=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
> Пророчества о Суде> Одним из основных аспектов пророческой деятельности Иоанна Крестителя было, видимо, предупреждение. Подобно некоторым древним еврейским пророкам, Иоанн грозно возвещал: если израильский народ не покается, Бог вскоре будет его судить. Креститель был в I веке не единственным продолжателем этой традиции предупреждений.{} <....> > Как выглядели эти предупреждения? Еврейские пророки обычно возвещали суд Бога над Своим непокорным народом и (иногда) начало нового движения, время, когда Бог снова окажет израильтянам милость. Иисус делал и то, и другое. > Чтобы оценить всё значение этой традиции, имеет смысл привести некоторые характерные ее особенности, как они представлены у синоптиков. > Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22/Лк 9:60). > Не вливают вина молодого в <старые мехи> (Мф 9:17/Мк 2:22/Лк 5:37–38). > Израиль — потерянная овца, <у которой нет пастуха> (Мф 9:36). > <В День Суда> Содому и Гоморре будет <легче>, чем непокаявшимся (Мф 10:15/Лк 10:12; ср. Мф 11:20–24/Лк 10:13–15). > Авраам, Исаак и Иаков примут язычников в Царство, а сыны Царства будут <изгнаны> (Мф 8:11–12/Лк 13:28–29). > Израильтяне должны скорее мириться со своими обвинителями, чтобы не попасть в тюрьму (Мф 5:25–26/Лк 12:58–59). > Израильтяне подобны соли, переставшей быть соленой. Такая соль уже <ни на что> не годна, как разве выбросить ее вон, <под ноги> людям (Мф 5:13/ Мк 9:50/Лк 14:34–35). > Кто <постыдится признать> Сына Человеческого, того постыдится и Сын Человеческий (Мк 8:38/Лк 9:26). > Лучше пожертвовать важными частями тела, чем целиком угодить в геенну (Мф 5:29–30/Мк 9:4348). {Ср. Мф 18:8–9. Геенна была иерусалимской мусорной свалкой, где горели огни. С ней стали сравнивать место огненного посмертного суда. ...} > Есть узкие врата, ведущие в Жизнь, которые находят немногие. И есть широкие врата, ведущие в погибель, которыми идут многие (Мф 7:13–14/ Лк 13:24). > В настоящем Израиль напоминает поле, на котором пшеница перемешана с <сорными травами>. Однако наступит день суда и разделения (Мф 13:24–30,36-43).{Ср. Фома 57.} > Израиль напоминает рыбу в сети, где есть и хорошая, и плохая рыба. Скоро сеть вытащат на берег и плохих рыб выбросят (Мф 13:47–50). {Ср. Фома 8.} > Хозяин дома придет и накажет недобросовестных рабов (Мф 24:45–51/Лк 12:42-46). {Ср. Мк 13:33–37.} > Первые <станут> последними, а последние — первыми (Мф 19:30/Мк 10:31/ Лк 13:30). > Ниневия осудит это поколение, ибо она покаялась от проповеди Ионы, а здесь нечто большее, чем Иона (Мф 12:39-41/Лк 11:29–32).{Ср. Мф 16:4.} > Это поколение будет похоже на человека, из которого сначала вышел нечистый дух, а потом в него вошли еще худшие духи (Мф 12:43-45/Лк 11:24–26). > Люди, с которыми произошли трагедии, были не грешнее прочих. Однако если израильтяне не покаются, они все погибнут: их перебьют римские войска, или на них обвалятся здания (Лк 13:1–5). > Если дерево не принесет в этот год плода, его срубят (Лк 13:6–9). <...> > На грядущем великом свадебном пире приглашенные оказались недостойны (Мф 22:1–14/Лк 14:15–24/Фома 64). > Израильтяне будут подобны птенцам, оставшимся без матери, незащищенным в огне (Мф 23:37/Лк 13:34).{Ср. Ис 31:5.} > ГОСПОДЬ оставит Храм <без защиты, предоставив его> своей участи (Мф 23:38/Лк 13:35). {Ср. 3 Цар 9:7 сл.; Иер 12:7; 22:5; Иез 10:18сл.; 11:22сл.; Тов 14:4.} > Как потоп погубил современников Ноя, так погибнет и это поколение (Мф 24:37–39/Лк 17:26–27). > Как жену Лота неожиданно застиг суд, так неожиданно застигнет суд и это поколение (Лк 17:32). > Будут глупые девы, неготовые к приходу жениха (Мф 25:1–13). > Будут глупые рабы, прячущие талант в землю или завертывающие его в платок (Мф 25:14–30/Лк 19:11–27). {Ср. Евангелие назореев 18.} > Будут упрямые подданные, которым придется расплатиться, когда законный царь явится царствовать (Лк 19:14,27). > Будут не только овцы, но и козлы (Мф 25:31–46). > На это поколение <падет кара за кровь всех праведников, пролитую на земле, от крови Авеля до крови Захарии> (Мф 23:35<-36>/Лк 11:<50->51). > Храм будет разрушен и, возможно, восстановлен (Мк 14:58/Мф 26:61; ср. Мк 13:2/Мф 24:2/Лк 21:6 и т.д.; Лк 19:43сл.; Мк 15:29/Мф 27:40; Фома 71; ср. Деян 6:14). > Если не слушают Моисея и пророков, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31). > Этот список предупреждений и угроз внушителен по любым меркам. <.....> Если перед народом Иисус представал как «пророк речи», то такого рода речения (или большинство из них) абсолютно естественны и даже прогнозируемы. В призвание и роль пророка входит объявить Израилю, что избранный тем путь ведет к бедствию. Если Иисус ничего подобного не говорил, непонятно, почему его считали пророком.{} > Более того, эти речения относятся к классическому профетическому типу. Избегая неверного их понимания как указаний на конец нашего пространственно–временного континуума,{} мы можем постулировать: они предрекают конец нынешнему народу израильскому, если тот не покается. В печальной, благородной и глубоко еврейской традиции Илии, Иеремии и Иоанна Крестителя Иисус возвещал грядущий суд Бога Израилева на Свой народ, — суд, который можно осмыслить лишь в богословских категориях. В центре катастрофы будет разрушение Храма. (Создается впечатление, что Иисуса неслучайно обвиняют в том, что он — самарянин.{Ин 8:48.} Ведь самаряне были известны своей оппозицией Иерусалимскому Храму, и Иисус, высказываясь против него, рисковал быть причисленным к их числу, — хотя Храм обличали и другие, например, ессеи.) Строго говоря, необязательно было быть пророком, чтобы понимать: если израильтяне не изменят своего отношения к Риму, им грозит бедствие. {Ср. предсказания Иосифа Флавия (Иосиф Флавий, Иудейская война. 5.399-419).} Иисус, похоже, предостерегал против лжепророков, которые, подобно противникам Иеремии, советовали народу уповать на Храм, {Иер 7:1–34. Относительно попытки уповать на Храм даже в конце осады 70 года н. э. см. Иосиф Флавий, Иуд. войн. 6.285. После гибели Храма его доблестные защитники просили разрешения покинуть город: Иосиф Флавий, Иуд. войн. 6. 351} или, подобно противникам Михея, сына Иемвлая, советовали сражаться и сопротивляться в расчете на победу. Иисус, как и Михей, видел всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, и интерпретировал этот грядущий суд не как случайность или несчастливое политическое событие, но как гнев ГОСПОДА на Свой народ. Именно это отличает пророка от политолога. {3Цар 22. Относительно этой критики см., например. Мф 12:31–50; Мф 23 и т.д. (с параллелями). ...} «Если с зеленеющим деревом это делают, то <что же будет с сухим>?» {Лк 23:31. ...} Иерусалим — город, убивающий пророков и <побивающий камнями тех, кто послан> к нему; Иисус приходит как последний в череде пророков, {См. Мк 12:6 пар.; Мф 23:34–39/Лк 11:49–52; 13:34–35.} ожидая участь не лучшую (даже худшую!), чем его предшественники. Учитывая обычную судьбу пророков, нас не должно удивлять и предощущение Иисусом своей гибели. > Можно заключить, что, взятые в совокупности, факты указывают в одном направлении: обычная деятельность Иисуса — это деятельность пророка, в смысле возвещения израильтянам срочной Вести от избравшего их Бога. > <...> Иисус не только выступал с грозными предупреждениями, но и радушно принимал тех, кто внял его Вести. Он собрал вокруг себя разношерстную компанию людей, откликнувшихся на его проповедь. И это входило в его пророческое служение. Общий же эффект очевиден. Люди в целом считали его великим пророком, подобным пророкам древности, возвещающим Израилю близкий суд и оправдание. Они видели, что в его Вести его собственная личность играет ключевую роль. > Пересказу Иисусом израильской истории и его пророческому возвещению Суда четко соответствует другая сторона его пророческой деятельности. Эта сторона связана с его действиями. <.....>
также к темам чтений начала Страстной седмицы см.: +++ св. Ефрем Сирин: о грешнице, помазавшей Господа миром messia.ru/rasylka/011/2675.htm#B (+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.* *Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям: "Что вы мне", - он сказал, - "дадите, и я вам предам Его в руки ваши?" От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!* *О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, - "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!" При втором Твоем страшном пришествии, Владыка, сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим, презрев множество моих согрешений.* *Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.* *В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, - одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.* *От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи, слава Тебе!"* *Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего.* *Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.* *Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки участием в Твоих страданиях и, славы одеянием украсив, красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви в Твоем Царстве, как Милосердный!* *Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: "Войди, раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.* (Из богослужения Великого Вторника, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * *Вот, Жених приходит в полночь, *Блудница приступила к Тебе, мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец, и от смрада зол избавляется повелением Твоим! Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный, ее отвергает и нечистотою покрывается, по сребролюбию продавая Тебя. Слава, Христе, милосердию Твоему!* *Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: "От дел моих нечистых меня избавь!"* *Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась, возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные, в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием, которому блудники и распутные подвергнутся. Я являюсь первым из их числа, и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный. Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла, взывая ко Искупителю: "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"* *Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником, лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога, ради которого был отпущен долг грехов, торгуя боголюбезной благодатью. Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!* *Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая: "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"* (Из богослужения Великой Среды, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * *Цельтесь в небо - попадете и в землю; ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2785.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|