=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> Сегодня <(17/30  марта)> мы совершаем память одного из самых любимых в народе святых - Алексия, человека Божия, который жил в Сирии, в Эдессе, ориентировочно в VI веке. Житие его является примером, с одной стороны, очень любимого народом рассказа, а, с другой стороны, и страшноватого. Он был сыном в знатной семье, и его уже почти женили, но когда он остался наедине со своей невестой, то он объявил ей о своем намерении странничать и принять жизнь нищую и убогую. И после этого он скрылся, скитался некоторое время, а потом уже изменился от этого образа жизни настолько, что смог вернуться в свой дом под  видом нищего, и даже родители его не узнали. Дальше он как-то подрабатывал, просил милостыню, терпел поношения от своих собственных слуг, которые тоже его не узнавали. Это продолжалось очень много лет, а родители всё это время скорбели о его исчезновении, все пытались узнать, куда он делся, но ничего у них из этого не получалось, конечно же.

> Вот он смотрел, как они скорбят, и продолжал ничего о себе не говорить. И только после его смерти вся эта история выяснилась, и родители узнали о том, что это и был их сын. При этом у них было огромное чувство вины, что они с ним плохо обращались.

> На взгляд современного человека – это просто какой-то ужас, а не рассказ. И таких святых несколько – есть еще Иоанн с Евангелием, и другие аналогичные примеры. Вот такой подвиг брали на себя некоторые святые. В чём состоит этот их путь? Ну ладно, ты нищенствуешь, скитаешься – это и другие делали, это куда ни шло. Но зачем так издеваться над собственными родителями, когда ты им причиняешь очень большую скорбь?

> Но это еще тоже другие делали ради каких-то высоких целей, хотя бы для того, чтобы уйти из дома и скрыться в монашестве, потому что добровольно родители не поймут и не отпустят. Но ты же этим не удовлетворяешься, ты же приходишь к тем же самым родителям, смотришь, как они страдают, а они не могут утешиться от потери любимого сына. И потом, когда они, наконец, после смерти узнают, кто это такой был, то они начинают терзаться всякими комплексами вины. Современному человеку в обычных наших житейских категориях совершенно этого не понять. Что же на это можно ответить?

> Мы привыкли, что святые зачастую обличают разных людей, которые вроде бы христиане, но на самом деле живут вроде бы не христианскими интересами. При этом они могут быть мирянами, а могут быть монахами, когда у них какое-то лицемерие или обрядоверие. Это правильно, этого очень много. Но здесь мы видим даже не только это, и даже не столько это – ведь Алексий, человек Божий, не обличал никакого обрядоверия. Все как жили, так и жили – и слуги, и родители. Никого он не наставлял словом Божиим, в этом смысле от него никакой совершенно пользы не было.

> Но получается здесь другое – он посягает на основы человеческой жизни, на отношения между родителями и детьми как таковыми, которые Церковь всячески одобряет и благословляет на сохранение семейных устоев, на то, чтобы общество само на этих устоях как-то развивалось. А тут получается, что эти устои отрицаются в самом чувствительном месте.

> Дело в том, что христианство не только несовместимо с обрядоверием, лицемерием и так далее, но оно вообще не совместимо с человеческой жизнью. Это надо понять честно и, не скрываясь, это сказать. Собственно говоря, в Евангелии мы это и читаем: "Не мир Я пришел принести вам, но меч", — говорит Христос.

> Конечно, если мы будем читать Евангелие в пересказе Льва Толстого, то там все эти места убраны. А если будем читать Евангелие так, как оно есть, и читать подряд, ничего не пропуская, то там найдем о мече, который разделяет родителей от детей, брата от сестры и так далее. То есть про случай детей и родителей даже непосредственно сказано в Евангелии.

> Христианство требует абсолютно полной, тотальной обращенности человека к Богу. Конечно, когда речь идет о человеческом обществе, пусть оно даже называется христианским, то этого от общества в целом требовать невозможно. Дай Бог, чтобы общество жило хотя бы по нормам Ветхого Завета. И никогда в христианских государствах, в том числе и святые, от общества большего и не требовали, но обычно даже и этого не удавалось осуществить.

> Но само христианство для тех, кто хочет его принять и жить по Новому Завету, оно оборачивается вот именно этим. И некоторые святые брали на себя не только то, что мы все должны на себя брать, то есть самим отрекаться от своей жизни, как это в Евангелии и требуется, потерять свою душу для того, чтобы приобрести Царство Небесное, но и показывать это другим, в том числе, своим близким и родителям.

> Многие выходки юродивых тоже были такими. Со стороны они кажутся просто бессмысленной жестокостью, глумлением. Например, как объяснить, зачем Симеон Юродивый в голом виде заходил в женские бани? Конечно, для того, чтобы его там избили, чтобы погоня за ним была какая-то. Ну, а это зачем? Или еще какие-то более кошмарные сцены, которые юродивые устраивали. Зачем это нужно?

> Это нужно для того, чтобы оскорбить само человеческое достоинство. Если мы христиане, то мы должны понимать, что мы живем не человеческим достоинством, что в нас есть что-то более глубокое, ради чего мы живем. Вот об этом они напоминают. Конечно, по отношению к живым людям, это всё хирургические операции — такие выходки по отношению к людям кажутся сверх-жестокими. Но хирургией должны заниматься не кто попало, а специально обученные люди.

> Мы знаем, что в телесной медицине на хирурга надо очень долго учиться, и даже не всем возможно научиться. И очень много усилий потратить с пользой можно только тогда, когда у тебя есть к этому способности. Нечто подобное и такая духовная хирургия. Она тоже требует не просто больших трудов, но способностей. А что это за способности? Что считается эквивалентом способностей? Это особое Божие призвание.

> У нас у всех есть призвание к спасению души. Но обычно у нас есть призвание спасать свою душу в том или ином образе жизни — это тоже воля Божия. Есть массовые образы жизни, к ним можно отнести даже и монашество, притом, что далеко не всем надо становиться монахами. А вот есть такие призвания, которые совсем для единиц. Вот как раз юродство и такая жизнь, как у Алексия, человека Божия, — еще, кстати, более редкая, чем юродство — это из такой серии.

> И такая "хирургия" нужна. Пусть мы в своей жизни никогда не увидим подобных историй, но мы все, по крайней мере, можем это прочитать. И если мы даже не сумеем объяснить, то ощущение у нас сохранится, что христианство состоит в чём-то совершенно своем — в том, чтобы быть с Богом, и больше ни в чём, — не в том, чтобы быть с какими-то людьми.

> Это, я думаю, доходчиво объясняется примерами такого жития, даже когда мы об этом читаем в книге.

                 [ епископ Григорий (Лурье).
                   "
Страшная сторона христианства".
                   Слово на литургии Преждеосвященных Даров
                   в день памяти Алексия, Человека Божия (17/30.03.2012)
                   portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=arh&id=658 ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*На свой взгляд человек всегда прав, / но Господь испытывает сердца.

 Поступающий праведно и справедливо

                         угодней Господу, чем приносящий жертвы. ...

 Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде.

 Кто добивается богатства ложью -

                            гонится за пустотой, стремится к смерти.

 Злодеяния нечестивцев их же и погубят:

                      ведь они отказались поступать справедливо. ...

 Кто при жалобных криках затыкает уши,

                         сам однажды завопит, но ему не ответят. ...

 Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится.

 Кто любит веселье, не знает достатка,

                    кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ...

 Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает.

 Кто стремится к праведности и верности,

                            найдет и жизнь, и праведность, и почет.*

 (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, нов. пер. РБО - частично вкл. чт-е вт)

                                * * *

*И теперь говорит Господь

 (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему,

  чтобы вернул я к Нему Иакова

   и собрался бы к Нему весь Израиль;

  я славен в очах Господа,

  мой Бог стал моей силой) -

 говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой,

 что ты возродишь племена Иакова,

  приведешь назад остаток Израиля, -

 Я также сделаю тебя светом для всех народов,

 чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!'

*Так говорит Господь,

  Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,

 кто в презрении у народов, рабу владык:

 - Увидев тебя, цари будут вставать,

    владыки будут падать ниц,

   ради Господа (верен Он!),

    ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).

*Так говорит Господь:

 - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,

    в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню,

   ты - Мой договор с народом:

   ты возродишь землю,

    раздашь запустевшие владенья,

   скажешь узникам: 'Выходите!' -

    скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!'

*Вдоль дорог они пастбища себе найдут,

  все голые холмы станут пажитями для них.*

            (Ис.49:5-9, перевод: А. Графов - частично вкл. чт-е вторн.)

                                * * *

*"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул;

 но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"*

*Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря,

 и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"*

*Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим,

 и Царю Христу, верные, воскликнем:

 благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!*

*В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей.

 И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня,

 дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя,

 крича: "осанна Богу!"!"*

*В гробнице Лазарь второй день сегодня,

 и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные;

 Христос же идет к нему со святыми апостолами,

 дабя явить великое чудо.*

*На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый,

 Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть,

 ведь живешь на земле подбно нам, людям.

 Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе;

 Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять;

 смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых.

 А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости,

 воспеваем могущество благости Твоей, Господи.*

                                         (из Постной Триоди, рус.пер.)

                                * * *

*Душеполезную завершив Четыредесятницу,

 и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче,

 чтобы прославить в ней величие Твое

 и неизреченное нас ради промышление Твое,

 единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь)

                                * * *

"Веровать - значит так относиться к Христу, чтобы Он стал
основой нашего существования, началом и Целью жизни, мерилом и стимулом".
                                                             (Р.Гвардини)

             *********************************************

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2782.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm