=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

> Пророчества о Суде

 

>  Одним из основных аспектов пророческой деятельности Иоанна Крестителя было, видимо, предупреждение. Подобно некоторым древним еврейским пророкам, Иоанн грозно возвещал: если израильский народ не покается, Бог вскоре будет его судить. Креститель был в I веке не единственным продолжателем этой традиции предупреждений.{} <....>

>  Как выглядели эти предупреждения? Еврейские пророки обычно возвещали суд Бога над Своим непокорным народом и (иногда) начало нового движения, время, когда Бог снова окажет израильтянам милость. Иисус делал и то, и другое.

>  Чтобы оценить всё значение этой традиции, имеет смысл привести некоторые характерные ее особенности, как они представлены у синоптиков.

>  Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22/Лк 9:60).

>  Не вливают вина молодого в <старые мехи> (Мф 9:17/Мк 2:22/Лк 5:37–38).

>  Израиль — потерянная овца, <у которой нет пастуха> (Мф 9:36).

>  <В День Суда> Содому и Гоморре будет <легче>, чем непокаявшимся (Мф 10:15/Лк 10:12; ср. Мф 11:20–24/Лк 10:13–15).

>  Авраам, Исаак и Иаков примут язычников в Царство, а сыны Царства будут <изгнаны> (Мф 8:11–12/Лк 13:28–29).

>  Израильтяне должны скорее мириться со своими обвинителями, чтобы не попасть в тюрьму (Мф 5:25–26/Лк 12:58–59).

>  Израильтяне подобны соли, переставшей быть соленой. Такая соль уже <ни на что> не годна, как разве выбросить ее вон, <под ноги> людям (Мф 5:13/ Мк 9:50/Лк 14:34–35).

>  Кто <постыдится признать> Сына Человеческого, того постыдится и Сын Человеческий (Мк 8:38/Лк 9:26).

>  Лучше пожертвовать важными частями тела, чем целиком угодить в геенну (Мф 5:29–30/Мк 9:4348). {Ср. Мф 18:8–9. Геенна была иерусалимской мусорной свалкой, где горели огни. С ней стали сравнивать место огненного посмертного суда. ...}

>  Есть узкие врата, ведущие в Жизнь, которые находят немногие. И есть широкие врата, ведущие в погибель, которыми идут многие (Мф 7:13–14/ Лк 13:24).

>  В настоящем Израиль напоминает поле, на котором пшеница перемешана с <сорными травами>. Однако наступит день суда и разделения (Мф 13:24–30,36-43).{Ср. Фома 57.}

>  Израиль напоминает рыбу в сети, где есть и хорошая, и плохая рыба. Скоро сеть вытащат на берег и плохих рыб выбросят (Мф 13:47–50). {Ср. Фома 8.}

>  Хозяин дома придет и накажет недобросовестных рабов (Мф 24:45–51/Лк 12:42-46). {Ср. Мк 13:33–37.}

>  Первые <станут> последними, а последние — первыми (Мф 19:30/Мк 10:31/ Лк 13:30).

>  Ниневия осудит это поколение, ибо она покаялась от проповеди Ионы, а здесь нечто большее, чем Иона (Мф 12:39-41/Лк 11:29–32).{Ср. Мф 16:4.}

>  Это поколение будет похоже на человека, из которого сначала вышел нечистый дух, а потом в него вошли еще худшие духи (Мф 12:43-45/Лк 11:24–26).

>  Люди, с которыми произошли трагедии, были не грешнее прочих. Однако если израильтяне не покаются, они все погибнут: их перебьют римские войска, или на них обвалятся здания (Лк 13:1–5).

>  Если дерево не принесет в этот год плода, его срубят (Лк 13:6–9).

<...>

>  На грядущем великом свадебном пире приглашенные оказались недостойны (Мф 22:1–14/Лк 14:15–24/Фома 64).

>  Израильтяне будут подобны птенцам, оставшимся без матери, незащищенным в огне (Мф 23:37/Лк 13:34).{Ср. Ис 31:5.}

>  ГОСПОДЬ оставит Храм <без защиты, предоставив его> своей участи (Мф 23:38/Лк 13:35). {Ср. 3 Цар 9:7 сл.; Иер 12:7; 22:5; Иез 10:18сл.; 11:22сл.; Тов 14:4.}

>  Как потоп погубил современников Ноя, так погибнет и это поколение (Мф 24:37–39/Лк 17:26–27).

>  Как жену Лота неожиданно застиг суд, так неожиданно застигнет суд и это поколение (Лк 17:32).

>  Будут глупые девы, неготовые к приходу жениха (Мф 25:1–13).

>  Будут глупые рабы, прячущие талант в землю или завертывающие его в платок (Мф 25:14–30/Лк 19:11–27). {Ср. Евангелие назореев 18.}

>  Будут упрямые подданные, которым придется расплатиться, когда законный царь явится царствовать (Лк 19:14,27).

>  Будут не только овцы, но и козлы (Мф 25:31–46).

>  На это поколение <падет кара за кровь всех праведников, пролитую на земле, от крови Авеля до крови Захарии> (Мф 23:35<-36>/Лк 11:<50->51).

>  Храм будет разрушен и, возможно, восстановлен (Мк 14:58/Мф 26:61; ср. Мк 13:2/Мф 24:2/Лк 21:6 и т.д.; Лк 19:43сл.; Мк 15:29/Мф 27:40; Фома 71; ср. Деян 6:14).

>  Если не слушают Моисея и пророков, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31).

>  Этот список предупреждений и угроз внушителен по любым меркам. <.....> Если перед народом Иисус представал как «пророк речи», то такого рода речения (или большинство из них) абсолютно естественны и даже прогнозируемы. В призвание и роль пророка входит объявить Израилю, что избранный тем путь ведет к бедствию. Если Иисус ничего подобного не говорил, непонятно, почему его считали пророком.{}

>  Более того, эти речения относятся к классическому профетическому типу. Избегая неверного их понимания как указаний на конец нашего пространственно–временного континуума,{} мы можем постулировать: они предрекают конец нынешнему народу израильскому, если тот не покается. В печальной, благородной и глубоко еврейской традиции Илии, Иеремии и Иоанна Крестителя Иисус возвещал грядущий суд Бога Израилева на Свой народ, — суд, который можно осмыслить лишь в богословских категориях. В центре катастрофы будет разрушение Храма. (Создается впечатление, что Иисуса неслучайно обвиняют в том, что он — самарянин.{Ин 8:48.} Ведь самаряне были известны своей оппозицией Иерусалимскому Храму, и Иисус, высказываясь против него, рисковал быть причисленным к их числу, — хотя Храм обличали и другие, например, ессеи.) Строго говоря, необязательно было быть пророком, чтобы понимать: если израильтяне не изменят своего отношения к Риму, им грозит бедствие. {Ср. предсказания Иосифа Флавия (Иосиф Флавий, Иудейская война. 5.399-419).} Иисус, похоже, предостерегал против лжепророков, которые, подобно противникам Иеремии, советовали народу уповать на Храм, {Иер 7:1–34. Относительно попытки уповать на Храм даже в конце осады 70 года н. э. см. Иосиф Флавий, Иуд. войн. 6.285. После гибели Храма его доблестные защитники просили разрешения покинуть город: Иосиф Флавий, Иуд. войн. 6. 351} или, подобно противникам Михея, сына Иемвлая, советовали сражаться и сопротивляться в расчете на победу. Иисус, как и Михей, видел всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, и интерпретировал этот грядущий суд не как случайность или несчастливое политическое событие, но как гнев ГОСПОДА на Свой народ. Именно это отличает пророка от политолога. {3Цар 22. Относительно этой критики см., например. Мф 12:31–50; Мф 23 и т.д. (с параллелями). ...} «Если с зеленеющим деревом это делают, то <что же будет с сухим>?» {Лк 23:31. ...} Иерусалим — город, убивающий пророков и <побивающий камнями тех, кто послан> к нему; Иисус приходит как последний в череде пророков, {См. Мк 12:6 пар.; Мф 23:34–39/Лк 11:49–52; 13:34–35.} ожидая участь не лучшую (даже худшую!), чем его предшественники. Учитывая обычную судьбу пророков, нас не должно удивлять и предощущение Иисусом своей гибели.

>  Можно заключить, что, взятые в совокупности, факты указывают в одном направлении: обычная деятельность Иисуса — это деятельность пророка, в смысле возвещения израильтянам срочной Вести от избравшего их Бога.

>  <...> Иисус не только выступал с грозными предупреждениями, но и радушно принимал тех, кто внял его Вести. Он собрал вокруг себя разношерстную компанию людей, откликнувшихся на его проповедь. И это входило в его пророческое служение. Общий же эффект очевиден. Люди в целом считали его великим пророком, подобным пророкам древности, возвещающим Израилю близкий суд и оправдание. Они видели, что в его Вести его собственная личность играет ключевую роль.

>  Пересказу Иисусом израильской истории и его пророческому возвещению Суда четко соответствует другая сторона его пророческой деятельности. Эта сторона связана с его действиями. <.....>

      Том Райт. Из книги "Иисус и победа Бога" (5.4.iii.в)
        (Перевод: Г. Ястребов.) ]

 

 

 

также к темам чтений начала Страстной седмицы см.:

+++ св. Ефрем Сирин: о грешнице, помазавшей Господа миром

              messia.ru/rasylka/011/2675.htm#B (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*С любовью, братия, примем Жениха,

 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,

 чтобы нам, как разумным Господним девам,

 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,

 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*

*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,

 священники и книжники коварно по зависти собрав,

 подвигли Иуду на предательство;

 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:

 "Что вы мне", - он сказал, - "дадите,

  и я вам предам Его в руки ваши?"

  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*

*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,

 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:

 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*

*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?

 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?

 Что занимаешься бесследно утекающим?

 Последний час отныне наступил,

 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.

 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:

 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,

 не сруби меня как бесплодную смоковницу,

 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:

 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*

*"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, -

 "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!"

  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,

  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,

  презрев множество моих согрешений.*

*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,

 но одежды не имею, чтобы войти в него.

 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*

*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?

 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, -

 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,

 и, связанный, изгнан буду Ангелами.

 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*

*От душевного нерадения задремав,

 не приобрел я, Жених мой, Христе,

 светильника, горящего добродетелями,

 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.

 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,

 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,

 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,

 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:

 "Господи, слава Тебе!"*

*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,

 не скрывай слова Божия,

 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,

 войти тебе в радость Господа Твоего.*

*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,

 ибо Он подает рабам Своим богатство;

 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:

 один мудрость да употребляет на добрые дела,

 а другой служение просвещения да совершает.

 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,

 и да раздает богатство бедным иной:

 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,

 и как верные распорядители благодати

 радости со своим Владыкой удостоимся.

 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*

*Жених, цветущий красотою более всех людей,

 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!

 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки

 участием в Твоих страданиях

 и, славы одеянием украсив,

 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви

 в Твоем Царстве, как Милосердный!*

*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.

 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,

 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,

 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,

 и услышать блаженный глас:

 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"

 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,

 по великой Твоей милости.* (Из богослужения Великого Вторника,

                             перевод: иером. Амвросий (Тимрот))

                                * * *

*Вот, Жених приходит в полночь,
 и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
 но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
 Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,
 и заключена вне Царствия,
 но воспрянь, взывая:
 "Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!"*

*Блудница приступила к Тебе,

 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,

 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!

 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,

 ее отвергает и нечистотою покрывается,

 по сребролюбию продавая Тебя.

 Слава, Христе, милосердию Твоему!*

*Больше чем блудница беззаконий совершив,

 слез потоков я Тебе вовсе не принес;

 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,

 с любовью целуя пречистые ноги Твои,

 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,

 взывающему Тебе, Спаситель:

 "От дел моих нечистых меня избавь!"*

*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,

 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,

 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,

 которому блудники и распутные подвергнутся.

 Я являюсь первым из их числа,

 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.

 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,

 взывая ко Искупителю:

 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*

*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,

 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,

 ради которого был отпущен долг грехов,

 торгуя боголюбезной благодатью.

 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*

*Приступила женщина смрадная и оскверненная,

 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:

 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!

  Меня, умершую, из бездны подними,

  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.

  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*

                                      (Из богослужения Великой Среды,

                                    перевод: иером. Амвросий (Тимрот))

* * *

*Цельтесь в небо - попадете и в землю;
  цельтесь в землю - не попадете никуда!* (CSL)

             *********************************************

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2785.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm