=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

(К сожалению, с большим запозданием, отправляю выпуск, посвященный некоторым из тем первой седмицы Великого Поста. В то время как к концу подходит уже вторая...)

 

> Согласно Книге Бытия, пока человек был в Эдеме, тварь не противилась ему. Сын Земли и Неба, он трудился для всего мироздания, над которым был поставлен. Поэтому Творец одарил его силами, превосходящими всю природу, а живое единение с Богом должно было постоянно питать и развивать эти силы. То, что до Грехопадения Первочеловек говорит с Богом лицом к лицу, означает его полную открытость Божественному.

> Но если человек был бы не в состоянии избрать иной путь, кроме следования воле Божией, если бы он вынужден был следовать добру, то он являлся бы жестко запрограммированным механизмом, марионеткой, а не богоподобным существом. Тем, что движение к Богу и совершенству не зависело бы от его воли, человек принижался бы до уровня бессловесных.

> Поэтому Библия и христианство так настойчиво подчеркивают значение нашей свободы. И это отнюдь не догматическая, недоступная разуму истина: трудно спорить с тем, что без свободы человек едва ли был бы человеком. Это признают даже такие поборники детерминизма, как Спиноза, Маркс и Фрейд.

> Библия с самого начала указывает на необходимость для человека делать выбор. Об этом постоянно говорят Отцы Церкви и все христианские учители{}. Суммируя их положения, С. Франк пишет:

> "Согласились бы мы, чтобы Бог с самого начала создал нас такими, чтобы мы автоматически, сами собой, без размышления и разумного свободного решения, как эта река, исполняли Его веления? И был ли бы тогда осуществлен смысл нашей жизни? Но если бы мы автоматически творили добро и по природе были бы разумны, если бы всё вокруг нас само собой и с полной принудительной очевидностью свидетельствовало о Боге, о разуме и добре, то всё сразу стало бы абсолютно бессмысленным, ибо "смысл" есть разумное осуществление жизни, а не ход заведенных часов. Смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего "я", а наше "я" немыслимо без свободы, ибо свобода, спонтанность, требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает, что не всё идет гладко, "само собой", что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград. Царство Божие, которое получалось бы "даром" и было бы раз навсегда предопределено, совсем не было бы для нас Царствием Божиим, ибо в нём мы должны быть свободными соучастниками божественной славы, сынами Божиими, а тогда мы были бы не то что рабами, а мертвым винтиком какого-то необходимого механизма"{}.

> Таким образом, в процессе человеческого развития должна была существовать возможность пойти по ложной дороге, по-своему оценить себя и свое положение в мире.

> Пользуясь данной ему свободой, человек не только изменил своему призванию, но оказал ему сознательное сопротивление. Библия изображает это в виде посягательства на плоды "Древа Познания добра и зла", а мотивом нарушения заповеди называет желание людей "быть как боги".

> В свете ветхозаветной терминологии "познание добра и зла" может быть истолковано как власть над миром"/10/. Но это не та власть, которая была изначально дана человеку Богом, а власть автономная, утверждающая свои цели и свои мерила для жизни и мысли.

> Конкретно Первородный грех можно представить в виде попытки человека, повлиять на природу, используя данные ему силы в одних лишь своекорыстных целях. Сам этот акт "первой в истории магии" привел к внутренней переориентации человека и внес разлад во всё его существо.

> Роковая черта была перейдена: человек осознал, что он свободен, что может действовать вопреки Богу. Головокружительная бездна раскрылась перед ним, и тот, кто был создан стать борцом с Хаосом, стал его рабом. Путь к Древу Жизни был закрыт. Законы, властвующие в природе, овладели человеком, гармония духа и плоти была нарушена, между Небом и Землей разверзлась пропасть...

 

<.....>

 

> Богословие связывает эту тайну единомножественности ноосферы с учением о богоподобии человека. Подобно тому как единство Сущего открывается в предвечном саморазличении Троицы, так и человек в его идеальном состоянии объемлет в себе ипостаси отдельных индивидуумов. "Существует только одна человеческая природа, - говорит В. Н. Лосский, - общая всем людям, хотя она и кажется нам раздробленной грехом и разделенной многими индивидами"{}.

> Каким бы путем ни совершился антропогенез, постиг ли этот таинственный переворот одно существо или несколько - "Адам" как таковой остается единым.

> Мы все пребываем в этом единстве и в нём увлечены на ложный путь. Сущность Грехопадения - не в чьей-то отдельной вине, а во всеобщем человеческом отпадении, ибо, как говорит апостол Павел, в нём (то есть Адаме) "все согрешили" (Рим 5,12). Именно поэтому мы несем на себе печать трагического разрыва бытия и можем сознавать себя участниками Грехопадения. Оно совершилось на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но охватывающем весь вид в целом. Поэтому каждый рождающийся в мир человек причастен греху, будучи "клеткой" общечеловеческого духовного организма.

> Тем не менее как в космогенезе силы Хаоса не в состоянии были прервать процесс становления, так и человек не целиком покорился демонизму и злу. Извращение путей не привело к его окончательной гибели. В нём сохранился здоровый корень, жажда совершенства и познания, стремление к добру, тоска по Богу. В этой неполной утрате первоначальных даров и заключен залог дальнейшего поступательного движения Адамова рода.

> Да, поистине жизнь наша - "юдоль плача" и "лежит во зле", но даже и в этом несовершенном и скорбном мире осуществляет свою созидательную цель божественный Логос. Само страдание, сама дисгармония вызывают в человеке протест, побуждают искать пути их преодоления. В борьбе и преодолении куется человеческий дух.

> Христианство не считает страдание добром. Христос утешал страждущих и исцелял болящих. Но на таинственных путях Промысла даже зло может обернуться добром. Недаром многие мыслители говорят, что только в "пограничных ситуациях", перед лицом смерти, отчаяния и страха выявляется подлинная человеческая сущность. Величайшие победы духа рождены были в горниле страданий. На этом пути Бог не оставляет человека одиноким, укрепляет его, озаряя его труд и борьбу светом Откровения. И наконец, творящий Логос Сам входит в мировой процесс, соединяясь с Адамом через Воплощение. Он страждет и умирает вместе с ним, чтобы привести его к пасхальной победе.

> "Мужайтесь - Я победил мир", - говорит Христос. "Победа, победившая мир, - вера наша!" - восклицает Церковь устами апостола Иоанна, прозревавшего Царство Божие.

> Только Бог созерцает творение в его бесконечной красоте. Мы же, живущие на земле лишь краткий миг, не в состоянии охватить всю грандиозность замыслов Творца. Такова основная мысль Книги Иова. Однако, даже ограниченные рамками своего бытия, мы в какой-то степени предвосхищаем Грядущее как сознательные соучастники вселенской драмы, в которой человек, проходя через борьбу, страдания и поиски, возвращается в дом Отчий...

> Первое искушение человека было для него пробным камнем: Адам внял голосу Змея и захотел идти его путем богопротивления. Но и после этого великого разрыва, когда врата Рая закрылись, связь Неба и Земли не прервалась. Бог продолжал присутствовать в жизни человека, который в сумраке своих блужданий не уставал искать Его.


> /10/. Библейская идиома "добро и зло", как правило, есть синоним "всего на свете". "Для евреев, - справедливо отмечает голландский библеист Ренкенс, - познание означает вещь практическую, в том или ином смысле творческую: познать вещь, произнести ее имя - означает осуществить над ней свое подлинное влияние, поставить ее под свою власть. Это хорошо объясняет тот факт, что знание различия между добром и злом может быть только сверхчеловеческой привилегией" (Н. Renckens. La Bible et les Origines du Monde. Tournai, 1964. P. 178).

 

                 [ свящ. Александр Мень. История религии. т. 1 (гл. 9)
                   alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_09.html
]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

 Над насмешниками Он посмеется,              а кротким дарует милость.

 Мудрые обретут славу,                    а глупцы погрязнут в позоре.

 Слушайте, сыновья, наставление отца,       внимайте, набирайтесь ума.

 Ведь я учу вас добру,                  не пренебрегайте наказом моим.

 Были отец с матерью и у меня, * был и я для них любимцем ненаглядным.

                      Вот как отец поучал меня:

 сохрани в сердце мои слова,      соблюдай заветы мои - и будешь жить.

 Приобретай мудрость, обретай знание,

                         не забывай и не отвергай того, что сказал я.

 Не покидай мудрости - и она сохранит тебя,

                                        люби ее - и она обережет тебя.

 В чём начало мудрости? Обретай мудрость,

                                 что бы ты ни копил, накопи разумение.

 Оцени мудрость - и она вознесет тебя,

                                     прославит тебя, если обнимешь ее.

 Великолепный венок на главу возложит,    принесет тебе сияющий венец.

 Выслушай, сын, и прими мои слова -      и продлятся годы твоей жизни.

 Путь мудрости укажу тебе,                    направлю дорогой прямой.

 Пойдешь - не собьется шаг,           и если побежишь, не споткнешься.

 Держись этих правил, не отступайся,

                                     храни их, ибо в них - твоя жизнь.

 На дорогу нечестивых не вступай,           не следуй по пути злодеев:

 сверни с него, не ходи по нему,         пройди стороной, ступай мимо.

 Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,

                           глаз они не сомкнут, если кого не погубили.

 Ведь питаются они злодейством, как хлебом,

                                             и пьют насилие, как вино.

 Путь благочестивых - как свет зари,

                                  что разгорается ярче с приходом дня.

 А путь нечестивых - во мраке,          и неведомо им, где споткнутся.

 Сын, прислушайся к моим словам,         к речам моим будь внимателен.

 Да не ускользнут они от тебя,            сохрани их в глубине сердца.

 Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,

                                          будут для плоти целительны.*

                                                     (Пр.3:34-4:22/*/)

                                * * *

*Весь уязвихся, весь, Христе мой, острупихся.

 Исцели моя гнойныя язвы, страстная угрызения сущая от греха,

 Да услышу, яко прокаженный, глас Твой святый, яко:

 Хощу, очистися.* (Из Постной Триоди, пн)

                                * * *

 *В год смерти царя Озии я видел Господа -

 Он сидел на высоком, вознесенном престоле.

 Края Его ризы распростерлись по всему Храму.

 Парили над Ним серафимы, у которых было по шесть крыльев:

 двумя каждый прикрывал лицо, двумя - ноги,

 а на двух крыльях летал.

 И взывали они друг к другу, возглашая:

 - Свят, свят, свят Господь Воинств!

 Вся земля полна славы Его!

 От их голоса сотрясались основания врат.

 Храм был полон дыма.

 И я сказал:

 - Горе мне, я погиб!

 Ведь я человек с нечистыми устами,

 живу средь народа, чьи уста нечисты.

 И я вижу Царя, Господа Воинств!

 Один из серафимов подлетел ко мне,

 держа щипцами горящий уголь - он взял его с жертвенника.

 Он прикоснулся этим углем к моим устам и сказал:

 - С этим прикосновеньем заглажена твоя вина,

 прощен твой грех.

 И услышал я голос Господа:

 - Кого Мне отправить? / Кто будет Нашим посланцем?

 Я сказал:

 - Вот я, отправь меня!

 Тогда Он произнёс:

 - Иди и скажи этому народу:

 "Слушайте, слушайте - и не понимайте!

 Глядите, глядите - и не разуйте!"

 Помрачи ум этого народа,

 сделай так, чтобы они стали туги на ухо,

 чтобы они их глаза не могли видеть,

 уши - слышать, ум - разуметь,

 чтобы они не обратились, не исцелились.

 Я спросил:

 - Надолго ли это, Господь?

 Он ответил:

 - Пока города не останутся без жителей,

 пока не станут дома безлюдны,

 а земля не придёт в запустение.

 *Господь изгонит людей,

 и великое опустошенье воцарится на этой земле.* (Ис.6:1-12/**/)

                                 * * *

*Пей из своего водоема, / черпай из своего колодца.

 Зачем твоим водам проливаться на улицах, / растекаться по площадям?

 Оставь их себе одному, / не дели с чужими.

 Да будет благословен твой родник,

  да будет в радость жена юности твоей.

 Лань любимая, козочка милая -

  ее грудь утолит тебя во всякое время,

   любовь к ней пьянит тебя непрестанно.

 И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, / обнимать стан замужней?

 Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека,

  все дороги людские Он ведает.

 Нечестивый попадет в сети зла своего,

  запутается в собственных грехах.

 Погубит его недостаток воспитания, / избыток глупости с пути собьет.

*Сын мой! Если ты поручился за другого, / за чужого поруку дал -

 то на собственном слове ты попался, / собственным словом был пленен.

 Что угодно делай, сын, но избавься, / ибо ты теперь в чужой власти.

 Падай в ноги, умоляй, не отставай,

 гони от себя сон, / глаз не смыкай,

 спасайся, как газель от погони, / как птица от ловца.

 *Лентяй! Ступай к муравью, / поучись у него мудрости:

 нет над ним ни начальника, / ни смотрителя, ни правителя;

 а он с лета запасается пищей / и в жатву копит припасы.

 Сколько можно лежать, лентяй, / не пора ли от сна очнуться?

 Еще чуть поспишь, подремлешь, / еще посидишь сложа руки -

 и придет к тебе бедность, как бродяга,

 нагрянет нужда, как грабитель.

 У негодяя и злодея / ложь с уст не сходит:

 то он подмигнет, то ногой притопнет, / то пальцами знак подаст.

 В его сердце - порок, / в его мыслях - зло, / раздоры он разжигает.

 За это нагрянет к нему беда, / погубит нежданно и безвозвратно.

 Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ, / и седьмая для Него - мерзость:

 заносчивый взгляд, лживый язык, / руки, проливающие невинную кровь,

 сердце, что замышляет злодейство, / ноги, спешно бегущие ко злу,

 лжесвидетель, дышащий ложью, / и тот, кто сеет раздоры меж братьями.*

*Сын! Храни отцовский завет / и не отвергай материнского наказа.

 Носи их всегда в своем сердце, / надень, как ожерелье, на шею.

 Пойдешь - они поведут тебя, / ляжешь спать - будут хранить тебя,

  проснешься - заговорят с тобой.

 Ибо заповедь - светильник, / учение - свет,

  а строгое наставление - путь жизни.

 Они уберегут тебя от дурной женщины, / от льстивых речей чужой жены.

 Не тревожь сердце ее красотой, / не пленяйся взмахом ее ресниц.

 Ведь блуднице цена - ломоть хлеба,

  а за чужую жену заплатишь жизнью.

 Можно ли скрыть огонь за пазухой / и не подпалить одежду?

 Можно ль пройти по горящим угольям / и не обжечь ног?

 Так и с тем, кто ходит к чужой жене:

  не останется безнаказанным, кто ее коснулся.

 Не строго судят вора, что украл / с голоду, чтобы только поесть;

 а всё ж поймают - возместит всемеро, / всё свое достояние отдаст.

 Недостает ума прелюбодею - / готовит он собственную гибель.

 Побои и бесчестье ожидают его, / и позор несмываемый.

 Ибо ревность сжигает мужа, / и он не пощадит в день мести,

 не согласится ни на какой выкуп,

  не смягчится, сколько ему ни сули.* (Пр.5:15-6:35/***/)

                                * * *

*Так смотр`ите же, братья,

 пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим,

 что окажется способным отступиться от Живого Бога!

 Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга,

 пока еще время зовется СЕГОДНЯ,

 чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!

 Мы ведь стали сподвижниками Христа,

 если, конечно, до конца сохраним ту твердость,

 что была у нас с самого начала.

 Когда Писание говорит:

 "Сегодня, если голос Его слышите,

   сердцам своим не дайте стать строптивыми,

 как это было в дни, когда вы воспротивились", -

 кто были те, что услышали, но воспротивились?

 Не  все  ли  те,  кого Моисей вывел из Египта?* (Евр.3:12-16/*^/)

                                * * *

*Рано утром, еще до света, Он вышел из дому,

 отправился в уединенное место и там молился.

 Но Симон с товарищами бросились за Ним вдогонку и нашли Его.

 Они сказали: "Все Тебя ищут".

 Иисус говорит им:

 "Пойдем в другое место, в соседние селения,

  возвещать и там Радостную Весть.

  Ведь Я ради этого пришел".

 Так ходил Он по всей Галилее,

 возвещая Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов.

 Однажды приходит к Нему прокаженный

 и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит:

 "Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!"

 Иисус, сжалившись над ним, протянул руку, прикоснулся к нему

 и говорит: "Да, хочу, очистись".

 Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.

 Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав:

 "Смотри, никому ничего не говори,

  а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,

  и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей,

  чтобы всё это видели".

 Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся

 и говорил об этом повсюду,

 так что Иисус уже не мог открыто появляться в городе.

 Он находился за городом в безлюдных местах,

 но и туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/^/)

* * *

"Кто только на себя надеется - глуп, /
               а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр.28:26)

             *********************************************

/*/ новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника.

/**/ перевод: А.Графов, чтение четверга

/***/ нов. пер. РБО, 2000г.,  из чтений среды-пятницы.

/*^/ чтение субботы.

/^/ включает чтение субботы.

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2774.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»