  согласно  некоторым

> толкованиям,   распространяется  и  на жизненные  силы,  заключенные

> в  самом человеке, и на силы природы, и даже на демонические стихии,

> которые   в  Библии    нередко символизировались   образами   зверей

> и  чудовищ.   Вторая глава Кн.  Бытия косвенным образом подчеркивает

> царственность  человека,  повествуя,  как он нарекал имена животным.

> По восточному    обычаю, господин    давал    имена   своим  слугам.

> Но   заметим,     что  именно   Бог привел   животных    к человеку,

> "чтобы  видеть,  как  он  назовет  их".  Иными словами, власть Адама

> имеет своим источником волю Творца.

 

> Точно  так  же  уникальный  разум человека  его "хокма",   мудрость,

> не  самодовлеюща, а имеет первообраз в Божественной премудрости, как

> то утверждает 28 глава Кн. Иова.

 

> О  даре творчества Би6лия прямо не говорит.    Однако уже  само  то,

> что Творец есть Первообраз человека должно включать этот дар в сферу

> богоподобия.

 

> И,  наконец,  одной из важнейших черт богоподобия является этическое

> начало,   неведомое   природе   неотделимое   от  свободы.   Свобода

> обуславливает   ответственность  человека перед Богом,   открывающим

> ему   Свою  волю.   В  этом  даре  сосредоточен  своего  рода  "риск

> творения".    Будучи свободным соучастником деяний  Божиих,  человек

> не  должен  быть  жестко запрограммирован на добро.  Его достоинство

> как    существа,    подобного   Творцу,   позволяет   ему   свободно

> самоопределяться,  выбирать  собственный путь, вплоть до негативного

> отношения к высшей Воле.

 

> Именно  это  свойство и объясняет  возможность  Грехопадения,   хотя

> и не делает его фатальным.

 

> Среди   современных  библейских   комментаторов   принято   считать,

> что  символическая  картина  вторжения  в мир греха не исчерпывается

> сказанием  об  Адаме  Первочеловеке.   Она  включает  в себя историю

> первого  братоубийства,  растления  земли перед Потопом и сооружение

> Вавилонской башни.  Таким образом, перед нами как бы драма в четырех

> актах.

 

> Каков  смысл  первого  сказания?  Его интерпретация зависит от того,

> как  трактуется  образ  Древа  познания  добра  и  зла.  Мы не будем

> перечислять здесь всех концепций.  Остановимся лишь на одной.

 

> Прежде   всего,  Древо  -  это  широко  распространенный  в  древней

> эмблематике  символ  Вселенной,  мироздания  в  целом.  Когда Библия

> называет  Древо  "эц хадаат тов вэра" , Древом познания добра и зла,

> она имеет в виду не столько нравственные категории, сколько полярные

> свойства  природы:  "полезное"  и "вредное", "добротное" и "опасное"

> (по  типу  Янь  и  Инь  в  китайской  метакосмологии).   Вот  почему

> словосочетание   "тов   вэра",   добро   и   зло  являются  идиомой,

> соответствующей выражению "всё на свете".

 

> Можно  ли  в  таком  случае  интерпретировать образ Древа как символ

> познания  мира,  чуть  ли  не науки?  Не окажется ли тогда, что Бог,

> наделив    человека   разумом,     Сам  же закрыл   для него    путь

> к  использованию  этого  дара?   Недоумение разрешается, если учесть

> полисемантичность   слова   "даат",   познание.   Современная  мысль

> привыкла  отождествлять  познание  с интеллектуальной деятельностью,

> с  рациональным постижением природы вещей.  Между тем в семитических

> языках  слово "познание" имеет иной оттенок.  Оно означает обладание

> и  любовь,  влечение  и  умение.   Его  прилагают  и  к  супружеским

> отношениям, и к владению мастерством.

 

> В  свете  такого  понимания текста, посягательство человека на плоды

> Древа  познания  добра  и  зла  можно истолковать как его стремление

> обладать, владеть миром.

 

> Но  не  вступает  ли  тогда запрет вкушать  от Древа  в противоречие

> с  царственным положением человека, с его достоинством?  И как тогда

> понять   заповедь,   данную  Первочеловеку,  который  был  поставлен

> "охранять   и   возделывать"  сад  Эдема?   Ведь  подобная  трудовая

> деятельность есть тоже проявление власти над природой.

 

> Ответ,   по-видимому,   заключается   в  том,  что  запретное  Древо

> символизирует  власть  автономную,  независимую  от  Творца, власть,

> которую   человек   пытается   реализовать   вопреки   Ему,   только

> в своекорыстных целях.

 

> Поучителен в связи с этим диалог между Женщиной и Змием.  Искуситель

> начинает  с того, что осторожно и незаметно подрывает в ней  доверие

> к  Богу, а затем говорит, что, если люди вкусят от Древа, они "будут

> как боги"   (элогим).   Тонкость его лжи  усугубляется   еще и  тем,

> что  человек  вовсе   не  примитивная  тварь,    которая  возмечтала

> о  неподобающем  ей  месте.   Библейское  учение  признает не только

> богоподобие человека, но и его "обОжение" ("теозис", если употребить

> патристический  термин).  В 81 псалме Создатель говорит людям: "Вы -

> боги  (элогим) и сыны Всевышнего".  На эти слова ссылается и Христос

> (Ин 10,34 сл.).  В 8 псалме сказано:

 

> "Когда взираю  я  на  небеса  Твои  -  дело Твоих  перстов, на  луну

> и  звезды,  которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь

> его,  и  сын человеческий, что Ты посещаешь его?  Не много Ты умалил

> его  пред  Ангелами  (элогим), славою и честью увенчал его; поставил

> его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его..."

 

> Чем  же  отличаются слова псалмопевца от посулов Змия?  По-видимому,

> тем,  что  Змий  предлагал людям осуществить свои возможности помимо

> Бога,  превратив  свое  богоподобие  в  орудие мятежа.  В результате

> Первочеловек  лишается   близости   с  Творцом,    покидает  пределы

> сада Божия.

 

> Можно  сказать,  что в Грехопадении проявилась та тенденция, которая

> присуща  психологии  магизма.   Ведь  захватить в свои руки все силы

> мира и автономно управлять ими и есть цель всякой магии.

                [ свящ. Александр Мень.

                  из доклада ЧЕЛОВЕК В БИБЛЕЙСКОЙ АКСИОЛОГИИ

                  www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_19.html ]

 

 

 

 + + + G. H. Twelfree: Обвинение Иисуса в богохульстве

        www.messia.ru/rasylka/010/2565.htm#0 (+ссылки)

 

 + + + Владимир Марцинковский: Бог назвал нас богами...

        (по теме Ин.10:34)

         www.messia.ru/rasylka/007/1836.htm#1 (+ссылки)

 

 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: Сын как Отец (к Ин.10:30,38)

       www.messia.ru/rasylka/008/2192.htm#0 (+ ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,

 я счел – из-за Христа – потерей.

 Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего,

 что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа.

 Ради Него я потерял всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –

 лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём.

 Я стремлюсь уже не к тому оправданию,

 которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.

 Нет, я ищу оправдания через веру в Христа,

 оправдания, которое дается Богом через веру.

 Я хочу одного: знать Иисуса Христа,

 то есть познать силу Его воскресения

 и разделить Его страдания, уподобляясь Ему соучастием в смерти, –

 в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.

*Это  не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства.

 Я только  рвусь  вперед – завладеть призом,

 потому что Христос Иисус уже завладел  мной.

 Братья, я не считаю, что уже победил.

 Одно скажу: забывая  о  том,  что  остается позади,

 и весь устремляясь к тому, что впереди,

 я стрелой лечу к цели – за призом.

 А приз этот – новая жизнь,

 к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса.

 Значит, те из  нас,  кто  достиг  духовной зрелости,

 должны мыслить и чувствовать так!

 А если  вы  в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это.

 В любом случае, давайте продвигаться вперед,

 следуя тому, чего мы уже достигли. (Флп.3:7-16/*/)

                                * * *

*В один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им:

 — Давайте переправимся на другой берег.

 Они отплыли. И когда они плыли, Иисус уснул.

 Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать,

 и они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его:

 — Наставник, Наставник, погибаем!

 Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие волны.

 Они утихли, и наступило полное безветрие.

 — Где ваша вера? — сказал ученикам Иисус.

 Ученики, испуганные и изумленные, говорили друг другу:

 — Кто же Он, если даже ветру и воде приказывает

 и они Ему подчиняются?* (Лк.8:22-25/**/)

                                * * *

*Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Асии.

  Это были такие безмерные и невыносимые беды,

  что мы не надеялись остаться в живых.

  Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен,

  и на себя мы больше не полагались,

  а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает.

  Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти!

  Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит,

  если вы тоже будете нам помогать своими молитвами.

  И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст

  за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!*

                                                 (2Кор.1:8-11/*^/)

                                * * *

*Однажды в субботу Иисус проходил через поле.

  Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.

  А некоторые из фарисеев сказали:

  "Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!"

  Иисус ответил им:

  "А разве вы не читали, что сделал Давид,

   когда сам он и люди его голодали?

   Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб,

   сам ел и дал своим людям,

   а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. -

  Иисус продолжал:

  Сын человеческий - господин над субботой".

  В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил.

  Там был человек, у которого правая рука была сухая.

  Учител`я Закона и фарисеи следили,

  не станет ли Иисус лечить его в субботу,

  чтобы можно было Его обвинить.

  Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:

  "Встань и иди сюда, на середину".

  Тот встал.

  Иисус обратился к ним:

  "Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло?

   Спасти жизнь или погубить?"

  И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку".

  Тот сделал это - и рука стала здоровой.* (Лк.6:1-10/***/)

             *********************************************

 

/*/ из апостольского чтения четверга и пятницы.

/**/ из еванг. чтения среды (21 седм.).

/***/ евангельское чтение субботы.

/*^/ апостольское чтение субботы (21 седм.).

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2737.htm#0

 

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»