=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
> Сегодня <(17/30 марта)> мы совершаем память одного из самых любимых в народе святых - Алексия, человека Божия, который жил в Сирии, в Эдессе, ориентировочно в VI веке. Житие его является примером, с одной стороны, очень любимого народом рассказа, а, с другой стороны, и страшноватого. Он был сыном в знатной семье, и его уже почти женили, но когда он остался наедине со своей невестой, то он объявил ей о своем намерении странничать и принять жизнь нищую и убогую. И после этого он скрылся, скитался некоторое время, а потом уже изменился от этого образа жизни настолько, что смог вернуться в свой дом под видом нищего, и даже родители его не узнали. Дальше он как-то подрабатывал, просил милостыню, терпел поношения от своих собственных слуг, которые тоже его не узнавали. Это продолжалось очень много лет, а родители всё это время скорбели о его исчезновении, все пытались узнать, куда он делся, но ничего у них из этого не получалось, конечно же. > Вот он смотрел, как они скорбят, и продолжал ничего о себе не говорить. И только после его смерти вся эта история выяснилась, и родители узнали о том, что это и был их сын. При этом у них было огромное чувство вины, что они с ним плохо обращались. > На взгляд современного человека – это просто какой-то ужас, а не рассказ. И таких святых несколько – есть еще Иоанн с Евангелием, и другие аналогичные примеры. Вот такой подвиг брали на себя некоторые святые. В чём состоит этот их путь? Ну ладно, ты нищенствуешь, скитаешься – это и другие делали, это куда ни шло. Но зачем так издеваться над собственными родителями, когда ты им причиняешь очень большую скорбь? > Но это еще тоже другие делали ради каких-то высоких целей, хотя бы для того, чтобы уйти из дома и скрыться в монашестве, потому что добровольно родители не поймут и не отпустят. Но ты же этим не удовлетворяешься, ты же приходишь к тем же самым родителям, смотришь, как они страдают, а они не могут утешиться от потери любимого сына. И потом, когда они, наконец, после смерти узнают, кто это такой был, то они начинают терзаться всякими комплексами вины. Современному человеку в обычных наших житейских категориях совершенно этого не понять. Что же на это можно ответить? > Мы привыкли, что святые зачастую обличают разных людей, которые вроде бы христиане, но на самом деле живут вроде бы не христианскими интересами. При этом они могут быть мирянами, а могут быть монахами, когда у них какое-то лицемерие или обрядоверие. Это правильно, этого очень много. Но здесь мы видим даже не только это, и даже не столько это – ведь Алексий, человек Божий, не обличал никакого обрядоверия. Все как жили, так и жили – и слуги, и родители. Никого он не наставлял словом Божиим, в этом смысле от него никакой совершенно пользы не было. > Но получается здесь другое – он посягает на основы человеческой жизни, на отношения между родителями и детьми как таковыми, которые Церковь всячески одобряет и благословляет на сохранение семейных устоев, на то, чтобы общество само на этих устоях как-то развивалось. А тут получается, что эти устои отрицаются в самом чувствительном месте. > Дело в том, что христианство не только несовместимо с обрядоверием, лицемерием и так далее, но оно вообще не совместимо с человеческой жизнью. Это надо понять честно и, не скрываясь, это сказать. Собственно говоря, в Евангелии мы это и читаем: "Не мир Я пришел принести вам, но меч", — говорит Христос. > Конечно, если мы будем читать Евангелие в пересказе Льва Толстого, то там все эти места убраны. А если будем читать Евангелие так, как оно есть, и читать подряд, ничего не пропуская, то там найдем о мече, который разделяет родителей от детей, брата от сестры и так далее. То есть про случай детей и родителей даже непосредственно сказано в Евангелии. > Христианство требует абсолютно полной, тотальной обращенности человека к Богу. Конечно, когда речь идет о человеческом обществе, пусть оно даже называется христианским, то этого от общества в целом требовать невозможно. Дай Бог, чтобы общество жило хотя бы по нормам Ветхого Завета. И никогда в христианских государствах, в том числе и святые, от общества большего и не требовали, но обычно даже и этого не удавалось осуществить. > Но само христианство для тех, кто хочет его принять и жить по Новому Завету, оно оборачивается вот именно этим. И некоторые святые брали на себя не только то, что мы все должны на себя брать, то есть самим отрекаться от своей жизни, как это в Евангелии и требуется, потерять свою душу для того, чтобы приобрести Царство Небесное, но и показывать это другим, в том числе, своим близким и родителям. > Многие выходки юродивых тоже были такими. Со стороны они кажутся просто бессмысленной жестокостью, глумлением. Например, как объяснить, зачем Симеон Юродивый в голом виде заходил в женские бани? Конечно, для того, чтобы его там избили, чтобы погоня за ним была какая-то. Ну, а это зачем? Или еще какие-то более кошмарные сцены, которые юродивые устраивали. Зачем это нужно? > Это нужно для того, чтобы оскорбить само человеческое достоинство. Если мы христиане, то мы должны понимать, что мы живем не человеческим достоинством, что в нас есть что-то более глубокое, ради чего мы живем. Вот об этом они напоминают. Конечно, по отношению к живым людям, это всё хирургические операции — такие выходки по отношению к людям кажутся сверх-жестокими. Но хирургией должны заниматься не кто попало, а специально обученные люди. > Мы знаем, что в телесной медицине на хирурга надо очень долго учиться, и даже не всем возможно научиться. И очень много усилий потратить с пользой можно только тогда, когда у тебя есть к этому способности. Нечто подобное и такая духовная хирургия. Она тоже требует не просто больших трудов, но способностей. А что это за способности? Что считается эквивалентом способностей? Это особое Божие призвание. > У нас у всех есть призвание к спасению души. Но обычно у нас есть призвание спасать свою душу в том или ином образе жизни — это тоже воля Божия. Есть массовые образы жизни, к ним можно отнести даже и монашество, притом, что далеко не всем надо становиться монахами. А вот есть такие призвания, которые совсем для единиц. Вот как раз юродство и такая жизнь, как у Алексия, человека Божия, — еще, кстати, более редкая, чем юродство — это из такой серии. > И такая "хирургия" нужна. Пусть мы в своей жизни никогда не увидим подобных историй, но мы все, по крайней мере, можем это прочитать. И если мы даже не сумеем объяснить, то ощущение у нас сохранится, что христианство состоит в чём-то совершенно своем — в том, чтобы быть с Богом, и больше ни в чём, — не в том, чтобы быть с какими-то людьми. > Это, я думаю, доходчиво объясняется примерами такого жития, даже когда мы об этом читаем в книге.
[ епископ Григорий (Лурье).
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *На свой взгляд человек всегда прав, / но Господь испытывает сердца. Поступающий праведно и справедливо угодней Господу, чем приносящий жертвы. ... Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде. Кто добивается богатства ложью - гонится за пустотой, стремится к смерти. Злодеяния нечестивцев их же и погубят: ведь они отказались поступать справедливо. ... Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят. ... Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится. Кто любит веселье, не знает достатка, кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ... Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает. Кто стремится к праведности и верности, найдет и жизнь, и праведность, и почет.* (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, нов. пер. РБО - частично вкл. чт-е вт) * * * *И теперь говорит Господь (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова и собрался бы к Нему весь Израиль; я славен в очах Господа, мой Бог стал моей силой) - говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля, - Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!' *Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт, кто в презрении у народов, рабу владык: - Увидев тебя, цари будут вставать, владыки будут падать ниц, ради Господа (верен Он!), ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!). *Так говорит Господь: - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья, в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню, ты - Мой договор с народом: ты возродишь землю, раздашь запустевшие владенья, скажешь узникам: 'Выходите!' - скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!' *Вдоль дорог они пастбища себе найдут, все голые холмы станут пажитями для них.* (Ис.49:5-9, перевод: А. Графов - частично вкл. чт-е вторн.) * * * *"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул; но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"* *Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря, и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"* *Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим, и Царю Христу, верные, воскликнем: благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!* *В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей. И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня, дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя, крича: "осанна Богу!"!"* *В гробнице Лазарь второй день сегодня, и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные; Христос же идет к нему со святыми апостолами, дабя явить великое чудо.* *На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый, Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть, ведь живешь на земле подбно нам, людям. Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе; Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять; смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых. А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости, воспеваем могущество благости Твоей, Господи.* (из Постной Триоди, рус.пер.) * * * *Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче, чтобы прославить в ней величие Твое и неизреченное нас ради промышление Твое, единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь) * * * "Веровать - значит так относиться к Христу,
чтобы Он стал ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2782.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|